Всемирная энциклопедия афоризмов. Собрание мудрости всех народов и времен

Группа авторов, 2010

Книга содержит афоризмы, высказывания, цитаты, стихотворные отрывки выдающихся деятелей всего мира и всех времен. Высказывания одного автора сгруппированы в одной статье и расположены по алфавиту первого слова. Каждую статью открывает краткий биографический очерк, из которого читатель сможет узнать об основных датах и этапах жизненного пути автора, а также названия прославивших его произведений. Книга предназначена самому широкому кругу читателей.

Оглавление

Аврелий Августин (Блаженный)

(13.11.354–28.09.430)

Крупнейший христианский мыслитель, один из «отцов церкви».

Родился в Тагасте (сегодня Сук-Арас, Алжир), в Африке. Изучал риторику и философию в Карфагене, Риме, Милане. Написал автобиографию под названием «Исповедь». Этот труд, а также трактат «О граде божием» являются наиболее известными его произведениями. В них он подверг осуждению ошибочные учения, которым сам длительное время следовал: скептицизм, манихейство и другие еретические течения. Его память отмечается Католической Церковью 28 августа, Русской православной церковью — 15 июня по старому стилю.

Благодать есть осмысленный акт воли, направленный к достижению спасения.

Блаженство есть наслаждение высшим благом.

Бог выше всяких определений.

Бог нас создал для себя, и наше сердце будет неспокойным, пока не упокоится в Тебе.

Будем же верить, если не можем уразуметь.

Быть мудрым означает умереть для этого мира.

В необходимом — единение, в сомнительном — свобода, во всем — любовь.

Великая бездна — сам человек, волосы его легче счесть, чем его чувства и движения сердца.

Вера вопрошает, разум обнаруживает.

Вера состоит в том, что мы верим тому, чего не видим; а наградой за веру является возможность увидеть то, во что мы верим.

Верь, чтобы понимать.

Возлюби Бога и поступай как хочешь.

Воля в нас всегда свободная, да не всегда добрая.

Время врачует раны.

Все человеческие беды происходят оттого, что мы наслаждаемся тем, чем следует пользоваться, и пользуемся тем, чем следует наслаждаться.

Всем нравится красивая лошадь, но почему-то совершенно нет желающих ею стать.

Всякий охотнее согласится плакать, владея здравым умом, нежели смеяться в состоянии помешательства.

Вы ослеплены золотом, сверкающим в доме богатых; вы, конечно, видите, что они имеют, но вы не видите, чего им недостает.

Гордыня — вера в свое смирение.

Для изучения языка гораздо важнее свободная любознательность, чем грозная необходимость.

Если бы Бог назначил женщине быть госпожой мужчины, он сотворил бы ее из головы, если бы — рабой, то сотворил бы из ноги; но так как Он назначил ей быть подругой и равной мужчине, то сотворил из ребра.

Если зла нет, то самый страх перед злом есть зло.

Жадность заключается в желании иметь более, чем необходимо.

Жизнь говорящего имеет больше значения, чем любая речь.

Забавы взрослых называются делом, у детей они — тоже дело.

Заботы о погребении, устройство гробницы, пышность похорон — все это скорее утешение живых, чем помощь мертвым.

Злой человек вредит самому себе прежде, чем повредит другому.

Злом называется и то, что человек совершает, и то, что он терпит. Первое — это грех, второе — наказание. Человек совершает зло, которое хочет, и терпит зло, которого не хочет.

Каждое существо до тех пор, пока оно существует, должно обладать качеством доброты — точно так же, как обладает качеством существования.

Как тишина есть отсутствие всякого шума, нагота — отсутствие одежды, болезнь — отсутствие здоровья, а темнота — света, так и зло есть отсутствие добра, а не нечто, существующее само по себе.

Когда люди думают о Боге, которого не в состоянии постигнуть, то в действительности думают о самих себе, а не о Нем; они сравнивают не Его, а себя, и не с Ним, а с собой.

Кто ненавидит мир? Те, кто растерзал истину.

Любовь к ближнему ограничена тем, насколько каждый человек любит самого себя.

Любовь к временному можно изгнать, только почувствовав сладость вечного.

Люди испытывают страдания ровно настолько, насколько поддаются им.

Люди сотворены не для того, чтобы владеть так называемыми хорошими вещами, но если люди сами стали хорошими, они делают и вещи хорошими по-настоящему, используя их ради добра.

Мы не знаем, долго ли просуществуют земля и небо, но знаем, что всегда 3 и 7 будет 10.

На что похожа любовь? У нее есть руки, чтобы помогать другим, у нее есть ноги, чтобы спешить на помощь к бедным и нуждающимся, у нее есть глаза, чтобы видеть горе и нужду, у нее есть уши, чтобы слышать людские вздохи и жалобы, — вот на что похожа любовь.

Наслаждаться — значит любить нечто ради него самого.

Не во власти человека то, что приходит ему в голову.

Не произносите бесповоротных суждений!

Не тот дает милостыню, кто дает от своих избытков, но тот, кто лишает себя необходимого в пользу нуждающихся.

Нет более высокого пути, нежели путь милосердия, и пройти по этому пути может лишь смиренный и кроткий.

Нет великой заслуги в том, чтобы жить долго, ни даже в том, чтобы жить вечно; но велика заслуга того, кто живет добродетельно.

Нет спасения вне церкви.

Нет у человека иной причины философствовать, кроме стремления к блаженству.

Ни один человек не вправе вести столь созерцательную жизнь, чтобы забыть о своем долге служения ближнему.

Никто ничего не делает хорошо, если это против его воли, даже если человек делает что-то хорошее.

Одна та же сила, обрушивающаяся бедствиями, добрых испытывает, очищает, отбирает, а злых отсеивает, опустошает, искореняет.

От верности в малом зависит успех в великом.

Подобно тому, как бывает иногда милосердие, которое наказывает, так бывает жестокость, которая щадит.

Поскольку различение истинного и ложного — весьма трудное дело, не следует сердиться на тех, кто заблуждается.

Поэзия — дьявольское вино.

Привычка, если ей не сопротивляться, вскоре становится необходимостью.

Разум есть взор души, которым она сама собою, без посредства тела, созерцает истинное.

Сам человек есть большее чудо, чем все чудеса, творимые людьми.

Само сокрытие истины есть или испытание нашего смирения, или уничтожение гордости.

Скорбь есть печаль о своем несовершенстве.

Следует больше доверять тем, кто учит, а не тем, кто приказывает.

Смерть — зло лишь в силу того, что за ней следует.

Совершенно неизвестную вещь любить никто никогда не может.

Совершенство есть знание человека о своем несовершенстве.

Созидай добро. Делай это не ради славы своей, а ради славы того, кому ты обязан возможностью делать добро.

Справедливейшее наказание за грех состоит в том, что человек утрачивает то, чем он не захотел хорошо пользоваться… тот, кто не захотел поступать правильно, когда мог, утрачивает эту возможность, когда захочет поступить правильно.

Стремись не понять, что ты в состоянии верить, но поверить, что ты в состоянии понять.

Существует высшая дружба, основанная не на привычке, а на разуме, при котором человек любит своего друга благодаря верности и доброй воле. Если мы можем найти что-либо выше такой дружбы — это божественная любовь. Человек начинает любить Бога и любит Его в каждом другом человеке.

Счастье — это высшая дружба, основанная не на привычке, а на разуме, при которой человек любит своего друга благодаря верности и доброй воле.

Тот, кто добр, — свободен, даже если он раб; тот, кто зол, — раб, даже если он король.

Тот, кто не ревнует, тот не любит.

Тот, кто полон любви, исполнен самим Богом.

Уразумей, чтобы уверовать.

Философией называется не самая мудрость, а любовь к мудрости.

Холод милосердия есть молчание сердца; пламя милосердия есть ропот сердца.

Что же такое время? Если никто меня об этом не спрашивает, я знаю, что такое время; если бы я захотел объяснить спрашивающему — нет, не знаю.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я