СССР. Таймырская Геофизическая Экспедиция

Виктор Анатольевич Тарасов-Слишин, 2018

Документальный сборник "СССР. Таймырская Геофизическая Экспедиция" основан на записках дудинского геодезиста Тарасова Анатолия Николаевича (1939-2012), который в 1964-1994 годах трудился в эвенкийской тайге и заполярной тундре. Кроме увлекательных описаний тех поистине эпохальных – Советских будней, издание раскрывает тайну создания Таймырского заповедника. В книге много Советских фотографий. Издание посвящено пионерам Крайнего Севера РСФСР.

Оглавление

Рыбалка и воздушная охота

Основываясь на своем опыте, я смею утверждать, что самые отчаянные браконьеры во всем мире — это пилоты Туринского авиаотряда, с которыми мне довелось летать в начале семидесятых годов прошлого века в качестве штурмана аэрозондовой партии нашей экспедиции. Думаете, где я научился рыбалке с тройником и обманкой? Почему я стал возвращаться с мелких таежных речушек с полным рюкзаком черноспинных хариусов? Это они меня всему научили.

Стоило только этим ребятам пролететь на вертолете над речным плесом, как они сразу видели, где именно стоит таймень, в каком количестве и каких размеров. Высадив наш сейсмический отряд на размотку очередного зонда, экипаж вполне официально бездельничал два часа. Где же проводить это время? Конечно, по инструкции им нужно было перелететь на соседнюю гору и, зевая от скуки, ждать, когда отгремят взрывы. Как бы не так! Наш опытный экипаж предпочитал проводить свободное время за рыбалкой. На первых этапах зондирования я поначалу оставался в отряде и помогал парням растягивать кабель с сейсмоприемниками, а говоря по-простому — косу. В другой раз помогал бурить мотобурами неглубокие шпуры под закладку тротиловых шашек и соединял их между собой детонирующим шнуром.

Правда, когда я убедился в том, что вертолет с экипажем регулярно задерживается на три или четыре часа с гаком, а отработавшая зондирование сейсмическая партия простаивает, я решил больше не покидать кабину пилотов, чтобы в дальнейшем иметь возможность поторопить чего-то мудрящих летунов.

Вот почему в следующий раз я наконец-то увидел, как после высадки рабочих, выгрузки сейсмостанции с косами и аккумуляторами наш вертолет бодро поднялся в воздух и за несколько минут достиг речушки Таймуры, на берег которой пилоты и посадили свою винтокрылую машину, после чего расчехлили спиннинги.

Все верно, началась рыбалка! Трое летунов дружно начали забрасывать блесны и искусственную мышь в приглянувшийся им с воздуха многообещающий плес, где довольно скоро наловили с десяток крупных тайменей, после чего бортмеханик Вася авторитетно заявил, что в этом затоне больше крупной рыбы нет, и экипаж доверчиво смотал лески. Перелетая с места на место, они ловили стоящих в потоке речных хищников. При этом часто на блесну вперемешку с тайменем шел крупный ленок.

После родных спиннингов наступила очередь раскладных японских удочек, к которым пилоты прикрепляли леску с обманкой из разноцветного петушиного пера. Причем подходящим считалось только пушистое перо из самой грудины птицы, потому что оно хорошо маскировало тройник среднего размера. Пилоты, действуя как искушенные рыбаки, забредали во впадающие в Таймуру боковые притоки и ловко раз за разом вытаскивали из воды увесистых черноспинников прямо на мелководье, из бурлящих между камней водоворотов. Глядя на них, я только диву давался!

Смех, азартные выкрики… Два часа пролетели незаметно. Когда раздался отдаленный раскат первого взрыва, я подошел к командиру экипажа и выразительно посмотрел на часы. Тот отмахнулся от меня и, указав пальцем поочередно на бортмеханика и второго пилота, сказал: «Успеем! Ты только глянь, куда Вася ушел, а Алексей вообще еще дальше забрел!» Решительно перешагнув через крупные речные камни, я подобрался к Васе и схватил его за шиворот, потащив к вертолету. «Ну дай еще хоть немного порыбачить! — упрашивал меня бортмеханик. — Ну хоть десять минут, Анатолий? Будь человеком!»

Нет, ребята вовсе не пытались противостоять мне — просто потому что я был в полтора раза тяжелее, определенно сильнее и на голову выше любого из них. Вот только после того как я усаживал бортмеханика в кабину и отправлялся за вторым пилотом, он сбегал! Когда я притаскивал к кабине командира, пропадал второй пилот. Так продолжалось минут пятнадцать, пока я не рассвирепел! Уже после этого понурые летуны покорно подняли машину в воздух, и вскоре наш борт приземлился возле сейсмиков, готовых к погрузке.

В один из дней, чтобы добраться до зажатого в скалах особенно привлекательного плеса Таймуры, пилоты провели вертолет через глубокое ущелье, настолько узкое и извилистое, что когда я смотрел в бортовой блистер, то мне казалось, будто бы колесо шасси касается скальной стенки, а сверкающий полукруг лопастей чиркает по верхам!

Конечно, мне приходилось раньше ловить рыбу, стрелять оленей и промышлять лосося, однако я не был таким заядлым рыбаком или охотником, как азартные ребята из Туринского авиаотряда.

Однажды наши пилоты заметили с воздуха в тайге медведя. «Добудем мишку, братцы!» — заорал на весь салон Вася так громко, что даже я услышал его сквозь грохот вертолетного двигателя. Стоило только командиру что-то пробормотать в ларингофон, как Вася выдернул внутреннюю дверцу и быстро положил ее поперек дверного проема. Затем он вытащил с задних створок завернутую в брезент вертикалку. Вскоре к нему присоединился второй пилот со своей одностволкой.

«Тут стрелять не будем! — разъяснил нам свою задумку Вася. — На зависании загоним мишку вверх по склону и застрелим на лайде, потому как даже если и завалим его здесь, то сесть негде».

Надо сказать, что в этих районах Эвенкии горы достигают километровой высоты и имеют крутые, заросшие тайгой склоны и совершенно плоские, словно срезанные продуваемыми всеми ветрами вершины. Вот почему на них не растут деревья. Правда, там всегда есть хорошая густая трава, а вокруг маленьких озер растет кустарник. Таким образом, эвенкийские лайды выглядят так, будто бы на них перенесли с Таймыра небольшой клочок северной тундры. Их плоские вершины достигают примерно километровой высоты и имеют трехсотметровую ширину. Летом, во время разгула таежных кровососов и гнуса, на лайдах отстаиваются олени и лоси, потому что там всегда прохладно и дует ветер, выдувающий весь беспокоящий гнус.

Вертолет Ми-4 без груза обладает отличной маневренностью, поэтому в этот раз наши пилоты были просто уверены в том, что смогут взять мишку на вершине. Вот только косолапый спутал нам все планы. Когда мы зависли над ним, он со скоростью скаковой лошади пронесся вверх по крутому склону и, опередив нас, выскочил на лайду, которую стремительно пересек, после чего скрылся среди деревьев противоположного косогора.

Бедный мишка! Как только у него сердце не разорвалось от страха, когда за ним вдруг погналась огромная и шумная железная стрекоза?

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я