Кинематограф Беларуси и ВГИК

Владимир Малышев, 2018

В брошюре прослеживается история возникновения и развития белорусского кинематографа в тесной связи с обучением национальных кадров во ВГИКе. Предназначено для всех интересующихся кинематографом, студентов киновузов и, особенно, интересующихся белорусским кинематографом.

Оглавление

  • ***

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Кинематограф Беларуси и ВГИК предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Малышев В.С., 2018

© Всероссийский государственный институт кинематографии им. С.А. Герасимова, 2018

За 100 лет своего существования старейшая киношкола мира — 1-я Госкиношкола — Государственный техникум кинематографии (ГТК) — Государственный институт кинематографии (ГИК) — Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК) — вырастила несколько поколений профессионалов, оставивших значимый след в истории стран СНГ, Балтии и Грузии. Немалый вклад внесла она и в развитие киноискусства Белоруссии.

Кинопроизводство в Белоруссии появилось в 1922 году. Как и в других республиках, при Наркомпросе Белоруссии было создано государственное управление по делам кинематографии и фотографии — «Белгоскино». В 1924 году на производственной базе в Ленинграде была образована студия «Белгоскино».

У истоков кинематографа Белоруссии стояли два опытных режиссера, очень непохожих друг на друга по характерам, биографиям, творческим склонностям, — Юрий Тарич и Владимир Гардин, один из основателей 1-ой Госкиношколы.

Владимир Гардин, советский российский актер, театральный и кинорежиссер, сценарист, педагог

Владимир Гардин, советский российский актер, театральный и кинорежиссер, сценарист, педагог.

Родился 18 января 1877 года в Москве (по другим данным — в Твери). Окончив в 1894 году кадетский корпус и Политехникум в Риге, отслужив положенный срок, Гардин попал на провинциальную сцену, выступал во многих городах. С 1898 года — актер провинциальной любительской труппы. В 1904 году молодой артист был приглашен в Драматический театр В.Ф. Комиссаржевской. Его творческую судьбу определило общение с режиссерами и актерами этого театра. Однако после прихода В.Э. Мейерхольда, не приняв его руководства, Гардин в 1906 году вместе с Н.А. Поповым переходит в Ново-Василеостровский театр. В 1909–1912 годах — актер и режиссер театров Воронежа, Царицына и Саратова. С 1912 года становится одним из ведущих актеров и режиссеров русского кино. В дореволюционный период им поставлено 33 фильма, среди которых — «Анна Каренина», «Крейцерова соната», «Война и мир», «Ключи счастья», «Брандт», «Накануне», «Барышня-крестьянка» и др. В 1915–1917 Гардин служит в частях действующей армии.

В 1919 году — он один из организаторов, а затем — преподаватель и первый директор Госкиношколы в Москве (ныне — ВГИК). В 1922–1924 годах — один из организаторов и режиссер киностудии Всеукраинского фотокиноуправления (ВУФКУ) в Одессе. С 1924 года в качестве режиссера и актера работал на киностудиях в Ленинграде: «Госкино» (позже «Ленфильм»), «Советская Беларусь» (ныне «Беларусьфильм»). Поставил более 50 фильмов. В 1947 году был удостоен звания Народный артист СССР.

В становлении белорусской кинематографии активное участие принимал еще один режиссер, преподаватель ВГИКа Ефим Дзиган.

Ефим Дзиган, кинорежиссер, сценарист, педагог. Родился 2 (14) декабря 1898 года в Москва. Окончил частную киношколу Б. В. Чайковского (1923). С 1924 года — помощник оператора, ассистент режиссера на различных студиях страны. В 1932–1941 годах режиссер киностудии «Мосфильм». В 1941–1954 годах работал на студиях Алма-Аты, Баку, Минска, Киева, Ленинграда. В 1954 году возвращается на «Мосфильм».

Ефим Дзиган, кинорежиссер, сценарист, педагог

Его дебютом в качестве режиссера стал фильм «Первый корнет Стрешнев» (1928), снятым совместно с М.Э. Чиаурели. В 1936 году им создана одна из выдающихся картин советского кино «Мы из Кронштадта», поставленная по сценарию Всеволода Вишневского. Эта лента, чрезвычайно популярная в республиканской Испании, посвящена борьбе кронштадских моряков против белогвардейских войск Юденича. Режиссеру удалось талантливо передать суровую атмосферу революционной эпохи. Мужественные образы героев фильма — моряков, защитников Петрограда, вызывали у зрителя чувство сопереживания. В ряду его фильмов: «Бог войны» (1929), «Суд должен продолжаться» (1930, совм. с Б. И. Шрейбером), «Женщина» (1932, совм. с Б. Шрейбером), «Если завтра война» (1938, совм. с Л. Анци-Половским, Г. Березко, Н. Кармазинским), «Первая конная» (1941, совм. с Г. Березко) и др. Е.Л. Дзиган — Народный артист СССР. С 1958 года — педагог ВГИКа, руководитель режиссерской мастерской, профессор.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • ***

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Кинематограф Беларуси и ВГИК предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я