Нормандия и Бретань

Владимир Дараган

Путешествие по Нормандии и Бретани. 25 средневековых городов: замки, крепости. Тут родился импрессионизм, образовались Сен-Симеоновская и Понт-Авеновская школы художников. Моне, Ван Гог, Синьяк, Гоген, Боннар, Бернар, Буден, Курбе, Серузье и многие другие любили эти края. Тут разворачивались события в книгах Пруста, Флобера, Мопассана, Сименона… Жанна д’Арк, Франсуаза Саган, Эмиль Верхарн, Шарль Бодлер… – они связаны с Нормандией и Бретанью. Открывайте книгу и путешествуйте вместе с нами.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Нормандия и Бретань предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Руан

Клод Моне в Живерни

«Мне казалось, без каталога не догадаться, что это — стог сена. Эта неясность была мне неприятна: мне казалось, художник не вправе писать так неясно. Смутно чувствовалось мне, что в этой картине нет предмета. С удивлением и смущением замечал я, однако, что картина эта волнует и покоряет, неизгладимо врезывается в память и вдруг неожиданно так и встанет перед глазами до мельчайших подробностей».

Церковь в Живерни

Это написал Василий Кандинский, увидев картину Клода Моне на выставке французского искусства в Москве в 1896-м году. Я его понимаю, всегда задерживаюсь в музеях у картин из серии «Стога». В этой серии 31 картина — разное освещение, разные времена года… Моне начинал писать рано утром, потом, когда освещение менялось, он начинал новую картину, заканчивая предыдущую на следующий день, при похожем освещении. Иногда он одновременно работал над пятнадцатью картинами.

Непостоянство света — это еще не вся проблема. «Модели» Моне могли просто-напросто исчезнуть. Местные жители вспоминают историю, как однажды утром один крестьянин приблизился к своему стогу с вилами, чтобы погрузить его на подводу, и увидел возмущенного художника, стоящего у мольберта. «Даю тебе 50 франков, если ты придешь сюда только через два дня», — сказал он. Крестьянин и художник оба остались довольными.

Полотна из серий «Стога» и «Тополя» были написаны в окрестностях маленькой деревушки Живерни, где Моне в 1883-м году сначала арендовал, а потом купил дом с большим яблоневым садом — прежние хозяева тут делали сидр. Было художнику тогда 43 года и ровно столько же он прожил в этом доме. Моне решил окончить кочевую жизнь и обосноваться в тихой сельской местности, когда из окна поезда он увидел деревушку, речку, зеленые холмы… Все это мы теперь видим на его картинах.

Дом Клода Моне

Недалеко от Живерни, на берегу Сены стоит город Вернон. Сейчас, когда почти каждый знает имя Клода Моне, говорят, что не Живерни около Вернона, а Вернон около Живерни. Дом художника, превращенный в музей, стал местом паломничества. В Живерни открылись рестораны, гостиницы, на берегу ручья огромная парковка. В летнее время, когда цветут водяные лилии, которые так любил Моне, улицы запружены толпами туристов, в кассу музея огромные очереди — все хотят увидеть пруд и японские мостики, знакомые по многочисленным полотнам художника.

Но это летом. Начало апреля, когда мы оказались на почти пустой парковке, было прекрасно. Молодая зелень, цветы, свежий ветерок. Несколько минут и мы на улице Клода Моне. На перекрестке остановились. К дому Моне — направо, к церкви, на кладбище которой он похоронен, — налево.

— Давай сначала выпьем кофе, — предложила МС.

Мы пошли по пустой улице налево. Подошли к отелю Baudy. Пестрый кирпичный фасад, на фасаде табличка, что здесь Клод Моне встречался с Сислеем, Ренуаром, Сезанном, Роденом… Ух, какие имена! Гордость для любого музея. А тогда они были малоизвестными, полуголодными.

Небольшое кафе в жилом доме. Приветливая хозяйка. В зале совсем домашняя остановка: тюль на окнах, кружевные скатерти, цветастые подушки на диване, пальма в кадке… Кофе вкусный. Заходит группа японских туристов — вежливые, тихие. Импрессионизм любят и там.

Пруды Клода Моне

На пригорке церковь, известная по картинам Моне. Ранняя готика, скромный фасад, деревянная темная колокольня. За церковью кладбище. Крест, таблички с именами, знакомыми из книг о жизни художника. На могиле анютины глазки, папоротник… Очень скромно, никаких помпезных обелисков.

Идем назад, к дому Моне. Табличка приглашает в музей импрессионизма. Решили не распыляться. Я протираю объектив телефона, готовлюсь к встрече с мостиками Моне. Заходим на территорию, в дом зайдем потом, сначала сад и пруд.

Сад… Тут бы по-американски завопить «Вау!». Сотни метров грядок с цветами. Невообразимое по масштабу зрелище. Вспоминаю, что когда Моне разбогател, то в его саду работало семь садовников. Теперь понимаю, что для каждого тут находилась работа. Кто-то сказал о Моне, что он садовод, ставший художником. Каталоги, книги по ботанике — все это тщательно изучалось. Цветы выписывались из разных уголков мира. Будь я садоводом, я бы перечислил названия цветов, которые увидел. Быстро нашел тюльпаны, ирисы и нарциссы. Многие цветы видел в первый раз. Пытался сфотографировать сад, но фото явно не передаёт его размеры и красоту. Ладно, решил потом попробовать из окна дома.

Конец ознакомительного фрагмента.

Руан

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Нормандия и Бретань предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я