В пособии рассматриваются основные вопросы по тематике курса «Финансы»: экономическое содержание и назначение финансов, управление капиталом, активами и обязательствами, финансовый анализ и многое другое. Второе издание значительно обновлено, рассмотрены вопросы из новой тематики, учтены самые последние изменения российского законодательства. Книга рассчитана на студентов и будет незаменима при подготовке к экзамену и выполнению дипломных работ по данному курсу.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Финансы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Тема 1
ФИНАНСЫ КАК СТОИМОСТНАЯ КАТЕГОРИЯ
Вопрос 1
Экономическая природа финансов
Рыночное (товарное) хозяйство при всем многообразии его моделей, известных мировой практике, характеризуется государственным регулированием экономических процессов. Важная роль как в самой структуре рыночных отношений, так и в системе их регулирования принадлежит финансам. Они составляют неотъемлемую часть рыночных отношений и одновременно выполняют роль инструментария, с помощью которого реализуется политика государства в сфере экономики.
Финансы — объект изучения науки, исследующей закономерности развития общественных отношений, представленных в данной стоимостной (экономической) категории. Объект изучения — государственные и муниципальные (публичные) финансы и финансы отдельных хозяйствующих субъектов (предприятий и корпораций). С помощью публичных финансов изучают процесс формирования и использования государственных доходов и расходов. Объектом изучения финансов экономических субъектов выступает образование и использование их капитала, доходов и денежных фондов (потребления, накопления и резервных).
Государство выступает не только как собственник определенной части имущества, но и в качестве агента производства — хозяйствующего субъекта (финансовая поддержка из федерального и региональных бюджетов приоритетных отраслей хозяйства, науки, экспорта товаров, закупок сельскохозяйственной продукции, образования, здравоохранения и др.).
Развитие денежных отношений, выраженных финансами, происходит по относительно частным закономерностям. Перечислим основные из них.
1. Финансовые отношения непосредственно порождаются государством, в то время как другие стоимостные категории (деньги, цена, амортизация, прибыль) обусловлены ведением товарного хозяйства. Поясним данную закономерность.
Развитие финансовых отношений — объективная необходимость, возникающая с появлением государства на определенных этапах развития общества[1].
Объем денежных ресурсов, которыми располагает государство, в конечном итоге зависит от экономических условий на внутреннем и внешнем товарном и финансовом рынках.
Государство не может произвольно строить систему финансов, поскольку даже формы финансовых отношений определяются экономическими условиями, что непосредственно влияет на состав и структуру государственных доходов и расходов (фонд бюджетных средств).
Государство вправе устанавливать только такие налоги и сборы, которые соответствуют действию объективных экономических законов и потребностям развития производительных сил и производственных отношений.
Налоговым кодексом РФ с 01.01.2008 г. установлено 15 федеральных, региональных и местных налогов и сборов вместо 43 прежних. Снижены ставки налога на прибыль, НДС и тарифы взносов в государственные внебюджетные фонды.
Государство, учитывая существенное влияние финансов на экономику, часто использует их для усиления воздействия на экономический рост (увеличение темпов роста валового внутреннего продукта, занятости населения и снижение темпов инфляции).
2. Важным условием возникновения и развития финансов является сфера распространения товарно-денежных отношений в общей совокупности экономических связей. Чем шире представлена эта сфера, тем большее значение в хозяйственной системе имеют финансы.
3. Финансы выражают денежные отношения, связанные с образованием и использованием централизованных и децентрализованных денежных фондов (фонда бюджетных средств и денежных фондов хозяйствующих субъектов).
4. Регулирующая деятельность государства, связанная с практическим использованием финансов, обособляется в его финансовую политику, которую проводят специальные уполномоченные на это органы государственной власти (Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ, Финансовая служба по финансовым рынкам при Правительстве РФ и др.).
5. Финансы в своей развитой форме включают не только государственные и муниципальные финансы, но и государственный кредит, обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга, финансы предприятий и корпораций.
Приведенные закономерности позволяют характеризовать финансовые отношения как относительно самостоятельную экономическую науку, которая выражает практическое использование финансов в общественном воспроизводстве. Данная наука изучает их содержание, формы проявления, закономерности развития и роль в хозяйственной системе. Базой для построения данной науки служит экономическая теория.
Вопрос 2
Основные признаки финансов
История становления и развития финансов свидетельствует о том, что им свойственны следующие признаки:
• денежный (стоимостной) характер финансовых отношений;
• фондовый характер финансовых отношений, выражающих категорию «финансы»;
• связь финансовых отношений с образованием доходов и поступлением средств, принимающих форму финансовых ресурсов;
• государственное регулирование финансовых отношений.
Дадим краткую характеристику каждого признака.
1. Финансовые отношения между экономическими субъектами и государством носят денежный характер, позволяющий отделить финансы от натуральных сборов, доминировавших в эпоху рабства и феодализма. Появление финансовых отношений всегда сопровождается реальным движением денежных средств, что характерно для развитого рыночного (капиталистического) хозяйства.
Финансы опосредуют распределение (перераспределение) стоимости валового внутреннего продукта (ВВП). Эти процессы характерны для второй стадии воспроизводства — распределения стоимости ВВП в денежной форме (рис. 1.1).
На данной стадии движение стоимости в денежной форме происходит обособленно от движения товаров, что вызвано ее отчуждением (переходом от одного владельца к другому — государству — в форме косвенных налогов) или целевым разделением каждой части стоимости в рамках одного владельца — хозяйствующего субъекта — на фонды возмещения, потребления и прибыль. Таким образом, на второй стадии воспроизводства имеет место одностороннее движение стоимости в денежной форме без встречного эквивалента — товара.
Следует отметить, что на третьей стадии (обмен) распределенную стоимость в денежной форме обменивают на товарную, т. е. происходит акт купли-продажи товара по рыночным ценам (Т — Д; Д — Т). Товарообменные операции обслуживают две категории:
• деньги как всеобщий эквивалент, в результате чего общественный продукт распределяют между субъектами воспроизводства;
• цена, на основе которой происходит количественное соизмерение стоимости в денежной и товарной формах.
Других стоимостных инструментов для процесса обмена не требуется.
Сфера возникновения и функционирования финансов — вторая стадия общественного воспроизводства, где происходит распределение ВВП по целевому назначению (на фонды возмещения, потребления и накопления) и субъектам хозяйствования. Благодаря финансам осуществляются многообразные процессы перераспределения стоимости общественного продукта во всех звеньях народного хозяйства и в социальной сфере.
Распределение (перераспределение) стоимости ВВП с помощью финансов сопровождается движением денежных средств, принимающих форму финансовых ресурсов. Они составляют материальную основу финансов. Финансовые ресурсы образуются у хозяйствующих субъектов за счет доходов от реализации продукции (товаров, работ, услуг) и прочих поступлений. Часть их передают государству в форме налогов и сборов и концентрируют в составе бюджетного и внебюджетных фондов. Поэтому финансовые ресурсы выступают материальным носителем финансовых отношений в национальном хозяйстве.
Рис. 1.1. Движение ВВП по стадиям (фазам) воспроизводственного процесса
2. Финансовые ресурсы используются через денежные фонды специального назначения, хотя возможна и нефондовая форма их расходования — например, сметная форма финансирования в бюджетных учреждениях. Фондовая форма функционирования финансовых ресурсов позволяет:
• теснее увязать удовлетворение любой потребности с экономическими возможностями государства;
• сконцентрировать финансовые ресурсы на приоритетных направлениях развития общественного производства;
• теснее увязать общественные и личные интересы в целях развития производства.
3. Финансовые отношения всегда связаны с формированием и использованием доходов, принимающих форму финансовых ресурсов. Ни одна из стоимостных категорий, кроме финансов, не обладает таким материальным носителем.
4. Финансовые отношения, будучи объективными, тем не менее регулируются государством посредством:
• налогов и налоговых льгот;
• финансовых санкций за несоблюдение налогового законодательства;
• начисления амортизации по основным средствам и нематериальным активам;
• процентов по государственным ценным бумагам;
• учетной ставки Центрального банка России;
• тарифа взносов в государственные внебюджетные фонды;
• минимальной величины уставного и резервного капитала акционерных обществ закрытого и открытого типа;
• разработки процедур регулирования несостоятельности (банкротства) предприятий и т. д.
Денежные отношения, выражаемые финансами, государство объединяет в единую систему формирования и расходования централизованного фонда финансовых ресурсов (бюджетного фонда).
Выделение существенных признаков финансов позволяет дать им следующее определение: финансы выражают систему денежных отношений, регулируемых государством в целях формирования и использования фондов финансовых ресурсов для удовлетворения различных общественных потребностей. Данное определение является наиболее общим, характеризующим финансы как стоимостную (экономическую) категорию.
Наряду с общегосударственными финансами важное звено системы финансов России составляют финансы предприятий различных форм собственности (хозяйственных товариществ и обществ, государственных унитарных предприятий, производственных кооперативов, финансово-промышленных групп, холдингов и других коммерческих организаций). Финансы предприятий и корпораций выражают систему денежных отношений, возникающих в процессе хозяйственной деятельности и необходимых для формирования и использования капитала, доходов и денежных фондов.
К основным видам денежных (финансовых) отношений относят связи: с внешними и внутренними контрагентами, с банковской системой, с бюджетной системой и государственными внебюджетными фондами и др.
Вопрос 3
Функции финансов
Конкретное содержание и общественное назначение финансов проявляется в их функциях. Следует помнить, что функция должна быть специфичной, свойственной данной стоимостной категории. Нельзя смешивать экономическую категорию как форму проявления ее общественного назначения с результатом ее практического использования в воспроизводстве.
Некоторые исследователи отводят финансам две функции: распределительную и контрольную[2]. При этом сторонники распределительной концепции считают, что финансы воздействуют на производство опосредованно (косвенно), через отношения распределения стоимости ВВП. Они оказывают существенное влияние на экономическую сторону производства при распределении денежной формы стоимости общественного продукта и национального богатства.
Сторонники перераспределительной концепции полагают, что финансовые отношения возникают главным образом при перераспределении доходов хозяйствующих субъектов и государства, придавая им императивную (государственно-властную) форму. Автор данной концепции профессор Э. А. Вознесенский наделял финансы тремя следующими функциями: формирование денежных фондов (доходов), использование денежных фондов (доходов) и контрольная[3].
Наконец, сторонники воспроизводственной концепции добавляют к распределительной и контрольной третью функцию — обслуживание индивидуального кругооборота средств хозяйствующих субъектов. Последний совершается по формуле:
Д-Т… П… Т'-Д',
где Д — первоначально авансированные в производственный процесс денежные средства; Т — товарная форма стоимости (стоимость товарных запасов на складе); П — производительная форма стоимости (затраты в незавершенном производстве); Т' — товарная форма стоимости, полученная в результате процесса производства (стоимость готовой продукции на складе и в отгрузке); Д' — денежная форма стоимости в виде выручки от продажи товаров, включая прибыль.
Полагаем, что денежные отношения, возникающие в процессе индивидуального кругооборота средств хозяйствующих субъектов, отражают ключевую роль, выполняемую финансами предприятий и корпораций.
Перечисленные функции финансов не раскрывают их специфики как стоимостной категории, поскольку индивидуальный кругооборот средств опосредуют не только финансы, но и деньги, кредит, оборотные средства. Поэтому в условиях рыночного (товарного) хозяйства правомерно признать за финансами наличие трех функций:
1) формирование капитала, доходов и денежных фондов;
2) использование капитала, доходов и денежных фондов;
3) контрольная функция.
Первая из них (формирование капитала, доходов и денежных фондов) служит необходимым условием непрерывности осуществления воспроизводственного процесса. За счет первичного распределения выручки от продажи товаров образуются специальные фонды предприятий и корпораций (потребления, накопления и резервные), находящие отражение в финансовых планах (бюджетах).
В процессе перераспределения выручки от реализации все ее элементы (С + V + М) позволяют формировать следующие доходы государства:
1) из фонда возмещения (С) уплачивают налоги, включаемые в издержки производства и обращения (налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов);
2) из фонда оплаты труда (V) по установленным тарифам уплачивают единый социальный налог (взнос), зачисляемый в федеральный бюджет для образования государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Фонда обязательного медицинского страхования);
3) за счет прибыли (М) вносят в бюджетный фонд налог на прибыль и иные обязательные платежи, относимые на счет «Прибыли и убытки».
Использование капитала, доходов и денежных фондов на цели, предусмотренные в финансовом плане (бюджете) предприятия, составляет экономическое содержание второй функции финансов. В процессе использования его доходов происходит:
• их распределение, т. е. первичное разделение на составляющие элементы (С + V+ М);
• перераспределение — при уплате налога на прибыль в бюджетный фонд государства;
• конкретное расходование образованных за счет прибыли и других финансовых источников денежных фондов, которое сопровождается встречным движением стоимости в товарной форме (Д — Т и Т — Д).
Возьмем, например, получение проектно-сметной документации, приобретение материалов и оборудования для строительства объектов за счет средств, направляемых на капитальные вложения. В этой функции финансы способствуют превращению денежной формы стоимости в товарную и обратно. Государство за счет полученных доходов (в форме налогов и сборов) осуществляет их расходование на цели, предусмотренные в федеральном и региональных бюджетах.
В третьей (контрольной) функции финансы используют для контроля за соблюдением стоимостных и материально-вещественных пропорций при образовании и использовании доходов предприятий (корпораций) и государства. Данная функция базируется на движении финансовых ресурсов при уплате налогов и сборов в бюджетный фонд. Она также предоставляет государству возможность воздействовать на конечные финансовые результаты деятельности хозяйствующих субъектов.
Инструментом реализации контрольной функции выступает финансовая информация, которая содержится в бухгалтерской (финансовой) отчетности. Она служит исходной базой для расчета аналитических финансовых коэффициентов, характеризующих финансовую устойчивость, платежеспособность, доходность, деловую и рыночную активность хозяйствующих субъектов. Эти показатели позволяют оценить результаты хозяйственной деятельности предприятий и наметить меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов. Поскольку эта информация отражается в количественных характеристиках (объем продаж, инвестиции, активы, собственный капитал, чистые активы, прибыль и др.), остро встает вопрос о ее достоверности. Только при таких условиях можно принимать обоснованные управленческие решения.
Контрольная функция, объективно присущая финансам, может быть реализована на практике с большей или меньшей полнотой. Степень и полнота реализации во многом зависят от состояния финансовой дисциплины в экономике. Финансовая дисциплина — это обязательные для всех хозяйствующих субъектов и должностных лиц порядок ведения финансового хозяйства, соблюдение установленных правил выполнения финансовых обязательств и совершения операций. Контрольная функция обусловлена наличием у финансов других функций и тесно с ними взаимосвязана.
Вопрос 4
Зарубежные концепции финансов
Западная финансовая теория состоит из ряда концепций, рассматриваемых в рамках финансового менеджмента и корпоративных финансов и представляющих систематизированный подход к изучению вопросов формирования и использования капитала и денежных потоков компании с учетом фактора времени, а также набора количественных моделей. К ним можно отнести следующие:
• дисконтирование денежных потоков (Discounted Cash Flow, DCF);
• теорию структуры капитала;
• влияние дивидендной политики на курс акций компании-эмитента;
• теорию портфеля и оценку доходности финансовых активов (Capital Asset Pricing Model, САРМ);
• ценообразование опционов;
• временную ценность денег;
• теорию агентских отношений и др.
С помощью этих моделей анализируют и оценивают все альтернативные варианты и претворяют в жизнь финансовые решения по управлению оборотным капиталом, финансированию инвестиционных проектов, выплате дивидендов акционерам компании и др. За обоснованность принятия подобных решений ответственность несет финансовый директор фирмы. Посредством эффективного управления и распределения капитала он влияет на благосостояние собственников (акционеров) компании, ее жизнеспособность на товарном и финансовом рынках, а следовательно, и развитие.
Среди зарубежных ученых-экономистов наиболее удачное определение финансов дали Э. Боди и Р. К. Мертон: «Финансы (finance) — это наука о том, каким образом люди управляют расходованием и поступлением дефицитных денежных ресурсов на протяжении определенного периода времени»[4]. Авторы подчеркивают, что финансовые решения характеризуются тем, что расходы и доходы:
• не совпадают во времени;
• не могут быть точно предсказаны ни теми, кто принимает решения, ни кем-либо другим.
Таким образом, эти исследователи прагматично отождествляют финансы как стоимостную категорию с финансовыми решениями по заключению коммерческих сделок и управлению активами, пассивами и рисками компании.
Э. Боди и Р. К. Мертон считают, что, приняв конкретное финансовое решение, предприниматель воплощает его с помощью финансовой системы (financial system), которая представляет собой совокупность рынков и других институтов, используемых для заключения сделок, обмена активами и рисками. Финансовая система включает в себя рынки акций, облигаций и других финансовых инструментов; финансовых посредников, т. е. фирмы, предлагающие разнообразные услуги (например, консультационные, информационные и пр.), и учреждения, регулирующие деятельность всех этих организаций.
Вопрос 5
Роль финансов в воспроизводственном процессе
Роль финансов состоит в том, чтобы приспособить пропорции производства к нуждам производственного и личного потребления, а также обеспечить потребности государства и хозяйствующих субъектов в финансовых ресурсах. Развитие общественных потребностей приводит к изменению состава и структуры финансовых источников, оставляемых в распоряжении субъектов хозяйствования.
На макроуровне с помощью финансов обеспечивают:
• общественный кругооборот фондов на расширенной основе;
• создание общегосударственного фонда финансовых ресурсов (в форме бюджетных средств);
• регулирование отраслевой и территориальной структуры производства;
• стимулирование быстрейшего внедрения научно-технических достижений в экономику, т. е. перевод ее на инновационный путь развития;
• удовлетворение других общественных потребностей (социальная сфера, оборона страны, поддержание правопорядка и т. д.) в финансовых ресурсах.
На микроуровне (на уровне предприятий и корпораций) роль финансов сводится к следующему:
• обслуживание индивидуального кругооборота фондов, т. е. смены форм стоимости. В процессе такого кругооборота денежная форма стоимости трансформируется в товарную, и после завершения процесса производства и реализации готового продукта товарная форма стоимости вновь выступает в первоначальной денежной форме (в форме выручки от продажи товаров);
• распределение выручки от продажи товаров (работ, услуг) после уплаты косвенных налогов в фонд возмещения материальных затрат (включая амортизационные отчисления), фонд оплаты труда (включая взносы в государственные внебюджетные фонды в форме единого социального налога) и чистый доход, выступающий в форме прибыли;
• перераспределение чистого дохода на платежи в бюджет (налог на прибыль и иные уплачиваемые из прибыли платежи) и прибыль, оставляемую в распоряжении предприятий на их нужды;
• использование прибыли, оставляемой в хозяйстве (чистой прибыли), на фонды потребления, накопления и резервный, а также на другие цели, предусмотренные в финансовых планах (бюджетах);
• контроль за соблюдением соответствия между движением материальных и денежных ресурсов в процессе индивидуального кругооборота фондов, т. е. за состоянием платежеспособности и ликвидности баланса предприятия.
Модель распределения выручки от реализации продукции (работ, услуг), применяемая в России, представлена на рис. 1.2.
Таким образом, необходимость в финансах вызвана потребностями общественного развития на любом его этапе. Государство, принимая во внимание объективную необходимость финансовых отношений, вправе применять различные формы их использования, вводить или отменять различные виды налогов и сборов, изменять формы использования финансовых ресурсов и др.
Рис. 1.2. Элементы выручки от продажи товаров (работ, услуг), используемые российскими предприятиями
Вопрос 6
Взаимосвязь финансов с другими стоимостными категориями
Финансы как экономическая категория товарного хозяйства тесно взаимосвязаны с другими стоимостными категориями — ценой, кредитом, заработной платой, прибылью и пр. Рассмотрим более подробно данную взаимосвязь.
Начальным моментом возникновения финансовых отношений служит процесс первичного распределения стоимости готового продукта на составляющие элементы (фонды возмещения, оплаты труда и прибыль) и образование различных доходов у хозяйствующих субъектов и государства. Для начала данного процесса созданная в производстве стоимость готового продукта должна быть реализована. Экономическим инструментом, с помощью которого стоимость продукта получает денежное выражение и становится объектом распределения, служит цена.
Производители реализуют готовые продукты потребителям по рыночным ценам. Однако в этих ценах не фиксируются поэлементные пропорции разделения стоимости продукта на фонды возмещения, оплату труда и прибыль. Поэтому стоимость реализованного продукта количественно распределяют на указанные элементы с помощью финансов. В процессе оперативного управления финансовой деятельностью предприятий разрабатываются бюджеты доходов и расходов, платежные балансы и другие плановые документы, где фиксируются пропорции разделения выручки от продажи товаров на составляющие элементы. Следовательно, цена и финансы тесно взаимосвязаны: цена служит финансовым методом распределения стоимости, а финансы, основываясь на пропорциях распределения, которые сложились под влиянием цен, являются инструментом, реализующим данные пропорции. Одновременно финансы позволяют корректировать эти пропорции с учетом экономических условий, сложившихся в стране.
Наряду с финансами в стоимостном распределении общественного продукта участвует и кредит. Общие черты (их денежный характер, участие в обслуживании индивидуального кругооборота фондов предприятий), присущие этим категориям, свидетельствуют об их близости, родственной экономической природе. Вместе с тем характер их функционирования в общественном воспроизводстве различен. Кредит, в отличие от финансов, осуществляется на платной и возвратной основе.
Любая ссуда, предоставленная заемщику, должна быть возвращена кредитору (вместе с процентами) после истечения срока, установленного в кредитном договоре. Возвратность и платность — важнейшие признаки кредита.
Процент за кредит показывает его цену, которая складывается под влиянием спроса и предложения на кредитные ресурсы на рынке ссудного капитала. Наконец, в отличие от финансов кредит имеет более тесную связь с денежным оборотом. С его помощью удовлетворяются потребности хозяйствующих субъектов в платежных средствах, находящихся в обращении; регулируется денежный оборот предприятий. Тесная взаимосвязь финансов и кредита обусловливает органическое сочетание финансового и кредитного методов финансирования потребностей расширенного воспроизводства. Основными объектами совместного воздействия финансов и кредита на воспроизводственный процесс являются основной и оборотный капитал субъектов хозяйствования.
В распределении стоимости общественного продукта помимо финансов участвует и заработная плата (оплата труда). Данная форма распределения связана с формированием личных доходов работников исходя из количества и качества затраченного ими труда. Заработная плата выражается в денежных средствах, поступающих в собственность отдельных работников и используемых ими для удовлетворения личных потребностей.
Финансовые ресурсы как материальные носители финансовых отношений находятся в распоряжении хозяйствующих субъектов и государства и предназначены для удовлетворения различных общественных потребностей. На микроуровне финансовым источником для выплаты заработной платы служит денежная выручка от реализации товаров (работ, услуг), поступающая на расчетные счета субъектов хозяйствования в банках. Однако выплату заработной платы персоналу предприятий не относят к финансовым отношениям.
Взаимосвязь финансов и прибыли заключается в том, что в последней стоимостной категории материализованы финансовые отношения субъектов хозяйствования с государством и контрагентами, например по выплате налога на прибыль в бюджетный фонд, дивидендов акционерам и др. Кроме того, прибыль — один из основных источников образования финансовых ресурсов у хозяйствующих субъектов и государства.
Вопрос 7
Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса
Под финансовым обеспечением воспроизводственного процесса понимают финансирование затрат на него за счет финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов и государства.
Систематическое формирование финансовых ресурсов и их рациональное использование имеют приоритетное значение для развития производства и обеспечения потребностей социальной сферы. Снижение объема данных ресурсов, как правило, сокращает возможности развития экономики и решения первоочередных финансовых задач. Оно приводит к падению инвестиционной активности в производственной и социальной сферах, уменьшению объема фонда потребления в составе ВВП. Финансовые ресурсы представляют собой общий объем доступных для расходования денежных средств, образующихся у субъектов хозяйствования и государства. Источником их формирования у первых является главным образом прибыль и амортизационные отчисления; во втором случае — налоги, сборы, внутренние займы и другие поступления в бюджетный фонд.
Объем и структура финансовых ресурсов непосредственно зависят от степени развития и эффективности производства. Чем выше масштабы производства в стране, тем больше (при прочих равных условиях) эти объемы. Поэтому величина ресурсов, инвестируемых в производство, создает объективные условия для его роста на базе современных технологий.
В образовании финансовых ресурсов участвуют все элементы стоимости общественного продукта, и прежде всего — амортизационные отчисления и прибыль. По своей экономической природе амортизация — это процесс постепенного переноса стоимости основных средств и нематериальных активов по мере их износа на производимую продукцию, превращения при ее реализации в денежную форму (в составе выручки от продажи товаров) и накопления ресурсов для последующего воспроизводства амортизируемых активов (имущества). Амортизационные отчисления — целевой источник финансирования капиталовложений, который до начала их осуществления имеет характер свободных денежных средств. Начисленную сумму амортизации основного капитала за отчетный период определяют как величину кредитового оборота по счету «Амортизация основных средств». Начисленные и включенные в издержки производства суммы амортизации поступают на расчетные счета предприятий в составе выручки от реализации, образуя тем самым часть притока денежных средств по текущей деятельности. Дальнейшее ее использование происходит с учетом потребности в обновлении отдельных элементов основного капитала. Возможность использования для обслуживания текущего денежного оборота невостребованной амортизации не изменяет ее экономической природы и предназначения — она отражает кругооборот основных средств, скорость и интенсивность использования, а также возможность их воспроизводства в конкретных условиях хозяйственной деятельности. Объем амортизационных отчислений зависит от стоимости основных средств и принятых норм их амортизации.
Прибыль — одна из ключевых стоимостных (экономических) категорий, которая принимает форму чистого дохода и отражает конечный финансовый результат деятельности предприятий. В отчете о прибылях и убытках показывают несколько видов прибыли, функционально связанных между собой: валовую прибыль; прибыль от продаж; прибыль до налогообложения (бухгалтерскую прибыль) и чистую прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия после налогообложения. Однако каждый из видов имеет самостоятельное значение и может быть использован в управлении финансами хозяйствующего субъекта для решения определенного круга задач, так как на величину любого из них влияют факторы, характерные для данного вида[5].
Прибыль служит источником покрытия разных по экономическому содержанию и целевому назначению потребностей. В процессе ее распределения и использования учитываются интересы государства, предприятия, его контрагентов, связанных с ним договорными отношениями, а также отдельных работников. Российское законодательство регламентирует распределение прибыли, поступающей в бюджеты всех уровней в виде налогов и иных обязательных платежей. Распределение оставшейся после этого чистой прибыли находится в компетенции руководства предприятия. Ориентиром здесь может быть состояние основного капитала (степень его физического и морального износа), потребность в пополнении оборотного капитала, необходимость выполнения финансовых обязательств перед акционерами и облигационерами (если предприятие является эмитентом корпоративных ценных бумаг) и т. д.
Для формирования финансовых ресурсов могут быть использованы не только внутренние, но и внешние источники финансирования — средства, мобилизуемые на рынке капитала (банковские кредиты, облигационные займы, эмиссия акций и др.).
Многообразие финансовых отношений, возникающих в процессе стоимостного распределения ВВП, обусловливает наличие разных видов финансовых ресурсов (прибыль, амортизационные отчисления, налоги и сборы, страховые взносы, поступления от внешнеэкономической деятельности и т. д.). Возможности их роста определяет не только объем ВВП, но и его структура, динамика увеличения составляющих элементов.
Финансовые ресурсы необходимы хозяйствующим субъектам прежде всего для финансирования капитальных вложений, пополнения оборотного капитала, обеспечения потребностей социального характера, проведения природоохранных мероприятий и др. Осуществление указанных расходов за счет финансовых ресурсов позволяет обеспечить денежными средствами процесс воспроизводства на микроуровне.
Макроэкономические потребности общественного производства финансируются за счет централизованных ресурсов, накапливаемых в бюджетном фонде. Бюджетные средства направляют на поддержку приоритетных отраслей экономики, социальной сферы, нужд обороны и органов управления и правопорядка. Использование централизованных финансовых ресурсов имеет отраслевую, функциональную и целевую направленность, что находит отражение в федеральном, региональных и местных бюджетах.
Вопрос 8
Финансы как инструмент регулирования экономики
Экономика России — это сложный комплекс отраслей, видов производств и территорий, которые развиваются неравномерно. Потребности общества в материальных благах изменчивы, а производство стремится их удовлетворить. Между тем динамичное развитие национального хозяйства возможно лишь при условии тесной взаимосвязи между субъектами хозяйствования. Согласованное функционирование отдельных звеньев экономики обеспечивается посредством ее регулирования. В рыночных условиях оно достигается с помощью перераспределения финансовых ресурсов.
На микроуровне регулирование экономики происходит путем использования хозяйствующими субъектами метода самофинансирования (саморегулирования), т. е. главным образом за счет внутренних финансовых источников (чистой прибыли и амортизационных отчислений). Однако и в этом случае возможно привлечение дополнительных денежных средств с финансового рынка. Перераспределение финансовых ресурсов происходит и в вертикально интегрированных структурах (ФПГ и холдингах) между их участниками.
На практике часто возникает необходимость в использовании дополнительных методов регулирования экономики посредством государственного вмешательства в экономические процессы. Оно обусловлено решением задач, связанных с удовлетворением потребностей всего общества (поддержка из федерального бюджета приоритетных отраслей экономики, реализация крупномасштабных инвестиционных проектов, социальных программ и т. д.). Вмешательство государства базируется на применении законодательными и исполнительными органами власти стоимостных методов воздействия на процессы общественного развития. Используя бюджетную, налоговую, инвестиционную, таможенную политику, государство формирует контрольный механизм влияния на экономику, побуждая хозяйствующих субъектов осуществлять такие варианты развития их деятельности, которые удовлетворяют общественные потребности в товарах и услугах. Однако государственное регулирование имеет объективно обусловленные границы, за пределами которых может произойти ослабление экономических стимулов, снижение эффективности функционирования всего хозяйственного механизма.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Финансы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1
Впервые взаимосвязь финансов и возникновения государства обосновал в своих работах, изданных в 1970-1980-х гг. XX в., профессор Э. А. Вознесенский.