Кровавый пир Чернобога

Владимир Александрович Андриенко, 2019

Варяжский воевода Дир вместе с дружиной храброго предводителя Аскольда пришел в Киев, где Аскольд стал князем, взяв в жены дочь великого жреца Сварога. Но не почитал Дир славянских богов, продолжал поклоняться Одину и Тору. Пришли к нему жрецы Рода-создателя и сказали, что скоро узнает воевода силу гнева богов Верхнего и Нижнего мира. Во время зимней охоты закружила вьюга воеводу. Потерял он путь и забрал его к себе колдовской лес, откуда не было выхода. Явилась Диру Морена, богиня смерти, и холод сковал его душу. Испугался воевода. Не хотел он пропадать среди льда и стужи. Но Тара, владычица перехода между верхним и нижним мирами, пришла на помощь воеводе…

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Кровавый пир Чернобога предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Пролог

Подарок Морены (за десять лет до рождения Ольги)

Воевода Аскольд прибыл в земли Гардарики1, сопровождая князя своего Рюрика, сына Годслава, владыку с острова Рюген. Старейшины Нового города2 призвали Рюрика сесть на трон Северного княжества и владеть народами, собранными воедино словенами. И когда стал Рюрик с братьями княжить в землях Новгородских, то заскучал воевода Аскольд. Присоединился он к Рюрику в надежде на славные битвы и добычу. Но что получили его люди? Земли в Ладоге и место среди суровых мужей из племени Славена3? Того ли хотели воины Аскольда? Их звали битвы и богатые города Юга.

И обратился Аскольд к Рюрику и попросил отпустить его с дружиной.

Так сказал он князю:

«Ты стал правителем обширных земель, но моей дружине тесно в этих местах. Отпусти нас на простор. Говорят, есть на юге волшебные и богатые страны. За море, туда, где стоит Царь городов, настолько огромный, что в нем может поместиться сто таких городов как Новгород».

Рюрик без сожаления отпустил воеводу и его беспокойную вольницу.

Отправились Аскольд с дружиной в Царьград. Когда плыли они на кораблях по Днепру, то увидели на горе город и спросил воевода местных людей:

«Кто вы?»

Тамошние жители ответили:

«Мы народ зовущийся полянами. Тринадцать родов племени нашего издревле занимают эти земли. И поклоняемся здешним богам Великому Роду, Сварогу-отцу, Ладе-матери и Сварожичам».

«Чей это город?» — спросил Аскольд.

Жители ответили:

«Было три брата — Кий, Щек и Хорив, которые построили город этот и умерли. Мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам».

Аскольд спросил:

«Я с дружиной с верными мужами иду к Царю городу. Но любы мне места ваши. Примите нас и не станете более платить дани хазарам. А со временем возьму ваших мужей с собой в поход на ЮГ».

И приняли Аскольда поляне*4. Освободил он их от тяжелой хазарской дани и стал владеть землей полян. Взял Аскольд в жены прекрасную полянскую деву с золотыми волосами, и родила она ему сына Асмуда.

Таково начало этой истории…

***

Асмуд, сын Аскольда, вождя наёмной дружины, родился через три года после того, как Аскольд занял Киев и объявил себя его правителем. Дядькой-воспитателем к сыну приставил Аскольд своего боевого товарища воеводу именем Дир.

Дир был русом с острова Рюген, смолоду ходил в лихие набеги и добыл славу удачливого непобедимого воина-берсерка5. Почитал он Одина6 и Тора7 превыше всех остальных богов, и считал что только они нужные боги для воинов. А полянских богов считал слабыми и ни во что их не ставил. Так он воспитывал и своего юного ученика Асмуда.

Однажды, когда Асмуду было шестнадцать лет, явился в дом правителя жрец светлого бога Рода и сказал так:

«Великий творец Род создал мир и разделил его на три части: Правь, Явь и Навь. В Прави живут светлые боги. Я слуга светлых богов. Я жрец великого бога Рода. В Яви живете вы люди и малые боги стихий. Но есть страшная Навь и темные боги мира мертвых».

Возмутился тогда Дир:

«Но над вашими богами есть еще один великий бог и имя ему Один! И Один настоящий бог воинов и бог сильных мужчин!»

Жрец возразил:

«В здешних краях великий Род поставил над всеми в Прави богов Сварога — отца небес и Ладу — мать небес. Выше них нет никого!»

«А куда ты поставишь Одина?»

Старик жрец ответил:

«Один это другое имя бога нашего Перуна. А бог Перун — старший сын Сварога. Перун бог грома и молнии великий защитник Яви. Он победитель змея, которого породил темный Хаос».

«Старик, ты ставишь Одина ниже своих богов Рода и Сварога?»

«В твоей жизни Род и Сварог властны больше чем Один и Тор, о которых ты упомянул, воевода Дир. Но ты ещё не явился в священную рощу, и не принес жертвы нашим богам. Боги не простят тебе пренебрежения!»

«Чего же ты хочешь от меня, старик? Разве мешаю я тебе служить твоим богам?»

«Почти наших богов жертвой, Дир. Поклонись им и воспитывай наследника правителя в почтении к Роду и Сварогу! В противном случае ждет тебя гнев наших богов!»

Неразумный Дир бросил вызов богам и сказал жрецу:

«Я сражался в ледяных землях Хельхейма! Я видел чудеса Ледяной горы, где властвует богиня Хель! Я не боюсь твоих богов, старик! Я воин и я берсерк! В Северных землях меня знают от края до края. Во имя Одина! Во имя его супруги Фреи! Пока при мне есть мой меч, и на моей груди знаки Одина и Тора мне нет причины бояться ваших богов!»

«Боги покажут тебе свое могущество!»

Жрец Рода ушел, и смеялись над его словами Дир и многие воины из дружины Аскольда. В тот вечер на пиру поднимали они кубки в честь северных богов! Верили, что, как и прежде, будут боги севера надежной защитой для воинов-русов…

***

Но слова жреца вскоре сбылись.

Любимым развлечением знатных русов князя Аскольда была охота на волков. Некогда волки-оборотни были частью волшебного народа, который населял земли по Днепру. Давно мужчины местных племен пожелали истребить породу волколаков под корень. А охотиться на них самое время по первому снегу, когда волколаки не в силе.

Ко времени князя Аскольда настоящих оборотней подле Киева уже было мало. Редко попадались они в окрестностях городов. Уходили все дальше и дальше в леса. Зато много осталось настоящих волков, и охотники били их стрелами и копьями. Кровавые следы были очень хорошо заметны на белом покрывале снега, и можно было легко выследить раненого зверя.

Вышел воевода Дир с соратниками охотиться на волков по первому снегу, и закрутила его в лесу метель. Потерял он своего коня, своих слуг, остался один и не видел больше пути обратно. Лес казался нескончаемым и подумал воевода, что не выйти ему живым.

Обратился он к своему богу Одину и просил о помощи!

«Помоги мне, великий Один, дай выбраться из колдовского леса, куда завели меня здешние духи».

Но на зов его ответил не Один. Не был одноглазый предводитель воинов Севера силен в этих местах.

Тогда стал просить Дир великаншу Хель. Владычицу Ледяной горы, повелительницу холода. Но и она не ответила ему.

Явилась Диру молодая и прекрасная женщина с кожей белой как снег и темными волосами, черными как ночь. Одета она была легко, в длинную белую рубаху до пят, и не было на ней шубы и теплой обуви. Испугался Дир. Мороз стоял крепкий и сам он, не смотря на теплый полушубок и шапку, умирал от холода. Но женщина спокойно шла босыми ногами по снегу и не оставляла следов!

Она поманила Дира рукой.

Тот покорно подошел к женщине. В руках она держала посох с серебряной головой волка.

«Кто ты?» — спросил воевода.

«У меня много имен, воевода Дир!»

«Ты знаешь меня?»

«Ты тот, кто сказал, что не убоишься гнева богов этой земли, Дир. Я Мара, что насылает мрак. Я Морена, что насылает морок. Я Моржана владычица Мрака, которая насылает смерть».

Дир опустился на колени. Он понял, что пред ним сама Морена, богиня смерти. И подумал Дир, что пришла она отнять его жизнь. Не так хотел умереть воин Дир. В вихре битвы с мечом в руке, поражая врагов, был готов уйти к Одину воевода Дир. Но среди холода, среди снега и страха, который леденил не только тело, но и душу, не хотел умирать Дир.

«Не бойся, воевода Дир, — сказала Мара. — Ты обидел жреца богов света. А через него и самих богов. Но я не одна из них! Я не служу свету, моя вотчина тьма и холод! Я пришла не забрать твою жизнь. Я дам тебе то, в чем ты нуждаешься сейчас. Тебе нужно тепло и огонь. Я не переношу огня. Мне люб только холод зимы и холод ночи. Иди за мной!»

«Ты поведешь меня в Утгард8? — спросил Дир. — В мир духов?»

Мара ответила:

«Ты все еще не понял, что духи твоих Северных земель остались на севере! Здесь нижний мир имеет название Навь9. Или мир мертвых. А мир где живут люди — назван Явь».

«У нас это называют Митгард, или срединный мир населённый людьми».

«Сейчас ты получил право посетить волшебный лес. Тот лес, что разделяет границы миров мира живых и мира мертвых».

И посетил Дир тайное место, куда только некоторые из смертных могли попасть с позволения древних богов…

***

Рядом с городом Киев была роща богов, куда могли приходить люди и отдавать дань богам. Но в давние времена, когда не было еще людей среди лесов, там появились боги.

Огородил тогда Великий Род место в самом центре волшебного леса и поставил там магический алтарь. Затем ушел Род и отдал место это сыну своему Сварогу. И пришел бог Сварог в священную рощу и ударил молотом по алтарю грюч-камню и родились другие боги. Затем волей Сварога появились люди. И научил их Сварог добывать железо и ковать из него орудия труда и боевое оружие. Бросил Сварог людям боевую секиру, меч и булаву. И научились мужи защищаться от врагов.

Много времени прошло с тех пор, и много народов приходили в земли племени богатырей-полян10. Ко времени прихода в земли Киева воеводы Аскольда древняя Священная роща богов, стала легендой. Ныне многие называли это место Перуновым бором, хотя был он посвящен всем богам и верхнего и нижнего мира. Перун же был только одним из сыновей Сварога.

Привела Морена Дира в волшебный лес на границе миров. Был этот мир, также как и мир людей, скован снегами и льдами. Морена ненавидела тепло и краски живой природы. Только холод, снег и сумрак.

Увидел Дир вдали небольшой домик из бревен и в окошке светился огонек. Это была граница Священного леса богов!

«Ты прикоснулся к Морене-смерти. Ты видел Морену. Иди туда, воевода Дир. Там ты найдешь то, чего хочешь сейчас! Там есть тепло огня и там есть красивая женщина, что согреет тебя своим телом. И там ты познаешь силу моей сестры богини Лели».

Так сказала Диру Морена и исчезла. Быстро пошел Дир к домику, не думая о словах богини. Холодное дыхание смерти коснулось его, и он чувствовал только страх перед ледяной бездной. Ему хотелось в тепло.

В доме встретила его женщина и ничуть не испугалась появлению воина. Была женщина молода и красива. Она провела его в дом и помогла расположиться у огня. Она сняла с замерзшего человека одежду и растерла его тело. Диру стало тепло.

«Скажи мне кто ты, прекрасная девушка?»

Она ответила Диру:

«Ты ощутил прикосновение Мары, воин. А того, кого она коснулась, ждет смерть. Спасение только в волшебном напитке Сварога Сурице. И пить его можно лишь из чаши самого Сварога!»

Женщина протянула Диру золотой кубок с Сурицей — хмельным напитком, который называли медом.

«Выпей. Это еще больше согреет тебя и краски жизни вернуться на твое лицо. Встреча с Мореной опасна для живых. Сюда привела тебя богиня смерти. Мара-Морена дочь Сварога и Лады. Мара сестра добрых богинь Лады и Живы. Лада властвует как весна и любовь. А Жива как лето. Морена же лютая стужа, мрак и холод».

Дир выпил напиток, и силы жизни вернулись к нему.

«Это напиток Сварога, Дир. Он вернул тебя к жизни».

Женщина сбросила свое платье и села рядом с воеводой.

«Теперь ты можешь познать силу богини Лады, Дир».

И не смог он противиться силе Лады-любви…

***

Шли дни. Прошла зима и в мир пришла весна и наполнила красками жизни лес. Морена отступила, и царство её закончилось. Мог ныне Дир покинуть дом своей спасительницы. Но не хотел он того. Дир не замечал времени рядом с красавицей. Хотя раннее ни одна женщина не могла увлечь его надолго. К любви суровый воин был равнодушен и женщин брал походя, никогда не задумывался о длительности своих связей. Но сейчас он изменился.

Женщина эта жила на границе Священного бора. Назвалась она Тарой, живущей в доме Путеводной звезды.

«Некогда я была одной из смертных, — рассказала она Диру историю в один из бесконечных зимних дней. — Мой отец был великим вождем антов, и имя ему было Бус. До сих пор поляне вспоминают время Бусово! Славное то было время. И было у моего отца шесть сыновей. Все воины, которыми Бус гордился. Но явились племена севера, называемые готами, и обманом убили отца и братьев. Я сбежала в лес и стала молить богов спасти меня от насилия чужеземцев!»

«И боги услышали тебя, Тара?»

«Мне на помощь пришла Морена и открыла мне границу волшебного леса, и никто из готов не смог найти меня. Затем пришла Лада и подарила мне вечную молодость. Но не могу я покинуть предела волшебного леса с тех пор. Затем явилась Жива. Она дала мне вечную жизнь. До тех пор пока будет стоять Священный бор!»

«Признаюсь тебе, Тара, что не верил в существование Священного бора. Не верил силе ваших богов. Ведь я не в первый раз пересекаю грань волшебного мира».

«А когда был первый раз?»

«В землях севера, — ответил Дир. — Наш драккар* (*боевое судно викингов) тогда занесло далеко в ледяное море. И попали мы в царство великанши Хель. Видел я Ледяную гору, врата «Смерти», и мост через реку мертвых, который охраняла страшная дева Модгуд. Многие мои друзья не вернулись из того похода. Но меня Хель отпустила обратно. И снова попал мой корабль в теплое море».

«И из-за этого ты не верил в силу наших богов?»

«Ныне они показали мне силу. Мне так легко и хорошо в твоем доме. Здесь можно провести вечность, слушая треск пламени в очаге и твой голос».

«Ты не сможешь остаться здесь навсегда, Дир. Боги даровали тебе миг покоя и счастья. В этом доме и в этом лесу нет тревог и нет болезней. Здесь нет тяжелых дум, а есть только покой и счастье. Это дом Путеводной звезды».

«Не хочу возвращаться, Тара. Я хочу быть подле тебя как можно дольше!»

«Это вредно для тебя самого, Дир».

«Почему?»

«Чем дольше ты в доме Путеводной звезды, тем труднее тебе будет забыть его и в мире людей тебя одолеет тоска и станешь ты искать смерти! Но смерть не успокоит тебя. Я не хочу отравлять тебя сладким ядом красоты, Дир. Но это мое проклятие. Тот, кто провел много времени со мной, тот не забудет Тару никогда».

«Ты назвала это сладким ядом, Тара. Я готов принимать его снова и снова!»

«Яд остается ядом и вреден он для человека. Хорошо если отравлено лишь тело. Тело смертного не вечно. Тело умрет и боль пройдет. Но Яд красоты, которым наградила меня Леля, будет преследовать твой дух и после смерти! Потому скоро тебе нужно будет покинуть меня и вернуться в мир людей».

«Когда?» — спросил Дир.

«Когда придет Велесова ночь и откроются границы между мирами. Это ночь когда все дороги приведут смертного не туда, куда они ведут обычно. Это время когда темные боги Нави смогут пересечь границу Яви и появиться в вашем мире людей. Но светлые боги Прави защитят вас».

***

В один из дней Тара вывела Дира в лес, сиявший красками жизни. Воевода повидал много лесов, но ничего подобного не видел никогда. Этот лес поразил его в первый раз, когда он встретил Морену, мраком и ужасом. Но теперь все изменилось. Настало царство богини Живы.

Дир пошел по траве и с любовью прикасался к зелени деревьев. И вдруг увидел впереди странное существо. Сначала воевода подумал, что это конь. Снизу все так и было! Но вместо лошадиной шеи и головы у этого существа был торс молодого мужчины.

«Китоврас! — проговорила Тара. — Тебе явился сам Китоврас!»

«Кто это?» — спросил Дир.

«Бог древнего времени. Бог, который отказался от силы. Он крайне редко является людям. Но пришел к тебе. Это знак, Дир! Иди к нему!»

«А ты?»

«Я не могу приблизиться к Китоврасу. Всего один раз до этого я видела бога, который оставил войну ради мудрости! Иди к нему. Это редкая возможность для смертного увидеть и поговорить с богом!»

***

Дир пошел к Китоврасу и тот приветствовал его с улыбкой.

«Рад видеть тебя, воевода Дир. Славный воин известный на берегах морей Севера! Я Китоврас, который некогда также был воином. Много много веков назад. Потом я познал мудрость и перестал быть богом-воином. Я уступил это место Перуну и другим, молодым богам».

«Я никогда не слышал о тебе, бог Китоврас. Эти слова могут обидеть тебя. Прости меня на правдивом слове!»

«Правдивое слово не может обидеть, воевода Дир. Меня забыли в мире людей. Но меня это мало беспокоит. Я не жажду вашего поклонения. Я являюсь не многим и делюсь с ними мудростью, если они хотят её принять. Я ничего не навязываю. Я только вещаю истину! Что хочешь спросить Китовраса ты, воевода Дир?»

«Что ждет меня в будущем?»

«Люди всегда задают этот вопрос. И на него легко ответить. И ты сам знаешь этот ответ. Рождаясь, человек получает приговор смерти. Богиня Морена призовет каждого из вас в свое время!»

«Я хотел бы знать час своей смерти? Мне еще долго отпущено жить? Можно ли отдалить свою смерть, Китоврас?»

«Смерти бояться не стоит, Дир. Бояться стоит слишком длинной жизни. Я думал, что вы, викинги, это хорошо понимаете. Разве кто-то из твоих предков дожил до глубокой старости?»

«Нет, — признался Дир. — Никто не дожил. Все умерли в бою. И я мечтал умереть в бою. Но теперь я хочу остаться здесь».

«Тебе нельзя оставаться в доме Путеводной звезды. Ты уже слишком долго пробыл здесь и эта женщина по имени Тара станет манить тебя. Смертному нельзя прикасаться к миру богов. А это лишь граница волшебного мира, Дир. Это порог верхнего мира, вход в Правь. Тебе нужно вернуться в свой мир. В мир Яви. Но и это не главная опасность. Главная опасность Велесовой ночи в том, что откроются границы Нижнего мира. А мир Нави очень опасен. Ты встретил пока лишь Морену. Но что будет, если ты встретишь Чернобога?»

«Я мало знаю богов этой земли. До этого я почитал Одина, Тора и Фрею».

«Разные названия и разные имена, но силы, которые властвуют над смертными одни и те же!»

***

Дир задумался над словами Китовраса. Пока он мало понимал в том, что происходит вокруг него. Грядущее пугало его, и умиротворение, которое было с ним в жилище Тары, покинуло сердце воеводы. В нем снова поселилась тревога…

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Кровавый пир Чернобога предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Гардарики — так варяги называли Русь. В переводе это «Страна городов».

2

Новый город — Новгород.

3

Славен — легендарный вождь ильменских славян. От него племена новгородские стали называться словены.

4

Поляне — славянские племена, жившие по Днепру в районе современного Киева.

5

Берсерк — у викингов неистовый воин, поддавшийся безумию битвы.

6

Один — верховный бог в скандинавской мифологии, бог войны и победы.

7

Тор — в скандинавской мифологии бог грома и бури. Сын Одина.

8

Утгард — мир мертвых в скандинавской мифологии.

9

Навь — мир мертвых в славянской мифологии.

10

Поляне — славянское племя, жившее по Днепру у города Киева. Первым князем полян и основателем Киева был легендарный воевода Кий.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я