1. Книги
  2. Руководства
  3. Владислав Трофимович Шацило

Дорога и жизнь Учебное пособие. Для предпринимателей, предприятий, специалистов по безопасности дорожного движения, учебных заведений

Владислав Трофимович Шацило
Обложка книги

Пособие предназначено для предпринимателей, предприятий, специалистов по безопасности дорожного движения, учебных заведений,Рассмотрены вопросы организации безопасности дорожного движения, его участников в различных дорожных условиях, действия водителей, пострадавших и страховых кампаний при ДТП. меры по его предотвращению, Документы введены в сентябре 2024 г. Приобретая пособие, Вы получаете готовые шаблоны нормативных документов! В пособии 101 образец инструкций, приказов, положений.

Автор: Владислав Шацило

Жанры и теги: Руководства

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Дорога и жизнь Учебное пособие. Для предпринимателей, предприятий, специалистов по безопасности дорожного движения, учебных заведений» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Раздел III. Водитель и безопасность движения

Анализ показывает, что некоторые водители чаще других становятся участниками ДТП, и это не случайно. Деятельность водителя автомобиля связана с восприятием большого объема информации, сложной ее переработкой, быстрым принятием решений. Не каждый человек может успешно овладеть профессией водителя. В этих условиях огромное значение приобретают объективная оценка и учет возможностей человека. Цена ошибок, допускаемых водителями, не идет ни в какое сравнение с последствиями просчетов в других профессиях.

1. Психофизические основы деятельности водителя.

Физические и психофизиологические требования к водителям могут быть определены, исходя из анализа их деятельности.

При управлении автомобилем водитель должен постоянно воспринимать большой объем информации о характере и режиме движения всех его участников, о состоянии и параметрах дороги и наличии средств регулирования, о состоянии автомобиля, его узлов и агрегатов.

Эта информация воспринимается и перерабатывается водителем и с учетом знаний ПДД, механики перемещения автомобиля, других закономерностей, в каждом конкретном случае принимается то или иное решение по управлению автомобилем. На процесс восприятия информации, ее переработки и принятия решения оказывают непосредственное влияние психические качества водителя, а также усталость, болезненное состояние, опьянение.

Процесс управления — это прием и переработка поступающей информации, принятие решений по управлению транспортным средством, реализация принятых решений в постоянно меняющейся дорожной ситуации, контроль и корректировка режима движения транспортного средства за счет последующего приема изменившейся информации.

Водитель не знает и не может предвидеть поведение других участников движения, он может только догадываться, прогнозируя с какой-то степенью вероятности развитие дорожной обстановки. Водитель в основном получает субъективную информацию путем непосредственного наблюдения за постоянно меняющейся дорожной обстановкой.

Информация от приборов для него имеет второстепенное значение. Объем информации, получаемый водителем, меняется в широких пределах от недостатка информации в условиях монотонного загородного движения до ее избытка в условиях интенсивного движения в населенном пункте. На основе такой неопределенной, часто меняющейся информации водитель должен самостоятельно принимать ответственные решения, как правило, в условиях дефицита времени, не забывая о своей ответственности за жизнь пассажиров и пешеходов, сохранность транспортного средства и грузов.

При быстром изменении дорожно-транспортной ситуации водителю зачастую не хватает времени на переработку и анализ информации и он может совершать ошибочные действия в результате следующих причин:

— недостатка времени на весь процесс восприятия информации;

— ошибки в проведении ситуационного анализа при правильной интерпретации (например, водитель при приближении к перекрестку решил, что горящий желтый сигнал светофора сменится на зеленый, однако включился красный);

— неверно принятого решения (например, вместо маневра, единственно необходимого в данной ситуации, водитель принимает решение о торможении);

— ошибочного действия (например, принято правильное решение провести экстренное торможение, однако водитель ошибочно нажимает на педаль управления подачей топлива, увеличивая тем самым скорость движения автомобиля).

Общие обязанности водителей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 №1090«О правилах дорожного движения», (Редакция от 19.04.2024 — Действует с 28.04.2024), определены основные обязанности водителя по обеспечению безопасности дорожного движения.

.Водитель механического транспортного средства обязан:

— иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки документы,

предусмотренные настоящими Правилами, в случае их оформления в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации, предъявляются в виде электронного документа или его копии на бумажном носителе;

— водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории;

— регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа — и на прицеп (кроме прицепов к мопедам);

— в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист и документы на перевозимый груз (транспортная накладная, заказ-наряд, сопроводительная ведомость), а также специальные разрешения, при наличии которых в соответствии с законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности допускается движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, крупногабаритного транспортного средства либо транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов;

— документ, подтверждающий факт установления инвалидности, в случае управления транспортным средством, на котором установлен опознавательный знак «Инвалид»;

В случаях, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации, иметь и передавать для проверки уполномоченным должностным лицам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта путевой лист и документы на перевозимый груз (транспортная накладная, заказ-наряд, сопроводительная ведомость), специальные разрешения, при наличии которых в соответствии с законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности допускается движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, а также предоставлять транспортное средство для осуществления весового и габаритного контроля.

В случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», представить по требованию сотрудников полиции, уполномоченных на то в соответствии с законодательством Российской Федерации, для проверки страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства.

При движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутым и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями. При управлении мотоциклом быть в застегнутом мотошлеме и не перевозить пассажиров без застегнутого мотошлема.

Водитель транспортного средства обязан перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.

Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда), негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада.

При возникновении в пути прочих неисправностей, с которыми приложением к Основным положениям запрещена эксплуатация транспортных средств, водитель должен устранить их, а если это невозможно, то он может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности; (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.01.2001 N 67).

По требованию должностных лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения, проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Водитель транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти, спасательных воинских формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий обязан проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения также по требованию должностных лиц военной автомобильной инспекции.

В установленных случаях проходить проверку знаний Правил и навыков вождения, а также медицинское освидетельствование для подтверждения способности к управлению транспортными средствами;

Предоставлять транспортное средство:

— сотрудникам полиции, органов государственной охраны и органов федеральной службы безопасности в случаях, предусмотренных законодательством;

— медицинским и фармацевтическим работникам для перевозки граждан в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение в случаях, угрожающих их жизни.

Примечание. Лица, воспользовавшиеся транспортным средством, должны по просьбе водителя выдать ему справку установленного образца или сделать запись в путевом листе (с указанием продолжительности поездки, пройденного расстояния, своей фамилии, должности, номера служебного удостоверения, наименования своей организации), а медицинские и фармацевтические работники — выдать талон установленного образца.

По требованию владельцев транспортных средств органы государственной охраны и органы федеральной службы безопасности возмещают им в установленном порядке причиненные убытки, расходы либо ущерб в соответствии с законодательством.

В случае вынужденной остановки транспортного средства или дорожно-транспортного происшествия вне населенных пунктов в темное время суток либо в условиях ограниченной видимости при нахождении на проезжей части или обочине быть одетым в куртку, жилет или жилет-накидку с полосами световозвращающего материала, соответствующих требованиям ГОСТа 12.4.281—2014.

Право остановки транспортных средств предоставлено:

— регулировщикам, а также: уполномоченным должностным лицам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в отношении остановки грузовых автомобилей и автобусов в специально обозначенных дорожным знаком 7.14.2 пунктах транспортного контроля;

— уполномоченным должностным лицам таможенных органов в отношении остановки транспортных средств, в том числе не осуществляющих международные перевозки товаров, в зонах таможенного контроля, созданных вдоль государственной границы Российской Федерации, а в случае, если технически допустимая максимальная масса указанного транспортного средства составляет 3,5 тонны и более, в местах на территории Российской Федерации, специально обозначенных дорожным знаком 7.14.1, с соблюдением правил и требований по обеспечению безопасности дорожного движения.

Уполномоченные должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и таможенных органов должны быть в форменной одежде и использовать для остановки транспортного средства диск с красным сигналом либо со световозвращателем. Для привлечения внимания водителей транспортных средств указанные уполномоченные должностные лица могут пользоваться сигналом-свистком.

Лица, обладающие правом остановки транспортного средства, обязаны предъявлять по требованию водителя служебное удостоверение.

Действия водителя при дорожно-транспортном происшествии орисаны в Главе IХ настоящего Учебного пособия.

Водителю запрещается:

— управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения;

— передавать управление транспортным средством лицам, находящимся в состоянии опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, в болезненном или утомленном состоянии, а также лицам, не имеющим при себе водительского удостоверения на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории, кроме случаев обучения вождению в соответствии с разделом 21 Правил;

— пересекать организованные (в том числе и пешие) колонны и занимать место в них;

— употреблять алкогольные напитки, наркотические, психотропные или иные одурманивающие вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника полиции, до проведения освидетельствования с целью установления состояния опьянения или до принятия решения об освобождении от проведения такого освидетельствования;

— управлять транспортным средством с нарушением режима труда и отдыха, установленного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а при осуществлении международных автомобильных перевозок — международными договорами Российской Федерации;

— пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук;

Возвратиться к Р1 НПА

Часть 1. Требования к профессиям и должностям работников, принимающим непосредственное участие в обеспечении безопасности дорожного движения.

Приказом Минтранса №282 «Об утверждении профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» (Редакция от 31.07.2020 — Действует с 01.01.2021г.) определены требования к профессиями должностям работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, принимающих непосредственное участие в обеспечении безопасности дорожного движения.

Требования предъявляются к следующим профессиям и должностям работников:

водитель автомобиля (транспортного средства категорий «B», «BE» (включая легковое такси) (далее — водитель легкового автомобиля);

водитель автомобиля (транспортного средства категорий «C», «CE» и подкатегорий «C1», «C1E») (далее водитель грузового автомобиля);

водитель автомобиля (транспортного средства категорий «D», «DE» и подкатегорий «D1», «D1E») (далее — водитель автобуса);

водитель автомобиля (транспортного средства, осуществляющего перевозку опасного груза);

водитель автомобиля (крупногабаритного и (или) тяжеловесного транспортного средства, или транспортного средства, сопровождающего крупногабаритное и (или) тяжеловесное транспортное средство);

водитель автомобиля (транспортного средства, осуществляющего перевозку пассажиров и (или) грузов в международном сообщении);

контролер технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта;

специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения;

консультант по вопросам безопасности перевозки опасных грузов.

4. К водителям легкового, грузового автомобиля, автобуса, осуществляющего перевозку опасного груза предъявляются профессиональные и квалификационные требования согласно их должностных инструкций.

К контролеру технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта предъявляются профессиональные и квалификационные требования согласно его должностной инструкции.

К специалисту, ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения, предъявляются профессиональные и квалификационные требования согласно его должностной инструкции.

1. Профессиональный отбор и испытания водителей.

Приказом Минтранса от 29 июля 2020 г. N 264 Об утверждении Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (зарегистрирован Минюстом России 23 ноября 2020 г., регистрационный N 61064). (Редакция от 29.07.2020 — Действует с 01.01.2021г.) определен порядок профессионального отбора и испытания водителей.

Профессиональный отбор включает в себя:

— подтверждение соответствия представленных работником документов Профессиональным и квалификационным требованиям;

— испытание.

4.Наличие у работника права на управление транспортными средствами соответствующих категорий и подкатегорий подтверждается водительским удостоверением в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения.

5.Квалификация работника, уровень его профессионального образования подтверждается документом об образовании и о квалификации, документом о квалификации в соответствии с законодательством об образовании в Российской Федерации.

6.Стаж (опыт) работы работника подтверждается трудовой книжкой и (или) сведениями о трудовой деятельности или иными документами в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

Прием водителей на работу и допуск их к осуществлению перевозок.

Статьей 328. «Прием на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств» Трудового кодекса Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 06.04.2024) определен порядок приема на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств.

Что необходимо учесть при заключении с водителем трудового договора.

Работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, должны пройти профессиональный отбор и профессиональное обучение в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта.

Прием работника на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, производится после обязательного предварительного медицинского осмотра в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта.

Лицо, претендующее на работу в организации в качестве водителя, может быть принято на эту работу при условии:

· наличия у него водительского удостоверения на право управления транспортным средством соответствующей категории;

· наличия документа о прохождении в установленные сроки медицинского освидетельствования;

— соответствия его квалификации, опыта работы и иных профессиональных характеристик требованиям, установленным для конкретного вида перевозок. С целью проверки соответствия водителя поручаемой ему работе по безопасному осуществлению конкретного вида перевозок он может быть принят на работу с испытательным сроком в соответствии с действующим законодательством о труде.

Организация осуществляет учет данных о квалификации водителя, общем стаже его водительской деятельности и на определенных типах транспортных средств, сроках прохождения медицинского освидетельствования, об участии в дорожно-транспортных происшествиях, допущенных нарушениях Правил дорожного движения, фактах лишения права управления транспортным средством, отстранения от работы на линии из-за алкогольного опьянения или последствий алкогольной интоксикации, перерывах в водительской деятельности, работе по совместительству.

Лица, впервые нанимаемые на работу в качестве водителя после окончания учебы, а также водители, имевшие перерыв в водительской деятельности более одного года, водители, назначаемые для работы на горных маршрутах, а также водители, переведенные на новый тип транспортного средства или новый маршрут перевозок пассажиров, к управлению транспортными средствами допускаются после прохождения стажировки.

Возвратиться к Р1 НПА.

2. Обеспечение профессиональной надежности водительского состава.

В соответствии с Федеральным законом №196 — ФЗ «О безопасности Дорожного Движения» от 10.12.1995г., юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны создать условия для повышения квалификации водителей и других работников, обслуживающих и эксплуатирующих автомобильный транспорт и обеспечивающих безопасность дорожного движения (ст.20).

Приказ Минтранса №145 от 30.04.2021 обязывает при организации и осуществлении перевозок пассажиров и (или) грузов обеспечивать наличие у работников необходимых знаний, умений, профессионального образования, стажа (опыта).

Профессиональное обучение, профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование работников осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации.

Работодатель определяет необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд в соответствии с требованиями статьи 196 Трудового кодекса Российской Федерации.

Обеспечение субъектом транспортной деятельности наличия у работников необходимых знаний, умений, профессионального образования, стажа (опыта) работы должно достигаться посредством:

· проведения отбора водителей в соответствии с порядком прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, утверженным приказом Минтранса №264 от 29.07.2020

· документарной проверки соответствия работников при приеме их на работу профессиональным и квалификационным, утвержденным Приказом Минтранса №282 от 31.07.2020 г.

·проведения аттестации работников, предусмотренной ст.81 ТК РФ.

Поддержание необходимого уровня информированности, повышение профессионального мастерства и дисциплинированности водителей.

Предприятие обязано обеспечивать водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте путем проведения инструктажей, включающих сведения:

· об условиях движения и наличии опасных участков, мест концентрации дорожно-транспортных происшествий на маршруте;

· о состоянии погодных условий;

· о режимах движения, организации отдыха и приема пищи;

· о порядке стоянки, охраны транспортных средств;

· о расположении пунктов медицинской и технической помощи, постов ГИБДД, диспетчерских пунктов, автовокзалов и автостанций; мест скопления людей;

· об изменениях в организации перевозок пассажиров и грузов, о порядке проезда железнодорожных переездов и путепроводов;

— об особенностях перевозки детей;

· об особенностях обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных средств при сезонных изменениях погодных и дорожных условий;

· об особенностях перевозок опасных, тяжеловесных, крупногабаритных грузов (в соответствии с требованиями специальных нормативных документов);

· об изменениях в нормативно-правовых документах, регулирующих права, обязанности, ответственность водителей по обеспечению безопасности дорожного движения.

На предприятии должен осуществляться учет сведений о проведении указанных инструктажей.

Повышение профессионального мастерства водителей осуществляется путем организации занятий необходимой для обеспечения безопасности дорожного движения периодичности, но не реже одного раза в год, по соответствующим учебным планам и программам ежегодных занятий с водителями. Сведения о прохождении курса занятий и сдаче зачетов заносятся в личное дело водителя.

Для водителя-предпринимателя достаточно наличия лицензии на соответствующий вид перевозок.

Предприятие имеет право не допускать водителя, не сдавшего зачет, к самостоятельной работе на линии. Водитель, не допущенный к самостоятельной работе, переводится с его согласия на другие работы, при невозможности перевода он подлежит увольнению в соответствии с действующим законодательством о труде.

С целью повышения ответственности водителей за выполнение требований по безопасности дорожного движения предприятие:

· осуществляет контроль за соблюдением водителями Правил дорожного движения, трудовой дисциплины, Правил перевозок пассажиров (грузов), Правил технической эксплуатации подвижного состава, временем выхода и возвращения с линии, соблюдением расписаний движения, наличием и состоянием водительских удостоверений перед выпуском транспортных средств на линию;

· организует в соответствии с действующими нормативными документами учет и анализ дорожно-транспортных происшествий, совершенных водителями организации, нарушений водителями и работниками организации требований безопасности движения, выявленных как сотрудниками ГИБДД, так и работниками организации;

· оперативно доводит до водителей сведения о причинах и обстоятельствах возникновения дорожно-транспортных происшествий, нарушений Правил дорожного движения и других норм безопасности движения водителями организации.

Часть 2. Обучение водителей на предприятии. Аттестация должностных лиц АТП. (Повышение квалификации).

1. Повышение квалификации водителей.

В соответствии с Федеральным законом №196 ФЗ «О безопасности Дорожного Движения» от 10.12.1995 г., юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны организовать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.

Приказ Минтранса №145 от 30.04.2021 обязывает при организации и осуществлении перевозок пассажиров и (или) грузов обеспечивать наличие у работников необходимых знаний, умений, профессионального образования, стажа (опыта). Обеспечение субъектом транспортной деятельности наличия у работников необходимых знаний, умений, профессионального образования, стажа (опыта) работы должно достигаться посредством:

· проведения отбора водителей в соответствии с порядком прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, утверженным приказом Минтранса №264 от 29.07.2020

· документарной проверки соответствия работников при приеме их на работу профессиональным и квалификационным, утвержденным Приказом Минтранса №282 от 31.07.2020 г

·проведения аттестации работников, предусмотренной ст.81 ТК РФ.

Требования к профессиональной подготовке водителей содержатся и в Приказе Минтранса России №282 от 31.07.2020 г «Об утверждении профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».

На основании ч. 4 ст. 196 Трудового кодекса РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Пунктом 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения.

Согласно Приказу Министерства транспорта РФ от 31 июля 2020 г. N 282, каждый водитель, который работает на организацию, обязан проходить курсы повышения квалификации.

Требования к профессиональной подготовке водителей содержатся и в Приказе Минтранса России №282 от 31.07.2020 г «Об утверждении профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».

В этих целях на предприятии должен быть проведен ряд мероприятия по обеспечению БДД. В части касающейся повышения квалификации водителей и работников, управляющих служебным транспортом, и в целях обеспечения профессиональной подготовки водителей, должны проводиться ежегодные обучения на знания БДД по 20-ти часовой программе. Приказом руководителя утверждается ежегодный учебно-тематический план ежегодных занятий по БДД, с ведением журнала учета посещаемости занятий. Кроме этого, руководителем издается Приказ о создании комиссии по проверке знаний водителями БДД.

Перед проведением обучения в первую очередь необходимо издать приказ и утвердить им «Программу ежегодных занятий с водителями». Далее необходимо издать приказ о проведении обучения водителей по этой программе. К этому приказу необходимо приложить список обучающихся. Все водители должны быть ознакомлены с приказом под роспись. Во время проведения обучения ведется журнал посещаемости занятий. По окончанию обучения комиссия принимает экзамен, результаты которого фиксируются в протоколе.

В журнале учета водителями занятий по БДД не только отражаются посещения занятий, но и сдача зачетов, а в общем в нем фиксируется следующее:

· ФИО водителя, обучаемого по 20-ти часовой программе на знания БДД;

· даты проведения занятий на знания по БДД;

· даты сдачи зачетов на знания БДД;

· ответственный за проведение занятий, его должность, ФИО;

· темы занятий и количество учебных часов по каждой теме;

· ФИО преподавателя и его подписи за проведение каждого занятия.

Согласно РД-200-РСФСР-12-0071-86-12. «Руководящий документ. Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей2 (утв. Минавтотрансом РСФСР 20 января 1986 г.) повышение профессионального мастерства водителей осуществляется на занятиях, проводимых по плану и программе ежегодных занятий с водителями на предприятиях.

Это 20-часовая программа по БДД, утвержденная Минтрансом РФ 02.10.2001г. (обучение-техминимум для водителей транспортных средств), в которую входят теоретические и практические занятия, подведение итогов посредством проведения зачета, а также оформление документации и выдача необходимых сертификатов Данная программа всё еще актуальна и не противоречит действующему законодательству. Периодичность обучения не определена,

Для начала обучения на предприятип должны быть следующие документы:

— приказ об утверждении «Программы ежегодных занятий с водителями»;

— приказ об обучении водителей со списком обучающихся;

— журнал посещаемости занятий;

— лекции для проведения занятий;

— экзаменационные билеты;

— протокол заседания комиссии

Для проведения занятий привлекаются специалисты по подготовке водителей, инженеры по безопасности дорожного движения, наиболее опытные технические работники автотранспортных организаций, водители-наставники и водители-инструкторы, медицинские работники, а также, по необходимости, специалисты других организаций.

Обучение можно провести непосредственно на рабочем месте но так же никто не запрещает обратиться и в обучающую организацию..

По окончании занятий по пяти разделам проводится общий итоговый зачет. Сведения об обучении и результаты итогового зачета заносятся в личное дело водителя.

Предприятие имеет право не допускать водителя, не сдавшего зачет, к самостоятельной работе на линии. Водитель, не допущенный к самостоятельной работе, переводится с его согласия на

другие работы, при невозможности перевода он может быть уволен в соответствии с

действующим законодательством о труде.

Повышение квалификации может быть проведено и в учебном центре.

Возвратиться к Р1 НПА.

2. Порядок и форма проведения инструктажа и проверки знаний в области обеспечения транспортной безопасности. Виды инструктажей по безопасности дорожного движения. Периодичность инструктажей по безопасности дорожного движения.

Порядком и формой проведения инструктажа и проверки знаний в области обеспечения транспортной безопасности, виды инструктажей по безопасности дорожного движения, периодичность инструктажей по безопасности дорожного движения утверждены приказом Минтранса России от 6 мая 2024 г. №167 (Приказ вступил в силу с 1 сентября 2024 г. и действует до 1 сентября 2030 г).

Статьей 20 Федерального Закона №196 от 10.12.1995 г «О безопасности дорожного движения» предъявляются требования по обеспечению безопасности дорожного движения при эксплуатации транспортных средств к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам. Одно из таких требований — это соблюдение Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. Правила утверждены Приказом Минтранса №145 от 30.04.2021 г. «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».

Согласно Правилам Приказа №145 «В целях предупреждения ДТП, субъект транспортной деятельности при организации и осуществлении перевозок должен обеспечивать проведение вводных, предрейсовых, сезонных и специальных инструктажей по безопасности перевозок пассажиров и (или) грузов.» (п. 7 Приказа №145). (Редакция от 30.04.2021 — Действует с 01.09.2021г.)

Для кого обязательны инструктажи по безопасности дорожного движения?

Новые правила Минтранс утвердил Приказом №145 от 30.04.2021. Требования обязательны для физических лиц, которые работают на грузовых автомобилях с разрешенной максимальной массой свыше 3500 кг, и автобусах, а также для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые:

— работают на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования;

— работают на основании договора перевозки грузов;

— перевозят людей и грузы автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров.

Эти работодатели обязаны назначить ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и организовать проведение инструктажей по безопасности перевозок пассажиров или грузов.

Согласно п.8 Приказа Минтранса №145, в целях обеспечения деятельности, связанной с безопасностью перевозок пассажиров и грузов, субъект транспортной деятельности должен назначить ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, аттестованного в соответствии с Порядком аттестации такого специалиста на право заниматься этой деятельностью. Приказом Минтранса России №282 от 31.07.2020 г. «Об утверждении профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 ФЗ «О безопасности дорожного движения», предъявляются профессиональные и квалификационные требования к специалисту, ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения. По правилам п.15.2. Приказа №282, специалист, ответственный за обеспечение БДД, должен уметь проводить вводный, предрейсовый, сезонный, специальный инструктаж водителей.

Сезонные инструктажи проводит лицо на которое такая обязанность возложена Приказом руководителя предприятия «О проведении инструктажей по безопасности перевозок».

Необходимо, чтобы водитель обладал соответствующей информацией, передаваемой ему в ходе инструктажа, которая включала бы сведения:

— о наиболее характерных дорожно-транспортных происшествиях (далее — ДТП), обстоятельствах их возникновения;

— местах концентрации ДТП в регионе, опасных условиях движения и работы на маршруте;

— о нарушениях водителями Правил дорожного движения (далее — ПДД) и других норм безопасности движения.

Указанная информация периодически (раз в квартал и непосредственно после тех или иных происшествий) доводится до водителей в форме занятий, бесед, а также с применением средств наглядной агитации (плакатов, схем, информационных листков).

.Обеспечение водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения на маршруте перевозок.

Конец ознакомительного фрагмента.

О книге

Автор: Владислав Шацило

Жанры и теги: Руководства

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Дорога и жизнь Учебное пособие. Для предпринимателей, предприятий, специалистов по безопасности дорожного движения, учебных заведений» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я