1. Книги
  2. Справочная литература
  3. Владимир Валентинович Уваров

Краткий морской словарь

Владимир Валентинович Уваров (2024)
Обложка книги

«Краткий морской словарь» представлен обширный набор морских терминов и понятий, которые используются для описания конструкции, оснастки и работы судна в книгах автора по морской тематике.

Оглавление

  • ***

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Краткий морской словарь» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Авра́л — спешная (по специальному заданию или по тревоге) работа на судне всей командой.

Ахтерште́вень — брус, составляющий заднюю оконечность корабля; к нему подвешивается руль.

А́хтерпик — крайний кормовой отсек судна, заканчивающийся ахтерштевнем и используемый обычно как балластная цистерна.

Бак — надстройка в носовой части палубы, доходящая до форштевня. Баком раньше называли носовую часть верхней палубы (спереди фок-мачты). Служит для защиты верхней палубы от заливания встречной волной, повышения непотопляемости, размещения служебных помещений и т. д. Бак также обозначает посуду, употребляемую для приема пищи команды на корабле.

Бакборт — левый борт. Назывался так потому, что рулевой (кормчий) при управлении судном на курсе стоял спиной к левому борту.

Бакшта́г — 1. Одна из снастей стоячего такелажа, поддерживающих с боков рангоутные деревья, боканцы, шлюпбалки, стеньги и пр. Бакштаги идут вбок и несколько назад.

2. Курс судна относительно ветра — ветер дует с кормы и в борт (диаметральная плоскость судна образует с линией ветра угол больше 90° и меньше 180°). Делится на полный бакштаг (ближе к 180°), собственно бакштаг и крутой бакштаг (ближе к 90°).

Баля́сина — точеный реек, служащий ступенькой у штормтрапа.

Банка — 1) см. Подводная банка; 2) доска, служащая для сиденья на шлюпке.

Ба́нник — деревянная цилиндрическая колодка с щеткой, надетая на древко. Служит для очистки канала орудия от порохового нагара.

Барк — трех-пятимачтовое парусное судно для перевозки грузов с прямыми парусами на всех мачтах, кроме кормовой, несущей косое парусное вооружение.

Бейдевинд — курс судна относительно ветра: ветер дует с носа и в борт (диаметральная плоскость судна образует с линией ветра угол меньше 90°). Делится на полный бейдевинд (ближе к 90°), собственно бейдевинд и крутой бейдевинд (ближе к 0°).

Беседка — деревянная доска, подвешенная на гордене и служащая сиденьем при подъеме людей на мачты и пр., а также при спуске за борт.

Биза́нь — 1) косой парус, ставящийся на бизань-мачте, верхняя шкаторина которого шнуруется к гафелю, а нижняя растягивается по гику бизань-шкотом; нижний прямой парус, ставящийся на бегин-рее бизань-мачты.

2) Слово «бизань» прибавляется к названиям всех частей рангоута, такелажа и парусов, крепящихся на бизань-мачте. Исключение составляет нижний рей, когда на бизани, кроме косого паруса, есть прямые паруса. Тогда рей будет называться «бегин-рей», а к деталям рангоута, находящимся выше марсовой площадки и на стеньгах, добавляется слово «крюйс».

Биза́нь-ма́чта — третья мачта, считая с носа. На четырех — и более мачтовых судах — всегда последняя, кормовая мачта.

Бимс — поперечная балка, связывающая бортовые ветви шпангоута и придающая судну поперечную прочность.

Блоки — простейшие механизмы, служащие для подъема тяжестей, а также для изменения направления хода тросов при их тяге.

Бом — слово, прибавляемое ко всем парусам, снастям, рангоутным деревьям и такелажу, принадлежащим к бом-брам-стеньге.

Бом-брам-стеньга — мачта, поднимаемая выше брам-стеньги.

Бом-брамсель — прямой парус, ставящийся на бом-брам-рее над брамселем. В зависимости от принадлежности к той или иной мачте он соответственно получает название: на фок-мачте — фор-бом-брамсель, на грот-мачте — грот-бом-брамсель и на бизань-мачте — крюйс-бом-брамсель.

Бот — всякое небольшое одномачтовое судно водоизмещением до 60 т, вооруженное 6−8 пушками малого калибра и служащее для перевозки значительных грузов. Боты бывают палубные — для морских плаваний, беспалубные — для прибрежного.

Бо́тик — небольшой бот.

Бо́цман — старший из палубной команды судна.

Брам — слово, прибавляемое к названию всех парусов, такелажа и снастей, принадлежащих к брам-стеньге.

Брам-бакшта́ги — снасти стоячего такелажа, поддерживающие с боков брам-стеньги.

Бра́мсель — прямой парус, ставящийся на брам-рее над марселем. В зависимости от принадлежности к той или иной мачте он соответственно получает название: на фок-мачте — фор-брамсель, на грот-мачте — грот-брамсель и на бизань-мачте — крюйс-брамсель. На больших судах брамсели могут быть разрезными: верхний и нижний.

Брам-сте́ньга — рангоутное дерево, служащее продолжением стеньги.

Брас — снасть бегучего такелажа, служащая для поворота рея в горизонтальной плоскости (брасопить рей).

Бра́шпиль — машина для подъема якоря, в отличие от шпиля имеет горизонтальный вал.

Бриг — двухмачтовое парусное судно с прямыми парусами. Применялся для дозорной, посыльной и крейсерских служб. Водоизмещение 200 — 400 т, вооружение 10 — 24 пушки. Экипаж до 120 человек.

Бриганти́на — 1) двухмачтовое парусное судно XVIII — XIX вв. с прямыми парусами на передней (фок) и с косыми на задней (грот) мачте. Вооружение 6−8 пушек. 2) В русском флоте XVIII в. — парусно-гребное судно для перевозки грузов и войск.

Бу́йреп — трос, закрепленный за якорь и снабженный деревянным или металлическим поплавком (томбуем), который указывает местонахождение якоря на грунте.

Були́нь — снасть, которой оттягивают наветренную боковую шкаторину нижнего прямого паруса. Также и особый узел.

Бушпри́т — рангоутное дерево, укрепленное на носу судна в диаметральной плоскости горизонтально или под некоторым углом к горизонтальной плоскости. K бушприту крепится стоячий такелаж стеньг передней мачты, а также такелаж косых парусов — кливеров.

Ва́нты — снасти стоячего судового такелажа. Изготавливаются из стального или пенькового троса и служат для укрепления мачты, являясь оттяжками к борту.

Вант-пу́тенсы — железные цепи или полосы, нижний конец которых крепится снаружи к борту судна, а верхний закладывается за нижние юферсы. Не путать с путенс-вантами.

Ватерве́йс — толстые деревянные брусья палубного настила, идущие по бортам вдоль всего судна. Служат для продольного крепления судна и стока воды.

Ватерли́ния — линия соприкосновения спокойной поверхности воды с корпусом плавающего судна.

Вельбо́т — узкая длинная шлюпка с острыми носом и кормой. Название произошло от первоначального типа шлюпки, употреблявшейся китоловами.

Верфь — место постройки судов.

Взять рифы — уменьшить площадь паруса: свертывая его снизу и подвязывая свернутую часть риф-штертами у косых и шлюпочных парусов; подбирая парус кверху и прихватывая его риф-сезнями к лееру на рее у прямых.

Конец ознакомительного фрагмента.

О книге

Автор: Владимир Уваров

Жанры и теги: Справочная литература

Оглавление

  • ***

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Краткий морской словарь» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я