Роман о традиционных ценностях человека, в котором главный герой осознает себя в русле бесконечного потока: прадед – дед – отец – я… Где вместо трофеев обретают реликвии, вместо бизнес- проекта – непреходящие ценности: родовую историю, свой язык, свою веру, свою любовь. Роман Галины и Павла Барышниковых «Мост для императора», посвященный русскому воинству, по своему охвату пластов исторических эпох и войн, анализу и описанию деятельности великих полководцев и их отважных воинов, по объему, содержанию и времени работы авторов над произведением, можно сравнить с литературным монументом, возвышающимся в военно-исторической литературе. В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мост для императора предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
@biblioclub: Издание зарегистрировано ИД «Директ-Медиа» в российских и международных сервисах книгоиздательской продукции: РИНЦ, DataCite (DOI), Книжной палате РФ
© П. Ф. Барышников, 2022
© Г. А. Барышникова, 2022
© Издательство «Алетейя» (СПб.), 2022
UN PONT POUR L'EMPEREUR
Благодарим
Александра Ильяшенко,
протоиерея Русской Православной Церкви,
вдохновившего нас на этот труд
и Сергея Фёдоровича Барышникова,
подполковника русской армии,
который поддерживал нас и направлял
в написании этой книги.
Предисловие
ВЕЛИКОЕ ИЛИ МАЛОЕ?
• Как назвать произошедшее (и надвигающееся)?
• Связь времён?
• Или — опираясь на «корневые системы» в сверхзадаче романа — Корни и вершины?..
• Большой и маленький Наполеон?
И всё-таки — «Мост для императора»…
Авторы — Галина и Павел Барышниковы. Галина — уже сложившийся писатель с прекрасной стилистикой, добротной литературной школой (мастерская Приставкина!), за плечами — не одна книга. Она же и воспитала себе прекрасного соавтора-мужа. Павел как человек науки с четким логическим сознанием (биофак университета!) ввёл в Галину прозу мужской стержень. И в результате — получился зрелый новый автор — Галина и Павел Барышниковы. Их второй совместный роман посвящён войне с французами. Однако в первой же главе мелькает — Фриц. 1812 год отшатывается в 1941-й. Но и это ещё не всё: повествователи не могут отрешиться от недавнего «Афгана». Это нынешнее молодое поколение задаёт Истории вопросы, на которые непросто ответить. Вопросы вынесены в Пролог. Я тоже попробую вынести в пролог мои ответы. Оговорив их мучительность.
Вопросы такие:
— Почему Гитлер не имеет у нас героического ореола, как Наполеон?
— Почему Европа не смогла завоевать Россию? Татаро-монгольское иго смогло: 300 лет под татарами. А Европа Россию тысячу лет пытается и не может?
А если ещё вытащить из подтекста вопрос о природной воинственности русских?
Этот последний пункт — самый простой. По элементарности. И самый немыслимый для ответа. Хотя ситуация подсказывает ответ: грядущая мировая война может уничтожить человечество. А как её избежать, если кровавая агрессивность — в человеческой природе?
Увы, мы не знаем, как и почему столь воинственное племя появилось и закрепилось на этом носящемся в пустоте клочке земли, — и мы ничего на можем поделать с нашей врождённой кровожадностью. Терпеть и сдерживаться?! Куда она денется, если неведомо, откуда взялась?
Ближе — вопрос полутысячелетней давности: почему именно русские сплотили на евразийской равнине великое государство?
Я думаю, что если бы это не сделали русские, то великое многонациональное Целое сплотили бы другие претенденты. От того, как летали стрелы на Угре или на Балтике, зависело: какой язык станет чертой этой великой державы, и шире: славяне, тюрки или угро-финны оформили бы ей пропуск в Историю, но суть была бы та же: великое содружество народов. И ничьего «ига» тут не требовалось. Его и не было, а изобретено оно и вколочено в головы послепетровскими умниками ради их дипломатических забот. С таким же правом татары (или финны) могут назвать нынешнюю Федерацию «русским игом»… Так что я понимаю великого историка Льва Гумилёва, выбросившего «иго» из своего словаря. Суть не в том, что государство — российское, а в том, что оно многонациональное, и другое бы здесь не удержалось.
Авторы этой уникальной трилогии (а нам сейчас представляют её вторую часть — роман «корневых систем» — «Мост для императора») ставят перед своими читателями не простые вопросы. Барышниковы одновременно пытаются развернуть широкоформатный исторический экран, освещая его попеременно то с одной точкой зрения, то с — прямо противоположной. В результате совершенно неожиданно перед читателем возникает стереофоническое и даже голографическое объемное полотно. Роман посвящен русским воинам и любопытно наблюдать, как постепенно всплывает из-под наполеоновской темы Русь — Россия — Советский Союз, а с ними и вся история русского воинства.
Свой неповторимый историко-романический почерк авторы развивают стремительно: от романа к роману. Совсем еще недавно вышел первый роман этой тетралогии, литературной квадриги — «Свет твоей тени», роман-акафист, окунувший читателя во времена крушения России, «маленького митрополита» — Трифона Туркестанова, Павла Корина и стража российского самодержавия — Константина Победоносцева, и как контрапункт историческому «эху» — сегодняшний день: осмысление истории сербским иконописцем и русской журналисткой, история их любви, история покаяния.
А вот теперь, во второй части тетралогии исторический ракурс сместился и стали актуальны духовно-патриотические темы в диапазоне 1812–2020 гг. Противодействие России всем, сколоченным против неё, на продуманную руку, союзам. Остается только ожидать, чем же закончится эта трилогия. На подходе третий том «Под крылом летящей птицы» и в работе заключительный том «Ангелов не выбирают» (роман-интервью: невозможные ответы на возможные вопросы), где авторы обещают нам анализ всего спектра русской истории. Поднявшись над ожившей картой России, они отслеживают её этапы, связуя времена. А как уж им это сможется, как говорится: поживём — увидим. Внушает надежду то, что Галина и Павел Барышниковы всегда стараются заглянуть «в недра» процессов: исторических ли, психологических, философских… — одним словом, докопаться до самого корня и подать эту информацию с юмороми лиричностью. Ждем-с!
Лев Аннинский
Лев Аннинский (1934–2019) — советский и российский литературный критик, литературовед. Был штатным сотрудником журналов «Советский Союз», «Знамя», «Дружба народов», «Литературное обозрение», «Родина», «Время и мы» (1998, главный редактор), «Литературной газеты», Института конкретных социологических исследований АН СССР, преподавал в ИЖЛТ и МУМ.
Лев Аннинский — автор и ведущий циклов передач «Серебро и чернь», «Медные трубы», «Засадный полк», «Мальчики державы», «Охота на Льва», передачи «Я жил. Я звался Геркулес» на телеканале «Культура».
Являлся членом Союза российских писателей, ПЕН-клуба, членом жюри литературной премии «Ясная Поляна». Помимо этого, был членом редколлегии Новой российской энциклопедии, действительным членом Российской академии кинематографических искусств"Ника". академиком Национальной академии кинематографических искусств и наук.
«Доблесть родителей — наследие детей.
Все тленно, все преходяще,
Только доблесть никогда не исчезнет,
Она бессмертна».
Надпись на памятнике
Музей-заповедник «Бородино»
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мост для императора предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других