Новое собрание сочинений Генриха Сапгира — попытка не просто собрать вместе большую часть написанного замечательным русским поэтом и прозаиком второй половины ХX века, но и создать некоторый интегральный образ этого уникального (даже для данного периода нашей словесности) универсального литератора. Он не только с равным удовольствием писал для взрослых и для детей, но и словно воплощал в слове ларионовско-гончаровскую концепцию «всёчества»: соединения всех известных до этого идей, манер и техник современного письма, одновременно радикально авангардных и предельно укорененных в самой глубинной национальной традиции и ведущего постоянный провокативный диалог с нею. В третьем томе собрания «Глаза на затылке» Генрих Сапгир предстает как прямой наследник авангардной традиции, поэт, не чуждый самым смелым художественным экспериментам на границах стиха и прозы, вербального и визуального, звука и смысла.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Собрание сочинений. Т. 3. Глаза на затылке» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
БЫТЬ — МОЖЕТ! ПОЭМА-ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ С ТВОИМ УЧАСТИЕМ (1981)
МОЖЕТ БЫТЬ
(ду́хи)
БЫТЬ МОЖЕТ
(духи́)
…Жизнь на земле перестанет развиваться свободно и погрузится в великую мглу…
И настанет наивеличайшее бедствие: злые силы сокрушат две трети мира; одна треть сохранится, но никто уже не сможет установить, сколько на свете осталось подлинных хозяев полей и домов…
И так много зла придет от принца ада — Сатаны, что мир еще долго будет лежать в запустении и разрухе. Но прежде, чем это случится, многие необычного вида птицы будут взрывать воздух криком: «хей! хей!»…
…Есть вещи, которые нельзя назвать предсказаниями в строгом смысле слова. Но здесь, Ваше Величество, мы пронизаны предчувствием великих и чудесных событий, которые узрят те, что придут после нас.
Эни-бени рики паки,
Буболяки рики-шмаки,
Эус Деус Космодеус,
БАЦ!
I. ОТ АВТОРА:
За два тысячелетия бледных Рыб
Мы всеми измами переболеем
Умрем и возродимся с Водолеем
И новый Феникс к звездам воспарит
Рыжая оранжевая the red Rat
Бегала по набережной — ты мой бред
Фукнула горелка точно примус
Закричал от боли Нострадамус
Топчи песок ракушками хрусти —
И чаек взлет и море будто брага…
Но стоит только спичку поднести —
И все заполыхает как бумага
Ученые политики погоны пентагоны
Der Groβe Krieg давай давай скорей набить вагоны!
А демоны сидя на крышах теплушек
Поделят заранее туши и души
II. ЧИТАТЕЛЬ СОЧИНЯЕТ РИСУЕТ КЛЕИТ
(набор стереотипных фраз)
(слепое фото из газеты)
(наклейки: водка сигареты)
(спонтанно: какой-нибудь глупый вопрос)
III. ОТ АВТОРА:
В нестерпимом блеске блица
Голографией застыли
Храмы люди автомобили —
Сейчас все это в солнце растворится
На теле — огненная пленка
В кудрях — искусственный венок
И чистое как сны ребенка
Струится пламя между ног
В огне она пляшет
Рукой помавает
И холодом ляжки
Огонь обдувает
Свальный блуд! — откуда что берется
Лезет бес сквозь щели и пазы
Лопается огненный пузырь
Скручивается небо как береста
IV. ВСЕ ПОЮТ ХОРОМ:
ПРОПОГОДУИПРОБОМБУПРОПАГАНДА!!!
ДАМБАЛУЛУМБАБАМПЕРБАБААМПЕР!!!
АМБААМБААМБАГАНДИ!!!
ГАМБЕРТГУМБЕРТРУМПЕЛЬВЫМПЕЛКУНИГУНДА!!!
КРЕЩЕНДО ЯЩЕР ИЩЕТ РУХИНА!
БУМТЫЛКНУЛ ПО БУТЫЛКУ БАМА БОМ!
ПО БАНКЕ! ПО БАНКЕ! УБЬЕМ БОБРА!
АБРОКАДАБРОЙ БАБРИ БРАКОНЬЕРОВ!
А-А-А-А-А-А-А-А-А-А-А-А-А
О-О-О-О-О-О-О-О-О-О
И-И-И-И-И-И-И-И-И-И-И-И
И-И-И-Я-Я-Я-А-A-A-A-A-A
Разлезающееся расползающееся разъедающееся
Растрескивающееся распузыривающееся разволдыривающееся
Раздувающееся разгноевающееся разгангренивающееся
Разистлевающееся разистончающееся развеивающееся
V. ОТ АВТОРА:
И время потекло наоборот:
Мужчина взмыл из пламени пожара
Крик лез назад в разверстый рот
В разбитую трубу вода бежала
То что было куклой тряпичной
Головешкой — черной головой
Стало мертвой девушкой… живой —
Жизнь старалась выглядеть обычной
Огромные как ангелы обломки
С земли взлетают складываясь в здание
Стеклянного почтамта — и девчонки
Уже колдуют там за телетайпами
Из ничего — лохмотьев сажи
Цветы выходят — и тела
Целы дома и зеркала
Реальность будто бы все та же
VI. ЧИТАЙ В ЗЕРКАЛО:
VII. ОТ АВТОРА:
Город как стоячая вода
Люди как обтаявшее мыло
Вчера была обычная среда
Сегодня четверга не наступило
Где был когда-то шумный центр
Все спекшееся — эпицентр
Где белая окраина
Там уцелевшие случайно
Город под луной — морское дно
Вплавлены в асфальт как живые рельсы
Вывески ВЕРСУМ ГИСТР БРИНО
Все дымится — подходи и грейся
Здесь были новые кварталы
Здесь — сквер похожий на лесок…
Лохмотья гари и металла
Чье-то сердце еще вздрагивает — осыпается песок
VIII. СДЕЛАЙ САМ:
(Здесь — обрывок обгорелой тряпки)
(волос человеческий живой)
(сажа — отпечаток детской лапки)
(дактилоскопия — палец твой)
IX. ОТ АВТОРА:
Они и ахнуть не успели —
Планета окунулась в солнце…
Пустые щели и тоннели
Вонючий страх на дне колодца
Сколько их блуждающих во мраке —
Воспаленных глаз озябших рук и ног!
Светы отсветы на мокрых стенах знаки —
Каждый одинок!
Поблескивает влажный антрацит
Коптит фитиль… развернутый Тацит…
И сны — за ночь насмотришься их на год:
Дождь хвоя пальцы синие от ягод…
— Мы в метро в тоннеле
Сорок дней не ели
— Мы в подземном складе
Спим на шоколаде
Х. СЕБЯ ИЗОБРАЗИ:
(красный треугольник — крик)
(несколько капель воска)
(черный квадрат или круг)
(крысиный хвост — дрожащая полоска)
XI. ОТ АВТОРА:
Если заглянуть ночью за дом
Мертвые стоят у стен там
Так и застрял — во двор задом
Грузовик накрытый брезентом
Когда грызет как яблоко тоска меня
Ползу на угол — хоть кино смотри:
Оплавленный янтарь стекла и камня
С застывшими фигурками внутри
Здесь был музей — давно или недавно? —
Обломки фресок полая труба
Ребенок вылез — птичья худоба
Ах! — испугалась бронзового фавна
Не утро не пожар — но что-то рассветало
Как будто чье-то здесь присутствие витало
Нашел! Из-под рогожного мешка
Блестят глаза — два черных камешка
ХII. НАРИСУЙ НА РИСОВОЙ БУМАГЕ:
(то чего нельзя нарисовать)
(то о чем нельзя сказать ни слова)
(то чего нигде и нет такого)
(то что некому адресовать)
ХIII. ОТ АВТОРА:
Раздвинулись траурные кулисы
Торчат декорации — дыры картоны
Сквозь всё наводнением рушатся крысы!
Шуршит и шевелится всё — тараканы!
Человек на крыс охотится
— Самому приманкой быть приходится
Лежишь как падаль — час… другой…
Приходят… Бью железной кочергой
Поразвешены банки консервные
Не задеть бы — убьют — люди нервные
Но дополз добрался — свои вокруг
— С чем пришел? Дай! Дай! — прямо рвут из рук
Жену Мариной звали… дочку — Аста
Тряпье и мусор… но не в этом суть
Разговаривает с ними часто
Молча… чтобы криком не спугнуть
ХIV. НАРИСУЙ НА РИСОВОЙ БУМАГЕ:
(тонкую и голубую с о н г у)
(красного клыкастого к о д р а)
(м е л у н г у вьющуюся по горизонту)
(и множество с в и с т я г мореющих с утра)
ХV. ОТ АВТОРА:
Где храма толстые руины
Зашевелилось. Черный рынок
— Продам з и г з о р… — Купи б л и с т е ц
— Хороший д р ы ч бери отец!
Руины — даже плеши заросли
Крапивный м о н г — подстерегают заросли
А между тем л е т а н т ы выросли
На плечах у вас в ы р о с л и выросли
Х о ч у ш к а пряталась в к р и о д а х и диодах
Б ы х в о й хочушке тоже нужен отдых
А м и с к в а слезной ртутью капала
И все криоды дура схряпала
За в и г з а его схватив
По команде раз! два!
С м и г и в а е м пространство
Наши лица — негатив
ХVI. (ПОПРОБУЙ СОЧИНИТЬ ЧТО-НИБУДЬ В ЭТОМ РОДЕ И НА ТЕБЯ ПОВЕЕТ МАГИЕЙ ЯЗЫКА БУДУЩЕГО, МОЖЕТ БЫТЬ СОВСЕМ ИНОГО ПЛАНА, БЫТИЯ ИНЫХ СУЩЕСТВ)
Мигряне веденхузы иронеи
Древовды мерлуны и хамцы —
А вы гидровсасующие цыц! —
Вся веденхузия дырявится волнея
Динуна дынно накамалась над
Венуной где свекал и горбытьё
Где шую шиманует шиманад
И корчает шималу от неё
Меринонги меринанги
Приманают приманут
Меринонги трамят ланги
Меринанги крамят луд
Сверкаловир сквозь эосс сквит
И вся векала сиявирит
Но почему чурда чурдит?
И отчего сверкочет вирик?
ХVII. ОТ АВТОРА:
Ляжет — как тесто ползет по дивану
Усядется — до полу свесит губу
А сегодня принимая ванну
Вместе с водой чуть не вытек в трубу
В небе ощутил себя — пролился
Лужицей собрался и зашевелился
В почву внедрился и ждал затаясь
— Ну и липкая сегодня на дороге грязь!
Он пребывал в состоянии жутком:
Быть не предметами а промежутком
Страшно. Такое дается не всякому
Х-факультет. Обучение вакууму
Не хочу быть ни телом ни плазмой ни газом
Пустота — чистый разум
Чувствую я свои мощные мускулы —
Это летящие света корпускулы
ХVIII. (ЧТО И КОГО БЫ ТЫ НИ ИЗОБРАЗИЛ, НИ НАРИСОВАЛ БЕССМЫСЛЕННО НА ЭТОЙ СТРАНИЦЕ, ВСЕ БЫЛО, ЕСТЬ ИЛИ БУДЕТ В РЕАЛЬНОСТИ НЕВЕДОМОЙ НАМ. ПУСТЬ ПОСЛУЖАТ ЭТОМУ КАТРЕНЫ №№ 1, 2, 3, 4)
XIX. ОТ АВТОРА:
Так или нет — но человек исчез
И море и земля глядят недоуменно:
На берегу античная колонна —
Одна. Без кровли. Без небес
Скорей профессор чем директор треста
Прихрамывает бледен лысоват
— Крысята жмурики — всю землю тащат в ад!
Спешат — зачем? — для всех найдется место
Розовеет фарфор миндаля
И дрозды из‐за моря летели
Не во имя какой-то идеи…
Сатанизма не хочет земля!
Как духи в космосе — светила
Как звезды во вселенной — духи…
А всё что — мы, что есть и было —
Неужто просто — след от мухи? — МКХ
XX. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ:
(напиши ЛЮБОВЬ — 20 раз)
-–
-–
-–
-–
(напиши ЛЮБОВЬ ЛЮБОВЬ ЛЮБОВЬ — еще 20 раз)
-–
-–
-–
-–
(напиши — еще сколько хочешь раз)
-–
-–
-–
-–
(напиши КРЫСА)
-–
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Поэма эта — скорее заклинание. Чтоб не произошло, о чем говорится. Назвать страшное, чтобы дом обошло. В деревнях матери детей своих так баюкали когда-то. «Бай да побай, хошь сегодня помри…» Хотели этой жуткой наоборотностью от дитяти беду отвести. Вот и мне пришло это на сердце, может быть, несказанную беду как-нибудь отведет. Хотя… пожалуй, мало сказать, наивно, по-детски.
И все же… «Будьте, как дети». Хотя бы в кавычках. Забудьте всю свою серьезность, где-нибудь за углом оставьте весь свой багаж. Предлагается игра. Поэма приглашает клеить, рисовать, сочинять, петь, выкрикивать! Вот когда мы почувствуем весь ужас, всю невозможность и фатальность нашего падения туда. Когда откроется нам ад до самых своих глубоких щелей. Прямое участие есть прямое участие.
Но прямого сюжета в поэме нет. Она смонтирована по-ки-ношному из отдельных эпизодов. В этих быстро сменяющихся эпизодах есть своя последовательность, хотя их герои из разных кинофильмов. Основной герой, апокалиптический Дракон разевает свой дымный кратер и не вмещается в кадр. Зато хорошо различимы шныряющие всюду крысы. Его разведчики, войско Его. В конце МКХ — мушиный знак.
Во второй части автор пытается проследить, как в результате непоправимого исчезает человеческое и пышным уродливым (для нас) цветом расцветает вне — и не-человеческое. Автор близких своих любит, к уюту земному привык — и надеется, читатель — тоже. Будет, как говорят, «просто по-человечески жаль» (хотя кому?).
Автор возвращает внимание читателя к началу поэмы. Перечтите ее, играючи. Во всяком случае, так задумано.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Собрание сочинений. Т. 3. Глаза на затылке» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других