Человек приходит в мир, чтобы видеть солнце и звезды, получать удовольствие и наслаждение. Являясь сам светильником мира, он не может допустить угасания света в нем. Жажда радости. Воодушевление и страсть – сведенные автором в единый аккорд счастья и благополучия – они дают ответ на поставленный вопрос – как сделать мир местом приятного пребывания.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мечтай. Надейся. Люби! предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Сча́стье (праславянское *объясняют из *sъ — «хороший» и *čęstь«часть», то есть «хороший удел») — состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения.
Русское слово счастье имеет тот же корень что слова часть. Счастье — это выпавшая человеку хорошая доля, часть, благоприятный жребий. В славянской мифологии воплощением счастья выступала Доля. Иногда в фольклоре упоминается и Недоля, которая, наоборот, лишает человека удачи.
Значения:
1.состояние высшей удовлетворённости жизнью, чувство глубокого довольства и радости, испытываемое кем — либо; внешнее проявление этого чувства:
«Наряды необходимы счастью женщины, как цветы весне»
«Из всех возможных счастий
Мы выбираем лишь одно,
Лишь то, что синим углем страсти
Нас опалить осуждено»
2. удача, благо:
«Приучайся к неутомимой деятельности; повелевай счастьем, ибо одна минута решает победу; покоряй себе эту минуту с быстротой Цезаря…»
Синонимы:
1. благополучие, благоденствие, благодать, успех
2. удача, случай
В античной философии проблема счастья являлась центральной категорией. Первым её исследовал Аристотель, который определил счастье как «деятельность души в полноте добродетели». Добродетель определялась как то, что ведёт к счастью.
В эпоху эллинизма счастье было отождествлено с удовольствием (философии эпикуризма). Древнегреческое слово счастье — «эвдемония» (добро, божество) — дословно означало судьбу человека, находящегося под покровительством богов.
Восточная философия, провозглашая недостижимость счастья в материальном мире, учит практическому пути достижения индивидуальной счастливой жизни.
В этой связи показательна следующая цитата:
«К счастью можно прийти двумя путями.
Первый путь — внешний. Приобретая лучшее жилище, лучшую одежду, более приятных друзей, мы можем в той или иной степени обрести счастье и удовлетворение.
Второй путь — это путь духовного развития, и он позволяет достичь счастья внутреннего.
Однако эти два подхода не равноценны. Внешнее счастье без внутреннего не может длиться долго. Если жизнь рисуется вам в чёрных красках, если вашему сердцу чего — то недостает, вы не будете счастливы, какой бы роскошью себя ни окружили. Но если вы достигли внутреннего спокойствия, то можете обрести счастье даже в самых тяжелых условиях».
В психологии применяется, в частности, следующая формула счастья:
Счастье = глубокое удовлетворение жизнью + максимум положительных эмоций + минимум негативных эмоций
Причем, положительные эмоции связаны со счастьем в настоящий момент, а глубокое удовлетворение — со счастьем в долгосрочном периоде:
«Если бы строили дом счастья, то самую большую комнату пришлось бы отвести под зал ожидания»
Счастье оно густое как смола, сила жизни, бьющая фонтаном, импрессионистически дерзкое и своевольное, во множестве оттенков проявления:
«А счастье — есть удачное течение жизни»
Счастье — это смелая чувственная архитектоника в саване динамичных, живых и ярких образов.
«…Чужая радость так же, как своя,
Томит ее и вон из сердца рвется.
И девочка ликует и смеется,
Охваченная счастьем бытия.
Ни тени зависти, ни умысла худого
Еще не знает это существо».
Счастье — это и экспрессивная жажда красоты, наслаждения красотой и порой парадоксальная светлая грусть, и безбрежное стремление ко всему необычному, необыкновенному, включающее в себе ожидание: вот сейчас что — то произойдет
«В пустыне бытия…
И страстного отрадному бесстрастью
Тебя я научу»
Счастье и радость как ценности жизни возникают и развиваются на основе потребностей:
1. Потребность в заботе, помощи, покровительстве другим — чувство беспокойства за судьбу кого — то; сопереживание радости и удачи другого; чувство нежности и умиления; чувство преданности; чувство жалости.
Греческий мыслитель Платон:
«Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное».
2. Потребность в общении — чувство симпатии, чувство уважения, чувство признательности, благодарности:
Мудрость времени:
«Где есть, кому услышать и кому сказать,
там — счастье»
3. Потребность в самоутверждении, славе (лат. gloria — слава) — чувство всеобщего внимания и восхищения, чувство почета, чувство уязвленного самолюбия и желания взять реванш, чувство возбуждения самолюбия, чувство превосходства.
Мудрость древнего мира:
«Счастлив, считающий себя счастливым»
4. Потребность в деятельности (греч.praksis — дело) — жажда добиться успехов в работе, чувство напряжения, увлеченность работой, любование результатами, приятная усталость, удовлетворение, что дело сделано и день прошел не зря.
Туго натянутая тетива древнего мира, отпечаток от ее стрелы так и остался не стертым с полотна времени:
«Счастье — не удовольствие, оно в основном — это победа»
5. Потребность в преодолении опасности, интерес к борьбе (лат. pugna — борьба) — томительно — ликующее состояние — жажда острых ощущений, упоение опасностью, риском, чувство решительности, чувство высоты, власти над природой,:
Аполлонический поэт России А. С. Пушкин:
«Есть упоение в бою
И мрачной бездне на краю»
Русский историк Н. Карамзин словно бичом истины, подстегнул скакуна счастья:
«Счастье есть дело судьбы, ума и характера»
6. Романтические потребности, эмоционально — возвышенное состояние — стремление к необычному, неизведанному, ожидание хорошего светлого чуда, манящее чувство дали и Алых Парусов; зачастую ожидание такого чуда волнует сильнее чем наступление самого чуда. Как писал М. Ю. Лермонтов, «моя душа, я помню с детских лет, чудесного искала».
7. Потребность в познании, интеллектуальные устремления (греч.gnosis — знание) — чувство открытия и догадки, чувство верного решения, чувство недоумения или удивления.
Один из трех мастеров античной трагедии, создавший образцовые классические Царь Эдип, Антигона, воспевавший в личности сильное идеальное начало, знание и совесть, написал:
«Самое первое условие счастья — быть разумным».
А потом добавил нечто верное, ясное как сама мысль о небе:
«Кого бог хочет погубить, того он сначала лишает разума».
8. Эстетические потребности — жажда красоты, наслаждение красотой, чувство светлой грусти и задумчивости, поэтически — созерцательное состояние.
Об этом слова К. Боуви:
«Истинное счастье — враг пышности и шума… Оно любит прохладу и уединение, оно посещает леса и родники, поля и леса, словом, оно ищет внутренних духовных утех».
9. Потребности в телесном и душевном комфорте (греч. gedonis — удовольствие) — чувство веселья, сладкой лени, приятное физическое ощущение от вкусной пищи, тепла, солнца.
Ученик Платона, в шутку заметивший, что Аристотель лягает его, как маленький жеребенок свою мать, впоследствии произнесший, что «Платон мне друг, но истина дороже», наставник А. Македонского, Аристотель употребил выражение о тех благах счастья:
«Счастье есть совместная полнота трех благ: во — первых, душевных, во — вторых, телесных, каковы здоровье, сила красота и прочее подобное; в — третьих, внешних, каковы богатство, знатность, слава и им подобные».
Много веков спустя, баловень века XIX и его вольнодумный брат, А. Шопенгауэр добавил:
«Из личных качеств непосредственнее всего способствует нашему счастью веселый нрав»
10. Любить и быть любимым — чувство родственности, симпатии, открытия другого человека. Чувство или душевная мелодия не может быть исчерпано словами, но которое вновь и вновь их вызывает: «Вы та самая, которую я искал всю свою сознательную жизнь. Ты единственная, неповторимая… Второй такой нет и быть не может! Встретить единственную можно лишь раз в жизни, другого случая не представится. Не смейте его пропустить! Остановитесь, не проходите мимо того счастливого чуда, которое подарено мне и Вам».
Сладкоголосый поэт Востока О. Хайям писал:
«Я спросил у мудрейшего: «Что ты извлек
Из своих манускриптов?» Мудрейший изрек:
«Счастлив тот, кто в объятьях красавицы нежной
По ночам от премудрости книжной далек»
Великий лирический поэт С. Есенин сформулировал запрет, согласно которому о любви прямо не говорят много:
«О любви в словах не говорят,
О любви мечтают лишь украдкой,
Да глаза, как яхонты, горят».
Французский аристократ, ценитель всего изящного, яркого и красивого, на основании собственного опыта нашел неиссякаемый источник Победителя:
«Одинаковое счастье — быть победителем или побежденным в битвах любви».
Пронизаны ощущением светлости и искренности, мягким бархатистым состоянием души, уводящей к истокам юного, флибустьерского и романтического самовыражения слова К. Гельвеция:
«Я предпочитаю иметь в моей власти теломоей пастушки, чем мировую империю. Ласки судьбы не стоят ласк моей любимой. Похищенный поцелуй лучше завоеванного королевства. Завоеватели основывают свое счастье на несчастье всего мира, а мое счастье основано только на блаженстве и наслаждениях моей пастушки»
Немецкий писатель и мыслитель Л. Фейербах поставил знак равенства между пустотой и не любовью:
«Не быть ничем и ничего не любить — одно и то же».
Французский ученый и по совместительству философ, прагматичный и благополучный, высекающий из жизни искры открытий, озаривших мир человека, утверждал:
«Счастлива жизнь, которая начинается с любви и кончается страстью».
Воспеватель высоких чувств и пронзительных эмоций, как явление небесной радуги, божественной строфы и струны в человеке, В. Гюго вывел формулу высшего счастья, наложив тем самым всякий запрет на любое инакомыслие в этом вопросе:
«Высшее счастье в жизни — это уверенность в том, что вас любят; любят ради вас самих, вернее сказать — любят вопреки вам»
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мечтай. Надейся. Люби! предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других