Марафонские рассказы

Владимир Басалаев

Эта книга о велосипедных марафонах, о длительных поездках на велосипеде по разным маршрутам. О красивых и интересных местах, об увиденном, о стремлении ехать с высокой скоростью и о преодолении расстояний через преодоление самого себя.

Оглавление

  • Владимир Басалаев

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Марафонские рассказы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Владимир Басалаев, 2021

© Елена Нагорнова, 2021

© Максим Зуев, 2021

ISBN 978-5-0051-9380-3

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Владимир Басалаев

Владимир Басалаев

Меня всегда неосознанно тянуло ездить на велосипеде далеко и быстро. Со временем узнал, что на этой идее выстроено всемирное веломарафонское движение, имеющее богатую историю. В 2004 году собрал велолюбителей и появился велоклуб «Сура-Марафон».

Поначалу самый короткий, 200-километровый марафон, казался нелёгкой задачей. Но дело пошло, и новые рубежи дружно брались один за другим.

Веломарафоны проводятся по «Правилам Парижского клуба», дающими право относиться к ним как к спорту или как к приключению.

Можно на высокой скорости проходить дистанцию за короткое время и быть удовлетворённым достигнутым результатом. Можно использовать создаваемый запас времени для более подробного знакомства с интересными местами на маршруте, и даже рядом, не забывая при этом о нормативе.

А затем рассказать об этом друзьям, опубликовать свои впечатления в Интернете, написать рассказ и даже книгу. Об увиденном и удивившем, о случившемся, о мыслях и переживаниях, о преодолении себя.

Марафон белой ночи

Едем в Питер

Веломарафонское движение в Пензе началось в прошлом, 2004 году. Пока ещё, мы — новички. Но успешно проведен зачётный марафон на 200 километров с большим количеством участников, в том числе, из других городов. Попробовали марафон на 300 километров, и вот, нас пригласили на 400-километровый веломарафон в Санкт-Петербург. Веломарафонцы — активный народ и, благодаря текстам и фотографиям в Интернете, хорошо знают друг друга.

Выезжаем из Пензы 29 июня. Погрузили тандем и три велосипеда в прицеп, который с переменным успехом тащила полторы тысячи километров старая «Волга» 1970 года выпуска.

В «Волге» разместились: Роман (водитель) и Галина впереди, Владимир, Людмила и Сергей на заднем сидении.

Редко такое случается, но в этот раз мы получили хорошую поддержку от Морозова Вячеслава Яковлевича, по части дорожных расходов. Спасибо ему. Жаль, что он сам не смог поехать вместе с нами. Вячеслав Яковлевич бывший велогонщик, занимавший в СССР высшие пьедесталы в гонках на тандемах на треке. В его спортивные годы это было очень интересно и зрелищно. Но позже гонки на тандемах были исключены из программы Олимпийских игр и стали проводиться только в любительском формате. Я никогда не видел такие гонки, но по словам Вячеслава Яковлевича, это зрелище не для слабонервных!

После двух сотен километров после Москвы заночевали в палатках в лесу около дороги.

На въезде в Ленинградскую область

В Питер прибыли ближе к вечеру. Андрей Безызвестных, Председатель велоклуба «Нева-марафон», подготовил два варианта нашего размещения. Недорогой гостинице, по причине отсутствия душа, предпочли ждущую ремонта квартиру друга и соратника Андрея, Павла Глухова, за что ему огромная от нас благодарность. Весь состав нашей команды был вместе, не было проблем с размещением велосипедов, с питанием и со сном.

Первые два дня наша команда успела отоспаться после дороги, проехаться по несравненно лучшему, чем пензенский, асфальту улиц Санкт-Петербурга, слегка ознакомиться с достопримечательностями города на Неве, посетить друзей и подруг и даже, найти родственников, с которыми не виделись 30 лет.

Все купили карты Ленинградской области, прорисовали на них маршрут. Андрей подробно рассказал о поворотах и развязках, которые нас ожидали, и снабдил каждого из нас соответствующими схемами.

Перед стартом

Веломарафоны подобного рода в России проводятся по Правилам Парижского Клуба и прямо или косвенно являются подготовкой в Всемирному веломарафону Париж-Брест-Париж, проводящемуся каждые четыре года. Норматив для прохождения четырёхсот километров составляет 27 часов.

Участники веломарафона-400 перед стартом

Старт марафона в 13.00 от Володарского моста, находящегося в юго-восточной части Санкт-Петербурга, в 4,5 километрах от места нашего базирования. За полчаса до старта подъезжаем к мосту. Фотографируемся на фоне Невы.

Подъехавшие на тандеме Паша Глухов с Настей подробно и обстоятельно ведут съёмку на видеокамеру. Знакомимся с ещё одним участником марафона, Александром Беляевым. Это всё. Маловато, конечно для большого города, но мы знаем, что сегодня уже стартовал марафон — 600—800 км вокруг Ладожского озера, проводимый клубом «Балтийская Звезда». Жаль, что два веломарафона проводятся в один день.

Подходит время старта. Выдвигаемся на мост.

Поехали! Первая сотня

Андрей ведёт группу в направлении Мурманского шоссе. Едем спокойно. Машин на дороге много, ведут они себя прилично, проблем не возникает. Быстро заканчивается город. Увеличивается скорость обгоняющих нас машин, но уменьшается их количество. Движемся группой со скоростью 24—26 км в час. Приходит осознание того, что мы на марафоне, впереди большое расстояние и всё нужно делать правильно.

От предложенной Андреем технической остановки для переодевания и прочих действий все дружно отказались. Я не люблю пялиться в заднее колесо впереди идущего велосипеда (лучше отстану) и поэтому выходим на тандеме вперёд. Предложенный темп 30—34, кажется, принят.

После поворота на Морозовку хороший асфальт закончился. Маневрируя среди неровностей, дабы поберечь шины, добираемся до Морозовского рынка, где должен быть чековый контроль. Андрей ставит в своей карточке контрольное время и говорит всем, что поскольку мы подъехали группой, то одного чека будет достаточно.

Видим, что с нами нет Романа. Никто не заметил, когда он отстал. Роман едет на велосипеде типа «Кросс-кантри» с узкими покрышками и без причины сильно отставать не должен.

Не задерживаясь, продолжаем путь по улучшившемуся асфальту в том же темпе. Хлынул дождь. Просветов не видно.

Андрей Безызвестных ~ организатор веломарафона

Останавливаемся, чтобы одеться. Но стоило только всем продемонстрировать свои дождевые наряды, как дождь прекратился.

Чтобы не потеть, пришлось раздеваться. Нам, на тандеме, проще. Снимаем всё дождевое, не останавливаясь. Людмиле вообще легко, ей можно руками не держаться за руль без всякого риска. Мне же, она помогает снять куртку во время движения.

Дорога постепенно просыхает. Вокруг красивый лес, стройные ёлочки. Ветер дует нам в спину. Не жарко, но есть опасение, что ночь может быть холодной.

На железнодорожном переезде Андрей прокалывается, от помощи отказывается и остаётся менять камеру.

Едем вчетвером. Мы на тандеме, за нами Александр и Сергей. Александр на хорошем шоссейном велосипеде. Именно на таком и следует ездить марафоны.

У Сергея же, самый, что ни на есть, по модным ныне понятиям, «отстойный» велосипед. Это старый дорожник пензенского производства на широких шинах, но слегка доработанный. Впереди одна звезда, сзади четыре. Руль гоночный. Крылья широкие, как два парашюта с огромными брызговиками на концах. Туклипсов нет.

Но держит Сергей скорость, не отстаёт! Мы — 28, и он — 28. Мы — 34, и он — 34.

О чем сегодня на многочисленных велотусовках идут основные разговоры? О том, от какой фирмы у кого и чего на велосипеде стоит и сколько это стоит. И не более того. Серёжа, кажется, не в курсе этих названий и цен. Он просто знает, что надо посильнее давить на педали и правильно дышать. Тогда и будешь быстро ехать. И он с успехом делает это.

До Выборга

Слева, сквозь лес, показывается озеро Волоярви. Ветер, разогнавший волну, придаёт озеру суровый вид. Расслабляться и останавливаться на берегу не стали.

Вскоре въезжаем в посёлок Матокса, где очередной чековый контроль, КП-2. Берём один на всех пакет фруктового сока, по паре бананов. Александр говорит, что задерживаться на КП не в его правилах и уезжает вперёд.

Отдыхаем. Сергей рассказывает, что перед посёлком на тропинке видел лису, с любопытством смотревшую на наш велокортеж.

Подводим итоги. Первые 95 километров пройдено за 3 часа 45 минут. Значит, на оставшиеся 300 км остаётся 23 часа. Это вдохновляет. Трёхсотку в Пензе мы прошли за пятнадцать с половиной. Но понимаем, что последняя сотня не будет такой быстрой, как первая. У нас ещё всё, самое трудное, впереди. Подъезжает Андрей, останавливается для отдыха. А мы с Сергеем трогаемся в путь.

Пошли горки. Не особенно крутые, но постоянные. Уже не получается высокая средняя скорость, да и не следует к ней стремиться. Стараемся ровно отработать очередной подъём, скатиться вниз и начать следующий. Остаются позади небольшие посёлки Гарболово, Ненимяки, проезжаем по краю Васкелово, по плотине между двумя большими озёрами. Видим, что в этих местах, неплохо бы просто так покататься, никуда не спеша.

Выезжаем на Приозёрское шоссе с довольно интенсивным движением, от которого мы уже успели отвыкнуть. Сергей едет за нами. Иногда перебрасываемся фразами, делимся впечатлениями. Впереди видим знакомый силуэт. Это Александр штурмует подъём. Подтягиваемся. На спуске обгоняем его, а на подъёме он снова выходит вперёд. Так и доезжаем до КП-3 в Иваново.

Вечереет. Становится прохладно. Заходим в кафе, ужинаем. Александр снова не задерживается и уезжает. Через некоторое время, мимо нас, без остановки, проезжает Андрей.

В кафе проблемы. То кассовый аппарат не работает, то электрочайник не включается. Сергей покупает телефонную карту, пытается позвонить домой, но телефон-автомат не принимает номер…

Едем. Через полчаса решили одеться потеплее. Останавливаемся, Сергея просим не ждать, и он уходит вперёд. Минут через десять продолжаем движение в прежнем темпе.

Впереди важный поворот на Выборг, который нельзя прозевать и поэтому Людмила часто достаёт карту и сверяет по ней названия встречающихся на пути населённых пунктов. Дорога, меж тем, начала выравниваться. Вот и посёлок Варшко обозначенный в маршрутном листе. Вот и указатель поворота на Выборг, но нам кажется, что эта дорога, на которой уже стоит Сергей, ведёт на автозаправку, а поворот будет дальше. Машем Сергею, чтобы ехал за нами, но через полсотни метров разобравшись в ситуации, возвращаемся к повороту. Сергей же, в ответ на наше предложение, не кинулся очертя голову вдогон, а достал карту. Правильно! В незнакомой местности так просто оказаться Сусаниным!

Снова едем втроем. Дорога после поворота пошла неширокая, ровная, с полным отсутствием машин и с хорошим асфальтом. Прикидываем, что до Выборга остаётся порядка 90 километров. Проезжаем Ягодное. Нередко встречаются женщины и дети, катающиеся на велосипедах. Сквозь чистые леса проглядываются красивые озера. Видно, что места здесь действительно ягодные. Сплошные черничники.

Слышим, как застучало колесо у Сергея. Прокол на такой хорошей дороге! Останавливаемся. Помогаю Сергею поменять камеру. Причина прокола — кусочек тонкой проволоки от корда автомобильной шины.

Прокол у Сергея

Налетают комары и мошка. Работать не дают. Отбиваемся ветками папоротника. Когда осталось установить колесо, Сергей просит больше не ждать его. Из-за жуткой агрессивности комаров возражать не стали.

Снова едем одни. Вечереет, стихает ветер. Период белых ночей ещё не закончен и мы знаем, что если даже и будет темно, то не на долго. Марафон мы решили ехать без сна и вчера отказались от маленькой палатки, которую предложил нам Андрей. Давно замечено, что вечером всегда катится легко. И сегодня не исключение. Каждые две минуты проезжаем очередной километровый столбик.

Впереди видим велосипедиста. Чуть приблизившись, узнаём Андрея и поровнявшись, представляемся ему. Андрей, улыбается, жует что-то вкусное и правильное, восполняя энергетические ресурсы своего организма. А наш изюм с курагой почему-то оказался переложенным из кармана велорубашки в велорюкзачок, подвешенный к заднему багажнику тандема. Зато есть орехи. На ходу угощаем друг друга. О том, о сём, ведём беседу с Андреем. Андрей замечает, что перевалили за вторую сотню и настоящий марафон начинается только сейчас. Соглашаемся. Усталость ещё не наступила, но организм уже начинает сопротивляться излишней резвости. Не в этом ли, инстинкт самосохранения марафонца?

Через некоторое время въезжаем в село. Видим кафе, магазин, столы со скамейками. Предлагаем Андрею немного отдохнуть в этом месте. Но он отказывается и продолжает путь.

Предполагаем, что скоро должен подъехать Сергей и тогда тронемся вместе с ним. А пока сидим на скамейке, массажируем ноги, отдыхаем. В кафе гуляет компания молодых парней. Гуляет шумно. Один из них, а затем и второй, увидели нас, вышли из кафе и подошли ближе. Задали совершенно умные вопросы о том, сколько мы сегодня проехали, о нашем самочувствии, успеваем ли мы к сроку и пожелали успешно завершить маршрут. Видно, что здешний народ в курсе идей веломарафонского движения. Да, место это удобное и не мы первые из веломарафонцев здесь останавливаемся.

Вечер прохладный. Ещё добавляю холода в свой организм, выпив банку ледяной «Пепси». Пробрало до дрожи. Людмила тут же сказала мне правильные и ёмкие слова, на которые грех было бы обижаться. Желая побыстрее исправить ошибку и согреться, вывожу на дорогу тандем. За десять минут стоянки Сергея не дождались.

Крутим педали. После захода солнца время, как бы, остановилось. Замерли сумерки. Темнота, вопреки ожиданиям, не сгущается. Но задний красный маячок включаем. Незаметно подъезжаем к шоссе, идушему в сторону Выборга. На карте оно обозначено как «Скандинавия». Для порядка уточняем направление на Выборг у семейства суетящегося у багажника своей машины.

Шоссе классное, ровное. Ну, разве можно по такому ехать медленно? Скорость сразу возросла. 28—29, тандем катит сам, а если и мы включимся, то легко за за тридцать пять уходим. Встречаются указатели, показывающие расстояние до Хельсинки. Стрелка на Выборг предлагает подняться на мост справа и пересечь по нему шоссе. После спуска с моста поняли, что шоссе «Скандинавия» и дорога на Выборг не одно и тоже.

В кафе у бензозаправки

Въехав в город, ждём появления «кафе у бензозаправки» — КП-4. Оно появляется быстро. С некоторыми сомнениями делаем круг на пустующей стоянке машин, смотрим в окна, надеясь увидеть своих, или их велосипеды рядом с кафе. После второго круга вижу велосипед Александра и его самого.

Заходим в кафе. Александр основательно обедает. Советует нам, что взять и говорит, что здесь можно умыться теплой водой. Это хорошо. 250 километров не умывались. А где же Андрей? Мы его не обгоняли, а Александр утверждает, что сюда он не заходил.

Приступаем к делу. Девушка за стойкой, видно, прикалывается над нами, отправив знакомиться с меню, висящем на стене. Похоже, меню на финском языке. В подробности вникать не стали, попросили меню на русском, которое тут же появилось. Вообще, ночью, во всех заведения меню имеется только для порядка, потому что по причине небольшого количества клиентов большинство блюд просто не приготовлено. Поэтому, чтобы не терять драгоценное марафонское время, лучше быть проще и сразу спросить: «Что Вы предложите на первое, второе и третье?» Так и сделали.

Пока готовился стол, по очереди сходили умыться, от чего получили громадное удовольствие. 1 час ночи — не 1 час дня, но обедаем, как днём, по полной схеме. Горячий мясной бульон — гениальное решение, пошёл просто прекрасно, наполнив тело запасом тепла, необходимого для ночной езды. Рыба с гарниром из гречки — тоже нормально. Ну, и кофе, конечно. Спать то, мы не собираемся!

Во время перехода ко второму, в зал входит Андрей. Удивлённо смотрит на нас. «Ведь вы же меня не обгоняли!?». Потом, расспросив о пути следования, прикидывает, что есть варианты, где мы могли проехать по параллельной дороге.

Александр тем временем желает нам приятного аппетита и уезжает. Андрей тоже не задерживается. Быстро перекусив и со словами «Рассиживаться не привык», выходит из кафе. Добавил, также, что Приморское шоссе, по которому нам предстоит ехать, небогато подобными заведениями.

По бело-белой ночи

вдоль Финского залива

На оставшиеся полторы сотни километров имеем пятнадцать часов, и хотя, форс-мажорные обстоятельства на веломарафонах никто не отменял, достойно заканчиваем ночной обед.

Едем по ночному Выборгу, ищем поворот на Приморское шоссе. Нашли быстро. Сразу за поворотом догоняем Сергея. Он проехал мимо кафе, где мы обедали, не придав ему особого значения, и купил немного еды в небольшом магазинчике. Жалеет об этом, говорит, что проголодался, а еды и воды у него с собой мало. Едем вместе, в надежде увидеть кафе или магазин. Но нет их. На всякий случай спрашиваем у идущих навстречу двух мужчин: «Правильно ли мы едем в Питер?» — «Если через Приморск, то правильно».

Настроение Сергея ещё сильнее снизилось после того, как Людмила рассказала ему о том, что в кафе мы ели горячий мясной бульон. В другой ситуации это не могло бы иметь серьёзных последствий, но сейчас, после пройденных 250 километров в хорошем режиме, организм настойчиво требует того, что ему необходимо. И с этим надо считаться.

Останавливаемся. Отливаем во фляжку Сергея чай, запасы которого у нас пока имеются, Людмила даёт ему ещё каких-то продуктов. Но видно, что они не в состоянии заменить в середине прохладной ночи, запавший в воображение горячий мясной бульон. Советуем Сергею ехать по самочувствию, жевать на ходу и потерпеть до следующего КП в Ермилово, до которого ещё километров сорок.

Едем по белой ночи, удаляясь от Выборга. Светло. Фару включаю только при появлении встречных машин, которые обгоняют нас, но редко. Довольно много народа гуляет вдоль дороги, больше молодёжь. Завидев нас, машут руками, приветствуют, кто серьёзно, а кто и шутку отпустит. Это нормально!

Взошла и невысоко зависла над горизонтом огромная красная луна. Вначале подумали, не солнце ли это?

Вдоль дороги лес. Посматриваем вправо в ожидании увидеть Финский Залив. Но рановато ещё.

Останавливаемся у краешка леса, чтобы заполнить чаем и водой опустошённые фляжки. Через несколько минут мимо проезжает Сергей. Машем ему, чтобы не останавливался. Налетевшие комары вынуждают поторопиться. Догоняем Сергея, пытаемся вдохновить его близостью КП у Ермилово и уходим вперёд.

Спать не хочется, и мы постепенно входим в хороший рабочий режим. Упавшая было, скорость, возросла до 28—30 километров в час. Отсутствие темноты, это здорово! Проезжаем поворот на Приморск и, как учили, движемся прямо. Людмила почему-то заговорила о диких зверях, которые могут здесь водится.

Говорю ей:

— Страшнее нас с тобой здесь никого быть не может, разве только, голодный Сергей сзади едет.

Но она не унимается. Тогда говорю:

— Если тебя между Читой и Сковородино не съели, то здесь, точно, не съедят.

Это её успокоило. Наверное, у неё периодически возникает потребность хоть как-то напоминать о том, что она женщина, что о ней надо заботиться, что её надо успокаивать и оберегать.

Так, за разговорами подъезжаем к Ермилово. Сонная стоянка тяжёлых машин, тишина и… закрытый магазин. Держись, Серёжа! Терпи! Не останавливаясь, проезжаем мимо.

Ушедший влево крутой поворот и сузившаяся дорога заставили засомневаться. Останавливаемся, смотрим карту. Вроде, всё правильно. Едем и получаем подтверждение километровым столбом с числами, показывающими продолжение дороги.

Людмила бьёт меня в правый бок. О! Справа показался Финский залив. Море! Как много светлых воспоминаний связано с ним! Мысли и разговор переходят на морскую тему. Отвлекаемся от дороги, но ноги честно делают своё дело.

В показавшемся впереди силуэте велосипедиста безошибочно узнаём Андрея. Догнав, сразу уточняем про КП в Ермилово. Да, действительно магазин закрыт, КП отсутствует.

Едем вместе. Андрей рассказывает нам про здешние места, про марафоны, которые он проходил на Урале и вокруг Ладожского озера. Сквозь сосны часто проглядывается Финский залив. Медленно начало подниматься солнце. Заканчивается удивительная белая ночь. Потеплело.

Дорога идёт длинными, пологими волнами. Только перед гребнем волны бывает относительно круто, но не надолго. Мы переключаемся на третью, маленькую звёздочку на каретке, по-частим немного и, наверху! Андрей такие подъёмы берёт в стойке. Обсуждение этой темы, кажется, не привело к каким-либо выводам.

Прошу Андрея остановиться, чтобы сфотографироваться на берегу залива. Андрей охотно соглашается. Место остановки он уже определил, и мы тут же к нему подъехали.

Прислоняем велосипеды к толстому бревну, идём на берег. Дует ветерок, нагоняет волну. Делаем один снимок, другой. Думаю, если наши лица на фотографии будут выглядеть кисло, то это не удивительно. В предутренние часы у людей самый крепкий сон, и это как-то должно отразиться на нашей внешности. Отдых получился минут на десять.

Утро, хотя и не было ночи

Продолжаем движение.

На одной из горок Людмила сказала:

— Скорость девять километров в час. Так тихо мы на этом марафоне ещё не ехали.

Мне же подумалось, что пора просыпаться. Осталось несколько десятков километров, и экономить силы уже не требуется. Надо меньше думать о том, что осталось немного, а просто ехать. Так будет легче.

Андрей заприметил знакомое придорожное кафе. Останавливаемся, стучим в окошко. Быстро поняв, что намерения наши серьёзны, девушка открывает дверь и впускает в помещение. Взяли, кому чай, кому кофе. А главное, минеральную воду залили в велофляжку. Вода у нас была на исходе.

Всё реже дорогу обступает лес. Населённые пункты потянулись сплошной чередой, увеличилось количество машин на дороге. А на глади залива стал хорошо просматриваться город-остров Кронштадт.

К финишу у Макдональдса

Отмечаю, что борьба со сном для меня оказалась заметно легче ожидаемой. Всего пару раз подумалось о сне, прогнал эту мысль и она назад не вернулась. Сейчас состояние такое, будто я естественным образом проснулся. Ноги работают хорошо и голова тоже.

Людмила докладывает, что едем одни. Андрей тоже едет, но отстал. Расстояние между нами увеличивается. Через полчаса Людмила просит остановиться, чтобы полежать на скамейке автобусной остановки. Останавливаемся. Она отдыхает, а я думаю, чем бы полезным заняться в этой обстановке? Но долго думать не пришлось. Людмила встала и пошла к тандему.

Мелькают названия населённых пунктов на указателях. Видно, что приближаемся к финишу. Справа появилась велодорожка, о которой говорил Андрей. Знаки, указывающие на то, что это велодорожка, а не тротуар, отсутствуют. Иногда едем по ней, а чаще, по дороге. Людмила ещё раз захотела отдохнуть несколько минут. Отдохнула, после чего уже окончательно проснулась.

Едем без остановок. Число пройденных километров от старта приближается к 400, и уже не так медленно, как полчаса назад. Не потому, что быстрее поехали, а чисто психологически. Биологические часы выдали организму кредит доверия и перевелись на дневной режим.

Люда сообщает: «Есть 400!» Молча жму её мужественную руку! Никто вокруг не замечает этого замечательного события, а жаль! Вспоминаем, в какие объятия друзей мы попали в Пензе, на финише, после прохождения двухсотки!

Карта с маршрутом веломарафона-400

Но до финиша остаётся ещё семь, или двенадцать километров, согласно двух вариантов маршрутных листов. Я, в соответствии с особенностями своего характера склонен считать, что осталось семь, Людмила, по той же причине считает, что осталось двенадцать. Едем и спорим об этом.

Начинаем догонять велосипедиста. Знакомый силуэт. Не Александр ли это? Когда до него осталось полторы сотни метров, велосипедист свернул на отходящую влево неширокую улицу. Чуть притормозили у поворота. Снова видим его, но уже ближе, бегущего к электричке, о необходимости успеть на которую, он говорил Андрею. Успел!

Приближаемся к многоэтажному Санкт-Петербургу. Минуем мост через Лахтинский разлив, и вот, улица Савушкина, где находится долгожданный «Магдональдс», — место финиша. Терпение подвело. Вместо того, чтобы проехать по правой стороне улицы до кафе за пару-тройку минут и перейти на её противоположную сторону, мы сразу пересекаем улицу и минут десять-пятнадцать, где верхом, а где и пешком, пробираемся по тротуарам, строительным ограждениям, через бордюры пересекающих дорог до конечной точки маршрута.

Зачёт на финише и, домой!

Пока я пристраиваю тандем, Людмила выбивает чек и приносит два вкусных и холодных молочных коктейля. На чеке время 9 час. 41 мин. На велокомпьютере расстояние 412 километров пройденное за 20 часов 41 минуту.

Коктейль пьём медленно, потому что очень холодный. Через двадцать минут приезжает Андрей. Поздравляем друг друга.

Домой нам по пути. Едем с Андреем ещё 21 километр через весь Питер. Движемся не спеша. Смотрим вокруг, останавливаемся. Андрей охотно рассказывает о том, что мы видим. Он хорошо знаком со многими подробностями в части истории и развития Санкт-Петербурга!

Обращаем внимание на очень хороший асфальт на городских улицах. И даже канализационные люки лежат с асфальтом в одной плоскости: нигде не выступают, нигде не проваливаются, что безопасно для велосипедиста. В нашем городе мы такого не видели!

Сергей прибыл на финиш в 12.44. Закрытый магазин в Ермилово его так расстроил, что он повернул не в ту сторону и проехал лишних одиннадцать километров. Как он рассказывает, последнюю сотню ему казалось, что дорога постоянно идёт в подъём.

Роман прибыл в 17.36. успев испытать все прелести жаркого дня. Галина у «Магдональса» встречала его.

Отсыпаемся, приводим себя в порядок, делимся впечатлениями, которых у каждого накопилось немало, анализируем самочувствие. Когда я сказал, что у меня не болят ноги, Людмила тут же сделала вывод и объявила: «Значит, плохо крутил!»

Утром прощаемся с друзьями, благодарим их за помощь и покидаем гостеприимный Санкт-Петербург, подаривший нам такую замечательную Белую ночь!

3 — 4 июля 2004 года

Ничто человеческое нам не чуждо

Веломарафон-400 тремя из пяти участников Пензенского велоклуба «Сура-Марафон» оценивался как прикидка к предстоящему веломарафону «Вологда-Онега-Ладога-1200». Дистанция 400 километров примерно та, в конце которой на больших марафонах нужен сон. Это возможность оценить своё состояние и определиться с поведением на супервеломарафоне. Поэтому мы не стремимся увидеть высокие результаты в финишном протоколе.

Маршрут круговой, проложен по сельским асфальтированным дорогам с небольшим автомобильным движением, проходит через райцентры Беково, Колышлей и Кондоль Пензенской области. Контрольные пункты весьма условные. Никто там нас не ждёт. Просто они обозначены в легенде маршрута.

Старт в 8.00. Норматив 27 часов.

Лично я хотел пройти этот марафон спокойно, без дискомфортных ощущений, задержаться в Колышлее, и там посмотреть в придорожном кафе по телевизору футбол Россия—Голландия. Да, накладка получилась. Чемпионат Европы в самом разгаре, а у нас — марафон!

До Истоков Хопра (60 км) всё прошло гладко. Далее, тамбовская трасса огорчила двадцати километровым участком нового, недоделанного асфальта, готового в любую секунду порвать покрышки. Это и стало, в конечном итоге, причиной схода двух участников с дистанции. Привычное кафе на трассе, обозначенное как КП-1, не работало. Но это не огорчило. Первая короткая остановка состоялась через 161 километр у колонки для заполнения водой опустевшей фляжки.

Ничто человеческое нам не чуждо. Даже на марафонах.

Иногда капал дождь, но он лишь успевал смочить асфальт и освежить воздух. Один раз прошёл короткий и мелкий град. Затем облака разошлись, выглянуло солнце и стих ветер. Но нет! Затаилось небо. Опыт подсказывает, что настоящие небесные дела только разворачиваются.

Вторая остановка, через 206 километров, уже в Беково. 25 минут хватило для ужина и совмещённого с ним отдыха в кафешке — КП-2.

Немного перестарался, и в Колышлей (290 км) приехал за полтора часа до начала футбола. Пассивно ждать столько времени? Это невозможно!

Остановка на 15 минут и по сгущающейся темноте, включив фару, продолжаю марафон по новому участку маршрута от Колышлея до Кондоля, по которому никто из нас ранее не проезжал. Противоречивые впечатления. Наряду с асфальтом близким к идеальному встречаются довольно длинные участки в хлам разбитого. Конечно, это не для шоссейного велосипеда, особенно в темноте. Скорости, естественно, никакой. Ещё и запутался немного, завернув по тупиковой дороге не в то село, но быстро разобрался и вышел на маршрут, потеряв не более 10 минут.

Меж тем, с юга, сплошной чёрной стеной надвигается грозовой фронт. Небо чёрное, но эта, приближающаяся стена, ещё чернее! По всему горизонту справа от меня, с интервалом в 4—5 секунд, из разных точек агрессивной тучи в землю бьют молнии, сопровождаемые раскатами грома. Да толстые такие! Как выглядят места на поверхности земли попавшие под удар молнии, и что там происходит? Свидетели не выживают. Они испаряются.

Дорога вывернула в направлении молний, но потом снова пошла параллельно грозовому фронту. Быть может, удастся уйти или пронесёт?

Хлещут молнии и норовят достать

Футбол. Прилетевшие вести

Воспринимая небесное шоу подумал, что похожая обстановка сейчас царит и на стадионе в Зальцбурге, где уже началось сражение с голландцами. Неизвестность томит. Добраться бы до людей, большинство из которых, с радостью поделились бы последними вестями с Евро-2008.

В темноте ночи раздаётся звонок мобильного телефона. Оказывается, моя половина не спит! Она смотрит футбол! Она сама разобралась, где «наши», а где «не наши», и за кого болеть!

Слышу голос Людмилы:

— Наши гол забили!

Вот это да! Отвечаю:

— Спасибо, Люда, что позвонила. Сразу стало легче крутить!

Отключив телефон, кричу в темные пространства ночи: «Ещё пару штук! Для убедительности!».

И небеса услышали мой голос! Конечно же, не один я этого хотел.

Ещё один мобильный звонок, уже от сына. Хочу уточнить, кто же забил? Но после крутого спуска к мосту связь обрывается.

Отблески молний приблизились и засверкали прямо за моей спиной. Упали первые, тяжелые капли дождя. Но вот она, трасса Нижний Новгород — Саратов и автозаправка у перекрёстка. Почти сухой ныряю под навес (330 км).

Работник автозаправки говорит:

— Полчаса назад, один ваш, уже отъехал.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Владимир Басалаев

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Марафонские рассказы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я