Право социального обеспечения

Галия Валиахметовна Сулейманова, 2018

Содержание учебника отражает современный уровень развития науки права социального обеспечения с учетом последних изменений в законодательстве. В отдельных модулях раскрыты основные разделы программы курса: вопросы общей части отрасли права социального обеспечения, трудовой стаж, инвалидность, пенсионное обеспечение, пособия, компенсации, льготы, социальное обслуживание, медицинская и социальная помощь. Соответствует ФГОС СПО последнего поколения. Для студентов, обучающихся по специальностям «Правоведение», «Право и организация социального обеспечения», «Социальная работа», а также практических работников службы управления персоналом, юрисконсультов и социальных работников.

Оглавление

  • Модуль 1. Вопросы общей части права социального обеспечения
Из серии: Среднее профессиональное образование (КноРус)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Право социального обеспечения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Сулейманова Г.В., 2018

© ООО «Издательство «КноРус», 2018

* * *

Модуль 1. Вопросы общей части права социального обеспечения

Глава 1. Понятие социального обеспечения и социального страхования

1.1. Понятие социального обеспечения

Термин «социальное обеспечение» в специальной литературе употребляется в различных смыслах:

1) как особая форма распределительных отношений;

2) как функция государства;

3) как правовая категория, которая, в свою очередь, может выступать в значении субъективного права граждан;

4) как государственная система и форма материального обеспечения граждан в старости, при потере кормильца и нетрудоспособности и в других случаях;

5) как отрасль права и т. д.

Представляется, что социальное обеспечение можно определить как систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий физических лиц[1], вследствие наступления обстоятельств, признаваемых государством социально значимыми (страховые риски).

Социальное обеспечение осуществляется за счет средств, специально предназначенных для этих целей. В зависимости от источника денежных средств необходимо различать два вида социального обеспечения:

— государственное социальное обеспечение, осуществляемое за счет средств бюджетов всех уровней, а также внебюджетных государственных социальных фондов;

— негосударственное социальное обеспечение, осуществляемое за счет средств отдельных юридических и (или) физических лиц.

В зависимости от порядка формирования денежных средств государственное социальное обеспечение может осуществляться в различных организационно-правовых формах:

государственное социальное страхование, осуществляемое за счет страховых взносов, в размерах и порядке, определенных законодательством[2];

государственное социальное обеспечение, осуществляемое за счет бюджетных средств, в том числе государственная социальная помощь малоимущим гражданам[3].

Независимо от источника денежных средств государственное социальное обеспечение может осуществляться в различных видах:

1) денежные выплаты (пенсии, пособия, компенсации, материальная помощь и т. д.);

2) натуральная помощь (одежда, обувь, медикаменты, продукты питания; технические приспособления для инвалидов — слуховые аппараты, костыли, кресла-коляски и т. д.);

3) услуги и льготы (содержание в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в детских домах, социальное обслуживание на дому и т. д.).

1.2. Социальная защита и социальное обеспечение

Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., закрепила право каждого человека на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, и нвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам (ст. 25).

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г.[4], развил эти положения, закрепив право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование.

Российская Федерация, будучи правопреемницей СССР, взяла на себя обязательства по выполнению этих международно-правовых норм, закрепив и развив их в своем законодательстве.

Право на социальное обеспечение закреплено в Конституции РФ, которая провозгласила, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). Конкретизация этого положения содержится в ст. 39 Конституции РФ, в соответствии с которой каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Законом устанавливаются государственные пенсии и социальные пособия. Поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Признавая право каждого гражданина на социальное обеспечение, Конституция РФ одновременно возлагает на государство обязанность создавать все необходимые условия для осуществления этого права.

Часть 1 ст. 39 Конституции РФ перечисляет условия, наступление которых является основанием для социального обеспечения. Это могут быть определенные периоды жизни человека, связанные с его возрастом (детство, старость), состоянием здоровья или трудоспособности (болезнь, инвалидность), выполнением либо невозможностью выполнения семейных обязанностей (воспитание детей, потеря кормильца). Данный перечень не является исчерпывающим, так как социальное обеспечение может быть предоставлено и в других случаях, установленных законом (например, приобретение статуса безработного, пребывание в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком).

В статье 39 Конституции РФ говорится только о денежной форме социального обеспечения — о государственных пенсиях и социальных пособиях. Однако кроме денежных выплат, социальное обеспечение может осуществляться и в иных формах: содержание в домах — интернатах для престарелых и инвалидов, в детских домах, социальное обслуживание на дому и т. д.

Часть 2 ст. 39 Конституции РФ закрепляет важное правило о том, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Наличие соответствующих федеральных законов является необходимой гарантией для реализации гражданами своего конституционного права на социальное обеспечение.

Социальная защита — политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств. Таким образом, социальной защите подлежат все конституционные права и свободы человека.

В действующем социальном законодательстве РФ понятие «социальная защита» используется в сравнительно узком смысле: оно означает политику государства, направленную на обеспечение прав и гарантий человека в сфере уровня жизни. В то же время концепция социальной защиты населения включает в себя законодательное закрепление минимальных гарантий, предоставляемых государством (либо под его контролем) любому гражданину, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации, независимо от его трудового стажа, размера страховых взносов и т. д.[5]

Следовательно, социальная защита населения — система мер правового, социально-экономического и организационного характера, гарантированная и реализуемая государством для обеспечения достойной жизни человека, т. е. его материальной обеспеченности на уровне стандартов современного развития общества и доступа к ценностям культуры[6]. Поэтому, говоря о соотношении понятий «социальная защита» и «социальное обеспечение», можно сделать вывод о том, что первое из названных понятий, несомненно, более широкое и объемное, а второе входит в него как одна из составных частей[7].

1.3. Правовые основы государственного социального страхования в Российской Федерации

Отношения в системе обязательного социального страхования в Российской Федерации регулируются Законом о социальном страховании.

В соответствии со ст. 1 указанного Закона обязательное социальное страхование — часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством РФ об обязательном социальном страховании.

Действие Закона о социальном страховании распространяется также на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и на иные категории граждан в случае, если законодательством РФ предусматривается уплата ими или за них страховых взносов на обязательное социальное страхование.

Субъектами обязательного социального страхования, т. е. участниками отношений по обязательному социальному страхованию, согласно ст. 6 Закона о социальном страховании, являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Страхователи — организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах или федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения.

Страхователями являются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы.

Страховщики — коммерческие или некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.

Застрахованные лица — граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования или в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

На сегодняшний день в Российской Федерации осуществляются четыре вида обязательного государственного социального страхования:

1) пенсионное страхование[8];

2) социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством[9];

3) социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний[10];

4) медицинское страхование[11].

Для осуществления обязательного социального страхования страховщики должны уплачивать страховые взносы в соответствии с установленными тарифами. Страховой взнос — обязательный платеж на обязательное социальное страхование, а тариф страхового взноса — ставка страхового взноса, установленная на конкретный вид обязательного социального страхования с начисленных выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных лиц.

Социальное страхование осуществляется от социальных рисков, а при наступлении страховых случаев застрахованным лицам предоставляется обеспечение по обязательному социальному страхованию.

Социальный страховой риск — предполагаемое событие, при наступлении которого осуществляется обязательное социальное страхование.

Согласно ст. 7 Закона о социальном страховании видами социальных страховых рисков являются:

— необходимость получения медицинской помощи;

— утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая;

— дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.

Страховой случай — свершившееся событие, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, также и страхователей осуществлять обеспечение по обязательному социальному страхованию. Страховыми случаями признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца, заболевание, травма, несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет и другие случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. При наступлении одновременно нескольких страховых случаев порядок выплаты страхового обеспечения по каждому страховому случаю определяется в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Обеспечение по обязательному социальному страхованию (страховое обеспечение) — исполнение страховщиком, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, также и страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Видами страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, согласно ст. 8 Закона о социальном страховании, являются:

1) оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;

2) пенсия по старости;

3) пенсия по инвалидности;

4) пенсия по случаю потери кормильца;

5) пособие по временной нетрудоспособности;

6) страховые выплаты в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, оплата дополнительных расходов на медицинскую реабилитацию, санаторно-курортное лечение, социальную и профессиональную реабилитацию;

7) пособие по беременности и родам;

8) ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

9) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

10) единовременное пособие при рождении ребенка;

11) социальное пособие на погребение;

12) иные виды страхового обеспечения, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. Порядок обращения за страховым обеспечением, размер и порядок индексации страхового обеспечения устанавливаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Управление системой обязательного социального страхования осуществляет Правительство РФ в соответствии с Конституцией РФ и законодательством РФ. Средства обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственностью. Страховщики осуществляют оперативное управление средствами обязательного социального страхования.

Профсоюзы, в соответствии с законодательством РФ, имеют право на осуществление профсоюзного контроля за использованием средств обязательного социального страхования.

Государство устанавливает гарантии устойчивости финансовой системы обязательного социального страхования. В случае нехватки в финансовой системе обязательного социального страхования денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи и иных установленных федеральными законами расходов Правительство РФ при разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период предусматривает межбюджетные трансферты из федерального бюджета финансовой системе обязательного социального страхования в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования выплаты по обязательному социальному страхованию.

Глава 2. Предмет и метод права социального обеспечения

2.1. Предмет права социального обеспечения

Предмет права социального обеспечения — совокупность общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли права.

Традиционно классификация правоотношений в сфере социального обеспечения проводится по таким основаниям, как виды социального обеспечения, сроки существования во времени; они делятся на материальные, процедурные, процессуальные.

По видам социального обеспечения выделяют правоотношения в связи с предоставлением:

— денежных выплат (пенсии, пособия, компенсации и т. д.);

— натуральных видов помощи (продукты, вещи, лекарства, транспорт и технические средства для инвалидов и т. д.);

— социальных услуг и льгот (социальное обслуживание пожилых, инвалидов, детей, медицинская помощь, санаторно-курортное лечение и т. д.).

По срокам существования во времени правоотношения в сфере социального обеспечения делятся на три группы[12]:

1) правоотношения, прекращающиеся однократным исполнением обязанностей (например, правоотношения по поводу единовременных пособий — при рождении ребенка, на погребение);

2) правоотношения с абсолютно установленным сроком существования во времени. Особенностью данного вида правоотношений является то, что с момента их возникновения заранее известно, когда они будут прекращены. К этой группе правоотношений можно отнести, например, правоотношения по выплате пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, по выплате пенсии по инвалидности, установленной на определенный срок, и т. д.;

3) правоотношения с относительно неопределенным сроком существования во времени (например, правоотношения по поводу выплаты пенсии по старости, по социальному обслуживанию пожилых граждан, проживающих в стационарном учреждении социального обслуживания).

По видам социального обеспечения в зависимости от источника денежных средств можно выделить следующие виды правоотношений:

— по обеспечению за счет средств бюджетов всех уровней, а также внебюджетных государственных социальных фондов;

— обеспечению из негосударственных средств (негосударственные пенсионные фонды, благотворительные фонды, средства отдельных юридических или физических лиц и др.).

По формам государственного социального обеспечения можно провести следующую классификацию:

1) правоотношения по государственному социальному обеспечению, в том числе по предоставлению государственной социальной помощи;

2) правоотношения по государственному социальному страхованию.

Производными от перечисленных видов общественных отношений и входящими в предмет права социального обеспечения являются процедурные и процессуальные правоотношения.

Процедурные правоотношения возникают по поводу:

— назначения всех видов социального обеспечения;

— установления юридических фактов, имеющих значение для предоставления тех или иных видов социального обеспечения. Например, для назначения пенсии по инвалидности необходимо установить факт инвалидности, для назначения пособия по временной нетрудоспособности — факт нетрудоспособности.

Процессуальные правоотношения, входящие в предмет права социального обеспечения, связаны с рассмотрением споров, возникающих в этой области. Эти споры могут возникать по различным вопросам: отказ в назначении того или иного вида социального обеспечения или определение его размера в денежной форме, установление причины инвалидности, определение права на льготы и т. д. В зависимости от характера спора он может быть разрешен вышестоящим в порядке подчиненности органом либо в суде.

Как и все правоотношения, правоотношения в сфере действия права социального обеспечения состоят из таких элементов, как субъект, объект, содержание, основания возникновения, изменения и прекращения.

Субъекты права социального обеспечения — это участники правоотношений по социальному обеспечению, имеющие социально-обеспечительную правосубъектность на данный вид обеспечения[13].

Правоотношения в сфере социального обеспечения являются двусторонними. Одним из субъектов таких правоотношений всегда выступает отдельный человек, а в некоторых случаях — семья. Так, в правоотношении по поводу государственной социальной помощи субъектом выступает семья. В зависимости от вида социального обеспечения субъектом рассматриваемых правоотношений может быть несовершеннолетний подросток, ребенок-сирота, инвалид, безработный, нетрудоспособный, беженец, вынужденный переселенец, человек преклонного возраста, лица, пострадавшие от радиационных аварий или природных бедствий (землетрясение, наводнение), и т. д.

Вторым субъектом социально-обеспечительного правоотношения является орган, обязанный назначить и предоставить тот или иной вид социального обеспечения. Правосубъектность этого органа определяется и ограничивается теми целями и задачами в социальном обеспечении, ради которых он создан.

Для различных видов социального обеспечения органами, их предоставляющими, могут быть государственные, муниципальные (или иные) органы социальной защиты населения, органы службы занятости (по пособиям по безработице), Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, пенсионные органы министерств и ведомств (обороны, внутренних дел и др.), работодатели и т. д.

В процедурных правоотношениях по установлению определенных юридических фактов вторым субъектом могут быть бюро медико-социальной экспертизы, устанавливающее факт инвалидности, ее причины и время наступления; суд, устанавливающий факты безвестного отсутствия или смерти безвестно отсутствующего; медицинские учреждения, устанавливающие факт временной нетрудоспособности, и т. д.

В процессуальных правоотношениях по рассмотрению споров по поводу того или иного вида социального обеспечения субъектом правоотношения является вышестоящий орган или суд.

Объект правоотношения — это то, по поводу чего возникает тот или иной вид правоотношений. Объектами правоотношений в сфере права социального обеспечения выступают конкретные виды социального обеспечения: денежные выплаты (пенсии, пособия, компенсации), социальные услуги (социальное обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, санаторно-курортное лечение, протезирование и т. д.), натуральная помощь (вещи, продукты, медикаменты, технические средства для инвалидов и т. д.).

В процедурных правоотношениях по назначению отдельных видов социального обеспечения (пенсий, пособий, услуг и т. д.) объектом является установление права на данный вид социального обеспечения и назначение его либо установление определенного юридического факта (инвалидность, малообеспеченность, сиротство, нетрудоспособность и т. д.).

В процессуальных правоотношениях объектом является оспариваемое гражданином конкретное его право на определенный вид социального обеспечения.

Содержанием правоотношений являются взаимные права и обязанности сторон. Особенностью содержания правоотношений по социальному обеспечению является то, что одна сторона — физическое лицо — имеет право требовать предоставить тот или иной вид обеспечения, а вторая сторона, к которой обращено это требование, при наличии всех предусмотренных законодательством условий обязана выполнить это требование.

Основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношения в сфере социального обеспечения являются различные юридические факты, как события (инвалидность, временная нетрудоспособность, смерть), так и действия. Особенностью правоотношений по социальному обеспечению является обязательный заявительный порядок в реализации права на тот или иной вид социального обеспечения. До тех пор пока сам человек (или его законный представитель) не напишет заявление с просьбой назначить ему пенсию, пособие или иной вид социального обеспечения, никакие выплаты, услуги не будут ему предоставлены, а значит, не возникнет и соответствующее правоотношение по социальному обеспечению. Поэтому часто правоотношение по социальному обеспечению возникает (изменяется, прекращается) на основании не одного юридического факта, а целой группы фактов, которую принято называть сложным юридическим фактическим составом.

Для возникновения (изменения, прекращения) правоотношения по социальному обеспечению необходим сложный юридический фактический состав, который включает в себя:

1) объективное основание для обеспечения (рождение ребенка, инвалидность, достижение определенного возраста, малообеспеченность, сиротство и т. д.);

2) волеизъявление гражданина на получение того или иного вида социального обеспечения (личное заявление или заявление законных представителей — опекунов, попечителей);

3) акт соответствующего органа о предоставлении (отказе в предоставлении) конкретного вида социального обеспечения.

Отсутствие хотя бы одного из названных элементов сложного юридического фактического состава ведет к невозможности возникновения (изменения, прекращения) правоотношения в сфере социального обеспечения.

2.2. Метод права социального обеспечения

Метод права социального обеспечения — это совокупность приемов и способов, при помощи которых регулируются общественные отношения, составляющие предмет данной отрасли права.

Как и предмет отрасли права, метод правового регулирования является одним из тех критериев, по которому происходит разграничение различных отраслей права. Поскольку предмет каждой отрасли — это определенная группа правоотношений, то и способы воздействия на них — метод правового регулирования — должен иметь определенные, характерные именно для этой группы правоотношений способы и приемы регулирования.

Выделяют следующие признаки, характеризующие особенности метода правового регулирования:

— уровень регулирования общественных отношений, входящих в предмет данной отрасли права (централизованный, локальный, индивидуальный);

— порядок установления прав и обязанностей субъектов — способ определения содержания правоотношения (договорной, недоговорной);

— положение (взаимоотношения) субъектов правоотношений (координация, субординация);

— характер правовых норм — способ правового воздействия на поведение субъектов (императивный, диспозитивный).

Рассмотрим особенности метода права социального обеспечения.

1. Сочетание централизованного, локального и индивидуального уровней регулирования общественных отношений данной отрасли права.

Статья 72 Конституции РФ устанавливает, что координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. В соответствии с этим регулирование отношений в сфере социального обеспечения осуществляется как в централизованном порядке посредством принятия федеральных законов, а также направленных на их реализацию иных правовых актов центральных органов государственной власти, так и на региональном уровне путем издания соответствующих нормативных актов субъектов Федерации. При этом на федеральном уровне в настоящее время закрепляется определенный минимальный социальный стандарт по социальному обеспечению, который не может быть понижен ни при каких условиях субъектами Федерации, ибо предоставление такого стандарта гарантируется средствами федеральных финансовых источников.

Субъекты Федерации за счет собственных источников и при наличии возможностей вправе устанавливать дополнительные меры социальной защиты: надбавки к пенсиям и пособиям, льготы для жителей данного субъекта Федерации, дополнительные услуги по социальному обслуживанию отдельных категорий населения и т. д. Регулирование в области социального обеспечения возможно также на муниципальном уровне.

В рамках отельной организации (на локальном уровне) также возможно регулирование правоотношений в сфере социального обеспечения. Оно выражается в том, что на основе локальных нормативных актов, принимаемых собственником соответствующих финансовых источников, в нецентрализованном порядке предусматриваются дополнительные виды социального обеспечения с целью повышения степени социальной защищенности работников конкретной организации. Такие условия могут быть включены в коллективный договор или иной локальный нормативный акт.

Регулирование правоотношений в сфере социального обеспечения возможно и на индивидуальном уровне. Условия о предоставлении тех или иных дополнительных льгот в сфере социального обеспечения (пенсии, пособия и т. д.) могут быть предусмотрены в индивидуальном трудовом договоре работника с работодателем. Кроме того, любой гражданин может заключать различные индивидуальные договоры в сфере социального обеспечения: с муниципальным центром социального обслуживания на предоставление услуг по социальному обслуживанию на дому, с негосударственным пенсионным фондом о дополнительном пенсионном обеспечении и т. д.

2. Методу права социального обеспечения присущ специфический порядок установления прав и обязанностей субъектов — способы определения содержания правоотношений (договорной, недоговорной).

В большинстве случаев для правоотношений в сфере социального обеспечения характерен недоговорной порядок определения содержания правоотношений. Объясняется это преобладанием централизованного регулирования в данной сфере: виды пенсий, пособий, компенсаций и т. д., их размеры, порядок назначения и предоставления определяются нормативными правовыми актами, и субъекты правоотношений — физическое лицо и орган, который должен предоставить тот или иной вид социального обеспечения, по своему усмотрению не могут эти нормы изменить.

Однако, как уже было сказано выше, права и обязанности субъектов в этой отрасли (а значит, и содержание правоотношений) могут устанавливаться не только нормативным, но и договорным путем. Так, договорное регулирование отношений в области социального обеспечения возможно в рамках конкретной организации. Во-первых, в коллективном договоре могут быть предусмотрены более льготные условия по сравнению с действующим законодательством (надбавки к пенсиям, досрочный выход на пенсию и т. п.), во-вторых, закрепление гарантий социальной защищенности возможно в индивидуальном трудовом договоре, стороны которого могут установить дополнительные виды, условия, повышенные размеры обеспечения по сравнению с предусмотренными нормами права (оказание материальной помощи в случае ухода в отпуск, бесплатное ежегодное санаторно-курортное лечение, бесплатное лекарственное обеспечение в случае болезни и т. д.).

Согласно ст. 9 ТК РФ коллективные, а также трудовые договоры не могут содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленный законодательством. Если такие условия включены в коллективный или трудовой договор, они не могут применяться. Если же речь идет о более льготном обеспечении, то здесь допускается полная свобода усмотрения сторон договора

3. В праве социального обеспечения отражена специфика положения (взаимоотношения) субъектов правоотношений (координация, субординация).

Традиционно в теории права различают два вида взаимосвязей между субъектами правоотношений: координацию и субординацию. При отношениях координации стороны равны между собой, при отношениях субординации одна из сторон подчиняется другой стороне, т. е. это отношения власти — подчинения.

Правовой статус субъектов права социального обеспечения не вписывается в классические понятия о равенстве или подчиненности сторон. Участники отношений по социальному обеспечению являются экономически неравными, но административно независимыми друг от друга[14]. Кроме того, имущественные права и свобода выбора поведения принадлежат только физическому лицу, а имущественные обязанности возложены на государственные органы (или учреждения). Поэтому отношения, складывающиеся между государственными органами (или учреждениями) и физическими лицами при реализации ими конституционного права на социальное обеспечение, можно назвать отношениями координации.

4. Специфику метода правового регулирования отражает и характер правовых норм — способ правового воздействия на поведение субъектов (императивный, диспозитивный).

Специфика правоотношений требует вполне определенного сочетания юридических приемов воздействия на поведение их участников (дозволений, запретов, обязываний). Основные права человека в сфере социального обеспечения устанавливаются с помощью управомочивающих норм и выражены в форме дозволений. Однако при их осуществлении физические лица должны выполнять и определенные обязанности. В частности, пенсионер должен известить орган, выплачивающий пенсию, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение ее размера или прекращение выплаты. Следовательно, надлежащее поведение управомоченного субъекта (физического лица) достигается при помощи не только дозволения, но и обязывания.

В большинстве случаев диспозиции правоустанавливающих норм указывают лишь правомочия физических лиц. Поведение их второго участника — государственного органа или учреждения, без решения которого невозможна реализация права физического лица на конкретный вид социального обеспечения, регулируется при помощи позитивного обязывания.

Другими словами, содержание правоотношений по материальному обеспечению граждан и их социальному обслуживанию в порядке социального обеспечения за счет средств централизованных финансовых источников определяется императивным путем. Только таким способом можно гарантировать соответствующую меру потребления каждому при наступлении определенного социального риска, указанного в законе.

В то же время, наряду с императивным методом, используется и диспозитивный, пределы которого существенно ограничены. При этом применение диспозитивного метода в форме дозволения в праве социального обеспечения имеет свои особенности, поскольку дозволение адресуется не обоим субъектам правоотношения, а лишь одному из них — гражданину. Это касается реализации права на тот или иной вид социального обеспечения, выбора наиболее выгодного для человека варианта обеспечения и др.

Таким образом, в правовом регулировании общественных отношений по социальному обеспечению граждан применяется императивно-диспозитивный метод, выражающийся в сочетании предписания с дозволением. Такой метод применяется при формировании прав и обязанностей субъектов права социального обеспечения в централизованном порядке на федеральном уровне[15].

Глава 3. Принципы права социального обеспечения

3.1. Понятие принципов права и их классификация

Под принципами права в теории принято понимать основные идеи, руководящие начала, которые характеризуют сущность и содержание права, его внутреннее строение и развитие.

Принципы права не всегда в обязательном порядке находят закрепление в конкретных нормах права. Иногда принцип выводится из содержания норм права. Таким образом, можно различать две разновидности принципов права: принципы-нормы и принципы, выводимые из норм[16].

Нужно отличать принципы права от правовых норм. Принципы права, устанавливая общее правило поведения на основе руководящих идей, не содержат всех элементов правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция[17]). С помощью принципа права нельзя всесторонне урегулировать конкретное правоотношение между субъектами права, однако принцип дает возможность правильно понять сущность правовых норм, которые это отношение регулируют.

Проводя различие между понятиями принципа права и правовой нормы, следует помнить о том, что они существуют в тесной взаимосвязи: принципы права проявляются в нормах права, а нормы права не могут не соответствовать принципам права.

Кроме того, правовые принципы более долговечны, они определяют сущность и содержание не только действующих, но и будущих правовых норм. Они помогают в правильном применении норм права на практике и в решении вопросов, еще не урегулированных нормами права (восполняют пробелы законодательства). Правовые принципы служат основой объединения отдельных норм в единую систему отрасли.

Таким образом, роль правовых принципов заключается в том, что они:

— позволяют уяснить смысл законодательства и его связи с экономикой и моралью;

— определяют общую направленность и тенденции развития правовых систем и их частей;

— помогают в практическом применении норм и в решении вопросов, не урегулированных нормами права;

— обеспечивают единство норм отрасли права[18].

По сфере действия принципы права принято классифицировать:

1) на общеправовые, свойственные всем отраслям права;

2) межотраслевые, отражающие общие черты нескольких отраслей;

3) отраслевые, характеризующие специфику конкретной отрасли;

4) внутриотраслевые, касающиеся отдельных институтов отрасли. К общеправовым относятся следующие принципы:

— человек, его права и свободы являются высшей ценностью;

— признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства;

— признание и гарантированность прав и свобод человека и гражданина осуществляются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права;

— основные права и свободы человека принадлежат каждому от рождения и неотчуждаемы;

— права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием;

— все равны перед законом и судом;

— мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации;

— каждый имеет право на жизнь;

— каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод;

— каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

К общеправовым принципам права обычно относят также принципы социальной справедливости, гуманизма, законности и юридической гарантированности прав и свобод личности, зафиксированных в законе, связанности нормами закона деятельности всех должностных лиц и государственных органов, единства юридических прав и обязанностей, демократизма.

Будучи общими, перечисленные выше принципы права являются основополагающими, руководящими идеями, отражающими сущность правового регулирования общественных отношений в сфере социального обеспечения, как и в иных сферах социальной жизни общества, а некоторые из них указывают на дальнейшую перспективу развития системы российского права.

Наряду с общими, как указывалось выше, выделяют межотраслевые правовые принципы, которые охватывают две (или более) отрасли права, как правило, близко соприкасающиеся между собой (например, право социального обеспечения, трудовое право, семейное право). Межотраслевые принципы не являются абсолютно обособленными от общих принципов права, наоборот, они базируются на них, конкретизируя те или иные основополагающие идеи, пронизывающие содержание права в целом, с учетом специфики отраслей права.

К межотраслевым относятся такие принципы, как право на защиту от безработицы, право на охрану здоровья, государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, право пожилых граждан, инвалидов на социальную защиту, право на защиту от бедности.

Указанные принципы являются общими для отраслей права, регулирующих общественные отношения, в которых граждане реализуют предоставленные им социально-экономические права.

Следующий уровень принципов права — отраслевые принципы. Каждая отрасль права, помимо общих и межотраслевых, строится на основе своих собственных, присущих лишь ей правовых принципов. Отраслевые принципы отражают сущность и пронизывают содержание норм конкретной отрасли права. На их основе создаются и реализуются нормы, в совокупности образующие и такую отрасль, как право социального обеспечения.

Наряду с рассмотренными выше группами принципов права выделяют также внутриотраслевые принципы, т. е. принципы отдельных институтов отрасли. В праве социального обеспечения в некоторых нормативных актах, регулирующих отдельные институты данной отрасли права, находят закрепление принципы этих институтов.

В Федеральном законе от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее — Закон о социальном обслуживании) указаны следующие принципы социального обслуживания:

1) равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям;

2) адресность предоставления социальных услуг;

3) приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг;

4) сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде;

5) добровольность;

6) конфиденциальность.

3.2. Содержание принципов права социального обеспечения

Внутреннее единство и взаимосвязь норм права социального обеспечения находит выражение в принципах данной отрасли права.

Правовые принципы всегда были предметом научного анализа. Содержание принципов права социального обеспечения официально не закреплено в законодательстве, поэтому ученые, занимающиеся исследованиями в данной области права, по-разному формулируют общие принципы права социального обеспечения.

С учетом реалий сегодняшней российской действительности можно назвать следующие принципы права социального обеспечения:

— всеобщность и доступность социального обеспечения;

— всесторонность и многообразие видов социального обеспечения;

— предоставление социального обеспечения в размерах, соответствующих сложившемуся уровню экономики страны;

— осуществление социального обеспечения за счет средств, специально предназначенных для этих целей (специальные фонды, средства бюджетов всех уровней: федерального бюджета, бюджета субъектов Федерации, местных бюджетов, средства отдельных юридических и (или) физических лиц);

— дифференциация обеспечения на основании социально значимых обстоятельств.

1. Всеобщность и доступность социального обеспечения. Этот принцип вытекает прежде всего из норм Конституции РФ, ст. 39 которой закрепляет, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Кроме того, принцип всеобщности социального обеспечения базируется на конституционном принципе равенства, закрепленном в ст. 19 Конституции РФ, в соответствии с которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Принцип всеобщности воплощается и в отраслевом законодательстве о социальном обеспечении по различным видам и формам обеспечения. Так, в пенсионном обеспечении он проявляется в том, что право на пенсию имеют граждане, не только занимавшиеся трудовой или иной общественно полезной деятельностью (трудовые пенсии), но и те, кто не работал (дети-сироты, инвалиды, лица преклонного возраста имеют право на социальную пенсию).

Кроме того, в соответствии со ст. 3 Закона о пенсионном обеспечении право на пенсию имеют не только граждане Российской Федерации, но и иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, — на тех же основаниях, что и граждане Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом или международными договорами РФ.

Принцип доступности социального обеспечения находит воплощение в нормах, закрепляющих порядок назначения, предоставления и выплаты отдельных видов социального обеспечения. Вся система социальной защиты населения в нашей стране построена таким образом, чтобы быть максимально приближенной к человеку — получателю тех или иных видов социального обеспечения. Как правило, обеспечение происходит по месту работы, учебы, службы или по месту жительства обеспечиваемого. Отдельные виды социального обеспечения могут предоставляться непосредственно на дому — социальное обслуживание, медицинская помощь, выплата пенсии с доставкой на дом пенсионеру и т. д.

2. Всесторонность и многообразие видов социального обеспечения. Реализация данного принципа предполагает, что государство предоставляет помощь своим гражданам при всех обстоятельствах, когда они в такой помощи нуждаются. Содержание этого принципа постоянно изменяется с развитием общества. Если первоначально перечень оснований (социальных рисков), при наступлении которых у человека возникало право на социальное обеспечение, охватывал лишь утрату трудоспособности, старость и вдовство, то по мере изменения социально-экономических условий и развития цивилизации этот перечень непрерывно расширялся. Всеобщая декларация прав человека (1948), закрепившая право каждого как члена общества на социальное обеспечение, относит к таким основаниям не только старость, утрату трудоспособности (временную или постоянную), вдовство, но и безработицу, а также все иные случаи, когда человек по независящим от него причинам теряет источник средств к существованию. Кроме того, в качестве самостоятельных оснований для социального обеспечения Декларация закрепляет материнство и детство. Национальное законодательство различных стран конкретизирует круг оснований для социального обеспечения.

В праве социального обеспечения России к числу таких обстоятельств относятся, например, следующие: старость (т. е. достижение установленного законом возраста), инвалидность, временная нетрудоспособность, потеря кормильца, безработица, рождение ребенка, смерть человека, нуждаемость в медицинской помощи и лечении, лекарственной помощи, протезно-ортопедической помощи, в транспортном средстве либо средстве передвижения, бедность, воспитание детей в семье, материнство и отцовство, вынужденное переселение. В последнее время появились такие новые обстоятельства, как заражение ВИЧ-инфекцией, участие в борьбе с терроризмом и др.

С многообразием оснований социального обеспечения неразрывно связано и многообразие его видов. Оно проявляется в установлении и фактическом предоставлении гражданам обеспечения как в денежной (пенсии, пособия, компенсации), так и в натуральной форме (продукты питания, медикаменты, одежда, средства передвижения, технические приспособления для инвалидов), а также в виде услуг (социальное обслуживание на дому, в стационарных учреждениях для престарелых и инвалидов, для детей) и различных льгот (по проезду, оплате коммунальных услуг и т. д.).

3. Социальное обеспечение предоставляется в размерах, соответствующих сложившемуся уровню экономики страны. В статье 2 Конституции РФ закреплено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Статья 7 Конституции РФ провозгласила, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Между тем обеспечение достойной жизни человека в государстве во многом зависит от сложившегося уровня развития экономики страны. Государство не может отдать своим гражданам больше, чем оно само имеет. Поэтому необходимо закреплять какие-то минимальные нормы обеспеченности, которые государство может гарантировать своим гражданам.

Долгое время в качестве социального стандарта обеспеченности в нашей стране применялась такая величина, как минимальный размер оплаты труда (МРОТ), в привязке к которому определялся размер пенсий, пособий и других социальных выплат. Но поскольку МРОТ по своей величине был очень мал и не мог обеспечить даже элементарного выживания, не говоря уже о достойной жизни, в качестве нового социального стандарта сейчас применяется прожиточный минимум.

Прожиточный минимум — стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы[19]. Потребительская корзина — минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения[20] в целом по Российской Федерации и в субъектах Федерации определяется не реже одного раза в пять лет на основе методических рекомендаций, разрабатываемых с участием общероссийских объединений профсоюзов, в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Потребительская корзина в целом по Российской Федерации устанавливается федеральным законом.

В субъектах Федерации потребительская корзина устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов Федерации с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг основными социально-демографическими группами населения.

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Федерации определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам[21].

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации устанавливается Правительством РФ, в субъектах Федерации — в порядке, установленном законами субъектов Федерации.

Семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Федерации, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение социальной поддержки.

Порядок исчисления среднедушевого дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) устанавливается федеральным законом[22].

4. Социальное обеспечение осуществляется за счет средств, специально предназначенных для этих целей. Согласно ст. 39 Конституции РФ социальное обеспечение может осуществляться как за счет государственных средств, так и за счет добровольного социального страхования, создания дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности.

Государственные средства на социальное обеспечение населения формируются из двух источников: средств бюджетов всех уровней и средств государственных внебюджетных социальных фондов (государственное социальное страхование).

Государственное социальное страхование носит обязательный характер, что находит выражение в обязанности уплаты страховых взносов и в обязанности предоставления обеспечения, гарантированности реализации прав застрахованных.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в ПФР на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах, регулируются НК РФ[23].

Средства на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний формируются в основном за счет обязательных страховых взносов страхователей, в качестве которых выступают работодатели[24].

Однако многие виды социального обеспечения предоставляются человеку как члену общества без всякой связи с его трудовой деятельностью. Поэтому параллельно с системой государственного социального страхования существует и государственное социальное обеспечение, которое непосредственно финансируется за счет средств бюджетов всех уровней (социальные пенсии, ежемесячные пособия на детей, социальная помощь, социальное обслуживание в учреждениях социального обслуживания и др.).

Что касается негосударственных источников средств на социальное обеспечение и социальное страхование, то это могут быть средства негосударственных пенсионных фондов, отдельных юридических и (или) физических лиц в соответствии с законодательством РФ.

5. Дифференциация обеспечения на основании социально значимых обстоятельств. В зависимости от основания в праве социального обеспечения различают следующие виды дифференциации:

субъектную — в зависимости от определенных характеристик субъекта, которому предоставляется тот или иной вид социального обеспечения. Здесь может применяться дифференциация по таким признакам, как пол (различный пенсионный возраст для мужчин и женщин), возраст (различные размеры пособия в зависимости от возраста ребенка), определенные заслуги перед государством (льготы для ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда), занятие определенными видами деятельности (пенсии за выслугу лет для военнослужащих, федеральных государственных гражданских служащих, пожизненное содержание судей), состояние здоровья (временная нетрудоспособность, инвалидность);

территориальную — в зависимости от того, где (в каких климатических или иных условиях) проходила деятельность, которая дает право на тот или иной вид социального обеспечения (работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; территории, пострадавшие от радиационного заражения вследствие аварии на Чернобыльской АЭС или испытаний на Семипалатинском полигоне);

отраслевую — в зависимости от того, в какой отрасли народного хозяйства осуществлялась деятельность, дающая право на тот или иной вид социального обеспечения (например, пенсионное обеспечение летчиков гражданской авиации или шахтеров).

Глава 4. Система и источники права социального обеспечения

4.1. Система права социального обеспечения

Говоря о системе права социального обеспечения, необходимо четко различать три различных понятия: систему отрасли права, систему науки, систему учебного курса.

Право социального обеспечения, как и любая другая отрасль права, — это совокупность правовых норм, регулирующих определенную группу общественных отношений. Эти правовые нормы определенным образом между собой взаимосвязаны и объединяются в различные институты и подинституты. Поэтому можно сказать, что система права социального обеспечения как отрасли права — это совокупность объективно взаимосвязанных правовых институтов и норм, расположенных в определенной, научно обоснованной последовательности в соответствии со спецификой регулируемых общественных отношений. Элементами данной системы являются правовая норма, подинститут, институт, комплексный институт, подотрасль.

Норма права, являясь первичным компонентом системы, который обладает способностью быть регулятором поведения участников общественных отношений, имеет внутреннюю структуру и состоит из трех элементов: диспозиции, гипотезы, санкции. Диспозиция указывает на суть и содержание правила поведения. Гипотеза содержит перечень условий, при наличии которых действует данная норма. Санкция указывает на последствия (как благоприятные, так и неблагоприятные) при выполнении (или невыполнении) требований данной правовой нормы.

Нормы права, объединяясь по предметному признаку, образуют институты, подинституты и комплексные институты. Основными институтами права социального обеспечения являются трудовой стаж, пенсии, пособия, льготы, компенсации, социальное обслуживание. Очевидно, что названные институты являются весьма крупными объединениями правовых норм, которые, в свою очередь, можно подразделить на более мелкие структурные единицы — подинституты. Так, институт пособий включает в себя следующие подинституты: пособия гражданам, имеющим детей, пособия по временной нетрудоспособности, пособия по безработице, пособия на погребение и др. Институт пенсий включает в себя такие подинституты, как пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии по государственному пенсионному страхованию, негосударственные пенсии. Институт социального обслуживания населения включает в себя подинституты: социальное обслуживание граждан пожилого возраста, социальное обслуживание инвалидов, социальное обслуживание детей[25], социальное обслуживание женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации, социальное обслуживание граждан без определенного места жительства и т. д.

Необходимо отметить, что некоторые институты права социального обеспечения носят комплексный характер, так как объединяют нормы различных отраслей права. Так, к числу комплексных институтов права социального обеспечения относится институт пенсий, так как он включает в себя нормы, относящиеся к финансовому праву (регулирующие отношения по формированию соответствующих пенсионных фондов, за счет которых выплачиваются пенсии), нормы, относящиеся к праву социального обеспечения (регулирующие отношения по материальному обеспечению населения в старости, при потере кормильца, инвалидности и в других предусмотренных законодательством случаях), нормы, относящиеся к административному праву (регулирующие отношения по управлению и организации пенсионного обеспечения)[26], нормы, относящиеся к гражданскому праву (регулирующие отношения по заключению и выполнению договоров негосударственными пенсионными фондами).

Наличие таких комплексных институтов позволяет говорить о том, что в структуру отрасли права входят не только институты и подинституты, но и такие крупные объединения правовых норм, как подотрасли. В частности, в праве социального обеспечения выделяют такие подотрасли, как пенсионное право, право социального обслуживания[27] и др.

Система науки права социального обеспечения — это система научных знаний, взглядов, идей о том комплексе общественных явлений, которые входят в сферу социального обеспечения. Во-первых, наука изучает саму отрасль как систему права. Во-вторых, наука изучает историю возникновения и перспективы развития данной отрасли. В-третьих, научный анализ международно-правовых норм позволяет составить представление об уровне международного стандарта в сфере социального обеспечения, закрепленного в международных конвенциях, пактах, договорах, соглашениях как ратифицированных, так и не ратифицированных СССР либо Российской Федерацией. В-четвертых, наука изучает общие закономерности и тенденции в становлении и развитии систем социального обеспечения в других странах и особенности правового регулирования отношений по социальному обеспечению в них. В-пятых, результаты научных исследований, их объективные, беспристрастные выводы призваны предопределять содержание правовых предписаний в сфере социального обеспечения, как и в других сферах[28]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что предмет науки права социального обеспечения значительно шире предмета этой отрасли.

Система учебного курса «Право социального обеспечения» состоит из трех частей: общей, особенной, специальной.

В общей части учебного курса изучаются такие вопросы, как предмет и метод данной отрасли права, правоотношения в сфере социального обеспечения, принципы, система и источники права социального обеспечения.

В особенной части учебного курса изучаются отдельные институты данной отрасли права: трудовой стаж, пенсионное обеспечение, обеспечение пособиями, льготы, компенсации, социальное обслуживание и др.

В специальной части учебного курса рассматриваются вопросы международно-правового регулирования правоотношений сферы социального обеспечения, а также законодательство зарубежных стран о социальном обеспечении населения[29].

4.2. Понятие и виды источников права социального обеспечения

Понятие «источник права» в теории принято рассматривать в двух аспектах. Во-первых, под источниками права понимают материальные условия жизни общества (источники права в материальном смысле). Во-вторых, понятие источника права связывают с непосредственной деятельностью органов, уполномоченных государством по формированию права, приданию ему формы законов, указов, постановлений и других нормативных правовых актов (источники права в формальном или юридическом смысле).

Таким образом, под источниками права социального обеспечения следует понимать совокупность нормативных правовых актов, которые регулируют общественные отношения, составляющие предмет данной отрасли права.

Одной из особенностей источников права социального обеспечения является отсутствие единого кодифицированного нормативного акта, как это принято во многих отраслях российского права (ГК РФ, УК РФ, ТК РФ и т. д.).

Необходимо отметить, что в науке права социального обеспечения уже давно высказываются мнения о необходимости создания отраслевого кодекса. Так, Е.Е. Мачульская не только обосновала необходимость разработки такого кодекса, но и разработала примерную структуру кодекса социального обеспечения (КСО) РФ[30].

Поскольку отношения в сфере социального обеспечения населения очень разнообразны, на сегодняшний день в нашей стране действует достаточно большой (и динамично изменяющийся) комплекс нормативных актов, которые можно классифицировать на виды по различным основаниям.

Традиционно классификация нормативных актов проводится по следующим критериям: по юридической силе, органу, принимающему нормативный акт, сфере действия (международные, федеральные, региональные, муниципальные, локальные), форме нормативного акта, правовым институтам данной отрасли права[31], сроку действия, кругу лиц, на которых распространяется действие нормативных актов. Некоторые авторы выделяют и такое основание для классификации, как источники финансирования тех или иных видов социального обеспечения[32]. Так, С.И. Кобзева называет также следующие классификации: по предмету регулирования — акты общего характера и относящиеся к отдельным институтам, содержанию — отраслевые и комплексные, действию источников во времени — акты временного характера (где время окончания действия акта определяется конкретной датой либо наступившим событием) и акты с неопределенным сроком действия[33].

По юридической силе нормативные акты принято делить на законы и подзаконные акты. Законы, в свою очередь, бывают конституционные, кодифицированные и текущие. Кроме того, законы могут приниматься не только на уровне Российской Федерации в целом, но и отдельными ее субъектами. Законы обладают высшей юридической силой и имеют приоритет по сравнению с другими нормативными актами.

Основным законом и базой всего текущего законодательства в нашей стране является Конституция РФ, закрепляющая основные права граждан в сфере социального обеспечения.

Статья 15 Конституции РФ закрепила правило о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

К этой группе источников права социального обеспечения относятся различные международные социальные хартии, декларации, пакты, а также конвенции и рекомендации МОТ, международные договоры РФ, в том числе договоры государств — членов СНГ.

Текущие законы касаются отдельных институтов права социального обеспечения (пенсии, пособия, социальное обслуживание и т. д.).

По форме акта источники права социального обеспечения делятся на законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, постановления, разъяснения, инструкции различных министерств и ведомств (Министерства труда и социальной защиты РФ, ПФР, отраслевых министерств и ведомств и т. д.).

В зависимости от органов, принимающих нормативные акты, источники права социального обеспечения можно классифицировать на акты, принимаемые органами государственной власти и управления Российской Федерации и субъектов Федерации, акты органов местного самоуправления и акты, принимаемые субъектами социального партнерства на разных уровнях (федеральные, региональные, территориальные, отраслевые соглашения и коллективные договоры).

По содержанию нормативные акты могут быть подразделены на отраслевые и комплексные. К числу отраслевых относятся такие акты, нормы которых регулируют общественные отношение преимущественно в сфере социального обеспечения. Это, например, законы о пенсионном обеспечении, социальных пособиях, социальном обслуживании. В комплексных актах содержатся нормы, относящиеся к нескольким отраслям права. Например, нормы законов РФ от 19.04. 1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» и некоторых других входят в систему не только права социального обеспечения, но и трудового, административного, финансового и других отраслей права.

4.3. Действие источников права социального обеспечения

В теории права принято говорить о действии нормативных актов в пространстве, во времени и по кругу лиц.

Действие источников права социального обеспечения в пространстве обусловлено тем органом, который их издает: акты федеральных органов действуют на всей территории Российской Федерации, акты органов субъектов Федерации — на территории соответствующего субъекта, локальные акты — в рамках отдельной организации. Межрегиональные коллективные соглашения действуют на территории нескольких субъектов Федерации. Некоторые нормативные акты действуют в отдельных регионах и местностях, непосредственно в них указанных. Например, Закон РФ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» устанавливает особенности пенсионного обеспечения для лиц, проживающих в указанных районах.

Действие источников права социального обеспечения во времени заключается в том, что закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы права социального обеспечения, вступает в силу со дня, указанного в этом законе или ином нормативном правовом акте, определяющем порядок введения в действие акта данного вида.

Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы права социального обеспечения, прекращает свое действие в связи с истечением срока его действия, вступлением в силу другого акта равной или высшей юридической силы, с отменой (признанием утратившим силу) данного акта актом равной или высшей юридической силы.

По общему правилу закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы права социального обеспечения, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. Однако в случаях, прямо предусмотренных нормативным актом, действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы права социального обеспечения, может распространяться на отношения, возникшие до введения его в действие.

Кроме того, необходимо помнить о том, что в сфере права социального обеспечения есть нормативные акты, относящиеся еще к союзному законодательству, продолжающие действовать на территории России. Это в основном постановления Совета Министров СССР, в том числе совместные с Всесоюзным центральным советом профессиональных союзов (ВЦСПС). Указанные акты сохраняют свое действие по решению Правительства РФ, а иногда и без такого решения, на основании сложившейся практики, поскольку отсутствует российский нормативный правовой акт, регулирующий соответствующие общественные отношения.

Что касается действия источников права социального обеспечения по кругу лиц, то необходимо отметить, что в данной отрасли права существует большая субъектная дифференциация. По данному критерию выделяют акты, которые распространяются на граждан, имеющих детей, инвалидов, граждан пожилого возраста, детей и подростков, военнослужащих, беженцев и вынужденных переселенцев и т. д.

Глава 5. Инвалидность и социальная защита инвалидов в Российской Федерации

5.1. Понятие инвалидности

Инвалидность (от лат. invalidus — слабый, немощный) — нарушение здоровья человека со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. При этом под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В соответствии с Законом о защите инвалидов[34], в зависимости от степени расстройства функций организма, лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы[35]. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством РФ[36].

Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы, утверждаются Минздравсоцразвития России[37].

Для установления инвалидности необходимо определить степень ограничения жизнедеятельности, т. е. величину отклонения от нормы деятельности человека вследствие нарушения здоровья.

Основные категории жизнедеятельности, по которым устанавливается инвалидность, классифицируются следующим образом.

Способность к самообслуживанию — способность самостоятельно удовлетворять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность и навыки личной гигиены.

Способность к самостоятельному передвижению — способность самостоятельно перемещаться в пространстве, преодолевать препятствия, сохранять равновесие тела в рамках выполняемой бытовой, общественной, профессиональной деятельности.

Способность к обучению — способность к восприятию и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками и умениями (социальными, культурными и бытовыми).

Способность к трудовой деятельности — способность осуществлять деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему и условиям выполнения работы.

Способность к ориентации — способность определяться во времени и пространстве.

Способность к общению — способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации.

Способность контролировать свое поведение — способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально-правовых норм.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Модуль 1. Вопросы общей части права социального обеспечения
Из серии: Среднее профессиональное образование (КноРус)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Право социального обеспечения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

В некоторых случаях право на отдельные виды социального обеспечения имеют не только граждане Российской Федерации, но и иностранные граждане, лица без гражданства (апатриды), лица с двойным гражданством (бипатриды), постоянно проживающие на территории Российской Федерации.

2

Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее — Закон о социальном страховании).

3

Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

4

Вступил в силу для СССР 3 января 1976 г.

5

Хансен М. Социальное страхование и социальная защита: доклад генерального директора МОТ // Человек и труд. 1993. № 9.

6

Лепихов М.И. Право и социальная защита населения (социальное право). М., 2000. С. 7.

7

Такого же мнения придерживаются и ученые — специалисты в области права социального обеспечения. Право социального обеспечения / под ред. В.Ш. Шайхатдинова. М., 2017. С. 19; Буянова М.О., Кобзева С.И., Кондратьева З.А. Право социального обеспечения. М., 2017. С. 10.

8

Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

9

Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

10

Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

11

Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

12

Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. М., 2011. С. 145.

13

Право социального обеспечения. Практикум / отв. ред. Э.Г. Тучкова. М., 2016. С. 37.

14

Мачульская Е.Е. Указ. соч. С. 149.

15

Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения. М., 2004. С. 94.

16

Лившиц Р.З. Теория права. М., 1994. С. 196.

17

Буянова М.О., Кобзева С.И., Кондратьева З.А. Указ. соч. С. 20.

18

Российское трудовое право / под ред. А.Д. Зайкина. М., 1997. С. 45.

19

Статья 1 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».

20

Основные социально-демографические группы населения — трудоспособное население, пенсионеры, дети.

21

Постановлением Правительства РФ от 29.01.2013 № 56 утверждены Правила исчисления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации.

22

Федеральный закон от 05.04.2003 № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи».

23

Глава 34 НК РФ (часть вторая).

24

Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

25

Буянова М.О. Социальное обслуживание граждан России в условиях рыночной экономики. М., 2002. С. 37.

26

Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Указ. соч. С. 230.

27

Иванова Р.И. Социальное распределение, социальное обеспечение и социалистический образ жизни // Роль трудового права и права социального обеспечения в развитии социалистического образа жизни. М., 1989. С. 222.

28

Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Указ. соч. С. 108.

29

Право социального обеспечения / под ред. Ю.П. Орловского. М., 2016; Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. М., 2011.

30

Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. Перспективы развития. М., 2000. С. 123–142.

31

Право социального обеспечения / под ред. В.Ш. Шайхатдинова. М., 2017. С.45; Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. Перспективы развития. М., 2000. С. 127.

32

Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Указ. соч. С. 131.

33

Буянова М.О., Кобзева С.И., Кондратьева З.А. Указ. соч. М., 2009.

34

Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

35

Приказ Минтруда России от 11.10.2012 № 310н «Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы».

36

Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом».

37

Приказ Минтруда России от 17.12.2015 № 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы».

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я