Сонник Миллера. Истолкование 10 000 снов

Густавус Хиндман Миллер, 2023

Густавус Хиндман Миллер родился в США в 1857 году и умер в декабре 1929 года там же. Он был купцом, фабрикантом, финансистом, капиталистом, писателем и гражданином г. Чаттануги, шт. Теннесси. Не войдя в Американскую и Британскую энциклопедии как выдающийся автор, он тем не менее создал один из наиболее полных и всеобъемлющих трудов посвященных проблеме снов. Его книга «Что во сне или Истолкование 10 000 снов» вышла в 1901 году и за истекшие 120 лет выдержала массу переизданий в США и всем мире.Книга публикуется в авторской орфографии и пунктуации

Оглавление

Предлагаем читателю одно из лучших и уж точно одно из наиболее авторитетных пособий по разгадыванию снов, принадлежащее перу американского проповедника конца XIX века, Густавуса Хиндмана Миллера. Автор при составлении своего пособия воспользовался собственной оригинальной методикой, замешанной на оккультизме и спиритизме, и потому настоящая книга за истекшие сто с лишним лет вызвала массу переизданий по обе стороны Атлантики, множество перепевок и подражаний. Мы в настоящем издании приводим оригинальный текст Миллера в подлиннике.

От редакции

Густавус Хиндман Миллер родился в США в 1857 году и умер в декабре 1929 года там же. Не войдя в Американскую и Британскую энциклопедии как выдающийся автор, он тем не менее вошел в историю американской литературы, как человек, который создал один из наиболее полных и всеобъемлющих трудов посвященных истолкованию сновидений. Его книга «Истолкование 10 000 снов» вышла впервые в 1901 году и за истекшие 100 с лишним лет выдержала массу переизданий в США и всем англоязычном пространстве.

Необходимо указать, что сонники — один из древнейших литературных жанров. Первый из дошедших до нас сонников — «Онейрокритикон» Артемидора Далдианского в пяти книгах вышел в свет в рукописном виде во 2-й половине II в. н. э. В книге Артемидора различались"тереомантические"(т. е. непосредственно предсказывающие будущее) и"аллегорические"(т.е. нуждающиеся в толковании, например: жемчужины — слезы, яблоки — как символы радости и любви) сновидения. «Онейрокритикон» принимал во внимание неоднозначность толкования различных сновидческих символов — и это делает его значительно выше многочисленных современных сонников, основанных в большинстве случаев на слухах, а чаще всего на собственных измышлениях доморощенных «артемидоров».

Хотя «Онейрокритикон» насчитывает более чем 1800 летнюю историю, это был еще не самый первый сонник, задолго до него истолкование снов встречается у Аристандра Телмесского (V в. до н.э.), Хрисиппа (III н.э.), а гораздо ранее теория сновидений была разработана в Древнем Египте.

Почти 4000 лет назад, египтяне каталогизировали интерпретацию снов, и пророческие сны упомянуты в многих cредне-восточных и малоазиатских текстах, включая Библию. В то время как древние греки вообще разделяли веру в прогностическое могущество снов, известно что Аристотель[1] обсуждал сны в более научной манере, подчеркивая роль смены впечатлений и эмоций в период сна.

Несмотря на необычно современные гипотезы Аристотеля и даже после разрушительных нападок выдающегося римского оратора и государственного деятеля Цицерона[2] (106-43 гг. до н. э.) на предсказательные свойства снов (См. также De divinatione — «О предсказаниях”), представления о том, что сны имеют, сверхъестественные признаки, упорно сохранялись вплоть до 1850-ых годов.

Существовали ли «сонники» в нашей стране? Без сомнения, одной из самых популярных (и запретных) книг был"Сносудец" — истолковывавший сновидения, именно за это занесенный в список «отреченных» Священным Синодом книг.

Однако только в XIX столетии, широко распространенная вера в божественный источник снов начала убыват, когда в своем классическом труде французский врач Альфред Маури, изучивший более 3000 снов, заключил, что сны явились результатом воздействия внешних факторов. Он сделал исчерпывающий анализ снов и заключил, что они следовали из неверного истолкования смены впечатлений смысла в продолжение сна (например, громкий звук в течение ночи, стимулируя сон о грозе). Так, он он описал как край простыни, прикоснувшийся к шее человека, вызвал в последнем ассоциацию с судом Французского революционного трибунала, перед которым он во сне предстал, как был осужден, приведен к эшафоту, связан палачом и как в финале сна на его шею упало лезвие гильотины!

Английский поэт Сэмюэль Тейлор Колридж[3] сообщил, что его знаменитая поэма “Кубла Хан” явилась результатом увиденного им сна. Заснув при чтении описания завоеваний Великого Могола, он проснулся, чтобы записать полностью готовую поэму, которую он, как ему казалось, сочинил во сне. Романист Роберт Льюис Стивенсон говорил, что многие из его произведений были развиты и разыграны персонажами его снов, и что определенно знаменитая «История доктора Джекила и м-ра Хайда» было написана под влиянием сна.

Немецкий химик Ф.А. Кекуле фон Страдониц[4] приписывал свою интерпретацию кольцевой структуры молекулы бензола собственному сну о змее с собственным хвостом во рту (Уроборос — это древнейший символ Вечности в представлении древних народов со времен фараонов).

Хрестоматийным стал случай с выдающимся российским химиком Д.И. Менделеевым, которому его Таблица химических элементов приснилась после долгих и безуспешных попыток классифицировать их.

Отто Леви[5], выдающийся немецкий физиолог, приписывал вдохновению снов идеи своих экспериментов с нервом лягушки, которые легли в основу его работы, принесшей ему звание Нобелевского лауреата.

Во всех этих случаях сновидцы обобщили материалы собственных снов, возникших под влиянием тех занятий которым они посвящали себя в течение значительных периодов своей жизни, то есть в то время как вели активный образ жизни.

Современные теории снов подчеркивают, что сны являются продолжением бодрствующего состояния человека.

«Самой типичной формой пассивной фантазии являются сновидения, — пишет проф. С. Алексеев в статье для «Энциклопедического словаря Брокгауза-Ефрона». — Смена образов происходит в снах вне всякой зависимости от нашей воли и даже наши собственные действия весьма часто представляются нам совершенно неожиданными и как будто совершающимися помимо нашей воли. В снах фантастичность образов и развертывающихся картин достигает наивысшей степени. Фантазия бодрствования никогда не достигает такой причудливости и таких несообразностей в деталях своих построений, как фантазия сна. Причину этого следует видеть с одной стороны в отсутствии во время сна отрезвляющих восприятий внешнего мира, с другой — в полном ослаблении деятельности рассудка. Не управляемые ни внешними, ни внутренними закономерными принципами, чувственные элементы дремлющего сознания естественным образом сплетаются в самые невероятные комбинации и нарушают основные законы бытия. Однако, течение представлений во время сна далеко не всегда бывает совершенно беспорядочным; обыкновенно оно определяется каким-нибудь наиболее активным и стойким элементом сознания.

Всякий отдельный образ может явиться организующим центром, в зависимости от которого группируются и сменяются другие. Каждое чувство, например, страха, ожидания, нежности, любви, в свою очередь может обусловливать череду образов, соответствующих его природе. Наконец, весьма часто ближайшими причинами сновидений являются внутренние органические ощущения и раздражения. Соответственно этим влияниям, определяющим построение сновидений, может быть установлена целая классификация снов.

Такая классификация дана К. Шернером в его классическом сочинении по данному вопросу:"Das Leben des Traums". Остроумную теорию сна дает Шопенгауер[6] в"Parerga". По его мнению, сновидение есть выражение внутренней жизни организма, а именно возбуждений, идущих со стороны симпатической нервной системы. Эти слабые возбуждения не доходят до сознания бодрствующего интеллекта, занятого резкими впечатлениями внешнего мира. Ночью, когда утомленный мозг предается покою и внешние возбуждения не тревожат дремлющее сознание, внутренние возбуждения становятся заметными для восприятия интеллекта, подобно тому как ночью явственно раздается журчанье ручьев, заглушаемое шумом дня. Но так как, по самой своей природе, интеллект может функционировать лишь в порядках пространства, времени и причинности, то достигшие до его сознания внутренние возбуждения принимают вид внешних восприятий».

Символика сновидений в наши дни толкуется по-разному, в первую очередь из-за разнообразия исходных установок исследователей, причем психоанализ Зигмунда Фрейда[7] рассматривает сновидения как своего рода символический"царский путь", чтобы посредством толкования сновидений"сделать возможным живое и гибкое отношение к различным жизненным символам"(И. Карузо, См. также М. Луркер, 1979).

Поскольку Фрейд разрабатывал свое учение о либидо (потребности в наслаждении) в период сексуальных ограничений в печати, он счел вытеснение сексуального опыта и фантазий в раннем детстве и другие завуалированные явления с половым содержанием решающими в толковании символов сновидений. В период более свободного отношения к сексуальной проблематике эти способы интерпретаций должны, конечно, измениться. Согласно популярному толкованию длинные и острые предметы, такие, как обелиск, копье, башня, менгир, стрела, меч и т. д., являются мужскими (фаллическими) символами, в то время как женские символы видят в таких вещах, как корзина, чаща, пещера и т. д. События, происходящие в сновидениях, такие, как подъем по ступеням, езда верхом, плавание или борьба интерпретируются как скрытые образы сексуального опыта. В индивидуальной психологии Альфреда Адлера образы сновидений имеют отношение к оценке сновидцем проблем самоутверждения и власти, тогда как направление Карла Густава Юнга[8] (1875-1961) иронично называет взгляды своих оппонентов"психомифологией". Для науки о символах интерпретации в плане аналитической психологии Юнга исключительно важны, поскольку они обогащают традиционные способы толкования сновидений толкованиями, выработанными клинической глубинной психологией.

Важнейшие современные положения были сформулированы швейцарским психоаналитиком Эрнстом Эппли (1892-1954). Толкование символики сновидений уже в Древнем Египте было функцией жрецов и основывалось на понимании того. что в снах будущие события можно предвидеть в ослабленной форме через наличие соответствующею опыта истории сновидений (будущая радость, например, может быть представлена как сидение в тенистом саду). Древнекитайское толкование сновидений видит, напротив, в снах противоположное тому, что в них происходит (например, смерть означает долголетие). В Библии толкование сновидений в смысле древневосточного представления о божественных внушениях ("Не от Бога ли истолкования", Быт 40:8) было широко распространено, примером чего являются толкования снов Иосифом в Египте (Быт 40-41). От этих банальных желаний и пустых снов отличали картины грез (Псалом 72:20:"Как сновидение при пробуждении, так Ты, Господи, пробудив их, уничтожишь мечты их"). Согласно Эрнсту Юнгеру[9], человеку во сне"на мгновение предстает чудесный ковер мира с его магическими фигурами".

Современная психология сновидений занимается исследованием их возникновения и длительности по фазе ускоренного движения глаз спящего при закрытых веках, в поле ее зрения находится также уровень напряженности их воздействия.

Однако пока психологи скрещивают формулировки в бумажных баталиях, перед миллионами наших современников повседневно возникает проблема, звучащая так: «с чего бы это мне нынче ночью такое приснилось?» И люди сегодня, как и сотни, и тысячи лет тому назад, обращаются к сонникам и пытаются найти в них предсказание собственного будущего. И «Сонник» Миллера остается одним из наиболее авторитетных и достоверных трудов этого жанра.

В последние годы книга Миллера стала издаваться и в нашей стране, причем с причудливыми дополнениями эпигонов типа «Второй сонник Миллера» (якобы «дополненный» и «улучшенный», а на самом деле совершенно беспомощный с символической точки зрения).

Решив переиздать эту книгу на русском языке, издательство обратилось к первоисточнику и воспользовалось подлинным текстом книга Г.Х. Миллера выпуска 1901 года и полагает, что наши читатели смогут с удовольствием прочесть эту замечательную книгу, которая во многом определила развитие современной сновидческой и сноведческой мысли.

«Во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей, во время дремоты на ложе. Тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление, чтобы отвести человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость.»

Иов 33., 15

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я