Учебник написан на основании ФГОС по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»), утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 14 декабря 2010 г. № 1763. В учебнике впервые приводится более трех тысяч судебных решений. Предназначен для студентов магистратуры, обучающихся по направлению подготовки 030900. Учебник также может быть полезен для юрисконсультов, адвокатов, судей, специалистов по управлению персоналом. В формате a4.pdf сохранен издательский макет.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Трудовое право. Часть 1 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 1. Проблемы общей части трудового права и пути их решения
Мы должны стать рабами законов, чтобы стать свободными.
Хаос — это порядок, который нужно расшифровать.
§ 1. Предмет правового регулирования
От знания предмета правового регулирования во многом зависит качество правового регулирования. Трудовые отношения являются предметом правового регулирования трудового права, трудового законодательства. Их изучает наука трудового права. Труд — это вид деятельности человека. Деятельность — специфический для человека тип преобразования действительности, одна из центральных категорий ряда наук, в том числе философии, социологии, экономики, правоведения. В отличие от поведения человека деятельность не определяется биологически или социально заданными программами. Для нее характерно наличие целевой детерминации, направленной не просто на преобразование, а на развитие форм культуры. Деятельность является такой формой активности человека, которая по своей природе способна к неограниченному совершенствованию. Рассмотрим подробно понятие и виды деятельности, так как для понимания трудовой деятельности необходимо составить представления прежде всего о самой деятельности.
С.Л. Рубинштейн в своей последней (посмертно опубликованной) книге «Человек и мир»13 пишет о том, что деятельность — это не единственный способ отношения человека к миру: наряду с ней существует созерцание.
Сегодня осознана необходимость дополнения деятельностных представлений, которые были разработаны в отечественной литературе. Речь идёт как о конкретных теориях деятельности (например, трудовой деятельности), развитых А.Н. Леонтьевым и С.Л. Рубинштейном, так и об общих установках деятельностного подхода. В.А. Лекторский считает, что существуют два варианта его дальнейшего развития: либо его нужно чем-то дополнить для осмысления современных фактов в науках о человеке, либо расширить и в чем-то изменить его понимание. Процесс деятельности контролируем и управляем тем, кто его осуществляет. Пониманием, диалогом, творчеством, любовью нельзя управлять, их нельзя контролировать и предсказывать их результаты. В.А. Лекторский рассматривает субъект как продукт самосозидания.
Мир труда — это единство и борьба противоположностей: порядка и хаоса. Хаос также развивается и существует по свои законам14. Полезно соединить теорию деятельности с теорией хаоса.
Необходимо помнить о возможностях и границах деятельностного подхода и теорий деятельности. Происходит совершенствование теории трудовой деятельности, так как мир постоянно меняется.
Для биологически ориентированного поведения характерна целенаправленность. Деятельность — это свободное целеполагание. Она не ограничивается только проекцией субъекта на объект, т. е. активность субъекта не связывается лишь с преобразованием объекта в соответствии с его программами, целями и установками. В результате того, что субъект вовлекается в деятельность, он изменяется, меняется форма его «субъектности».
Существуют различные классификации форм и видов деятельности: духовная и материальная, трудовая и нетрудовая, игровая, учебная; стандартизированные, критические, естественные, монопольные, регулируемые, лицензируемые, ведущие, основные, незаконные и и т. д. Выделяют и такие типы деятельности, как исследование, конструирование, проектирование и т. д. Акт деятельности представляет собой структуру, состоящую из нескольких элементов: материал преобразования, продукт действия, средство, цель, результат и др.
Расшифровка всех кодов экономической деятельности (их 99), дается в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОКВЭД 2, действующем с 2016 года15.
С.Л. Рубинштейн выделил в структуре деятельности следующий основной ряд: движение — действие — деятельность. Теория А.Н. Леонтьева базируется на сходной во многом модели структуры деятельности. Он выделяет в этой структуре два связанных между собой ряда: деятельность — действие — операция и мотив — цель — условие.
В социологии ХХ века появилось большое число теорий деятельности и действия (М. Вебер, Дж. Мид, К. Левин, Т. Парсонс, К. Мангейм, П. Бурдье, Н. Луман и др.). Например, П. Бурдьев в своей теории практики формулирует проблему преодоления как объективизма (т. е. структурного функционализма и системного подхода), так и субъективизма (т. е. этнометодологии и феноменологии).
Деятельностный подход в философии и гуманитарном познании получил большое развитие в советской философской и гуманитарной мысли (М.М. Бахтин, Г.С. Батищев, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, Э.В. Ильенков, В.А. Лекторский, М.А. Розов, B.C. Стёпин, B.C. Швырёв, Г.П. Щедровицкий, Д.Б. Эльконин, Э.Г.Юдини и др.).
Международная стандартная отраслевая классификация всех видов экономической деятельности (МСОК) является международной справочной классификацией видов производительной деятельности. Ее основная цель заключается в том, чтобы дать набор категорий видов экономической деятельности, который может быть использован при сборе и представлении статистических данных, классифицированных по видам такой деятельности. С 1948 года большинство стран мира используют МСОК в качестве своей национальной классификации видов экономической деятельности или разработали национальные классификации на ее основе. МСОК служит руководством для стран в разработке национальных классификаций видов экономической деятельности и стала важным инструментом для сопоставления на международном уровне статистических данных об экономической деятельности. МСОК широко применяется как на национальном, так и на международном уровне при классификации данных по виду экономической деятельности в области экономической и социальной статистики, например статистики национальных счетов, статистики рабочей силы предприятий, статистики занятости и др. Кроме того, МСОК все шире используется для не связанных со статистикой целей16.
В МСОК термин «деятельность» используется для обозначения производительной деятельности.
Деятельность определяется как использование вводимых факторов производства (например, капитал, труд, энергия и материалы) для производства конечного продукта
Продукт, получающийся в результате такой деятельности, может передаваться или продаваться другим единицам (в рамках коммерческих или некоммерческих операций), переводиться в запасы или использоваться производственными единицами для собственного конечного потребления. Некоторые виды деятельности, отдельно определенные в МСОК, представляют собой простые процессы, в ходе которых вводимые ресурсы превращаются в продукт, например окраска тканей, а другие характеризуются весьма сложными, комплексными этапами, например производство автомобилей или интеграция компьютерных систем.
Хозяйственные субъекты имеют многочисленные характеристики, и в их отношении требуется собирать разнообразные данные, которые можно классифицировать многими способами, важнейшими из которых являются классификации:
a) по институциональному сектору,
b) виду экономической деятельности и
c) местоположению.
Необходимость классификации статистических единиц по этим характеристикам требует, чтобы такие единицы были как можно более однородными с точки зрения институционального сектора, вида экономической деятельности и местоположения. Фактор однородности играет важную роль в их определении. Статистические единицы могут быть определены как субъекты, в отношении которых запрашивается информация и в отношении которых в конечном счете составляются статистические данные. Это могут быть поддающиеся выявлению юридические и физические лица или некие статистические конструкции17.
В XXI веке все более актуальной становится задача координации социальной деятельностью человека. Для управления всеми социальными процессами каждому государству и Организации Объединенных Наций целесообразно составить и ввести общий классификатор всех видов социальной деятельности.
Деятельность является предметом научного изучения в различных дисциплинах: философии, социологии, правоведении, психологии, лингвистике, эргономике, экономике и т. д. Категория «деятельность» в качестве объяснительного принципа выражает универсальное основание человеческого мира. В такой функции деятельность трактуется как онтологическая категория. В качестве универсального основания человеческого мира категория «деятельность» окончательно утвердилась, начиная с немецкой классической философии, когда в европейской культуре лидирующей стала новая, секулярная концепция личности и общества. Социальные изменения стали нормой общественной жизни. Личность стали понимать, как рациональную, характеризующуюся многообразными направлениями инициативы и активности. Деятельность стали трактовать как основание и принцип всей культуры. Большую роль в становлении такого понимания сыграл Кант.
В ранг всеобщего основания культуры деятельность впервые возвел Фихте, рассматривая субъект Я как чистую самодеятельность, как свободную активность, создающую мир не-Я и ориентирующуюся на этический идеал. Гегель трактует деятельность как всепроникающую характеристику абсолютного духа, порождаемую имманентной потребностью последнего в самоизменении. Главную роль он отводит духовной деятельности в ее высших формах — рефлексии и самосознании. Гегель построил целостную концепцию деятельности, в которой центральное место занимает проясняющая и рационализирующая работа духа. В концепции Гегеля анализу подвергнута диалектика структуры деятельности (в частности, взаимоопределяемость цели и средства). Категория «деятельность» и связанное с ней представление об общественно-исторической практике являются ключевыми в творчестве Маркса.
Примерно со второй половины XIX века рассмотрение категории «деятельность» велось по трем различным линиям. С одной стороны, имел место поиск принципиально не-деятельностных образований (воля, ценности, общение и др.), а также феноменов, рамочных для самой деятельности (бессознательное, иррациональное, жизненный мир и др.). С другой стороны, категория «деятельность» находит широкое применение в различных дисциплинах. В. Гумбольдт впервые представил язык как деятельность, сформулировав тезис о том, что не человек овладевает языком, а язык овладевает человеком. Различные теории деятельности созданы в социологии такими авторами, как: М. Вебер, Дж. Мид, Т. Парсонс, К. Мангейм, П. Бурдье, Н. Луман и другие. В культурно-исторической теории Л.С. Выготского мышление рассматривается как результат овладения практическими действиями и свойственной им логики. Категория деятельность является центральной для генетической эпистемологии Ж. Пиаже и когнитивной науки. На основе данной категории возникло несколько педагогических школ (Дж. Дьюи, В.В. Давыдов, мыследеятельностная педагогика и др.).
В истории предпринимались попытки построения общей теории деятельности (праксеология Т. Котарбиньского, мыследеятельность Г.П. Щедровицкого, теория «куматоидов» М.А. Розова). В этих теориях категория «деятельность» связывалась с системными представлениями.
Разработка категории «деятельность» привела к критике узко понятой активистской установки человека к миру, в частности, как проектирования и чисто искусственного построения деятельности. Этот вопрос связан с пересмотром представлений о субъекте деятельности, в том числе с переходом от понимания субъекта как субъекта лишь индивидуальной деятельности к признанию в качестве первичной формы деятельности ее совместного, коллективного выполнения.
Одним из важнейших положений эпистемологии (Эпистемоло́гия — философско-методологическая дисциплина, исследующая знание как таковое, его строение, структуру, функционирование и развитие) является принцип, согласно которому предмет исследования всегда дан в форме некоторой деятельности18.
Деятельность — это19:
–целеустремленная активность, реализующая потребности субъекта;
— форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование;
— специфический для человека тип преобразования действительности, одна из центральных категорий философии;
— работа, систематическое применение своих сил в какой-нибудь области. Работа — (work) деятельность, включающая физические и(или) умственные усилия. процесс или система процессов, осуществляемых организацией с целью производства одного или более видов продукции, оказания услуг или их поддержки;
— специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение в интересах людей;
— условие существования общества;
— активное взаимодействие живого существа с окружающим миром, в ходе которого оно целенаправленно воздействует на объект и за счет этого удовлетворяет свои потребности;
— один из важнейших атрибутов бытия человека, связанный с целенаправленным изменением внешнего мира, самого человека. Именно через деятельность раскрывается сущность человека;
— совокупность действий (activity), в результате которых расходуются время и ресурсы и выполнение которых необходимо для достижения или содействия достижению одного или нескольких результатов;
— активное поведение, проявляющееся во взаимодействии человека с другими людьми и окружающей его действительностью, а также внутри самого себя в виде нервной и психической деятельности;
— преобразование объектов путем их силового изменения в соответствии с поставленными целями;
— структурно и операционально организованная активность любых систем для достижения определенных целей;
— целесообразный процесс, соединяющий цель с результатом;
— процесс создания необходимой связи между: объективным и субъективным; материальным и идеальным; индивидом и обществом; потребностью и предметом потребности; формой целеполагания и формой целесообразности процесса и т.д.
В теории деятельности рассматривают проблемы: структура деятельности (цель — средство — результат); потребности и интересы; субъекты деятельности; отношения деятельности, труда и практики; общественных отношений и сознания и т.д.
Соотношение категорий деятельности, труда и практики изучали следующие ученые: С.Н. Смирнова, Т. Ярошевский, Л.П. Буева, Э.Х. Степанян, С.С. Товмасян, И.И. Чангли, В.П. Фофанова, С.А. Рубинштейн, М.Н. Перфильева, Й. Элеза, Э.В. Бесчеремных, Б.И. Липский, Е.А. Самарская20.
Предметом правового регулирования является кроме разных видов деятельности и деятельность в сфере труда, которая недостаточно изучена.
Труд — это процесс изменения природы действием общественного человека. Он есть «субъект», коему принадлежит «мышление» в качестве «предиката». Природа — всеобщая материя природы — есть его субстанция. Субстанция, ставшая в человеке субъектом всех своих изменений (causa sui), причиной самой себя21.
Трудовые отношения — отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Трудовые отношения являются частью социально-трудовых отношений (СТО). Это — связи, возникающие между физическими лицами (между индивидуумами и различными объединениями индивидуумов), а также между физическими и юридическими лицами в процессе трудовой деятельности.
Они имеют первостепенное значение для решения проблем продуктивной занятости и социальной защиты, оплаты труда и формирования доходов, технологизации трудовых процессов, гуманизации труда, улучшения условий труда, а также для развития самоуправления, ответственности, самостоятельности и творческой инициативы, социального партнерства22.
Существует ряд работ отечественных ученых, занимающихся данной проблематикой, — Г.В. Беляевой, М.И. Воейкова, В.И. Гордона, В.И. Герчикова, С.Ю. Барсуковой, Б.М. Генкина, Е.М. Катульско-го, В.В. Колесникова, Р.П. Колосовой, В.М. Маневича, И. Маеловой, А.И. Тучкова, Е.В. Александровой и др.23
Зарубежные авторы, занимающиеся теоретическими и практическими аспектами проблемы трудовых отношений, — V. L. Allen, G. Armstrong, H.A. Clegg, R. Dahrendorf, J.T. Dunlop, A. Fox, J.H. Goldthorpe, R. Hyman, M.P. Jackson, P. Kirkbride, H. Reddish, D. Silverman, S.J. Wood, A. Wagner, E.G.A. Armstrong, J.F.B. Goodman, J.E. Davis, C. Pateman. Работы этих ученых позволяют рассмотреть различные теории социально-трудовых отношений.
Концептуальные основания проблемы социально-трудовых отношений рассмотрены в работах Аристотеля, Т. Гоббса, Э. Дюркгейма, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, Дж.Ст. Милля, М. Фридмена, К. Ясперса, Ф. Хайека, К. Маркса, Ф. Энгельса, М. Вебера, П. Сорокина, К. Лоренца, Г. Маркузе, Р. Патнэма, В. Соловьева, С. Булгакова, Ю.М. Осипова, П.Т. де Шардена, Л.И. Рейснера, Ю. Хабермаса, G.D.H. Cole, P.F.Drucker, S.A. Umpleby и т.д.
В российской литературе (в отличие от западной) используются два термина: «трудовые отношения» и «социально-трудовые отношения». Сложилась научная традиция, отражающая узкоспециальный подход к проблеме посредством использования термина «трудовые отношения». Социально ориентированный, гуманитарный подход, подход, учитывающий влияние глобальных факторов на экономику труда, признающий глубокую взаимозависимость и взаимопроникновение таких сфер человеческой деятельности, как экономика, политика, мораль, культура, право и т.д., учитывающий возможность эффективного решения экономических задач неэкономическими средствами, используется в термине «социально-трудовые отношения».
Система социально-трудовых отношений опирается на систему ценностных ориентиров субъектов этих отношений: свободу, справедливость, добро, правду, порядок, знания, опыт. Посредством права невозможно урегулировать абсолютно все общественные отношения, поэтому должна быть достаточно точно определена сфера их регулирования. В сферу правового регулирования должны входить все те отношения, которые уже урегулированы правом — они составляют собственно предмет, а также те, которые только нуждаются в таком регулировании.
Недопустимо, чтобы сфера правового регулирования была слишком сужена либо чересчур расширена. Чем тщательней исследован предмет правового регулирования, тем эффективнее может быть правовое регулирование. Общественные отношения должны быть максимально дифференцированы. Мало что дает для правового регулирования обобщение предмета правового регулирования в один вид общественных отношений.
Предмет правового регулирования определялся как общественная организация труда24. Она включает отношения человека к предметам труда и отношения людей между собой во время труда. Предметом правового регулирования являются общественно-трудовые отношения и связанные с ними отношения: а) между профсоюзными органами и администрацией, а также между вышестоящими профсоюзными и хозяйственными органами; б) по надзору и контролю за охраной труда и соблюдением трудового законодательства; в) по рассмотрению трудовых споров; г) по трудоустройству граждан; и отношения по государственному социальному страхованию.
Генеральная Конференция Международной организации труда, собравшаяся на свою 26-ю сессию в Филадельфии, приняла в 1944 году Декларацию целей и задач Международной организации труда и принципов, которыми должна вдохновляться политика ее членов.
Конференция подтвердила основные принципы, на которых основывается Организация:
а) труд не является товаром;
б) свобода слова и профсоюзной деятельности является необходимым условием постоянного прогресса;
в) нищета в любом месте является угрозой для общего благосостояния;
г) борьба с нуждой должна вестись с неослабевающей силой в каждом государстве и путем постоянных и объединенных международных усилий, при которых представители рабочих и предпринимателей, пользующиеся равными правами с представителями правительств, присоединятся к ним в свободном обсуждении и принятии демократических решений в целях содействия общему благосостоянию.
Считая, что практика полностью подтвердила справедливость положения Устава Международной организации труда о том, что прочный мир может быть установлен только на основе социальной справедливости, Конференция заявила, что:
а) все люди, независимо от расы, веры или пола, имеют право осуществлять свое материальное благосостояние и свое духовное развитие в условиях свободы и достоинства, экономической устойчивости и равных возможностей;
б) достижение условий, при которых это будет возможно, должно являться главной целью национальной и международной политики;
в) любая национальная и международная политика и меры, в особенности экономического и финансового характера, должны рассматриваться в этом свете и приниматься только в той степени, в какой они содействуют, а не мешают достижению этой основной задачи;
г) Международная организация труда обязана изучать и рассматривать все экономические и финансовые программы и меры международного масштаба в свете этой основной задачи;
д) при осуществлении задач, порученных ей, Международная организация труда, рассмотрев все относящиеся к этому экономические и финансовые факторы, может включать в свои решения и рекомендации любые положения, которые она считает целесообразными.
Конференция признает торжественное обязательство Международной организации труда способствовать принятию странами мира программ, имеющих целью:
а) полную занятость и повышение жизненного уровня;
б) занятость трудящихся на таких работах, где они могут получить удовлетворение проявлением в полной мере своего мастерства и навыков и принести наибольший вклад в общее благосостояние;
в) обеспечение в качестве средства достижения этой цели и при соответствующих гарантиях для всех заинтересованных возможностей обучения и передвижения рабочих, включая миграцию в целях устройства на работу и поселения;
г) предоставление возможностей для всех участвовать на равных началах в распределении плодов прогресса в области заработной платы и дополнения к ней, рабочего времени и прочих условий труда, так же, как и прожиточного минимума заработной платы для всех, кто трудится и нуждается в такой защите;
д) эффективное признание права на коллективные переговоры, сотрудничество предпринимателей и рабочей силы в деле постоянного улучшения организации производства и сотрудничество рабочих и предпринимателей в подготовке и применении мер социального и экономического порядка;
е) расширение социального обеспечения с тем, чтобы обеспечить основной доход для всех нуждающихся в такой защите и полное медицинское обслуживание;
ж) необходимую защиту жизни и здоровья рабочих на всех работах;
з) защиту благосостояния детей и матерей;
и) обеспечение необходимого питания, жилищ и возможностей для отдыха и культуры;
к) обеспечение равных возможностей в области общего и профессионального образования.
Правовое регулирование труда состоит в установлении и реализации определенного порядка в трудовых отношениях, которые состоят из трех элементов: имущественный, управленческий и охранительный. Три вида отношений не совпадают с отраслями права. Предмет каждой отрасли права пронизывает три названных группы отношений. Трудовое право регулирует имущественные, управленческие и охранительные отношения в труде. Целью наемного труда является извлечение имущественных благ: для работодателя — получение прибыли, удовлетворение потребностей людей путем продажи результатов труда, для работника — получение заработной платы. Управленческий элемент трудовых отношений заключается в установлении и обеспечении порядка в установлении трудовых отношений и в подчинении работника власти администрации. Охранительный элемент в трудовых отношениях состоит в предотвращении и пресечении нарушения трудового процесса25.
Объективное наблюдение позволяет определить в трудовых отношениях следующие виды, выделенные законодателем в ТК РФ в виде глав. Трудовые отношения — это все отношения, которые складываются между работником и работодателем и между работниками по поводу труда. Заключая трудовой договор, работник договаривается с работодателем по всем видам трудовых отношений: сроку договора, продолжительности рабочего времени, оплате труда, нормам труда и т. д. Все эти отношения образуют единое трудовое правоотношение.
Виды трудовых отношений по поводу:
— установления целей и задач трудового законодательства;
— дискриминации в трудовых отношениях;
— принудительного труда;
— социального партнерства;
— участия в управлении организацией;
— трудового договора;
— рабочего времени;
— времени отдыха;
— оплаты труда;
— нормирования труда;
— гарантий работникам;
— компенсаций работникам;
— трудового распорядка;
— дисциплины труда;
— квалификации работников;
— профессионального стандарта;
— подготовки работников;
— профессионального образования работников;
— охраны труда;
— материальной ответственности сторон трудового договора;
— особенности регулирования труда отдельных категорий работников;
— защиты трудовых прав и свобод;
— трудовых споров;
— ответственности за нарушение трудового законодательства.
Каждый вид перечисленных трудовых отношений состоит из других отношений. Например, отношения по трудовым спорам делятся по их видам на индивидуальные и коллективные. Условия труда — это вид трудовых отношений.
Трудовые отношения (Ст. 15 ТК РФ) — отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В эту статью, состоящую из двух частей, целесообразно включить часть 3, в которой перечислить виды регулируемых трудовых отношений.
В XXI веке все большее значение приобретает содержание трудовых отношений. Это восемь видов отношений, по поводу: 1) знаний работника; 2) умений; 3) навыков; 4) знаний своих трудовых функций и трудовых действий; 5) человеческих качеств, которые работник обязан проявлять или не проявлять в трудовых отношениях согласно трудовому договору; 6) состояния здоровья и энергетики работника; 7) дисциплины труда; 8) результативности труда
В перечисленных отношениях к работнику предъявляются восемь требований. Эти требования и определяют содержание современных трудовых отношений.
Трудовые отношения — это юридические отношения, опосредующие общественно-трудовые отношения; звенья производственных отношений, состоящих:
1) из формы привлечения к труду и распределения труда между людьми;
2) методов обеспечения трудовой дисциплины и управления процессами совместного труда;
3) характера регулирования продолжительности труда и иных условий жизнедеятельности трудящегося (воздуха, света, состояния гигиены и безопасности труда);
4) характера и формы участия трудящегося в распределении продуктов труда26.
Согласно ст. 1 ТК РФ одной из задач трудового права является правовое регулирование трудовых и иных, непосредственно связанных с ними отношений. В ТК РФ определение структуры иных, непосредственно связанных с трудовыми отношениями, не дано. Разделение предмета трудового права на две группы отношений не оправдало себя, поэтому от него можно отказаться. Предметом трудового права являются все отношения, регулируемые трудовым законодательством, а более точно под трудовыми отношениями можно понимать часть экономических, политических (в широком смысле — управленческих), социальных отношений, складывающихся в организациях. Большое значение приобретает исследование трудовых отношений в рамках общей теории общественных отношений.
1) Трудовое отношение возникает всегда между работником и работодателем, оно является двусторонним отношением. Определение сторон трудового отношения: работника и работодателя приведено в ст. 20 ТК РФ (см. коммент. к ней);
Трудовые отношения при капитализме — это часть рыночных отношений. «Рынок — это институт или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (тех, кто обеспечивает предложение) отдельных товаров, услуг и ресурсов»27.
В рынок включаются такие сферы, как образование, наука, культура, политические процессы, межличностные отношения. Помимо этого, он обладает потенциалом формирования абсолютно новых сфер, ранее не существовавших для общественной жизни, таких как инновационный маркетинг, инновационная экономика, креативный бизнес, символические товары, которые связаны с повышением качества и с информационнознаковой природой, в частности это рынок брендов.
При регулировании трудовых отношений нужно учитывать так называемые провалы рынка. Теориями провалов рыночной экономики занимаются различные школы и различные направления экономической теории. В наиболее общем представлении под провалами рынка понимается неспособность рыночных механизмов удовлетворительно решать важные для общества социально экономические проблемы, несовершенство рыночных институтов и инструментов; необеспечение рационального распределения и использования ресурсов. Эти провалы частично могут быть компенсированы разными способами: общественным саморегулированием, государственным регулированием и т.д.28
Согласно неоклассической теории, рынок не может самостоятельно обеспечить производство общественных благ в объеме, необходимом для потребления.
В самой, пожалуй, рыночной стране мира — США — коэффициент Джини в 2009 г. составлял 0,408, при том что в странах Европы, где государственный сектор играет гораздо более важную роль, он колеблется от 0,25 в Швеции до 0,36 в Италии. Это означает, что государство в этих странах проводит политику, которая направлена в том числе на снижение негативного эффекта от неравного распределения доходов. Коэффициент Джини — статистический показатель степени расслоения общества данной страны или региона по отношению к какому-либо изучаемому признаку29.
Социальную статистику можно найти на основании источников: для РФ — данные Росстата. URL: http://www.gks.ru Для США — данные US Census Bureau. URL: www.census.gov Для стран ЕС — данные Eurofound. URL: http://www.eurofound.europa.eu 2012 г. для всех — данные The World Bank. URL: http://data.worldbank.org/indicator/SI.POV.GINI
Известно, что без создания «правил игры» со стороны государства рыночная экономика не смогла бы в полной мере функционировать. С этим соглашаются и представители либерализма: «Либерал вполне ясно понимает, что без помощи принуждения существование общества будет в опасности и за правилами поведения, соблюдение которых необходимо для обеспечения мирного сотрудничества, должна стоять угроза силы, иначе всей системе общества будет постоянно угрожать произвол любого из его членов. Нужно иметь возможность принудить человека, который не уважает жизнь, здоровье, личную свободу или частную собственность других, следовать правилам жизни в обществе. Вот та функция, которую либеральная доктрина возлагает на государство: защита собственности, свободы и мира…»30. То, что либерализм занимает такую позицию в отношении государства, является следствием того, что он, таким образом, защищает частную собственность на средства производства. Конечно, современное государство вышло далеко за те пределы, которые ему предписывают либералы. И важным в данном случае является не количество такого государства, а его качество31.
Рынок в своей динамике при отсутствии механизмов перераспределения и других форм нерыночных воздействий на экономику ведет к постоянному углублению социального неравенства; этот вывод хорошо известен и проиллюстрирован в работах многих известных авторов32.
Все возрастающее значение имеют изучение рыночных законов и управление рынком труда на их основе.
В связи с этим необходимо понимать, что беспредельный рост социального неравенства является одним из пределов развития рыночной системы.
Социальное неравенство ведет к ограничению доступа к образованию, а ограниченный доступ к образованию ведет к еще большему социальному неравенству. Этот вывод на базе обобщения большого количества источников сделан в книге В.Л. Иноземцева33.
Распределение ресурсов в современном обществе, базирующемся на рыночных принципах, не является социально справедливым. Согласно американскому философу Дж. Ролзу, справедливость должна обладать двумя принципами: «Первый принцип: каждый индивид должен обладать равным правом в отношении наиболее общей системы равных основных свобод, совместимой с подобными системами свобод для всех остальных людей. Второй принцип: социальные и экономические неравенства должны быть организованы таким образом, что они одновременно: (а) ведут к наибольшей выгоде наименее преуспевших в соответствии с принципом справедливых сбережений и (б) делают открытыми для всех должности и положения в условиях честного равенства возможностей»34.
«Справедливость — это набор гарантий, которыми обладает каждый член общества при выполнении определенного набора взятых обязательств (к примеру, обязательство работать и не отлынивать от работы)».
Сегодня, как показывает статистика, уровень неравенства возвращается к показателям первой трети XX в., и, как оказывается, период благосостояния среднего класса, равенство в доходах — это скорее исключение рыночной экономики, а не правило.
Кроме того, за последнее время уровень благосостояния самых богатых людей на планете значительно вырос. «В то время как нижняя половина взрослого населения вместе владеет менее чем 1 % от общего богатства, самая богатая дециль обладает 87,7 % активов, а в одиночку верхний процент обладает половиной от общего благосостояния домохозяйств»35. В Соединенных Штатах это изменение самое значительное.
В противовес Дж. Ролзу Хайек пишет, что то, что люди называют социальным, по своей сути таковым не является, а подталкивает общество в сторону «распределительной справедливости», что противоречит самой рыночной природе: «…что всякий призыв быть “социальными” („общественными“) есть подталкивание нас к еще одному шагу в сторону “социальной справедливости” социализма».
Справедливость и рынок — вещи несовместимые, и чем более справедливым общество становится, тем дальше оно уходит от рыночной модели
Противоречие между социальной справедливостью и экономической эффективностью является одним из основополагающих противоречий в рыночной экономике. Мы видим, как общество на протяжении всей своей истории движется в сторону социальной справедливости, при этом зачастую жертвуя экономической эффективностью. Например, нобелевский лауреат Кеннет Дж. Эрроу пишет: «Если сформулировать кратко, то современная общая теория конкурентного равновесия раскрывает ту меру, в какой распределение ресурсов в обществе может быть достигнуто через независимые частные решения, координируемые рынком. Из нее действительно вытекает, что такое распределение не только может быть достигнуто, но и будет эффективным по Парето. Однако она не дает никаких гарантий, что такое распределение будет социально справедливым. Действительно, согласно этой теории, конечное распределение будет зависеть от начального распределения запасов и собственности на предприятия». Но если мы считаем необходимым использовать эффективность рынка в полной мере, но при этом также не забывать о справедливом распределении благ, то с точки зрения этой теории необходимо в первую очередь заняться первоначальным распределением, а не вмешиваться в процесс распределения на следующих стадиях. Такое положение вещей сегодня мы и наблюдаем. Чем лучше стартовые позиции у людей, тем легче им оставаться в высших слоях общества. Социальные лифты сегодня работают все хуже с точки зрения максимизации уровня жизни каждого человека, а не очень узкой элитарной группы людей.
Рынок не обеспечивает стабильного уровня занятости даже в отсутствии кризиса. В 1933 году безработица превышала 20 % в США, в марте 2008 г. безработица составляла 5,1 %, а в сентябре 2009 г. 9,8 %. В 2009 году после кризиса, по данным международной организации труда, численность безработных составила 215 млн человек, а численность работников с нестабильной занятостью — более 1,5 млрд человек.
В современной экономике все большую роль играет труд, в основе которого лежит креативная, творческая, деятельность.
«Рынок — это институт или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (тех, кто обеспечивает предложение) отдельных товаров, услуг и ресурсов»36.
Рыночная экономика способствует росту производства. Подтверждают это данные о ВВП на душу населения в ценах 1995 г. за последние 110 лет. Экономика США выросла с 4091 долл. до 30 491 долл. на душу населения, экономика Нидерландов — с 3329 долл. до 24 303 долл., Япония увеличила свой ВВП на душу населения в 10 раз всего за 50 лет — с 1950 г. с показателем, равным 1921 долл. на душу населения, до 21 935 долл. на душу населения в 2010 г.37
Рост креатоемкости труда, являющийся важным фактором интенсификации производственного процесса, предполагает развитие форм и институтов, которые впоследствии приводят к общественному регулированию экономического развития, дополнению отношений конкуренции отношениями солидарности (низовой демократии), ориентированными на прогресс человеческих качеств. К таким элементам относятся система многообразных форм «экономики солидарности», в рамках которой развиваются отношения самоуправления, самоорганизации, общественный контроль за использованием средств производства.
В современной экономике конкуренция уже не является единственно возможным видом отношений субъектов в производстве. А кооперация приходит на ее место как во многих отдельных небольших фирмах, так и в ТНК.
В большинстве случаев креатоемкий потенциал каждого человека может быть реализован только тогда, когда удовлетворены его базовые потребности, такие как еда, крыша над головой, образование, здравоохранение, безопасность
Если человеку уже нет нужды заниматься этими вопросами, он имеет возможность переключиться на творческий, креативный труд. Когда социально-экономическая система базируется на конкуренции и частной собственности на средства производства и нет гарантий в обеспечении базовых потребностей, у большинства людей нет возможности даже начать заниматься креативным трудом.
Происходит трансформация экономических отношений, в том числе и трудовых, когда внутри одной системы производственных отношений с одним системным качеством зарождается другая система производственных отношений с новым системным качеством.
Приоритетное развитие сфер: наука, образование и культура, т. е. сфер, где главным ресурсом и результатом развития являются знания (креатоемкое производство).
Согласно их концепции, можно выделить несколько основных целей такого развития, среди которых приоритетным является развитие человеческих качеств, показателем которого станет повышение ИРЧП до уровня скандинавских стран и продление жизни до 80 лет и более, обеспечение равенства стартовых возможностей, достижение экологических показателей скандинавских стран, рост свободного времени и т. д. Для достижения поставленных целей существует возможность использовать успешный опыт скандинавских стран в сфере государственного перераспределения ресурсов, обеспечения социальной ответственности частного бизнеса, некоторые изменения в вопросах прав собственности, которое включает полное изъятие на общественные нужды природной ренты. В целом это модель движения от того, что мы имеем сегодня, к социально ориентированной экономике, которая стоит на равноправном партнерстве между государством и частным сектором.
Опыт скандинавских стран очень ценен, и он показывает, что существует и, более того, эффективна не только либеральная, но и социально ориентированная модель рынка.
Креатоемкий труд самый эффективный. Какая экономическая модель нужна для того, чтобы креатоемкий труд смог стать локомотивом ее развития? В первую очередь, такая модель должна основываться на кооперации, а не на конкуренции членов общества. Нобелевский лауреат по экономике 2009 г. Элинор Остром38 доказала эффективность коллективного управления хозяйствами и показала, что зачастую предприятия, которые управляются не на основе частного предпринимательства (и, следовательно, частных интересов), а коллективными сообществами, являются наиболее эффективными.
В современном мире роль человека выросла, и теперь именно он становится основным фактором производства. Все чаще стали подниматься вопросы о человеческом капитале и творческом потенциале человека, человека как движущей силы экономики. Феномен человеческого капитала в том, что теперь он принадлежит человеку, а не владельцу компании или земли.
Прибыль организаций должна вести к общественному благосостоянию.
Не каждый человек может реализовать свой творческий потенциал в рыночной экономике, и поэтому одна из функций трудового законодательства — создать условия для реализации человеком своего творческого потенциала. Экономическая система может быть такой, которая помогала бы человеку реализовать себя, и посредством этого увеличивала бы благосостояние общества и люди смогли бы использовать все знания, накопленные человечеством, для созидания и дальнейшего прогресса.
На смену конкуренции, характерной для индустриального общества, приходит эпоха массового сотрудничества и совместной деятельности.
Творческий потенциал человека — высшая ценность и главный фактор развития экономики и общества в условиях революции знаний. Это аналог индустрии для прошлого века. Образование формирует творческий потенциал человека так же, как тяжелая промышленность формировала его в ХХ столетии.
Имеют разные значения понятия «человеческий капитал» и «человеческий потенциал». В понятии «человеческий капитал» человек рассматривается лишь как средство для получения прибыли. В понятии «человеческий потенциал» человек и его развитие являются целью социально-экономического развития.
В любом обществе важнейшей проблемой собственности является отношение между работником и собственником средств производства39. Важнейший вид трудовых отношений — это отношения между работником и собственником средств производства. Целесообразно ввести в ТК РФ статью на эту тему, например, ст. 20.1 «Трудовые отношения между работником и собственником средств производства».
Одна из тенденций развития сферы труда состоит в расширении сферы рыночных отношений, которое происходит под влиянием прогресса креативной деятельности, свидетельством чему являются данные, показывающие рост роли креативного бизнеса, креативных корпораций, а также продвижение рыночных отношений в сферы науки, культуры, образования, спорта и другие отрасли креативного и суперкреативного ядра экономики. Вторая тенденция состоит в прогрессе тех сфер творческой деятельности, где создаются блага, формирование и использование которых может осуществляться в ряде случаев вне рыночных трансакций. К таким сферам относятся, в частности, викиномика, производство интеллектуальной продукции в режимах копилефт (англ. Copyleft — лицензия, которая позволяет использовать оригинальные (исходные) работы при создании новых (производных) работ без получения разрешения владельца авторского права), открытые источники и многое другое.
В книге40 Дона Тапскотта (Don Tapscott) описывается, как некоторые компании в начале XXI века использовали в своих бизнес-технологиях принципы массового сотрудничества (mass collaboration), взаимодействия равных (peer collaboration) и идеологию открытого кода для достижения коммерческого успеха.
Копилефт-лицензии были созданы для расширения прав и свобод людей без нарушения действующих законов. Правообладатели используют концепцию копилефта, чтобы у любого человека в мире было право использовать, изменять и распространять как исходное произведение, так и произведения, производные от него, и никто не мог бы ограничить это право.
Роль человека в общественном производстве тоже эволюционирует, превращая его из «винтика» производственного процесса в созидателя, реализующего свой внутренний, творческий потенциал в сферах, где доминирующие отношения уже не конкуренция, а солидарность и сотрудничество.
Рост креатоемкости труда, являющийся, как было отмечено, важным фактором интенсификации производственного процесса, предполагает развитие форм и институтов, которые впоследствии приводят к общественному регулированию экономического развития, дополнению отношений конкуренции отношениями солидарности (низовой демократии), ориентированными на прогресс человеческих качеств.
К таким элементам относятся система многообразных форм «экономики солидарности», в рамках которой развиваются отношения самоуправления, самоорганизации, общественный контроль за использованием средств производства, кооперация.
§ 2. Метод правового регулирования трудовых отношений
Известно, что метод правового регулирования (англ. method of legal regulation) — совокупность приемов, способов и средств, с помощью которых материальное и процессуальное право воздействуют на общественные отношения. Метод отвечает на вопрос: как осуществляется регулирование?
Способы правового регулирования представляют из себя основные пути регулирующего воздействия права на общественные отношения, характеризующиеся следующими предписаниями, зафиксированными в норме права;
• Дозволение — предоставление управомоченному лицу возможности совершать определенные действия в своих интересах, при этом такое лицо по своему усмотрению может уклониться от их совершения или вообще не воспользоваться своим правом (например, собственник вещи вправе владеть, пользоваться и распоряжаться ею; граждане вправе избирать и быть избранными в органы власти),
• Позитивное обязывание — возложение на лиц обязанности совершить определенное действие, при этом они не имеют возможности уклониться от исполнения или проигнорировать его (например, обязательства по уплате налогов, по исполнению договора; воинский долг).
• Запрет (негативное обязывание) — обязанность какого-либо лица воздержаться от совершения определенных действий под угрозой в случае неисполнения такого требования применения различного рода санкций (например, при совершении преступлений или административных правонарушений).
В настоящее время делается упор на стимулирующие способы воздействия на психику людей, активизирующие их предприимчивость и социальную активность, а это значит, что содержание способов регулирования формируется преимущественно из поощрительных средств, а также более гибких и альтернативных процедур41.
Средства правового регулирования — явления социальной действительности, выражающиеся в установлениях и действиях, непосредственно позволяющие достигать цели правового регулирования42.
Юридические средства правового регулирования — это установления и действия компетентных государственных органов и должностных лиц, направленные на достижение цели правового регулирования. Первую группу юридических средств — по форме выражения — составляют нормативные правовые акты, акты официального толкования права, акты реализации права, нормативный договор. Во вторую группу — по содержанию — отнесены принципы права, нормы права, правовой прецедент (включая правоположения практики). Такие юридические конструкции, как правовые фикции и презумпции, оценочные понятия, преюдициальные факты, аналогия права и закона и др., выступают конкретными инструментами, посредством которых осуществляется юридическое регулирование, и позволяют описать механизм участия юридических средств в правовом регулировании.
В виде неюридических средств выступают как социальные нормы и правила поведения, так и определенные способы и приемы, используемые в целях правового регулирования. К ним относятся моральные, религиозные нормы, обычаи, корпоративные нормы, переговоры и посредничество (медиация). Категория «средства правового регулирования», в отличие от категории «правовые средства», включает в себя не только юридические явления ввиду того, что в правовое поле вовлекаются и иные социальные регуляторы.
Понятие «средство» соотнесено со смежными категориями, которые используются при описании процесса правового регулирования: «прием», «способ» и «метод», в результате чего был сделан вывод о том, что приемы и способы относятся к правовым средствам, а метод правового регулирования, в свою очередь, представляет собой совокупность применяемых приемов, способов и средств правового регулирования.
Средства правового регулирования представляют собой установления и действия, с помощью которых достигается цель права. Под установлениями понимаются различные нормы и предписания, в которые облекаются явления социальной действительности, в которых они материально выражаются и посредством которых осуществляется правовое регулирование. Имеются в виду различные правовые акты, исходящие от государства, или социальные нормы и правила поведения, вовлекаемые в правовую сферу и участвующие в правовом регулировании, письменно или устно закрепленные, имеющие институциональный характер и др. Действия как правовые средства представляют собой некие процедуры, при помощи которых субъект достигает поставленную цель. Сам процесс выполнения определенного правила поведения также можно считать средством правового регулирования.
При социализме были три субъекта трудового права: работник, работодатель, профсоюзы. При капитализме к ним необходимо добавить собственника средств производства. Во многом содержание трудовых отношений определяются отношениями собственности. В частности, при нехватке средств у работодателя, например на выплату зарплаты, эти средства обязан предоставить собственник средств производства.
§ 3. Система трудового права
Система трудового права — это характеристика трудового права как целого с помощью понятий: система, цели, задачи; функции, структура; развитие системы.
Теоретрической базой системы трудового права среди прочих составляют работы авторов: фон Берталанфи, И.В. Блауберга, В.Н. Садовского, Э.Г. Юдина; С.С. Алексеева, О.С. Иоффе, Д.А. Керимова, А.С. Пиголкина, В.Д. Сорокина, A.Ф. Шебанова, Л.C. Явича, Н.Г. Александрова, B.C. Андреева, С.Ю. Головиной, К.И. Гусова, С.А. Иванова, И.Я. Киселева, В.Г. Мельникова, Н.Г. Морозова, В.М. Лебедева, Р.З. Лившица, М.В. Лушниковой, A.M. Лушникова, М.В. Молодцова, С.П. Маврина, А. Ф. Нуртдиновой, Ю.П. Орловского, А.Е. Пашерстника, А.С. Пашкова, А.И. Процевского, В.Н. Скобелкина, О.В. Смирнова, В.И. Смолярчука, Л.А. Сыроватской, Л.С. Таля, В.Н. Толкуновой, Е.Б. Хохлова и др., Работы ученых Германии: Г. Кельзена, Ф.-Ж. Пайне, К. B. Канариса, Р. Риккарди, В. Хромадки, А. Юнкера, Ф. Машманна, В. Дойблера и др43.
Система трудового права, по мнению Мельникова В.Г., — это социальная, абстрактная, открытая, органичная система, имеющая как генетические связи, так и связи координации и субординации. Для нее как для органичной системы характерно наличие особых управляющих механизмов, через которые структура целого воздействует на характер функционирования и развития частей: механизмы правового регулирования, законотворчества, совершенствования права.
Существуют разные системы: трудового права, трудового законодательства, науки трудового права, социально трудовых отношений.
§ 4. Функции трудового права
Функции трудового права — это направления его действия на общественные отношения. Функции осуществляются структурными элементами. Основной функцией трудового права в современных условиях является развитие человеческого капитала. Эта функция включает все функциональные направления действия трудового права, которые рассматривались ранее.
Человеческий капитал (ЧК) — совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом.
Впервые в 1961 году это словосочетание использовал американец Теодор Шульц, а его последователь — Гэри Беккер развил эту идею с 1965 года, обосновав эффективность вложений в человеческий капитал и сформулировав экономический подход к человеческому поведению. За свою теорию он получил в 1992 году Нобелевскую премию по экономике.
Первоначально под человеческим капиталом понималась лишь совокупность инвестиций в человека, повышающая его способность к труду — образование и профессиональные навыки. В дальнейшем понятие человеческого капитала существенно расширилось. Последние расчеты, сделанные экспертами Всемирного банка, включают в него потребительские расходы — затраты семей на питание, одежду, жилища, образование, здравоохранение, культуру, а также расходы государства на эти цели.
Человеческий капитал в широком смысле — это интенсивный производительный фактор экономического развития, развития общества и семьи, включающий образованную часть трудовых ресурсов, знания, инструментарий интеллектуального и управленческого труда, среду обитания и трудовой деятельности, обеспечивающие эффективное и рациональное функционирование ЧК как производительного фактора развития.
Человеческий капитал:
— это интеллект, здоровье, знания, качественный и производительный труд и качество жизни;
— главный фактор формирования и развития инновационной экономики и экономики знаний как следующего, высшего этапа развития.
Существует следующая классификация человеческого капитала:
1. Индивидуальный человеческий капитал.
2. Человеческий капитал фирмы.
3. Национальный человеческий капитал.
В национальном богатстве человеческий капитал в развитых странах составляет от 70 до 80 %. В России около — 50 %44.
В научной литературе понятие человеческого капитала (Human Capital) появилось в публикациях второй половины XX века в работах американских ученых-экономистов Теодора Шульца и Гэри Беккера (1992 г.). За создание основ теории ЧК им были присуждены Нобелевские премии по экономике — Теодору Шульцу в 1979 г., Гэри Беккеру в 1992 г. Вложил существенный вклад в создание теории ЧК и выходец Минской и Харьковской губерний Российской империи — Саймон (Семён) Кузнец, получивший Нобелевскую премию по экономике в 1971 г.
Человеческий капитал — основной производительный и социальный фактор развития современной экономики и общества.
Вклад в развитие современной теории человеческого капитала внесли Т. Шульц, Г. Беккер, Э. Денисон, Р. Солоу, Дж. Кендрик, С. Кузнец, С. Фабрикант, И. Фишер, Р. Лукас и другие экономисты, правоведы, социологи и историки.
Понятие человеческого капитала является естественным развитием и обобщением понятий человеческого фактора и человеческого ресурса, однако ЧК является более широкой экономической категорией.
Так, С. Фишер дал следующее определение ЧК: «Человеческий капитал есть мера воплощенной в человеке способности приносить доход. ЧК включает врожденные способности и талант, а также образование и приобретенную квалификацию». В настоящее время это определение считают определением ЧК в узком смысле.
Саймон Кузнец (Са́ймон Смит Кузне́ц (англ. Simon S. Kuznets; до эмиграции — Ши́мен (Семён) Абра́мович Кузне́ц; 30 апреля 1901, Пинск, Минская губерния — 8 июля 1985, Кембридж, Массачусетс) — американский экономист, статистик, демограф и историк экономики. Лауреат Нобелевской премии по экономике 1971 года «за эмпирически обоснованное толкование экономического роста, которое привело к новому, более глубокому пониманию экономической и социальной структуры и процесса развития в целом») среди ограничителей на применение опыта передовых стран развивающимися странами поставил на первое месте стартовые потенциалы физического капитала и человеческого капитала. Как видим, Саймон Кузнец на первое место из факторов, определяющих удачное применение накопленного опыта передовых стран, поставил достаточность стартового накопленного человеческого капитала. И это не случайно. Высокий уровень и качество накопленного ЧК необходимы для ускоренного осуществления институциональных реформ, трансформации государства, технологического обновления производств, рыночных преобразований экономики и т. д. И в итоге именно достаточно высокие уровень и качество ЧК страны с догоняющей экономикой обеспечивают ее выход на стабильный рост душевого ВВП и повышение уровня и качества жизни населения. Таким образом, человеческий капитал, по Кузнецу, является главной доминантой возможного стабильного роста экономик развивающихся стран.
Американский экономист Эдвард Денисон (внесли вклад в эту проблему Роберт Солоу, Джон Кендрик и др.) разработал классификацию факторов экономического роста. Из 23 выбранных им факторов 4 относятся к труду, 4 — к капиталу, 1 — земля, 14 характеризуют вклад НТП. По мнению Денисона, экономический рост определяется не столько количеством затраченных факторов, сколько их качеством и ростом этого качества. На первое место Денисон поставил качество рабочей силы.
Из анализа экономического роста США за 1929–1982 годы Денисон сделал вывод, что определяющим фактором роста выпуска на одного работающего (производительности труда) является образование, важнейшая составляющая ЧК
Т. Щульц существенно развил теорию человеческого капитала на начальном этапе ее развития. Он одним из первых ввел понятие человеческого капитала как производительного фактора. И сделал многое для понимания роли человеческого капитала как главного двигателя и фундамента индустриальной и постиндустриальной экономик.
Основными результатами инвестиций в человека Шульц считал накопление способностей людей к труду, их эффективную созидательную деятельность в обществе, поддержание здоровья и т. д. Он полагал, что человеческий капитал обладает необходимыми признаками производительного характера. ЧК способен накапливаться и воспроизводиться. По оценкам Шульца, из производимого в обществе совокупного продукта на накопление человеческого капитала используется уже не 1/4, как следовало из большинства теорий воспроизводства XX века, а 3/4 его общей величины.
Г. Беккер первым перенес понятие ЧК на микроуровень. Человеческий капитал предприятия он определил, как совокупность навыков, знаний и умений человека. В качестве инвестиций в них Беккер учел в основном затраты на образование и обучение. Беккер оценил экономическую эффективность образования прежде всего для самого работника. Дополнительный доход от высшего образования он определил следующим образом. Из доходов тех, кто окончил колледж, он вычитал доходы работников со средним общим образованием. Издержками образования считались как прямые затраты, так и альтернативные издержки — упущенный доход за время обучения. Отдачу от инвестиций в образование Г. Беккер оценил, как отношение доходов к издержкам, получив примерно 12–14 % годовой прибыли.
В 1992 году профессор экономики и социологии Чикагского университета Г. С. Беккер был удостоен Нобелевской премии по экономике за «Распространение сферы микроэкономического анализа на целый ряд аспектов человеческого поведения и взаимодействия, включая нерыночное поведение». Главные книги Беккера — «Экономика дискриминации», «Человеческий капитал» и «Трактат о семье» — посвящены различным аспектам теории человеческого капитала.
Беккер развил теорию конкуренции, стратегии и развития фирмы. Он ввел различение между специальными и общими инвестициями в человека. Он выделил особое значение специального обучения, специальных знаний и навыков. Специальная подготовка работников формирует конкурентные преимущества организации, особенности ее продукции и поведения на рынках, в конечном итоге, ее ноу-хау, имидж и бренд. В специальной подготовке заинтересованы в первую очередь сами фирмы и корпорации, и они финансируют ее. Эти работы Беккера стали основой создания современной теории фирмы и конкуренции.
Беккер в рамках теории человеческого капитала исследовал структуру распределения личных доходов, возрастную их динамику, неравенство в оплате мужского и женского труда и т. д.
Беккер доказал и политикам, и предпринимателям на обширном статистическом материале, что образование является фундаментом увеличения доходов и наемных работников, и работодателей, и государства в целом
В результате политики финансисты и предприниматели стали рассматривать вложения в образование как перспективные капиталовложения, приносящие доход.
Беккер в своих работах рассматривал работника как комбинацию одной единицы простого труда и известного количества воплощенного в нем человеческого капитала. Его заработную плату (доход) — как сочетание рыночной цены его простого труда и дохода от вложенных в человека инвестиций. Причем основную часть дохода работнику, по оценкам Беккера, а также расчетам других исследователей, приносит именно человеческий капитал.
Рассмотрим широкое определение человеческого капитала.
В настоящее время на базе теории и практики ЧК формируется и совершенствуется успешная парадигма развития США и ведущих европейских стран. На основе теории ЧК отстававшая Швеция модернизировала свою экономику и вернула в 2000-х годах лидерские позиции в мировой экономике. Финляндия за исторически короткий период времени сумела перейти от сырьевой в основном экономики к инновационной экономике и создать свои собственные конкурентоспособные высокие технологии, не отказываясь от глубочайшей переработки своего главного природного богатства — леса. Сумела выйти на первое место в мире в рейтинге по конкурентоспособности экономики в целом. Более того, именно на доходы от переработки леса в товары с высокой добавленной стоимостью и создавали финны свои инновационные технологии и продукты.
Всё это имело место не потому, что теория и практика ЧК реализовала в себе некую волшебную палочку, а потому, что стала ответом экономической теории и практики на вызовы времени, на вызовы нарождающейся во второй половине XX века инновационной экономики (экономики знаний) и венчурного научно-технического бизнеса.
Развитие науки, формирование информационного общества на передний план в качестве составляющих сложного интенсивного фактора развития — человеческого капитала — выдвинули знания, образование, здоровье, качество жизни населения и самих ведущих специалистов, определяющих креативность и инновационность национальных экономик.
В условиях глобализации мировой экономики, в условиях свободного перелива любого капитала, включая ЧК, из страны в страну, из региона в регион, из города в город, в условиях острой международной конкуренции, ускоренного развития высоких технологий огромные преимущества в создании стабильных условий для роста качества жизни, создания и развития экономики знаний, информационного общества, развития гражданского общества имеют страны с накопленным качественным человеческим капиталом, т. е. страны с образованным, здоровым и оптимистичным населением, конкурентоспособными профессионалами мирового уровня во всех видах экономической деятельности, в образовании, науке, в управлении и других сферах.
Понимание и выбор ЧК в качестве главного фактора развития буквально диктует системный и комплексный подход при разработке концепции или стратегии развития и увязки с ними всех других частных стратегий и программ. Диктат этот следует из сущности национального ЧК как многокомпонентного фактора развития. Причем этот диктат особо выделяет условия жизни, работы и качество инструментария специалистов, определяющих креативность и созидательную энергию страны.
Ядром ЧК, конечно, был и остается человек, но ныне — человек образованный, созидательный и инициативный, обладающий высоким уровнем профессионализма. Сам же человеческий капитал определяет в современной экономике основную долю национального богатства стран, регионов, муниципальных образований и организаций. В то же время доля неквалифицированного труда в ВВП развитых и развивающихся стран, включая Россию, становится все меньше, а в технологически передовых странах она уже исчезающе мала.
Поэтому разделение труда на неквалифицированный труд и труд, требующий образования, особых навыков и знаний, постепенно теряет свой изначальный смысл и экономическое содержание при определении ЧК, который основоположники теории ЧК отождествляли с образованными людьми и их накопленными знаниями и опытом. Понятие ЧК как экономической категории постоянно расширяется вместе с развитием мирового информационного сообщества и экономики знаний.
Человеческий капитал в широком определении — это интенсивный производительный фактор развития экономики, общества и семьи, включающий образованную часть трудовых ресурсов, знания, инструментарий интеллектуального и управленческого труда, среду обитания и трудовой деятельности, обеспечивающие эффективное и рациональное функционирование ЧК как производительного фактора развития.
Кратко: человеческий капитал — это интеллект, здоровье, знания, качественный и производительный труд и качество жизни.
Различают физический капитал, финансовый капитал, природный капитал, интеллектуальный капитал и человеческий капитал, а также некоторые другие виды капитала. Национальное богатство включает физический, человеческий, финансовый и природный капиталы
Человеческий капитал формируется за счет инвестиций в повышение уровня и качества жизни населения, в интеллектуальную деятельность. В том числе — в воспитание, образование, здоровье, знания (науку), предпринимательскую способность и климат, в информационное обеспечение труда, в формирование эффективной элиты, в безопасность граждан и бизнеса и экономическую свободу, а также в культуру, искусство и другие составляющие. Формируется ЧК и за счет притока из других стран. Или убывает за счет его оттока, что и наблюдается пока в России.
В состав ЧК входят инвестиции и отдача от них в инструментарий интеллектуального и управленческого труда, а также инвестиции в среду функционирования ЧК, обеспечивающие его эффективность.
ЧК является сложным и распределенным интенсивным фактором развития. Он, словно кровеносные сосуды в живом организме, пронизывает всю экономику и общество. И обеспечивает их функционирование и развитие. Или, напротив, угнетает при низком его качестве. Поэтому существуют объективные методологические трудности с оценкой его отдельной экономической эффективности, его отдельной производительности, его отдельного вклада в рост ВВП и в повышение качества жизни. ЧК через специалистов и ИТ вносит вклад в развитие и рост экономики всюду, во всех видах экономической и производственной деятельности.
ЧК вносит свой вклад в повышение качества и производительности труда во всех видах жизнедеятельности и жизнеобеспечения. Во всех видах экономической деятельности, управления образованные профессионалы определяют производительность и эффективность труда. А знания, качественный труд, квалификация специалистов играют решающую роль в эффективности функционирования и работы институтов и организации всех форм и видов.
Основными драйверами развития ЧК являются конкуренция, инвестиции, инновации
Инновационный сектор экономики, креативная часть элиты, общества, государства являются источниками накопления высококачественного ЧК, который и определяет направление и темпы развития страны, региона, международных объединений, организаций. С другой стороны, накопленный качественный ЧК лежит в основе инновационной системы и экономики (ИЭ).
Процессы развития ЧК и ИЭ составляют единый процесс формирования и развития инновационно-информационного общества и его экономики.
Чем же отличается человеческий капитал от человеческого потенциала? Индекс человеческого потенциала страны или региона рассчитывается по трем показателям: ВВП (или ВРП), продолжительности жизни и грамотности населения. То есть это более узкое понятие, чем ЧК. Последний поглощает понятие человеческого потенциала как свою укрупненную составляющую.
Чем отличается человеческий капитал от трудовых ресурсов? Трудовые ресурсы — это непосредственно люди, образованные и необразованные, определяющие квалифицированный и неквалифицированный труд. Человеческий капитал — понятие гораздо более широкое и включает помимо трудовых ресурсов накопленные инвестиции (с учетом их амортизации) в образование, науку, здоровье, безопасность, в качество жизни, в инструментарий интеллектуального труда и в среду, обеспечивающую эффективное функционирование ЧК.
Инвестиции в формирование эффективной элиты, в том числе в организацию конкуренции, являются одними из важнейших инвестиций в ЧК.
Еще со времен классиков науки Д. Тойнби и М. Вебера известно, что именно элита народа определяет вектор направления его развития: вперед, вбок или назад
Предпринимательский ресурс — это творческий ресурс, интеллектуальный ресурс развития экономики. Поэтому инвестиции в предпринимательский ресурс — это инвестиции в развитие ЧК в части повышения его конструктивности, креативности и инновационности. В частности, бизнес-ангелы — необходимая составляющая ЧК.
Инвестиции в институциональное обслуживание направлены на создание комфортных условий обслуживания гос. институтами граждан, включая врачей, преподавателей, ученых, инженеров, т. е. ядро ЧК, что способствует повышению качества их жизни и труда.
Инвестиции в развитие гражданского общества и в экономическую свободу способствуют повышению креативности и законопослушности граждан, формированию оптимистической и конструктивной и одновременно рациональной идеологии, формированию гос. институтов, стимулирующих рост качества жизни. Способствуют формированию здорового образа жизни. И в итоге ведут к росту эффективности труда и экономики.
Эти инвестиции формируют коллективный гражданский разум, коллективный интеллект, направленный на созидание. В состав ЧК необходимо включать также инвестиции в создание среды, обеспечивающей его эффективное функционирование. В развивающейся стране невозможно повсеместно создать конкурентоспособные комфортные условия для специалистов высшей квалификации, необходимых для формирования эффективной инновационной системы и сектора инновационной экономики. Поэтому создаются ОЭЗ, технополисы и технопарки (пример — Китай, Индия). В них реализуется особый режим проживания, повышенная безопасность, улучшенная инфраструктура, повышенное качество жизни. Создаются комфортные условия для общения ученых и инженеров с целью реализации синергетических эффектов усиления творческой мощи научных и инновационных коллективов.
В то же время, например, в криминализированной и коррумпированной стране ЧК не может функционировать эффективно по определению. Даже если это «ввезенный» внешний высококачественный ЧК, обеспеченный за счет его притока. Он либо деградирует, ввязываясь в коррупционные схемы, как это было в том числе с иностранными и прочими советниками, приведшими РФ к дефолту. Либо «работает» неэффективно.
Для эффективного функционирования ЧК необходимо конкурентоспособное качество жизни, включая безопасность, экологию и жилищные условия, причем на уровне развитых стран мира. Иначе лучшие специалисты уезжают туда, где им удобнее жить и комфортнее и безопаснее работать.
Почему в состав ЧК необходимо включать инструментарий, методики, источники информации работы специалистов? Потому как, например, выдающийся программист без мощного компьютера, без базы данных, без источников информации, без исходных программ не способен реализовать свои возможности, опыт и знания
Понятие человеческого капитала и информации, ИТ тесно переплетаются между собой. Более того, сами ИКТ возникают именно на стыке категорий информации и человеческого капитала, поскольку информационные потоки пронизывают все сферы жизни человечества и играют все нарастающую роль в условиях глобализации мирового сообщества. Сама по себе накопленная информация мертва без систем ее доставки потребителям, без систем коммуникации, управления и обработки. Важность же значения информации для современной экономики и жизни общества уже вытекает из самого устоявшегося названия передовых постиндустриальных экономик — «информационное общество», инновационно-информационная экономика или экономика знаний.
При таком расширении экономической категории «человеческий капитал» она выходит, как уже отмечалось, собственно из «плоти» человека. Мозги людей не работают эффективно при плохом качестве жизни, при низкой безопасности, при агрессивной или угнетающей среде проживания и работы человека.
Фундаментом, на котором созданы инновационные экономики и информационные общества, служат торжество закона, высокое качество человеческого капитала, высокое качество жизни и эффективная индустриальная экономика, которая плавно трансформировалась в постиндустриальную или инновационную экономику.
Инновации в рыночной экономике есть следствие свободной конкуренции на рынках. При отсутствии источника генерации инноваций — конкуренции — отсутствуют и сами инновации или они носят случайный характер. Желание и необходимость получить большую прибыль подталкивают частного собственника сделать что-то особенное, полезное, чего нет у конкурентов, чтобы его товар был привлекательнее и лучше продавался. Экономическая свобода, конкурентные рынки, торжество закона и частная собственность — вот те факторы, что автоматически генерируют инновации, спрос на них, инвестиции в инновационный продукт и мостят дорогу между идеей и инновационным товаром. Вне рыночной экономики со свободными конкурентными рынками создать ИЭ и самоподдерживающую генерацию инноваций и инновационных товаров невозможно априори.
Главные причины торможения научно-технической и инновационной деятельности в России — низкое качество ЧК и неблагоприятная, даже угнетающая среда для инновационной деятельности. Снизилось качество всех составляющих ЧК: образования, науки, элиты, специалистов, качество жизни. И для венчурного бизнеса и инновационной экономики необходимо построить надежный фундамент.
Стоимость национального человеческого капитала стран мира на базе затратного метода оценили специалисты Всемирного банка.
Использовались оценки составляющих ЧК по затратам государства, семей, предпринимателей и разных фондов. Они позволяют определить текущие ежегодные затраты общества на воспроизводство человеческого капитала.
В США стоимость человеческого капитала в конце XX века составляла 95 трлн долл., или 77 % национального богатства (НБ), 26 % мирового итога стоимости ЧК.
Стоимость мирового ЧК составила 365 трлн долл., или 66 % мирового богатства, 384 % к уровню США.
Для Китая эти показатели составляют: 25 трлн долл., 77 % от всего НБ, 7 % мирового итога ЧК и 26 % к уровню США. Для Бразилии соответственно: 9 трлн долл., 74 %, 2 % и 9 %. Для Индии: 7 трлн долл., 58 %, 2 %; 7 %.
Для России показатели составляют: 30 трлн долл., 50 %; 8 %; 32 %. На долю стран «семерки» и ЕЭС на расчетный период приходилось 59 % мирового ЧК, что составляет 78 % от их национального богатства. Человеческий капитал в большинстве стран превышал половину накопленного национального богатства (исключение — страны ОПЕК). На процентную долю ЧК существенно влияет стоимость природных ресурсов. В частности, для России доля стоимости природных ресурсов сравнительно велика.
Основная часть мирового человеческого капитала сосредоточена в развитых странах мира. Это связано с тем, что инвестиции в ЧК в последние полвека в этих странах значительно опережают инвестиции в физический капитал. В США соотношение «инвестиций в человека» и производственных инвестиций (социальные расходы на образование, здравоохранение и социальное обеспечение в % к производственным инвестициям) в 1970 году составляло 194 %, а в 1990 году — 318 %.
Существуют определенные трудности при сравнительной оценке стоимости ЧК стран с неодинаковым уровнем развития. Человеческий капитал слаборазвитой страны и развитой страны имеет существенно различную производительность на единицу капитала, а также весьма различное качество (например, существенно различное качество образования и медицинского обслуживания). Для оценки эффективности национального человеческого капитала применяются методы факторного анализа с использованием страновых международных индексов и показателей. При этом значения коэффициента эффективности ЧК для разных стран отличаются в разы, что близко к отличиям в их производительности труда. Методика измерения национального человеческого капитала изложена в работе Корчагина Ю. А.45.
Стоимость российского национального человеческого капитала снижалась за последние 20 лет в связи с низкими инвестициями в него и деградацией образования, медицины, науки.
Экономическая категория «человеческий капитал» формировалась постепенно. И на первом этапе состав ЧК включал небольшое число составляющих — воспитание, образование, знания, здоровье. Причем длительное время человеческий капитал считался только социальным фактором развития, т. е. затратным фактором с точки зрения теории роста экономики. Считалось, что инвестиции в воспитание, в образование являются непроизводительными, затратными. Во второй половине XX столетия отношение к человеческому капиталу и образованию постепенно кардинально изменилось.
В действительности же именно инвестиции в образование и в науку обеспечили в прошлом опережающее развитие Западной цивилизации — Европы и Северной Америки в сравнение с Китаем, Индией и другими странами. Исследования развития цивилизаций и стран в прошлых веках показывают, что человеческий капитал и тогда был одним из основных факторов развития, предопределивших успехи одних стран и неудачи других.
Западная цивилизация на определенном историческом этапе выиграла глобальное историческое соревнование с более древними цивилизациями именно за счет более быстрого роста человеческого капитала, включая образование, в средние века. В конце XVIII века Западная Европа перегнала в полтора раза Китай (и Индию) по душевому ВВП и вдвое по показателю грамотности населения. Последнее обстоятельство, помноженное на экономическую свободу, а затем и демократию, стали главным фактором экономических успехов европейцев, а также США и других англосаксонских стран.
Показательно влияние человеческого капитала на рост экономики и на примере Японии. В стране Восходящего Солнца, придерживающейся веками изоляционистской политики, всегда был высок уровень человеческого капитала, включая образование и продолжительность жизни. В 1913 году среднее число лет обучения взрослого населения в Японии составляло 5.4 года, в Италии — 4.8, в США — 8.3 года, а средняя продолжительность жизни — 51 год (примерно как и в Европе и США). В России эти показатели были такими: 1–1.2 года и 33–35 лет. Поэтому Япония по уровню стартового человеческого капитала оказалась готовой в XX столетии совершить технологический рывок и войти в число передовых стран мира.
Человеческий капитал является самостоятельным сложным интенсивным фактором развития, собственно, фундаментом роста ВВП в сочетании с инновациями и высокими технологиями в современных условиях. Отличие этого сложного интенсивного фактора от природных ресурсов, классического труда и обычного капитала состоит в необходимости постоянных повышенных инвестиций в него и существовании значительного временного лага в отдаче от этих инвестиционных вложений. В развитых странах мира в конце 1990-х годов в человеческий капитал вкладывалось около 70 % всех средств, а в физический капитал — только около 30 %. Причем основную долю инвестиций в человеческий капитал в передовых странах мира осуществляет государство. И именно в этом состоит одна из его важнейших функций в части государственного регулирования экономики.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Трудовое право. Часть 1 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
14
Чернова Е. Хаос и порядок: фрактальный мир // Природа. — 2015. — № 5. URL: https://elementy.ru/nauchno-populyarnaya_biblioteka/433062/Khaos_i_ poryadok_fraktalnyy_mir
18
Батищев Г.С. Деятельностная сущность человека как философский принцип // Проблема человека в современной философии. — М., 1969; Ильенков Э.В. Диалектическая логика. — М., 1974; Иванов В.П. Человеческая деятельность — познание — искусство. — Киев, 1977; Лекторский В.А. Субъект. Объект. Познание. — М., 1980; Деятельность: теория, методология, проблемы. — М., 1990; Щедровицкий Г.П. Избранные труды. — М., 1995; Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. — М., 1997; Выготский Л.С. Мышление и речь. — М., 1999; Круглый стол «Деятельность, культура, человек» // Вопросы философии. — 2001. — № 2, 3; Activity Theory and Socia Practice: Cultural-Historical Approaches. — Aarhus, 1999.
Морозов Ф.М. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. — М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2009.
19
URL: http://dic.academic.ru/searchall.php?SWord=%D0%B4%D0%B5%D1 %8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82 %D1%8C&stype=0&btype=1&p=8
20
Выставкин А.В. Теория деятельности в советской философии: Историко-философский анализ: Автореф. дис.…канд. филос. наук. — СПб., 2000.
22
Российская энциклопедия по охране труда / под ред. В. К. Варова, И. А. Воробьева, А. Ф. Зубкова, Н. Ф. Измерова. — М.: НЦ ЭНАС, 2007.
23
Медведева Т.А. Социально-трудовые отношения: теоретические основы и современная практика регулирования: автореф. дис.…канд. экон. наук. — М., 1999.
25
Трудовое право России: учебник для вузов / отв. ред.: Р.З. Лившиц, Ю.П. Орловский. — М., 1998. — С. 18–20.
27
Ходжсон Дж. Экономическая теория и институты: Манифест современной институциональной экономической теории / пер. с англ. — М.: Дело, 2003. — С. 254.
28
Современный экономический словарь. 2005. URL: http://www.slovarnik.ru/ html-economica/p/proval3-r3nka.html. Архипова О. В. Анализ провалов государства и провалов рынка в сравнительной форме // Вестник Челябинского государственного университета. — 2010. — № 27(208). — Экономика. — Вып. 29.
Winston C. Government Failure versus Market Failure. Microeconomics Policy Research and Government Performance. Washington, DC: AEI-Brookings Joint Center for Regulatory Studies. — 2006. — P. 2 (пер. автора). Маркс К. Нищета философии. — М.: Либроком, 2010. URL: http://recep.ru/files/documents/04_10_13_ RegInGov_Ru.pdf Тамбовцев В.Л. Государственное регулирование государства: вопросы теории, международный опыт, российские реформы. — М., 2004.
29
Еврофонд, European Foundation for the Improvement of Living and Working Conditions. URL: http://www.eurofound.europa.eu/
30
Мизес Л. М. Либерализм. — М.: Социум, 2007. — С. 53. URL: http:// socioline.ru/files/5/315/mizes_liberalizm.pdf
33
Иноземцев В. Л. За пределами экономического общества. Постиндустриальные теории и постэкономические тенденции в современном мире. — М., 1998.
37
Joerg B. et al. (ed.). How Was Life? Global Well-being since 1820: Global Well-being since 1820. OECD Publishing, 2014. — P. 67. URL: http://dspace.library. uu.nl/bitstream/handle/1874/306235/3014041ec007.pdf?sequence=1
38
Остром Э. Управляя общим. Эволюция институтов коллективной деятельности. — М.: Мысль, ИРИСЭН, 2011. — 447 с. (Серия «Экономика»).
39
Бузгалин А. В., Колганов А. И. Пределы капитала: методология и онтология. Реактуализация классической философии и политической экономии (избранные тексты). — М.: Культурная революция, 2009.
42
Васильева Н. В. Юридические и неюридические средства в системе правового регулирования: Автореф. дис.…канд. юрид. наук. — Омск, 2014.