Как выбрать идеальный лагерь для пользы детей и спокойствия родителей

Владимир Вячеславович Чубакин, 2020

Время однообразных пионерских лагерей, которые были у каждого предприятия и все ездили в свои лагеря прошло. Появилось большое разнообразие коммерческих, муниципальных, маленьких и больших, палаточных, развлекательных и образовательных лагерей, южных и областных. Как разобраться в таком разнообразии, особенно, когда ты собираешь ребенка в лагерь первый раз или уже есть отрицательный опыт? А может быть лучше дача? Кому доверить ребенка, как собрать чемодан, как жить, когда ребенок там, а я здесь? Такие и множество других вопросов задает себе каждый заботливый родитель. Эта книга в помощь родителям и детям от отца четверых детей, автора и научного руководителя лагеря "Чайка "Новая цивилизация" – лагеря хороших привычек, автора "Педагогики созидания и сотрудничества" , педагога-новатора со стажем более 25 лет, спикера программы "Будущее начинается сегодня" для подростков и "Шаги навстречу" для родителей и детей.

Оглавление

Взгляд родителя, взгляд ребенка

Кто выбирает лагерь?

Для нас это серьезный вопрос.

На кого работаете, ребята?

(Х-Ф. «Красная шапочка» цитата)

Мы для себя решили, и вот уже 15 лет это нравится воспитанникам и родителям нашего лагеря, что лагерь должен служить лагерь должен служить трем господам,

Нравственность. (В других лагерях это можно назвать идея.)

Ребенок.

Родитель.

Конечно же, можно все это объединить в понятие «семья с общечеловеческими нравственными принципами».

Что это значит?

Если дети захотят курилку или вайфай и соцсети в лагере, мы не сможем им услужить.

Если родители захотят во время игры в футбол забрать ребенка с поля, мы тоже не сможем это сделать. Точнее, сделаем, но скрепя сердце. Ведь можно же подождать? Преданность команде, борьба за результат, на данный момент времени для ребенка очень важны. Это софт-скиллс — гибкие навыки для успешной жизни. Дружить, работать в команде и не подводить ее. Жертвовать ради друзей и победы. Согласны?

Ожидания ребенка от лагеря общение, доступ к телефону, беситься, чтобы меня никто не обижал, еда фасфуд, соцсети и ютюб. Может быть, еще футбол, дискотека, веселье.

Ожидания родителя от лагеря: строгий надзор за безопасностью, чтобы вкусно, много, разнообразно, полноценно кормили, имелся забор, охранник, душ, туалет, разрешение, состоял в реестре лагерей, был договор, чек…

Ожидания руководителей и вожатых лагеря: все как у вас плюс отвлечь ребенка от телефона, чтобы он забыл про него до конца смены, объяснить, почему надо есть именно эту еду и приготовить ее так, чтобы невозможно было отказаться, «беситься» заменить на «активно двигаться» по правилам игры, создать атмосферу добра и наставничества, заменить компьютерную игру реальной. Дискотеку перенести на утро на зарядку. Есть еще закон инициативы.То есть можно реализовать свои желания в проекте по правилам. Опять софт-скиллс. (это слово вы уже знаете).

Поговорите с ребенком о том, как он представляет себе лагерь.

Что точно должно быть в лагере, а чего в нем точно не должно быть.

Как вы себе представляете идеальный лагерь.

Согласуйте это с общечеловеческими моральными принципами.

*Не забудьте, что нормальный ребенок — это вечный двигатель, экспериментатор и хотельщик. И шезлонг с коктейлем ему прописан после 40. Если ребенок ничего не хочет, может быть, у него уже все есть или кто-то слишком сильно давит, и он проявляет свою волю не в проектах, а в капризах.

К кому обращаться, какими словами рассказывать

Обращаться к несовершеннолетним как бы не совсем корректно. Обращаться к родителям? Так едут же в лагерь дети. То родителю все нравится, то ребенку. И только когда нравится всем, ребенок едет в лагерь. А может быть родители настояли, навязали свою волю, но это тоже не всегда хорошо. Дети в лагере начинают протестовать всем своим поведением против того насилия, которое совершили родители. И нам приходится с этим работать. Чаще всего мы справляемся с ситуацией, и ребенку нравится в лагере. Он признает, что родители правы. Но к этому мы приходим уже ближе к концу смены. Процесс адаптации закончен, но поздно.

Что же делать?

Рекомендации психолога

Идеально, если вы выбираете лагерь вместе, обсуждаете, каждый высказывает свою точку зрения. Вы положительно, восхищенно, эмоционально отзываетесь о том, что вам нравится. Выражаете сомнение в том, что вам не нравится. Ищете вместе отзывы о лагере, в том числе, детские. Ищете в соц. сетях детей, которые были в лагере. Задаете им вопросы. Что понравилось, что нет. В ходе выбора лагеря вы решаете еще, как минимум, две важные задачи:

1. Ваш ребенок видит, что вы уважаете его, считаетесь с его мнением, то есть вы его друг. Это очень ценно и в дальнейшем вам не раз сослужит хорошую службу. Вы точно за него. А не настойчивое:"Я знаю, как будет лучше для тебя, потом скажешь мне «спасибо»". Он вам, может быть, и скажет потом"спасибо", но сейчас у него жизнь испорчена. А хочется жить не только будущим, но и настоящим.

2. У вас есть возможность высказывать свое мнение, аргументировать его, объяснять ребенку свою точку зрения. А также слышать его точку зрения и понимать, как он мыслит, где надо поработать. Это тоже очень ценно.

Главное реагировать как друг, а не как властелин и повелитель.

Выберите лагерь сами, потом помогите выбрать ребенку

Почти то же самое, но если вы сразу начнете с того лагеря, который вам уже понравился, то если он не понравится ребенку, вам будет сложно согласиться с его мнением. Вы же уже решили. При этом я не утверждаю, что вы должны занять точку зрения ребенка. Порой это бывает очень опасно. Но если это не так страшно, то можно и принять.

Если вы договорились, и ребенок принял вашу точку зрения, поздравляю.

Если вы договорились и нашли общее решение, тоже поздравляю.

Если вы не соглашаетесь с выбором ребенка, обязательно проговорите все свои опасения, попросите разрешения контролировать эти опасения, и в случае их подтверждения, исправлять по ходу смены или забрать досрочно из лагеря.

Это опыт. Мы каждую минуту сталкиваемся с тем, что дети, в основном, хотят получить свой опыт, даже ценой синяков и боли, но не пользоваться опытом взрослых. Такова природа! Надо давать получать такой опыт, если это не очень опасно, зато, когда, действительно, надо будет настоять на своем, вы сможете это сделать. Вы ведь столько раз были правы и ни разу не упрекнули в этом ребенка, а только помогали ему справляться.

Ребенок выбирает лагерь сам

Такое бывает очень редко, но нам приятно разговаривать с такими детьми. Их сразу запоминаешь, хочешь увидеть вновь. К ним повышается доверие, создается впечатления, что он самостоятельный помощник и сам хочет во всем разобраться. Тем более, отдыхать в лагере ему, а не вам, родителям. Это впечатляет.

Здесь, как вы понимаете, ребенку надо дать критерии отбора и обсудить с ним каждый по отдельности.

Единственное, что мы неохотно обсуждаем с ребенком, это вопрос цены путевки. Ребенок еще не зарабатывал и не знает бюджет семьи. Дорого или дешево он сможет понять, сравнивая цены на рынке чисто внешне.

А мы с вами понимаем, что богатая обстановка лагеря, престижная вывеска, громкая реклама или очень низкая цена должны только настораживать, а не мотивировать к покупке путевки.

Дайте ребенку критерии. Составьте список вопросов, которые ребенок должен задать. А потом обсудите все, что он узнал. Скажите, что он разведчик или маркетолог, мониторящий рынок. Это круто. Это прокачивает софт-скиллс и пригодится в жизни.

О критериях выбора лагеря мы вам расскажем далее.

Кто пройдет курс до конца, получит полное представление о выборе лагеря, без проблем отправит ребенка в лагерь и встретит его счастливым.

Контрольный вопрос

Кто должен выбирать лагерь?

Выберите один вариант из списка

Ребенок

Родитель

Вместе

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как выбрать идеальный лагерь для пользы детей и спокойствия родителей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я