Актуальные вопросы психофизиологического обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте

Василий Васильевич Сериков

В сборнике представлены научные статьи и разработки Отраслевого научно-практического центра психофизиологии труда по актуальным вопросам обеспечения безопасности движения на железных дорогах. Он будет полезным как для психологов-практиков, так и для психологов-исследователей. Особенно ценной книга станет для студентов и аспирантов, выбравших для себя прикладную психологию.

Оглавление

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящий сборник научных трудов отображает результаты многолетней деятельности коллектива психологов, психофизиологов и врачей, работающих в составе Отраслевого научно-практического центра психофизиологии труда НУЗ «НКЦ ОАО «РЖД», которым руководит психолог В. В. Сериков. Рукопись представляет собой коллективную монографию, которая содержит предисловие, введение, и семь глав. Во введении дается историческая справка о становлении и развитии психологической службы на железнодорожном транспорте России вплоть до настоящего времени. В первой главе представлены основные направления деятельности психологов в ОАО «РЖД», их организационно-правовая база; дан анализ статистических данных о транспортных происшествиях на железных дорогах нашей страны, который показывает чрезвычайную важность психологической службы в ОАО «РЖД», ибо ее важнейшей задачей является содействие профилактике аварийности и травматизма на железных дорогах средствами психологической науки.

В первой и второй главах представлены новые оригинальные исследования, отображающие актуальные темы и проблемы, сложившиеся к настоящему времени в системе «РЖД». В частности, приведены результаты анкетирования по вопросу возможного введения работы машинистов локомотивов «в одно лицо» и отношение к этому нововведению со стороны самих машинистов. Описывается программа оценки психологической совместимости членов локомотивной бригады. Обсуждается проблема внезапной смерти работников локомотивных бригад, которая становится особенно актуальной при введении практики работы машинистов «в одно лицо». В данном разделе авторы приводят результаты сравнения особенностей личности и состояния здоровья представителей группы внезапно умерших работников локомотивных бригад (27 чел.) и группы из 100 практически здоровых работников того же профиля. Представлены уникальные результаты, обнаружившие проявления психологической дезадаптации внезапно умерших работников, их «обобщенный психологический портрет», а также сведения о достоверных различиях ряда медицинских показателей функционирования сердечно-сосудистой системы представителей сравниваемых групп. Материал по данному вопросу представляется уникальным; данные сведения оказалось возможным получить исключительно благодаря деятельности психологического сопровождения персонала железных дорог. Полученные сведения трудно переоценить, они имеют чрезвычайно важное значение для многих профессий, сопряженных с эмоциональным стрессом, хроническими состояниями профессионального перенапряжения, высокой ответственностью, высоким риском опасных происшествий. Представлена перспективная программа проведения нейропсихологического обследования работников локомотивных бригад с целью выявления легких когнитивных нарушений, обусловленных возрастными изменениями, а также развитием атеросклероза сосудов головного мозга, гипертонии, то есть такими изменениями, которые могут быть причинами профессиональных ошибок, снижения надежности труда машинистов и их помощников и соответствующих транспортных происшествий. Выявление легких когнитивных дисфункций требует своевременной коррекции, лечения, реабилитационных воздействий, необходимых для продления профессионального долголетия работников локомотивных бригад.

Научные разработки авторского коллектива, освещенные во второй главе, демонстрируют читателям важность, действенность психологических рекомендаций в решении вопросов профилактики происшествий на железной дороге, вопросов совершенствования организации и управления персоналом, повышения производительности и качества труда, оздоровления условий труда. Здесь описан опыт апробации методики оценки культуры безопасности на железнодорожном транспорте, выявлены причины сопротивления ее внедрению и пути их устранения; представлены результаты исследования влияния условий труда работников локомотивных бригад на их трудовые мотивы, отношение к труду; намечены в качестве перспективного направления пути изучения индивидуально-личностных свойств персонала службы тяги и показателей их аварийности; описана программа психологического тренинга, специально разработанного для членов локомотивных бригад в целях оптимизации профессионального и личностного взаимодействия; описаны результаты внедрения комнат психоэмоциональной разгрузки на профессиональную деятельность и функциональную надежность машинистов и их помощников; дан анализ преобладающих копинг-стратегий машинистов и их помощников в контексте способов преодоления стресса сменной работы; представлена программа деятельности психологов «РЖД» в чрезвычайных ситуациях, стратегии оказания психологической помощи пострадавшим с учетом их принадлежности к типичным вариантам посттравматических расстройств поведения; освещена программа психологического сопровождения труда энергодиспетчеров на железной дороге, построенная на основе психологического исследования предметно-функционального содержания их труда.

Третья глава посвящена описанию тренажера — кабины ЭП1М, в котором моделируется труд машиниста и его помощника с возможностью исследования влияния погодных условий, времени суток, длительности рабочей смены и прочих факторов на функциональное состояние и выполнение работниками трудовых обязанностей. Здесь же описана телемеханическая система контроля состояния бодрствования машиниста (ТСКБМ).

В четвертой главе представлены материалы по проблемам профилактики утомления и монотонии в труде работников локомотивных бригад. Здесь дана историческая справка развития исследований в данной области в России ХХ века; представлено описание программы и процедуры исследования явлений утомления и монотонии в труде машинистов в условиях тренажера ЭП1М; даны результаты исследования утомления и монотонии в условиях реальной профессиональной деятельности; даны сведения об уникальных исследованиях, в которых сопоставляется динамика биопотенциалов мозга и видеозапись поведения обследуемых лиц (с признаками сонливости или бодрости); представлены данные анализа параллельной регистрации ЭЭГ-активности и оценки уровня бодрствования машинистов в процессе деятельности на тренажерном комплексе по числу срабатываний телемеханической системы контроля бодрствования машиниста (ТСКБМ). Получены убедительные доказательства возможности использования электроэнцефалограммы в диагностике состояний утомления и монотонии, а также свидетельства адекватности применения ТСКБМ в исследованиях и оценке уровня бдительности работников локомотивных бригад как в реальных условиях труда, так и при его моделировании в тренажере «Кабина машиниста» (ЭП1М).

Пятая глава освещает опыт исследования влияния различных медицинских препаратов на функциональное состояние мозга работника (в частности, мелаксена и каптоприла). Указанные препараты используются в лечении гипертонии, которая развивается у большинства машинистов и их помощников. Но, поддерживая здоровье работников, важно, чтобы не пострадали их профессиональные функции, чтобы можно было продлить трудоспособный период жизни и не снижать при этом их надежность.

Заслуживает поддержки авторская теоретическая модель надежности работника локомотивной бригады как звена эргатической системы, в которой по сравнению с традициями отечественной инженерной психологии (согласно которым выделялась функциональная и профессиональная надежность оператора), добавлена третья разновидность надежности — личностная надежность. Авторы разработали типологию вариантов надежности работника, построенную на основе сопоставления содержательных и количественных показателей трех видов надежности работника, позволяющую отнести конкретного обследованного работника к одной из трех категорий — надежный, условно надежный, ненадежный. Типология вариантов надежности работников локомотивных бригад опирается на результаты кластерного и факторного анализа, таким образом мы имеем здесь дело с эмпирической классификацией, а не с голым теоретизированием.

В целом, рукопись написана весьма квалифицировано, содержит важные новые научные данные, имеющие несомненно высокую практическую значимость. Результаты и выводы авторов текста опираются на адекватное применение современных математических методов, то есть это данные, соответствующие требованиям «доказательной медицины», которая служит образцом для прикладной психологии. Исследования профессиональной деятельности работников локомотивных бригад и их субъектных качеств выполнены с учетом достижений современной общей психологии, психологии личности, клинической психологии, нейропсихологии, психофизиологии и физиологии ЦНС, ВНД, психологии труда, инженерной психологии, экстремальной психологии, социальной психологии и организационной психологии. Рукопись может быть рекомендована к публикации. Она будет полезной как для психологов-практиков, так и для психологов-исследователей. Особенно ценной книга станет для студентов и аспирантов, выбравших для себя прикладную психологию.

Доктор психологических наук, профессор кафедры психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова,

О. Г. Носкова

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я