Новое собрание сочинений Генриха Сапгира — попытка не просто собрать вместе большую часть написанного замечательным русским поэтом и прозаиком второй половины ХX века, но и создать некоторый интегральный образ этого уникального (даже для данного периода нашей словесности) универсального литератора. Он не только с равным удовольствием писал для взрослых и для детей, но и словно воплощал в слове ларионовско-гончаровскую концепцию «всёчества»: соединения всех известных до этого идей, манер и техник современного письма, одновременно радикально авангардных и предельно укорененных в самой глубинной национальной традиции и ведущего постоянный провокативный диалог с нею. В четвертом томе собраны тексты, в той или иной степени ориентированные на традиции и канон: тематический (как в цикле «Командировка» или поэмах), жанровый (как в романе «Дядя Володя» или книгах «Элегии» или «Сонеты на рубашках») и стилевой (в книгах «Розовый автокран» или «Слоеный пирог»). Вошедшие в этот том книги и циклы разных лет предполагают чтение, отталкивающееся от правил, особенно ярко переосмысление традиции видно в детских стихах и переводах. Обращение к классике (не важно, русской, европейской или восточной, как в «Стихах для перстня») и игра с ней позволяют подчеркнуть новизну поэтического слова, показать мир на сломе традиционной эстетики.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Собрание сочинений. Т. 4. Проверка реальности» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
ПУТЫ
(1979–1980)
ПОЭМА
Куда я тяжесть эту пру?
Не мученик, но почему-то стал им.
Всю жизнь — под камнем… Но когда умру,
мне камень станет пьедесталом.
Я Прометею может быть подобен,
но я люблю свои мучения
К тому же у меня есть развлечение:
вообразить, что я свободен.
Нет ни имени, ни отчества,
ни лица у одиночества.
Так бывает худо — всё умри! —
даже собеседник — там внутри.
Быть может пулю или нож
не встретишь впереди,
но постоянно ты живешь
с мишенью на груди.
Качаясь, оступаясь, ступаю по канату.
Мне очень страшно. Но таков мой путь.
Я по телам пройду, по близким, если надо.
Мне лишь бы вниз не соскользнуть.
Все в сердце оставляет след кровавый.
Нас вечные сомненья раздирают,
Нас пожирает жажда славы.
Артист живет. Лишь радость умирает.
Прелестная наездница, кружись!
В прожекторе блесни, как меч из ножен!
Но если ты — мечта, любовь и жизнь,
То почему же твой скакун стреножен?
Держат тебя парашютные стропы.
Только в грядущее прыгать не пробуй,
Нет над тобой почему-то
Ни крыльев, ни парашюта.
—Глядите, братья, дети, внуки,
как я несу свой тяжкий крест!
—Ты в пустоте раскинул руки.
—Довольно странен этот жест.
Как сложно все кругом, взгляните,
Все эти рычаги и нити!
Всё есть: комфорт, прогресс и моды —
И нет, единственно, свободы.
—Да, на себя мы взяли обязательства…
—Нас в сеть свою поймали обстоятельства,
в них путаются лучшие умы…
—Мы — не рабы, скорее рыбы — мы.
—Будь ты проклят, индивидуум!
—Наш сократ, гляди, что выдумал! —
Будто все мы связаны, как шизики!
Сам запутался наш гегель в метафизике!
Есть на свете сети, мышеловки,
Кандалы, наручники, веревки.
Но куда теснее и больнее
Два колечка — цепи Гименея.
История, ты — анаконда,
Сжимаешь мертвых и живых.
Но и сама ты несвободна,
Свиваясь в кольцах роковых.
Компания, случайное соседство —
и друг от друга никуда не деться.
Вот и живем таким компотом:
впритирку — умник с идиотом.
Нас кто-то заставил участвовать в беге.
Бежим, спотыкаемся, нам не везет.
Мы оба привязаны к нашей телеге:
и тот, кто правит, и тот, кто везет.
В одной упряжке мы — одна семья.
Убить его? Но он — ведь это я!
Язвлю врага и сам страдаю,
ведь сам в себя я попадаю.
Несут футляр: — Пожалуйста, примерьте!
И так с рожденья и до после-смерти
Мы носим формы, саркофаги, склепы.
Вот почему и глухи мы и слепы.
Каждый несет свою тяжесть,
К путам-заботам привык.
Даже развлечься отважась,
Мы не снимаем вериг.
На птиц — аркан, на лис капкан готовится.
На рыб и раков ставят верши.
А человек — он более доверчив
И на любое слово ловится.
Младенцев няни туго пеленают,
и сумасшедших — тоже пеленают.
И сумасшедшие кричат, не понимают,
зачем же няни бьют их и пинают?
Мы все нормальны, мой сосед хотя бы.
Он верует (пусть мучат как хотят),
что прилетят однажды дирижабы,
от козлодеев всех освободят.
Привычный день: одно к другому лепится.
А свежим глазом — полная нелепица!
И вся реальность держится с трудом,
чтобы не вывихнуться в сумасшедший дом!
Нам не освободиться, не проснуться
и милых губ рукою не коснуться.
Повсюду — путы… В паутине серой —
и лилипуты — мы, и гулливеры.
—Хочу тебя, моя виолончель!
—Люблю тебя, мой пламенный кларнет!
Так много лет взывают… Но досель —
ни близости, ни солнца, ни побед.
Нас качает, словно в гамаке.
Пусть нас крепче свяжет воедино
Слово, перстень, лампа Аладдина…
Я один. А где-то вдалеке…
(читать сначала)
Я и милая моя летать умеем.
И когда нас в небо запускают,
Мы летим двойным воздушным змеем.
Мы бы — к солнцу, нитки не пускают.
Как хорошо летать, невысоко хоть.
Ты — в небе, я — в тебе и над тобой!
Но все равно нас связывает похоть —
И ненависть скорее, чем любовь.
Раздвинулось, разъехалось пространство…
Я стаи грустных писем шлю и шлю…
Ни слова от тебя, ни даже «лю»…
Растаяло в пространствах постоянство
Тебе пошлю я связанного голубя.
Пусть упадает в пыли у самых ног
И будет биться встрепанный комок —
И пусть умрет от жажды и от голода.
Оба они умерли давно.
И сердца их пылкие остыли.
Но один другого все равно
Ждет и любит в собственной пустыне.
—А я тебя перетяну!
—Нет, я — тебя! Поддайся!
Ну… Состязанье бесполезное,
Держат их объятья тесные.
Без них не сделать нам и шага.
И Богу мы за них ответим.
Все ж для мужчины — жизнь и благо —
привязанность к жене и детям.
Сопряжена жена с супругом:
Он — домосед, она верна.
Лишь не общаются друг с другом —
у каждого своя тюрьма.
Каждый слышит собственное эхо.
Каждый словно в зеркало глядится.
Это отражение — помеха
Разглядеть вблизи другие лица.
Друг друга слыша и не слушая,
Ложимся рядышком в кровать.
Почти что незачем скрывать
Воинственного равнодушия
—Мне с тобой невыносимо просто,
Не тебя хочу — кого-нибудь:
Негодяя, бабника, прохвоста!..
Ну а ты, для простоты, не будь.
—Куда, чертовка? — Куда попало!
—Тебе вожжа под хвост попала!
—Я разорву ее, визжа,
Что крепче мне нужна вожжа!
Держу ее, но тает, улетает…
—Чего тебе, мой ангел, не хватает?
—Не ангел я, а женщина и баба —
Привязана к тебе я слишком слабо.
Меня ты давишь с равнодушьем танка.
Я — пленница! раба твоя! служанка!
Дави меня! хлещи меня! топчи! —
Лишь целовать позволь твои бичи.
Им, исступленно верящим, не верь ты.
Все женщины — язычницы отчасти.
Им чудятся мужчины в виде жертвы,
Тогда сильней язвит их сладострастье.
Ты думаешь, что мы тебе принадлежим.
Ты возлежал — и мы уже лежим.
Твой ум, страстям принадлежащий, —
Ты нам принадлежишь, нечистый
и дрожащий.
Пусть я всегда в плену противоречий,
Но о тебе не может быть и речи.
Пусть — узы, и неволя, и темница,
Мне лишь бы от тебя освободиться!
К цели мы стремимся с детства.
К цели рвемся из тенет.
Цель оправдывает средства.
Цель все ближе — цели нет.
Ни жить, ни мыслить по-другому…
Привязан ты к семье и дому,
К земле, соседям, старой табуретке…
Да, ты сидишь в отличной клетке.
Живой всегда идет путем живым,
А мертвецы его в могилу тащат.
Нет, если ты живой и настоящий,
сопротивляйся, не давайся им.
Освободиться от ненужной вещи,
От нелюбимого — во что бы то ни стало,
От обстоятельств, нас берущих в клещи,
Всё правильно — но это лишь начало.
Есть много уз. Но если связи с Высшим
Нет, если свыше нам не внушено
Всё, что мы есть, что думаем и пишем,
Всё изначала света лишено.
Не верю разуму и нервам,
Лишь интуиции своей.
Мне говорит она: поверь,
Шестое чувство станет первым.
От уз освободиться —
Как заново родиться.
Только тот рождается,
Кто освобождается.
Человек мне чудится в грядущем
Не летящим, не бегущим, не идущим.
Он сидит — и поза неизменная,
А вокруг работает Вселенная
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Собрание сочинений. Т. 4. Проверка реальности» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других