Москва предвоенная. Жизнь и быт москвичей в годы великой войны

Валерий Бурт, 2018

Москва 1941 года – трагическое время, когда на столицу надвигался враг. Однако война остается вне книги, она лишь эхо – нарастающее, тяжелое, повергающее в отчаяние. Это эхо доносится со страниц газет, летит из черных, зловещих тарелок радио, складывается из воспоминаний, разматывается из клубков слухов. Мы в курсе того, что происходило на фронтах, знаем о стратегии и тактике военных. Известны подвиги советских воинов, партизан, мирных жителей. Опубликованы документы, свидетельства очевидцев о жизни на временно оккупированных врагом территориях. Главные герои этой книги – москвичи, чей привычный быт в июне 1941 года резко изменился, а потом рухнул. Но они выстояли и выстрадали большую Победу в длинной и страшной войне.

Оглавление

В главных ролях

Много разговоров ходило о ленте «Суворов» в постановке Всеволода Пудовкина и Михаила Доллера. В фильме были заняты Николай Черкасов (Суворов), Юрий Ячницкий (Павел Первый), Михаил Астангов (граф Аракчеев). Музыку написал Юрий Шапорин.

Картина рассказывала о замечательном полководце, его славных кампаниях. Она была выпущена не к дате, а ко времени, которое становилось все более тревожным. Когда нужны ум, воля, смелость — как у славного генералиссимуса и доблестных воинов…

Перед войной был снят фильм «Морской ястреб». Приключенческая картина режиссера Виктора Брауна в какой-то мере предвосхитила события надвигавшейся войны. В Черном море появляется немецкая подводная лодка, замаскированная под парусник торгового флота, и нападает на иностранные торговые суда. На перехват «пирата» выходит советское судно «Вятка», переоборудованное в военный корабль. Морское сражение завершается в пользу краснозвездных моряков.

Фильм «Валерий Чкалов» рассказывал о легендарном летчике. Его образ воплотил на экране Владимир Белокуров. Картина быстро завоевала популярность и получила множество лестных отзывов. Однако не обошлось без критики. Журнал «Знамя» писал: «При многих достоинствах фильм в постановке режиссера М. Калатозова вызывает некоторое неудовлетворение… Образ товарища Сталина, такой важный для раскрытия всего смысла фильма, получился недостаточно верным. К сожалению, артист Геловани, хорошо известный советскому зрителю своим ярким исполнением роли товарища Сталина во многих фильмах, в данной картине не полностью раскрыл все возможности прекрасного сценария».

Как видите, даже лауреаты Сталинских премий не были защищены от критики. И это несмотря на то, что Геловани долго был любимым актером Сталина. Но в какой-то момент тот решил, что Михаил Георгиевич не вполне соответствует образу вождя народов. По слухам, Сталин выразил недовольство председателю Комитета по делам кинематографии Ивану Большакову: мол, у Геловани сильный грузинский акцент: «Разве у меня такой?! Подумайте о подходящем актере на роль товарища Сталина».

Вождь пожелал, чтобы его образ на экране воплотил кто-нибудь из русских исполнителей. Выбор пал на Алексея Дикого, который прошел не только кинопробы, но и получил одобрение самого Сталина.

Кстати, по странной прихоти судьбы исполнители роли вождя уходили из жизни вскоре после кончины Сталина. Дикий — в 1955-м, Геловани — годом позже. Причем последний скончался аккурат в день рождения своего знаменитого персонажа. Мистика, да и только!

Хлеба в то время хватало, а вот со зрелищами было намного хуже. И потому кино пользовалось необычайной популярностью. Появление каждого фильма становилось событием. Был замечен прессой и фильм «Дело Артамоновых» в постановке Григория Рошаля по одноименному роману Максима Горького. Эпизодическую роль купца Степаши Барского исполнил (точнее, он мелькнул в кадре) 17-летний Михаил Пуговкин. Его персонаж пытается «переплясать» главного героя картины.

Когда началась война, съемки прервали. Пуговкин ушел на фронт и возвратился в Москву лишь спустя два года — после тяжелого ранения. На сцене Московского театра драмы в пьесе «Москвичка» он исполнил свою дебютную роль…

Не был завершен и другой фильм — «Два друга» — о борьбе командиров Красной армии с агентами иностранной разведки. Картину раскритиковали мэтры — режиссеры Григорий Александров, Всеволод Пудовкин, Сергей Эйзенштейн, отметившие низкий художественный уровень ленты. Директор «Мосфильма» Александр Грошев дал указание доработать фильм…

Режиссер Иван Пырьев работает над музыкальной комедией «Свинарка и пастух». Первую роль в ней сыграл безвестный Владимир Зельдин и очередную — звезда советского кино Марина Ладынина. Компанию им составил известный артист Николай Крючков.

«Съемки картины проходили на Кавказе, в Домбае и Теберде, — рассказывала Ладынина. — Во время возвращения в Москву к нам в купе вошел проводник и сказал: «Простите, пожалуйста, за что купил, за то и продаю: говорят, что немец выступил против нас». Никто не поверил. И только в Харькове на вокзале мы узнали, что да — война».

«Не только мы — вся страна была в шоке, — вспоминал Зельдин. — Пырьев записался добровольцем на фронт, я тоже был мобилизован и попал в танковую школу. Однако недели через две-три нас собрали и сообщили, что согласно указанию Сталина всем нам дали бронь и приказали продолжать работать над картиной.

Заключительные сцены картины «Свинарка и пастух» снимали под немецкими бомбежками, в две смены. Наверное, этот фильм меня спас — многие мои сверстники и товарищи по танковой школе погибли на фронте».

«Одна из особенно дорогих мне картин — «Мечта», — вспоминал режиссер Михаил Ромм. — Она снималась в канун Великой Отечественной войны и закончена в ночь на 22 июня 1941 года». Действие фильма, снятого по сценарию Евгения Габриловича, происходит в 30-х годах накануне присоединения Западной Украины к СССР. Тысячи людей в поисках работы потянулись из сел и деревень в города. Героине ленты Анне повезло: ночью она работает в ресторане, а днем прислуживает в меблированных комнатах «Мечта». Хозяйка этих комнат и маленькой лавочки пани Роза Скороход — ее роль исполняет несравненная Фаина Раневская — живет ради сына Лазаря, невезучего инженера, который находится на иждивении у матери. Впрочем, и другие герои «Мечты» тоже не преуспели в жизни: извозчик Янек, вечная невеста Ванда и ее жених, пан Коморовский.

Название картины взято с вывески тесных меблированных комнат. Герои фильма мечтают вырваться из пут беспросветной нищеты и зажить более или менее благополучно…

Обзор новинок кино 1941 года был бы неполным без фильма «Сердца четырех», снятого на «Мосфильме» Константином Юдиным. В забавном водевиле снялись молодые и красивые Валентина Серова, Евгений Самойлов, Людмила Целиковская, Павел Шпрингфельд. Однако руководство студии сочло картину чересчур легкомысленной, и потому ее выход на экраны отложили. Зрители увидели «Сердца четырех» только четыре года спустя — в начале 1945-го. Для комедии это было самое подходящее время — на горизонте уже маячила победа в Великой Отечественной.

Этот фильм и сегодня не потерял своей прелести. В нем можно увидеть довоенную Москву, в частности новостройку на Большой Калужской улице (ныне — Ленинский проспект), Ленинские горы (сейчас — Воробьевы горы), площадь Революции, набережную Москвы-реки. Герои фильма раскатывают на автомобиле новейшей марки КИМ-10-51.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я