Выставка знаменитого фотографа Разумова для небольшого провинциального городка стала настоящим событием. Однако заведующая выставочным центром Рубенская не разделяла ликования чиновников из местного управления культуры. Она чувствовала: эти фотографии таят в себе нечто жуткое, смертельное.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Последняя фотография. Из цикла «Чужие окна».Мистическая история предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
глава вторая
Сарафанов опрокинул очередную стопку и заплакал. Страшные сны (или явь?) начали преследовать сразу после того как Владислав Разумов скончался. Именитый фотограф давно жил в столице, на малую родину приезжал редко, да и кто его тут ждал? Отец с матерью погибли в той самой автомобильной аварии, после которой оборвалась спортивная карьера Петра Сарафанова. Судьба! На цирковое представление столичной труппы с родителями должен был ехать Славка, но он заболел и по доброте душевной предложил свой билет приятелю. Петя не мог отказаться, и вот чем все закончилось. Странно: в одночасье осиротевший Славка не только не проронил ни слезинки, но даже находил в себе силы утешать искалеченного друга.
— Ты поправишься, — говорил он, — и завоюешь еще, знаешь, сколько титулов? Ого!
Петя верил. Очень хотел верить. А когда понял, что с боксом покончено навсегда, повесил фотографию из журнала на стену спальни и пошел в училище, выучился на электрика.
Славка же поступил в какой-то столичный вуз. Больше они не виделись. О смерти друга детства Сарафанов узнал из газеты. А также о том, что выставка работ фотографа Владислава Разумова скоро откроется в выставочном центре в родном городе.
«Это посмертный подарок Владислава Разумова жителям, — резво писал корреспондент, — именно малой родине талантливый фотограф обязан своим необычным восприятием мира, неформальным подходом к жизням и судьбам людей…»
Да уж, «неформальным»! Сарафанова передернуло, и он купил очередную стопку водки.
После аварии Разумов уже не фотографировал веселых девочек, играющих у фонтана, или забавных животных, резвящихся на радость их хозяевам. Его не интересовали и спортивные соревнования, хотя первая слава к Славке пришла именно как к спортивному фотографу. Нет! Теперь на снимках Разумова появились искалеченные жизнью: заросшие грязью бомжи, нищие старухи, выпрашивающие подаяние, дети, страдающие от тяжелой болезни.
— Зачем? — спрашивал Петя. — И так грустно, а ты еще хуже делаешь.
Славка удивленно смотрел на приятеля, опирающегося после операции на костыли, с ними Сарафанов расстался только спустя полгода.
— Разве ты не понимаешь? Мне кажется, именно ты должен лучше всех понимать! — и столько укоризны было в его тихом голосе. — Смотри, какой я снимок сделал!
Сарафанов увидел… себя. На больничной койке. С загипсованными конечностями. А на первом плане растерянный отец обнимал плачущую мать.
— Здорово получилось, правда? Какой кадр!
— Когда успел? — Петя не скрывал отвращения.
— А в щелочку двери, — похвастал приятель, — когда к тебе родители пришли.
Сарафанов бросил на землю костыль и от души врезал Славке по физиономии.
Разумов не обиделся. Вытер разбитый нос и нацелился фотокамерой на пыльный асфальт, на котором капли крови сложились в странный рисунок.
— Ты не понимаешь, да? — грустно повторил Славка.
Петя не понимал. Может быть, еще и поэтому настоящей дружбы между ними не получилось?
Евгения Николаевна прошлась по выставочному залу, оглядывая экспозицию перед завтрашним открытием.
«А ведь Петр Васильевич прав, — подумала она об электрике Сарафанове, — в этих фотографиях есть что-то зловещее. Излишне натуральное, что делает снимки вызовом обществу сытых и благополучных. Может быть, поэтому Разумов прославился, а его работы покупают коллекционеры? Усмешка судьбы: сытые и благополучные покупают фотографии униженных и больных! Но… что там говорил Петр Васильевич о глазах?»
Рубенская подошла к главной фотографии — портрету самого мастера — Владислава Разумова. Снимок ей не нравился, но организатор выставки настаивал, чтобы именно эта работа стояла на самом почетном месте.
Евгения Николаевна вгляделась в портрет Разумова.
Худое лицо. Высокий, с залысинами, лоб. Нос — картошкой. Толстые губы, а нижняя чуть оттопырена, словно Разумов что-то хотел сказать, но передумал. Седые волосы торчат как у нашкодившего подростка. На подбородке — шрам, который не может скрыть щетина. «Отталкивающая внешность у этого гения, — подумала заведующая выставочным центром, — а глаза…»
Глаза были как живые. Зрачки словно ввинчивались в каждого, кто останавливался напротив фотографии, чтобы ее рассмотреть. Тусклые, но в то же время жадные, словно готовые захватить все, что попадает в поле зрения, глаза Разумова были, пожалуй, единственной яркой деталью портрета.
«Он, безусловно, талант. Но талант порочный, болезненный…»
У Евгении Николаевны сильно разболелась голова, и Рубенская поспешила покинуть выставочный раз.
«Перемена погоды. Наверное, давление подскочило. Как некстати, прямо перед открытием!» — думала женщина, выходя на улицу и закрывая за собой дверь. Она не заметила, что в окне выставочного зала мигнул фиолетовый огонек. Еще. Снова и снова. Словно десятки фиолетовых светлячков заметались за стеклом, рвались наружу.
«Будь неладна эта непогода», — раздраженно подумала Рубенская, шагая по осенним лужам.
Один из «светлячков» пробился сквозь щель в оконной раме и вырвался на волю. Он искоркой закружился в воздухе и неслышно опустился на воротник пальто заведующей выставочным центром, зарылся в ворс. Мигнул и погас.
— Какая невыносимая головная боль, — простонала Евгения Николаевна, — кажется, целая рота маленьких барабанщиков у меня в висках! Скорей домой! Домой!
Женщина остановила попутку и почти рухнула на заднее сидение салона, в полуобморочном состоянии назвала адрес и смежила веки.
«А ведь водитель тебя вовсе не домой везет, — эта фраза прозвучала так ясно, словно кто-то произнес вслух, — довезет до леса, поглумится над тобой и выбросит в первый же попавшийся овраг. Страшно? А чего тебе бояться? Хоть под старость испытаешь, что такое настоящий самец, а то всю жизнь строила из себя барышню кисейную. Хотя кому ты нужна? Бестолковая старая курица».
Рубенская открыла глаза и испуганно посмотрела на водителя:
— Вы что-то сказали? — дрогнувшим голосом спросила она, прижимая к груди сумочку.
— Я говорю, улица закрыта, там канализацию прорвало, все затопило. По дворам поедем, — оглянулся водитель, — а может, вас в больницу отвезти? Что-то вы совсем побледнели. У меня вот так же маме на улице плохо стало, и все. Умерла старушка прямо у мусорных баков, так за бомжиху приняли, чуть не похоронили как безродную. Я в ту пору в командировке был, приехал: дома — могильная тишина. С трудом дознался, куда мамашу девали. Пятнадцать лет прошло, а на душе до сих пор муторно. А вы, похоже, женщина одинокая? Может, и правда, в больничку свезти?
— Нет-нет, спасибо, — Евгения Николаевна с трудом проглотила образовавшийся в горле горький комок. — Я лучше домой. Это просто головная боль. Устала на работе.
— Ну как хотите, — водитель кивнул, — домой — так домой.
Минуты две они ехали молча. Потом водитель, словно пересиливая себя, спросил:
— А вы ведь в выставочном центре работаете, да? Я вас узнал. Я хотел бы вас попросить об одолжении.
— Слушаю.
— У вас, кажется, выставка фотографа Разумова открывается? Я сегодня рекламу по телевизору видел.
— Вы хотите пригласительный билет?
— Боже упаси! Я хотел вас попросить… убрать одну фотографию. Не хочу, чтобы ее показывали в таком виде.
— Кого?! — Рубенская вздрогнула от предчувствия того, что сейчас услышит.
— Маму мою, — тихо сказал водитель. — Эта сволочь знаменитая, видимо, в тот год в наш город приезжал. И сфотографировал ее у мусорных баков, когда она сознание потеряла. Не помог. «Скорую» не вызвал. Только на кнопочку фотоаппарата нажал. Чик-чик! И готов шедевр! Умирающая старуха с помойным ведром! Любуйся, зритель! Если бы я его встретил — набил бы морду! Спекулирует на людском горе!
Евгения Николаевна отпустила сумочку и ободряюще похлопала водителя по плечу:
— Я непременно выполню вашу просьбу! Я поняла, о какой фотографии идет речь. Я уберу ее. Обещаю.
И призналась:
— Мне самой эта выставка очень не нравится. Но управление культуры считает, что работы именитого земляка должны быть в нашем выставочном центре.
— А можно я выкуплю у вас фотографию моей мамы? — спросил водитель, снова оборачиваясь к Евгении Николаевне. — Выкуплю и уничтожу. Никто не имеет права видеть мою маму в таком виде!
Рубенская с трудом понимала, что тот говорит — боль огненным обручем охватила уже не только голову, но и шею, и спускалась ниже.
Преодолевая муки, заведующая вдруг подумала, что если ей так худо, то пусть хоть кому-то станет легче. И сразу пришло решение:
— А зачем вам выкупать этот снимок? — Евгения Николаевна поразилась своей небывалой смелости, но отступать была не намерена. — Здание выставочного центра старое, в подвале водятся крысы. Иногда и в подсобное помещение проникают. Я сколько раз просила в санэпидстанции вывести грызунов, писала и в управление культуры, но все только собираются. Может быть, эта фотография еще не помещена в экспозицию, а лежит в подсобке? Картонная коробка — тара ненадежная. А у крыс такие острые зубы…
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Последняя фотография. Из цикла «Чужие окна».Мистическая история предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других