Данная книга посвящена изучению истории тюркского народа "печенегов" и их государства "Печенежского ханства". Книга предназначена для широкого круга читателей, интересующихся историей.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Печенегия предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
ч.1 Общая история «Печенежского ханства»
В этой части мы с вами уважаемый читатель, когда вы из вступления уже как бы вы мысленно погрузились мы займёмся изучение собственно первоисточников информации о печенегах, и посмотрим на те сведения которые для нас неблагодарных потомков собрали, проанализировали и систематизировали несколько поколений российских ученных., но вначале я для того чтобы еще более подготовить к ниже подаваемой информации о «печенегах» представлю вам современную научно популярную версия истории печенегов
Происхождение названия
И тут оказалось, что увы нельзя полностью доверять «древнерусским летописям» ибо в европейских и греческих исторических документах наши, «ПЕЧЕНЕГИ получили» название «пацинаки» (ан. Patzinak), в арабских — «беджнак» и «баджана»!
Поэтому современное российское из названия есть искаженным термином! ведь между словами определениями «печенег» и «пацинак» есть большая разница!
Что в свою очередь выдвигает перед современными историками задачу исправление этого термина, ибо в мировой истории не было никаких таких «печенегов», а были «пацинаки» которых арабских странах еще называли «беджнак» или «баджана»!
И тут интересную версию о названии «пацинаков» выдвинул казахский литерувед и писатель Олжас Сулейменов (https://ru.wikipedia.org/wiki/Сулейменов,_Олжас_Омарович), который посчитал, что, название «печенег», вероятно, происходит от слова «паджанак» (свояк), что указывает на родство (свояческое) между печенежскими хаганами и русскими князьями; данная версия достаточно сильно коррелирует с «бажа» или «божа» (свояк) в башкирском, казахском, кыргызском и узбекском языках, и «баджанаг» (bacanaq / bacanak — свояк) в гагаузском, азербайджанском и турецком языках.
Теперь я передаю слово ране средневековому арабскому путешественнику Абу Хамиду аль Гарнати (https://ru.wikipedia.org/wiki/Абу_Хамид_аль-Гарнати ) который побывав в славном и древнем г. Киеве сообщает своим читателям:
«И прибыл я в город [страны] славян, который называют „Гор[од] Куйав“ (Киевавтор). А в нем тысячи „магрибинцев“, по виду тюрков, говорящих на тюркском языке и стрелы мечущих, как тюрки.
И известны они в этой стране под именем беджн[ак]».Т.е мы тут получаем свидетельство того факта, что вопреки все утверждения советских, украинских и российских историков значительное число жителей г. Киева кроме славян и варягов составляли и «пацинаки» они же летописные «печенеги», которых арабский путешественник называл «беджиак»!
Итак, на основании вышеизложенного, мы теперь вправе считать, что «пацинаки» это истор. мн. ч. союз племён, образовавшийся в заволжских степях в результате смешения кочевников-тюрков с сарматскими и угро-финскими племенами, которые этнически представляли европеоидов с небольшой примесью монголоидности!
Ну, а уже с времен первых российских историков за «пацинаками» с подачи в первую очередь российского историка В.Н.Татищева написавшем книгу «История Российская» и закрепилось ошибочное название «печенеги»!
И вот что он тогда написал:
«Печенеги — имя сарматское, значит скорый, или быстрый и скачущий конем. В. Н. Татищев, «История Российская», 17391750 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
Ему вторит и еще один российский историк Н. М. Карамзин, автор книги «История государства Российского»:
«Не зная земледелия, обитая в шатрах, кибитках, или вежах, печенеги искали единственно тучных лугов для стад; искали также богатых соседей для грабительства; славились быстротою коней своих; вооруженные копьями, луком, стрелами, мгновенно окружали неприятеля и мгновенно скрывались от глаз его; бросались на лошадях в самые глубокие реки или вместо лодок употребляли большие кожи.
В переносном смысле наименование ПЕЧЕНЕГ во времена так называемой «Киевской Руси» в ее летописных сводах означало «захватчик, лютый враг».
То есть первые российские историки ничего не ведали ни о самих печенегах, ни о их языке, ни о том откуда пришли печенеги на Киевскую Русь и куда потом исчезли.
Да и не интересовало это никого в той Российской империи, что зародилась на основе Московского княжества.
Мол были печенеги «захватчиками» и «лютыми врагами»! и значит «собакам и собачья смерть».
В общем на фоне так называемого 300 летнего татаро-монгольского ига «печенеги» в представления как российских историков, так и образованных россиян были незначительной ордой дикого тюркского племени, неизвестно откуда явившегося и неизвестно куда пропавшем со страниц истории…
Современные же историки в своих попытках дальнейшего изучения истории «пацинаков» — «печенегов» зашли в дебри такой науки как: «Этимология» и под их пером родилось вот такое научное мнение:
«Происходит от др.русск. печенѣгъ, мн. зи, ср.греч. Πατζινάκος, Πατζινάκης, Πατζινακίτης, араб. Расаnāk, арм. Расinnаk, ср.лат. Расinасi, Расinасае, Расinасitае, производят от *bаčаnаk, *раčаnаk наряду с *bäčänäk (венг. besenyő «печенег»), чагат. badžinak, туркм. раčïnаk с уменьш. суф. nаk от bаdžа, bаčа «муж старшей сестры», тур. bаdžаnаk «свояк», близкое тюрк. bičene — название племени огузов у Абульгази и др.тюрк. именем собств. Веčе.
Отсюда же названия местности польск. Ресzеniżуn, укр. Печенiжин (Галиция), русск.Печенег (близ Харькова).
И если теперь задаться темой о «происхождение «пацинаков-печенегов» то пред нами откроется вот такая картина.
По свидетельствам доступных древних источников, на момент появления печенегов в Причерноморье в их внешнем облике преобладали европеоидные черты.
Они характеризуются как брюнеты, которые брили свои бороды (согласно описанию, в путевых заметках арабcкого автора Ахмада ибн Фадлана), имели невысокий рост, узкие лица, маленькие глаза
Российский и советский востоковед один из основателей российской школы востоковедения В. Бартольд на основании работ Рашид адДина «Джами атТаварих»
(Сборник летописей) и Махмуда альКашгари «Диван лугат аттурк»
(Словарь тюркских наречий) определил, что племя печенег является одним из племен огузов.
Хивинский хан и историк 17го века Абульгази в своем известном историческом труде «Родословная туркмен» пишет, что племя печенег является одним из 24х древних туркменских (огузских) племен.
Известный советский историк и археолог С. П. Толстов относит печенегов к огузским племенам, а также отождествляет их с древним сакским племенем апасиаки (пасианы).
По мнению некоторых учёных, в частности, академика М. И. Артамонова и его ученика докт ист. наук Л. Н. Гумилёва, печенеги представляли собой часть народа канглы.
Согласно Константину Багрянородному, часть печенегов называла себя кангарами(. Κάγγαρ)
В общем как вы уважаемый читатель сами видите, что в научном мире нет однозначного и всеми принятого толкование понятия «печенег» он же «пацинак».
Но тут надо отметить еще один важный факт.
Прежде чем «пацинаки» смогли проникнуть на ЮГ перейдя р. Итиль и дойти до р. Борисфен (р. Днепр) им предстояло вступить в войну с большим и сильным государством «Хазарией» которая и контролировала эту территории.
Той самой «Хазарией», что еще боролся по сути первый древнерусский киевский князь Олег Вещий (а в действительности варяг «Ольг» из дружины варяга Рюрика)
Который о сути один был одним из варяжских предводителей появившийся в районе современного города Старая Ладога вместе с варяжским князем Рюриком и с который основал свое варяжское княжество с центром в г. Новгороде.
Затем Ольг и возглавил всю «Гардарику» перенеся столицу варяжского государства из Новгорода в Киев, (для чего пришлось, совершив военный захват Киеве, сопряженный с убийством двух киевских князей Аскольда и Дира).
Это хорошо известная историческая драма и я на ней не буду останавливаться и сразу прейду в своем повествовании далее.
Печенеги в сфере влияния Хазарии (VIII век)
(Источник информации о карте:https://ru.wikipedia.org/wiki/Печенеги#/media/Файл:Chasaren.jpg
Исход пацинаков (печенегов) из Азии (хазарский период)
Среди современных историков в отношении «Пацинаков — «Печенегов» как народа со временем выработалась особая точка зрения.
Вначале историки разбили всю печенежскую историю на определённые исторические период, а уже затем попытались описать это историю целиком.
И вот что у них получилось:
«В конце IX века те из кангаров, которые носили название «пацзынак» (печенеги), в результате климатических изменений (засухи) в степной зоне Евразии, а также под давлением соседних племён кимаков и огузов, форсировали Волгу и оказались в восточноевропейских степях, где ранее кочевали угры
При них эта земля звалась Леведия, а при печенегах она получила имя Падзинакия (греч. Πατζινακία).
Около 882 года печенеги достигли территории нынешнего Крыма
Тогда же печенеги вступают в первый военный конфликт с князьями Киева Аскольдом (875 год — это столкновение описано в поздних летописях и поэтому пока оспаривается историками), Игорем (915, 920).
После краха «Хазарского каганата» не выстоявшего в войнах на два фронта с Севера наступала «Гардарика» а с Востока напирали орды «пацинаков» (965 год власть над степями к западу от Волги перешла к печенежским ордам
В этот период печенеги занимали территории между Киевской Русью, Венгрией, Дунайской Болгарией, Аланией, территорией современной Мордовии населявшими Западный Казахстан огузами.
Гегемония печенегов привела к упадку оседлой культуры, поскольку земледельческие поселения приднестровских славян (тиверцы: Екимоуцкое городище) и донских алан (Маяцкое городище) были разорены и уничтожены
Между Киевской Русью (Гардарики) и Византийской империей
В X в. Византийская империя использовала печенегов в качестве заслона от набегов князей на Константинополь.
Для этой цели правителям печенегов ежегодно доставляли из Византии подношения в виде золотых слитков
В 968 печенеги наконец пошли на решительный штурм Гардарики как государства и даже осадили Киев, но были разбиты
В 970 участвовали в битве под Аркадиополем на стороне киевского князя Святослава Игоревича, но после заключения русско-византийского мира (июль 971) стал назревать новый русско-печенежский конфликт.
В 972 году печенеги хана Кури у днепровских порогов убили великого князя Святослава Игоревича, а из его черепа сделали чашу.
(Источник информации о картине: https://ru.wikipedia.org/wiki/Печенеги#/media/Файл:MadridSkylitzesFol173ra.jpg
Печенеги убивают князя Святослава Игоревича. Миниатюра Мадридской рукописи хроники Иоанна Скилицы
В 990е произошло новое ухудшение отношений между Русью и печенегами.
Великий князь Владимир разбил их (992) на Трубеже, но в 996 сам потерпел поражение под Васильевом.
Для отражения набегов печенегов Владимир начал строительство на степной границе Гардарики небольших крепостей связанных между собой системой оповещения! для эффективного противодействия вторжениям печенегов.
К таким оборонительным линиям относятся Поросская и Посульская оборонительные линии, а также ряд других, внутренних.
Но не всегда «пацинаки»-«печенеги» были врагами киевских князей. По большей части они были их СОЮЗНИКАМИ!
Так эти самые «летописные печенеги» приняли участие в большой и кровавой междоусобной войне между Ярославом Мудрым и Святополком Окаянным на стороне последнего.
В 1016 году они участвовали в битве под Любечем, в 1019 в битве на Альте (оба раза неудачно).
Последним документально зафиксированным русско-печенежским конфликтом является осада Киева в 1036 году, когда осаждавших город кочевников окончательно разбил подоспевший с войском великий князь Ярослав Мудрый.
Ярослав использовал расчленённое по фронту построение, поставив на флангах киевлян и новгородцев.
После этого печенеги перестали играть самостоятельную роль, а выступали как значительная по численности часть нового племенного союза берендеев, называемого также чёрными клобуками.
Однако среди славян на территории Киевского княжества память о печенегах была жива и значительно позже: например, в литературном произведении тюркский богатырь Челубей, начавший поединком Куликовскую битву, назван «печенегом».
Битва под Киевом в 1036 году была завершающей в истории русско-печенежских войн.
К XI веку, теснимые половцами, печенеги кочевали 13 племенами между Дунаем и Днепром. Часть их исповедовала так называемое несторианство.
Христианство среди них с помощью Владимира проповедовал Бруно Кверфуртский. АлБакри сообщает, что около 1009 года печенеги приняли ислам.
Около 1010 года в среде печенегов возникла большая и роковая для них по своим последствиям распря.
Печенеги князя Тираха приняли ислам, тогда как два западных племени князя Кегена (Белемарниды и Пагуманиды общей численностью 20 000 человек) перешли Дунай на византийскую территорию под скипетр Константина Мономаха в Добрудже и приняли христианство византийского образца.
Византийский император планировал сделать из них пограничную стражу.
В дальнейшем основная часть печенегов ушла в степи СевероЗападного Причерноморья Византия периодически то вела с ними ожесточённую войну, то задаривала их подарками.
В 1046―1047 годах под руководством хана Тираха перешла по льду Дунай и обрушилась на Болгарию, бывшую в то время византийской провинцией.
В 1048 году огромные массы печенегов (до 80 000 человек) под предводительством Тираха пересекли Дунай по льду и вторглись в балканские владения Византии.
Далее печенеги, не выдержав натиска торков, половцев и гузов, а также войны с Византией, частью на правах федератов поступили на византийскую службу, частью были приняты венгерским королём для несения пограничной службы, и с той же целью частью были приняты русскими князьями
Другая часть сразу после своего поражения под Киевом ушла на юго-восток, где ассимилировались среди других кочевых народов.
А произошло это так быстро вследствие одного трагического эпизода в истории нашей современной Цивилизации.
Гибель народа ПАЦИНАКОВ
В 1091 в битве при византийском г. Левунионе византийско-половецкое войско нанесло сокрушительное поражение вторгшимся из-за Дуная печенегам, после чего были убиты не только воины-мужчины, но весь остальной народ, включая женщин и детей.
По словам византийской хронистки Анны Комнины, погиб весь народ целиком:
«Можно было видеть необычайное зрелище: целый народ, считавшийся не десятками тысяч, но превышавший всякое число, с жёнами и детьми, целиком погиб в этот день…»
В то же время, слова Анны Комнины о истреблении печенегов стоит воспринимать только как литературную фигуру речи, потому что, по сообщениям хронистов, значительная часть печенегов продолжали служить в византийских войсках и после битвы при Левунионе.
Подробнее о этой битве и ее последствиях рассказано тут: https://ru.wikipedia.org/wiki/Битва_при_Левунионе
Но я хочу более подробно остановится на этом вопросе рассказать, как о самой трагической битве печенегов с императором Алексеем Комином, так и событиях, предшествовавших этому великому сражению народов…
Итак, когда мы говорим о «Битве при Левунионе то тут в мировой истории понимается событие, связанное с разгром печенегов — 29 апреля 1091 года, когда грекополовецкое войско под предводительством Алексея Комнина разгромило войско печенегов у стен Константинополя (точнее, возле города Энос у устья реки Марицы, ныне турецкая провинция Эдирне) и истребило сопровождавших печенежские обозы жён и детей.
В 1090 году печенежские орды (скифы, как называли их греки) вторглись в балканские владения Византии и к началу 1091 года появились у стен Константинополя.
Ситуация для византийцев осложнялась тем, что печенеги действовали в союзе с флотом сельджукского пирата Чахи.
Византийский император Алексей Комнин обратился за помощью к половцам (куманам), и заключил договор с их ханами Боняком и Тугорканом.
Численность половцев оценивалась в 40 000 воинов. Кроме того, император обратился за помощью к папе римскому Урбану II, который весной 1091 года отправил войско на помощь Алексею
После разгрома византийцы перебили тысячи пленных печенегов, что возмутило даже половцев.
Но если мы обратимся к книге А.А. Васильева"История Византийской империи"то там в ч.7.3. Борьба империи с турками и печенегами эта история описана и правдиво и более профессионально:
«Турецкая опасность с востока и севера, т.е. со стороны сельджуков и печенегов, столь грозная при предшественниках Алексея Комнина, еще более усилилась и обострилась при нем.
Если победа над норманнами и смерть Гуискара позволили Алексею возвратить византийскую территорию на западе до Адриатического побережья, то на других границах, благодаря нападениям турок и печенегов, империя значительно уменьшилась в своих размерах. Анна Комнина пишет, что “в то время, о котором идет речь, восточную границу Ромейского владычества образовывал соседний Босфор, западную Адрианополь.”
Казалось, что в Малой Азии, почти целиком завоеванной сельджуками, обстоятельства складывались благоприятно для империи, так как среди малоазиатских турецких правителей (эмиров) шла междоусобная борьба за власть, что ослабляло турецкие силы и приводило страну в состояние анархии.
Но Алексей не мог направить всего своего внимания на борьбу с турками ввиду нападений на империю с севера печенегов.
Последние в своих действиях против Византии нашли союзников внутри империи в лице живших на Балканском полуострове павликиан.
Павликиане представляли собой восточную дуалистическую религиозную секту, одну из главных отраслей манихейства, основанную в III веке Павлом Самосатским и преобразованную в VII веке.
Живя в Малой Азии, на восточной границе империи, и твердо отстаивая свое вероучение, они были вместе с тем прекрасными воинами, доставлявшими немало хлопот византийскому правительству.
Как известно, одним из излюбленных приемов византийского правительства было переселение различных народностей из одних областей в другие, так, например, славян в Малую Азию, а армян на Балканский полуостров.
Подобная судьба постигла и павликиан, которые в большом количестве были переселены с восточной границы во Фракию в VIII веке Константином V Копронимом и в X веке Иоанном Цимисхием. Центром павликианства на Балканском полуострове сделался город Филиппополь.
Поселив восточную колонию в окрестностях этого города, Цимисхий, с одной стороны, достиг удаления упорных сектантов из их укрепленных городов и замков на восточной границе, где с ними трудно было справляться; а с другой стороны, он рассчитывал, что на месте нового поселения павликиане будут служить крепким оплотом против частых нападений на Фракию северных “скифских” варваров.
В X же веке павликианство распространилось по Болгарии благодаря преобразователю этого учения попу Богомилу, по имени которого византийские писатели называют его последователей богомилами.
Из Болгарии богомильство позднее перешло в Сербию и Боснию, а затем и в Западную Европу, где последователи восточного дуалистического учения носили различные названия: патарены в Италии, катары в Германии и Италии, побликаны (т.е. павликиане) и альбигойцы во Франции и т. д.
Византийское правительство, однако, ошиблось в своих расчетах на роль поселенных на Балканском полуострове восточных сектантов.
Во-первых, оно не предполагало возможности быстрого и широкого распространения ереси, что на самом деле случилось.
Во-вторых, богомильство сделалось выразителем национальной славянской и политической оппозиции против тяжелого византийского управления в церковной и светской областях, особенно в пределах покоренной при Василии II Болгарии.
Поэтому вместо того, чтобы защищать византийские пределы от северных варваров, богомилы призывали печенегов для борьбы против Византии. К печенегам присоединились куманы (половцы).
Борьба с печенегами, несмотря на временные удачи, была очень тяжела для Византии.
В конце восьмидесятых годов Алексей Комнин потерпел у Дристра (Силистрии), на нижнем Дунае, страшное поражение и сам едва спасся от плена.
Только раздоры из-за дележа добычи, возникшие между печенегами и куманами, не позволили первым на этот раз вполне использовать свою победу.
После короткого отдыха, купленного у печенегов, Византия должна была пережить ужасное время 1090-1091 годов.
Вторгшиеся снова печенеги после упорной борьбы дошли до стен Константинополя.
Анна Комнина рассказывает, что в день празднования памяти мученика Феодора Тирона жители столицы, посещавшие обычно в громадном числе находившийся в предместье за городской стеной храм мученика, не могли сделать этого в 1091 году, так как нельзя было открыть городских ворот из-за стоявших под стенами печенегов.
Положение империи сделалось еще более критическим, когда с юга стал грозить столице турецкий пират Чаха, проведший молодые годы в Константинополе при дворе Никифора Вотаниата, пожалованный византийским чином и убежавший в Малую Азию при вступлении на престол Алексея Комнина.
Овладев Смирной и некоторыми другими городами западного побережья Малой Азии, и островами Эгейского моря при помощи созданного им флота, Чаха задумал нанести удар Константинополю с моря, отрезав таким образом для него пути к пропитанию.
Но желая, чтоб задуманный им удар был действительнее, он вступил в сношения с печенегами на севере и с малоазиатскими сельджуками на востоке.
Уверенный в успехе своего предприятия, Чаха уже заранее называл себя императором (василевсом), украшал себя знаками императорского достоинства и мечтал сделать Константинополь центром своего государства.
Не надо упускать из виду и того, что как печенеги, так и сельджуки были турками, пришедшие благодаря сношениям к сознанию своего родства.
В лице Чахи для Византии явился враг, который, по словам В. Г. Васильевского, “с предприимчивой смелостью варвара соединял тонкость византийского образования и отличное знание всех политических отношений тогдашней восточной Европы, который задумал сделаться душой общего турецкого движения, который хотел и мог дать бессмысленным печенежским блужданиям и разбоям разумную и определенную цель и общий план.”
Казалось, что на развалинах Восточной империи должно было основаться турецкое сельджуко-печенежское царство.
Византийская империя, по выражению того же В. Г. Васильевского, “тонула в турецком нападении.” Другой русский византинист, Ф. И. Успенский, так пишет о данном моменте: “Положение Алексея Комнина в зиму 10901091 года может быть сравнимо разве с последними годами империи, когда османские турки окружили Константинополь со всех сторон и отрезали его от внешних сношений.”
Алексей понимал весь ужас положения империи и, следуя обычной византийской дипломатической тактике настраивать одних варваров против других, обратился к половецким ханам, этим “союзникам отчаяния,” которых просил помочь ему против печенегов.
Хорошо известные русской летописи дикие и суровые половецкие ханы, Тугоркан и Боняк были приглашены в Константинополь, где встретили самый льстивый прием и получили роскошную трапезу.
Византийский император униженно просил о помощи варваров, державших себя с императором панибратски.
Дав Алексею слово, половцы сдержали его.
29 апреля 1091 года произошла кровопролитная битва, в которой вместе с половцами, вероятно, участвовали и русские. Печенеги были разгромлены и беспощадно истреблены.
Своим вмешательством в пользу Византии половцы оказали громадную услугу христианскому миру.
“Их предводители, по словам историка, Боняк и Тугоркан, должны быть по справедливости названы спасителями Византийской империи.”
Алексей с торжеством возвратился в столицу.
Лишь небольшая часть пленных печенегов не была перебита, и эти остатки столь страшной орды были поселены на восток от реки Вардара и вошли позднее в ряды византийской армии, где составляли особый род войска. Печенеги же, успевшие спастись от истребления за Балканы, были настолько ослаблены, что в течение тридцати лет не предпринимали ничего в Византии.
Страшный для Византии Чаха, не успевший своим флотом помочь печенегам, потерял часть завоеваний в столкновении с греческими морскими силами.
А затем император сумел возбудить против него никейского султана, который, пригласив Чаху на пир, собственноручно убил его, после чего вступил в мирное соглашение с Алексеем.
Так счастливо для Византии разрешилось критическое положение 1091 года, и следующий 1092 год протекал уже для империи в совершенно изменившейся обстановке.
В страшные дни 1091 года Алексей искал себе союзников не только в лице варварских половцев, но и среди людей Латинского запада.
Анна Комнина пишет:
“Он приложил все усилия, чтобы письмами вызвать отовсюду наемное войско.” То, что такие послания были отправлены на Запад, видно и из другого пассажа того же автора, которая пишет, что вскоре Алексей получил “наемное войско из Рима.” Исходя из этого некоторые, историки посчитали что это был по сути первый «Крестовый поход» в защиту христианской веры и ценностей христианской цивилизации…
В связи с изложенными событиями, историками разбирается обыкновенно известное в литературе послание Алексея Комнина к его старому знакомому, проезжавшему за несколько лет перед тем из Святой Земли через Константинополь, графу Роберту Фландрскому.
В этом послании император рисует отчаянное положение “святейшей империи греческих христиан, сильно утесняемой печенегами и турками,” говорит об убийствах и поруганиях христиан, детей, юношей, жен и дев, о том, что почти вся территория империи занята уже врагами; “остался почти лишь один Константинополь, который враги угрожают в ближайшем времени у нас отнять, если к нам не подоспеет быстрая помощь Божия и верных христиан латинских”; император “бегает перед лицом турок и печенегов” из одного города в другой и предпочитает отдать Константинополь в руки латинян, чем язычников.
Послание, для возбуждения ревности латинян, перечисляет длинный ряд святынь, хранившихся в столице, и напоминает о накопленных в ней бесчисленных богатствах и драгоценностях.
“Итак, спешите со всем народом вашим, напрягите все ваши силы на то, чтобы такие сокровища не попали в руки турок и печенегов…
Действуйте, пока имеете время, дабы христианское царство и, что еще важнее, Гроб Господень не были для вас потеряны и дабы вы могли получить не осуждение, но награду на небеси. Аминь!”
Российский историке В. Г. Васильевский, относивший это послание к 1091 году, писал:
“В 1091 году с берегов Босфора донесся до Западной Европы прямой вопль отчаяния, настоящий крик утопающего, который уже не может различать, дружеская или неприязненная рука протянется для его спасения. Византийский император не усомнился теперь раскрыть перед глазами посторонних всю ту бездну стыда, позора и унижения, в которую была низвергнута империя греческих христиан.”
Ну а теперь точно зная, когда и как «пацинаки»-«печенеги» закончили свой исторический путь «по завоеванию Мира» мы можем прейти к изучению вопроса о том куда же делись в истории, выжившие после 1091 г. представители этого народа?
Потомки «пацинаков»-«печенегов»
И тут оказалось, что не все печенеги погибли в 1091 году, часть из них по-прежнему проживала в причерноморских степях и граничила с Гардарикой (Киевской Русью» и в силу своей воинственности периодически совершали нападения и на ту же самую Гардарику…
Так в 1036 году князь Ярослав Мудрый нанёс поражение западному объединению печенегов. В конце XI века, под давлением половцев, они передвинулись на Балканский полуостров или в Большую Венгрию.
В соответствии с научной гипотезой, одна часть печенегов, что уцелели в битве при после Левуниона составила основу народностей гагаузов.
Справка: Гагаузы (гаг. Gagauzlar) — тюркский народ, исторически сформировавшийся на Балканском полуострове. Современная территория компактного проживания гагаузов сконцентрирована преимущественно в Бессарабии (юг Молдавии и Одесская область Украины). В небольшом числе проживают также в Болгарии, Греции, Румынии и других странах. Общая численность современных гагаузов — около 250 тысяч человек. Религия: — православие. В составе Молдавии существует автономное территориальное образование Гагаузия со столицей в городе Комрат.
О происхождении гагаузов существует множество различных гипотез:
Предками гагаузов являются тюркоязычные народы: огузы, печенеги, куманы;
В Турции распространена сельджукская теория: гагаузы являются потомками туроксельджуков, переселившихся в XIII веке в Добруджу и основавших там совместно с половцами огузскую державу
В Болгарии наиболее распространена гипотеза, согласно которой гагаузы — потомки отуреченных болгар
Гагаузы — потомки тюрков-булгар, переселившихся в VII веке с берегов Волги на Балканы и принявших в IX веке христианство. Современных лингвистических обоснований не имеет.
Наиболее вероятно, что в этногенезе гагаузского народа принимали участие все вышеназванные группы
Генетическое происхождение
Последнее исследование генетической составляющей, проводившееся с гагаузами из разных населенных пунктов, не внесло четкой ясности об их происхождении. Исследователи отметили, что генетически гагаузы крайне неоднородны. В одной выборке у гагаузов обнаружились балканские корни, в других тюркские (сельджукские).
Это заметно и во внешних, физических чертах гагаузов. Гагаузы принадлежат к YДНК гаплогруппам: I2 (23.6 %), R1a (19.1 %), G (13.5 %), R1b (12.4 %), E1b1b1a (11.1 %), J2 (5.6 %) и N (2.2 %).
Филогенетический анализ YДНК указывает на наибольшее родство гагаузов с македонцами, болгарами, сербами и другими балканскими народами.
Детальное исследование гаплотипов выявило некоторые связи гагаузских и турецких ветвей, что дает некоторое подтверждение сельджукской гипотезе.
Логично предположить, что объединяющими факторами становления гагаузов как народа были тюркский язык и христианская религия, которые и отличали их от остальных жителей Балкан. Авторы исследования также выдвигают гипотезу, что тюркский язык является заимствованием, а предки гагаузов — это коренные жители Балкан.
Данная гипотеза порождает много вопросов: если предположить, что гагаузский язык был заимствован, то не совсем понятно у кого. Ведь, несмотря на свою близость с турецким и южным диалектом крымскотатарского языка, гагаузский язык значительно отличается от них грамматически, лексически и семантически
Так, он обнаруживает в себе уникальные элементы других тюркских языков, с носителями которых гагаузы не могли непосредственно контактировать.
На примере азербайджанского языка — это более похожие формы глаголов в настоящем времени и полное отсутствие настоящего длительного времени, как в турецком языке (yor).
Также гагаузы, в отличие от турков, не используют звук «ğ» заменяя его звуком «g» или двойной гласной, что сближает гагаузский язык с тувинским.
Все это позволяет предположить, что предки гагаузов могли быть тюркскими кочевниками, которые прибыли на Балканы из северного Причерноморья приблизительно в X веке и растворились среди местного населения, чем и объяснена близость гагаузов с балканскими народами.
Гагаузский язык относится к огузской подгруппе юго-западной ветви тюркских языков. Гагаузский язык имеет два диалекта — чадырлунгскокомратский (центральный) и вулканештский (южный).
Были выявлены основные различия между центральным и южным диалектами. В области фонетики:
1. Степень употребляемости гласных переднего ряда ä и е.
В центральном диалекте гласный ä закономерно выступает в конечном открытом слоге имен и глагольных форм (например, gecä ‘ночь’) и в аффиксах под ударением после основ с гласными переднего ряда (köklär ‘корни’, evdän evä ‘из дома в дом’, gidän ‘уходящий’, gidärdi ‘он уходил’ и т. п.). В южном говоре гласному ä в указанных случаях соответствует гласный е (maale, gece, hergele / kökler, evden eve, giden, giderdi).
2. Варианты личных местоимений 1го и 2го лица единственного числа. Bän [b’an] // sän [s’an] в центральном диалекте и ben // sen в южном диалекте.
3. Употребление долгих гласных ää и её в конце слова. В комратскочадырском диалекте употребляется долгая гласная ää, например, gezmää ‘ходить’, gülmää ‘смеяться’, gözçääz ‘глазок’, köpää ‘собака’ (дат.п., вин.п. в результате выпадения согласного k между гласными), a в вулкэнештском диалекте в этой же позиции — долгая гласная её: gezmee, gülmee, gözçeez, köpee.
4. Степень влияния согласного у (йот) и аффрикаты с (дже) на предшествующие широкие гласные, а и е.
В комратском и чадырлунгском говорах гласные, а, е перед среднеязычным спирантом у (йот) и аффрикатой с (дже) сужаются и редуцируются, в вулкэнештском же диалекте это явление выражено очень слабо (Ср.: burdêim — burdayım ‘я здесь’, sobıêi — sobayı ‘печка’ (вин.п.), alıcek — alacak ‘он возьмет’, gidicek (gicek) — gidecek ‘он пойдет’ и т. п.
5. Выпадение конечного r в аффиксе множественного числа в южном говоре и его сохранение в центральном диалекте: Например, Kızla(r) topladıla(r) çiçek da ördüle(r) feneţ. ‘Девушки собрали цветы и сплели венок’.
6. Выпадение согласного h в начале слова.
Согласный h, звучащий в гагаузском языке как легкое придыхание, выпадает в вулкэнештском диалекте и сохраняется в комратскочадырском.
Например, (h)ava ‘погода’, (h)ayvan ‘животное’, (h)asta ‘больной’ и т. п.
В целом, при сравнении данных центрального и южного диалектов южный диалект представляется более архаичным и более устойчиво сохраняющим черты строя тюркских языков.
В советский период развивалась и гагаузская культура.
Был создан алфавит на основе кириллицы, издавались словари, школьные учебники, книги: «Легенданын изи» (След легенд, 1974), «Узун керван» (Длинный караван, 1985), «Жанавар йортулары» (Праздники волка, 1990) и многие другие.
До середины XX века гагаузский язык оставался бесписьменным. 30 июля 1957 года указом Президиума Верховного Совета Молдавской ССР была введена письменность для гагаузского языка на основе русской графики.
В настоящее время официально используется алфавит на основе латинской графики.
Краткая история гагаузов
В связи с тем, что на сегодняшний день не найдено исторических документов, датирующихся ранее XIX века, где бы упоминалось название гагаузского народа, история гагаузов до сих пор является предметом спора у историков. Ниже приведены основные предположения:
XIII век (1259—1320) — период христианизации предков гагаузов на Балканском полуострове, оказавшейся возможным главным образом в результате многолетней миссионерской деятельности легендарного Сары Салтыка, который в различных балканских легендах отождествляется с такими христианскими святыми, как святой Георгий, святой Илья, святитель Николай, святой Симеон, святой Наум или святитель Спиридон.
XIV век (1320—1347) — предки гагаузов находились в независимом болгарском Карвунском княжестве под предводительством тюркоязычного христианина кыпчакского происхождения Балык Бей. Карвунская земля (Karvunum Terra) находилась на северовостоке сегодняшней Болгарии с центром в городе Карвуна.
XIV век (1347—1400) — гагаузы в независимом болгарском Добруджанском княжестве под предводительством Добрича (сына Балыка), а после него c 1386 года Иванко (сын Добрича). Добруджа — ныне географическая область северовосточной Болгарии и юговосточной Румынии.
XIV—XIX век (1400—1812) — гагаузы внутри Османской империи, в той же Добрудже, территория которой в османских исторических документах упоминается под названием Уз Эйалети, что в переводе на русский значит «провинция народа уз».
По статистике численности населения внутри Османской Империи, датируемой 1597 годом, в г. Варна проживали:
тюрки христиане — 582 дома,
тюрки мусульмане — 410 домов,
греки — 120 домов,
копты — 31 дом.
Так как по данной статистике болгар среди народов, проживающих в Варне в 1597 году нет, следует вывод, что болгары начали заселять Варну относительно недавно.
Другой вывод — титульным народом города Варна являлись гагаузы, так как на балканском полуострове тюркоязычными христианами являются только гагаузы.
В конце XVIII и начале XIX века, в связи с ослабеванием Османской империи, территория Балканского полуострова фактически впала в анархию.
Этот период известен в истории Балкан как кырджалийство, по бандам Кырджалы, терроризировавшим народы балканского полуострова.
В связи с этим явлением, а также в связи с тем, что на Балканах уже много лет шла война между Российской и Османской империями, а Россия предлагала выгодные условия жизни в Бессарабии, часть крестьян, в том числе часть гагаузского населения, эмигрировали с территории Балканского полуострова на территорию Бессарабии.
Не мигрировавшая в Бессарабию основная часть гагаузов в дальнейшем была разделена в границах исторической Добруджи между Румынией и Болгарией и постепенно была ассимилирована в румын и болгар соответственно.
XIX—XX век (1812—1917) — эмигрировавшие гагаузы в Российской империи на территории Бессарабии.
XX век:
Январь 1906 г. — в Бессарабии провозглашена независимая Комратская республика, которая просуществовала 5 дней.
1918—1940 гг. — гагаузы оказались на территории Румынии вследствие объединения Бессарабии с Румынией.
1940—1941 гг. — СССР по пакту Риббентропа-Молотова отходит Бессарабия (вошла в Аккерманскую область, с 7 декабря 1940 года переименована в Измаильскую область) с частью компактно поживающего гагаузского населения.
В августе 1940 года из Молдавской АССР формируется Молдавская Советская Социалистическая Республика (МССР). Большая часть гагаузов находилось на её территории
1941—1944 гг. — период Второй мировой войны. Территория Бессарабии входила в состав Румынии.
1944 г. — 1990 г. — гагаузы в МССР.
19.08.1990 г. — 23.12.1994 г. — период непризнанной Республики Гагаузия.
с 23.12.1994 г. — по настоящее время большинство гагаузов проживает на территории Автономного территориального образования Гагаузия внутри Молдовы.
Меньшая часть гагаузов до сих пор проживает на территории современной Болгарии в районе Южной Добруджи, но молодое поколение разговаривает преимущественно на болгарском языке.
Гагаузы в XIX—XX вв.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX — начале XX веков, называет гагаузов отуреченными болгарами и отмечает, что «они православные, но в дни храмовых праздников совершают курбаны — род языческих жертвоприношений».
Описывая же этнический состав населения болгарского города Варны, ЭСБЭ сообщает:
Варна принадлежит к числу приморских городов Болгарии, в которых живёт много греков; последние составляют более ⅓ всего числа жителей города, причём к ним причисляют себя и так называемые гагаузы — потомки, как полагают, древних куманов, исповедующие православие, но говорящие на турецком языке
После поражения Османской империи в войне с Россией 1877—1878 годов Болгария получила право административной автономии в составе Османской империи.
Статистика населения гагаузов в г. Варна и её окрестностях до 1878 года:
В 1871 г. в болгарской газете «Отечество» (№ 85) Градешлиев пишет, что большая часть населения Варны составляют гагаузы.
В 1876 г. Иречек пишет, что по всему району, прилегающему к Варне, количество дееспособных мужчин, платящих налоги 21 359 человек, и большинство из них гагаузы.
Статистика населения гагаузов в Варне после 1878 года (статистика Градешлиева):
1880 г. — 12 000 чел.
1905 г. — 10 175 чел.
1910 г. — 9329 чел.
1920 г. — 3669 чел.
По переписи 1897 года в Бессарабской губернии гагаузы составляли 2,9 % населения.
В 1990 году в местах компактного проживания гагаузов на территории Бессарабии была провозглашена Республика Гагаузия, которая спустя четыре года мирно реинтегрировалась. 23 декабря 1994 года в составе Молдавии была образована автономия — Автономнотерриториальное образование Гагаузия.
Другая часть уцелевших печенегов влилась в объединение юрматы, которых в Российской империи назвали БАШКИРАМИ!
Справка: Юрматы́ (башк. Юрматы) — башкирский клан.
Родовой состав
ЮРМАТЫ (родовые подразделения: айбаш, аю, аюсы, бикей, биккинин, бишуйле, азнабай, бускун, бурзян, бэпкэ, илсегул, ирале, исянбирде, юмак, кэзэ, казаккул, калмак, карабильгау, кара, карга, кашкаймак, кудаш, кузгун, култай, кусяпэй, кудей, куян, кэсим, майрык, мустафа, муллакай, муса, салдый, серек, сибек, сувашай, сэтэй, табын, таз, турна, тубай, тызым, уракай, узбек, шалавар, шурале, шымтыр, юлдаш, юлый, юрматы, якшембэт)
КАРМЫШ (МАКАР) (родовые подразделения: аиткул, аккубяк, абыз, бикзян, ибрай, кудаш, кусяр, каратуяк, кабырга, калмак, килмыш, мокша, саде, саз, сиксянтояк, тунгатар, саркай, этэмэс)
МИШАРЮРМАТЫ (родовые подразделения: магар, сункэ, бакай)
НОГАЙЮРМАТЫ (родовые подразделения: арлар, юаннар, йэйен, мугаш)
ТАЛЬТИМ (родовые подразделения: азнай, аит, аю, башкир, бишкадак, бурзян, габзалил, даут, ильсектимер, ишмурат, елембет, кайнау, калмак, каныкай, кара, кармыш, касым, кузгун, кызылбаш, кырау, минзеля, мышы, уметбай, усен, саран, турдакын, хусаин, халабаш, шакир, шэкэр, айткул, юлдашбай, юрматы, ярылкап, яугильде)
ТАТИГАС (родовые подразделения: айтуган, алатубэ, калмак, кортлас, мерэтэк, сурэ, сэлеш, сэтэй, табылды, тейелдэк
Оран (боевой клич): аҡтайлаҡ (священный медвежонок). Священное дерево: өйәңке (ветла). Священная птица: әтәлге (самка кречета).
Вероятно, юрматы — потомки ассимилированных тюрками древних сарматов пережившие этап этнического взаимодействия и смешения с уграми и переселившиеся вместе с булгарами из Приазовья на Волгу.
Юрматынцы принадлежат к раннему (булгароугорскому) этническому слою башкирского народа, образовавшемуся на базе смешения тюркского и угорского (древнемадьярского) населения на территории формирующейся Волжской Булгарии и сопредельных областей.
В XIII—XIV веках юрматынцы кочевали в междуречье Зая и Шешмы, а в конце XIV века переправились на правобережье Камы. В XV веке подчинялись Ногайской орде. Предводитель юрматынцев Бурнакбий выступил против их ухода юрматынцев вместе с ногайцами на реку Кубань
Но всё же часть племени, под давлением ногайцев, была вынуждена переселится вместе с ними
В XIII—XIV веках территория расселения племени располагалась по рекам Степной Зай и Шешма. В XV веке большая часть юрматынцев мигрировала на юговосток, где расселились по землям в бассейне реки Белая (Агидель): в долинах рек Ашкадар, Зиган, Куганак, Селеук, Стерля, Сухайля, Тайрук, на правобережье реки Нугуш и на левобережье реки Уршак.
В XVII веке часть племени юрматы переселилась в верховья рек Малый Уран и Ток.
После присоединения Башкортостана к Русскому государству вотчинные земли племени составили Юрматынскую волость Ногайской дороги.
К XVIII веку земли юрматынцев граничали с территориями расселения таких башкирских племён как бурзян, кыпсак и тамьян. По сведениям П. И. Рычкова, в середине XVIII века в Юрматынской волости насчитывался 521 двор.
В конце XVIII—XIX вв. территория расселения юрматынцев в административном отношении входила в состав Оренбургского и Стерлитамакского уездов, а в период кантонной системы управления — в 7‑й и 9‑й башкирские кантоны.
Ныне территория расселения племени юрматы входит в Гафурийский, Ишимбайский, Мелеузовский, Стерлибашевский, Стерлитамакский и Фёдоровский районы Башкортостана, Беляевский, Красногвардейский и Новосергиевский районы Оренбургской области, Перелюбский район Саратовской области.
Письменная история юрматов содержится в спец. книгах называемых:»Шежере» Первоначальный вариант шежере на тюрки был записан во второй половине XVI века под диктовку предводителя юрматынцев Татигас‑бия муллой Бакием, после смерти бия рукопись передана на хранение Азнай‑бию, Кармышу и Илсектимеру (Илчикей Тимеру).
Шежере повествует о событиях, которые в той или иной степени имели отношение ко всей территории Южного Башкортостана, а также содержит сведения по социальной структуре, этнической истории, внутренней организации племени юрматы.
Сохранились два списка XIX — нач. XX вв.: один был опубликован в журнале «Башкорт аймагы» в 1927 году С. Г. Мрясовым; второй вариант включён в сборник Р. Г. Кузеева «Башкирские шежере» (1960). Рукопись последней хранится в Научном архиве УНЦ РАН.
Под названием КуртГуармат часть юрматинцев вошла в состав венгерского народа, о чём писал Константин VII Багрянородный в «Об управлении империей».
См. подробнее Великая Венгрия. Р. Г. Кузеев, указавший на этот факт, также отмечает связь с булгарским племенем «ерми»
И кстати у современных нам киргизов есть крупный род Бечен (Бичине), ведущий свою родословную от печенегов.
Археология ПАЦИНАКСКОГО (ПЕЧЕНЕЖСКОГО) народа
Захоронения печенегов представляют собой невысокие курганы.
Голова покойника ориентирована на запад.
В могилах находят останки головы и ног лошади, а также стремена, сабли (палаш), наконечники стрел, подвески в виде птичек, серебряные бляхи для упряжи, византийские золотые монеты (хутор Гаевка Волоконовский район Белгородская область.
Имеются печенежские захоронения в Молдавии (на месте Кишинёва и на территории Волгоградской области
Известные ПАЦИНАКСКИЕ ханы
Правители фем (областей расселения) по трактату Константина Багрянородного, составленного между 948 и 952 годами:
Прочие пацинакские ханы:
Так же в современной нам России в тех местах где ранее проживали печенеги сохранились топоминмы печенежского народа.
К примеру, так называемые «Жигулёвские горы» (Самарская область) такими изначально не назывались, ибо в древних исторических хрониках они проходят как «Печенежские горами»….
Ну а теперь мы переходим собственно к вопросу о том «как эти самые «пацинаки»-«печенеги» «терзали «Матушку Русь» т.е. мы переходим к вопросу о так называемых «древнерусско-печенежских войнах»
Древнерусско-печенежские войны — череда военных конфликтов на протяжении чуть больше века, носивших характер так называемой «малой войны»
Боевые действия заканчивались, как правило, молниеносным набегом печенегов на древнерусские селения или города и столь же быстрым уходом.
Основной целью печенежских набегов был захват добычи (невольники, скот, имущество), и поэтому печенежская орда не угрожала независимости Руси, но несмотря на это, она наносила огромный вред сельскому хозяйству, людским и материальным ресурсам Руси.
В то же время печенеги использовались русскими князьями в качестве наёмной силы в войнах как против внешних врагов, так и во внутренней (междоусобной) войне.
Ну а теперь немного более подробно вникнем в тему «древнерусско-печенежских войн.
Появление печенегов у южных рубежей восточнославянских племён совпало со временем формирования на землях последних единого Древнерусского государства.
Русские князья осуществляли походы на разрозненные славянские племена, объединяя их под единой централизованной властью с центром в Киеве.
Во то же время Русь вела войны с другими государствами и племенными объединениями, такими как Византия, Хазария, Болгарское царство, Польша и др., а также периодически находилась и в междоусобной войне.
Хронология войн с «пацинакми» поделенная на периоды правления русских князей)
Итак, мы на вышеприведенных картах видим, что видим, что «Печенежская орда» «Печенежское ханство» граничила с Русью, Византией, Болгарским царством. Эти государства стали систематически подвергаться печенежским набегам.
Уже выше упоминавшийся Охридский архиепископ Феофилакт так характеризовал печенегов и их набеги:
«Их набег — удар молнии, их отступление тяжело и легко в одно и то же время: тяжело от множества добычи, легко — от быстроты бегства.
Нападая, они всегда предупреждают молву, а отступая, не дают преследующим возможности о них услышать. А главное — они опустошают чужую страну, а своей не имеют…
Жизнь мирная — для них несчастье, верх благополучия — когда они имеют удобный случай для войны или, когда насмехаются над мирным договором.
Самое худшее то, что они своим множеством превосходят весенних пчёл, и никто ещё не знал, сколькими тысячами или десятками тысяч они считаются: число их бесчисленно.
— Из обращения Феофилакта императору Алексею Комнину, но это все Византия, а что же было у печенегов с правителями Гардарики позже выведенной в трудах советских историков под именем «Киевская Русь»?
А тут имеется вот такая историческая хронология:
1.Аскольд и Дир
Первое упоминание о столкновении Руси с печенегами содержится в Никоновской летописи в 875 (6375) году, когда киевские князья Аскольд и Дир, после неудачного похода на Византию, нанесли поражение появившимся в Приднепровье печенегам, ― «Того же лета избиша множество печенег Осколд и Дир»
Ряд исследователей ставит под сомнение сообщение летописца относительно печенегов, так как они в 894 году только переправились через Волгу и до 894 года на Дону воевали с уграми.
Предполагают, что первоначально в нём фигурировали хазары, венгры или булгары, которые позднее были заменены на этноним «печенеги»
Однако, по мнению В. А. Волкова, на Руси хорошо различали своих степных кочевых врагов, и вполне возможно, что часть печенежских сил могла появиться у киевских рубежей и в 875 году
2.Игорь
Под 915 (6423) годом во время княжения Игоря Рюриковича летописью упоминается первое вторжение печенегов на Русь, ― «Приидоша первое печенеги на Рускую землю».
Появлению печенегов в русских пределах способствовала византийская дипломатия. Однако военного столкновения не произошло. По сообщению той же летописи, ― печенеги «…створиша мир с Игорем, идоша к Дунаю».
Существует также предположение, что печенеги, будучи втянутыми в то время в конфликт Византии с Болгарским царством на стороне первой, пытались предупредить участие в нём Руси.
Мир, впрочем, продлился недолго и уже в 920 (6428) году князь Игорь, по сообщению летописи, ― «…воеваше на печенегы».
Осталось неизвестным, — кто был инициатором конфликта.
Вполне возможно, что это была ответная реакция князя Игоря на некий печенежский набег.
Во время 2-го похода 943―944 годов Игоря на Византию, который представлял собой реванш за поражение в 1м походе, он нанял печенегов, предварительно взяв у них заложников, и после заключения в 944 году мирного договора с Византией, князь «повелел печенегам воевати Болгарскую землю», являвшейся на тот момент союзницей Византии[.
С последнего похода Игоря на печенегов в 920 году летописи долгое время ничего не упоминали о набегах печенегов на Русь или о каких-либо столкновениях с ними.
Основываясь на этом, ряд позднейших исследователей полагали, что до 968 года печенеги не беспокоили Русские земли, однако, как отмечает В. В. Каргалов их набеги на русское пограничье были уже обычным делом, и не имели такой значимости, чтобы вносить их на страницы летописей
Так византийский император Константин VII Багрянородныйв своём трактате «Об управлении империей» сообщал, что когда печенеги не имеют с русами мира, то они «частенько грабят Ро́сию, наносят ей значительный вред и причиняют ущерб».
Также он сообщал, что у Днепровских порогов печенеги систематически нападают на судовые торговые караваны русов, которые изза этого вынуждены были постоянно нести бдительную охрану.
3.Святослав
В начале княжения Святослава Игоревича, военных (по крайней мере крупных) столкновений с печенегами не происходило. Напротив, арабский автор Ибн Хаукаль даже называет их союзниками Руси: «они — шип русийев и их сила».
Известно, что в 965 (6473) году одновременно с походом Святослава на Хазарию на хазар напали и некие тюркские кочевники. Возможно, это были именно печенеги.
Однако в 968 (6476) году во время похода Святослава в Болгарское царство печенеги внезапно осадили Киев.
Находясь в плотном кольце и изнемогавшие от голода и жажды, киевляне были отрезаны от путей сообщения. В городе также находились мать Святослава Ольга и его сыновья Ярополк, Олег и Владимир.
На противоположном берегу Днепра в это время стоял небольшой русский отряд под руководством воеводы Претича. На собранном в городе вече горожане принялись искать того, кто сможет перебраться на тот берег и передать воеводе:
«Если не подступите утром к городу, ― сдадимся печенегам».
На выполнение этого задания вызвался некий отрок, знавший печенежский язык
Незаметно выйдя из города, он с уздечкой в руке прошёл через печенежские заслоны и, дойдя до реки, сбросил с себя одежду и прыгнул в воду. Печенеги безуспешно принялись стрелять в лазутчика с луков.
Происходящее увидели с другого берега, и тут же на ладье поплыли к нему на встречу и, подобрав, доставили его к Претичу, который выслушал обращение горожан.
После этого воевода решил любой ценой пробиться к городу и освободить княгиню и княжичей, объявив дружинникам, что «Если же не сделаем этого, то погубит нас Святослав».
Ближе к рассвету следующего дня отряд Претича, погрузившись в ладьи, громко озвучил своё движение множеством боевых труб.
В самом городе киевляне принялись кричать. Печенеги, посчитав, что это идёт Святослав, обратились в беспорядочное бегство, но позже вновь собрались и расположились у реки Лыбедь.
В тот же день печенежский хан лично отправился парламентёром к Претичу уточнить не он ли князь. Претич ответил, что он воевода, и пришёл с передовым отрядом, а за ним идёт сам князь Святослав с главными силами.
Хан же предложил: «Будь мне другом», после чего он подарил Претичу коня, саблю и стрелы. Последний в свою очередь подарил хану кольчугу, щит и меч.
В то же время княгиня Ольга снарядила к Святославу гонцов с письмом следующего содержания:
«Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, а нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих. Если не придёшь и не защитишь нас, то возьмуттаки нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, старой матери, детей своих?»
— Ипатьевская летопись
Святослав находился в то время в Переяславце.
Получив данное письмо, он с войском тут же направился в Киев, и в кратчайшие сроки прибыл в столицу.
Оттуда он сразу же устремился на печенегов и, нанеся им поражение, отогнал их в глубь степей.
В 970 (6478) году во время Русско-византийской войны печенеги и угры выступили союзниками Руси, но в отличие от «порабощённых»болгар, оба первых действовали самостоятельно.
В битве под Аркадиополем печенеги, составлявшие один из флангов русского войска, были заманены византийцами в засаду и там разгромлены
После ряда сражений под Доростолом в апреле—июле 971 (6479) года между русским и византийским войсками, 23 июля был заключён русско-византийский мирный договор.
Сразу после этого византийский император Иоанн Цимисхий отправил к печенегам с «дорогими подарками» видного дипломата ― епископа Феофила Евхаитского.
По сообщению хрониста Скилицы, Феофил от имени императора предлагал им «стать его друзьями и союзниками», а также просил хана Курю не препятствовать возвращению русов на родину, но последний, якобы, отклонил просьбу относительно русов (ещё за день до мирного договора Святослав, обращаясь к своей дружине, упомянул, ― «… а печенеги с нами ратны [в войне]»).
Ряд исследователей полагают, что миссия Феофила заключалась именно в том, чтобы навести печенегов на Святослава.
В то же время русские летописи сообщают, что переяславцы (болгары) послали печенегам известие:
«Вот идёт мимо вас на Русь Святослав с небольшой дружиной, забрав у греков много богатства и пленных без числа. — Ипатьевская летопись.
Заключив договор с Цимисхием, Святослав водным путём отправился на родину. Устье Днепра было уже занято печенегами и опытный воевода Свенельд советовал Святославу двигаться дальше сухим путём, однако последний, вероятно изза большого количества раненных и больных, предпочёл перезимовать в Белобережье, а Свенельда с частью дружины отправил тем путём для сбора рати, с которой он должен был вернуться.
Зимовка в Белобережье была крайне тяжёлой «и был у них великий голод», а помощь так и не прибывала. Тогда, не дожидаясь последней, Святослав с наступлением весны 972 (6480) года продолжил своё движение по речному пути.
У Днепровских порогов продолжали стоять большие полчища печенегов, ожидавшие возвращения русов, которые при переходе через те пороги были окружены и полностью уничтожены.
Русы погибли все до единого, включая князя Святослава. Из его черепа хан Куря велел сделать чашу для питья, оковав её золотом
4.Ярополк
После гибели Святослава Киевский стол занял его старший сын Ярополк (на момент во княжения ему было не более 11 лет, а его регентом стал Свенельд[
Тогда же участились и набеги печенегов на Русь.
В 978 (6486) году Ярополк нанёс печенегам крупное поражение и даже обложил их данью, ― «Победил Ярополк печенегов, и возложил на них дань».
В следующем 979 (6487) году один из печенежских ханов по имени ― Илдей перешёл на службу к князю «… и бил челом Ярополку в службу; Ярополк же принял его и дал ему грады и волости»].
В то же время на Руси началась первая междоусобица. Свенельд убедил Ярополка идти на его брата Олега (князя древлянского), который до этого убил сына Свенельда ― Люта.
В 977 (6485) году во время штурма Ярополком Овруча, Олег погиб. Владимир, опасаясь той же участи, бежал к норвежскому правителю Хакону «Могучему».
Ярополк тут же занял Новгород, но в 980 (6488) году Владимир вернулся с норманнским войском и, собрав так же большую рать в северных землях Руси, двинулся на Киев.
Когда Владимир предложил Ярополку выйти на переговоры, один из отроков последнего ― Варяжко, советовал своему князю:
Не ходи князь, убьют тебя, беги лучше к печенегам и приведи от них войско.
— Ипатьевская летопись [44]
Однако Ярополк отклонил данное предложение и, выйдя к Владимиру на переговоры, был убит его людьми.
5.Владимир I Святославович (Владимир Святой)
С во княжение в Киеве Владимира набеги печенегов на Русь приобрели новую силу.
Варяжко, который бежал к печенегам сразу после гибели Ярополка, принялся мстить за своего князя, участвуя с ними в их набегах ― «… и долго воевал с печенегами против Владимира».
Последний, не в силах справиться с энергичным Варяжко, с трудом уговорил его перейти на свою сторону, дав клятвенное обещание ― не причинять никакого вреда
К 988 (6496) году летописи относят начало строительства вдоль степной границы для защиты от частых печенежских набегов оборонительных линий или так называемых ― Змиевых валов.
Построенные города, исполнявшие функцию застав, соединялись между собой валами, на которых на определённой дистанции устанавливались сигнальные вышки.
Данная сеть укреплений создавала ряд проблем для печенегов, в частности лишая их набеги фактора внезапности.
Дозорные вели круглосуточное наблюдение. Кроме того, на значительном расстоянии от застав в сторону «Дикого поля» конные разъезды патрулировали подступы к русским рубежам.
В случае появления печенежских скоплений, те разъезды спешили известить гарнизоны, которые в свою очередь зажигали сигнальные огни.
И стал ставить города по Десне, и по Остру, и по Трубежу, и по Суле, и по Стугне. И стал набирать мужей лучших от славян, и от кривичей, и от чуди, и от вятичей, и ими населил города, так как была война с печенегами. И воевал с ними, и побеждал их. — Ипатьевской летопись
В другие города посылались гонцы, а гарнизоны тем временем держали оборону до подхода помощи.
Буферная зона была расширена в сторону степи вдвое, — от одного до двух дней пути.
В данных условиях исключался молниеносный набег отдельных печенежских отрядов на незащищённые сёла.
Для успешного вторжения в русские пределы печенегам теперь нужно было предпринимать только масштабные походы объединёнными силами.
988 год также знаменателен крещением Руси.
По всей видимости военные успехи Владимира как в оборонительных, так и активных действиях, ― явились следствием новых взаимоотношений между ним и некоторыми печенежскими ханами.
Так по сообщению Никоновской летописи в том же году к нему пришёл хан Метигай и принял крещение, а в 991 (6499) году крестился хан Кучюг, при этом поступив на службу к Великому князю, ― «… и служил Владимиру от чистого сердца»
В дальнейшем, согласно Никоновской летописи, ― бывший печенежский хан Кучюг неоднократно отличался в боях с печенегами.
В 990(6498) году, согласно Никоновской летописи, печенеги в большом количестве вторглись в русские пределы и «и много зла сотворили», но были наголову разбиты собранным Владимиром большим войском. По сообщению той же летописи, ― мало кому из них удалось бежать.
В 992 (6500) году состоялся крупный поход печенегов на Русь. Их объединённые силы выступили со стороны реки Сулы. Владимир успел собрать необходимые для отражения противника силы и встретил его у брода на реке Трубеже.
Оба войска выстроились друг против друга по противоположным берегам реки, не предпринимая никаких активных действий. Далее летопись приводит рассказ о поединке печенежского богатыря с русским, Яном.
Летописцы утверждают, что мол русские, вдохновлённые победой своего бойца, с боевыми кличами бросились на печенегов, которые, не выдержав атаки, были обращены в беспорядочное бегство.
В 996 (6504) году печенеги вновь вторглись с русские переделы и подошли к реке Стугне.
На этот раз Владимир не успел собрать достаточно сил и, выйдя им на встречу «с малою дружиною»[, в битве под Василёвом потерпел поражени.
Русские, не успев принять боевой порядок, обратились в бегство.
Сам Владимир едва избежал гибели, укрывшись под мостом, а после затворился в Василёве.
Стугненский рубеж находился в дневном переходе (30—35 км) от Киева и, следовательно, столица находилась под угрозой.
Однако «змиевые валы» и укреплённые пункты Среднего Поднепровья явились причиной того, что печенегам так и не удалось дойти до Киева.
Гарнизоны не сдавались, а печенеги, главной целью которых являлась нажива, не тратили время на осады и, тем более, не пытались взять те укрепления штурмом, в результате чего последние оставались у них в тылу, проводя со своей стороны активные действия. Однако несмотря на это, большое количество сёл в тот год всё-таки было печенегами разорено
Поражение Владимира под Василёвом вдохновило печенегов, и с того времени по словам летописца ― «шла беспрерывная великая война».
Не имея достаточных сил для противодействия печенежским набегам, Владимир в 997 (6505) году отправился в Новгород для сбора рати.
Тем временем печенеги, узнав, что Владимир отбыл на север, в том же году осадили Белгород.
Город был взят в плотное кольцо, а сама осада затянулась. Печенеги рассчитывали взять город измором.
В нём действительно начался голод, и горожане, согласно летописи, на собранном вече постановили:
Вот уже скоро умрём от голода, а помощи нет от князя. Разве лучше нам так умереть? Сдадимся печенегам кого оставят в живых, а кого умертвят; всё равно помираем от голода. — Ипатьевская летопись
Существует предание, согласно которому, ― белгородцы по совету некоего старца, предложившего повременить со сдачей города, вырыли два колодца и установили там кадки, заполнив одну ― болтушкой (из собранных со всего города остатков овса, пшеницы или отрубей), а другую ― медовой сытой.
После этого жители пригласили печенегов для переговоров. Белгородцы показали им колодцы и угостили их содержимым, поведав, что здесь сама земля истощает пищу, а потому, осада может длиться вечно и голодная смерть горожанам не угрожает.
Печенеги посчитали бессмысленным продолжать осаду и отступили от Белгорода.
В 1000 (6508) году, когда Владимир находился в походе на Болгарское царство (а 6 тыс. русов участвовали в византийском походе в Армению), некий Володарь (называемый В. Н. Татищевым ― изменником, забывшим «благодеяние господина своего») со своим братом навёл печенегов на Киев.
Последние «во многом числе» обложили город, в котором среди жителей поднялось большое смятение. Однако находившаяся в нём дружина под руководством воеводы Александра Поповича произвела ночную вылазку, истребив большое количество осаждавших, после чего печенеги бежали.
В следующем 1001 (6509) году уже против печенегов состоялся поход русских войск под руководством Александра Поповича и Яна Усмошвеца.
В ходе данной экспедиции русские «избили множество печенегов», а также взяли в плен их хана Родмана и трёх его сыновей, которых привели к Владимиру в Киев.
В 1004 (6512) году печенеги вновь осадили Белгород, однако, при подходе к городу крупных русских сил во главе с Александром Поповичем и Яном Усмошвецом, печенеги бежали обратно в степь.
Тут я прерву повествование, но только для того, чтобы разоблачить это ложный исторический миф о битве А. Поповича и Я.Усмошвеца с печенегами!
Я ранее в свои исторические изыскания специально изучил и проанализировал биографии всех известных древнерусских и русских богатырей и по итогам изучения написал и издал отдельную книгу в двух томах под названием «Былинные богатыри. Мифы и правда».
И вот что мне удалось тогда выяснить о сражении А. Поповича и Ян Усмошвеца с печенегами.
«Ян Усмошвец (Усмович, Усмарь, от слова сумей — «кожа») — легендарный летописный богатырь.
И при попытке выяснить, что же на сам деле был этот Ян Усмошвец любой исследователь называется на старую перепечатку их еще дореволюционной энциклопедии БиЭ. https://ru.wikisource.org/wiki/ЭСБЕ/Ян_Усмошвец суть которой современным языком можно передать следующим образом:
«Упоминается в летописях под 992, 1001 и 1004 гг, всегда в роли победителя печенегов, в двух последних случаях вместе с богатырём Алексеем Поповичем.
Наиболее подробен следующий легендарный рассказ.
В 992 году печенеги пришли из-за Сулы на берега Трубежа и стали вызывать на единоборство с их богатырём.
Охотников не находилось, и великий князь Владимир начал тужить.
Тут подошёл старик и сказал, что оставшийся дома меньшой его сын (из пяти) в гневе разрывает кожу.
Силач был вызван; для пробы силы он схватил бежавшего мимо быка и вырвал кожу с мясом, сколько мог захватить рукою.
Печенежский силач был им побеждён, и печенеги бежали.
Князь Владимир заложил на месте поединка город, дав ему название Переяслав, якобы потому, что здесь русский богатырь «перенял» славу печенежского.
Однако город Переславль упоминался ещё в договоре 907 года Олега с греками.
Позднейшая сходная украинская сказка о Никите (Кирилле) Кожемяке напечатана во 2-м томе «Записок о Южной Руси» Кулиша.
Здесь богатырь — старик, мнёт и рвёт в гневе кожи, убивает змея и освобождает похищенную змеем царевну.
Летописный Ян Усмошвец и украинский Кирилл Кожемяка, по-видимому, два далеко разошедшиеся варианта одного и того же сказочного мотива об освобождении царевны от похитившего её змея.
Есть и литературная обработка этой легенды о Яне Усмошвеце: http://rulibs.com/ru_zar/child_education/emets/0/j19.html
ЯН УСМОШВЕЦ
«Многие ратные походы совершил князь Владимир против печенегов. Внезапно налетая конными отрядами, то и дело тревожили печенеги Русь, грабили, сжигали города, захватывали большие полоны. Великие беды терпела наша земля от таких воинственных соседей.
В 992 году двинулись печенеги на Киев от Сулы-реки. Быстро скакали печенеги: надеялись врасплох напасть на город, сонной переколоть дружину и столь же стремительно, с богатой добычей отхлынуть в степи, пока не собралось русское ополчение.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Печенегия предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других