Кинематограф Казахстана и ВГИК

Владимир Малышев, 2018

В брошюре прослеживается история возникновения и развития казахстанского кинематографа в тесной связи с обучением национальных кадров во ВГИКе. Предназначено для всех любителей кино и, особенно, интересующихся казахстанским кинематографом.

Оглавление

  • ***

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Кинематограф Казахстана и ВГИК предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

К 100-летию ВГИКа

В 2019 году ВГИКу — основоположнику мирового кинообразования — исполняется 100 лет. Рожденный в годы гражданской войны, военной интервенции, в условиях тотальной нехватки топлива, продовольствия, он стал первым в мире учебным заведением, приступившим к подготовке профессиональных кадров кинематографии. Вклад ВГИКа в мировую кинокультуру, в развитие кинообразования невозможно переоценить. По свидетельству недавнего Президента Ассоциации школ кино и телевидения при ЮНЕСКО — СИЛЕКТ, объединяющей около 200 вузов кино и телевидения мира, Катерины д’Амико, «идея соединить теорию и практику, технические навыки и знания культуры родилась в Москве в 1919 году. Она стала сутью всемирной модели кинообразования. В этом смысле ВГИК не только в Москве. Нравится нам или нет, знаем мы об этом или нет, ВГИК в Риме, в Лодзи, в Пекине, в Сан-Пауло, в Хельсинки, в Сингапуре, в Лос-Анджелесе. Вам нужно лишь взглянуть в учебные планы школ СИЛЕКТа, и вы найдете там дух ВГИКа».

За свою столетнюю историю старейшая киношкола мира — 1-я Госкиношкола — Государственный техникум кинематографии (ГТК) — Государственный институт кинематографии (ГИК) — Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК) — вырастила несколько поколений профессионалов, оставивших значимый след в истории кинематографий стран СНГ, Балтии и Грузии. Немалую роль сыграла она и в развитии киноискусства Казахстана.

Первые кинопоказы в Казахстане 10-х годов ХХ века, открытие первых кинотеатров, расширение киносети и съемка первых фильмов на казахстанском материале российскими кинематографистами в 20-е годы, идеологизированная, проникнутая рапповскими идеями кинопродукция 30-х годов, создание в 1934 году Алма-Атинской студии кинохроники — все это предыстория кинематографа Казахстана. Его подлинное становление начинается в трудные военные годы.

1941 год ознаменовался важным событием для казахстанского кино — основанием Алма-Атинской киностудии художественных фильмов. А спустя два месяца после вторжения фашистских захватчиков на территорию СССР, когда стало ясно, что производство художественных фильмов невозможно ни в блокированном Ленинграде, ни в Москве, постоянно подвергавшейся бомбардировкам с воздуха, было принято решение об эвакуации киностудий «Ленфильм» и «Мосфильм» в Алма-Ату.

«В октябре 1941 года, когда враг стал угрожать непосредственно… Москве, решением Правительства, так же, как и большинство других московских вузов, ВГИК был эвакуирован на восток»[1]. Местом эвакуации была определена столица Казахстана Алма-Ата. «Алма-Ата была выбрана потому, что туда же эвакуировались две крупнейшие киностудии СССР — „Мосфильм“ и „Ленфильм“. Поскольку преподавателями основных специальных дисциплин являются ведущие творческие работники киностудий… эвакуация ВГИК в любой другой город лишила бы институт его основных педагогических кадров»[2].

Эвакуация ВГИКа началась 14 октября 1941 года. Как непрост был путь в Алма-Ату в тяжелое военное время, вспоминал впоследствии профессор ВГИКа, историк кино С. Комаров: «…ехали почти полторы недели. Это было путешествие в ад! Без продуктов, без воды, в холодных вагонах. На дворе октябрь. На станциях стоим по несколько часов. Пропускают военные эшелоны. Женщины на стоянках меняют белье и одежду на хлеб…»[3]

С. В. Комаров, доцент, руководитель эвакуации ВГИКа в Алма-Ату

«Алма-Ата, как и вся страна, жила фронтом. Толпы на площадях ожидали у репродукторов военные сводки… В город шли эшелоны с ранеными, госпитали были переполнены…»[4]

Из воспоминаний студентов и преподавателей складывается картина жизни вгиковцев в эвакуации — житейски трудной, но творчески насыщенной, наполненной яркими незабываемыми впечатлениями. Выпускник художественного факультета, режиссер-мультипликатор Е. Мигунов писал: «Институту было предоставлено помещение кинотехникума на окраине, выходящей к горам, за „головным арыком“ на берегу Алмаатинки, горной речки. Помещение — типовая школа из красного кирпича и во дворе — барак на 12 комнат»[5].

«Арык — очень крутым поворотом проходил около этой школы — с одной стороны. С другой стороны — у выхода еще недостроенной части школы, как будто очень близко, видны были огромные горы со снежными, иногда розоватыми верхушками. Красота неописуемая окружала школу, где находился ВГИК. В этом недостроенном здании помещалась не только учебная часть института (аудитории и служебные помещения ВГИКа), но и общежитие студенческое и квартиры (нижние комнаты) для педагогов и женатых студентов»[6]

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • ***

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Кинематограф Казахстана и ВГИК предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Лебедев Н. А. ВГИК в годы войны. (1941–1945) // К истории ВГИКа. Ч. II. М.: ВГИК. С. 270.

2

Там же.

3

Комаров С. Радость открытий // К истории ВГИКа. Часть II. М.: ВГИК, 2004. С. 316.

4

«Кино на войне. Документы и свидетельства». Автор-составитель Фомин В. И., М.: Материк, 2005. С. 232.

5

Мигунов Е. О, об и про… Алма-Ата, студенческие годы (1941–1943) // Киноведческие записки. 2003. № 62. С. 276–299.

6

Долинский И. Память. Небольшие рассказы о прошлом. М.: ОАО «Внешторгиздат», 2000. С. 215.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я