«17 мгновений…». Работа над ошибками

Владимир Назаров

Смею утверждать: у россиян два самых любимых сериала: «Место встречи изменить нельзя» и «Семнадцать мгновений весны».К сожалению, «Мгновения…» изобилуют фактографическими ошибками. В каждой серии есть киноляп. И не один. То Эдит Пиаф поёт песню, сочинённую в 1956 году, то на зарубежном пассажирском вагоне написано кириллицей «ТАРА 58 Т». Автор провёл работу над ошибками сериала.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «17 мгновений…». Работа над ошибками предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

3. Таланты полковника Исаева

Порисуем

Татьяне Моисеевне палец в рот было помещать весьма опасно. Стоило в романе промелькнуть мысли в голове Штирлица: «Впрочем, не такие уж они бараны, как их рисуют Кукрыниксы и Ефимов»…

«Бараны» — это Гиммлер, Гебельс, Геринг и Борман…

Итак, стоило русскому разведчику вспомнить знаменитых авторов карикатур в советских газетах, как режиссёресса вкладывает в его руку карандаш, и советский шпион, на том же уровне, что и известные на всю страну карикатуристы, набрасывает шаржи на четырёх главарей третьего рейха.

Снова тени Ильфа и Петрова

Художник Феофан Мухин творил портреты знатных сограждан из овса.

«С течением времени Мухин стал употреблять также и другие злаки.

Имели громовой успех портреты из проса, пшеницы и мака, смелые наброски кукурузой и ядрицей, пейзажи из риса и натюрморты из пшена».

И. Ильф, Е. Петров, «Золотой телёнок», глава VIII.

Штирлиц в трудные моменты своей жизни занимался выкладыванием картинок из спичек.

Иногда это был волк, иногда — ёжик. Вершиной спичечного творчества стал портрет льва, сработанный Штирлицем в тюремной камере для пыток.

Исходя из последнего творения, мы можем сделать вывод: Штирлиц был запасливым человеком.

На рисунок ушло почти два коробка спичек…

Зачем-то советский разведчик повсюду таскал с собой полных, или почти полных, два коробка спичек…

Откуда взялся чемпион

Мутное чемпионство

И в романе, и в фильме мы получаем короткую, но достаточно ёмкую характеристику Штирлица:

(Из партийной характеристики члена НСДАП с 1933 года фон Штирлица, штандартенфюрера СС (VI отдел РСХА): «Истинный ариец. Характер — нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Безукоризненно выполняет служебный долг. Беспощаден к врагам рейха. Отличный спортсмен: чемпион Берлина по теннису. Холост; в связях, порочащих его, замечен не был. Отмечен наградами фюрера и благодарностями рейхсфюрера СС…»)

Самая известная часть партийной характеристики Штирлица — чемпион Берлина по теннису.

Какую роль играет теннисное чемпионство в развитии сюжета — не понятно. С теннисной ракеткой появляется, на несколько экранных секунд кинохроники, Геринг (2-я серия). И только.

Ладно бы, Штирлиц разыграл с «боровом» пару-тройку очков. На наших глазах. Но — нет, ничего подобного.

Тогда — откуда взялся теннис? И зачем?

А вот откуда. И вот зачем…

Буржуазный спорт

В списке «200 фильмов СССР» за номером 110 значится картина под названием «Мёртвый сезон» (Ленфильм, 1968, реж. С. Кулиш.)

Это — предтеча нашего сериала.

Вышел на экраны кинотеатров Советского Союза в конце 1968 года.

В разгар работы Ю. Семёнова над «мгновениями».

Разумеется, Юлиан Семёнович его посмотрел.

И подметил интересную деталь у главного героя, советского разведчика Ладейникова (арт. Д. Банионис). В самом начале фильма главный герой идёт по вечернему зарубежному городу (город, разумеется, весь в огнях) с большой спортивной сумкой, из которой торчит ручка ракетки для тенниса.

Теннис — непременный атрибут буржуазной жизни.

По тем временам.

В «Мёртвом сезоне» даже есть свой «профессор плейшнер»: по фильму — актёр и бывший узник концлагеря Савушкин (арт. Р. Быков).

Очевидно, ЮСС решил: «А почему бы и мне не сделать главного героя причастным к буржуазному виду спорта? Пусть будет чемпионом Берлина…»

Читатель, конечно, спросит: «А почему — только чемпионом Берлина, а не всей Германии?»

Да будет с него.

Хватит и Берлина.

Некогда ему по рейху бегать в поисках сомнительного спортивного счастья.

Да и года…

А вот чемпионскую ракеточку мы у него в доме повесим.

Привет из Ленинграда

Судя по кадрам «Семнадцати мгновений…», офицер СС выиграл чемпионат Берлина по теннису, в годы правления фашистов, ракеткой, которая была выпущена на Ленинградской фабрике спортивного инвентаря.

И название фабрики подходящее — «Динамо».

Могу с уверенностью подтвердить факт происхождения ракетки из дома Штирлица.

Именно такой ракеткой автор этих строк играл, на советских (асфальтовых) кортах на протяжении двух лет в середине 80-х годов прошлого века.

Да! Фабрика была открыта в 1962 году…

Отличительная особенность сериала про полковника Исаева — переносить предметы из будущего в прошлое и из одной реальности в другую.

Посмотрим, что происходило со знаменитым «чемоданом Эрвина».

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «17 мгновений…». Работа над ошибками предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я