Сны командора

Вячеслав Васильевич Нескоромных, 2020

Эта книга о истории Русской Америки и жизни Николая Резанова – российского чиновника, которому довелось встретить столь необыкновенную любовь на берегу Калифорнии… Что это за необыкновенная любовь, которая так поразила нас? Кто он был – камергер императора Александра I Николай Петрович Резанов? Был ли он благородным человеком или просто авантюристом, для которого деловой расчет заменяет чувства, а личные амбиции выше долга и чести? Какова его скандальная роль в кругосветном плавании российских моряков и провальном посольстве в Японию? Каков вклад в развитие Русской Америки, отношений с Японией? Чего он добился в отстаивании интересов России на восточных рубежах Империи? Как Николай Резанов оказался в Калифорнии, почему его называют графом и Командором, и почему в настоящее время ему взялись ставить памятники?

Оглавление

«Он был человек скорый, горячий, затейливый писака, говорун, имевший голову, более способную созидать воздушные замки, чем обдумывать и исполнять основательные предначертания и вовсе не имевший ни терпения, ни способности достигать великих и отдаленных видов…»

Адмирал Василий Головнин

«…Резанова можно назвать самым большим негодяем, который появился в этом мире!»

Георг Ландсдорф

«…мне пришлось пережить много грустных дней из-за его (Резанова — прим. автора) ненависти, бесчисленных обманов, ругани, а также несправедливого и деспотичного контроля. Он злоупотреблял своей властью и доверием монарха»

Вильгельм Телезиус
* * *

Нескоромных Вячеслав Васильевич родился в Сибири, на Алтае в 1958 году.

Детство и юность прошли на Камчатке, учился и работал в Иркутске и Красноярске, знаком со многими местами дальневосточного региона России.

В настоящий момент доктор технических наук, профессор, член общественных научных Академий естественных наук, наук о природе и обществе, заведующий кафедрой Сибирского Федерального университета и автор ряда учебников, научных работ и изобретений в области технологий бурения и методологии инженерного творчества.

Интерес к истории и литературе привели в область литературного творчества. Предлагаемая книга является одной из последних работ в череде историй освоения российского Дальнего Востока.

Член Российского союза писателей, Лауреат и дипломант Международных литературных конкурсов, конкурсов на лучшую научную книгу.

Предисловие

История появления этой повести берет свое начало от ярких эмоций и впечатлений, полученных от восприятия выдающегося романтического литературно-музыкального произведения — рок-оперы композитора Алексея Рыбникова на стихи Андрея Вознесенского «Юнона и Авось», блистательно поставленной на сцене «Ленкома» Марком Захаровым почти сорок лет назад. Этот спектакль, сменив уже не однажды актерский состав, по-прежнему чрезвычайно успешен, а мелодии и слова из этого замечательного произведения стали воистину гимном любви.

В основе книги необыкновенные по силе чувства юной знатной испанки Кончиты, проживающей в крепости Сан-Франциско, и отважного мореплавателя, русского графа Николая Резанова.

Как всякая история о великой любви, эта повесть полна драматичных мгновений и рассказывает о могучей силе истинного чувства: яркая, как вспышка молнии, разгоревшаяся любовь; трагизм мимолетного обжигающего чувства общения и быстрого, на пике эмоций, расставания; опасный и долгий путь через океан; фатальная гибель героя и бесконечное, длиною в жизнь, ожидание любимого.

История о силе и драматизме любви вполне сопоставима с таким великим произведением, как драма В. Шекспира «Ромео и Джульетта».

Но что-то не выстраивалось до конца в этой истории по логике исторического изложения: какие-то разного типа кривотолки пробивались через романтический туман. Стало известно, что графом Резанов не был, характером отличался не героическим, а скорее склочным, а вела его по жизни звезда удачливого авантюриста. Камергер Резанов легко строил воздушные замки, мало вкладываясь в их фундаментальную основу, заимствовал или просто присваивал результаты деятельности других и любил «строчить» то письма с жалобами, то записки, в которых отчаянно лукавил, выставляя себя в лучшем, чем это было на самом деле, свете.

Другим, уже вполне индивидуальным источником повествования является интерес к истории и увиденное при посещении Знаменского женского монастыря в городе Иркутске надгробие на могиле известного российского землепроходца и купца Григория Ивановича Шелихова — русского Колумба, открывшего Америку для России.

Этому надгробию уже более двухсот лет, а, значит, и таков срок событиям, описанным в повести.

Еще один важный источник повествования — замечательный памятник, установленный в 2007 году в городе Красноярске Николаю Петровичу Резанову, который рассказал всем малосведущим, что прототипом героя легендарной рок-оперы «Юнона и Авось» был реальный человек.

Изучая материал, я узнал, что, оказывается, Николай Резанов был женат на дочери Григория Шелихова Анне, и именно этот союз стал отправной точкой всех известных событий, послуживших основой для потрясшего многих музыкально-литературного произведения.

Еще большая интрига заключается в том, что памятник командору и камергеру Резанову, как следует из распоряжения городской администрации города Красноярска, установлен в честь двухсотлетия первой российской кругосветной морской экспедиции, руководителем которой он как будто бы являлся.

Но при чем здесь Николай Резанов, который мореплавателем не был и только часть пути в данном плавании провел в качестве скорее пассажира, нежели активного участника экспедиции, руководителем которой был Иван Крузенштерн? И почему сухопутного чиновника, камергера Резанова, теперь стали называть командором и опытным дипломатом-послом?

И вот когда все эти вопросы, эпизоды и личности выстроились в один смысловой ряд, возникло желание понять и разобраться в фактах, рассказать о тех далеких событиях и тех людях, которые в этих событиях участвовали.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я