1. книги
  2. Религии / верования / культы
  3. Влад Юм

Дзэн

Влад Юм
Обложка книги

В данной книге детально рассматриваются история и суть дзэн, а также его влияние на людей и мировую историю в целом. Дзэн оказал значительное воздействие не только на философию, но и на искусство, литературу и даже на повседневную жизнь.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Дзэн» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Расцвет Риндзай-дзэн в эпоху Камакура (1185—1333)

Расцвет Риндзай-дзэн в эпоху Камакура (1185—1333) стал значимым этапом в истории японского буддизма и культуры в целом. Этот период характеризуется не только укреплением позиций дзэн-буддизма, но и его влиянием на самурайский класс и императорскую власть. Поддержка со стороны правителей, в частности самурайского рода Ходзё, позволила дзэну занять важное место в духовной жизни Японии. Члены этого рода, такие как сёгун Ходзё Токиёори (1227—1263), активно способствовали распространению дзэн, приглашая чаньских учителей из Китая. Токиёори сам достиг состояния сатори, что подчеркивает глубокую связь между дзэн-буддизмом и самурайской философией. Сиккэн Ходзё Токимунэ (1251—1284) также сыграл важную роль в поддержке дзэн, приглашая на должность настоятеля храма Энгакудзи знаменитого учителя чань Согэна Магаку. Этот мастер стал ключевой фигурой, помогая Токимунэ «обрести силы в дзэн» для борьбы с монгольским вторжением, что свидетельствует о практическом применении дзэнских учений в сложных исторических условиях. Тем не менее, несмотря на успехи, школа Риндзай-дзэн сталкивалась с определенными трудностями, особенно в Киото. После смерти основателя школы Эйсая дисциплина среди учеников значительно снизилась. В храме Кэнниндзи, который взаимодействовал с другими буддийскими школами, такими как Тэндай и Сингон, возникли магические ритуалы и формальное отношение к учению, что противоречило основным принципам дзэн. В это непростое время важным наставником стал Сёичи Кокуси (1202—1280), который, став аббатом храма Тофукудзи, восстановил истинный дух дзэнского учения и обратил внимание на необходимость возвращения к практике медитации. Еще одним значимым центром дзэн в этот период стал храм Нандзэндзи, где первым аббатом был Дэймин Кокуси, который также учился у Сёичи. Этот храм стал важным местом для практики и распространения дзэн-буддизма, поддерживаемого императорской властью. Важным мастером Риндзай-дзэн этого времени был Какусин (1207—1298), который привнес в японскую дзэнскую практику элементы китайской культуры, в частности, игру на флейте, что стало символом синтеза различных культурных традиций. Дзэн-буддисты в этот период проявляли интерес к другим китайским искусствам, таким как живопись и каллиграфия, которые в дальнейшем оказали значительное влияние на японскую культуру. Эти искусства не только обогащали духовную практику, но и способствовали формированию уникального японского стиля, который сочетал в себе элементы китайской эстетики и местные традиции. Одним из выдающихся мастеров дзэн этого времени была женщина по имени Мугай Нёдай (1223—1298), которая стала первой известной женщиной-дзэн мастером в Японии. Ее вклад в развитие дзэн-буддизма и формирование женской роли в буддизме стал важным шагом к признанию женщин в этой сфере. Мугай Нёдай, как и ее коллеги, акцентировала внимание на прямом опыте медитации и внутреннем просветлении, что стало основой для многих будущих практиков. Таким образом, расцвет Риндзай-дзэн в эпоху Камакура стал временем значительных преобразований и культурного обмена, который оказал глубокое влияние на развитие японского буддизма, искусства и философии. Этот период не только укрепил позиции дзэн в Японии, но и заложил основы для его дальнейшего развития, которое продолжалось и в последующие эпохи.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я