На солнечный свет

Вера Максимова, 2020

Владик и Стасик узнают, что их друг Мишка попал в беду. Он оказался в сообществе, где проповедник в своих наставлениях учит покорности и полному подчинению своей воли. Друзья узнают, что в сообществе готовят распространителей наркотиков и наркоманов. Они решают вытащить Мишку из сообщества, но это оказалось не простой задачей. Шантажом и прямыми угрозами удерживаются люди в сообществе. С помощью дедушки ребята находят способ избавить не только Мишку, но и других детей от пагубного влияния наставника. Друзья раскрывают тайну похищения картины из галереи и находят спрятанные графские сокровища. Узнают, кто похитил у старого профессора рукопись с чертежами антигравитационного двигателя. Ставят физические опыты, как можно носить воду решетом или резать оконное стекло обыкновенными ножницами. Новый сборник рассказов детской писательницы Максимовой Веры обращен к детям младшего и среднего школьного возраста, а также будет полезна для семейного чтения. Приятного отдыха.

Оглавление

  • ***

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги На солнечный свет предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

На солнечный свет

Занятия в судомодельном кружке закончились и ребята выходили в коридор. Среди них были Стасик и Владик. Быстро спустившись по лестнице на первый этаж и, надев куртки в гардеробе, друзья вышли на улицу. Стоял промозглый осенний вечер. Было уже почти темно, только зажженные фонари на столбах освещали дорогу и тротуары. Стасик знал, что Владику такая сырая погода даже нравилась и поэтому подстроился под его неспешный темп ходьбы. Владик в такую погоду любил говорить:

— Когда сырая погода, то нет пыли, воздух чистый и озонированный.

Дома их были расположены рядом, так что почти весь путь они шли вместе.

— Что-то опять на занятии не было Миши Солнцева. Надо будет ему позвонить и узнать, почему он не ходит на занятия кружка? — сказал Владик.

В кружок ребята записались в конце августа и вот уже третий месяц один раз в неделю под руководством Николая Ивановича познавали азы судомоделизма. Сейчас кружковцы готовили на конкурс модель шлюпа Российского военно-морского флота «Мирный». Ребята уже знали, что экспедиция под руководством будущего адмирала Лазарева М.П. на трехмачтовом двухпалубном шлюпе «Мирный» совместно со шлюпом «Восток» участвовала в кругосветном путешествии в 1819-1821 годах и открыла Антарктиду.

На первом занятии Вадик и Стасик познакомились с Мишей Солнцевым. Он тоже первый раз пришел на занятие кружка. Мишка учился, как и они в шестом классе, но в другой школе и до этого не были знакомы. Веселый и общительный Мишка быстро понравился друзьями вскоре все трое работали в одной группе по изготовлению мачт, парусов и такелажа для модели шлюпа. Другие кружковцы занимались изготовлением корпуса, пушек и других элементов шлюпа. Ребята чуть ли не каждый день общались по телефону, интересуясь делами друг друга.

Отсутствие Миши Солнцева в группе усложняло выполнение поставленной задачи. Поэтому ребятам приходилось работать за него.

Поужинав, Владик взял телефон и позвонил Мишке. Ответа долго не было, но Владик упорно ожидал, когда друг ответит. Наконец раздался Мишкин голос:

— Привет, Влад! Как дела?

— Привет, Миша! Ты сегодня опять не был на судомодельном кружке. В чем дело? Мы со Стасом начали делать такелаж к грот-мачте. Очень нужна твоя помощь. Ведь через несколько месяцев будет областной конкурс и надо будет изготовить шлюп. Ты придешь на следующее занятие?

После некоторого молчания Мишка ответил?

— Не знаю, скорее всего, нет. Я сейчас занят другими делами.

— Неужели это другое дело интереснее судомоделизма? — недоумевал Владик.

— Конечно! Судомоделизм, как впрочем, многое другое в этой жизни — мирская суета. Ну, кому нужна модель шлюпа? Овладение тайными знаниями — вот та цель, к которой надо стремиться в этом мире. Только те, кто познает эти тайны, достойны жить в этом мире. Те, кто не познает — это биологический мусор недостойный жизни. Ну ладно, будь здоров. Пока!

— Пока! — машинально ответил Владик, ошарашенный Мишкиным монологом.

Он выключил телефон, сел на диван и задумался над услышанным. Познание тайных знаний, биологический мусор вертелось в его голове. Что это такое? И зачем это надо? Надо будет это сообщить Стасику и обсудить с дедушкой.

На следующий день в воскресенье Владик и Стасик встретились, чтобы пойти к Владикиному дедушке. Незаметно за разговорами друзья подошли к калитке дедушкиного дома. Всегда по воскресеньям они приходили сюда.

Владикины дедушка и бабушка жили в своем небольшом доме недалеко от моря. Летом часто после купания в море ребята заходили к ним. Бабушка всегда угощала ребят разными вкусностями, а они помогали дедушке поливать в огороде овощи и фруктовые деревья. Кроме того у дедушки можно было получить ответы на любые вопросы. В мастерской дедушки ребята устроили свою лабораторию, в которой проводили различные физические опыты, а потом показывали их на улице ребятам. Особенно всем понравилось, как можно обычными ножницами резать стекло. Или как Владик и Стасик сделали маятник Фуко и демонстрировали вращение Земли вокруг своей оси.

Но сегодня у ребят был один вопрос к дедушке. Почему так сильно изменился Мишка?

Дедушка с бабушкой радушно встретили ребят. Так уже всегда получалось, что к их приходу у бабушки всегда были приготовлены какие-нибудь вкусности.

— А мы как раз собирались обедать. Так что вы к нам присоединяйтесь! — предложил дедушка, когда друзья вошли в дом.

Бабушка поставила на стол дополнительно две тарелки и налила всем горячего ароматного супа. На второе были котлеты с жареной картошкой и тушеной капустой. Запив на третье гранатовым компотом, дедушка посмотрел на ребят:

— Ну, что вы сегодня хотели бы со мной обсудить? Как успехи в школе и в кружке судомоделизма?

— В школе все нормально. За прошедшую неделю мы не получили ни одной тройки, только четверки и пятерки, — ответил Владик, а Стасик уточнил:

— У меня четверки, а у Влада — пятерки.

— В кружке тоже все идет по плану по изготовлению парусного такелажа. У нас другой вопрос. Есть в нашем кружке Миша Солнцев. Мы работаем в одной тройке. Но вот уже как три занятия он пропустил. Я звонил Мишке и хотел узнать, почему он пропускает занятия в кружке, — и Владик передав свой разговор с Мишкой и добавил:

— В конце разговора он сказал что, скорее всего на занятия кружка он ходить не будет.

Дедушка и бабушка внимательно выслушали Владика.

— Да, поведение и разговор Мишки вызывает не столько удивления, сколько опасения за его психическое состояние, а может даже за жизнь. — задумчиво сказал дедушка. — есть все основания полагать, что он попал под влияние какой-то нехорошей компании. Таких компаний можно много найти в наше время. Надо выяснить причину, по которой он решил найти новых друзей.

— Дедушка! А что это за такие компании могут быть? — спросил Стасик.

— Чаще всего это различные сайты в интернете. Я бы разделил на несколько групп. Это сайты пропагандирующие терроризм. Наставники этих сайтов готовят своих подопечных для совершения террористических актов в нашей стране и других странах. Другие сайты пропагандируют употребление наркотиков, третьи — они самые опасные организуют игру, в конце которой участники должны совершить суицид, то есть самоубийство. Для того, чтобы участники могли беспрекословно подчиниться своим наставникам, надо покорить их волю. Внушают, что этот мир враждебен человеку и только в своем сообществе человек может найти себя и быть счастливым. Для этого надо безропотно подчиняться наставникам. Наставники все знают, все умеют и послушание им будет пропуском в новую жизнь. Но это не реальная жизнь, а только существующая в воображении человека. Постепенно у человека реальная жизнь заменяется на свое воображение. Человек начинает жить только своими воображениями, представляя, что это реальность. После этого, такой человек, живущий в мире иллюзий, подчиняется любому приказу наставника. Человек отчуждается от привычного образа жизни и руководствуется только наставлениями гуру.

— Нам надо выяснить окружение и условия проживания Мишки, — сделал резюме Владик, — А сейчас мы пойдем в лабораторию, можно дедушка!

— Конечно. Только вначале уберите посуду со стола и вымойте ее.

— Это уж как всегда, дедушка! Не волнуйтесь, — ответил Стасик.

Убрав со стола и вымыв посуду, ребята поблагодарили дедушку и бабушку за сытный и вкусный обед, и убежали в лабораторию.

— Сегодня, Стас, нам надо будет обсудить одну важную проблему, сказал Владик, когда ребята уселись в старые кожаные кресла, стоящие в лаборатории.

Расследование начинается

Прошло несколько дней. Владик и Стасик после уроков в школе направились к дому, где жил Мишка Солнцев. Домашний адрес они узнали у руководителя кружка Николая Ивановича. Во дворе дома гуляли ребята. Которые поменьше катались с горки на детской площадке, а которые постарше сидели на лавочке около песочницы и о чем-то жарко беседовали. Среди ребят Мишки не было. Друзья подошли к ребятам, поздоровались и Влад спросил:

— Ребята! А где живет Мишка Солнцев?

— А зачем он вам нужен? — вопросом на вопрос ответил старший из мальчиков.

— Да, он ходил в судомодельный кружок на станцию юных техников, а вот уже три занятия пропустил. Телефон его не отвечает. Вот нас руководитель кружка попросил узнать, в чем дело. Может заболел? — ответил Владик.

— Ясно! — ответил один из мальчиков, — Нет, он не заболел. Но что-то с ним случилось, мы и сами толком не знаем. В школу он ходит. Я с ним в одном классе учусь. После школы он сразу идет домой и больше на улицу не выходит. И в классе он стал какой-то замкнутый, ни с кем не разговаривает. Стал хуже учиться. А ведь в прошлом году он был хорошистом. Живет он в пятнадцатой квартире. Но можете не ходить к нему. Он вам все равно не откроет. Я это знаю точно, уже пробовал.

— Может его мама или папа не отпускает гулять на улицу? — спросил Стасик.

— Мишка живет с матерью, а отца у него нет, — продолжил тот же мальчик — Она работает вместе с моей матерью на фабрике. И еще она где-то подрабатывает. Так, что уходит на работу утром, а возвращается уже поздно вечером.

Прошло еще пару дней и вечером Владику позвонил Мишка. Владик уже сделал домашние задания и удобно расположившись в кресле, читал книгу «Таинственный остров» Жуль Верна. Мишка долго рассказывал как был он одинок в этом мире, что никто никому не нужен. Каждый человек живет своей жизнью и никому дела до этого нет. В обществе господствует отчуждение между людьми. А вот он зарегистрировался в сообществе «Лунный свет», где каждый человек интересуется делами другого. Здесь собрались одинокие люди, они переписываются друг с другом, делятся своими удачами и горестями, слушают лекции своего наставника, как должен вести себя человек в сообществе. Было бы очень хорошо, чтобы Стас и Влад вступили в сообщество. Такое задание дал учитель.

Владик даже от неожиданности открыл рот. Мишка добавил, что позвонит через неделю, но ему звонить не надо. Попрощался и дал отбой.

Владик отложил книгу и задумался. Надо будет обсудить предложение Мишки со Стасиком и дедушкой.

Наступило воскресенье и ребята пришли к дедушке обсудить предложение Мишки.

После обеда ребята убрали со стола и вымыли посуду. Собравшись в зале и расселись на диване и мягких креслах, Владик рассказал дедушке и бабушке о посещении двора дома, где живет Мишка и про его приглашение вступить в закрытое сообщество.

— Это закономерное течение обстоятельств, — сказал дедушка, выслушав сообщение Владика, — Каждый член сообщества должен вовлечь в него еще несколько человек. Это закон закрытого сообщества. Для того чтобы помочь Мишке вы дадите согласие на вступление в сообщество «Лунный свет», но вступать не будете. Общение с руководством сообщества буду вести я от вашего имени. Надо как-то заинтересовать Мишку какими-то делами. Когда ему будет интереснее с вами, чем в сообществе, тогда он от него откажется. Для этого мне надо более детально узнать цели и задачи сообщества. Я выйду на сайт сообщества «Лунный свет», свяжусь с руководством и все выясню. А для того чтобы завоевать Мишкино расположение вы ему частенько звоните и просите его оказать вам какую-нибудь помощь. Например, как решать какую-нибудь задачу по математике и так далее. Надо чтобы он понял, что вам нужен, а не только в «Лунном свете». При этом обязательно надо предлагать ему свою помощь. Делать это надо ненавязчиво, если он будет отказываться, то не надо настаивать, лучше предложить это в другой, третий, четвертый раз. Только так вы можете спасти Мишку от сообщества и вернуть к прежней нормальной жизни. Мама его целыми днями занята на работе и не может ему уделять должного внимания, а другие его родственники нам не известны. Так что вся надежда на счастливый исход зависит от вас, ребята!

Следователи за работой

В понедельник под вечер Стас позвонил Мишке:

— Миша, привет! Слушай, я никак не могу решить домашнюю задачу Ты бы не смог мне помочь с ее решением?

— А ты бы позвонил Владику. Он наверняка ее решил, — уклончиво ответил Мишка.

— Да я ему звонил уже о помощи в решении примеров. Как-то неудобно звонить еще и насчет задачи, — не растерялся Стасик.

— Говори номер задачи, я посмотрю! — согласился Мишка, — Потом я тебе перезвоню.

Стасик сказал номер задачи и дал отбой. Эту задачу, отмеченную как повышенной трудности, он предварительно нашел в задачнике, чтобы Мишка не догадался, что он его проверяет, а сам начал учить историю.

Примерно через час раздался телефонный звонок от Мишки:

— Стас! Записывай, диктую решение задачи!

Стас взял ручку и бумагу и начал под диктовку Мишки записывать решение задачи.

— Ну, ты молодец, Мишка! Решил такую сложную задачу, — искренне вскрикнул Стас, когда Мишка закончил диктовать решение задачи.

Мишка немного замялся, а потом сознался:

— Да я тоже не смог решить. Пришлось звонить нашей отличнице Светке. Она мне и помогла решить задачу.

— Все равно ты молодец, не растерялся и позвонил Светке помочь решить задачу. Большое тебе спасибо и передай Светке, что Стас Маслов из второй школы передает ей привет.

А в пятницу вечером Владик позвонил Мишке:

— Миша! Здорово. Завтра будут занятия в судомодельном кружке. Мы со Стасом работаем над изготовлением такелажа шлюпа вдвоем. Николай Петрович предложил нам мальчика в помощь вместо тебя. Но мы отказались. Лучше мы придем в дополнительное время и будем работать. Надеемся, что ты еще придешь и мы сумеем все сделать в намеченный срок.

— Я пока ничего не могу сказать. У нас в сообществе появилась новая интересная игра. Я не могу тебе рассказать, в чем она заключается, это только для членов сообщества. Кстати, ты разговаривал со Стасом насчет вступления в наше сообщество?

— Да, я разговаривал со Стасиком по этому вопросу. Нам многое не совсем ясно. Хотелось бы иметь больше информации, — ответил Владик.

— Хорошо, я пришлю тебе несколько ссылок. Вы там все посмотрите. Ну, пока.

Через час, действительно, Мишка прислал несколько ссылок, Владик поблагодарил Мишку за ссылки и отослал дедушке.

Прошло несколько дней и Владик снова позвонил:

— Миша! Мы в это воскресенье будем делать эксперименты по инерциальным и неинерциальным системам отсчета. Будем фотографировать полученные эффекты. У нас есть своя лаборатория, где мы проводим физические опыты, Вернее это дедушкина мастерская, но он нам разрешает использовать свои инструменты. Не хотел бы ты к нам присоединиться? Вместе делать эксперименты легче.

— А что это за инерциальные и неинерциальные системам отсчета? — спросил Мишка.

— Это так просто по телефону не объяснить. Лучше самому все увидеть, тогда лучше можно понять это, Как говорят «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Ты придешь?

— Не знаю, — как-то неуверенно ответил Мишка.

— В общем, встречаемся в воскресенье в 12 часов дня около главпочтамта. Мы будем тебя там ждать, не опаздывай. Пока! — сказал Владик и чтобы Мишка ничего не мог возразить дал отбой.

Мишка выключил телефонии и какое-то время сидел, неподвижно смотря в одну точку. В квартире он был один, мать еще не пришла с работы. Через час надо было выходить на связь по скайпу с членами сообщества «Лунный свет». Сегодня он впервые за многие недели без желания ждал этот сеанс. Сейчас впервые задался вопросом: почему при общении по скайпу на головах членов сообщества надеты балаклавы?

А с чего все началось? Учебный год только начался. Стояла теплая сентябрьская погода. Мишка шел со школы в хорошем настроении, как вдруг из-за угла дома выехал велосипедист и чуть было не наехал на него. Мишка успел отскочить, а велосипедист поехал дальше. Только тут он заметил, что у него на рукаве порвана рубашка. Что делать? Ведь мать с утра до вечера работает, чтобы заработать деньги на жизнь. От его хорошего настроения не осталось и следа. Что он скажет матери? Ведь она не поверит в то, что произошло на самом деле. Скажет, что дрался с ребятами, вот и порвал. Рубашку ему купила мать к новому учебному году. Не прошло и двух недель и вот такое случилось.

Грустно понурив голову, Мишка побрел домой мысленно уже в который раз продумывая, что он будет и как говорить матери о случившимся. Не пройдя и нескольких десятков метров, Мишка чуть было не столкнулся с человеком. Мишка поднял глаза. Перед ним стоял мужчина лет пятидесяти в светлом костюме с бородой и солнцезащитных очках.

— Простите меня, пожалуйста! — сказал Мишка.

— Молодой человек! Надо внимательно ходить по тротуару, а то можно и под машину попасть. А что мы такие грустные?

Мягкий голос мужчины был с одной стороны доверительным, а с другой — повелительным.

Живя с одной матерью и не зная общения с отцом, Мишка доверился этому неизвестному мужчине и рассказал причину своего скверного настроения. Неизвестный внимательно выслушал Мишку и сказал:

— Велосипедист не нанес твоему телу повреждений. А рубашка когда-нибудь все равно порвется, так, что грустить не стоит и предложил пройтись по улице.

Мужчина рассказывал, что человек в этом мире одинок и никому не нужен. Вот велосипедист столкнулся с тобой и уехал, как ни в чем не бывало. Ему и дела нет, что произошло с тобой. Но есть люди, которые ждут таких одиноких как ты. Они раньше тоже были ни кому не нужны, но в сообществе они нашли близких людей, которые за них волнуются, заботятся и любят. Эти сообщества несут свет в темноту мира и становится видно куда надо идти.

Разговаривая о смысле жизни, они дошли до промтоварного магазина.

— Прошу, молодой человек! — и широким жестом руки незнакомец предложил зайти в магазин.

Мишка как завороженный подчинился и они зашли в магазин.

Подойдя к прилавку, незнакомец с улыбкой сказал продавщице:

— Нужна хорошая рубашка на этого молодого человека!

Вскоре Мишка уже стоял перед зеркалом в новой красивой рубашке и не без интереса разглядывал себя. А прежняя рубашка была аккуратно свернута в цветном полиэтиленовом пакете. Мишка взял пакет и они вышли из магазина. Он поблагодарил своего покровителя за обновку. Незнакомец махнул рукой:

— Вот тебе моя визитная карточка. На ней указан сайт, где тебе будут рады в любое время, а ты будешь счастлив со своими новыми друзьями. Голос незнакомца был такой мягкий и завораживающий, что Мишка подумал, что он находится во сне. Когда голос незнакомца стих, Мишка пришел в себя, огляделся. Вокруг сновали люди, не замечая его как будто его и не было вовсе. Но мужчины не было видно. Только в руке у Мишки была зажата визитная карточка гостя. Он посмотрел на нее внимательно и прочитал — сообщество «Лунный свет», ссылка на сайт и ничего больше. Мишка положил визитку в карман брюк и уверенно зашагал домой. На нем была новая рубашка и это вселяло уверенность к встрече с мамой.

Вечером, мама пришла с работы, поужинав, стала готовить обед на следующий день, Мишка рассказал о разорванной рубашке и встречи с таинственным незнакомцем. Несмотря на усталость, мама слушала сына и только визитная карточка ее смутила. Она хотела что-то сказать Мишке, но тут закипел приготовленный суп и мысль о визитке потерялась и забылась.

Через несколько дней Мишка от чувства благодарности за купленную рубашку вышел на указанный в визитке сайт и зарегистрировался. Прошло пару дней и на электронную почту пришло поздравление, что его приняли кандидатом в сообщество «Лунный свет». Так Мишка попал в сообщество. Периодически на почту приходили ссылки на сайты, на которых были записаны аудио лекции о поведении кандидата или члена сообщества. Можно было переписываются с членами сообщества. Каждый член имел свою кличку, обычно это были какие-то животные. Мишка получил кличку Сова. Почему Сова — никто не пояснил. Для того, что бы из кандидатов перейти в члены сообщества надо было привести одного — двух новых членов. Став кандидатом в члены сообщества, и общаясь с его членами, Мишка порой вспоминал ребят со двора и школы. Теперь и поиграть в футбол не с кем. Он пытался гнать эти мысли, но они упорно посещали его.

После звонков Владика и Стасика Мишка задумался, может действительно он так нужен на судостроительном кружке и для проведения физических экспериментов по инерции? Ведь в сообществе наставник внушает, что он нужен только членам сообщества. Тогда почему надо выбирать или только дружбу и общение с членами сообщества или с ребятами вне его? А почему нельзя быть с теми и другими? Может быть, все-таки попробовать быть там и тут!

Стасик и Владик были очень удивлены и обрадованы, когда увидели что в субботу на занятие судомодельного кружка пришел Мишка.

— Это хорошо, Миша, что ты пришел на занятие.! А то без тебя не сможем выполнить работу в срок, — весело сказал Владик.

— Тогда, начинаем работать, прямо сейчас не теряя ни минуты времени! — сказал Стасик.

И работа закипела. Ребята из дерева вырезали блоки и собирали из них тали, смолили нити, соединяли их специальными морскими узлами.

— Да, сегодня мы выполнили в два раза больше работы, чем работая вдвоем, — оценил сделанную ребятами работу Владик, когда Николай Иванович объявил об окончании занятия.

— Арифметика такая, что нас стало в полтора раза больше, а работы выполнили в два раза больше это как в задачках по математике, — подтвердил Стасик.

Мишка, молча собрал инструмент, положил его в специальный ящик и подумал:

— А что? Моя работа нужна кружковцам, значит и я им нужен!

— Миша! Ну а завтра придешь ставить опыты по инерции? — внезапно спросил Владик, когда ребята, одевшись, вышли на улицу.

— Я попробую — негромко ответил Мишка.

— Тогда как условились, в 12 часов будь как штык у главпочтамта. Мы тебя будем ждать — продолжил Стасик.

Еще часть пути домой ребята шли вместе и Владик рассказывал какие эксперименты они завтра будут делать.

А что такое инерция, Владик? — спросил Мишка.

— Мне дедушка объяснял, что такое инерция и я попробую вам это пояснить.

Владик немного подумал и начал рассказывать:

— Когда ты едешь в автобусе, то всегда держишься за поручни При подъезде к остановке автобус тормозит и ты чувствуешь, что какая — то сила толкает тебя вперед, хотя к тебе никто и пальцем не коснулся. И что бы не упасть надо держаться за поручни. После остановки автобус набирает скорость и ты чувствуешь, что кто — то тебя тянет назад, но опять к тебе ни кто и пальцем не коснулся.

Вот эта сила, которая тебя толкает вперед или тянет назад называется силой инерции. Для того, чтобы предмет привести в движение к нему надо приложить силу. Когда играешь в футбол, то бьешь по мячу ногой и он летит в ворота. В этом случае на мяч действует конкретная сила удара ноги. Или, например, когда забиваешь гвоздь в доску. Здесь молоток с какой — то силой действует на гвоздь и он проходит в доску. Сила инерции не связана с действием одного тела на другое. Она возникает, когда, например, автобус увеличивает или уменьшает скорость движения. Когда автобус движется с постоянной скоростью, то сила инерции не возникает. Если я буду кататься на качелях, то ты не сможешь их сразу остановить. А если качели будут пустые, то их остановить будет легко. Это значит, что чем тяжелее предмет, тем большую силу надо приложить, что бы его остановить. Поэтому инерция более тяжелого тела больше, пустые качели раскачать и остановить легко. А если я или ты сядем на качели, то раскачать или остановить значительно сложнее. Для этого надо будет приложить большую силу. Улицу можно переходить только на зеленый свет светофора и только по пешеходному переходу. Движущийся автомобиль не может сразу остановиться и после торможения ещё движется некоторое расстояние по инерции.

Одним из первых, кто применил понятие инерция был великий итальянский ученый 16 — 17 веков Галилео Галилей.

После того как Владик закончил объяснять что такое инерция некоторое время друзья шли молча.

Потом Стасик сказал:

— Я понял, что такое инерция. В прошлое воскресенье я бежал и запнулся о камень. Ноги остановились, а я по инерции стал двигаться вперед, упал и чуть нос не разбил. И всё это из — за инерции.

Экспериментаторы

В лаборатории кипела работа. Основным объектом исследования была старая детская игрушка автомобиль-кран. Это была одна из дошкольных игрушек Владика. Он взял в руки игрушку и закрепил стрелу крана в вертикальном положении. Стасик к тому времени привязал к нитке небольшую гайку, которые были в изобилии в ящичках дедушкиного верстака. Получился отвес.

— Отвес, как известно, занимает всегда вертикальное положение, — сказал Владик и привязал конец нитки к концу стрелы крана.

Мишка сидел на табуретке и молча, наблюдал за работой ребят.

— Миша! А что ты сидишь? — вдруг сказал Владик, — Возьми вот ту доску, он показал рукой на припертую к стене широкую не менее двух метров длиной струганную доску, — и один край ее положи на подоконник, а другой пусть опирается на пол.

Мишка обрадованный, что и ему есть работа, быстренько исполнил поручение.

–Ну, вот все готово к демонстрации законов инерции! — восторженно сказал Владик.

— Вот смотрите, — и Владик автомобиль-кран с прикрепленным отвесом поставил на стол. Заметьте, что отвес расположен строго вертикально. Если я выведу его из этого состояния, — и он слегка отвел отвес в сторону и отпустил — то после некоторого колебания отвес займет опять вертикальное положение.

Отвес, действительно совершив несколько колебаний, принял вертикальное положение.

— А вот теперь я поставлю игрушку на наклонную доску и она поедет вниз, а вы смотрите какое положение займет маятник, — продолжил Владик, — А ты, Миша, возьми мой телефон и сделай съемку движения машинки на кинокамеру. Приготовились. Пуск! — скомандовал Владик и машинка, набирая скорость, устремилась вниз по доске. Проехав до конца доски, машинка покатилась по полу и остановилась.

— Ну, что вы видели? — победно спросил Владик своих друзей.

— Все произошло очень быстро и я ничего не заметил, — признался Стасик.

— А я занимался киносъемкой, поэтому ничего не успел заметить, — сказал Мишка.

— Да и я, правда, тоже ничего заметить не успел, — сознался Владик, — Экспериментаторы всегда делают несколько опытов, чтобы избежать случайных ошибок. Вот и мы сделаем еще пару экспериментов и просмотрим киносъемку на дедушкином компьютере в замедленном режиме.

Доделав эксперименты, ребята пошли в дом.

— Дедушка! Мы сделали киносъемку экспериментов и хотим посмотреть ее в замедленном режиме. На твоем компьютере. Можно?

— Конечно, можно! Пойдемте со мной.

Дедушка включил компьютер. Владик скачал видео с телефона на него и включил замедленный режим. Все прильнули к экрану монитора.

Машинка, увеличивая скорость своего движения скатывалась вниз по наклонной доске. При этом отвес, вначале находясь в вертикальном положении начинал отклоняться в сторону противоположную движения машинки. С увеличением скорости движения отвес увеличивал угол своего отклонения от вертикали. Наибольшее отклонение отвеса достигло, когда машинка съехала с доски на пол. И в это мгновение угол отклонения начал уменьшаться. Достигнув прежнего вертикального положения отвес начинал отклоняться в сторону движения машинки. Машинка при этом стала снижать скорость своего движения и, наконец, остановилась. Отвес принял вертикальное положение.

— Вот это да! — воскликнул Мишка, — никто отвес не трогает, а он отклоняется!

— Причиной отклонения отвеса является сила инерции, которая возникает при изменении скорости движения машинки, ответил дедушка, в этом эксперименте надо добавить случай, когда машинка движется по горизонтальной поверхности с постоянной скоростью. Тогда отвес будет находиться в вертикальном положении. В этом случае отвес не будет отклоняться, так как при постоянной скорости не будет возникать сила инерции. И стоит вам с ускорением двигать машинку, как отвес начнет отклоняться. Так как на него будет действовать сила инерции. А наклонная доска в вашем эксперименте нужна только, чтобы машинка двигалась с увеличивающейся скоростью. Кстати, если машинка будет ехать с постоянной скоростью вниз по наклонной плоскости, то сила инерции не будет возникать и отвес не станет отклоняться.

— Ребята! Пошли доделывать эксперимент! — предложил Стасик и ребята поспешили в лабораторию.

Сомнения Мишки

Мишка сидел в своей комнате. Ему понравилось работать с ребятами над изготовлением модели парусника и ставить эксперименты и обсуждать полученные результаты. Но вместе с тем, он был благодарен членам сообщества за поддержку его в трудный момент. Поэтому Мишка хотел быть членом сообщества и дружить и работать вместе с ребятами. Мама на кухне готовила еду на следующую неделю. И периодически слышался звон металлической посуды. Через несколько минут должен состояться сеанс связи с сообществом «Лунный Свет». Прошлый сеанс связи он пропустил, не потому, что не хотел общаться, просто в задумчивости забыл. Вдруг звякнул телефон. Мишка взял в руки телефон и прочитал пришедшее сообщение. «Лунный свет» предупреждал о скором начале сеанса связи. Он выключил телефон и задумчиво посмотрел в окно. Неумолимо приближалось время начала сеанса. Мишка подтвердил свое присутствие и вскоре наставник начал общение с членами сообщества. После традиционного приветствия он перешел к теме сегодняшней проповеди. Он рассказывал. Что члены сообщества должны доверять между собой свои тайны и не рассказывать о них другим людям не входящим в сообщество. Если член сообщества стал сомневаться в правильности учения наставника или действий членов общества, то необходимо об этом немедленно доложить наставнику. Если он это не сделает этого, то наравне с отступником подлежит наказанию и осуждению членов сообщества. Душа отступника и недоносителя никогда не обретут покоя и вечно будут скитаться.

Веки Мишки тяжелели, глаза постепенно стали закрываться. Где-то вдали монотонный голос что-то рассказывал, но Мишка уже этого не слышал. Голова упала на плечо и он провалился в какую-то бездну. Оттуда уже ничего не было слышно и видно.

Утором будильник разбудил Мишку своим пронзительным звонком. Он открыл глаза. Стрелки будильника показывали половина восьмого. Мишка огляделся. Он лежал на диване одетый, но укрытый пледом.

–Да, крепко я уснул с вечера. Видимо мама накрыла меня пледом, — подумал Мишка, вставая с дивана, — Пора завтракать и собираться в школу.

***

Стасик и Владик после уроков вышли из школы и направились к дедушке. Он предварительно попросил, чтобы они к нему зашли.

— Здравствуйте, молодые люди, и заходите в дом! — сказал дедушка, открыв калитку. Бим радостно крутился под ногами, он был очень доволен приходу ребят. Стасик и Владик поздоровались с дедушкой и вошли в дом.

— Время обеденное, поэтому прошу, пожалуйста, проходите на кухню, будем обедать.

Сняв в прихожей верхнюю одежду, ребята вошли на кухню, где бабушка уже разливала дымящийся борщ.

— Здравствуйте, бабушка! — дружно сказали ребята.

— Здравствуйте, мальчики! Мойте руки и садитесь за стол, — ответила бабушка.

Окончив обедать, дедушка сказал:

— Ребята убирайте со стола, мойте посуду, а я вас буду ждать в кабинете.

— Заходите, ребята, и располагайтесь, — сказал дедушка, когда ребята, постучавшись, вошли в кабинет. Дедушка сидел за столом в большом кожаном кресле. На столе стоял монитор компьютера, принтер, лежало несколько книг и стопка бумаги. Ребята расположились на большом диване с подушками.

— Я за прошедшее время собрал некоторую информацию про сообщество «Лунный свет». На основании собранного мной материала удалось установить цели и задачи сообщества. Выяснилось, что членов сообщества готовят для употребления и распространения наркотиков в нашей стране. Для этого надо подчинить и подавить волю людей. Это первая стадия идеологической обработки, а затем, употребляя наркотики до конца разрушить сознание человека. Человек становиться безвольным существом, у него есть только единственная цель — во что бы то ни стало достать и принять очередную дозу наркотика, чтобы опять уйти в мир иллюзий. Но это разрушительная цель. За очередную дозу наркотиков человек сделает все возможное. И за это они могут сделать все, что им будет приказано исполнить наставником. В заключении я хочу сказать, что надо вытащить Мишку из сообщества. Но это не все. Там есть еще остальные люди, которых тоже надо освободить от пут наставников. А их самих найти и предать суду за рекламу и распространение наркотических средств.

— А что же нам делать? — спросил Стасик.

— Здесь нам на помощь приходит незаслуженно подзабытая сейчас теория воспитания детей Антона Семеновича Макаренко. А в чем ее суть? В том, что ребенок должен быть личностью. И это надо воспитывать в каждом ребенке. А личность имеет волю и созидательную цель. А для этого человек должен ощущать свою необходимость быть нужным другим людям. И с другой стороны ощущать нужность других людей для индивидуума. Краеугольным моментом является созидательный труд. Надо и в дальнейшем показывать, что без Мишки вы не сможете во время выполнить работу и выставить модель шлюпа на конкурс. Приглашайте Мишку для постановки физических опытов. Я понял, что ему нравиться их ставить. Лунный свет это холодный свет, он не греет. Мы выведем Мишку на солнечный свет, свет тепла, жизни и радости.

Встреча

Мишка пришел со школы, пообедал и делал домашние задания на следующий день. Вдруг зазвонил телефон. Это звонил Владик:

— Привет Миша! Я хотел бы с тобой посоветоваться насчет постановки опыта в лаборатории в воскресенье. Ты не возражаешь?

— Привет Влад! Нет, не возражаю, это так увлекательно! — с заинтересованностью ответил Мишка.

— Дело в том, что мы хотим продемонстрировать гироскопический эффект и рассмотреть его практическое применение в технических устройствах, — выпалил Владик.

–А что это такое гироскопический эффект? — задал вопрос Мишка.

— Это так на пальцах не объяснишь, тебе надо вначале почитать об этом эффекте в интернете и посмотреть соответствующие видео, — ответил Владик, Ну, всего хорошего. Пока!

— Понятно. Пока! — ответил Мишка и дал отбой и продолжил выполнение домашнего задания.

Через полтора, часа, выполнив уроки на завтра, Мишка посмотрел на часы. Через пять минут начинался сеанс с сообществом «Лунный свет». Сегодня свободное общение с членами сообщества. За время нахождения в сообществе Мишка ближе всех познакомился с мальчиком по кличке Ежик. Судя по общению, он был Мишкиного возраста. Ничего конкретного Мишка о нем не знал и по правилам сообщества не должен был знать. Но сегодня он решил поговорить с Ежиком и узнать из какого он города и как его звать по-настоящему.

— Привет Ежик! Сделал домашнее задание на завтра? — начал разговор Мишка, — А у тебя завтра есть география?

— Нет. У меня завтра математика, русский, литература, история и иностранный

У Мишки тоже завтра будет истории, поэтому он спросил:

— Я люблю историю. А что вам задали на завтра по истории?

— Война Алой и Белой розы в Англии, — ответил Ежик.

Значит, Ежик учиться тоже в шестом классе подумал Мишка и продолжил:

— А мы проходили это на прошлом занятии.

А сам подумал, что Ежик тоже догадался, что Мишка учиться в шестом классе, а теперь надо выяснить из какого города он.

–Ежик, а ты был на горе Митридат? — неожиданно для самого себя выпалил Мишка.

— Конечно, — Ежик понял, что Сова хотел этим вопросом узнать из какого он города и что он теперь знает, тоже из этого города, — я учусь в четвертой школе.

— А я учусь во второй, — ответил Мишка.

Теперь ребятам было понятно, что они живут в одном городе им не терпелось поговорить без боязни быть услышанными наставником. Тогда Мишка уже не смог сдержаться и продиктовал номер своего телефона. Ребята дождались окончания сеанса и Ежик позвонил Мишке. Выяснилось, что настоящее имя Ежика — Вася. Они договорились, что завтра встретятся после школы у фонтана на набережной.

***

Вася и Мишка сразу узнали друг друга, хотя до этого никогда не виделись. Перекинувшись несколькими дежурными фразами, Вася серьезно спросил:

— Миша! Тебе нравиться быть в сообществе «Лунный свет»?

— Да я и сам теперь не знаю. Отношение среди членов сообщества добрые и благожелательные и это не всегда встретишь в повседневной жизни. Но в проповедях наставник говорит, чтобы мы не дружили с людьми не из сообщества. А среди них есть очень хорошие ребята и я хочу с ними дружить. Я уже подумывал выйти из сообщества.

— Выйти из сообщества не так просто. Войти туда намного проще Я попал в сообщество два года назад. В нашей семье случилось несчастье. Отец попал на работе под сокращение штатов и не мог ни куда устроиться на работу. Поэтому он стал сильно выпивавать и ушел из семьи. Я сильно переживал по этому поводу. Жили мы с младшей сестренкой на мамину зарплату. Через пару месяцев какой-то молодой человек принес нам деньги. Он сказал, что отец устроился на работу и попросил передать. Через месяц он опять принес нам деньги и вручил мне визитную карточку с названием сайта. Это был сайт сообщества «Лунный свет». Так я попал в сообщество. А вскоре пришел в семью отец, он к этому времени устроился на работу и перестал пить. Как выяснилось, ни какие деньги он нам не передавал. Я догадался, что деньги нам передавали из «Лунного света». После возвращения отца я сказал наставнику, что покидаю сообщество «Лунный свет». Он долго меня уговаривал остаться, говорил, что только в сообществе я нужен, напомнил, что трудное для нашей семьи время только «Лунный свет» пришел на помощь и дал деньги на жизнь, потому что всем остальным до нас дела нет. Что из общества нельзя выйти, это уже на всю жизнь. Но я настаивал на уходе из сообщества. Тогда наставник согласился со мной, но сказал, чтобы я вернул деньги, которые они нам дали. И еще, самое главное. Он мне рассказал случай как один мальчик ушел из сообщества. А летом во время купания в море у него утонула младшая сестра. Я очень испугался за жизнь своей младшей сестры и остался в сообществе.

— Да, попали мы с тобой в неприятную ситуацию. Теперь мне понятно, что наставник ищет людей попавших в тяжелую жизненную ситуацию а потом, задаривая их, завлекает в сообщество. Как меня тогда завлек покупкой новой рубашки, — грустно проговорил Мишка.

Некоторое время друзья молча шли по набережной, обдумывая свое положение.

— Васек! У меня есть план, как покинуть сообщество, — вдруг прервав молчание, загадочно сказал Мишка, — Вот, слушай…

План в действии

Владик, Стасик и дедушка внимательно слушали Мишку рассказывающего про своего нового друга Васька из сообщества «Лунный свет» и что они хотят порвать с сообществом. Ребята собрались в дедушкином кабинете после школьных занятий, чтобы обсудить план выхода Мишки и Васька из сообщества.

–Я думаю, что не только Мишка и Васек хотят выйти из сообщества, другие, видимо, тоже хотят, но бояться, — сказал дедушка, когда Мишка закончил рассказ. Сегодня же я позвоню оперативному дежурному службы безопасности и расскажу про это сообщество «Лунный свет».

— Миша! А ты посоветуй Ваську записаться в судомодельный кружок. Будем вместе работать, — предложил Стасик, — пусть в субботу приходит на занятие.

Ребята еще могли долго обсуждать, но вошла бабушка и пригласила всех пройти на кухню обедать.

— Вы пришли после школы и, конечно, проголодались, так, что всех прошу к столу обедать, — подведя итог обсуждения, сказал дедушка.

***

В субботу на занятие кружка судомоделизма Мишка привел Васька. Владик, Стасик и Мишка сразу принялись за работу, а Васек сообщал преподавателю Николаю Ивановичу свою фамилию, в какой школе учится и в каком классе, другие сведения. Николай Иванович все заносил в журнал, а потом вместе с Васьком подошел к друзьям:

— Ребята! Вася будет работать в вашей группе.

— Ура! — крикнули ребята.

А Николай Иванович продолжил:

— Вы ему расскажите, что надо делать. А если что-то не будет получаться, то ты, Вася, подходи ко мне, не стесняйся.

***

Мишка в обусловленное время вышел по «Скайпу» на связь с сообществом. Но никого из членов сообщества на связи не было. Не отвечал также и наставник. Тогда Мишка позвонил Ваську узнать, в чем дело. Но оказалось, что и Васек не мог выйти на связь с сообществом.

— Видимо, сайт и канал связи заблокированы, — заключил Васек.

— Кстати, ты завтра не раздумал идти делать физические опыты? — спросил Мишка.

— Нет, конечно, встречаемся у главпочтамта в 12 часов.

— Только, не забудь, почитай в интернете про гироскопический эффект, — напомнил Мишка.

Эпилог

Прошло несколько месяцев. Кружковцы изготовили модель шлюпа «Восток» и заняли второе место в смотре судомодельных кружков области. Все ребята получили грамоты и ценные подарки. Друзья продолжали делать физические опыты в лаборатории. Сообщество «Лунный свет» по решению суда было распущено, а сайты заблокированы. Многим его членам пришлось проходить психологическую адаптацию у психолога. Наставник сообщества для распространения наркотиков использовал членов сообщества. Некоторые стали наркоманами и стали проходить принудительное лечение в специальной клинике. Решением суда наставник был приговорен к длительному сроку заключения.

Секрет минерала

Друзья

— В заключение своего доклада прошу уважаемых членов Ученого совета университета поддержать наши исследования и рекомендовать изготовить опытную установку для получения воды из местного горного минерала олянита. Спасибо за внимание, — сказал докладчик и закрыл папку с материалами доклада. Докладчик молодой перспективный ученый-физик, аспирант профессора Баранова.

Председатель Ученого совета университета профессор Степанов сказал:

— Спасибо Тимофей Иванович за сообщение, — и обращаясь к присутствующим в зале членам Ученого совета и приглашенным преподавателям и студентам университета, добавил, — Прошу задавать вопросы к докладчику!

В зале поднялся лес рук. Еще где-то минут тридцать Тимофей Иванович отвечал на вопросы присутствующих. Затем выступило несколько авторитетных членов Ученого совета и рекомендовали построить опытную установку. Члены Ученого совета единогласно проголосовали за это предложение. На этом председатель совета закрыл заседание Ученого совета.

После заседания Ученого совета Александр Борисович вышел из здания университета и направился к автостоянке к своему старенькому «Форду». Около автомобиля его уже ожидали внук Владик и его лучший друг с первого класса Стасик. Друзья закончили шестой класс и сейчас были на летних каникулах.

— Здравствуйте, молодые люди! — поприветствовал дедушка, подходя к ребятам. Ну, что? Поехали купаться на море? Куда сегодня поедим?

— Я бы хотел поехать купаться на Черные Скалы. Там отдыхающих немного, песчаное дно и чистая вода, — предложил Стасик.

— Я согласен! — ответил Владик.

— На Черные Скалы значит на Черные Скалы! — сказал дедушка, открывая дверцу салона машины, и оптимистично добавил — Тогда садитесь и поехали «нас ожидают великие дела»!

Вскоре дедушкин «Форд» уже мчался по дороге на Черные Скалы. Слева от дороги блестело в лучах июньского солнца спокойное море, а справа — мелькали одно — и двухэтажные дома и коттеджи для отдыхающих перемежающиеся с участками желтой степи. Раскаленный степной воздух обдувал лица ребят через открытое окно.

Ребята заметили, что дедушка молчит и только внимательно смотрит на дорогу. Они поняли, что он о чем-то думает и не стали задавать свои вопросы.

Стасик и Владик были в чем похожи, а в чем-то разные. Они были почти одинакового роста и телосложения. Хотя Стасик был на вид более крепкий. Одинаковая стрижка — короткий полубокс. Но у Стасика светлые волосы с рыжеватым отблеском, а у его друга — темно русые. У обоих глаза проницательные и с огоньком, но у Стасика почти голубые, а у Владика почти карие. Да и одеты друзья были одинаково: сандалии на босу ногу, шорты и футболка с коротким рукавом. Хотя цвет и расцветки этих аксессуаров были различными.

Свернув после дорожного указателя «Черные Скалы» влево автомобиль дедушки проехал еще минут пять, съехал с дороги и, проехав по песку несколько метров, остановился. Путешественники вышли из машины. Песчаный берег моря тянулся, насколько можно было охватить глазом. То здесь, то там на песке стояли автомашины, палатки, тенты отдыхающих. Впереди виднелись разноцветные крыши домов поселка «Заветное».

— Ребята! Открывайте багажник, возьмите тент и установите его около машины.

Когда тент был установлен, дедушка с удовольствием сказал:

— Пора освежиться в морской пучине!

Вдоволь накупавшись в море, ребята и дедушка лежали на песке в тени тента и молча отдыхали.

Дедушка первым нарушил молчание:

— Вы, ребята, сейчас немного отдохните. А потом насобирайте мидий на скалах. Только маленьких не собирайте, пусть еще подрастут. Я захватил садок, возьмите его в багажнике. Бабушка сделает из мидий плов на вечер.

Ребята быстро встали, взяли садок и побежали к морю. В метрах тридцати от берега над водой возвышалось несколько десятков темных валунов. Владик и Стасик знали, что подводная их часть излюбленное место нахождения двухстворчатого моллюска — мидии. Глубина моря около валунов была не более полутора метров. Укрепив садок в расщелине одного из валунов, ребята стали нырять под воду. Солнечные лучи хорошо освещали подводный мир на этой глубине и было видно, где располагаются мидии на валунах. Отрывая от валуна наиболее крупные особи, и набрав их полные руки, ребята всплывали на поверхность воды и складывали урожай в садок. Обработав, таким образом, несколько валунов ребята наполнили полный садок мидиями. Взяв его с собой, они поплыли к берегу. Там их поджидал дедушка, наблюдавший за их работой.

— Неплохой улов! — с довольным видом сказал он, увидев полный садок мидий, — А теперь закрепите садок на берегу так, чтобы мидии были в воде и пошли под тент отдыхать

Уставшие ребята с удовольствием легли на песок в тень тента.

А вот теперь я вам расскажу наиболее важное, что было на заседании Ученого совета университета. Наибольший интерес вызвало сообщение аспиранта профессора Баранова. Как вы знаете, наш регион относится к степной зоне. Это обусловлено малым количеством выпадаемых осадков в виде дождя и тем более снега. Крупных рек, откуда можно было бы брать воду, у нас тоже нет. Основными источниками питьевой воды являются водохранилища, которые пополняются за счет осадков и артезианские скважины. Но это недостаточно для успешного жизнеобеспечения и тем более дальнейшего развития региона. Известно, что некоторые горные минералы содержат в своем составе воду. Только извлечь ее оттуда довольно трудная задача. Однако ее удалось решить группе ученых нашего университета под руководством профессора Баранова. На Ученом совете аспирант Романов доложил о новом нанотехнологическом способе извлечения воды из минерала олянит. На этот способ ученые получили несколько патентов на изобретения. Этот минерал довольно распространен в наших горах. Лабораторные испытания прошли успешно. Теперь надо изготовить опытную установку и выбрать наиболее подходящее место залежей олянита в горах. Некоторые зарубежные фирмы тоже заинтересовались этой технологией. Ученый совет постановил выделить финансовые средства для изготовления опытной установки и снаряжения геологической экспедиции в наши горы для определения наиболее перспективных залежей олянита.

Ребята с неподдельным вниманием слушали рассказ дедушки. Стасик задал вопрос:

— Минералы это камни, которые нас окружают. Как из них можно получить воду? Ведь они совершенно сухие?

А Владик заметил:

— В одной народной сказке Иванушка и Великан поспорили кто сильнее. Великан предложил, что пусть каждый возьмет в руки камень и его сожмет со всей силы. Если у кого вода потечет из камня, тот и сильнее. Схватил Великан камень в руку и сжал его со всей силы. Да так, что камень раскрошился на мелкие кусочки, но вода так и не потекла. А Иванушка незаметно вместо камня взял кусок брынзы в руку и сжал ее. И вода потекла. Великан признал, что Иванушка сильнее его.

— А сейчас нам пора ехать домой. Время обеденное. Бабушка уже сварила борщи, неудобно будет если мы задержимся на обед, — сказал дедушка, посмотрев на часы.

Ребята знали, какой вкусный борщ готовит бабушка, да и есть уже хотелось. Поэтому они ни чего, не говоря, встали с песка, собрали тент, положили его в багажник вместе с наловленными мидиями.

Дедушка завел мотор машины и компания поехала домой. Минут через двадцать они уже сидели за обеденным столом в беседке и с аппетитом уплетали только что сваренный бабушкин борщ со сметаной. По бокам беседка была увита виноградными лозами, а крыша сделана из металлочерепицы. Поэтому даже в самый солнечный день прямые жаркие лучи солнца не проникали туда, а давали приятное рассеянное освещение. В беседке стояли обеденный стол и четыре плетенных из ивовых ветвей кресла старой работы. В летнее время года в беседке кушали и принимали гостей. Рядом с беседкой находилась летняя кухня, где бабушка готовила пищу.

— Бабуля! Мы наловили мидий. Не могла бы ты сделать на вечер плов из них? А мы поможем тебе их чистить. Да, Стас! — крикнул Владик, а Стас одобрительно кивнул головой не отрываясь от поглощения борща.

— Сделаю, сделаю! На ужин будет плов с мидиями, добродушно ответила бабушка из летней кухни.

Запив охлажденным малиновым компотом с булочками, ребята поблагодарили бабушку за вкусный обед, убрали со стола и помыли посуду.

— А теперь у вас свободное время, или как говорят в армии — личное время. Занимайтесь своими делами, — сказал дедушка, вставая из-за стола, — Пойду в кабинет, почитаю свежие газеты и узнаю новости.

В личное время ребята знали, что будут делать. Это время они проводили в дедушкиной мастерской, расположенной недалеко от беседки. Толстые стены мастерской предохраняли помещение от нагрева солнечными лучами. В полуденный зной там было приятно проводить время. В мастерской стоял большой деревянный верстак с прикрученными к нему тисками. В многочисленных выдвижных ящичках верстака лежали различные слесарные и столярные инструменты. На стенах мастерской висели пилы по дереву и металлу, щиток для сварки, мотки стальной проволоки, веревок и электрических проводов. Тут же стояли прислоненные к стене пиломатериалы и прочее необходимая в хозяйстве утварь. Ребята частенько что мастерили и поэтому называли мастерскую лабораторией. Около верстака стояли два старых уже изрядно потертых кожаных кресла. Удобно усевшись в кресла, друзья любили обсуждать прочитанные книги и строить планы на будущее.

Естественно, что сегодня обсуждали сообщение дедушки о получении воды из минералов.

— Я вот сегодня полдня думаю, как можно из минералов получить воду, — недоумевал Стасик.

— Ученые во главе с профессором Барановым разработали для этого специальную технологию. Технология секретная, они получили на нее патенты на изобретения.

–А что это значит? — не сдавался Стасик.

— А это значит, что если кто–то хочет получить эту технологию для своего использования, то должен купить у нашего университета патент на использование ее. В патенте написано, что и как надо делать, чтобы добиться нужного результата. Это мне так дедушка объяснил, — пояснил Владик.

— Понятно! Но не совсем, — признался Стасик.

— Детально мне тоже это не понятно. Это потому, что мы еще не изучали химию, а физику только начали. Я думаю, что в старших классах будет понятнее, — честно сознался Владик.

Сегодня друзья только и обсуждали дедушкино сообщение.

— Стас! Пойдем, поможем бабушке почистить мидии, — предложил Владик, посмотрев на часы, и друзья поспешили на кухню.

— Бабушка! Мы пришли чистить мидии, — объявил Владик, увидев бабушку.

— Как раз вовремя пришли. У меня скоро свариться рис и надо будет в него класть мидии.

Ребята достали садок с мидиями из холодильника и высыпали их в раковину. Они знали, что надо вначале раскрыть створки малюска и вычистить оттуда песок, а затем внутренность промыть проточной водой.

— Влад! Если в мидии увидишь жемчуг, то складывай его в стаканчик, — пошутил Владик.

— Ты тоже! — поддержал шутку друга Стасик, — Посмотрим, у кого жемчуга будет больше.

Уже вскоре на кухонном столе стояла миска с вычищенными и промытыми мидиями, но жемчужин ребята не обнаружили.

— Спасибо за помощь! — сказала бабушка, увидев результат работы ребят, — Через часок подходите, будем есть плов с мидиями.

Ребята пошли в лабораторию и продолжили свои разговоры.

***

Прошло пару недель. Летние каникулы продолжались. Ребята ходили купаться на море, помогали дедушке поливать огород, обсуждали прочитанные книги и, конечно же, занимались своим любимым делом — ставили физические опыты в лаборатории. Время шло весело и с пользой. И вот однажды, когда друзья пришли с моря на обед дедушка сказал:

— Сейчас будем обедать, а потом я хочу вам кое-что предложить. Я думаю, вас это заинтересует.

— Дедуля! А сейчас ты не мог бы нам об этом рассказать? — нетерпеливо попросил Владик.

— Не, нет! Только после обеда. Сейчас мойте руки помогите бабушке накрыть стол, — с улыбкой ответил дедушка.

Ребята весь обед только и думали, что же скажет дедушка. Наконец, обед закончился. Поблагодарив бабушку за вкусный обед, они вопросительно посмотрели на дедушку.

— Теперь надо убрать все со стола и помочь бабушке помыть посуду, — ответил дедушка на вопросительные взгляды ребят.

Когда все было исполнено ребята сели за стол и посмотрели на дедушку.

— Вот теперь я вам все расскажу по порядку и не спеша, — сказал он.

Рассказ дедушки

Я вам уже рассказывал, что группа профессора Баранова предложила извлекать воду из минералов. Для осуществления этой идеи необходимо найти месторождение олянита. В наших горах есть его месторождения. Надо из этих месторождений выбрать наиболее пригодное и удобное для использования. Для этого организована группа ученых из геологов и физиков нашего университета для нахождения такого месторождения. В эту группу входят начальник экспедиции, геологи и физики, завхоз и два подсобных рабочих из студентов. Группа должна выйти в экспедицию через два дня. Но студенты из-за нелетной погоды не могут вылететь с места практики. По прогнозу нелетная погода продлиться еще около недели. Других свободных студентов нет. Вот я предлагаю вам пойти в экспедицию подсобными рабочими на три недели.

— А что мы должны будем делать в экспедиции? — поинтересовался Стасик.

— Работы у вас будет немало, но это очень простая работа. Первое. Надо будет помогать завхозу приготовить пищу. А для этого надо принести воды с речки или родника, почистить картошку, помыть посуду и другая нехитрая работа. Второе. Надо помогать ученым в первичной обработке геологических проб. Помогать ученым в установке оборудования, выполнять другие поручения. Но самое главное будете жить в палатках, высоко в горах. Свежий горный воздух вам не помешает. Ну, что скажете? — подытожил дедушка.

— Я согласен! — ответил Владик, Думаю, родители будут не против. А ты, Стас!

— Да, я тоже согласен, если родители отпустят. Жаль, что там моря нет, чтобы купаться, — сказал Стасик.

— Всего-то три недели без моря можно обойтись, — примиренчески сказал Владик.

— Ну, вот и отлично! С вашими родителями я переговорю, думаю, что они согласятся. Тогда я позвоню начальнику экспедиции, чтобы вас зачислил в экспедицию, — подытожил дедушка.

Отправление

Во дворе университета стоял автобус. Сегодня в десять часов утра группе геологов и физиков предстояло выехать в экспедицию в горы. Ученые и подсобные рабочие грузили в автобус геологоразведочное оборудование и снаряжение. Особенно выделялся один человек лет шестидесяти с пшеничными усами и бритой наголо головой. Внешне он напоминал то ли знаменитого борца Ивана Поддубного, то ли гоголевского Тараса Бульбу. Это был завхоз экспедиции и по совместительству повар Михалыч. Он так всем представлялся и любил, чтобы его так все называли. Сам он не грузил, а командовал, в какой последовательности и что надо загружать в автобус. Только в случае если рабочие не могли что-то поднять, Михалыч подставлял свое богатырское плечо.

В десять часов дедушкин «Форд» въехал на университетский двор. Дедушка с ребятами вышли из машины. Из багажника ребята достали рюкзаки и одели их на себя. У Владика в руках был еще пластиковый пакет. Это бабушка собрала для ребят в дорогу свежих пирожков, мол, покушаете в дороге.

Дедушка отыскал взглядом начальника экспедиции и вместе с ребятами подошел к нему.

— Здравствуйте Тимофей Иванович! — сказал дедушка протягивая руку, — Вот привел ваших новых помощников. Знакомьтесь: это — Стасик, а это — Владик, — и обращаясь к ребятам добавил: — Знакомьтесь, ребята, начальник экспедиции Тимофей Иванович! Я вам о нем рассказывал.

Тимофей Иванович протянул руку и пожал руки ребят:

— Добро пожаловать, ребята, в нашу дружную компанию геологов и физиков! Вот теперь мы познакомились. Александр Борисович мне о вас много рассказывал. Ну а с членами экспедиции познакомитесь чуть позже. Сейчас они загружают оборудование в автобус. Не будем их отвлекать, чтобы они ничего не забыли погрузить. Я тоже пойду, проверю, что загрузили. А вы пока стойте здесь, скоро будет посадка в автобус.

— Да, хорошо, что вспомнил! Вы взяли в экспедицию книги для чтения? — неожиданно спросил дедушка ребят.

— Конечно, дедушка! Я взял книгу Каверина «Два капитана», а Стас — Обручева «Земля Санникова». После прочтения поменяемся, — ответил Владик.

— Ну и отлично! Будет, как с пользой проводить досуг, довольно ответил дедушка.

Постояв еще минут десять, ребята услышали голос Тимофея Ивановича: — Всем садиться в автобус. Отъезжаем!

Дедушка подвел ребят к автобусу.

— Удачи вам, ребята! Слушайте старших. Без взрослых в лес не ходите.

Друзья только кивали головами, им не терпелось зайти в автобус и отправиться в экспедицию.

— Дедушка! Все будет хорошо — сказал Владик, а Стасик утвердительно кивнул головой.

— Тогда садитесь в автобус, — сказал дедушка и ребята по очереди зашли в автобус. Как оказалось, они первыми были в автобусе.

— Где сядем?! — спросил друга Владик.

— На первых сидениях. Будет хорошо видна дорога, — не задумываясь ответил Стасик. Засунув рюкзаки на багажную полку, друзья уселись на выбранные места. Следующим зашел в автобус Михалыч и сел на сиденье сзади ребят. Салон автобуса стал быстро заполняться участниками экспедиции. Последним зашел Тимофей Иванович, огляделся и, убедившись, что все на месте, сел на место рядом с водителем: — Ну, все, поехали!

Водитель завел двигатель, закрыл двери и автобус плавно тронулся. Дедушка помахал рукой и ребята ответили ему тем же. Автобус выехал со двора университета и взял курс к месту назначения.

Ребята смотрели в окно. Городской пейзаж сменился справа выжженной от летнего солнца степью, а слева блестевшим в лучах солнца морем. Стасик с грустью смотрел на море и вид его говорил: — Сегодня не придется искупаться в море. Но вскоре дорога стала уходить вправо, и, наконец, с обеих сторон дороги в окне автобуса замелькали золотистые поля пшеницы, зеленые поля кукурузы и степь с невысокими то здесь, то там разбросанными небольшими холмами.

— Вы уже ездили по этой дороге? — неожиданно спросил ребят сидевший сзади Михалыч.

— Нет, — ответил Стасик.

— А что это за холмы виднеются в степи знаете?

— Нет, — опять повторил Стасик.

— Тогда я вам расскажу. Эти холмы являются творением рук человеческих. В древние времена на нашей земле жили воинственные племена скифов.

— Нам в школе на уроках истории рассказывали про них, — вставил Владик.

У скифов, — продолжал рассказ Михалыч, — был обычай: умерших царей или военачальников хоронить в каменных саркофагах. Над саркофагом устанавливался погребальная камера, изготовленная из местного камня ракушечника в форме купола. В нее клали дорогие золотые украшения, какими пользовался умерший при жизни, конские сбруи, зерно и вино. Скифы считали, что все это пригодится их владыке в загробной жизни. Все это засыпалось землей. Получался курган высотой до десяти метров. Чем выше курган, тем более знатная и богатая особа здесь захоронена. Правда, эти меры предосторожности не пугали тогдашних воров и искателей сокровищ и многие были разграблены еще в древние времена.

— Нас дедушка возил к Царскому кургану, мы заходили внутрь кургана в погребальную камеру, — сказал Владик.

— Царский курган, — продолжал Михалыч, — самый большой из известных скифских захоронений. Его высота составляет около двадцати метров. Но он тоже был ограблен сотни лет назад. Сейчас Царский курган является составной частью нашего городского археологического музея. Туда организованы экскурсии. Ученые предполагают, что там был захоронен скифский царь, поэтому курган называется Царским.

Постепенно вдали показались горы и равнинные степные пейзажи стали заменяться возвышенностями густо поросшие лесом. Автобус свернул влево на узкую асфальтовую дорогу и уже ветки деревьев касались окон. Проехав еще минут сорок, автобус остановился на большой поляне. Вокруг стояли несколько коттеджей.

Тимофей Иванович поднялся со своего сиденья и объявил:

— Приехали на альпинистскую базу. Все выходят со своей поклажей. Ребята схватили свои рюкзаки и кулек с бабушкиными пирожками первыми выскочили из автобуса. Оглядевшись, они увидели, что асфальтовая дорога закончилась, есть только проселочная дорога, уходящая вверх в чащу леса. Геологи и физики, забрав свои рюкзаки стали выгружать оборудование из автобуса. Им помогали несколько молодых парней-альпинистов. Руководил разгрузкой Михалыч. Когда все было разгружено, Тимофей Иванович что-то сказал шоферу. Тот завел мотор автобуса и уехал.

К группе геологов подошли несколько бородатых молодых людей в шортах и майках. Немного что-то обсудив с начальником экспедиции один из них, видимо, альпинист-инструктор обращаясь к геологам громко произнес: — Все готовы к восхождению! Сейчас направляемся в альпинистский лагерь. Ребята-альпинисты помогу вам нести оборудование к вашей стоянке. Я иду впереди, все идут за мной один за другим. Тимофей Иванович и альпинисты замыкают колонну. Пошли!

Михалыч подошел к ребятам и сказал:

— Ребята! Вы идете за мной, если что спрашивайте или зовите на помощь.

Друзья утвердительно кивнули головами.

Построившись, колонна не спеша стала подниматься по горной дороге. Дорогой ее можно было назвать только потому, что четко были видны две колеи. Видимо, иногда по ней проезжает внедорожник. Дорога петляла между огромными валунами, поднимаясь все выше в горы. Первые полтора часа подъема ребята, да и вся группа геологов, шла, как будто прогуливалась по городскому парку. Затем все стали покрываться потом и движение колонны замедлилось. Хотя было уже начало второй половины дня и на небе не было ни единого облачка, но лес был такой густой, а деревья такие высокие, что солнечные лучи практически не достигали земли. Поэтому путники не ощущали полуденного зноя.

Пройдя еще около часа, они вышли на поляну. Кругом стояли палатки и сновали люди.

— Это наш тренировочный альпинистский лагерь. Отсюда альпинисты уходят тренироваться скалолазанием. Сейчас сделаем привал минут на сорок, а потом снова в путь. У нас здесь есть родник. Вода очень хорошая и вкусная, но холодная. Так что не застудите горло. Это последний пункт, где действует мобильная связь, поэтому звоните своим близким. Кому надо за водой пойдемте за мной, — сказал альпинист-инструктор.

Поднявшись по каменным уступам, ребята увидели, как из расщелины в скале вытекала кристально чистая вода и текла вниз между обнаженными корнями деревьями, образуя небольшой ручей. Все стали пробовать воду и набирать ее, у кого во что было: пластиковые бутылки разного объема и фляжки. Вода действительно была очень вкусная, но очень холодная.

Михалыч тоже набрал воду в свою фляжку и сидя на камне маленькими глотками пил воду.

— Ребята! — обращаясь к друзьям, он сказал: — Вы пейте воду маленькими глотками. Это, во-первых, лучше утоляет жажду, а во-вторых, не застудите горло.

— Михалыч! А почему одни горные источники очень холодные, а другие напротив теплые и даже холодные? — отхлебнув глоток воды, спросил Владик.

— Температура воды источника зависит от глубины, с которой она поднимается на поверхность земли. Вы хорошо знаете, что когда не было холодильников, люди хранили скоропортящиеся продукты питания в подвалах. Там зимой и летом приблизительно одинаковая температура где-то 10 — 8 градусов по Цельсии. В пещерах с увеличением глубины температура снижается до 5 — 6 градусов по Цельсию. С глубины свыше ста метров начинается повышение температуры. Так в каменноугольных шахтах на глубине 500 — 700 метров температура достигает 30 градусов по Цельсию. Поэтому вода, вытекающая из земли с больших глубин может иметь температуру до 100 градусов по Цельсию. А с небольших глубин — холодная или даже очень холодная, — Михалыч замолчал, посмотрел на наручные часы и добавил, — Пора собираться идти к будущей стоянке нашего лагеря.

Ребята поблагодарили Михалыча за разъяснение и пошли за ним.

До отправления в путь было еще немного времени и друзья решили полежать в траве на краю опушке в тени деревьев.

— Что-то я после родниковой воды есть захотел, — сказал Стасик.

— И я тоже, — ответил Владик, — Да! Чуть не забыл. Ведь у нас есть бабушкины пирожки. Он взял кулек, открыл его и ребята взяли по пирожку. Владик подошел к Михалычу:

— Михалыч! Угощайтесь пирожками. Их испекла моя бабушка.

— Спасибо, — ответил Михалыч, беря пирожок.

— Очень вкусно, — откусив пирожок, отметил он, — Передай бабушке мое большое спасибо.

Вскоре весь отряд собрался. Тимофей Иванович с группой альпинистов развернув карту местности, что-то шумно обсуждали. Потом альпинист-инструктор, обращаясь к геологам сказал:

— Нам осталось пройти последнюю часть пути, но более сложную. К месту вашего лагеря даже нет тропы, нам придется подняться на высоту одна тысяча двести метров над уровнем моря. Сейчас мы находимся на высоте девятьсот метров. Подъем займет около двух часов. После часа ходьбы будет привал. Все ясно? Вопросы есть? Ну, если вопросов нет и все ясно тогда вперед за мной по одному.

— Постойте, погодите! Еще Вася не подошел! — раздался звонкий женский голос.

Это крикнула инженер Елена Потапова или как все в лаборатории называли ее Леночка. Год назад она окончила университет и теперь работала в лаборатории профессора Баранова.

Все стали оглядываться по сторонам: где же Вася? С противоположного края поляны бежал человек, лицо которого заслонял огромный охапка полевых цветов.

— Да это же Вася! — крикнул кто-то.

Да, действительно это был Вася и все знали, что эти цветы предназначались для Леночки. Вася подбежал к ней и подарил цветы.

Тимофей Иванович укоризненно посмотрел на Васю и сказал: «Вот теперь все в сборе. В путь!». Вася смущенно отвел взгляд от Тимофея Ивановича мол, больше такого не повториться.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • ***

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги На солнечный свет предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я