Тема здоровья вызывает повышенное внимание и сегодняшний день не исключение. Спрос рождает предложение! Человеку легко потеряться в этом многообразии мнений и подходов. Я верю, что Библия не обходит стороной эту важную сферу жизни — сферу физического здоровья. Но тема эта не проста в осмыслении и часто не содержит простых ответов, как нам того бы хотелось, что опять-таки порождает разные подходы среди людей, осмысливающих библейское учение. В то же время формат в виде вопросов и ответов предполагает сравнительную краткость. Сделано это, исходя из веры, что суть любой позиции и ее библейское основание можно донести, будучи немногословным (тем более время сейчас такое, что у всех не хватает времени). Цитаты взяты из синодального перевода Библии. Администрация сайта Литрес не несет ответственности за представленную информацию. Могут иметься медицинские противопоказания, необходима консультация специалиста.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Здоровье, болезнь и исцеление в Библии» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Раздел 2: Болезни
4. Если Бог создал первых людей здоровыми, то почему сегодня и на протяжении истории человечества мы наблюдаем так много болезней и увечий?
— Первые люди (Адам и Ева) преступили Божью заповедь в саду Едема и в результате умерли духовно в тот же день, как Бог и обещал, а затем через время умерли и физически (Бытие 2:16-17; 3:6-19; 5:3-5). Впервые такие слова как «скорбь», «болезнь» мы находим сразу после преступления Адама и Евы. Затем в Бытие 4-ой главе мы встречаем слова «рана», «язва». Таким образом, болезни и смерть в опыте человечества в целом — это последствия того, что принято называть «грехопадением».
5. Кто задумал такие последствия грехопадения как болезни и смерть?
— Как мы увидим из мест Писания ниже, это Бог! Изначально Бог предупредил, что будет за непослушание заповеди — «смертью умрешь» (Бытие 2:17). Затем после грехопадения, Бог в разговоре с людьми, провозгласил: «Умножая, умножу скорбь твоею…..в болезни будешь рожать… Со скорбью будешь питаться от нее (земли)……доколе не возвратишься в землю,… ибо прах ты и в прах возвратишься» (Бытие 3:16-19). «Во власти Господа Вседержителя врата смерти.» (Псалом 67:21). «Ты возвращаешь человека в тление и говоришь:"возвратитесь, сыны человеческие!"(Псалом 89:4).
Этот же принцип относительно болезней мы видим на примере народа еврейского: «Пошлет Господь на тебя моровую язву…Поразит тебя Господь чахлостью, горячкою, лихорадкою, воспалением….Поразит тебя Господь проказою Египетскою, почечуем, коростою и чесоткою, от которых ты не возможешь исцелиться; поразит тебя Господь сумасшествием, слепотою и оцепенением сердца….Поразит тебя Господь злою проказою на коленях и голенях, от которой ты не возможешь исцелиться, от подошвы ноги твоей до самого темени [головы] твоей…И придут на тебя все проклятия сии, и будут преследовать тебя и постигнут тебя, доколе не будешь истреблен, за то, что ты не слушал гласа Господа….они будут знамением и указанием на тебе и на семени твоем вовек.» (Второзаконие 28гл). Этот текст относится к народу в целом и не означает, что у каждого конкретного еврея за отступление будет весь этот набор болезней.
Из этих текстов (и это далеко не полный перечень) важно отметить ясное учение Писания: Бог властвует над разными болезнями и управляет ими.
6. Но может быть так Бог действовал в Ветхом Завете, а в Новом Он решил действовать по-другому, т. е. не иметь никакого отношения к болезням и физической смерти в жизни людей, полностью отдав эту сферу во власть врага душ и тел человеческих — дьявола?
— Ответом будет твердое нет! В Ветхом завете мы читаем: «Господь сказал: кто дал уста человеку? кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? не Я ли Господь?» (Исход 4:11), а в Новом мы видим иллюстрацию этого заявления Бога в жизни фарисея Савла(Апостола Павла). Под действием Божьим Савл был остановлен на пути гонения христиан и ослеп от сияния славы Христа на три дня, затем же был исцелен через ученика Христа Ананию (Деяния 9:1-18). Далее в своем служении Апостол Павел, встретившись с противодействием Евангелию со стороны одного колдуна провозгласил наказание Божье на время для него. «И ныне вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени. И вдруг напал на него мрак и тьма, и он, обращаясь туда и сюда, искалвожатого».(Деяния 13:11). Также в Деяниях мы читаем историю и причину гибели одного правителя по имени Ирод. «Но вдруг Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер» (Деяния 12:23).
Теперь можно привести примеры из жизни христиан (тех, кто находился в общине, считаясь верующими). Апостол Павел общине в Коринфе написал такие слова: «От того многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром». (1Коринфянам 11:30-32). Иллюстрацией этих слов может служить пример смерти Анании и Сапфиры (Деяния 5:1-11). Во всех этих примерах мы видим, что именно Бог является действующим лицом в наказании.
Завершить эту подборку уместно словами Христа из послания к Фиатирской церкви в книге Отровение: «Но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное. Я дал ей время покаяться в любодеянии ее, ноона не покаялась. Вот, Я повергаю ее на одр и любодействующих с нею в великую скорбь, если не покаются в делах своих. И детей ее поражу смертью, и уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим» (Откровение 2:20-23).
7. Какая же роль сатаны в болезни человека?
— Книга Иова, самая ранняя книга Библии, дает ответ и закладывать твердый фундамент длянашего понимания этого вопроса в Библии.
В первых двух главах мы ясно видим картину: Бог властвует над болезнью Иова и определяет пределы, которые сатана не может преодолеть. Дьявол по своей сущности желал бы умертвить Иова, но ему были даны Вседержителем ясные разрешение («вот, он вруке твоей») и предел («только душу его сбереги»)(Иов 2:6). «Во власти Господа Вседержителя врата смерти.» (Псалом 67:21). И сразу сатана исполняет свое желание причинить вред праведному Иову и поражает его проказой (Иов 2:7), но далее забрать его жизнь он не был властен без Божьей воли.
Примечательна реакция Иова на болезнь: «неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (Иов 2:10). А еще более примечателен комментарий, который дан в Писании сразу после этих слов Иова. «Во всем этом не согрешил Иов устами своими» (Иов 2:10). Иов зрит в корень и не обращается к сатане, хотя мы видим, что именно сатана принимал непосредственное участие в болезни Иова (Иов 2:7).
Таким образом, имея ввиду этот расклад, мы должны понимать, к примеру, такое место из Нового Завета: «Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться….сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?» (Лука13:11,16). Это место не утверждает, что к этой болезни имел отношение сатана и только сатана. Это подтверждение факта, что дьявол способен причинять вред и приносить болезнь, но он не является автономным (независимым) в своих действиях, как мы видим из книги Иова и ряда других свидетельств Писания, каких не мало и которые важно учитывать (Судей 9:23-24; 1Царств 16:14; 3Царств 22:23; Лука 22:31; 2Коринфянам 12:7-12; Откровение 9:1,5, 14-15; 13:7; 20:1-3,7).
Итак, Бог — Вседержитель и сатана подконтролен Ему. Если сатана, что — то делает в жизни конкретного человека, то это не может происходить без ведома Бога и Его замысла. Именно поэтому в Библии есть следующие утверждения: «Ты вознес меня и низверг меня… Изнурил Он на пути силы мои, сократил дни мои» (Псалом 101:11,24). «Он причиняет раны и Сам обвязывает их; Он поражает, и Его же руки врачуют» (Иов 5:18). «Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит; Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает» (1Царств 2:6-7). «В скорби своей они с раннего утра будут искать Меня и говорить:"пойдем и возвратимся к Господу! ибо Он уязвил — и Он исцелит нас, поразил — и перевяжет наши раны» (Осия 6:1).
В Библии вы нигде не найдете утверждения подобного этому: «все хорошее (жизнь, здоровье, богатство, слава) от Бога, а все плохое (смерть, болезнь, нищета, унижение) от сатаны!». «Видите ныне, что это Я, Я — и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей» (Второзаконие 32:39).
8. Но тогда выходит Бог является конечным источником зла, раз «все хорошее и плохое от Бога»?!
— И да и нет.
Дело в том, что важно различать два вида зла: моральное и ситуационное.
Поэтому, ответ нет, если мы говорим о моральном зле. Это то, что рождается изнутри творения, то о чем учил Иисус: «все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Марк 7:23). Бог в Своем мудром провидении допустил моральное зло, сотворив Ангелов и людей с правом выбора, при этом Он не является источником морального зла. Здесь мы подошли вплотную к тайне сочетания суверенности Бога и свободной воли творения, тайне, которую человек не в силах вполне разрешить здесь на земле. Но у нас есть утверждение Иакова. «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» (
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Здоровье, болезнь и исцеление в Библии» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других