Государственные и муниципальные финансы. Шпаргалка

В. С. Алексеев, 2009

Государственные и муниципальные финансы. Шпаргалка

Оглавление

История развития бюджетной системы РФ

До 1991 г. бюджетная система России состояла из одного уровня. В государственный бюджет СССР включались бюджеты разных уровней всех союзных республик, краев, областей, вплоть до местных бюджетов. Это делало его чрезвычайно громоздким. В 1991 г. согласно закону РСФСР от 10 октября 1991 г. «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» и иным законодательным актам бюджетная система России стала состоять из трех уровней, таких как:

1) федеральный бюджет Российской Федерации;

2) бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований;

3) местные бюджеты.

Это значительно упростило бюджетную систему и наделило местные органы самоуправления определенной самостоятельностью.

По закону от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления» бюджеты на местах могут разделяться на два уровня:

1) бюджеты муниципальных районов, городских округов;

2) бюджеты сельских и городских поселений.

Таким образом, сейчас бюджетная система России имеет четыре уровня.

Все бюджетные уровни автономны и не являются частью друг друга. Данная структура играет решающую роль в современной России и странах Запада, в которых возрастает роль местных бюджетов как важнейшего звена финансовой системы. В некоторых странах (таких как Япония, Германия, США) на долю местных бюджетов приходится более 50 % всего капитала страны.

В последнее время на местные бюджеты переложены дополнительные функции, связанные с расходами, увеличением собственной доходной базы, делегированием налоговых полномочий. Все эти изменения проводятся с максимальным приближением к западным стандартам. Необходимо также соблюдать пропорции распределения между бюджетами разных уровней, увеличения доли местных бюджетов в сравнении с федеральным бюджетом. Так, в 1995 г. это распределение составляло 49 % и 51 % соответственно. Однако в настоящее время наблюдается обратный процесс, например в 2002–2005 гг. все акцизные сборы в 100 %-ном размере поступили в федеральный бюджет. Это вполне оправданно с точки зрения краткосрочного планирования и распределения денежных ресурсов между убыточными субъектами, но в долгосрочной перспективе должна быть предусмотрена большая автономность местных бюджетов.

Российским законодательством предусмотрено составление консолидированного бюджета — так называется свод бюджетов разных уровней, использующегося для расчетов статистических данных, но в отличие от федерального бюджета не являющийся законодательным актом и не подлежащий утверждению.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Государственные и муниципальные финансы. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я