1570 год. Новгород окончательно покорен Иваном Грозным. Но не все его жители готовы склониться перед новой властью и как тараканы начинают разбегаться кто куда. Этому так же способствует тяжелейшие условия жизни: холод – свирепствует Малый ледниковый период, голод – дошло до каннибализма, и болезни – чума. Как водится в сие непростое время попадает наш современник, точнее вселяется в одного из аборигенов…
12
Но как известно, человек — полагает, а бог — располагает. В конце мая в деревню вновь заявились монахи, на этот раз знакомый Алексею отец Михаил.
— Как поживаешь, сын мой? — после всех ритуалов спросил монах у Алексея.
«Пока ты не приперся, было хорошо», — подумал он, но ответил другое:
— Милостью божьей, исцелился, отче. Нужда во мне, как в кузнеце возникла?
— Нет. Да и слаб ты пока молотом махать, это я вижу.
— Тогда для чего?
— Мор в Великий Новгород пришел… то кара господня за грехи его тяжкие, — перекрестился священник, ну и Алексей заодно с Матреной. — Но хоть и в гневе господь, наш долг нести людям облегчение… Ты не из крестьян в работе с землей мало что смыслишь…
Ну да, началась посевная, точнее пахота. В районе Новгорода пшеница росла плохо, завозной продукт, но зато хорошо рос лен, вот его и сажали. Выжившие после чумы мужики, шатаясь, шли за сохой…
— Тогда зачем вам я? — спросил он, уже догадываясь, что нужен медбрат и мальчик на побегушках.
— Сопровождать меня, сын мой. Мне может потребоваться различная помощь…
«Уроды! — мысленно взвыл Алексей. — Только ведь вылечился и снова в чумную атмосферу нырять!»
Негодование его было понятно, ведь иммунитет от чумы вырабатывается слабый, так что повторное заражение весьма вероятно. Но и отказаться тоже не выход. Так-то можно, наверное… но Алексей увидел в этой службе возможность познакомиться с жизнью в Великом Новгороде и вообще осмотреться под прикрытием Церкви, что дорогого стоит.
«Может даже удастся с кем-то нужным познакомиться и как-то законтачить, двинув пару своих идеек», — размечтался он.
— Хорошо, отец Михаил… господь был милосерден ко мне и он учил помогать ближним своим…
— Истинно так, сын мой!
— Я тоже отправлюсь в город помогать людям, — сказала Матрена.
— Хорошо, дочь моя, твои руки лишними не станут, — согласился монах. — Обстановка в городе очень непростая…
Вообще Алексей этому удивился. Если уж в монастырь чума пришла из Новгорода, то в самом городе к этому времени пик заболеваемости уже должен был пройти. Но вот отец Михаил говорит, что в городе вспышка чумы только-только случилась.
Как выяснилось из аккуратных расспросов по дороге в монастырь, то все оказалось несколько не так, как думал Алексей. Новгородцы все-таки оказались не дураками и клювом не щелкали. Узнав о чуме в Пскове (Остап со своим отрядом заразился как раз не в Новгороде, а в псковских землях), они своевременно организовали карантин и в город никого не пускали, так что зиму и начало весны продержались. Но зараза все-таки нашла лазейку…
«Как бы не священники и принесли чуму в город, — подумал он. — Им ведь особо во въезде не откажешь. Да даже если не они, то какие-то торговые контакты все равно происходили, то же продовольствие в город нужно завезти, а это рабочие между собой общаются, а могли и с крысами блохастыми чуму получить».
В общем вспышка чумы началась именно в конце весны, когда люди сильно ослабли от бескормицы и довольно мощная, здоровье у всех ослабло.
Кстати говоря, в Свято Юрьевском монастыре чума особо не бушевала, хотя Алексею казалось, что там вообще все должны вымереть как динозавры. Но нет, не вымерли. Хотя оно и понятно, монахи тоже не совсем кретины и всех кто имел признаки болезни из числа трудников да прочего обслуживающего персонала из монастыря тут же спроваживали в деревеньки под присмотр бобылок вроде той же Матрены, а к больным священникам приставили ограниченный круг низкоранговых иноков в роли медбратьев в отельном помещении, организовав внутренний карантин. Опять же при обычном богослужении предметы культа целуются не часто. Но всё, конечно, списывали на святость места, а так же на то, что они все верные слуги господа, потому гнев Его их особо не коснулся. Хотя все-таки потери есть, раз тому же отцу Михаилу в качестве помощника привлечь не молодых монахов, а едва выздоровевшего трудника.
— Матрена, у тебя осталась еще плесень?
— Да.
Алексей удовлетворенно кивнул. Все-таки имея возможность помочь, стоять безучастно и смотреть как сотни, а то и тысячи людей мрут на его глазах, он не сможет. Другое дело, что это надо еще как-то провести через монаха, а он может воспротивиться кормлению больных плесенью, дескать, ведьмовство нечистое! Ну и самим придется для профилактики жрать.
«Печень моя печень… только в норму стала приходить», — тяжко вздохнул он.
Обычно шумный город выглядел пустынным, что и неудивительно при начавшемся море, все в страхе засели по домам и лишь отдельные личности по особо острой нужде пугливыми рыбками носились по улицам. В домах, где обнаруживалась болезнь вывешивались куски ткани.
Раскачиваться долго не стали, отцу Михаилу дали несколько кварталов, кои ему предстояло окормлять, что и принялся делать со всем жаром. С молитвами входил в дома с больными чумой и читал над ними молитвы и вед душеспасительные беседы.
«А где пидорас этот? — вспомнил Алексей о втором священнике. — Остался в монастыре как самый хитрожопый? Все-таки надеюсь, что подох… они ведь заднеприводные должны друг друга заражать особенно активно и надежно, хе-хе…»
— Зачем это? — спросил отец Михаил, показа на тканевые повязки, коими Алексей и Матрена замотали носы и рты при входе в дом.
— От заразного воздуха бережемся, отче… — ответил Алексей.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Исход в Беловодье предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других