Библейская хронология

Валерий Стерх

Книга «Библейская хронология» представляет собой исследование с целью воссоздания библейских дат и летоисчисления. Чтобы решить данную задачу, понадобилось заново произвести хронологические расчеты и взаимоувязать их друг с другом. Результат оказался положительным. Эти расчеты и пояснения к ним приводятся в виде, доступном для перепроверки любознательным читателем. В заключительной части книги рассматриваются проблемы реформирования церковного календаря и возможные варианты их решения.

Оглавление

Раздел 2b. Хронология разделенных царств Иудеи и Израиля (по Ивану Спасскому)

После смерти царя Соломона еврейское государство разделилось на Иудейское и Израильское царства. Последовавший за этим период, продолжавшийся до падения Израиля, является наиболее трудным с точки зрения согласования хронологии этих двух царств. Одна из основных сложностей заключается в том, что сумма лет правлений иудейских и израильских царей в указанном периоде не совпадают. Для иудейских царей она больше, чем для израильских. Кроме того, имеются проблемы хронологической синхронизации 13 иудейских и 19 израильских царей, правивших параллельно друг другу.

Для согласования летоисчисления разделенных царств предпринимались различные попытки, но ни одну из них нельзя признать вполне удачной. Рассмотрим ниже вариант примирения хронологии Иудеи и Израиля на основе способа, изложенного в книге Ивана Спасского «Исследование библейской хронологии». Главная его идея заключается в том, что некоторые из царей вступали в царствование будучи соправителями.

Отсчет лет ведется от смерти Соломона, в скобках приводятся даты от Адама по хронологии Спасского и соответствующие им даты н.э. в астрономической форме.

1 год (4553; — 955).

Иудея: 1 год царствования Ровоама, сына Соломона (3 Цар 11—12; 2 Пар 9—10).

Израиль: 1 год царствования Иеровоама I, сына Навата (3 Цар 11—12; 2 Пар 10).

18 год (4570; — 938).

Иудея: Смерть Ровоама на 18 году правления, после полных 17 лет царствования (3 Цар 14:21; 2 Пар 12:13). 1 год царствования Авии, сына Ровоама, на 18 году царствования Иеровоама (3 Цар 14:31—15:1; 2 Пар 12:16—13:1).

Израиль: 18 год царствования Иеровоама.

20 год (4572; — 936).

Иудея: Смерть Авии на 3 году царствования (3 Цар 15:2; 2 Пар 13:2). 1 год царствования Асы, сына Авии, на 20 году Иеровоама (3 Цар 15:8—9; 2 Пар 14:1).

Израиль: 20 год царствования Иеровоама.

22 год (4574; — 934).

Иудея: 3 год царствования Асы. Спасский указывает 2 год царствования Асы.

Израиль: Смерть Иеровоама на 22 году царствования. 1 год царствования Навата, сына Иеровоама, на 2 году царствования Асы (3 Цар 14:20; 15:25). По другой версии, Иеровоам умер в царствование Авии (2 Пар 13:19—21).

23 год (4575; — 933).

Иудея: 4 год царствования Асы. Спасский указывает 3 год царствования Асы.

Израиль: Смерть Навата на 2 году царствования (3 Цар 15:25). 1 год царствования Ваасы, сын Ахии, на 3 году царствования Асы (3 Цар 15:27—33).

46 год (4598; — 910).

Иудея: 27 год царствования Асы. Спасский указывает 26 год царствования Асы.

Израиль: Смерть Ваасы на 24 году царствования (3 Цар 15:33). 1 год царствования Илы, сына Ваасы, на 26 году царствования Асы (3 Цар 16:8).

47 год (4599; — 909).

Иудея: 28 год царствования Асы. Спасский указывает 27 год царствования Асы.

Израиль: Смерть Илы на 2 году царствования (3 Цар 16:8). Семидневный захват власти Замврием и его смерть (3 Цар 16:9—20). 1 год царствования военачальника Амврия над частью Израиля (3 Цар 16:16).

51 год (4603; — 905).

Иудея: 32 год царствования Асы. Спасский указывает 31 год царствования Асы.

Израиль: 5 год царствования Амврия, победа над Фамнием, Амврий воцаряется над всем Израилем на 31 году царствования Асы (3 Цар 16:21—23). По Библии, Амврий царствовал в Фирце 6 лет (3 Цар 16:23).

58 год (4610; — 898).

Иудея: 39 год царствования Асы. Спасский указывает 38 год царствования Асы.

Израиль: Смерть Амврия на 12 году царствования (3 Цар 16:23). 1 год царствования Ахава, сына Амврия, на 38 году царствования Асы (3 Цар 16:29).

61 год (4613; — 895).

Иудея: Смерть Асы на 42 году царствования. По Библии — на 41 году (3 Цар 15:10; 2 Пар 16:13). 1 год царствования Иосафата, сына Асы, на 4 году царствования Ахава (3 Цар 15:24; 22:41; 2 Пар 17:1).

Израиль: 4 год царствования Ахава.

77 год (4629; — 879).

Иудея: 17 год царствования Иосафата. Спасский полагает, что в этот год Иосафат назначает помощником своего сына Иорама Иудейского.

Израиль: 20 год правления Ахава. 1 год соцарствования Охозии Израильского, сына Ахава, на 17 году царствования Иосафата (3 Цар 22:40, 51).

79 год (4631; — 877).

Иудея: 19 год царствования Иосафата. Спасский указывает 18 год царствования Иосафата. 3 год Иорама Иудейского в статусе помощника, который с некоторой натяжкой можно считать 2 годом его правления.

Израиль: Смерть Ахава на 22 году царствования (3 Цар 16:29; 22:40). Смерть Охозии Израильского на 3 году правления, после полных 2 лет соцарствования (3 Цар 22:51). 1 год царствования Иорама Израильского, сына Ахава и брата Охозии Израильского, на 18 году царствования Иосафата (4 Цар 1:17; 3:1; 8:16). По Библии — Иорам Израильский воцаряется на 2 году Иорама Иудейского (4 Цар 1:17), из этого становится понятно зачем Спасский изобретает для Иорама Иудейского должность помощника.

83 год (4635; — 873).

Иудея: 23 год царствования Иосафата. 7 год Иорама Иудейского в роли помощника. По Библии — Иорам Иудейский воцаряется в 5 год Иорама Израильского (4 Цар 8:16), поэтому Спасский вынужден в этом месте перевести Иорама Иудейского из помощника в статус соправителя. Отсюда же считаются 8 лет его правления (4 Цар 8:17), то есть это 1 год царствования Иорама Иудейского.

Израиль: 5 год царствования Иорама Израильского.

85 год (4637; — 871).

Иудея: Смерть Иосафата на 25 году царствования (3 Цар 22:42). 3 год царствования Иорама Иудейского.

Израиль: 7 год царствования Иорама Израильского.

90 год (4642; — 866).

Иудея: Смерть Иорама Иудейского на 8 году царствования (4 Цар 8:17). 1 год царствования Охозии Иудейского, сына Иорама Иудейского, на 11 или 12 году Иорама Израильского (4 Цар 8:24—25; 9:29). Казнь Охозии Иудейского после 1 года правления (2 Пар 22:1—2, 9).

Израиль: Убийство Иорама Израильского на 12 году царствования (4 Цар 3:1; 9:24).

91 год (4643; — 865).

Иудея: 1 год царствования Гофолии, матери Охозии Иудейского (4 Цар 11).

Израиль: 1 год царствования Ииуя, сына Иосафата Намессиева (4 Цар 9—10).

Здесь у Спасского возникает небольшой разрыв между этим и предыдущим годом. Возможно, следовало бы совместить события этих лет, дабы устранить временной зазор между казнью Охозии Иудейского, убийством Иорама Израильского и началами царствований Гофолии и Ииуя.

97 год (4649; — 859).

Иудея: Казнь Гофолии на 7 году правления (4 Цар 11:4, 16), после полных 6 лет царствования (4 Цар 11:3). 1 год царствования Иоаса Иудейского, сына Охозии Иудейского, на 7 году царствования Ииуя (4 Цар 11:2, 12; 12:1).

Израиль: 7 год царствования Ииуя.

119 год (4671; — 837).

Иудея: 23 год царствования Иоаса Иудейского.

Израиль: Смерть Ииуя на 29 году правления, после полных 28 лет царствования (4 Цар 10:35—36). 1 год царствования Иохаза, сына Ииуя, на 23 году Иоаса Иудейского (4 Цар 10:35; 13:1).

135 год (4687; — 821).

Иудея: 39 год царствования Иоаса Иудейского.

Израиль: Смерть Иохаза на 17 году царствования (4 Цар 13:1). 1 год царствования Иоаса Израильского, сына Иохаза (4 Цар 13:10), по Библии — не в 39, а в 37 году Иоаса Иудейского (4 Цар 13:10).

136 год (4688; — 820).

Иудея: Смерть Иоаса Иудейского на 40 году царствования (4 Цар 12:1). 1 год царствования Амасии, сына Иохаза, на 2 году Иоаса Израильского (4 Цар 14:1).

Израиль: 2 год царствования Иоаса Израильского.

150 год (4702; — 806).

Иудея: 15 год царствования Амасии.

Израиль: Смерть Иоаса Израильского на 16 году царствования (4 Цар 13:10). 1 год царствования Иеровоама II, сына Иоаса Израильского (4 Цар 13:13; 14:16).

164 год (4716; — 792).

Иудея: Смерть Амасии на 29 году царствования (4 Цар 14:2). 1 год царствования Азарии-Озии, сына Амасии (4 Цар 15:1; 2 Пар 26:1). По Библии — на 27 году царствования Иеровоама (4 Цар 15:1), а по Иосифу Флавию «когда Иеровоам царствовал уже 14 год, в Иерусалиме воцарилось над двумя коленами также новое лицо, а именно Озия, сын Амасии» (Иудейские древности, 9.10.3).

Израиль: 15 год царствования Иеровоама.

201 год (4753; — 755).

Иудея: 38 год царствования Азарии-Озии.

Израиль: Смерть Иеровоама на 52 году царствования, а по Библии — на 41 году (4 Цар 14:23). 1 год царствования Захарии, сына Иеровоама, на 38 году царствования Азарии-Озии (4 Цар 15:8).

202 год (4754; — 754).

Иудея: 39 год царствования Азарии-Озии.

Израиль: Казнь Захарии на 2 году правления, а по Библии — через 6 месяцев царствования (4 Цар 15:8). 1 месяц царствования Селлума, сына Иависа, и его убийство на 39 году царствования Азарии-Озии (4 Цар 15:13—14). 1 год царствования Менаима, сына Гадия (4 Цар 15:14).

213 год (4765; — 743).

Иудея: 50 год царствования Азарии-Озии.

Израиль: Смерть Менаима на 12 году правления, а по Библии — на 10 году царствования (4 Цар 15:17). 1 год царствования Факии, сына Менаима, на 50 году царствования Азарии-Озии (4 Цар 15:23). Факия представлен только в итоговой хронологической таблице Спасского. В предшествующей ей таблице иудейских и израильских царей он пропущен. Проблема с длительностью правления Менаима у Спасского никак не комментируется.

215 год (4767; — 741).

Иудея: 52 год царствования Азарии-Озии

Израиль: Убийство Факии на 3 году правления, после полных 2 лет царствования (4 Цар 15:23, 25). 1 год царствования Факея, сына Ремалии (4 Цар 15:25).

216 год (4768; — 740).

Иудея: Болезнь Азарии-Озии и оставление им трона на 53 году правления, после полных 52 лет царствования (4 Цар 15:2, 5). 1 год царствования Иофама, сына Азарии-Озии, на 2 году царствования Факея (4 Цар 15:32).

Израиль: 2 год царствования Факея.

223 год (4775; — 733).

Иудея: 8 год царствования Иофама. 1 год соцарствования Ахаза, сына Иофама, в 9 год царствования Факея, а по Библии — начало царствования Ахаза в 17 год правления Факея (4 Цар 16:1).

Израиль: 9 год царствования Факея.

231 год (4783; — 725).

Иудея: Смерть Иофама на 16 году царствования (4 Цар 15:33; 2 Пар 27:1). 9 год соцарствования Ахаза. Согласно Библии, Ахазу на 17 году царствования Факея исполнилось 20 лет (4 Цар 16:1—2). Если из них вычесть 9 лет предполагаемого Спасским соцарствования, то получится, что Ахаз стал соправителем Иофама в возрасте 11 лет.

Израиль: 17 год царствования Факея.

234 год (4786; — 722).

Иудея: 12 год царствования Ахаза от соправления или 4 год царствования по смерти Иофама.

Израиль: Убийство Факея на 20 году царствования (4 Цар 15:27, 30). 1 год царствования Осии, сына Илы, на 18 или 19 году от воцарения Иофама, а по Библии — на 20 году от него (4 Цар 15:30). Год царствования Осии задан не от нечестивого Ахаза, а от уже умершего праведного Иофама, который царствовал только 16 лет (4 Цар 15:33; 2 Пар 27:1).

237 год (4789; — 719).

Иудея: 15 год царствования Ахаза от соправления или 7 год царствования по смерти Иофама. 1 год царствования Езекии, сына Ахаза, по Библии — на 3 году царствования Осии (4 Цар 18:1). Вероятно, здесь у Спасского подразумевается соцарствование Езекии в правление Ахаза, однако комментарии к этой коллизии у него отсутствуют.

Израиль: 4 год царствования Осии. Спасский указывает 3 год царствования Осии.

238 год (4790; — 718).

Иудея: Смерть Ахаза на 16 году от соправления (4 Цар 16:2; 2 Пар 28:1) или на 8 году от царствования. 2 год царствования Езекии.

Израиль: 5 год царствования Осии.

243 год (4795; — 713).

Иудея: 7 год правления Езекии, после полных 6 лет царствования. По Библии — падение Израиля произошло на 6 году царствования Езекии (4 Цар 18:10).

Израиль: Смерть Осии на 10 году правления, после полных 9 лет царствования (4 Цар 17:1; 18:10). Падение Самарии и Израильского царства (4 Цар 18:10).

Если не учитывать возможные соцарствования и сложить годы правлений израильских царей, то в сумме получится 241 год с небольшим, а сумма правлений иудейских царей от Ровоама до 6 года Езекии составит 260 лет. Подсчет по методу Спасского дает 243 года.

266 год (4818; — 690).

Иудея: Смерть Езекии на 30 году правления, после полных 29 лет царствования (4 Цар 18:2). 1 год царствования Манассии, сына Езекии (4 Цар 20:21).

Основной прием, используемый Иваном Спасским для примирения хронологии иудейских и израильских царей, заключается в введении соправлений. При этом для Иорама Иудейского пришлось ввести аж двукратное соправление, а Охозия Израильский и вовсе оказался лишен самостоятельного правления. Мало того, что для подобных манипуляций данными нет твердых оснований в Священном Писании, так этот прием еще и малоэффективен, поскольку не приводит к строгому решению поставленной задачи.

Если не обращать внимания на мелкие расхождения плюс-минус год, то и в этом случае находится к чему придраться. Ошибка синхронизации Иоаса Иудейского и Иоаса Израильского составляет 2 года. Царствование Азарии-Озии рассинхронизировано с царствованием Иеровоама, и даже исправление хронологии по Флавию не дает идеально точного результата. Корректировка длительности правления Иеровоама составляет 11 лет. Неразрешимой остается проблема смерти Иеровоама — либо в царствование Асы, либо в царствование Авии. Погрешность установления даты казни Захарии составляет около полутора лет. Погрешность установления даты смерти Менаима составляет 2 года.

Манипуляции с временем правления Ахаза имеют следствием предположение о начале его соцарствования в несовершеннолетнем возрасте. Разумеется, нет ничего удивительного, когда царем становится ребенок в случае смерти царствовавшего отца. Однако трудно представить какой должна быть побудительная причина, чтобы зрелый царь брал себе в соправители малолетнего сына. И почему столь неординарное событие, если таковое имело место, не нашло хотя бы краткого упоминания в Библии?

Вполне очевидно, задача примирения хронологии иудейских и израильских царей без дискредитации библейских числовых данных Спасским не решена. Но, по большому счету, в этом нет острой необходимости. Ветхозаветная хронология периода разделенных царств прекрасно восстанавливается на основе исторических данных одного Иудейского царства. Хронология же правлений израильских царей имеет второстепенный характер, поэтому не стоит придавать ей слишком большого значения, во всяком случае, пока не отыщется корректный способ ее синхронизации с общей библейской хронологией.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я