Античный период

Гомер
(IX век до н. э., Смирна, Эгейский регион, Турция — VIII век до н. э., остров Иос)
Легендарный древнегреческий поэт-сказитель, создатель эпических поэм «Илиада» (древнейшего памятника европейской литературы) и «Одиссея».

* * *
…от вина
Всякий, его неумеренно пьющий, безумеет.
* * *
Время на все есть: свой час для беседы, свой час для покоя.
* * *
Нет ничего худшего, чем блуждать в чужих краях.
* * *
Несправедливо ликовать над телами погибших.
* * *
Можно что хочешь добыть — и коров, и овец густорунных, можно купить золотые треноги, коней златогривых — жизнь же назад получить невозможно.
* * *
При юности и красоте мудрость проявляет себя очень редко.
* * *
Всё скоротечно; всего же, что ни цветёт, ни живёт на земле, человек скоротечней.
* * *
Мужчины устают от сна, занятий любовью, песен и танцев быстрее, чем от войны.

* * *
Глупец познает только то, что свершилось.
* * *
Сотни воителей стоит один врачеватель искусный.
* * *
Какое слово ты скажешь, такое в ответ и услышишь.
* * *
Я — тебе, ты — мне.
* * *
Бог находит виновного.

* * *
Гибок язык человека: речей в нем край непочатый.
* * *
Дым отечества сладок.
* * *
Женщину украшает молчание.
* * *
Не навязывай услуг против воли.
* * *
Нет ничего пагубнее женщины.
* * *
Об одном следует говорить, о другом молчать.
* * *
Прекрасное недолговечно.

* * *
Приятны завершенные труды.
* * *
Сделанное и дурак поймет.
* * *
Стыд, о ахеяне! вы забываете бранную доблесть,
Вы, ратоборцы храбрейшие в воинстве! Сам я не стал бы
Гнева на ратника тратить, который бросает сраженье,
Будучи подл, но на вас справедливо душа негодует!

Периандр
(VII век до н. э. — 587 г. до н. э., Коринф)
Второй по счету правитель, Коринфа, традиционно причисляется к семи древнегреческим мудрецам.

* * *
Наслаждение бренно — честь бессмертна.
* * *
Ничего не следует делать из-за денег.
* * *
На вопрос, почему он остаётся тираном, он ответил: «Потому что отречение и низложение опасны одинаково».
* * *
Ничего не делай за деньги: пусть нажива печётся о наживе.
* * *
Кто хочет править спокойно, пусть охраняет себя не копьями, а общей любовью.
* * *
Прекрасен покой, опасна опрометчивость, мерзостна корысть.
* * *
Власть народная крепче тирании.
* * *
В счастье будь умерен, в несчастье разумен.
* * *
К друзьям и в несчастье будь неизменен.
* * *
Сговора держись.
* * *
Тайн не выдавай.

* * *
Наказывай не только за проступок, но и за намерение.
* * *
В старании — всё.
* * *
Главное в жизни — конец.
Солон
(ок. 640 г. до н. э., Афины — 559 г. до н. э., Афины)
Афинский политик, законодатель и поэт, один из «семи мудрецов» Древней Греции.

* * *
Кто для многих страшен, тот многих должен бояться.
* * *
От богатства рождается пресыщение, а от пресыщения — наглость.
* * *
Молчание скрепляет речь, а своевременность скрепляет молчание.
* * *
Ничего слишком!
Питтак
(651 г. до н. э. — 559 г. до н. э.)
Древнегреческий мудрец, один из «семи мудрецов».

* * *
Дело умных — предвидеть беду, пока она не пришла, дело храбрых — управляться с бедой, когда она пришла.
Задумав дело, не говори о нем: не удастся — засмеют.
* * *
Человека выказывает власть.
* * *
Трудно человеку быть хорошим.
Корысть ненасытна.
* * *
С неизбежностью и боги не спорят.
Фалес
(ок. 640 г. до н. э., Милет — ок. 545 г. до н. э., Милет)
Древнегреческий философ и математик, представитель ионической натурфилософии.

* * *
Познай самого себя.
* * *
Поручись — и пострадаешь.
* * *
Худших везде большинство.
* * *
Что трудно? — Познать самого себя.
Что легко? — Давать советы другим.
Биант
(625 г. до н. э., Приена — 540 г. до н. э., Приена)
Древнегреческий мудрец и общественный деятель, один из «семи мудрецов».

* * *
Лучше разбирать спор между своими врагами, чем между друзьями, — ибо заведомо после этого один из друзей станет твоим врагом, а один из врагов — другом.
* * *
Следует любить друга, помня при этом, что он может стать врагом, и ненавидеть врага, помня, что он может стать другом.
* * *
Жизнь надо размеривать так, будто тебе осталось жить и много, и мало.
* * *
Все свое ношу с собой.
Феогнид
(ок. 546 г., Мегара — год смерти неизвестен)
Древнегреческий лирический поэт, аристократ, участник политической борьбы, долго жил в изгнании. Под его именем сохранилось две книги наставительных «Элегий».

* * *
Завещаю: ни в чем не усердствуй.
* * *
Во всем выбирай середину.
Тот же увидишь успех, что и трудясь тяжело.
* * *
Трудно разумному долгий вести разговор с дураками.
Но и все время молчать — сверх человеческих сил.
Эзоп
(ок. 620 г. до н. э., Несебыр — ок. 564 г. до н. э., Дельфы, Фокида, Греция)
Полумифический древнегреческий баснописец. Его считают основоположником жанра басни; по его имени названа иносказательная манера выражения мыслей, которой пользуются до наших дней, — эзопов язык.

* * *
Исправить злого человека невозможно, он может изменить только вид, но не нрав.
* * *
Необходимо либо вовсе не приближаться к царям, либо говорить им лишь то, что им приятно.
* * *
Огонь, женщина и море — три бедствия.
* * *
Плохо придется всем людям, когда каждый потребует своего.
* * *
Истинный друг познается в несчастье.
«Дурной человек» творит и будет творить зло, несмотря ни на что.

* * *
Те, на кого надеешься, могут погубить, а те, кем пренебрегаешь, — спасти.
* * *
Если что можно доказать делом, то на это незачем тратить слова.
* * *
С женою будь хорош, чтобы не захотелось ей испытать и другого мужчину.
Убийцы — не те, кто делает кинжалы, а те, кто пользуется их изделиями; так и обо мне злословят не клеветники, а ты, если ты пользуешься их клеветой.
* * *
Мы часто будем жалеть, если все наши желания будут удовлетворены.
* * *
Жизнь все-таки всегда лучше смерти.
* * *
Когда посетит тебя горе, взгляни вокруг и утешься: есть люди, доля которых еще тяжелее твоей.
Хилон
(ок. 596 г. до н. э., Спарта — 470 г. до н. э., Пиза, Италия)
Древнегреческий политический деятель и поэт, прославившийся краткостью изречений.

* * *
Хорошо начальствовать учись на своем доме.
* * *
Языком не упреждай мысль.
* * *
На непосильное не посягай.

* * *
Сдерживай язык, особенно в застолье.
* * *
О мертвых либо хорошо, либо ничего.
* * *
Брак справляй без пышности.
* * *
Когда говоришь, руками не размахивай, это знак безумства.
Гераклит
(535 г. до н. э., Эфес, Турция) — 475 г. до н. э., Эфес, Турция)
Древнегреческий философ. Основатель первой исторической или первоначальной формы диалектики.

* * *
Нельзя дважды войти в одну и ту же реку.
* * *
Все течет, все меняется.
* * *
Да не будем на авось гадать о величайшем!
* * *
Когда все желания людей сбываются — не лучше им.
* * *
Многознание уму не научает.
* * *
Мнения людские — детские забавы.
Если бы счастье заключалось только в телесных удовольствиях, мы назвали счастливыми быков, нашедших горох для еды.
* * *
Наглость надо гасить попроворней, чем пожар.

Пифагор
(ок. 570 г. до н. э., Самос, Греция — ок. 490 г. до н. э., Метапонт, Италия)
Древнегреческий философ-идеалист, математик, основатель пифагореизма, политический, религиозный деятель.

* * *
Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом.
* * *
Жизнь подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные торговать, а самые счастливые — смотреть.
* * *
Делай великое, не обещая великого.
* * *
Из двух человек одинаковой силы сильнее тот, кто прав.
* * *
Начало есть половина всего.
* * *
Не рассуждай с детьми, с женщинами и с народом.
* * *
Старайся прежде быть мудрым, а ученым — когда будешь иметь свободное время.
* * *
Только одно божество может обладать всеобъемлющей мудростью, а человеку свойственно лишь стремиться к ней.
* * *
Статую красит вид, а человека — деяния его.
* * *
Шутку, как и соль, следует употреблять с умеренностью.
Эсхил
(525 г. до н. э., Элефсис, Греция — 456 г. до н. э., Джела, Италия)
Древнегреческий драматург, отец европейской трагедии. Он придумал вид выступлений в театре — трагедию.

* * *
Казаться глупым мудрому не страшно.
* * *
Тех лишь не хулят, кто зависти не стоит.
* * *
Удачливый глупец — большое бедствие.
* * *
Кровь, живущая в воспоминаниях, склеивает века.
* * *
Глас народа опасен, когда за ним истина.
* * *
Я думаю, убитым все равно, спят ли они и поднимутся ли вновь.
* * *
Свершивший да несет последствия дел своих.
* * *
Если сила соединяется со справедливостью, то что может быть сильнее этого союза?
* * *
Двойною плетью хлещут празднословного.
* * *
Всем тиранам свойственна болезнь преступной недоверчивости друг к другу.
* * *
Хоть плохо мне, но это не причина, чтобы доставлять страдания другим.
* * *
Преуспевающие негодяи невыносимы.
Софокл
(ок. 496 г. до н. э., Колон — 406 г. до н. э., Афины)
Выдающийся древнегреческий драматург, автор трагедий, один из трех (Эсхил, Еврипид, Софокл) знаменитейших литераторов античной эпохи.

* * *
Много говорить и много сказать не есть одно и то же.
* * *
Кто ищет — тот находит.
* * *
Не в мудрости заключается сладость жизни.
* * *
Непреклонный нрав скорей всего сдается.
Зенон Китийский
(ок. 334 г. до н. э., Китион, Кипр) — ок. 262 г. до н. э., Афины, Греция)
Древнегреческий философ, основоположник стоической школы.

* * *
Любовь — это стремление к сближению, вызванное видимостью красоты.
* * *
Жить надо согласно с природой, и это то же самое, что жить согласно с добродетелью.
* * *
Друг — это наше второе я.
* * *
У нас для того два уха и один рот, чтобы мы больше слушали и меньше говорили.
Еврипид
(480 г. до н. э., Греция — 406 г. до н. э., Древняя Македония)
Древнегреческий трагик, представитель новой аттической трагедии.

* * *
Не умершего следует вам оплакивать, а рождающегося для тяжкой борьбы с тяготами жизни.
* * *
Уста клялись; ум клятвою не связан.
* * *
Менее мучительна сама смерть, чем ее ожидание.
* * *
Если ты ценишь свою жизнь, помни, что и другие не меньше ценят свою.
* * *
Истинное мужество — осторожность.
* * *
Король должен помнить три вещи: что он управляет людьми, что он обязан управлять ими согласно с законами, что он не вечно будет управлять.
* * *
Звание свободного человека дороже всего.

* * *
Когда божество хочет наказать человека, оно прежде всего лишает его рассудка.
* * *
Кто знает, может быть жить, это значит умереть, а умереть — жить.
Сократ
(ок. 470 г. до н. э., Афины — 399 г. до н. э., Афины)
Античный мыслитель, первый афинский философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека.

* * *
Я знаю, что я ничего не знаю.
* * *
Когда слово не бьет, то и палка не поможет.
* * *
Я ем, чтобы жить, а другие люди живут, чтобы есть.
* * *
Глупость собственного изобретения никогда не предпочитай дельному совету.
* * *
Кто мудр, тот и добр.
* * *
Лучше работать без определенной цели, чем ничего не делать.
* * *
Заговори, чтоб я тебя увидел.
* * *
В каждом человеке — солнце. Только дайте ему светить.

* * *
Это удивительно: всякий человек без труда скажет, сколько у него овец, но не всякий сможет назвать, сколько он имеет друзей — настолько они не в цене.
* * *
Людям легче держать на языке горячий уголь, чем тайну.
* * *
Лучше мужественно умереть, чем жить в позоре.

* * *
Злой человек вредит другим без всякой для себя пользы.
* * *
Лучшая семья — это когда жена слепая, а муж глухой.
* * *
Женишься ты или не женишься — все равно раскаешься.
* * *
Обязательно женись. Если попадется хорошая жена — станешь счастливым, а если плохая — станешь философом.

Демокрит
(ок. 460 г. до н. э., Абдеры — 370 г. до н. э., Абдеры)
Древнегреческий философ, один из основателей атомистики и материалистической философии.

* * *
Богат тот, кто беден желаниями.
* * *
Жизнь без праздников — это длинный путь без заезжего двора.
* * *
Спрашивать о причине вещей то же, что искать начало бесконечного.
* * *
Слово — тень дела.
* * *
Или ничто не истинно, или истинное нам неизвестно.
* * *
Пусть женщина не рассуждает: это ужасно.
* * *
Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает на каком-нибудь основании и в силу необходимости.
* * *
Не слово, а несчастье есть учитель глупцов.
* * *
Не стремись все знать, чтобы не оказаться невеждой.

* * *
Прекрасное постигается путем изучения и больших усилий, дурное усваивается само собой, без труда.
* * *
Свободным я считаю того, кто ни на что не надеется и ничего не боится.
* * *
Смелость — начало дела, но случай — хозяин конца.
* * *
Кому попался хороший зять, тот приобрел сына, а кому дурной — тот потерял и дочь.

Антисфен
(ок. 440 г. до н. э., Афины — 365 г. до н. э., Афины)
Древнегреческий философ, родоначальник и главный теоретик кинизма, одной из самых знаменитых сократических школ.

* * *
Какая наука самая необходимая? — Наука забывать ненужное.
* * *
Все, кто стремится к добродетели, друзья между собой…
* * *
Лучше сражаться среди немногих хороших людей против множества дурных, чем среди множества дурных против немногих хороших.
* * *
Надо запастись либо умом, чтобы понимать, либо веревкой, чтобы повеситься.
* * *
Не пренебрегай врагами: они первыми замечают твои ошибки.
* * *
Хороший человек достоин любви.
* * *
Сходиться нужно с теми женщинами, которые сами за это будут благодарны.
Аристипп
(435 г. до н. э., Кирена, Ливия — 356 г. до н. э., Кирена, Ливия)
Древнегреческий философ из Кирены, основатель киренской, или гедонической, школы, ученик и друг Сократа.

* * *
Нет ничего справедливого, прекрасного или безобразного по природе: все это определяется установлением и обычаем.
* * *
Лучшая доля не в том, чтобы воздерживаться от наслаждений, а в том, чтобы властвовать над ними, не подчиняясь им.
* * *
Лучше быть нищим, чем невеждой: если первый лишен денег, то второй лишен образа человеческого.
* * *
Человеку, говорил Аристипп, принадлежит лишь настоящее, а не прошлое и будущее: прошлое ушло, а наступит ли будущее — неизвестно.

Платон
(427 г. до н. э., Древние Афины — 347 г. до н. э., Древние Афины)
Древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Платон — первый философ, чьи сочинения дошли до нас не в кратких отрывках, цитируемых другими, а полностью.

* * *
Все находятся в войне со всеми как в общественной, так и частной жизни, и каждый с самим собой.
* * *
Надежды — сны бодрствующих.
* * *
Нет более верного признака дурного устройства городов, чем обилие в них юристов и врачей.
* * *
Все, что вызывает переход из небытия в бытие, — творчество.
* * *
Хорошее начало — половина дела.
* * *
Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное.
Не золото надо завещать детям, а наибольшую совестливость.
Диоген
(412 г. до н. э., Синоп, Турция — 323 г. до н. э., Коринф, Греция)
Древнегреческий философ, ученик Антисфена, основателя школы киников.

* * *
Злословящий есть самый лютый из диких зверей, а льстец — самый опасный из ручных животных.
* * *
Влюбленные мыкают горе себе на радость.
* * *
Когда Александр Македонский сказал Диогену: «Проси у меня, чего хочешь.» Диоген ответил: «Не заслоняй мне солнца».
* * *
На вопрос, откуда он, Диоген сказал: «Я — гражданин мира».
* * *
На вопрос, почему люди подают милостыню нищим и не подают философам, он сказал: «Потому что они знают: хромыми и слепыми они, может быть, и станут, а вот мудрецами никогда».

Аристотель
(384 г. до н. э., Стагира, Фракия — 322 г. до н. э., Халкида, остров Эвбея)
Древнегреческий философ. Ученик Платона. Наиболее влиятельный из философов древности; основоположник формальной логики.

* * *
О, друзья мои! Нет на свете друзей!
* * *
Счастье — на стороне того, кто доволен.
Конец ознакомительного фрагмента.