О судьбе о нашей трудной

Виктор Геннадьевич Смирнов, 2021

Сборник зарисовок «О судьбе о нашей трудной», состоящий из 220 произведений, написанных в основном в жанре бытового реализма, сочинялся на протяжении шестнадцати лет, начиная с конца 2004 года. В книге представлены различные по тематике и стилистике стихи: от наивных и примитивных до мудрых и нетривиальных; от заунывных до мажорных и смешных; от «неинтересных» до вызывающих широкий общественный резонанс… Такие резкие контрасты вызваны постепенным творческим и личностным развитием автора в течение многих лет, постоянно меняющимся настроением и самоощущением.

Оглавление

Сборник 3. О том, как тяжело найти себя в жизни

Химкинский кулек

Элитный Химкинский «кулек»…

Я без пощады им унижен.

Его закончить я не смог,

И этим очень я обижен…

Учителя, умом звеня,

Одревеснели в гордом раже;

От стрессов разнесло меня,

Хоть я не ел конфеты даже.

Когда домашний бутерброд

Я мял в углу на перемене,

Один ходячий «анекдот»

Меня поставил на колени.

Он мне ремнем по голове

Хлестал, крича: ты слон убогий!

А как-то летом на траве

Мне чуть не выкрутили ноги.

Для всех я был в «кульке» чужой,

Меня толкали и пинали.

Смеялись девушки над мной,

В театр сходить не предлагали…

Я был отчислен из «кулька»,

Когда из Сочи я вернулся.

Я грустно всем сказал «пока»,

Но только сторож обернулся…

ПРИМЕЧАНИЕ: «кулек» — колледж культуры или институт культуры

Я сахар в чай бросал без страха…

«Я сахар в чай бросал без страха

И майонез в борщи кидал,

И жизнь пошла однажды прахом,

И я внезапно тучным стал.

Скажи мне, милая осинушка,

Что мне придется пережить?..

Какая ждет меня судьбинушка?..

Я не хочу трамвай водить.

Такой я доли не желаю…

Я трактористом должен быть.

Мне суждено, я точно знаю,

В родной деревне телок крыть.

А если мне пойти учиться?..

Но только вот куда пойти?..

И что мне дома не сидится?..

Вот это жизнь, с ума сойти.

Я так устал пять лет работу

Неинтересную искать.

И мне, такому «донкихоту»,

Уж тяжело с кровати встать.

Теперь уже и аттестата

С большим трудом не получить.

Поеду в Тверь, спрошу у брата:

Что ж дальше делать?.. Как мне быть?»…

ПРИМЕЧАНИЕ: крыть телок — сельскохозяйственное мероприятие

Яма на Вагоностроительном заводе

Дитя, избАлованный няней,

Пресытившись ярмом скитаний

И суетой пустых забот,

Пошел батрачить на завод.

Ему недоставало «крутости»,

И бытовой, житейской мудрости;

Любил на славу он поесть,

Любил в свой адрес слушать лесть.

Он был сторонник нарциссизма;

Ему несвойственна харизма,

Интеллигентность, тонкий нюх,

Подтянутость, отменный слух.

Его враги — оригинальность,

Отвага, пропорциональность.

Куда наш друг еще пойдет?..

Конечно, в «яму» на завод!

Вот там ему — родное место.

Он слеплен из другого теста —

Ему не светят ни Пекин,

Ни Рим, ни Питер, ни Берлин.

Не светит даже и Карачи.

В судьбе мальчишки нет удачи,

Его не ждет большой успех,

Его ждет то же, что и всех.

А что же?.. Склады, комбинаты,

Подачки, низкие зарплаты.

И будет он «пасти коров»,

Стоять всю жизнь за «кучей дров».

И вот, надев скитальца маску,

Малыш отскабливает краску

В глубокой «яме». Он кряхтит,

По сторонам с тоской глядит.

Он ждет от мастера пощады,

И нет ему ни в чем отрады,

Ведь там пацанчику торчать

Часов еще так двадцать пять!

ПРИМЕЧАНИЕ:

1. Стих написан про бывшего студента ПТУ, не знающего, куда податься после 3-х лет тихого ничегонеделания в учебном заведении

2. «Яма» на Вагоностроительном заводе — место (предназначенное для покраски металлических изделий), которое нужно периодически чистить скребком

Несостоявшийся повар

«Я вскоре стану логопедом.

Я помню, как в учаге с «Дедом»

«Те-ти-та-то-ту» изучал

И басни про себя мычал.

Уж осень мнется на пороге,

И вижу я: другой дороги

За горизонтом лета нет…

Я — логопед. Я — логопед?!..

Подростков буду я учтиво

Учить риторике красивой

В своем же бывшем ПТУ,

Где я всегда поесть смогу.

Я там учился стряпать блюда,

Но я отчислен был оттуда

За пересоленный салат…

Ведь говорил мне старший брат:

Я дам тебе совет, Андрюша.

А ты сиди, пей чай и слушай:

Где есть соленый огурец,

Там соль уж точно не жилец».

Переставляя еле ноги,

Ползет герой наш по дороге

И всё твердит: «Мне не везет…

«Вина» хочу, а пью «компот»!

Какие там тверские ВУЗы,

Мне светят лишь одни «Педмузы»!

Я чувствую, что попаду

Опять в родное ПТУ!

И вновь поем я там на славу

Принадлежащих мне по праву

Тортов и сдобных кренделей,

И станет жизнь повеселей.

Не зря мой брат твердил: «Андрюха,

В салат поменьше соли бУхай!».

Его укор пошел не впрок,

И поваром я стать не смог».

ПРИМЕЧАНИЕ:

1. Стихотворение написано от лица беспечного юноши, которого отчислили из кулинарного учебного заведения, не дав шанса получить престижную специальность и приличное образование; после отчисления любитель соли отчаянно ищет свою дорогу в жизни, пытаясь поступить в музыкально-педагогическое училище на логопеда

2. ПТУ — здесь речь идет о кулинарном училище, где главный герой учился и в котором снова мечтал поесть вкусной еды, но уже на правах преподавателя риторики, а не студента-повара

3. «Педмузы» — «Музпеды», музыкально-педагогические училища, в которых можно получить специальность «логопед»

4. «Те-ти-та-то-ту» — упражнение для улучшения дикции

Песня о работнике склада

С утра пораньше он очнулся,

Зевнул, чихнул, зевнул, споткнулся

И, совершив свой ритуал,

Он за газетой побежал.

И снова белый свет — не милый,

И он кричал что было силы,

И всем привычный добрый «мат»

Усилился в десятки крат.

Он не на шутку разъярился,

Что пазл не правильно сложился,

Предметы в форточку кидал,

В бессильном бешенстве рычал:

«В советском буду я продмаге

Таскать кефир с лицом бродяги!

Я стану грузчиком, увы!

Мне не поесть теперь халвы!».

И здесь в лице он изменился:

«Ну почему я не учился

В училище прекрасном том,

Я б краном строил блочный дом!

Но это всё теперь мечтания,

И даром все мои старания»…

А братья день и ночь твердят:

«Тебе нельзя идти в продмаг.

От тяжестей получишь грыжи.

Другие учатся в Париже;

Кого-то ждет Нью-Йорк, Турин…

А ты что, хочешь в магазин?

Мечтаешь рис с гнилой картошкой

Возить на рохле с рохлей Лешкой?

Уж лучше у станка стоять

Иль телефоны продавать».

Тут наконец-то подключился,

Тот брат, который не женился:

«Не щелкай клювом, скоро ждет

Тебя какой-нибудь завод».

Но старший брат вдруг посоветовал:

«Чтоб ты на жизнь не очень сетовал,

Пойдешь работать к нам на склад.

У нас там, правда, нет ребят.

Там тети грузные «воркуют»

И друг у друга чай «воруют».

Там Люда с дочкой… в общем, мрак.

И много во дворе собак.

Пожалуй-ка, другой дороги

Не расстелить тебе под ноги!

Не упусти последний шанс!

Не подведи на этот раз».

«Я окрылен такой идеей!

И от нее деньгами веет!

Пожалуй, я на склад пойду!

Я счастье там свое найду!».

P. S.

Почти любой мужчина в жизни —

Товарищ не без укоризны,

И дед Мазай, и дед Пихто,

И конь в потрепанном пальто.

ПРИМЕЧАНИЕ: стихотворение посвящено всем, кто ищет свой путь в жизни. Оно предостерегает от главной ошибки, которую часто совершают люди, ищущие работу — советы родственников до добра не доведут. Главный герой стиха — бывший студент ПТУ, который не смог окончить данное учебное заведение и получить специальность «Машинист башенного крана»

Романтик в вечерней школе

Не повезло ребенку здорово

В Москве, в сем граде мельхиоровом.

Но в этом не его вина,

А просто за окном — весна.

Теперь он знает: счастья нету.

«Ну вот и всё, я нынче к лету

Из ПТУ навек уйду?..

Ну а потом куда пойду?..

Туда, где тетеньки веками

Сидят с потухшими глазами;

Где задевают косяки

Веселенькие мужички?»…

И вот, поддавшись чьей-то воле,

Сидит романтик в этой школе,

Где однозубый трудовик

Не мыл три года свой парик;

Где ходят лысые подростки,

Учительницам пудря мОзги;

Где завуч в облаках парит,

Пьет пиво и как пень молчит;

Где дамы с красными носами

Сидят и мутными очами

На тетю нервную глядят

И глупости ей говорят.

Зачем им эти диаграммы,

Когда вокруг сплошные драмы,

Когда намедни в гаражах

Мужья напИлись в пух и прах?..

Не топят школу и в морозы,

Сто лет назад засохли розы,

Бутылки брошены в углу,

Гора окурков на полу.

У класса парни хлещут пиво,

Смеются очень некрасиво,

Учебники, тетради рвут

И из окна на куст плюют.

«Эй ты, купи мне кальвадоса!» —

Кричит кому-то дядя грозно —

«Давай быстрей беги, сынок,

Сейчас закроется ларек!».

И мальчик наш от этих «шуток»

Стал сам на нрав и внешность жуток,

И смотрит он на белый свет

Сквозь дым «советских» сигарет.

В своих мечтах он — врач действительный,

Но рок, судья для нас невидимый,

Ему другое присудил —

За то, что он с людьми не мил.

ПРИМЕЧАНИЕ: в стихотворении речь идет о бывшем студенте профессионально-технического училища, который не смог его окончить и поступил в вечернюю школу, где учились элементы общества, слабо приспособленные к культурной жизни

Программа «1С Бухгалтерия»

Глава всех яппи и повес

Опять не в ту дыру залез.

Отправив в аут статус генный,

Преодолел он нрав надменный.

Бухгалтером решил он стать.

Заранее не мог он знать,

Что этот номер не проходит

У тех, кто как оболтус бродит.

Кто ходит с ветром в голове,

Не приживется тот в Москве,

Ославлен будет как крамольный —

Суров к приезжим град престольный.

Но для невежды этот «С»,

Как для младенца — темный лес:

Он ничего не понимает,

От знаков недоумевает.

Он возле «бабушек» сидит,

Тоскливо на экран глядит…

Там числа странные и буквы,

Да и живот раздулся с брюквы.

Подумал он, как и всегда:

«Зачем же я пришел сюда?..

Зачем машу я кулаками

И кирзовыми сапогами?»…

Но поздно плакать, и, увы,

Уж не видать ему Москвы;

Он понял истину простую:

Потратил силы он впустую.

Не за горой — Вагонзавод,

Где пороха наш друг нюхнет

С веселенькими чудаками,

С неласковыми мастерами.

Бармен

«Всё! Скоро радость приключится!

Пойду на бармена учиться!

Я вырвусь из немого плена

Обыденной тоски и тлена.

И стану я намного краше,

Чем эти все ребята ваши —

Шоферы, плотники и прочие

Вахтеры, слесари, рабочие.

Работы не найти мне круче!

Уже сгустились в небе тучи!

Уволюсь из своей пекарни,

Из этой мизерной овчарни…

Я похожу по спа-салонам,

Я надушусь одеколоном,

Арбузами промою почки

И подрумяню нос и щечки.

Ведь бармен должен быть шикарным!

Средь дам я буду популярным,

Делоном стану я, быть может…

Одеколон не пью я тоже!

Так-с, надо фитнесом заняться

И для проформы подкачаться.

Вот это у меня фигура —

Со мной сравнится только фура.

Живот аж до колен свисает

И «целлюлитом» обрастает,

А сзади — пухлая обуза…

Мне далеко до Тома Круза.

Мне не догнать и Бреда Питта…

Вон, борода сто дней не брита!

Я — мальчик очень неопрятный,

Нервозный и неаккуратный.

Смотрите: вещи все разбросаны,

Не мыты кошки, не расчесаны,

Не мыты кружки, пол и ложки;

Повсюду — пыль, бумажки, крошки.

Но очень скоро я исправлюсь,

От вялости своей избавлюсь;

Я стану очень аккуратным,

Общительным, на вид приятным…

Ну в общем, буду миловидным,

Прекрасным, стройным и спортивным!..

Но только что поел я смачно —

Траву не ем я однозначно!

Друзья мои, я жизнь исправлю!

В последний раз в живот отправлю

Печенья с пропиленгликолем

И шоколадки с алкоголем.

Чем чахнуть на ж/д вокзале,

Пойду в пивнушку, трали-вали…

Ведь чтоб работать за экраном,

Мне надо просыпаться рано»…

ПРИМЕЧАНИЕ: стих рассказывает про беспечного и неаккуратного юношу, который любит переедать и не может найти свое место в жизни; в свое время он хотел пойти работать на железнодорожный вокзал, где нужно было сидеть за компьютером («за экраном»), но передумал

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я