Смею утверждать: у россиян два самых любимых сериала: «Место встречи изменить нельзя» и «Семнадцать мгновений весны».К сожалению, «Мгновения…» изобилуют фактографическими ошибками. В каждой серии есть киноляп. И не один. То Эдит Пиаф поёт песню, сочинённую в 1956 году, то на зарубежном пассажирском вагоне написано кириллицей «ТАРА 58 Т». Автор провёл работу над ошибками сериала.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «17 мгновений…». Работа над ошибками предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
3. Таланты полковника Исаева
Порисуем
Татьяне Моисеевне палец в рот было помещать весьма опасно. Стоило в романе промелькнуть мысли в голове Штирлица: «Впрочем, не такие уж они бараны, как их рисуют Кукрыниксы и Ефимов»…
«Бараны» — это Гиммлер, Гебельс, Геринг и Борман…
Итак, стоило русскому разведчику вспомнить знаменитых авторов карикатур в советских газетах, как режиссёресса вкладывает в его руку карандаш, и советский шпион, на том же уровне, что и известные на всю страну карикатуристы, набрасывает шаржи на четырёх главарей третьего рейха.
Снова тени Ильфа и Петрова
Художник Феофан Мухин творил портреты знатных сограждан из овса.
«С течением времени Мухин стал употреблять также и другие злаки.
Имели громовой успех портреты из проса, пшеницы и мака, смелые наброски кукурузой и ядрицей, пейзажи из риса и натюрморты из пшена».
И. Ильф, Е. Петров, «Золотой телёнок», глава VIII.
Штирлиц в трудные моменты своей жизни занимался выкладыванием картинок из спичек.
Иногда это был волк, иногда — ёжик. Вершиной спичечного творчества стал портрет льва, сработанный Штирлицем в тюремной камере для пыток.
Исходя из последнего творения, мы можем сделать вывод: Штирлиц был запасливым человеком.
На рисунок ушло почти два коробка спичек…
Зачем-то советский разведчик повсюду таскал с собой полных, или почти полных, два коробка спичек…
Откуда взялся чемпион
Мутное чемпионство
И в романе, и в фильме мы получаем короткую, но достаточно ёмкую характеристику Штирлица:
(Из партийной характеристики члена НСДАП с 1933 года фон Штирлица, штандартенфюрера СС (VI отдел РСХА): «Истинный ариец. Характер — нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Безукоризненно выполняет служебный долг. Беспощаден к врагам рейха. Отличный спортсмен: чемпион Берлина по теннису. Холост; в связях, порочащих его, замечен не был. Отмечен наградами фюрера и благодарностями рейхсфюрера СС…»)
Самая известная часть партийной характеристики Штирлица — чемпион Берлина по теннису.
Какую роль играет теннисное чемпионство в развитии сюжета — не понятно. С теннисной ракеткой появляется, на несколько экранных секунд кинохроники, Геринг (2-я серия). И только.
Ладно бы, Штирлиц разыграл с «боровом» пару-тройку очков. На наших глазах. Но — нет, ничего подобного.
Тогда — откуда взялся теннис? И зачем?
А вот откуда. И вот зачем…
Буржуазный спорт
В списке «200 фильмов СССР» за номером 110 значится картина под названием «Мёртвый сезон» (Ленфильм, 1968, реж. С. Кулиш.)
Это — предтеча нашего сериала.
Вышел на экраны кинотеатров Советского Союза в конце 1968 года.
В разгар работы Ю. Семёнова над «мгновениями».
Разумеется, Юлиан Семёнович его посмотрел.
И подметил интересную деталь у главного героя, советского разведчика Ладейникова (арт. Д. Банионис). В самом начале фильма главный герой идёт по вечернему зарубежному городу (город, разумеется, весь в огнях) с большой спортивной сумкой, из которой торчит ручка ракетки для тенниса.
Теннис — непременный атрибут буржуазной жизни.
По тем временам.
В «Мёртвом сезоне» даже есть свой «профессор плейшнер»: по фильму — актёр и бывший узник концлагеря Савушкин (арт. Р. Быков).
Очевидно, ЮСС решил: «А почему бы и мне не сделать главного героя причастным к буржуазному виду спорта? Пусть будет чемпионом Берлина…»
Читатель, конечно, спросит: «А почему — только чемпионом Берлина, а не всей Германии?»
Да будет с него.
Хватит и Берлина.
Некогда ему по рейху бегать в поисках сомнительного спортивного счастья.
Да и года…
А вот чемпионскую ракеточку мы у него в доме повесим.
Привет из Ленинграда
Судя по кадрам «Семнадцати мгновений…», офицер СС выиграл чемпионат Берлина по теннису, в годы правления фашистов, ракеткой, которая была выпущена на Ленинградской фабрике спортивного инвентаря.
И название фабрики подходящее — «Динамо».
Могу с уверенностью подтвердить факт происхождения ракетки из дома Штирлица.
Именно такой ракеткой автор этих строк играл, на советских (асфальтовых) кортах на протяжении двух лет в середине 80-х годов прошлого века.
Да! Фабрика была открыта в 1962 году…
Отличительная особенность сериала про полковника Исаева — переносить предметы из будущего в прошлое и из одной реальности в другую.
Посмотрим, что происходило со знаменитым «чемоданом Эрвина».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «17 мгновений…». Работа над ошибками предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других