Наука побеждать. Притчи

Галина Александровна Терлецкая, 2020

С помощью притч и бесед с подростками, студентами, авторы раскрыли основные достижения человечества в области морально-нравственных основ простым, популярным языком. Изложенные в книге знания дают Точку Опоры для формирующейся личности. Притчи – духовно-нравственные истории, переданные предками потомкам для размышления и научения, способные открывать сердце человека, воспитывать волю, мужество, доброту и т.д. Авторы разработали оригинальный метод изложения, основанный на древних традициях передачи знаний от Учителя к ученику в живом диалоге. Цели книги: просветительская, развивающая, совершенствующая, воспитательная. Книга предназначена для психологов, учителей общеобразовательных и гуманитарных школ и ВУЗов, работников социальных подростковых учреждений, преподавателей военных училищ, эзотериков, семейного чтения, коллективного обсуждения. Является дополнением к урокам внеклассного чтения, к предмету «Основы религиоведения».

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Наука побеждать. Притчи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1

Все есть поток

Обыкновенное чудо

Все течет, все меняется

Гераклит

… Была весна. Светило солнце и пели птицы. Учитель обратился к ребятам:

— Сегодня я видел «обыкновенное» чудо! Видели ли вы его? Оно — около двадцати сантиметров от земли, с маленьким шариком пуха на верхушке. И, если вы дунете на него, разлетится целая галактика звезд! А сейчас скажите, на что это чудо было похоже до того, как у него появилась эта «пушистая шевелюра»?

— На желтый цветок, подобный маленькому солнцу, — сказал Антон. — С множеством трубчатых лепестков–лучиков.

— А как он выглядел до этого? — спросил учитель.

— Он был закрытым «зонтиком» в желто–зеленую полоску, — сказала Юля.

— А чем он был еще раньше? — продолжал учитель

— Пучком зеленых листьев, выходящих из земли, — сказал Артем.

— А еще раньше?

— Маленьким семенем на «пушистом парашютике», которое приземлилось, а потом — укоренилось и проросло, — сказала Наташа.

— А прежде?

— Он был семенем другого растения, — сказала Настя. — А еще раньше он был другим растением.

— А теперь назовите, что это? — спросил учитель.

— Одуванчик! — хором закричали ребята.

— А скажите, срывали ли вы когда–либо одуванчик?

— Да! — дружно ответили все, кроме Данилы.

— Тут явно какой–то подвох…, — в задумчивости произнес тот. — Вот нюхом чувствую, не так все просто с этим обыкновенным чудом! Хотя, по правде говоря, способ размножения у него на самом деле удивительный. Ветер подул — детки разлетелись и расселились вокруг родителя. И образовалось плодовитое семейство одуванчиков!

— Какой здесь может быть подвох? — сказала Наташа. — Все так просто и очевидно!

— Подвох действительно есть, — сказал учитель. — Он заключается в том, что вы не можете сказать: «Я сорвал одуванчик!». Потому что одуванчик — это не только цветок. Одуванчик — это все те вещи, о которых мы только что говорили, и даже — более того! Например, корни, которые скрыты под землей и работают, как насос, питающий растение, вы не упомянули, а ведь они являются основой растения. И, если вы сорвете цветок одуванчика, из корней вырастит новый росток, а у вас в руках останется лишь его часть, фрагмент. Понимаете? Поэтому мы не можем сказать, что сорвали одуванчик, потому что это — не вещь, это — процесс.

Так устроена жизнь — все, что изменяется во времени и пространстве — это процесс, это — динамика. Благодаря этому постоянному движению наша Жизнь такая живая, наполненная и непредсказуемая, она искрится, переливается разными гранями, живо трепещет в бесконечном многообразии форм, цветов и оттенков! Она всегда в развитии, в движении, в трансформации, в преображении, в совершенствовании. А потому нельзя однозначно сказать: «Я сорвал одуванчик!», не погрешив против истины.

— Хорошо, — сказал Данила. — Но я могу сказать иначе: «Я сорвал цветок одуванчика».

— Верно, — согласился учитель. — Так действительно можно сказать. В данном случае ты совершил виртуальный поступок — не просто сорвал цветок, а прервал процесс его роста. Скажи, ты совершил осознанное действие с оправданной целью? Ну, например, ты хотел использовать цветок в лечебных целях, размышляя так…

— Учитель, можно я расскажу, как я размышлял? — опередил его Данила. — Во-первых, всем известно, что одуванчик — это сорняк. Хотя, не только сорняк. Не это важно! Важно, что он размножается активно и плодовито. Поэтому я был уверен в том, что весной опять появится множество новых одуванчиков. Так много, что их придется пропалывать на огороде, чтоб они не мешали расти другим растениям! Поэтому можно сказать, что я действовал осознанно на подсознательном уровне, когда срывал цветок. Вот если бы я увидел уникальный аленький цветочек1 в единственном экземпляре, я мыслил бы по–другому и ни за что не сорвал бы его!

— Хорошо, — сказал учитель. — Только подсознательно и осознанно не всегда совпадает. Подсознательно, как правило, это — минуя длительные размышления, часто автоматически, по инерции, а осознанно — это когда ты размышлял, прежде чем совершить действие. Но поскольку твои рассуждения логичны, и ты четко обозначил свою позицию, будем считать, что ты действовал осознано. В данном случае ты был уверен в том, что одуванчики снова будут радовать нас весной в большом количестве. То есть, ты понимал, что одуванчик, как вид растения, с лица Земли не исчезнет. Ведь что здесь главное? Чтобы в твоем поступке был смысл! Это — важно, потому что, когда мы совершаем бессмысленные поступки, неосознанные, мы теряем статус Homo sapiens — Человека Разумного.

— А мне интересно знать, как бы ты поступил с уникальным сказочным аленьким цветочком? — спросил глубокомысленно Антон. — Ведь под аленьким цветочком ты подразумеваешь уникальное растение, не виданное никем до тебя.

— Вначале он сделал бы selfie2! — улыбаясь, сказал Артем. — Затем выложил фото в Instagram3! Это — однозначно. Или кто–то в этом сомневается?

Дети рассмеялись, зная склонности Данилы к публичности.

— И это — точно! Как хорошо вы меня знаете! Я рад этому, — ответил иронично Данила. — А что? Ученые увидели бы фоты, и пришли бы в восторг! Потом стали дознаваться, где растет этот аленький цветочек. И тут я — на коне! Во–первых, я бы сразу стал популярным, во–вторых, подумал бы о том, как сберечь цветок, чтоб он дал семена, а потом стал бы их дарить своим друзьям и подружкам. Еще можно было бы организовать эксклюзивную выставку «Данила-мастер и Цветочек аленький». При этом люди восхищались и восторгались бы не только цветком, но и мною. И это было бы по заслугам — ведь цветок обнаружил я, а не кто–то другой!

— О–о–о! — воскликнул Антон. — Как далеко мы зашли в своих мечтаниях, как «раздулись» от собственной важности. Но реальность–то иная — аленький цветочек существует пока только в твоих мечтах! И как благородно с твоей стороны — дарить его друзьям! Но я почему–то думаю, что ни твои друзья, ни подруги не узнали бы об этом цветке, пока ты не запатентовал свое уникальное открытие, и не стал бы продавать его семена по весьма выгодной цене.

— Кстати, это отличная подсказка! Да и мечтать не вредно! Ты же сам сказал «пока только в мечтах», — продолжал Данила. — Да, я человек предприимчивый! А что в этом плохого? В любом случае я сделал бы все, чтобы сохранить этот уникальный редкий цветок. И это — главное, все остальное не имеет значения. Я прекрасно понимаю, что аленький цветочек — обитатель «Красной книги»4.

— Хорошо, — продолжал учитель. — И все же, главное в этой виртуальной истории — мотивы твоих поступков, твое отношение. Например, ты, Данила, говоришь о восхищении. Но подумай, от какого корня происходит это слово?

— От слова «хищение», — сказала Юля. — Значит, те, кто восхищаются, просто что–то похищают!

— Тебе еще хотелось, чтобы тобой восторгались, — продолжал учитель. — А какой корень у этого слова?

— «Торг», «торговля», — сказал Саша. — И этим все сказано!

— Учитель, я, в первую очередь, сообщила бы ученым о своей находке, — сказала Наташа. — Но сама бы ничего не делала, ведь цветок эксклюзивный и никто не знает, как с ним правильно обращаться. Можно и погубить ненароком.

— Данила, есть еще одно универсальное слово, которое редко употребляется в современном лексиконе, — сказал учитель. — Это слово — созерцать. В философском понимании созерцание — это способность прочувствовать предмет без вмешательства в процесс его развития, без препарирования, взаимодействовать с ним на уровне энергий. Это слово в русском языке произошло от слова зерцало (зеркало) — отражение.

Созерцать означает внимательно наблюдать, стараться увидеть не внешнее, а суть, попытаться понять явление или процесс в целостности, не торопясь действовать. А как вы думаете, что дает человеку созерцание?

— Наверное, возможность более глубоко анализировать, получить наиболее полную информацию о предмете или явлении, на основе которой можно будет сделать более достоверные выводы и прогнозы, — сказала Юля. — Я поняла, когда мы становимся участниками процесса, мы являемся его созидателями. Например, если я посажу цветок, я буду холить и лелеять его, наблюдать, как он растет, как цветет; и обязательно захочу поделиться с другими этой красотой.

— Верно, — сказал учитель. — Духовные учителя гуманистических религий, цивилизаций, традиций, народов всех времен призывали быть человека созерцательным. Почему, как вы думаете?

— Наверное, потому что созерцательный (внимательный, наблюдательный) человек получает большее количество информации о том или ином процессе или явлении, — сказал Антон. — В результате он способен видеть и осознавать более тонкие взаимосвязи. Когда видишь взаимосвязи между предметами, явлениями, принципами, людьми, человеком и природой, начинаешь мыслить более объемно, системно, интегрально, получаешь возможность прогнозировать и предвидеть.

— Совершенно верно! — сказал учитель. — Чтобы справиться с вызовами современности, человек не может не быть внимательным и наблюдательным, особенно человек III–го тысячелетия. Он должен стать Сознательной Активной Творческой Индивидуальностью — человеком — САТИ, что переводится с санскрита, прародителя всех индоевропейских языков осознанный. Только такой человек способен прогнозировать и предвидеть последствия своих поступков и действий на Земле. Это очень важно в наше время, когда напряжение между странами и идеологиями достигло предела, а вопрос о существовании жизни на планете встал ребром!

Все пророки и великие духовные учителя человечества говорили: «Станьте осознанными! Созерцайте, анализируйте!» Только так возможно истинное преображение человека. При этом они предупреждали о том, что трансформация человека может происходить только в двух направлениях — вперед и вверх — по образу по подобию божьему — преображение, либо — назад и вниз — в сторону деградации личности, к скотоподобию.

Но у нас с вами ВСЕГДА есть СВОБОДА ВЫБОРА. Мы сами выбираем вектор своего Пути. И, в тоже время, у нас есть замечательная возможность — в любой момент нашей жизни мы можем изменить этот вектор кардинально. Так мудро устроен наш мир!

Тестовая медитация «Мое отношение к природе»

А сейчас я предлагаю вам провести медитативный тест по познанию себя, который основан на визуализации и единых для нашей культуры архетипах5, на тему «Мое отношение к природе». Окружающая нас обстановка вполне располагает к этому.

Устраивайтесь удобней. Расслабьтесь, закройте глаза и представьте себе одуванчик. Внимательно рассмотрите его. Каждый из вас увидит свою неповторимую картинку. И это очень важно, потому что одуванчик в данном случае — символ природы. И от того, как вы виртуально провзаимодействуете с ним, будет понятно, насколько гармоничны ваши взаимоотношения с природой.

… Прошло около 20 минут. И когда все открыли глаза, учитель сказал:

— Давайте обсудим ваше виртуальное путешествие.

Дети наперебой стали рассказывать.

Данила увидел одуванчик, который дружески подмигивал, и ему захотелось нарисовать его такое смешное, эмоциональное, живое лицо! Перед глазами его брата Антона пронесся целый мультфильм, в котором одуванчик в образе благообразного дедушки с седой головой рассказывал маленьким пушистым парашютикам сказки, и некоторые из них внимательно слушали, а некоторые баловались и веселились, когда их разносило ветром в разные стороны.

Юля увидела себя в зеркале с венком из одуванчиков. Артем — с корзинкой, в которую аккуратно складывал срезанные цветочки, чтобы мама сварила варенье; Настя пропалывала одуванчики, складывала их на кучу для удобрения, относясь к «сорнякам» по-хозяйски.

Наташа увидела одуванчик, придавленный камнем. Она убрала камень, полила цветок, и он ожил у нее на глазах!

Учитель всех похвалил и сказал:

— Я хочу отметить, что у вас правильные взаимоотношения с Матушкой–Природой! И это заложено в вас с самого детства. Это потому, что ваши родители, воспитатели и учителя читали вам книги о природе, обсуждали их с вами, выезжали на природу и вели себя по отношению к ней дружелюбно и по-хозяйски.

А теперь я расшифрую ваши видения с точки зрения психологии.

Данила относится к природе дружественно, считает себя ее частью, одуванчик подмигивал ему, как старому знакомцу; Антон — по-философски мудро, одухотворяет природу: одуванчик был у него в образе благообразного мудрого старца, который поучал и покровительственно относился к шаловливым деткам-одуванчикам. Вместе с тем у Антона великолепно развито образное мышление, и он вполне может создавать комиксы, мультфильмы, например. Артем — человек аккуратный и практичный, он бережно срезал цветы, из которых задумал сварить полезное и целебное варенье, правда, пока не самостоятельно, а с помощью мамы! Настя — человек рассудительный и хозяйственный, любит во всем порядок. Ведь на огороде сорняков должно быть минимум, иначе другие растения не дадут реального урожая! Она по-хозяйски распорядилась ситуацией. У Юли к природе романтический подход.

В любом случае от вас всех исходило уважение и понимание, любопытство и интерес к обычному растению. Кто-то из вас созерцал, кто-то совершал действие. Но я особенно хочу отметить Наташину реакцию. Обнаружив проблему, она не растерялась, и, проявив мыслетворчество, исправила ситуацию. Она могла сказать, что увидела придавленный камнем одуванчик и не знала, что с этим делать. Но она не прошла мимо, поступила, как активный, сознательный человек.

Эта короткая тестовая медитация дала не только мне много информации о каждом из вас, но и каждый из вас задумался над самим собой!

И я хочу заметить, у вас сложился дружный, многогранный коллектив! Среди вас есть и хозяйственники, и практики, и философы, и творцы, и романтики. Вы вместе вполне могли бы заниматься единым проектом, например, подготовить к публикации книгу «Притчи для самых маленьких» с уникальными рисунками, или сделать комиксы, а возможно, даже — компьютерные мультфильмы.

В этой тестовой медитации одуванчик — это природная часть нас самих. Наташа исправила что–то в себе самой, в своей жизни. А это очень ценное качество в человеке — умение сознательно исправлять и преобразовывать — в себе самом, природе, обществе, коллективе.

Правильно расшифрованная простейшая тестовая медитация по познанию природы человека дает воспитателю, учителю, преподавателю, психологу, родителю достаточно большое количество информации о ребенке, молодом человеке.

У каждого из вас свой взгляд на жизнь и свои взаимоотношения с окружающим миром. Одни люди видят жизнь в розовом свете и живут радостно, другие — в серых тонах и редко улыбаются.

Но есть люди, которые способны воспринимать жизнь во всем многоцветье. Это — творческие личности. Как правило, они становятся знаменитыми художниками, музыкантами, танцорами, учеными. Их сознание раскрепощено, а мысль свободно парит в высоких сферах бытия.

Научиться воспринимать мир радужно может каждый человек, но это — целая наука, и называется она — Наука побеждать. Постигайте эту науку, если хотите быть счастливыми!

Научиться воспринимать все краски, оттенки, многогранность мира — это достойная цель. Идя к ней, человек обретает не только крепкую материальную основу, но и творчество и счастье!

А медитация — это величайшее искусство побеждать. Это таинственная лестница, соединяющая божественное и земное. Это — творческое состояние, в котором зреет и проявляется талант человека.

Все великие открытия совершались в состоянии медитации, прекрасная музыка создавалась и великолепные картины. Птицы летают в этом состоянии, и цветы цветут. Вы родились и живете в этом благословенном состоянии, до тех пор, пока не начнете соблазняться эгоистическими желаниями.

Но помните, эгоизм — это зависимость! И только свободный человек может стать в жизни настоящим победителем!

Субъективное и объективное

Ласточки летели на юг — в дальние страны, и остановились отдохнуть в небольшом поселке. Они расселись по проводам и весело щебетали: «На юг! На юг!» В стае было много ласточек, которые еще никогда не летали на юг. Они родились прошедшим летом, и старшие ласточки возбужденно рассказывали им о том, как хорошо на юге: как там тепло, какие там прекрасные пальмы и цветы, какой обильный корм. Молодые ласточки слушали и радовались предстоящему путешествию. Им не терпелось скорее подняться в воздух и полететь! Но старшие ласточки говорили, что нужно отдохнуть, и, как только подует попутный ветер, вспорхнуть и устремиться ввысь. И тогда ветер поможет преодолеть огромные расстояния.

Внизу, огороженные высоким забором, гуляли куры. Они слушали веселое щебетание ласточек и завидовали им. Но вот, наконец, подул попутный ветер, ласточки дружно вспорхнули и унеслись в неведомую даль! Куры смотрели им вслед, пока те не скрылись из виду.

Одна молодая курица восхищенно воскликнула: «Какие они счастливые!» Но тут другая курица, которая считала себя самой главной в курятнике, высокомерно заявила: «Подумаешь, на юг! Я тоже могу полететь на юг!»

Окружившие ее куры были в сомнении, а некоторые даже стали посмеиваться над ней. Самоуверенная курица, возбужденная всеобщим вниманием, продолжала горячиться: «Да, могу! Не верите? Вот только подует попутный ветер!» Сказав это, она разбежалась и, громко хлопая крыльями, взлетела на забор. Весь курятник всполошился — видано ли дело, чтобы курица полетела на юг!

Вдохновленная таким вниманием, курица рванулась и…. полетела! Долетев до асфальтной дороги, по которой с шумом проносились груженые машины, она упала в кусты в придорожной канаве, а затем долго с трудом выбиралась из них. Лишь к вечеру ей удалось вернуться в родной курятник. Ее встретили, как героя! И потом много дней она рассказывала о том, как летала на юг.

…Прошла зима, потом — лето. Наступила осень, подули холодные ветры и птицы потянулись на юг. Снова прилетели ласточки, и расселись по проводам. Среди них было много тех, которые родились только прошедшим летом, и старшие ласточки радостно рассказывали им о том, как хорошо на юге. Какие там уникальные деревья и цветы, как там необыкновенно тепло!

Внизу, за высоким огороженным забором гуляли куры. Они слушали щебетание ласточек и говорили своим цыплятам: «Подумаешь, на юг! Все они лгут! Одна наша курица тоже летала на юг, ничего особенного там нет. Она рассказывала нам, что там много пыли и очень шумно».

***

— Вот такая притча, — сказал учитель. — А теперь давайте рассуждать. Рассуждая, мы будем учиться понимать язык притч — язык аллегорий и иносказательности. Как вы думаете, что общего между ласточками и курами и чем они различаются?

— Общее то, что ласточки и куры — птицы, — сказал Антон, — отличие в том, что ласточки свободно летают на далекие расстояния, а куры — разучились.

— А какие «черты характера» присущи ласточкам? — спросил учитель. — Каких людей они олицетворяют?

— Ласточки легки на подъем, — сказал Артем. — Значит, они олицетворяют собой людей свободных и способных преодолевать трудности.

— Причем, эти трудности они готовы преодолевать вновь и вновь, — сказала Юля, — потому что каждый год улетают на юг и возвращаются назад. Значит, они смелые и мужественные.

— Еще они дружные, — сказал Данила. — Я видел, как они отгоняли сокола. Он еле отбился! Тогда я очень удивился, что ласточки способны справиться с таким хищником.

Учитель выслушал их и сказал:

— Итак, мы с вами пришли к пониманию, что ласточки олицетворяют людей смелых, мужественных, легких на подъем, имеющих широкий кругозор. А какие черты характера присущи курам?

Дети наперебой стали отвечать:

— У каждой курицы есть в курятнике свое место, к которому она привыкла, а также — определенное положение в курином обществе. Поэтому они постоянно выясняют между собой отношения.

— Если в курятник попадает новая курица, ее будут клевать.

— Куры — домашние птицы, а поэтому неспособны летать на большие расстояния!

Но тут за кур вступился Артем. Он сказал:

— Да, но вы забыли, что куры несут яйца! И вообще, от них много пользы человеку. А какая польза от ласточек?

— Вполне реальная! — возразил Данила. — Если бы не было ласточек, на Земле невозможно было бы жить, потому что всех загрызли бы комары и мошки.

Учитель улыбнулся и сказал:

— Прошу вас не забывать, что в данном случае ласточки и куры — образы аллегорические, а не гастрономические! При этом мы должны помнить, что природа и предназначение этих птиц различна. Каждая из них занимает свою нишу. Еще я хочу обратить ваше внимание на то, что ласточки летают по всему миру, вся Земля — их дом, но возвращаются они все равно на родину, часто в то же самое гнездо, где родились. А свободный перелет дает им возможность иметь более широкий кругозор.

И все же, притча о том, что все не так, как нам иногда кажется! Курица–то уверена была в своей правоте, она искренне думала, что слетала на юг, а на самом деле заблуждалась. При этом безапелляционно судила о том, чего не знала. Так какой же вывод из притчи?

— Скорее всего, такой — чем уже кругозор, тем более субъективны суждения человека, — сказал Антон, — соответственно, тем более субъективно и сужено его представление о жизни.

— Если бы курица верила ласточкам, она узнала бы правду про юг, — сказала Юля. — Но она была заносчивой, недоверчивой и имела одно желание — прославиться и самоутвердиться. Истина ее не интересовала!

— Более того, эта самоуверенная курица «заблудила» все свое окружение, — заметила Наташа, — и это привело к тому, что истина исказилась еще больше, потому что впоследствии все куриные потомки стали думать о юге согласно ее представлениям.

— Фактически, курица создала миф, в который поверили все, — сказал учитель. — Более того, она еще стала героем в глазах своего окружения, они считали, что курица совершила «героический поступок». А вывод можно сделать такой — субъективное представление существенно отличается от объективной Реальности; оно не отражает истину и не прибавляет ясности, а приводит, как правило, к заблуждениям, уводя человека в иллюзию. Послушайте притчу на эту тему.

Не сотвори себе кумира

На птичьем дворе произошло событие — петух тяжело заболел. И думать было нечего о том, что утром он сможет прокукарекать и возвестить начало нового дня.

Весь курятник всполошился! Куры боялись, что Солнце не взойдет, если их господин и повелитель не вызовет его своим пением. Они были уверены, что Солнце всходит только после того, как пропоет петух.

Но наступившее утро излечило их от этого суеверия. Петух был болен, однако, Солнце взошло, как всегда, и сияло в своем великолепии!

***

— Вот такая коротенькая, но поучительная притча, — сказал учитель. — Что же излечило кур от суеверия?

— Правда жизни! — сказал Антон.

— Неоспоримый факт восхода Солнца! — сказал Данила.

— Объективная реальность, — сказала Наташа. — Петух был кумиром и авторитетом для курочек, защитником от хищных птиц, поэтому они верили ему абсолютно.

— Конечно, если есть кумир, навязывающий свое мнение, суеверия появятся обязательно, — заметил учитель. — Но вы должны понимать, если у человека в авторитете кумир, а не Божественный Закон реальности, он будет пребывать в заблуждениях. Если он будет слепо следовать за кумиром, то неизменно попадет в иллюзию.

Если на кумира хочется ровняться в его достижениях, это — одно, а если кумир использует психологические методы воздействия, направленные на порабощение сознания человека, подавление воли, моральную и материальную зависимость, это уже серьезно. И тут надо бить тревогу! Именно про этот случай все духовные учителя человечества говорили: «Не сотвори себе кумира».

Это нужно помнить и стремиться к трезво — здраво — и свободомыслию. Тогда вы сможете без заблуждений ориентироваться в самых сложных обстоятельствах.

Еще, курочки поменяли местами в своем сознании причину и следствие! Восход Солнца не зависит от пения петуха, а вот пение петуха зависит от восхода Солнца. Петух возвещает восход!

Чтобы помочь человеку научиться свободно и здраво мыслить, наши славные предки оставили нам наставления, накопленные веками — мудрые притчи. При этом они любили строить свои уроки на аллегорических образах, чтоб нам понятнее и доступнее было зашифрованное знание.

Пока еще ваше сознание формируется, и каким оно будет завтра, зависит не только от семьи и школы, но и от вас самих. Кто–то из вас станет художником или космонавтом, кто–то доктором, кто–то освоит любую профессию и будет творчески относиться к своему делу, а кто–то легкомысленно привяжет свое сознание к мелочным вещам и сузит свой кругозор, подобно курице из притчи, которая летала на юг только в своем воображении.

Но именно узкий кругозор является основой невежества, страхов и суеверий; он мешает делать правильные выводы, в результате человек совершает больше ошибок. Расширяя свой кругозор, мы становимся все ближе к правде жизни, к Истинной Реальности. Послушайте притчу.

Правда и справедливость

Как — то Ласточка, которая спит по ночам, а днем никак не налетается, затеяла спор с Филином, который ночью летает, а днем никак не отоспится.

Ласточка утверждала, что день начинается с восхода солнца, а вечер — с захода. Филин сердился и доказывал, что день наступает при заходе солнца, а вечер начинается с его восходом. Они долго спорили, но так и не пришли к согласию. В конце концов, они решили просить птичьего царя Феникса6, чтобы тот рассудил их по правде.

По дороге им встретился Петух и спросил:

— Куда это вы направляетесь?

Так и так — Ласточка ему все объяснила. Петух выслушал ее внимательно, а потом, наклонившись, прошептал ей на ухо:

— Дорогая, чтоб ты знала, последнее время Феникс частенько отдыхает, а все вопросы за него решает Сова. Подумай хорошенько, стоит ли тебе туда идти?

***

Выслушав притчу, дети стали рассуждать.

— Несмотря на то, что Ласточка объективно права, победить в этой ситуации ей точно не удастся, — сказал Артем. — Так стоит ли копья ломать?

— Ласточка поступила не очень мудро, когда затеяла спор с Филином, — сказал Антон. — Это — бесполезно, даже — глупо! Ну, стоит ли тратить энергию на пустые споры?

За Ласточку заступилась Юля:

— Ласточка не затевала спор, она отстаивала истину! На тот момент она не знала, что вместо Феникса будет судить Сова. Это была ситуация из серии, когда остается набраться терпения и переждать, пока Феникс снова вступит в свои права.

— С одной стороны, если не будет таких людей, которые белое станут называть белым, а черное — черным, перепутаются все понятия в жизни, в том числе понятия добра и зла. И тогда произойдет искажение установленного на Земле закона справедливости, — сказал учитель. — С другой стороны, Бог устроил этот мир и имеет право создавать условия, при которых человек проверяется на знание и исполнение этого Закона. Поэтому правление Феникса иногда передается Сове.

Но всегда найдется человек, который будет отстаивать истину, при любом государственном строе, в любой сложной ситуации. И я хочу акцентировать ваше внимание на том, что право называться интеллигентным человеком получает лишь тот, кто способен остро чувствовать и отстаивать правду и справедливость. В нашей истории, как и в истории любой страны, Феникс отдыхал не раз, а все дела за него в это время решала Сова.

Однако рано или поздно Феникс пробуждался и справедливость восстанавливалось. А если не будет в жизни правды и справедливости, не будет и гармоничного развития, а, стало быть, не будет и счастья. А ведь это то, к чему стремятся все люди на Земле. Вы согласны со мной?

— Согласны! — хором ответили дети.

— А что нужно человеку для счастья?

Дети отвечали:

— Для счастья нужно многое — и в материальном плане, и в душевном!

— Чтобы не было пандемии на Земле!

— Чтобы не было войны!

— Иногда для счастья достаточно самой малости — например, классный мотоцикл, — мечтательно сказал Данила.

— А сейчас послушайте, что говорит о счастье древняя мудрость.

Как обрести счастье?

В давние времена жил один могущественный царь. Было у него все, о чем только может мечтать человек — шикарный дворец, богатство, власть и даже здоровье. У него была жена и дети, много слуг. Было все, кроме одного — у него не было счастья!

Грозный и мрачный сидел царь на троне. И все его желания мгновенно исполнялись. От того он был еще более несчастлив…

Вызвав придворного врача, он заявил:

— Хочу быть счастливым! Сделай это, и я тебя озолочу. А если не выполнишь мой приказ, велю отрубить тебе голову!

Врач был в растерянности: «Что делать? Как сделать кого–то счастливым? Ведь счастье — это внутреннее состояние… Но царь обезумел, а с ним шутки плохи».

— Я должен подумать, государь, — ответил врач. — Заглянуть в древние трактаты. К утру я найду решение.

Он думал всю ночь, перерыл множество книг, но в медицинской литературе ничего не сообщалось о счастье. Задача была трудной. Наконец, под утро его осенило. Он нашел решение, которое позволило бы избежать наказания и как–то умилостивить царя. Утром он отправился во дворец.

— Ваше величество, все просто, — сказал он, — нужно достать рубашку счастливого человека и носить ее, тогда Вы обретете счастье.

Услышав это, царь обрадовался. Такое простое средство! Отпустив врача, он позвал первого министра и велел ему:

— Найди счастливого человека, возьми у него рубашку и принеси мне. Да поскорей!

Министр вышел озадаченным. Прежде всего, он отправился к самому богатому человеку и попросил у него рубашку, но тот ответил:

— Можешь взять сколько угодно рубашек, но я не могу назвать себя счастливым. И знаешь, спасибо тебе за подсказку. Теперь я тоже пошлю своих слуг искать счастливого человека, мне такая рубашка просто необходима.

Министр обошел многих людей, но никто из них не был счастлив. Каждый изъявил полную готовность: «Чтобы наш царь был счастлив, мы отдадим все, что там рубашки! Мы отдадим свои жизни, но мы сами несчастливы, поэтому наши рубашки не подойдут».

Министр очень расстроился: «Что делать? Беда свалилась на мою голову и теперь мне отвечать. Врач ловко выкрутился!» И он почувствовал себя очень несчастным, и уже совсем было отчаялся, но один из его друзей подсказал ему:

— Не печалься, я знаю одного святого человека, он, должно быть, по-настоящему счастлив. По ночам он играет на флейте, на берегу реки. И знаешь, так играть может только счастливый человек! Ты, наверное, слышал его?

— Да, — ответил министр, — иногда, посреди ночи, я был очарован дивными звуками. Но кто этот человек? Как его найти?

— Мы найдем его на берегу реки, он приходит туда каждую ночь.

И вот ночью они пришли на берег реки. Человек играл на флейте, и это было так дивно, так задушевно! Звуки были исполнены такой благодати, что министр почувствовал себя совершенно счастливым.

— О! — воскликнул он. — Наконец я нашел того, кто мне нужен! И, бросившись к святому, спросил его:

— Уважаемый, ты счастлив?

— Да! — ответил тот. — Я счастлив, счастье переполняет меня!

Министр заплясал от радости и воскликнул:

— Мне нужна твоя рубашка, дай мне ее скорее!

Но человек не ответил.

— Почему ты молчишь? — спросил министр. — Дай же мне скорее твою рубашку, она нужна самому царю!

— Но это невозможно! У меня нет рубашки. Темно, и ты не видишь, что я — голый, — ответил музыкант.

— Как же так?! Как ты можешь быть счастливым, если у тебя нет даже рубашки? — спросил министр.

— В том–то и дело! — ответил святой. — Раньше я был очень богатым и самоуверенным человеком, но страдающим. И жизнь, нанося мне удары, отсекая, как великий скульптор, все лишнее, творила меня. И вот однажды, потеряв все — богатство, свою самоуверенность и даже свое несчастье, я стал свободным от всего этого. И тогда счастье творчества наполнило меня!

***

— Понимаете, что сказал святой? Он сказал, что счастье — это особенное состояние, которое трудно описать словами, так как оно относится к категории неописуемых чувств. Но достоверно известно, что оно не может зависеть от вещей, денег или даже здоровья.

Все люди на Земле хотят быть счастливыми, ведь счастье — это естественное состояние жизни. Многие стремятся к нему, но не все испытывают! Знаете, почему? Потому что счастье — это награда Бога за правильно построенные взаимоотношения с жизнью — с людьми, с природой.

Про счастливого человека говорят — «Он весь светится от счастья!» И это — не метафора. Это — истинная реальность. Человек в таком состоянии наполнен сияющей энергией, божественным светом. Свет наполняет его и через него проливается в мир. Все вокруг видят это, и желают прикоснуться к этому свету, почувствовать его тепло, согреться в его лучах.

Многие люди ошибочно полагают, что счастье зависит от удовлетворения желаний. Но такое удовлетворение, как правило, приводит вовсе не к счастью, а к страданиям. Почему? Потому что удовлетворение эгоистичных желаний приносит лишь мимолетное удовольствие и разжигает в человеке еще больше страстных желаний. Потакание своим слабостям и эгоистическим желаниям — это не Путь, ведущий к счастью, это, скользкая дорожка, ведущая в итоге к несчастью. Преодоление себя, творчество, вот что приносит истинное счастье! В учебе, в спорте и т.д.

А сейчас послушайте, как рассуждали о счастье в старые добрые времена.

Рассуждения о счастье

Однажды Сократ обратился к людям с вопросом: — Что самое главное в жизни?

Люди стали высказывать свои представления по этому вопросу. Один их них сказал:

— Самое главное в жизни — это здоровье.

Другой сказал:

— Самое главное — это иметь хорошо сложенное тело, быть привлекательным и пользоваться успехом у женщин.

Третий сказал:

— Самое главное — это иметь деньги и положение в обществе.

После того, как высказались все, они спросили у Сократа:

— А ты что думаешь об этом?

Сократ сказал:

— Я думаю, что самое главное в жизни — это счастье! Как вы думаете, обязательно ли каждый человек, имеющий здоровье, будет счастлив в жизни?

Слушающие его люди сказали:

— Нет, Сократ, это не обязательно.

— А человек, имеющий хорошо сложенное тело и пользующийся успехом у женщин, обязательно ли будет в жизни счастливым?

— Нет, не обязательно, — ответили люди.

— Тогда скажите мне, — продолжал Сократ, — человек, имеющий много денег и положение в обществе, всегда является счастливым?

— Нет, Сократ, — отвечали люди, — скорее, даже наоборот. Такие люди часто бывает одинокими.

— А какой из типов людей, перечисленных здесь, вы посчитаете самым достойным? — продолжал спрашивать Сократ. — Представьте, что вам нужен совет врача. К какому врачу вы обратитесь? К очень богатому, имеющему положение в обществе, хорошо сложенному, имеющему успех у женщин или вы предпочтете врача, который счастлив в этой жизни?

Все присутствующие в один голос заявили, что обратятся за советом к врачу, который счастлив в жизни, потому что признают его наиболее достойным.

— Таким образом, — объявил Сократ, — мы с вами единодушно признали, что счастье является наивысшим благом, и к нему следует стремиться, как к самому важному в этой жизни.

***

— Я думаю, нам следует признать правоту Сократа в его отношении к счастью, и стремиться к нему, как к наивысшему благу, — сказал учитель. — Но в жизни существует множество дорог. Какая же из них приведет к счастью?

— Наверное, к счастью можно прийти через понимание, — сказал Антон.

— Мне кажется, нужно научиться отличать главное от второстепенного, — сказала Наташа. — И тогда ты точно обретешь счастье.

— Нужно расстаться с тем, что мешает быть счастливым, — сказал Саша. — Например, с вредными привычками.

— Это — абсолютная истина! — сказал учитель. — Вредные привычки и счастье — несовместимы. Иначе оно будет таким же призрачным, как счастье одного моего давнего друга, который пришел к счастью весьма парадоксальным путем.

— Учитель, ну как к счастью можно прийти парадоксальным путем? — спросила Настя.

— Да просто! — улыбаясь, сказал учитель. — Хотя, конечно, парадокс — вещь тонкая, с одной стороны он граничит с уникальностью, с другой — с абсурдом.

Парадоксальное счастье

Один мой знакомый имел привычку носить обувь на размер меньше. В такой тесной обуви он ходил и страдал. Однажды я спросил его: «Почему ты не купишь себе нормальные туфли? Ты же не бедный человек!»

И он ответил: «Эти проклятые туфли причиняют мне так много страданий… Но, когда я прихожу домой и снимаю их, я испытываю такое счастье и наслаждение! И это — единственная радость в моей жизни. Если я куплю себе нормальные туфли, моя жизнь станет безрадостной».

***

Дети посмеялись над героем притчи, а учитель сказал:

— Конечно, рассказанная мною история — шутка! Но в каждой шутке есть зерно истины. Ее герой очень хотел стать счастливым, но не знал, как, поэтому придумал себе вот такое призрачное счастье. Он прекрасно понимал, что за деньги можно купить туфли, но не счастье; еду, но не аппетит; постель, но не сон; лекарство, но не здоровье; слуг, но не друзей; развлечения, но не радость; учителей, но не ум; удовольствие, но не счастье! Но даже призрак счастья устраивал его!

— Странно, — заметил Артем. — Как человек мыслил, таково и было его счастье! Хотя, если подумать, сильно ли мы от него отличаемся? Когда мой друг закуривает и блаженно закатывает глаза, его счастье не просто парадоксально, оно — призрачно, как дым его электронной сигареты. Я-то это очно знаю.

— Артем, ты говоришь об удовольствии, — заметил учитель, — а не о счастье. Это — разные вещи. Счастье вдохновляет человека сделать что–то полезное и значимое не только для себя, но и для других, удовольствие — это что–то временное и эгоистичное. Причем, удовольствие часто ничем хорошим не заканчивается, а иногда приводит к плачевным последствиям, как любое излишество или любая зависимость.

Почему я применил к понятию счастье парадоксальную логику? Потому что обычная логика утверждает — если у тебя нет счастья, надо все бросить и пойти его куда-то искать. Парадоксальная же логика говорит — счастье — это такое состояние, которое не зависит ни от чего внешнего, особенно — от материального, оно зависит только от внутреннего состояния человека! Тогда что нужно делать, чтобы его обрести?

— Понять, чего тебе не хватает, чтобы стать счастливым, — сказал Артем. — Избавиться от того, что мешает им быть.

— А иногда в жизни бывает так — только потеряв счастье, ты понимаешь, как был счастлив, — сказала Юля.

— Вариантов существует бесчисленное множество! — сказал учитель. — Но, как правило, истинное счастье обретает тот, кто открывает внутри себя источник творчества, и делает все возможное для того, чтобы реализовать его в своей жизни. Такой человек становится поистине счастливым, даже если ему приходится преодолевать множество трудностей на пути.

Послушайте одну весьма поучительную историю.

Искатель счастья

Один богатый человек очень хотел стать счастливым. Он продал свой дом и все имущество, сложил все свое богатство в мешок и отправился на поиски счастья.

Сначала он обошел всех знаменитых людей и спрашивал у них о счастье. Но никто из них счастьем не обладал и ничего вразумительного от них он не добился. Потом ему посоветовали: «Ты ищешь в больших городах, среди знатных и именитых людей, поэтому не находишь. Попробуй поискать в простом народе».

Человек стал искать счастья среди простых людей. И вот, придя в одну деревню, он спросил ее жителей:

— Я ищу счастье. Есть ли в вашей деревне мудрый человек, способный помочь мне?

— Да, — ответили жители деревни, — у нас есть такой человек. Иди на край села, там, под большим деревом ты увидишь сидящего человека. Спроси его.

Человек обрадовался и пошел в указанном направлении. Вскоре он увидел под деревом мудреца, который медитировал. Он подошел к нему, положил свой мешок с богатством и сел рядом. Когда тот открыл глаза, искатель счастья обратился к нему:

— Я — богатый человек и могу дать тебе много денег, если ты поможешь мне обрести счастье.

Мудрец внимательно посмотрел на него, потом на мешок и сказал:

— Я тебе помогу. Но сначала ты должен успокоиться. Закрой глаза и сиди тихо.

Человек закрыл глаза и просидел так некоторое время, но ничего не происходило. Когда он открыл глаза, то увидел, что мудрец куда–то бежит с его мешком.

— О–ой! Караул…! Мое богатство! — закричал человек и бросился догонять вора. Но тот, отлично зная все ходы и выходы в деревне, ловко запутал следы. Человек оббежал деревню два раза, пот градом лился по его лицу, но вора и след простыл. Искатель счастья был в отчаянье. Конечно, ведь он потерял все свое богатство и не нашел счастья!

…Он брел наугад и плакал. Неожиданно для себя, к вечеру, он опять оказался около большого дерева, там, где пропал его мешок. Он решил посидеть в его тени и подумать. Но вдруг! О, чудо! Он увидел свой мешок целым и невредимым. Тот стоял под деревом. Человек так обрадовался, что упал перед ним на колени, схватил мешок, обнял его и заплакал… от счастья.

В этот момент из–за дерева выглянул мудрец и спросил:

— Э–эй, человек…! Ты счастлив!?

***

Дети долго смеялись и шутили, а учитель наблюдал за их счастливыми лицами, и, когда они успокоились, сказал:

— Я думаю, вам не надо объяснять, что счастье — это естественное состояние человека. Это так хорошо видно по вашим лицам! Но почему–то, взрослея, люди все реже улыбаются, куда–то исчезает эта радость и полнота жизни, а на смену приходят заботы и проблемы.

Может быть, так и должно быть? Если есть семья и дети, их нужно кормить, одевать, покупать квартиру и многое другое, а это — не просто. И тогда человек все свое внимание концентрирует на том, чтобы заработать деньги на эти нужды и отбрасывают все, что отвлекает его, как ему кажется, от главной цели, в том числе — радость творчества. Зациклившись только на решении материальных проблем, человек не удосуживается понять причину и истоки своей неудовлетворенности, а продолжает жить, как все, «терпеливо» выполняя взваленные на себя бесконечные обязанности материального плана.

Ограничивая себя, таким образом, человек удаляется все дальше от выполнения своей основной миссии — развития и совершенствования. Это приводит к тому, что он отделяется от Единого Целого, и, в результате, теряет морально-нравственную опору и жизненные силы.

И тогда краски меркнут в его жизни, обостряются внутренние противоречия, усиливается чувство неудовлетворенности, появляется пустота, которую кто–то пытается заполнить не имеющими истинной ценности вещами, кто–то — сомнительными иллюзорными занятиями, кто–то развлечениями, которые не приносят радости и пользы, кто–то — вредными привычками или пустыми мечтаниями. И, даже если такой человек внешне выглядит благополучным и респектабельным, его нельзя назвать победителем в жизни!

Победителем может быть только творческая личность с широким кругозором, полнотой чувств, многоцветным восприятием мира.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Наука побеждать. Притчи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Аленький цветочек — символ уникальности. В одноименной сказке — символ души, чистой и искренней любви.

2

Selfie — автопортрет, фотография самого себя.

3

Instagram — социальная сеть Интернета.

4

«Красная книга» — перечень уникальных растений, животных, грибов Земли.

5

Архетип (от греч. Arche начало + typos образ) — образы, символы, мотивы в подсознании человека, единые для людей одной цивилизации, нации, народа, племени. Архетипы заимствованы из мифов, легенд, сказок, былин, песен, колыбельных, баллад и т.д., формируют коллективное подсознательное человека с раннего детства, проявляются в сновидениях, снах человека, при визуализации образов в творчестве, в медитациях.

6

Феникс — мифологическая долгоживущая птица, возрождающаяся после гибели, в античной мифологии связана с поклонением Солнцу. Представлялась по величине и виду схожей с орлом, с ярко-красным или золотисто-красным оперением.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я