В этой книге автор рассказывает о причине заболеваний позвоночника и сопутствующих им сбоев в работе сердечно-сосудистой, нервной, эндокринной и многих других систем организма, объясняет, как можно избежать всех этих заболеваний и сделать свою жизнь по-настоящему здоровой и счастливой. Цель книги "Позвоночник – бог здоровья"– приобщить читателя к искусству правильного, здорового владения собственным телом, всей мышечной системой, научить бережно и любовно относиться к позвоночнику. «Администрация сайта ЛитРес не несет ответственности за представленную информацию. Могут иметься медицинские противопоказания, необходима консультация специалиста».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Позвоночник – бог здоровья предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Исповедь автора
Где хранится наше здоровье
Дорогие родители, милые дети, уважаемые коллеги доктора, взрослые и юные читатели книги!
Вступительное слово хотел бы начать с такого знакомого всем и каждому назидательного родительского упреждения любимым чадам, как «сиди, ходи прямо!», «чего согнулся в три погибели, хочешь стать кривобоким?». Скорее всего, такие благие сентенции звучали с самых незапамятных времен и бытуют вплоть до наших дней. О чем это говорит? Только о том, что люди на уровне подсознания, нередко интуитивно давным-давно понимали и чувствовали красоту, здоровье прямохождения, статной осанки. Другими словами, «прямо» — это хорошо, а «криво» — очень плохо. Там, где «криво», — там горе, слезы, болезни.
Понимать-то, конечно, понимали, чувствовать-то чувствовали, да вот продолжали и продолжают жить «криво». Из ста человек только один имеет отменную, безупречную осанку. Горькая статистика. Вроде бы парадокс. Нет, никакого парадокса в этой поведенческой непоследовательности человека я не вижу. Все дело в том, что своему прямохождению, своей стати мы обязаны комплексной, оптимальной работе всех групп мышц нашего тела. А это, оказывается, не только подлинное искусство, но еще и большой, кропотливый труд, повторяющийся изо дня в день.
Наша книга, адресованная детям, их родителям, взрослым, врачам, как раз и знакомит широкого читателя и с этим сложным искусством, и с трудоемкой методикой правильного выполнения нами двигательных операций. Можно сказать, впервые в медицинской литературе звучит слово о новой школе, о новой системе, о новой методике здоровой работы опорно-двигательного аппарата человека, созданных в нашем медицинском центре. Фундаментом теоретических и практических разработок, приводимых в книге, стало неукоснительное соблюдение требований здорового двигательного стереотипа (ЗДС) — понятия, опять-таки впервые сформулированного и сегодня озвученного мною. Того самого ЗДС, который дарует нам и хорошую осанку, и безупречность прямохождения, и, наконец, самое главное — здоровье и радость жизни.
Уверен, книга эта поможет многим лучше увидеть себя в окружающем мире, понять, осознать, кто же ты есть на самом деле — палач, враг собственного здоровья или ревностный охранитель его и своего счастья. Образно говоря, мы нередко с такой же легкостью вскрываем драгоценный тайник, где хранится наше здоровье — а оно от рождения человека бережно упрятано природой в позвоночнике каждого из нас, — с какой вскрываем консервным ножом банку с мясной тушенкой. Именно здесь, в позвоночнике, нашло пристанище наше неоценимое богатство — крохотный (чуть более 30 граммов) спинной мозг, составляющая часть центральной нервной системы человека с ее миллиардами нервных клеток, управляющих всей системой нашей двигательной практики.
Я не случайно озаглавил свою книгу «Позвоночник — бог здоровья». Ведь он, позвоночник, не только каркас, опора человеческого тела, на которой «подвешены» другие наши органы, но и, повторяю, надежный хранитель центральной нервной системы, этой сказочной загадки природы. По утверждению паломников, поклоняющихся святыням христианства, человеку никогда не дано увидеть воочию Бога ни впереди, ни сбоку себя — ему дано видеть перед собой только дьявола с его соблазнами и каверзами, Бога он чувствует в себе незримо, спиной, праведностью своего поведения. Так же не суждено увидеть человеку высочайшую материю, заложенную в нем самом, — свой головной и спинной мозг.
Центральная нервная система — это, образно говоря, ослепительный свет, могучая энергетика, скрытая в нас под панцирем черепа и позвоночника. Мы чувствуем, ощущаем только сбои в ее работе. Чувствуем недугами, хворями, мучительными болями, неподвижностью. И все эти напасти в большинстве случаев идут от чрезмерной перегрузки позвоночника, от нашего издевательского отношения к нему. Только здесь заложена первопричина многих человеческих страданий. Я горячо протестую, когда мои пациенты, говоря о недомоганиях, жалуются: «Это во всем виноват мой позвоночник». Нет, утверждаю я, ты и только ты виноват перед своим позвоночником.
Давайте рассуждать так. Бог как демиург, создатель всего сущего, олицетворяет собой вселенское начало и совершенство. Часть божественного заложена в каждом из нас. И это высокое, божественное должно побуждать человека к совершенствованию себя как частицы и искры божьей. Звать его к бережному, уважительному отношению к своему телу и в первую очередь к позвоночнику как средоточию здоровья. Ведь именно здесь затрагиваются основы наших нравственных и духовных начал. Если ты не будешь заботиться о себе, не будешь любить самого себя, то тебе никогда не дано полюбить ближнего, чтобы помочь ему.
Цель книги, которую вы держите в руках, — приобщить читателя к искусству правильного, здорового владения собственным телом, всей мышечной системой, научить бережно и любовно относиться к позвоночнику. А все сказанное означает попросту научить человека правильно лежать, вставать с постели, сидеть, ходить, бегать, поднимать грузы и т. д. Эта наука, говоря словами академика И. П. Павлова, — орудие высшей ориентации человека в окружающем мире и в самом себе. Моя задача как доктора, как разработчика целостной методики коррекционно-восстановительной мануальной терапии — вооружить пациентов, читателей настоящего издания исчерпывающими знаниями о здоровом двигательном стереотипе и закрепить в сознании каждого жесткие требования этого стереотипа. Разумеется, во имя вашего здоровья и счастья.
Мы не в силах обмануть себя, свой позвоночник, поскольку должны постоянно жить, находиться с ним в мире и согласии. Часто привожу посетителям такой пример. Почему, спрашиваю, по правилам бокса и карате соперникам запрещается бить друг друга по позвоночнику, а вы, далекие от ринга и борцовского ковра, безо всякой надобности бьете его каждый день? И делаю вывод: будете всегда жить так, как относитесь к своему позвоночнику, к своей спине. Хотите быстро состариться, стать слабыми и немощными, потерять интерес к жизни, утратить ее смысл—продолжайте оставаться в больном двигательном стереотипе. Хотите жить в свете и радости — сделайте своим надежным другом здоровый двигательный стереотип. Это ваш выбор. Делайте его!
Пусть эта книга станет вашим другом
Эта книга о нашем с вами здоровье — самом, как вы все хорошо знаете, величайшем и бесценном людском богатстве и благе. Разумеется, не о здоровье вообще — получился бы пустой и беспредметный разговор, а о том, на каком фундаменте стоит оно и что может основательно поколебать и даже окончательно подорвать его. Я хочу в самом что ни на есть добром, ненавязчивом ключе доступно поведать широкому кругу читателей о жизненной необходимости предельно бережного, максимально уважительного отношения каждого из нас к главной «несущей конструкции», стержневой двигательной системе и опоре человеческого организма — спине.
Почему, спросите, именно к спине? Как целитель-специалист, как мануальный терапевт, через руки которого за десятилетнюю практику прошло более 100 тысяч тяжелобольных пациентов, вставших с моей помощью на ноги, берусь утверждать, не делая при этом особого открытия, что неповрежденный позвоночник — не только верный страж, надежный носитель и гарант здоровья человека, но и залог его светлого, счастливого долголетия.
Примем на веру это утверждение как аксиому, как своего рода непреложную истину и будем держаться ее на протяжении всего нашего собеседования на заданную тему. Такой подход к разговору поможет глубже и яснее осмыслить первопричины многих тяжких недугов и хворей, неотвратимо поражающих и преследующих нас при малейших неполадках костной системы спины. Тех самых поломках сегментов позвоночника, при которых он частично или полностью утрачивает свою работоспособность, обрекая порой человека на адские муки, на неподвижность и даже на медленную смерть.
Сразу выскажу одну свою сокровенную надежду. Хотелось бы, чтобы книга эта стала вашим добрым другом, постоянным пособием, и если не лежала бы всегда на письменном или обеденном столе, то по крайней мере стояла бы на видном месте в домашнем шкафу, на полке школьной или публичной библиотеки.
Нет, это вовсе не личностные амбиции автора. Я далек от них. Но вы, уверяю, без труда поняли бы высказанную мною надежду на популярность предпринятого издания, если бы хоть краешком глаза заглянули в ту бездну людского горя, неимоверных мук, отчаяния, физических и нравственных страданий, в какую приходится каждодневно заглядывать мне в бесконечных схватках с болезнями позвоночника.
Кстати, о книжке, как я уже сказал, я мечтал давно, а написал ее вот только теперь. Что меня останавливало? Пожалуй, одно — ответственность перед читателем. В ушах доктора-профессионала постоянно звучит упреждающее гиппократовское: «Не навреди!». Мы, врачи, тоже простые смертные, и нередко попадаем в плен, в тенета профессиональных соблазнов, становимся жертвами предвзятых идей и кажущихся порой спасительными «открытий». Скажу так. Опасно советовать, рекомендовать своему пациенту что-то не до конца понятое и выверенное в частном, приватном порядке, но во сто крат опаснее тиражировать не обкатанные практикой рецепты, установки и наставления в открытой печати.
Это юный поэт в порыве творческого озарения может блеснуть, как ему кажется, пленительной, яркой строкой. Кому-то она действительно доставит наслаждение, кто-то просто не обратит на нее внимания — вреда в любом случае никому не будет. Другое дело — медицина. Пока у меня были малейшие сомнения, я не торопился с выпуском пособия, которое вы держите в своих руках. Сегодня пришла его пора.
Моя методика врачевания, и это подтвердила многолетняя практика, по сути, не знает сколько-нибудь заметных сбоев. И к написанию этой книжки, повторяю, меня подтолкнули слезы матерей, боль, страдания детей и взрослых. Слово, обращенное к вам, поверьте, выстрадано мною и как врачом, и просто как человеком, «приписанным» к людскому горю.
За всем сказанным — тысячи и тысячи пациентов
Десять лет я не только лечу позвоночник, но и всячески пропагандирую тот образ жизни, ту целостную систему физического и нравственного поведения человека, которые несут нам бодрость, здоровье, радость бытия. Через мои руки прошли тысячи страждущих людей с всевозможными «поломками и деформациями» спины. Подавляющее большинство из них вышли к свету из потемок тяжелых заболеваний, обрели вторую жизнь, вернулись к работе, к учебе, к радости семейного и общественного бытия. Потому я настоятельно призываю вас беречь, охранять свою спину, эксплуатировать ее умело, не подвергая излишним перегрузкам. Путь к этому — принять и востребовать для себя на каждый день предлагаемый мною конкретный механизм правильного, здорового двигательного стереотипа. Его-то я и попытаюсь не только раскрыть в этом пособии, но и мысленно «вживить» в ваше тело. Да, я горячо ратую за ЗДС и где только можно пропагандирую его.
Замечу попутно, что сам по себе позвоночник — это удивительно крепкое, изящное и, образно говоря, блистательное творение матери-природы. Настраивая его на здоровый лад, подправляя его подызносившиеся части, я, как и полагается врачу, всегда помню чудеса исцеления, которые когда-то пришлось испытать на себе. Была нужда в этом. В детстве я страдал пороком сердца, сколиозом. Сегодня от них не осталось и следа. Чувствую себя «юношей, вступающим в жизнь», здоровым и бодрым.
Большие физические и моральные нагрузки в работе я научился гасить системными занятиями спортом, физкультурой, сбалансированным питанием и, как водится, отдыхом в самых его активных и, на мой взгляд, привлекательных формах. О спорте, о физкультуре хочется сказать особо. Сказать как об истинном источнике нашего здоровья. Вот почему я ратую (даже в нынешних непростых условиях) за массовость физкультурного движения, особенно среди детей. Детские спортшколы, площадки, стадионы необходимы нам как воздух. Именно разумные, без претензий на рекорды и сверхнапряжение, занятия физкультурой и спортом закладывают в раннем возрасте фундаментальные блоки здоровья, а следовательно, и предопределяют во многом завтрашнее здоровье всей нации.
В многочисленной медицинской литературе, посвященной заболеваниям спины, то и дело мелькают тоскливые сетования на то, что будто бы преследующие нас остеохондрозы, сколиозы, артриты, артрозы и прочие напасти ниспосланы нам дражайшими мамами и папами, бабушками и дедушками, что это неизбежное генное наследство и тут уж ничего не поделаешь.
Спору нет, наследственность есть наследственность. Все мы в какой-то мере ее заложники. С биологическими законами природы приходится считаться медицине. И все же человек располагает достаточными природными ресурсами, своего рода резервами внутри себя, чтобы при большом желании, при направленной концентрации воли уйти из-под дамоклова меча генной предопределенности, выработать иммунитет от роковой фатальной обреченности на страдания. Именно на это в какой-то мере и нацелена моя методика целительства. Я убедился на практике, что можно лечить переданные по наследству отклонения позвоночника от естественной нормы. А если к тому же пациент будет работать над собой «в поте лица», то возможность ухода от недоброго генного наследства вполне реальна и осуществима.
В той же специальной литературе авторы многих работ справедливо усматривают корень большинства распространенных заболеваний в нашем «пагубном времени» с его техногенной цивилизацией. Дескать, засилье машин, механизмов, аппаратов, компьютеров и прочей техники ведет к массовому «обездвижению» человечества, к потере позвоночником привычной работоспособности. К сожалению, все это так. За комфорт, за удобства на работе и в быту, как это ни парадоксально, приходится расплачиваться здоровьем. Нередко эта прискорбная констатация рока не получает осмысления у некоторых врачей и переходит в тот же разряд неотвратимости беды, зависшей над человечеством.
Я против такой пораженческой позиции. Да, разумеется, подручная, прикладная техника обездвиживает нас. И все же мы в силах, мы способны умело сконцентрированным и активно выстроенным образом жизни одолеть гиподинамию как носительницу многих тяжелых недугов костной системы человека, особенно его спины. Вот почему я не только отстаиваю высокую «двигательную культуру» с настоятельными рекомендациями заниматься спортом и физкультурой, но и непосредственно ввожу элементы этой культуры в сам процесс врачевания. Помните, гиподинамия—явление преодолимое, и только от нас самих зависит, двигаться или не двигаться.
Чуть-чуть лирики
Превыше всего ценю в людях способность сопереживать, готовность прийти на помощь человеку, нуждающемуся в ней, сострадать
ему. В этих способности и готовности, по моему глубокому убеждению, содержатся чуть ли не главные наши нравственные ценности, истинная красота духовных помыслов. Считаю, что такие прекрасные качества, как доброта, честность, совестливость, порядочность, — всего лишь производные от изначального чувства сопереживания, которым наделила нас природа.
Это что касается моей жизненной философии вообще и того, в частности, что с моих ладоней, с ладоней врача, давно не державшего в руках ни топора, ни лопаты, годами не сходят окаменевшие мозоли. Такова работа — по — иному нельзя. Зато, поверьте, каждое очередное спасение, освобождение пациента от страданий, каждая вырванная собственными руками победа над недугом вносят в душу светлое ликование, успокоение, вселяют мир, согласие с самим собой.
Все это вместе с простым и сердечным «спасибо!» благодарного пациента — для меня самая высшая награда за труд, цель которого, как я уже сказал, только одна: помоги страждущему. Потому, наверное, с легкостью поднимаюсь я ранним утром с постели и тороплюсь зарядить себя силой и энергией для очередного рабочего дня—трудного, напряженного, а в конечном итоге все-таки светлого и радостного. Таково мое жизненное кредо.
Осознание того, что в твоих руках большое, нужное, благородное дело возвращения людей к жизни, хорошо знакомо и дорого каждому врачу, каждому целителю. Лично меня это вообще-то профессиональное чувство внутренне возвышает, наполняет будничную повседневность, скажу без преувеличения, высоким смыслом.
Работаю я без выходных дней. Усталость, конечно же, накапливается, наслаивается, обволакивает. Но ни в коем случае нельзя взорваться или пасть духом, хорошо понимаю, что мои руки должны источать силу, переливать энергию, излучать надежду на исцеление. Потому — то время от времени я беру положенный «тайм-аут». Впрочем, порой и не знаешь толком, чем занять себя в свободное время.
Нельзя без большого отвращения смотреть на то, из чего составлен человек, как-то: на кровь, кости, жилы и подобные части. Тем не менее в наблюдениях даже над теми из них, которые неприятны для чувства, создавшая их природа доставляет все-таки невыразимые наслаждения людям, способным к познанию причин, и философам по природе. Поэтому изучение живой природы не является низким делом и надо подходить к нему без всякого отвращения, так как во всех них содержится нечто природное и прекрасное.
Человек рождается не для того, чтобы умереть, а для реализации своих возможностей как человека, для наиболее адекватного выражения сути бытия человека.
Аристотель
(Литературному редактору, готовившему это издание, довелось наблюдать, как проводит блаженные дни отдыха вдали от столицы доктор Богданов. Итак: ранняя пробежка до завтрака, бассейн или море после него, где безупречный пловец Владимир Алексеевич привлекает внимание мощью и изяществом. После обеда — газеты, книги, затем спортзал. Тут ему подвластен любой спортивный снаряд. На это уходит час — полтора. Вновь небольшой отдых, затем теннисный корт. Как правило, партнеры благодарят его за интересную игру.
Меня удивляли легкость и естественность Богданова в отношениях с людьми, говорящими на других языках. Его приветливость и благорасположенность магнетически передаются собеседникам, и спустя день — другой после знакомства они видят в нем давнего друга и приятеля. Непосредственность общения доктора с детьми вызывает добрую улыбку. В бассейне, например, он затевает веселые игры с ребятишками, а те буквально виснут у него на шее.
За обеденным столом Богданов весьма умерен. Я задавался вопросом, как и чем компенсирует Владимир Алексеевич достаточно высокие, повторяющиеся изо дня в день физические нагрузки. Ответа так и не нашел. Баланс, однако, очевиден: нет ничего лишнего, как нет и бросающейся в глаза худобы. Крепок, подтянут, мускулист. Вес стабилен.)
Злым, раздраженным я бываю очень редко. Сникаю ли, падаю ли духом от постоянных встреч с людским горем? Скажу так: от переживаний и страдания уйти невозможно. Утешает одно — уверенность, что ты готов и способен вступить в схватку с недугом, одолеть его. Предчувствие радости и сама радость от полученного положительного результата — высшая награда, лучшая компенсация за напряженный труд и потраченные силы. Логика одна: если вокруг тебя много страждущих и ты в силах помочь им — помоги. В этом, может быть, и состоит смысл и направленность твоей жизни.
Есть ли у меня отрицательные результаты? Практически нет. Главное мое беспокойство: выдержит ли подопечный, осилит ли предписанные ему установки, выполнит ли все рекомендации. Я не берусь лечить всех, кто обращается ко мне за помощью. Работаю только с пациентами, готовыми ради выздоровления на полное послушание, способными на жесткую самодисциплину, когда люди говорят «да» и поднимают обе руки за сотрудничество со мной, понимая, что все их беды — от элементарного незнания. Практический результат — почти 100 процентов излечения больных.
Еще и еще раз напоминаю, что моя методика отталкивается от потенциала человеческого организма, его многообразных функций и возможностей. Она идет от самой природы с учетом повседневной деятельности и рода занятий человека, например, художника, парикмахера или зубного врача, ведь все они совершают во время работы специфические профессиональные движения.
Моя, вернее, наша задача — научить человека выполнять непроизвольные, строго координированные движения в оптимальном режиме. Он должен знать, как правильно лечь в постель, встать с нее, где поставить заведенный будильник, чтобы утром без усилий и потерь выключить его.
Я не преувеличиваю. Привезли как — то ко мне чуть ли не парализованную женщину — отказались служить ноги. Спрашиваю, как это произошло. Вроде бы пустяк — резко, всем телом отозвалась на трезвон будильника, буквально вскочила с постели. А в результате — мышечный спазм, мгновенно одеревенели ноги.
Мы не задумываемся над тем, как ходим, бегаем, прыгаем, как читаем книгу, сидим в кресле у телевизора, за рабочим столом и во время еды, как реагируем на резкие раздражители. А из этих и многих других, незначительных, на наш взгляд, действий формируется изо дня в день бытовой двигательный уклад нашей жизни. И если в нем преобладают негативные начала—неправильные позы, плохая осанка, — то неприятностей, и главной из них — остеохондроза, не избежать.
Люди, постигающие во время лечения эти нехитрые истины, потом искренне благодарят за них, как за какие-то подлинные открытия, хотя в основе всего—элементарное знание строения и особенностей нашего двигательного аппарата.
Я не считаю свои методики целительства окончательно завершенными и отшлифованными. Они, естественно, требуют дальнейшего совершенствования, а может быть, и иных, новых, более эффективных разработок. Консерватизм хорош и полезен до определенных отметок. В ходе практики возникают новые догадки, предположения. Я осторожно проверяю их в процессе работы, с тем чтобы одно принять, другое отвергнуть.
Маленькие пациенты — особая статья забот в повседневных рабочих хлопотах. Я люблю детей, привык к ним, отношусь к ним как к родным. Привязанность к детворе удваивает мои старания во что бы то ни стало избавить ребят от боли и страданий. Чувствую нередко физически, как к больному, измученному ребенку из моих энергетических запасов перетекает живительная сила. Дети по-разному воспринимают это, одни — признательным выражением глаз, другие — робкой застенчивой улыбкой. В такие минуты думаешь только об одном: как можно скорее и надежнее вернуть маленького человека к полноценной, радостной жизни.
Многое в самой философии моего целительства тянется из детства, когда доводилось постигать светлые и горестные уроки жизни. А пережить, к сожалению, пришлось действительно немало. Нередко эти переживания и воспоминания как бы оживают при встречах с очередными пациентами.
Хорошо понимаю, к примеру, доктора Дикуля, которому несладко пришлось в свое время самому и который посвятил свою жизнь спасению людей от неподвижности. Правда, у нас с ним разные методы, однако делаем мы общее дело.
В разговорах с пациентами я избегаю таких словечек, как «может быть», «но», «если». Терпеть не могу неопределенности. Берешься лечить мышцы — лечи, взялся врачевать больной позвоночник — доводи дело до успешного завершения. Мы (я имею в виду признанных мануальных терапевтов) боремся и доказываем свою правоту конкретными результатами. И не будь стихии сегодняшнего рынка, будь на то экономическая и политическая воля государства, мы охотно, доверяясь во всем государству, лечили бы людей бесплатно. Но, увы, в настоящее время это невозможно! О чем думал я, о чем размышлял, когда писал эту книгу? Перво-наперво о том, чтобы дать любям убедительную, достоверную информацию о правильном, здоровом двигательном стереотипе и о его системном поддержании долгие годы вплоть до глубокой старости. Мне кажется, книга лишена абстрактной риторики, дидактики. Главный акцент в ней сделан на добрых наставлениях, советах, рекомендациях мануального терапевта, создавшего собственную школу целительства. Простые, бесхитростные, даже, по-моему, привлекательные советы и рекомендации эти требуют вместе с тем буквально от каждого больного упорных повседневных, методичных в своей последовательности усилий. Только в случае неукоснительного следования заданным установкам пациент может рассчитывать на полное выздоровление.
Коснусь еще одного аспекта, на этот раз нравственного. Если бы каждый из нас на своем профессиональном уровне не только действовал во имя собственного материального благополучия, но и помнил о нравственных, духовных началах и при этом вкладывал душу в то, что он может и умеет делать, то результаты объединенных усилий непременно сказались бы на нашем общем здоровье. Здоровье нации подрывают войны, терроризм, насилие, преступность. Я уж не говорю о склоках, зависти, черствости, безразличии, обо всем том черном и неприглядном на земле, что каждодневно отравляет и укорачивает нашу жизнь.
Может быть, подходя к проблеме здоровья нации, полезно начать с удобных парт и ранцев для школьников? С выработки хорошей осанки с раннего детства? Может быть, надо сделать акцент в воспитании на культуру поведения человека, на освоение непреходящих ценностей? А разве не важно увести каждого человека подальше от таблеток и уколов, от больничных коек, помочь обрести доброе, светлое мировоззрение?
Это вовсе не выспренние сентенции, не пустые слова. Однажды пришла ко мне на прием 28-летняя женщина, капитан милиции. Работает с неблагополучными детьми. Сутулая, согбенная, ничего общего с воинской выправкой. Ставлю диагноз: сколиоз четвертой степени. Словом, плохи дела у молодого капитана. Рассказала она о себе, поведала о своей службе. Оказалось, и жизнь, и работа ей не в радость. А после проведенных сеансов объявила с неподдельной радостью: «Владимир Алексеевич, у меня добрые перемены. Прекрасно себя чувствую. Перестали раздражать подопечные. Не грублю, не повышаю голос. Выпрямилась я и в жизни. Работа обрела смысл». Нужны ли тут комментарии?
Истоки моего жизненного оптимизма исходят из детства и большей частью связаны с моим дедом Алексеем Дубовым. Это он помог мне когда-то поверить в себя, сняв жесткую блокаду заболеваний сердца и позвоночника. Поверил я тогда в жизнь, в ее светлые стороны. Сегодня, когда за плечами у меня десятилетняя практика целительства, когда главными моими пациентами стали дети, все больше и больше убеждаюсь в одной печальной истине: родителям, как это ни прискорбно, некогда да недосуг заниматься здоровьем своих ребят. За словами «некогда и недосуг» скрывается беспечность, незнание, непонимание опасности, лень.
Дети — наша общая боль и забота
Родителей по-настоящему встряхивает, пробуждает от спячки только грянувший гром — вконец занемогший ребенок. Тогда начинаются хлопоты, паника, мольбы. Дело доходит до истерик. Все это я вижу чуть ли не каждый день. Дорого приходится расплачиваться людям за свое запоздалое прозрение, за свою беспечность! Потому — то в первую очередь и обращаюсь я к вам, мамы и папы. Всегда ли вы, хотя бы в порядке профилактики, в желании уберечь родимое дитя от того же сколиоза—бокового искривления позвоночника, следите за тем, как ходит, сидит, спит, ест, делает уроки ваш ребенок? Как он держит голову, не сгибается ли в три погибели за столом, не тянется ли изо всех сил на цыпочках к вешалке, не лежит ли стручком на диване?
Хочется сказать о безграмотности, а точнее, о нечуткости родителей. Врывается в кабинет разгневанная мама, не мама, а сплошное отчаяние, комок нервов. В присутствии дочки, симпатичной 13-летней девочки, мечет громы и молнии. Она и не слушается, она и грубит, она и предъявляет родителям непомерные требования. К тому же плохо учится, учителя не знают, что с ней делать. Как могу успокаиваю «вышедшую из берегов» родительницу. Даже не говорю ей, что я в общем-то всего лишь мануальный терапевт, а не психоневролог и вроде бы все ее жалобы не по адресу. Осматриваю девочку — зелено-желтую, издерганную, с глазами затравленного зверька. Хорошо вижу, откуда ее нервозность, дикие выходки в семье и в школе. Разгадка на поверхности. Запущенный сколиоз третьей степени, остеохондроз. Болезнь, разумеется, развивалась годами и, конечно же, на глазах явно непросвещенной и беспечной мамы. Долго и спокойно беседую с Ирой. Настаиваю на неукоснительном выполнении всех моих «заданий на дом». И что же? После семи—десяти сеансов девочку будто подменили. Теперь уж не разгневанная, а явно растроганная мама признается мне: «Да, дочка стала другой. Радуются учителя, спокойно в семье. Уравновешенна, вежлива, ни на кого не кричит. Перемена удивительная! Доктор, вы…». Она не находит нужных слов и плачет. Плачет счастливыми слезами.
Еще раз беседую с Ирой. На этот раз она доверчиво впускает меня в мир своих вчерашних переживаний. Оказывается, ее раздражали и доводили до истерик самые вроде бы безобидные, спокойные замечания и советы взрослых. Девочка ощущала собственную неполноценность, какую — то обреченность. Отсюда и неадекватная реакция буквально на все. А будь у ее мамы необходимые знания, подчеркиваю, в первую очередь — знания, да побольше чуткости, внимания к дочке, и Ира наверняка не познала бы той драмы, в которой ей привелось играть главную роль. Теперь все позади.
Реакция ребят на сеансы? Дети ко мне попадают разные и по возрасту, и по умственному развитию, и по нервной организации, не говоря уже о степени запущенности заболеваний. Главная моя задача — найти для каждого малолетнего пациента единственно нужные, доходчивые слова о его состоянии. Я стараюсь совмещать сеансы с наставлениями так, чтобы связать воедино само целительство с программой завтрашнего поведения ребенка в школе, в семье, на улице, где бы он всегда держался норм и правил нового для него двигательного стереотипа. Сеансы я провожу только в присутствии родителей или близких родственников пациента: идет необходимая и давно продуманная просветительская работа и с ними. Ответственность родителей, их повседневный контроль за восстановлением правильного двигательного стереотипа у ребенка—первейшее условие выздоровления.
Повторяю, многие неполадки в позвоночнике рождаются от нездорового образа жизни, отхода от гармоничного двигательного начала. Вот почему приходится изо дня в день вести пропаганду исключительно необходимых истин, хотя для многих такие истины — настоящие откровения. В человеческом организме все взаимосвязано, одно сочленяется с другим. Любые, даже самые незаметные и вроде бы локальные нервные и физические катаклизмы в нем прямо или косвенно воздействуют на всю систему жизнедеятельности, и в первую очередь на позвоночник как носитель движения и жизни.
Напоминаю родителям: с каждым движением в систему движений ребенка закладывается двигательный стереотип, от которого зависит его осанка. И от того, как она формируется, во многом зависит состояние его позвоночника, а следовательно, его здоровья в целом.
Ничто не дается само собой
Я настойчиво пытаюсь закрепить в сознании каждого пациента самое главное. Да, я восстановлю ваш позвоночник в максимальных пределах возможного. Однако я вовсе не ручаюсь за то, что станет с ним в дальнейшем, если вы проигнорируете мои предписания. Ему нужен уход. Под уходом подразумевается довольно сложная система правил поведения в быту и на работе, выстроенная мною за время десятилетней целительской практики. Ни одна методика в медицине, к сожалению, не наделяет и не может наделить пациента в его поведенческой культуре достаточной степенью защиты. Нельзя сбрасывать со счетов силу воли, настойчивость и терпение индивидуума. Все эти качества необходимы и в самом процессе закрепления достигнутого лечебного эффекта, и в профилактике повторных заболеваний. В конечном счете самому человеку решать, быть или не быть ему здоровым. А это означает, в сущности, одно: беречь или не беречь, охранять или разрушать такое сильное, такое крепкое и сложное, но вместе с тем и такое хрупкое сооружение, каким является наш позвоночный столб.
Болезни позвоночника, всевозможные ревматические недуги стали бичом, проклятием XX века. Сегодня на активную борьбу с ними подняты лучшие клиники, институты, целые отрасли медицины. И эта книга—всего лишь частица в потоке специальной литературы о спине. Убежден, что чем больше выйдет серьезных, проверенных практикой пособий по борьбе с этим злом, тем больше выиграют люди, тем меньше будут страдать они.
Корреспонденты газет, радио, телевидения нередко задают мне один и тот же вопрос: с чем я чаще всего сталкиваюсь в своей врачебной практике? Отвечаю: с людским горем, с отчаянием, с которым не может примириться нормальный человек. В большинстве своем ко мне приходят вконец разуверившиеся во всем и вся больные, люди, потерявшие всякую надежду на излечение после бесчисленных «хождений по мукам» — клиник, больниц, институтов, санаториев. Наш лечебный центр становится своего рода последней надеждой для них.
Одной серией лечебных сеансов, разумеется, не обойтись, требуются повторные. И когда пациенты возвращаются, то самым большим моральным вознаграждением для меня становятся их признания: они научились жить и двигаться по-новому, по-иному. Научились благодаря моим советам и наставлениям, системно выстроенным в последовательный ряд. Их прежняя и сегодняшняя жизнь — это земля и небо. Радуюсь ли я? Радуюсь тому, что мои подопечные не только в основном избавились от хвори, но и обзавелись чем-то значительно большим — системой, шкалой жизненных ценностей.
Все это невольно наводит на размышления о самой природе человеческого поведения. Человек порой только думает, что знает о себе все или почти все. И только попадая в экстремальные ситуации, связанные с потерей здоровья, приходит вдруг к осознанию вины перед самим собой. Жизнь сурово встряхивает его и жестко подводит к черте, у которой возникает вовсе не философский, а очень страшный вопрос: «Жить или не жить?».
Привычная жизнь вдруг омрачается мучительной болью, и та с жесточайшей прямотой как бы говорит человеку, что он не по вине своей, а от незнания долгое время жил неправедно, не по законам и уложениям природы, что надо решительно менять образ жизни. Что остается врачу? Разумеется, спасать человека. Освобождать его не только от болезни, но и по возможности от лености, невежества, от пренебрежительного отношения к самому себе.
Нелегко и непросто давался мне системный подход к целительству как к самостоятельной методе. Не хватило знаний, полученных в двух вузах. Пришлось искать недостающее на дополнительных курсах, факультетах, что-то заимствовать у известных хиропрактиков. Естественно, какая-то часть прослушанных курсов оказалась на поверку фарсом, откровенным надувательством невежд, зачастую бессовестно зарабатывавших на неискушенной клиентуре. Но встречался и весьма полезный опыт.
В муках поисков
Во многом меня не устраивала узкая направленность работы школ мануальной терапии, сложившихся к концу 80-х годов. Они преимущественно сосредоточивали внимание на отдельных, локальных заболеваниях позвоночника, игнорируя работу организма в целом. Хотелось выйти из этих узких рамок, выработать такую методику лечения, которая не только отвечала бы, соответствовала целям компенсации, реабилитации организма и врачующе активно воздействовала на него, но и давала человеку нечто большее — помогала больному глубоко осознать, постичь новый для него стиль поведения, чтобы обрести на годы и крепкое здоровье, и радостное ощущение бытия. На реальное ли замахивался? Сегодня убежден — да.
Возьмем условно для характеристики среднестатистического человека так называемую нулевую отметку и будем иметь ее в виду, отталкиваясь от нее в оценках нормального, очень хорошего и очень плохого состояния здоровья. Большинство моих пациентов живет, к сожалению, по скорбной формуле 0-100 (ноль минус сто), где 100 означает ощутимую сумму потерь организма. Мои система целительства и метод лечения сориентированы и нацелены в идеале на то, чтобы не только вернуть человека к нулевой, другими словами, нормальной жизненной планке, но и вывести его на качественно иную отметку: 0+100, где плюсовые единицы — это составляющая гармонии людского здоровья, физического и духовного. Скажу даже больше: возвышенного восприятия мира.
Нередко мои пациенты поначалу отказываются понять, осознать, уяснить, что живут по жалкой и бедственной формуле 0-100, что это грозит им бедой, катастрофой. Приходится убеждать, приходится все расставлять по своим местам, чтобы психологически подготовить человека к предстоящему испытанию.
В этой книге вы познакомитесь с десятками моих вчерашних и сегодняшних пациентов. Вслушиваясь в их живые, порой взволнованные, бередящие душу голоса, вы убедитесь, что формула жизни — не выдумка, что она действительно существует, а в зависимости от плюсов и минусов определяется степень благополучия человека. А ради такого благополучия стоит трудиться и трудиться.
В принципе, светлое, солнечное восприятие мира изначально заложено в нас самой природой.
Это уже потом мы своим глумливым отношением к собственному здоровью, к самим себе, проистекающим, еще раз подчеркиваю, от элементарного незнания, гасим, как сказал бы поэт, звезды на небе. Пробудить у подопечных стремление к свету, к тем самым звездам через преодоление физических страданий — вот в чем я вижу первейшую и, конечно же, основополагающую задачу целителя. Ведь это же очевидная истина, что любовь к жизни — светлый дар, достояние и богатство каждого из нас — остается чаще всего только у здорового, физически полноценного человека.
Впрочем, мы, врачеватели, можем дать лишь толчок, только импульс к пробуждению человека, к возвращению его к свету, к здоровью, к истинным земным ценностям. Все остальное, как я уже говорил, зависит от него самого, от его добровольной и упорной работы над собой, от способности взять на плечи груз ответственности. Необходимы воля, настойчивость, самоконтроль. Без этого самые большие усилия врача могут оказаться бесплодными, увянуть на корню. В этом я убедился на практике.
Здоровье всего дороже. Здоровье дороже богатства.
Здоровью цены нет. Здоровья не купишь.
Здоровье дороже денег. Здоров будешь — и денег добудешь.
Дал бы Бог здоровья, а счастье найдем.
Болезнь человека не красит.
Эх, друг, согнуло тебя в крюк!
В три погибели согнуло.
То же тело, да клубком свертело.
Уходила, умучила, согнула да скрючила.
Чем руководствоваться целителю?
Разные люди приходят ко мне на прием. Дети и взрослые, широко известные и совсем скромные, бедные и богатые. В ходе лечебных сеансов я постоянно практикую подробнейший инструктаж больных, объясняю, что, как и зачем они должны делать повседневно после первого же визита ко мне. Отказавшись от этих скрупулезных наставлений, я, естественно, смог бы принимать куда больше пациентов. Но что тогда станется с целительской методой, созданию и разработке которой отдано столько сил? Ведь лиши ее «философии» и «идеологии» — она опустошится, омертвеет, потеряет эффективность и привлекательность.
Выработка, закрепление правильного, здорового двигательного стереотипа, цементирующего выздоровление, — несущая конструкция моей лечебной программы. Человек, как молитву, должен затвердить правила своего дальнейшего поведения в быту, на работе, чтобы контролировать осанку, весь сложный механизм двигательной системы, доведя со временем его работу до полного
автоматизма. Иначе болезнь вновь может вернуться и повториться в самых грозных и непредсказуемых формах.
Из накопленных наблюдений я хорошо знаю, как трудно бывает пациенту пересиливать, «переналаживать» себя на здоровую двигательную программу, решительно отказываясь от той, которую он приобрел и культивировал долгие годы. Процесс этот сложен, труден, а нередко и мучителен.
Шутливое пари я все-таки выиграл
Однажды ко мне на прием пришел хорошо известный всей России и любимый всеми нами артист театра и кино. Хватило одного взгляда, чтобы без рентгеновских снимков и детального осмотра поставить диагноз, определить букет недугов у посетителя. Это и деформированные связки, и застарелый спондилёз, и стеноз спинномозгового канала, и масса других отклонений от нормы.
Пациент слушает мои заключения иронически, с недоверием. Оказалось, за последнее время он обошел десятки докторов и вконец разуверился в полезности своих хождений. Кто-то, видать, порекомендовал ему пойти ко мне. Может быть, просто на всякий случай. Прямо скажу, брать такого больного, да к тому же в довольно приличном возрасте (актеру около пятидесяти) не очень-то хотелось. И дело вовсе не в ответственности — она присутствует всегда. Мучали сомнения: а будет ли необходимое послушание в процессе лечения у избалованного славой пациента? Понял, что надо предпринять нечто такое, что сразу разрушило бы у пациента блокаду недоверия к «очередному доктору». Если, думаю, ты не станешь моим надежным и активным помощником в предстоящем исцелении, на благоприятный результат рассчитывать трудно. Решился на эксперимент: предложил шутливое пари.
— Сергей Иванович (так условно назовем артиста), — говорю ему. — Вы блестящий актер, создали галерею великолепных художественных образов в кино и в театре. Давайте договоримся вот о чем. Если талантливый лицедей на моих глазах, в этом самом кабинете перевоплотится в послушного ученика и безупречно выполнит все мои установки, воспроизведет заданный мною рисунок ходьбы, сидения, манеры держать голову, смотреть в окно, читать книгу ну и тому подобное, берусь вас лечить, и даже бесплатно. Если же вы не сделаете всего так, как предписывают мои установки, нарушите их, играя предложенный мною сценарий, то лечить буду за плату.
Видел бы кто глаза Сергея Ивановича! Он рассмеялся и принял пари с добрым юмором. Разумеется, сразу известный артист не смог сыграть «спектакля». Но пари заинтересовало его и даже основательно встряхнуло. Мы спокойно прошлись по всей цепочке только что продемонстрированных им движений, и я без труда доказал ему, что он не первый год живет по довольно опасной формуле 0-100.
Прошло полгода, и Сергея Ивановича будто подменили. Сутулость, опущенная голова, вялые плечи, не говоря уже о главном — болях в спине, — все это исчезло. Он все еще навещает меня, проходит повторные сеансы, звонит по телефону: не так-то легко сразу и навсегда расстаться с давно обретенным стилем поведения. Однако физическое состояние его пришло почти в норму, что зафиксировал бесстрастный ядерный томограф во время последнего обследования. Если до моих сеансов стеноз спинного канала достигал 40 процентов, то сегодня он исчез. Недавно артист позвонил мне и признался:
— А знаете, я с непривычной легкостью играю в спектаклях. Говорят, будто бы я даже помолодел, стал стройнее. Благодарю, вас, Владимир Алексеевич.
Больше опыта — больше ответственности
Порой я задумываюсь, во многом ли моя практика изменилась за последние шесть-семь лет? Стал я опытнее, мудрее — это так. Терпимее отношусь к пациентам. А еще? Беру на лечение меньше людей. Вроде бы парадокс: опыта, умения, искусства в работе стало больше. Только вот больше стало и трезвого подхода к делу. Обманывать людей — не в моих правилах, и если я не могу помочь, отказываю в проведении сеансов.
К сожалению, нередко пациенты требуют немедленного целительского эффекта. Понять их можно. Только быстро — не всегда хорошо. Стараюсь, чтобы они уяснили нехитрую истину: у всех у нас единый набор позвонков, суставов, связок, межпозвонковых дисков, мышц, нервных пучков, и если кто-то не смог, не сумел в силу каких-то обстоятельств (от того же, скажем, незнания) по-хозяйски распорядиться ими, то это не значит, что надо ждать невозможного — мгновенного исцеления. Случается, и довольно часто, что больным становится лучше уже после двух-трех сеансов. Почувствовав облегчение, многие впадают в серьезное заблуждение: раз стало лучше — можно и позабыть про доктора, повременить с очередным визитом к нему. Вот почему я стараюсь больше и подробнее беседовать с людьми, вести с ними разъяснительную работу.
На Бога надейся, а сам не плошай
Во врачевании легко просматривается параллель с религией. Верующие нередко спешат в храм с покаянием, дабы снять с души груз прегрешений. Батюшка добрым словом, насколько возможно, старается успокоить внутреннее смятение прихожанина, пытается восстановить мир в его сердце, облегчить его нравственные муки. Если поразмыслить, то моя целительская методика в чем-то сродни отпущению грехов. Грехов человека перед собственным здоровьем.
Правда, я далек от того, чтобы считать себя проповедником, хотя считаю, что пропаганда библейских истин и уложений способствует врачеванию страждущего. Глупо не считаться с историческим опытом человечества, не использовать его для блага людей. Давно установлено, что чем дольше живет человек, тем чаще обращается он к Богу.
Бог живет в каждом из нас. Человек — венец природы, выше его нет ничего в земной жизни. Убежден, что частица божественного в нем должна заявлять о себе активной приверженностью к добру, справедливости, состраданием к ближнему. Наконец, любовью к себе как к образу и подобию Божию. Что толку просить в храме Бога о даровании тебе хорошего здоровья и самочувствия, а выйдя из храма, вновь предаваться тому, что довело тебя до хворобы.
Здоровье требует повседневных трудов, неустанных усилий. Этими рассуждениями я подвожу вас к своей стержневой, концептуальной установке: не забывайте всеми своими делами и поступками поклоняться богу вашего физического и нравственного здоровья — крепкому, работоспособному позвоночнику. Утверждаю это безо всякого преувеличения. Говорю как специалист, которому изо дня в день приходится иметь дело с нарушениями в работе позвоночника. Еще и еще раз подчеркиваю, что от нормальной работоспособности позвоночного столба во многом зависит не только здоровье, но и вся ваша жизнь.
Жить во имя света и радости
Наша прежняя идеология несла в себе, заряд любви ко всему общественному, коллективистскому. И явно перебарщивала, когда чуть ли не требовала от личности самопожертвования во имя коллективистских начал и интересов, отрешения от собственного «я». Убежден, что только на радости и счастье каждого можно построить благополучие и процветание всего общества.
А что такое, собственно, радость и счастье для нас? Только ли материальный достаток? Только ли хорошая семья, престижная работа? А разве не счастье для здорового, крепкого человека пользоваться всеми благами, отпущенными тебе природой? Легко проснуться поутру. Взглянуть на вставшее солнце. Глубоко вдохнуть свежего воздуха. Полюбоваться деревьями, зеленой травой. Насладиться пением птиц. Это тоже своего рода любовь, любовь к красоте, к уникальности мира. А посадить дерево, помочь соседу, прохожему? Отнимите у человека одно-единственное — здоровье, и сразу погаснут все краски мира, смолкнут все птицы, все рухнет в бездну.
Вот почему я так настойчив в своей постоянной проповеди здорового образа жизни. Именно от него напрямую зависит здоровье. Философская окраска моих собеседований с пациентами призвана раскрыть им, какой огромный объем работ придется выполнить каждому, чтобы деформированный позвоночник обрел изначальную крепость, молодость, работоспособность. Я приверженец теории возрождения, омолаживания позвоночника как самовосстанавливающейся системы организма. Естественно, с помощью врача и упорядоченных усилий самого больного. В такой «философии» не только естественное сострадание, но и полная готовность и способность прийти на помощь больному. Когда работаешь с пациентом, выкладываешься до конца, до предела возможностей. По-другому нельзя.
Довольно часто корреспонденты интересуются, не кружат ли мне голову многочисленные статьи и передачи о моем целительском искусстве с восторженными отзывами пациентов. Скажу откровенно: поначалу кружили. Что ни говори, а приятно, когда так высоко прилюдно оценивают твое ремесло, мастерство, а может быть, и нечто большее, дарованное тебе Богом. Сегодня таких чувств я, пожалуй, уже не испытываю, хотя доброе слово, несомненно, поддерживает. О славе я думаю меньше всего. Больше забочусь о поддержании доверия к себе, о постижении собственного «я», соотнесенного с конкретным и так необходимым людям делом, которому я служу.
Чтобы больной активно участвовал в процессе врачевания…
По-другому, повторяю, нельзя. Знаешь, что каждое утро в приемной тебя ждут десятки отчаявшихся людей, и ты должен, обязан сегодня, как и вчера, и позавчера, отдать им часть своей физической и нервной энергии, оделить каждого заботой, вниманием, участием. На просьбу тех же корреспондентов рассказать о каком-нибудь уникальном случае из моей практики я обычно отвечаю, что каждый случай по-своему неповторим и интересен. Ко мне приходят, как уже говорил, больные, утратившие веру в медицину, в себя. Для них выздоровление — запредельная мечта. Моя забота — вернуть им надежду, вселить веру в исцеление и в конечном счете вылечить. Такое дается нелегко, но сил на это не жалею.
Не в моих правилах проявлять жалость к пациентам (прошу не путать с состраданием), «плакать» вместе с ними над их недугами. Это вредит врачеванию, морально деформирует человека. Чтобы больной сам активно участвовал в процессе исцеления, надо поддерживать его бодрым, уверенным словом, оптимистическим взглядом на жизнь, на его дальнейшую судьбу.
Один штрих. Почти всегда я подолгу расспрашиваю больных об их прошлом житье — бытье. Хотя бывает достаточно взглянуть на спину каждого, чтобы рассказать им самим об их образе жизни, о том, как приобрели они тяжкий груз недугов. Поначалу мои слова обескураживают собеседников, затем, как правило, вызывают доверие, без которого немыслимы лечебные сеансы вообще. С самого начала стараюсь достичь важного результата: чтобы даже слова, выражающие сомнения в выздоровлении, исчезли из лексикона человека с деформированным позвоночником. «Ваш организм, ваш позвоночник стонут, взывают к вам о помощи, и вы не имеете права на сомнения», — говорю я и ссылаюсь порой на известные всем сказочные сюжеты с их вроде бы бесхитростной и вместе с тем глубокой дидактикой.
Сказка «Золушка», например. Давайте рассуждать так. Чем помогла добрая фея своей подопечной? Красивым платьем, каретой, хрустальными туфельками. Остальное — заслуга Золушки. Ее возвысили собственная красота, доброта, трудолюбие, терпение, нежность и светлый взгляд на жизнь.
Моя методика — врачующая природа
Сказочные персонажи всегда знают, что и как им делать, чтобы выпутаться из довольно сложных ситуаций. А вот некоторые мои подопечные проявляют поначалу полное безволие и неумение, нежелание собраться, мобилизовать себя в схватке с болезнью. Моя первейшая задача — предоставить им возможность активно действовать во благо собственного здоровья. Считаю, что человек создан для самосовершенствования. Если он хочет долго и благополучно жить, он обязан постоянно заниматься этим.
Хочу, чтобы мои читатели — взрослые и дети — хорошо уяснили главное: моя методика целительства — это не схема исцеления, созданная Владимиром Богдановым, а система врачевания природы. Система эта отталкивается от данного нам здорового начала, от здорового естества человека. И если я что-то настойчиво внушаю больным, то этому я обязан опять-таки природе, которая приоткрыла мне завесы некоторых своих тайн и загадок.
Такие мысли невольно приходят в голову в ходе длительных исследований пациентов, наблюдений за состоянием человека с деформированным позвоночником.
Обращаюсь и к тем моим читателям, которые абсолютно здоровы. Совет мой таков: не относитесь к собственной спине как к послушной рабыне, которая покорно сгибается перед вами, выполняя ваши подчас бездумные, неоправданные приказы и команды. Цените и почитайте ее как повелительницу вашего здоровья, как истинную царицу вашего «я». Помните, что раб — согнутый человек. Истинно свободный — строен и подтянут. Может быть, я прибегаю к некоторой аллегории, но она, кажется, весьма и весьма уместна для более глубокого понимания роли и значения в нашей жизни здорового, прекрасно управляющего нами позвоночного столба.
Машинист поезда, правильно оценив опасную ситуацию, сложившуюся на дороге, непременно использует профессиональные знания и опыт, чтобы упредить беду и не пустить эшелон под откос. Он знает, что надо делать, как надо действовать. Больной без знаний и твердой воли пускает под откос собственное здоровье. Что же, если тебе нравится «звездный салют» в глазах от преследующего тебя сколиоза и ты упрямо не хочешь избавиться от него, любуйся им. Любуйся, приближаясь к самому последнему своему «салюту».
Природа наградила венец своего творения величайшим благом, высвободив его передние конечности—руки — для труда и творчества и снабдив его в этих целях одним из блистательных своих «изобретений» — позвоночным столбом.
Освобождая своих подопечных от отчаяния, возвращая им вместе с первыми положительными подвижками веру в выздоровление, я активно сопереживаю им в их каждодневных усилиях стать здоровыми. Радуюсь, когда после двух-трех десятков сеансов согбенный, скрюченный человек распрямился, стал стройнее, даже выше ростом, изменился к лучшему цвет его лица, в глазах зажглись искорки надежды.
Случаются и подлинные чудеса. Один результат и меня поразил. 50-летняя женщина с истертыми межпозвонковыми дисками стала здоровой и подросла на целых 5 сантиметров! Оказывается, диски выправились и пошли в рост. Еще один не менее удивительный случай. 55-летний мужчина, страдавший острым остеохондрозом, вытянулся после лечения на 7 сантиметров (а фаза нашего роста завершается к 20—25 годам). Первый замер его роста был зафиксирован в больничном журнале. Но о том, что он неожиданно подрос, я узнал от самого пациента. Он рассказал, что у себя дома свободно проходил под хрустальной люстрой, не задевая ее. А тут вдруг обнаружил, что хрустальные подвески стали позвякивать над головой. Я измерил рост пациента. Прибавка ошеломила: 7 сантиметров. Вот насколько поздоровели и приобрели свое исходное, первоначальное состояние еще недавно деформированные межпозвонковые диски.
Кто стучится в мою дверь
Кто только не приходит, кто только не обращается ко мне за помощью! Стучатся порой в дверь приемной и спортсмены — профессионалы. Казалось бы, откуда у них-то подобные хвори — ведь эти люди буквально поклоняются и служат самому движению. Увы, болезни позвоночника не щадят и подвижных людей. Выходит, движение движению рознь, и мне как спортсмену — профессионалу, как врачу приходится постоянно «зачитывать инструкции» о том, как держать голову бегуну на стометровке, как работать на других дистанциях только за счет ног и рук, что должны вообще помнить бегуны, начиная очередной забег. Лечу и консультирую тяжелоатлетов, конькобежцев, лыжников, пловцов, стараюсь помочь им обрести образцовую форму для достижения высоких спортивных результатов.
В каждом виде спорта участвуют разные группы мышц, и очень важно создать запас прочности в них, строго, неукоснительно держаться найденного медициной стандарта в их правильной и безотказной работе.
Это в какой-то мере уже тренерская практика. Впрочем, иногда кажется, что и моя работа в целом—тоже своего рода тренерская деятельность. Правда, мои установки имеют достаточно широкий диапазон и нацелены на одно-единственное: более эффективное управление, пользование позвоночником, мышцами, сухожилиями. Наш организм и, в частности, позвоночник, к счастью, обладают немалым резервом прочности и запрограммированы на довольно солидные нагрузки. В принципе, позвоночник сориентирован не на старость, не на угасание, а на долголетнее самосовершенствование.
Обследуя безнадежного больного, я строго держусь гиппократовского «Не навреди!». Сказать всю правду, и только правду пациенту, когда никаких надежд нет, — преступно для врача. Стараюсь прежде всего успокоить, внушить веру в исцеление.
Прежде чем приступить к лечению, как правило, требуются рентгеновские снимки или другие специальные обследования, чтобы точно, без малейших погрешностей представлять картину заболевания. Привели ко мне однажды 40-летнего полуразрушенного человека. Привела его старенькая мать, умоляла помочь сыну. Тот весь согнутый, зеленый, выглядит на все 60—65. У него и сколиоз, и спондилёз, и остеохондроз, и прочие «озы». Мышцы атрофированы. Словом, зрелище ужасающее. Попросил принести рентгеновские снимки.
— К чему снимки, доктор? Лечите не откладывая. Сейчас лечите!
Отказал. Вслепую не лечат. Через некоторое время узнаю — умер человек. А ведь, возможно, удалось бы спасти его.
Угнетенность, глубокую апатию, сконцентрированную безнадежность человек носит с собой и в себе. В конечном итоге, на что настроит он свое «я» — на спасение или на медленное угасание, то и возьмет верх. Противиться всеми жизненными силами своему недугу, вести решительную схватку с ним — мое первое и важнейшее напутствие и требование к пациенту.
О психологии в своей работе. Приводит мама на прием сынишку. Смотрю на него, изучаю и в присутствии родительницы шутливо объявляю: «О, да он у вас порядочный ленивец, бездельник, я бы даже сказал, шалопай. Если не так, прошу тысячу раз прощения». Мама округляет глаза и без раздумий подтверждает мои выводы. Удивляется, откуда и как мне известно об этом. Я свое. «А ты, Вова, продолжай лентяйничать. Лежать-то лучше, чем сидеть. Пусть мама за тебя телевизионные программы переключает, ботинки зашнуровывает. Ленись на здоровье». Мать в полном недоумении. Как-то странно смотрит на меня, не знает, что и сказать. Упреждаю ее: «Ленись, ленись! Только не забудь, пожалуйста, когда смотришь телевизор, обложить себя подушками, когда сядешь за парту—прямо держать голову, когда…». И начинаются мои «когда» — довольно нелегкие на первых порах для мальчика задания и требования. «Ну, конечно, — добавляю при этом, — ты можешь и не делать всего этого, если не хочешь избавиться от болей, от кривобокости, а в дальнейшем — неподвижности на долгие годы».
Многого, очень многого стоят доброжелательность, искренняя душевность, собранность целителя, его ласковое, обнадеживающее слово, обращенное к больному. Недавно поведали мне трагическую историю одной девочки. У школьницы пятого класса прогрессировал сколиоз. Изгиб позвоночника стал настолько заметен, что жестокие одноклассники стали подсмеиваться над ней. Где были при этом родители, вопрос в общем-то праздный. Сколиозы у нас дело привычное и считаются чуть ли ни чем-то само собой разумеющимся. В конце концов девочка пошла к врачу, а та не задумываясь вынесла ей суровый приговор: «Останешься такой на всю жизнь». После визита к доктору пятиклассница Катя выбросилась из окошка шестого этажа родного дома.
Повторяю: врач не имеет морального права объявлять тяжело или вовсе безнадежно больному всю правду о его состоянии. Если есть хоть малейшая надежда на исцеление, ее надо, как искорку, раздувать и всячески поддерживать в человеке.
Каким мне видится наш позвоночник
Хотелось бы сказать о пагубности живого примера, который ежедневно маячит перед глазами детей в родной семье. По моим наблюдениям, чаще всего ко мне ведут детей те родители, у которых также не все благополучно с позвоночником. Сами за собой не смотрели, сами не берегли себя и вот обрекли, того не ведая и не желая, на тяжкие испытания собственных детей.
Получается порочный круг, выход из которого рано или поздно станет общенациональной проблемой. По крайней мере, уже сейчас в наших школах, по подобию американских и канадских, надо вести системное наблюдение за детьми с деформированным позвоночником. Необходимо выявлять эту деформацию на ранних стадиях, с тем чтобы упредить прогрессирующее развитие заболевания. Металлические дорогостоящие корсеты, лечение ребят в специализированных клиниках, как и операции на позвоночнике, — пока что большинству пациентов недоступны из-за дороговизны. Нельзя же в конце концов доводить школьников до прыжков с шестого этажа.
Позвоночник представляется мне величественным кафедральным собором с идеальной гармонией пропорций. Кажется, что его неведомый зодчий-создатель задавался целью превзойти все существовавшее до него в органической «архитектуре». Для меня, как и для миллионов моих коллег, спинной хребет человека был и остается загадкой мироздания — настолько велики и малопостижимы его функциональные возможности и ресурсы.
Отведем нависшее над нами проклятие
Уже не раз говорил я о том, что заболевания позвоночника стали чуть ли не проклятием нашего века, хотя даже в окаменевших останках далеких пращуров человека найдены следы, доказывающие, что и они, наши далекие предки, страдали такими заболеваниями. Можно, конечно, во всем винить нашу техногенную цивилизацию с сопутствующим ей физическим «застоем» человека. Можно корить нынешний безрассудный образ жизни человечества с его стрессами и перегрузками. Многое можно объяснять и отравленной окружающей средой, неправильным питанием, затрагивать десятки других медицинских, социальных и даже духовных аспектов, так или иначе воздействующих на здоровье нашего позвоночника и вызывающих привычные, будничные боли в спине. Легче от этого никому не станет, если не будет предпринято эффективной фронтальной атаки на заболевания. К сожалению, пока что в объяснениях первопричины подобных недугов много приблизительного.
В популярной литературе о здоровье, к примеру, о борьбе с малоподвижностью, с неправильным питанием, предлагаемые рецепты выстраиваются в цепочку сбивчивых и нередко исключающих друг друга советов и наставлений. Простым смертным остается только гадать, какую пищу и в каких объемах им употреблять, сколько поднимать груза и как, сколько спать, на чем лежать и т. п. Естественно, одной-единственной методологии борьбы с бедствием не разработаешь, и все же я считаю, что предпринимаемых нами усилий в борьбе с болезнями позвоночника на сегодня явно недостаточно. Впрочем, прорывы уже наметились, и растущий поток специальной медицинской литературы о нашей спине — подтверждение тому.
После такого, может быть, несколько общего экскурса хотелось бы ближе подойти к непосредственному предмету нашего разговора. Чем же мы, спрашивается, платим своему позвоночнику за его старания и неусыпные заботы о нас? Природа, как уже подчеркивалось, наделила нас прямохождением, а ведь примерно 90 процентов людей ходят с отклонением от вертикали. Что это — конструктивный дефект, просчет природы или нажитый, приобретенный нами наклон? Единого мнения на этот счет в медицине нет. Я склонен все же рассматривать такое отклонение как досадное благоприобретение и не винить во всем далеких прародителей. Посмотрим на меньших наших братьев — животных. У них четыре двигательные опоры. Природа почти идеально распределила по ним силу тяжести и отрегулировала «подвеску» внутренних органов так, что животные очень редко страдают заболеваниями позвоночника. Что касается человека, то та же природа посчитала, наверное, что homo sapiens сам позаботится о себе и не допустит никаких отклонений.
Объективные предпосылки к ходьбе чуточку с наклоном вперед, конечно же, существуют, но они не настолько значительны, чтобы мы не смогли преодолеть их. Тем более нетрудно уяснить аксиому: чем прямее держится человек, тем дольше он живет. Кому из нас неведомы плохой сон, отсутствие аппетита? Напрямую мы почти не связываем эти недомогания с позвоночником, находим десятки объяснений своему сумеречному, болезненному состоянию. А ведь разгадка чаще всего кроется именно в неустроенности, в неблагополучии нашего позвоночного столба.
Вроде бы взять да и задуматься над самым простым и повседневным: а как мы, собственно, ходим, сидим, лежим, читаем, едим, работаем, отдыхаем? Чтобы задать себе правильную ритмику, правильный рисунок движений, и знаний-то особых не требуется. Но мы «ленивы и не любопытны». От этого и страдает спина, от этого гнется человеческое здоровье. Арифметика нагрузок проще простого.
Лежим — испытываем самые небольшие нагрузки. Садимся — нагрузки возрастают.
Встаем — они тянутся вверх. Поднимаем груз — многократно наращиваем напряжение в суставах и мышцах.
Научись каждый из нас умело чередовать цепочку необходимых в повседневности движений, поз и положений, и о многих заболеваниях можно было бы попросту забыть. Правила бесхитростны. При долгом лежании на диване атрофируются, размягчаются, становятся дряблыми мышцы, в результате — сонливость, вялость, звон в ушах. Помните, долгое лежание знаменитого Обломова не только помешало ему стать заметным человеком в обществе, но даже не позволило жениться на любимой девушке. При многочасовом сидении деревенеет спина, затекают руки и ноги. При систематическом неправильном подъеме грузов развиваются разрушительные профессиональные заболевания и т. д.
Как воздух необходимы мера и смена рода занятий, движений на протяжении дня.
Наблюдайте за вашим телом, если вы хотите, чтобы ваш ум работал правильно.
Р. Декарт
В чарке тоска ищет облегчения, малодушие — храбрости, нерешительность — уверенности, печаль — радости — и находят лишь гибель.
Б. Джонсон
Приобрести хорошее здоровье — храбрость, сохранить его — мудрость, а умело распорядиться им — искусство.
Ф. Вольтер
Все восклицает: где человек, который спасет нас?
Нам нужен человек!
Не ищите этого человека. Он у вас под руками.
Этот человек — вы, я, это — каждый из нас!..
Как сделать себя человеком?
Нет ничего труднее, если кто не умеет захотеть этого; нет ничего легче — если захочет.
А. Дюма-сын
Главное — надо научиться жить так, чтобы при всех, даже экстремальных условиях иметь как можно меньше нагрузки на позвоночный столб. В противном случае будет ныть поясница, будут болеть мышцы, скрипеть суставы, мучить прострелы.
В детстве я зачитывался историческими романами Василия Яна. Помню, как поразил меня чудовищный обычай средневековых монголов. Самой страшной казнью для степных воинов была не прилюдная смерть от меча, стрелы или петли, а сломанный палачом позвоночник. Жертву безжалостно бросали в степи, обрекая на медленную, мучительную гибель. Этот жестокий обычай я вспоминаю подчас, думая о том, как мы, люди теперь уже XXI века, своей преступной беспечностью и варварским отношением к себе, к своему здоровью ставим нередко свой позвоночник на грань поломки. Вот почему хочется со все большим усердием служить делу, которое возводит спину в ранг божества всего здоровья. Исцелению позвоночника я посвятил свою жизнь и ни разу не пожалел об этом.
Обратим глаза к солнцу
Медицина доказала, что работоспособность, бодрость духа, прекрасное самочувствие каждого из нас на 75—80 процентов зависят только от состояния позвоночника и центральной нервной системы. Впрочем, это открытие принадлежит еще великому Гиппократу и подтверждено тысячелетиями целительской практики многих поколений врачей разных времен и народов. Не случайно органическое единство тела и духа человека рассматривалось и рассматривается медициной как первейшее и непременное условие борьбы со всевозможными болезнями. Давно доказано, к примеру, что любое нарушение биоэнергетики, биомеханики позвоночника выводит из строя определенные звенья и цепи нервной системы, а те в свою очередь начинают активно угнетать духовную сферу человеческой жизнедеятельности. Здоровье надо поддерживать, сохранять оптимальным двигательным стереотипом, предусматривающим рычаги самовосстановления деформированного организма. И отсюда, дорогие друзья, мой вам добрый совет: не хотите связываться с костылями и палками, не желаете валяться месяцами на больничных койках и всю жизнь ходить по докторам — задумайтесь над тем, чем вызвана ваша болезнь, и прежде всего восстановите природный статус-кво своего позвоночного столба. Так что обратим наши глаза к солнцу.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Позвоночник – бог здоровья предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других