Галиной Богапеко создан мир и определён его герой. И всё это осуществлено как итог внутреннего и закономерного историко-литературного развития поэтессы, признанного мастера, профессионала, представителя профессионалов творческого пера самой высокой пробы! Определено главное, исторически верное направление последующего развития, движения как такового, литературного пути. Поэтесса зачаровывает магией имён столь звучных и блистательных, что в их хоровод не просто эрудиции, но высокой учёности и подлинной образованности, скромно потупляя взор, сделал бы свой шаг и самый послушный ученик всех возможных отцов-инквизиторов. Но и благородная искренность своего, не заёмного поэтического слова, естественность, спонтанность самого поэтического чувства обволакивают читателя в унисон глубинным ритмам самой природы. Особо близко принимаешь к сердцу имена тех, кто раскрывал свои дружеские объятия и на заре твоей туманной юности брал под опеку покровительственного слова своего.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Поэмки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© Богапеко Г., 2023
© Оформление. Издательство «У Никитских ворот», 2023
Отклик Нины Красновой
Меня потрясли, изумили и восхитили мини-поэмы Галины Богапеко — и «Шестидесятые годы», и «Туркменский мотив», и «Анапский базар», и история о влюблённой парочке бомжей, и о Болотной площади… и т. д. Это что-то совершенно новое, экстраординарное не только в поэзии Галины Богапеко, но и в нашей современной поэзии!!! Ничего подобного я ни у кого не читала. Автор лёгким художественным слогом, яркими и точными штрихами, деталями, подвижными интонациями и лаконичными средствами показывает жизнь в лицах, жизнь в разных её формах и проявлениях, в разных цветах и красках, в разных географических уголках страны и земли, причём использует для этого свой, а не заёмный материал жизни, превращая его в прекрасную высокую поэзию! Я поздравляю Галину Богапеко с несомненным успехом в жанре мини-поэм и вообще в поэзии!!!
Нина Краснова,
поэтесса, эссеистка,
член Союза писателей Москвы, Союза писателей XXI века, Русского Пен-клуба
Поэмки-ностальгии
Звон трамвая из прошлого
Прозрачность наземного транспорта —
Внешняя и внутренняя в ярких оболочках.
Но звон трамвая страстный
Из прошлого столетия — красного,
вечного в опавших листочках,
Истошного сквозь звень морозную по строчкам
многоточием.
Окна в вагоне занавешены инеем,
у трамвая есть цифра без имени —
37-й точно.
В трамвае народу битком,
От Якова до деда Петко,
И пар в разные стороны клубками.
Петко, как байбак в зимней спячке,
В ушанке набок, в тулупе, в валенках,
Подбитых кожей телячьей,
Сопит, в ус дует.
Рядом бабка над сеткой продуктов колдует —
Вроде ничего не забыла,
Значит, будет праздник обильный,
с балыком из свинины
и с пряниками-ангелками.
И кондукторша — внешне грозная,
в перчатках розовых,
Обрезанных на двух пальцах.
Через плечо на ремне ридикюль,
куль
с медяками
страдальцев,
На шее ожерелье с клубками
билетиков —
сегодня уже ретро Советики —
в раме.
Крикливая, румяная,
Прижалась спиной к железной раме —
печке,
Без вина пьяная
морозом млечным.
Рядом девочка-подросток шести лет,
Сродни мальчику-шкету,
Как свеча бледная,
По глазам видно, шаловливая, вредная.
Кондукторша свободными пальцами
Даёт девочке хлеб с кусочком сальца,
Обнимает «победную»,
К печке двигает, кричит:
«Следующая остановка — “Коптево”».
Девочка сальце в момент слопала
и выскочила
в «Коптево»…
Вот
и проскочили
тысяча девятьсот пятьдесят первый год…
Прозрачность наземного транспорта —
Внешняя и внутренняя в ярких оболочках.
Но звон трамвая страстный
Из прошлого столетия — красного,
Вечного, в опавших листочках,
Истошного сквозь звень морозную по строчкам
многоточием.
Мы вышли из «Войковской»
Ларисе Ягунковой[1]
«Войковская», «Красный Балтиец»
Имеют свой виртуальный экслибрис[2].
Мы мечены этим знаковым знаком.
Им мечены наши и мамы, и папы.
Мы вышли из «Войковской»,
мы дети России.
И сколько осколков
изумрудных, синих,
Зеркальных, коротких и длинных
В Московии нашей,
взращённых на пашнях,
Судьбою окрашенных,
разного колера,
форм и линий…
…………………………………………
Под звон золочёных
церковных башен
В фантазиях наших
шли исполины…
Домá перестроек и царские виллы
Менялись сквозь время.
По милости «сильных…».
Мы временем бремя —
Стирать научились —
Немилость царей
И судеб немилость —
Всё ради детей,
Что на свет появились,
Всё ради детей,
Тех, что родятся потом,
Когда мы за звёздами
в космос уйдём…
Так шли чередой за годами года.
Меняла течение жизни река,
Менялись эпохи, вожди, города,
Менялись и облики
улиц вчерашних,
Менялись и звёзды,
и флаги на башнях.
То чистое небо,
а то в облаках…
Учились, работали —
всё впопыхах.
И спорили мы о прошедших веках,
О жизни космической, неземной,
О нашей истории земной —
О том, что в умах
отголоски войн…
О вере своей и о вере чужой…
О том,
что сегодня у всех на устах…
О том,
что сейчас вызывает страх…
О прошлом «вчера»
мы вовсе не ропщем —
Несли мы планету на наших руках
С заветной мечтой
о мире всеобщем,
О солнышке тёплом
И лунной, безоблачной ночи —
О «фее»
и страстно в неё влюблённых,
О смелых фантазиях и затаённых,
О вёснах,
в которых птицы гогочут,
О лете пахучем,
о любви непорочной,
О реках зеркальных
и радостях прочих…
Мечтали, читали и почитали
Искусство —
его беспредельные дали…
Мирские проблемы решали любя
И слушали трели:
«Труль-трю» соловья.
Любили, любя
бескорыстно и страстно,
Любили и нас наивною лаской.
Росли тополями
и пухом неслись
К космической дали —
За сказками ввысь.
Мы были любимы, не зная о том,
И веточкой ивы, и Млечным Путём,
И Богом —
его добродетелью вечной,
Зарёю,
рассветом,
голубушкой речкой.
Мы ехали в поезде нашей мечты
До той отдалённой
за солнцем черты…
Чтоб где-то,
когда-то,
когда-нибудь
Смогли бы за эту черту… шагнуть,
Оставив на нашей планете
«Войковская»
Поросль —
Живую, красивую, бойкую,
сильную, светлую,
Чтоб спорила с ветром,
чтоб чтила обеты,
Мечтала заветно,
любила с ответом
И украшала нашу планету.
Дай о себе знать
Ларисе Ягунковой
Где ты, как ты?
Дай о себе знать, хотя бы кратко.
Ощущаю, понимаю, принимаю ускорение.
Осень прохладная
Снежинками первыми порадовала,
Вызвала изумление.
Суета быстрее падающих снежинок —
Как в электрической мясорубке,
Без остановки; и информация попутная
Летит по планете всей.
Но от тебя нет вестей.
Дружба — это своего рода служба,
Которая по спирали управляется мотором жизни.
И я остро ощущаю движение, но тебя не вижу.
Помню тебя в субботу в модных ботах на «Красном
Балтийце»
Около овощного магазина с незадачливой витриной.
Из магазина в магазин мелькали лица.
Шёл дождь. Ты приветствовала меня улыбкой
дежурной —
Хорошо была воспитана,
вращалась в среде гламурной —
С киношниками, артистами, журналистами, с талантами
юными.
Двигалась быстро, решала быстро, блистала
остроумием.
А я девчонка пятнадцати лет, к шестнадцати
приближалась,
Мне нравились оперетта, кордебалет и милые шалости,
Писала стихи по веленью души, ходила на стадионы
Слушать маститых поэтов, посещала вечернюю школу,
Время от времени читала — без системы,
в свободное время,
Обладала хорошим вкусом,
Одевалась эффектно,
В основном в одежду с иностранными этикетками,
купленную в Союзе.
Посещала храмы, молилась страстно,
почитала Бога.
Ходила на концерты в зал Чайковского, не часто,
слушала классику, заряда хватало надолго.
Я подняла воротник, было ветрено.
Ты предложила свой пропуск в Дом архитектора.
Просто тебе было очень некогда.
Мой вектор судьбы изменился…
А дождик тебя торопил, с тобой торопился
К твоему единственному,
Думаю, он тебе до сих пор снится…
Я заскочила в подвал цирюльни, поиграла в «Фильку»[3],
Поскакала радостная домой, вырядилась в синие
колготки,
в изумрудные на высоких каблуках шпильки,
в сиреневое платье до колен
(современное)
с круглым вырезом чётким.
Соорудила из алых волос бабетту[4],
Надела на руку изумрудную браслетку
И поехала в Дом архитектора вместо оперетки.
Ехала и думала: «Знания мои об архитектуре дремучие,
Наверное, будет скучно».
Водитель притормозил, остановился, я расплатилась,
открываю тяжёлую дверь,
оказалась среди множества людей,
удивилась.
Прошла к столику регистрации.
Похоже, здесь проходила картинная акция.
Окружающие меня почтенные мужчины
зааплодировали.
Я посмотрела по сторонам: что за диво?
Все действительно мне аплодировали многократно.
Среди всех был известный художник Никогосян
Николай Багратович,
Давно отмеченный премиями, призами.
Это был немолодой невысокого роста мужчина,
армянин,
В синей рубашке из поплина,
с умными спокойно-пронзительными глазами,
На его свежевыбритом лице почти не было морщин.
Время вечернее — около семи.
Он подошёл ко мне, представился и предложил
поужинать в ресторане, в кругу его семьи.
Похоже, он в этом здании — художник-старожил…
Когда мы поднялись в ресторан, то за накрытым столом
сидели его жена с дочерью.
Николай Багратыч: «Смотрите, какую я драгоценность
обнаружил,
какая красавица будет с нами ужинать,
попотчуем.
Обращаясь ко мне: «Галя, о важном поговорим потом».
Потом мы встречались в его мастерской —
Пресненский Вал, дом пять.
Я уставала, приходила поздно домой,
А на следующий день возвращалась опять.
Его часто отвлекали по телефону,
Наконец картина была готова: я на алом фоне
сидела на стуле, в синих колготках,
в сиреневом платье с круглым вырезом чётким,
в туфлях на каблуках высоких,
С причёской бабетта из алых волос.
Тогда на такие картины был спрос.
С этого времени мы подружились надолго как-то.
Волнуюсь, дай о себе знать, хотя бы кратко.
Ощущаю, понимаю, принимаю ускорение.
Осень прохладная
Снежинками первыми порадовала,
Вызвала изумление.
Суета быстро падающих снежинок —
Как из электрической мясорубки,
Без остановки; и информация попутная
летит по планете всей.
Но от тебя нет вестей…
03.11.2018, 01:02
Против часовой стрелки
«Держитесь за поручни!»
Пассажирские вагоны летят в XXI век.
Я еду домой, в руках пакет с инжиром.
Кашляю, мечтаю о молоке горячем —
с пенкой, с инжиром, в бокале прозрачном,
чтобы прибавились силы
на одиночный брейк.
Я — пассажир, чахоточный, непривлекательный, но
зрячий.
Я отражаю этот мир — больной, зомбированный по
касательной и бродячий,
Живу в кризис окаянный,
вчера купила изогнутый телевизор,
Переключаю постоянно
себя и программы — что-то вызреет…
Холодно, голодно, сытно, жарко, жалко,
не жалко… Разучилась жалеть —
Чувствую чучелом себя — палкой
в шкуре, которую сбросил медведь…
Еду куда — непонятно, невнятно.
Следом по следам своим, судьбой запорошенным,
Едет кто-то, едет куда-то,
может быть, в гости ко мне гость непрошеный?
Но музыка, чьё-то унылое соло
на заброшенной жизнью дорожке:
«Как тебе, девица, холодно, голодно,
как не замёрзли ножки в сапожках
или без них?»
Он слепой, этот Дед Мороз — блик.
Я пугало с рождения огородное,
среди всех гостей непрошеных —
земных, неземных,
отверженная отцом, безродная, такая вот Крошечка —
Хаврошечка.
Говорят, евреи своих детей не бросают,
но исключения бывают.
Отец — из Владимира родом, прославленный трошки[5],
сейчас в параллели другой пребывает,
Земля ему пухом, и снежной крошкой
в России, не в парке Росарио[6].
Мне б в Аргентину, в раздольную даль,
в «Сад-календарь»,
в розарий,
И оказаться в прериаль[7],
и позабыть, что я москаль —
что ныне
для государства и сына
иждивенка,
И аргентинское танго станцевать,
и аргентинское танго станцевать
против часовой стрелки,
В новых туфлях
на высоких каблуках,
в туфлях с волшебными стельками.
Сколько стоит билет до Аргентины?
Спросить бы у сына или поздно?
Танго против часовой стрелки —
в эпоху Ивана Грозного —
на полотне…
Страхи, паутина —
они постоянно во мне,
с рождения.
Лечу через тоннель
в солнечную параллель —
мой род, день и я!
Какой вчера была весна
За окном мгла,
я беру пепси-колу со стола,
вспоминаю школу, тогда не было «Бистро»,
Тогда
на каждом шагу продавали ситрó[8].
И девочка с косичками могла
выпить, не моргнув глазом,
два стакана сразу.
Тогда
казалось, что не было мглы,
зимой катали снежные валуны,
лепили снеговика,
летали на санках с ледяной горки,
схлопывали снежинки глазными створками,
А по весне — в мокрых ботинках, скорые,
Бегали по лужам, смеялись, спорили.
Потом дóма в корыте
голые отогревались,
обедали, переодевались
и бежали в ближайшую «Шарашку»
смотреть короткометражку
о нашей Победе.
Но сейчас за окном мгла,
Я выпила пепси-колу до дна,
Я не могла вспомнить,
Какой вчера была весна,
Где майские сандалии,
Те, воссоздам едва ли.
Сквозняк мельканий за окном
Потом ты вспомнишь летом,
Когда в харчевне суп с котом
И запах от котлеток,
Знакомый с садовских времён,
Да и сейчас желанный.
С уходом суток завернёшься сном,
И в нём тебя настигнет окаянный,
Который получил сполна,
Бомжует в «Перекрёстке»,
А ты несёшь ему вина
И бутербродик плоский.
Бомж так похож на первый снег,
на первый смех,
на первый взгляд
Того, кто много лет назад
Тебя любил и был бы рад…
Но жизнь — как спелый виноград,
Не собранный в урочный час:
Засох изюм, и в итоге — прах…
Сквозняк мельканий за окном,
Все сны забудутся потом,
Когда на солнечных ветрах
Вдруг утро распахнётся. Ах!» —
Воскликнешь ты, всё, Богом данное, приняв.
07.02.2022
Мыслящий тростник
Нахожусь в сентиментальном настроении,
На что-то смотрю, о чём-то мыслю. Тоска.
У кассы воображаемой вывеска: «Билетов нет ни в
завтра, ни во вчера».
Сержусь, посмотрела на звёзды в выси, одна звезда
близка,
Она на трассе, точкой слияния с горизонтом, и светится,
как баккарá[10].
И мираж луча биссектрисой ощущаю мгновением у
виска.
На пике сентиментального настроения, смотрю на лист,
пока ещё чистый,
Мысли вокруг тростника лучистого.
Тростник — как символ: самого письма,
литературы, знания,
чисел счастья, чисел страдания —
магии слова больного ума.
Я — «мыслящий тростник»[11], мыслю о строении звёзд,
о предсказаниях.
Грёзы иногда превращаются в грозы, в дождь и
возрождение после омывания.
Дрожь письма, отрезок времени и мысль выстрелом:
Тростник высох.
Ветер высвистывает: «Беда, воры, бандиты, террористы».
А газовый баллончик с черёмухой для врага? —
пользовать его страшно.
А вдруг струя да на себя, и дядька не враг, а просто алкаш,
Который умеет трезво мыслить, быть весёлым, травить
анекдоты.
И именно он знает о числах: горестных долгих и
счастливых коротких.
Как воробей, встряхнуло утро росу,
наконец, я — ко сну.
Ах, влажность утренней капели, и свежей постели, и
трели — в сказочных снах.
Но счётчик времени, стрелки времени в часах и бодрых
голосах
за окнами, за дверью. Вдруг утро засветит, как светило
тогда в лесу,
Над той поляной, где мы гуляли, детсадовские дети —
ангелы с крыльями.
И воспитательница Ива
немножко ёжилась от утренней прохлады.
А мы паслись, пили росу с веточек и были рады:
поганкам, жучкам, червячкам, стрекозам, бабочкам
белым, синим,
Камешкам, речке, козам, ворчанию голубиному.
Всем восхищались, промокали, собирая ягоды,
Распускали розовые слюни, поглощая землянику,
Показывали друг другу земляничные языки и гикали,
И толкали друг друга, и смеялись, да как смеялись, как
Маугли.
Так могут смеяться только ангелы.
Я утро занавешу и усну,
и день промчит меня галопом,
Как электричка, в прошлую весну,
где различимы детский смех и топот,
Где будет фильм картинками — потоком,
без мыслей мрачных, на одной волне.
Без катастроф, пожаров и потопов,
без чувства оказаться в западне…
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Поэмки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других