Одним из важнейших методов современного научного познания является исторический метод. Что представляет собой этот метод научного познания? Какую эволюцию прошел он в своем развитии? Как он применяется и какие функции выполняет в процессе научного познания? Эти, а также некоторые другие вопросы и рассматриваются в брошюре.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Исторический метод познания в современной науке предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Понятие исторического метода
Исторический метод применяется в процессе познания изменяющихся и развивающихся объектов. Познание такого рода объектов — сложный и многосторонний процесс, в ходе которого исследователь осуществляет разнообразные действия. В частности, исследователь делает предметом познания различные стороны и особенности изменяющихся (развивающихся) объектов, решая в связи с этим определенные познавательные задачи.
Для решения различных познавательных задач, возникающих в ходе, познания изменяющихся и развивающихся объектов, исследователь изучает различные объекты и их стороны, делая материалом изучения какое-либо одно или несколько состояний изменяющегося предмета, его развитое или неразвитое состояния, сам процесс изменения и т. д., а также выводит из одних знаний другие знания. Решение различных познавательных задач требует получения различных знаний об изменении и изменяющихся объектах, воспроизведения в знании их различных сторон. В частности, при решении ряда познавательных задач исследователю приходится воспроизводить историю изучаемого предмета. В других же случаях нет необходимости в этом и требуется рассматривать иные его стороны.
Под историческим методом мы понимаем метод решения задач, встающих в ходе познания какого-либо предмета, путем воспроизведения (т. е. путем получения знания о его истории).
Для уяснения сущности исторического метода важно разъяснить, что мы имеем в виду под историей предмета. С этой целью рассмотрим прежде всего некоторые особенности того процесса, который мы называем процессом изменения предмета.
/7/ На каждом шагу мы постоянно сталкиваемся с самыми разнообразными процессами. Наблюдая эти процессы, мы говорим об изменении того или иного человека, об изменении погоды я т. д. Многочисленные науки специально изучают те изменения, которые претерпевают предметы и явления реального мира. В физике анализируют, например, атомные, электронные и нуклонные движения, изменения поля, квантовые флуктуации. В биологии рассматриваются изменения веществ, связанные с жизнедеятельностью организмов, исследуются преобразования, претерпеваемые организмами в индивидуальном развитии и в ходе эволюции видов. Геологи исследуют минералы, процессы образования и разрушения горных пород. Лингвисты изучают трансформации словарного и звукового состава языка, грамматического строя, значения слов. Всевозможные изменения в структуре общества и отдельных составляющих его элементов являются предметом исследования целого ряда общественных наук.
Такой интерес к анализу изменений не случаен. Научное исследование этих процессов имеет громадное практическое значение для управления. Исследование тех процессов, которые происходят в живых организмах, позволяет управлять эволюционным развитием, создавать новые виды растений и животных. Изучение изменений, претерпеваемых химическими веществами в тех или иных условиях, взаимопревращений элементарных частиц и т. п. служит основой практического использования этих процессов.
Однако не всякий человек, и даже не всякий ученый, может однозначно и точно ответить на вопросы о том, что такое изменение и чем оно отличается от других процессов. Допустим, мы рассматриваем такие разнообразные явления, как возникновение новых видов растений животных, превращение веществ в результате химической реакции, смена деталей на станке, обращение планет вокруг Солнца, социальные революции и др. Можно ли эти явления, казалось бы столь различные, объединить в одно понятие «изменения»? И что в таком случае понимается под ним? На эти вопросы дает ответ материалистическая диалектика.
Формулируя понятие изменения, диалектика исходит из того, что изменяется всегда некоторое явление, /8/ некоторый предмет, будь то живой организм, планета, общество, минерал и т. д.[1]
Что значит «предмет изменяется»? Прежде всего это означает, что у него появляются некоторые новые признаки, а ряд ранее присущих ему признаков исчезает. Так, в результате нагревания серы до температуры 112,8°C у нее вместо желтого появляется красновато-бурый цвет, последний, в свою очередь, при температуре 444,5°С сменяется оранжево-желтым. Наука установила, однако, что ничто не возникает из ничего и ничто не исчезает бесследно. Еще античные философы школы Эпикура утверждали, что «на ничего ничто не творится». Лукреций, например, так истолковывает этот принцип:
Если бы из ничего в самом деле являлися вещи,
Всяких пород существа без всяких семян бы рождались:
Так, например, из морей возникали бы люди, из суши —
Рыб чешуйчатых род и пернатые, с неба срывался б
Крупный и мелкий скот, и пород бы диких животных
Разных, неведомо как, появлялись в полях и пустынях.
Претерпевая изменение, предмет не исчезает бесследно. От него всегда нечто остается. Так, азотная кислота под влиянием света претерпевает определенное изменение, постепенно разлагаясь на воду, кислород и двуокись азота. В этом процессе изменения у азотной кислоты исчезают присущие ей физические и химические свойства, разрушаются связи элементов ее структуры, вследствие чего и сама эта кислота, как таковая, исчезает. Вместе с тем некоторые ее элементы сохраняются. В частности, атомы кислорода, водорода и азота, входившие ранее в ее состав, после разложения азотной кислоты не исчезают бесследно, а продолжают существовать, образуя новые вещества: воду, кислород и двуокись азота.
/9/ Вот почему для всякого изменения, как учит диалектика, характерно не только появление нового, новых признаков и исчезновение старого, но и сохранение каких-то сторон, черт, признаков прошлого этапа развития предмета. В этом проявляется та важнейшая особенность изменения, что данный процесс всегда неразрывно связан с относительной устойчивостью изменяющегося предмета.
Нельзя поэтому отождествлять процесс изменения просто с процессом, упускать из виду неразрывную связь данного процесса с сохранением, устойчивостью изменяющегося предмета. На самом деле процесс изменения предмета будет иметь место лишь тогда, когда наряду с исчезновением некоторых сторон данного предмета, появлением у него новых сторон и т. д. этот предмет сохраняет некоторые свои стороны (элементы сторон и т. п.), т. е. в какой-то форме продолжает существовать, сохранять относительную устойчивость.
В результате изменений, происходящих с каким-либо предметом, он либо переходит из одного состояния в другое, либо преобразуется в совершенно иной предмет. Поясним различие этих двух возможных типов изменения, происходящих с каким-либо предметом.
При определенных условиях у изменяющегося предмета могут сохраняться его основные закономерности, элементы структуры, связи, короче — все наиболее существенные стороны предмета, без которых невозможно его существование, как такового. Вместе с тем, Поскольку данный предмет все же изменяется, постольку наряду с. сохранением указанных сторон у него исчезает (появляется, сменяется) ряд несущественных сторон. В этом случае предмет переходит из одного состояния в другое. Такое изменение претерпевает, например, капиталистическое общество, когда домонополистический капитализм преобразуется в империализм. В процессе этого изменения сохраняются основная структура и главные закономерности капиталистического общества, хотя и происходит исчезновение некоторых старых его особенностей и появление новых:
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Исторический метод познания в современной науке предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1
Противоположную позицию в понимании процесса изменения занимают философы типа А. Бергсона, Александера и других, но мнению которых, изменение не предполагает изменяющегося предмета. «Есть изменения, — заявлял, например, А. Бергсон, — но нет меняющихся вещей: изменчивость, не нуждается в подпоре» (А. Б ергсон. Восприятие изменчивости. СПб, 1913, стр. 28).