Докричаться до отца

Владислав Дорофеев

Книга «Докричаться до отца» рассказывает о представителях семи поколений одного рода, истории которых казалось бесследно рассеялись во времени и пространстве. Это эксцентричный роман-предание, где невозможно провести грань между семейной легендой, документальной хроникой, фарсом, игрой авторского воображения. Лучше всего говорят о книге имена ее героев: Дорофей-Волкодав – одолевший в одиночку стаю волков при строительстве деревни на Урале, куда он перевез семью из еврейского местечка под Пинском; Яков-Плотник – женившийся на бывшей подруге Александра Ульянова; Гавриил-Лошадник, самовольно оставивший службу ради страстной любви своей суженной, преодолевшей ради встречи с ним в Тюмени несколько сотен километров таежного зимника в крещенские морозы 1914 года. А ещё Симон-Механик – незаурядный самоучка, открывший в себе телепатические способности после железнодорожной катастрофы, случившейся с ним по дороге домой после военного столкновения с японцами в районе монгольской реки Халкин-Гол; Георгий-Офицер, которому были дарованы чудесные спасения в отрочестве, Автор-Хроникер, по дороге на проводы отца увидевший на границе степи четырех всадников Апокалипсиса. «Докричаться до отца» – это стремление дотянуться до своих предков, соединив в одном повествовании две истории: библейскую человечества и обозримую одного рода и семьи. Какая линия поведения, какие события историчны, какие вели в тупик и к забвению? В каждой из представленных историй есть свои закономерности, свой договор с Богом, божественный план. Даже зримое отступление от плана – самоубийство одного из представителей рода или распятие Христа – есть часть единого плана. В основу книги легли документальные записки отца автора, офицера запаса. После тяжелой болезни он взялся восстановить историю своего рода, как казалось, навсегда утерянную, а точнее, никем и никогда не записанную. Он осознал, что это его последняя возможность что-то изменить, восполнить, выяснить, исправить кривизны своей жизни. Это было искупление, акт покаяния, передача эстафеты. Это были не только его знания, его память. Отец автора вел переписку с родственниками, ездил на места родовых могил и бывших гнездовий, опрашивал современников и свидетелей, по воспоминаниям и обрывкам полученных сведений собирая крупицы рассеянных знаний. На костылях, или с черной складной походной тростью, в неизменно помятой шляпе, с армейским вещмешком. Отец автора умирал трижды, но перед тем, как окончательно уйти, успел воссоздать хронику рода по мужской линии с начала 19 века, в жизненных обстоятельствах и человеческих деталях, в реальных людях из плоти и крови. Успел оживить истлевшую давно память нескольких поколений предков, потому как ушедшие живы, пока мы о них думаем, молимся, помним, читаем. Владислав Дорофеев

Оглавление

Отцу, маме, семье, детям

Молчат гробницы, мумии и кости —

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный — речь.

«Слово», Иван Бунин, 1915 г.

Ушедшие живы, пока мы о них думаем, молимся, помним.

(Из записной книжки отца)

Пролог

В неизменно помятой шляпе

(можно только прологом и ограничиться)

Книга «Докричаться до отца» рассказывает о представителях семи поколений одного рода за два века. Про Дорофея-Волкодава, основателя новой ветви рода, одолевшего в одиночку стаю волков при строительстве деревни после переезда на Урал из из Пинска, про Якова-Плотника, женившегося на бывшей подруге Александра Ульянова, про Гавриила-Лошадника, его самоволку из казармы ради страстной любви в санях с женой, преодолевшей ради встречи с суженным в Тюмени несколько сотен километров таежного зимника, в крещенские морозы 1914 года, про незаурядного самоучку, Симона-Механика, открывшего в себе телепатические способности вследствие железнодорожной катастрофы поезда, на котором он возвращался домой после военного столкновения с японцами в районе монгольской реки Халхин-Гол, про чудесные спасения в отрочестве Георгия-Офицера и его видение ангела, про явление автору-Хроникеру, четырех всадников Апокалипсиса, в поезде по дороге на проводы отца. В основу книги легли документальные записки моего отца.

В основу книги «Докричаться до отца» легли записки, изыскания, моего отца о жизни нашего рода. Встав после инсульта, в течении продолжительного времени, с перерывами, отец писал мне письма о предках, о нашем роде. Поначалу это было по нескольку слов или разрозненных строк, которые он накапливал, чтобы сложив их в связные отрывки, переслать мне. Это были не только его знания, его память. Он вел переписку со всеми живыми родственниками.

После инсульта отец осознал, что это его последняя возможность что-то изменить, восполнить, выяснить, исправить кривизны своей жизни, другой возможности не будет. Это не было актом отчаяния — это была мужская работа, дело, которое не переложить, потому что такое дело нужно сделать самому. Это было его искупление, акт покаяния, как он это понимал, передача эстафеты. Наверное, это называется чудом. Перерождение. Почти воскрешение из мертвых, казалось ушедшего в небытие прошлого.

Родовые изыскания так увлекли отца, что на душевном подъеме последнего своего дела, когда-то клокотавший энергией, после инсульта, по сути, ставший инвалидом, он продолжил свое путешествие в прошлое ради нашего будущего. Выезжал в места родовых могил и бывших гнездовий по территории когда-то российской империи, чтобы опросить современников и свидетелей, и записать семейные, родовые легенды и мифы, или их отголоски, которые доносят до последующих поколений исключительно необычные поступки и детали. Буквально возвращая из небытия предков, а теперь наши семейных героев.

На костылях (буквально), а когда стало лучше, с черной складной походной тростью, чрезвычайно удобной в дороге, (я привез ему эту трость из Германии после своего тамошнего бракосочетания в русском посольстве), в неизменно помятой немного клоунской шляпе (отцовский вариант вызова условностям, мол, если без шляпы никак, то безразличен ее вид), с армейским вещмешком (в котором три комплекта белья, носков, рубашек, для ежедневной смены, запасные и домашние штаны, пижама, тапки, расческа, туалетные принадлежности, электрическая бритва, спички, неизменный «Беломор», и пр. вещи, необходимые в дороге отставному военному инженеру).

Не понимаю, как он справлялся в дороге с многочисленными сложностями, фактически инвалид, но ведь справлялся, на самолетах, поездах, автобусах, машинах, не требуя никакой ни от кого помощи, обходясь необходимыми деньгами от меня на дорогу, билеты, еду, жилье, многочисленные переезды и пр.

По сути, отец восстанавливал в человеческих деталях и жизненных обстоятельствах историю рода до седьмого колена (к началу 19 века), порой простыми, но выпуклыми мазками, буквально возвращая предков из небытия.

Я знал, что он понимает, что это его последняя возможность что-то восполнить, исправить кривизны, выяснить, другой возможности не будет уже никогда. Это не было актом отчаяния — это была нормальная мужская работа, дело, которое не переложить, потому что такое дело нужно сделать самому. Это было его искупление, акт покаяния, как он это понимал, передача эстафеты.

Отец успел! Собрать все, что нужно, чтобы показать во плоти первородных представителей (по отцу, то есть по мужской линии) последних поколений рода за два века, собрав свидетельства об их поступках, деталях жизни, особенностях характера, восстановив в человеческих деталях и жизненных обстоятельствах. Прежде чем впасть в состояние полумладенческое, блаженное, телесно расслабленное, но не растительное умственно и душевно, сохранив до последнего дня любовную теплоту отцовского взгляда, даже когда уже не мог говорить и двигаться.

Отец был человеком техническим, точным, скрупулезно мыслящим (военный авиационный инженер, контролировал выпуск двигателей для истребителей-перехватчиков), поэтому выдумки в его письмах и историях ни на грош, что узнал, услышал, запомнил, осознал, то и записывал исправно, как услышал и понял. Если и есть реконструкция, то она вынужденная, когда нет возможности следовать букве документально осмысленного факта, не потому, что его не было, а потому что нет ему документального подтверждения.

Действительно, зачем выдумывать, когда реальная жизнь, случившаяся вчера или сто лет назад, остро нуждается в объективных наблюдениях, выводах и понимании. Чтобы таким способом оживить, обрести воспоминания о тех, кого мы не знаем, не помним, но понимаем, что они были, а значит, они есть. Чтобы через описания поступков и решений, душевных движений представителей рода, вдохнуть дыхание в безликий, по большей части, безымянный родовой список за минувшие столетия.

Благодаря отцу, начиная с седьмого поколения от меня, примерно с начала 19 века, получилась хроника рода по мужской линии.

Крайнее напряжение, предельное сосредоточение отца принесли невозможный, казалось результат. Род из назывного понятия превратился в линию жизни, стрелу, вектор, сквозь века и события, спрямив кривизны судьбы.

Общее дело и затем единое повествование объединили разрозненную россыпь людей в живой фактический род, который казалось навсегда канул в небытие, растворился на просторах времени.

Воссозданная история нашего рода по мужской линии за два последних века теперь распознается в жизненных обстоятельствах и человеческих деталях, в реальных людях из плоти и крови.

Ефрем (ювелир, раввин), сын Ильи, родился в воскресенье, 31 августа 1813 года.

Дорофей (волкодав), сын Ефрема, родился во вторник, 14 августа 1845 года.

Яков (плотник), сын Дорофея, родился в воскресенье, 31 августа 1869 года.

Гавриил (лошадник, усач), сын Якова, родился в субботу, 14 августа 1893 года.

Симон (механик), сын Гавриила, родился в воскресенье, 31 августа 1914 года.

Георгий (офицер), сын Симона, родился в понедельник, 26 августа (14 августа по юлианскому календарю) 1935 года.

Отец умирал трижды, и после каждого инсульта вставал. Встал бы и жил после третьего инсульта, если бы не подлое нападение. Возможно, были бы еще подробности, м.б. герои и персонажи.

Как выяснилось, отец сделал еще больше. После его ухода, разбирая оставшиеся бумаги и документы, я нашел легендарную рукопись, о которой я слышал прежде от него, но думал, что это именно выдумка, фарс или вольная фантазия из прошлого. Однако, она передо мной, из небытия, из семейной легенды. «Лоза. Мария, мать Иисуса. Рукопись, написанная Дорофеем сыном Ефрема». К рукописи приложен список рода Георгия за два тысячелетия, по уверению автора рукописи?! То есть, список первородных представителей рода до Иосии, названного брата Иисуса Христа, приемного сына Иосифа-обручника (мужа Марии, «от которой родился Иисус, называемый Христос» (Мф.1.16)?!

Кто мы и откуда, а я? Вот вопрос, на который хочет ответить каждый, и я! Как бы кто не относился к своей родословной, игнорировал вовсе или презирал, пытался создать новую. Потому как на земле нет ни одного человека ниоткуда, у каждого есть свой род, каждый откуда-то вышел, у каждого есть предшествующие ему поколения, никто не свободен от своей родословной, фамильной истории, уходящей в столетия и даже тысячелетия. Например, от самоубийцы в роду. Никто! Как и от надежды исправить все кривизны рода. Разве кто-нибудь предпринимал исследование своей семейной кровной преемственности от Адама. В этой книге такое усилие совершено.

В итоге два вектора, две темы, должны соединиться в одной точке. Каков будет итог? Где и как эти две линии друг друга дополняют? Что мой род привнес в человеческую историю, в чем оправдание нашей жизни, личной и родовой истории?

Хотя текст книги сделан на автобиографической основе, это не только автобиография рода. Моей главной задачей было показать гениальную грань, по которой нужно пройти, чтобы сохранить взгляд в будущее, надежду и, собственно, будущее рода, семьи, себя самого, когда принимаемые решения, действия и позиции историчны, а не ведут в тупик забвения и растворения в прошлом. Потому что, кто мы и откуда, а я, ты, — это вопрос, на который хочет ответить каждый.

«Докричаться до отца» — это стремление дотянуться до своих предков, соединив в одном повествовании две истории: библейскую человечества и обозримую одного рода и семьи. На примере жизни представителей нескольких поколений рода за два века показать линию жизни, события, решения, позиции и действия, которые способствовали развитию рода и каждого отдельно взятого представителя рода. Какая линия поведения, какие события историчны, какие вели в тупик и к забвению? В каждой из представленных историй есть свои закономерности, свой договор с Богом, божественный план. Даже зримое отступление от плана — самоубийство одного из представителей рода или распятие Христа — есть часть единого плана.

Глубина и высота, падение и победы, разочарование и упоение, ошибки и приобретения, ненависть и страх, жертвенность и любовь оживших в моем воображении представителей моего рода — вот предмет хроник. А фарс оттого, что большую часть описанных историй и событий невозможно задокументировать. Впрочем, любой документ может оказаться фарсом. В таком случае, какая разница. Потому что все ушедшие живы для меня, пока я о них думаю, молюсь, пишу эксцентричный роман-предание.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я