Глава 2. Полтергейст
Марио позвонил в пятницу около полудня:
— Привет, Вадим. Как поживаешь?
— Привет. Спасибо, все нормально. А ты как?
Он, не отвечая, словно, не заметив мой вопрос, продолжал, как артист, который заучил роль и боится забыть свои слова:
— Ты бы не мог ко мне приехать? У меня тут что-то странное, то есть возникают проблемы. Я надеюсь, что ты сможешь помочь мне с ними справиться. То есть, я надеюсь, ты поможешь разобраться, — он явно сильно волновался, говорил не так, как обычно, торопился, повторялся.
— Хорошо, не волнуйся, я могу приехать завтра.
— Спасибо. Я буду ждать. Пока.
— Пока.
Он меня, с одной стороны, немного напугал своим волнением, а с другой, порадовал.
Возраст не способствует излишнему энтузиазму и легкости на подъем. С каждым годом все проще удается найти повод что-то не сделать вместо того, чтобы исполнить свое желание.
Я бы согласился поехать к Марио и без его путанной речи, просто чтобы еще раз побывать в этом чудесном городе, вдохнуть его свежий воздух, насладиться его волшебной атмосферой, погрузиться в прекрасные воспоминания.
Познакомился я с Бергамо, когда ушел от Марты, а Мария уехала на полтора года в Италию заканчивать свою диссертацию в архиве Верхнего Города.
Я тогда каждую пятницу после работы садился за руль и ехал в Бергамо, чтобы уже рано утром обнять Марию, провести с ней два незабываемых дня, а в воскресенье вечером отправиться назад и успеть к началу первого рабочего дня очередной недели.
В те годы я был молод и безумно влюблен, что по сравнению с этим пара бессонных ночей — просто мелочь, о которой даже не стоило задумываться.
Позже, уже после того, что случилось с Марией, я был три раза в Бергамо на полицейских конференциях-семинарах, которые задумывались для обмена опытом между правоохранительными органами европейских стран, а на деле превращались в некую профессиональную тусовку, которая позволяла обзавестись связями и знакомствами в соседних странах.
Не так велика Европа, частенько при расследовании очередного дела приходится обращаться за помощью к коллегам в соседней стране. А это гораздо приятнее и легче делать, если за голосом, звучащим из телефонной трубки, ты видишь хорошо знакомый образ собеседника, с которым на конференциях выпит не один бокал, личная жизнь которого хорошо знакома, по его же рассказам, гримасу которого по поводу твоей просьбы затратить дополнительные усилия ты прекрасно представляешь.
В этот раз я не стал срываться в ночь, выспался и в субботу не очень рано стартовал.
Дорога, как обычно, заняла около шести часов.
Уже к четырем я въехал на вокзальную площадь Бергамо, повернул налево на улицу Папы Джованни, проехав перекресток с Палеокапа, припарковался, вышел из машины, пересек улицу и зашел в ту самую кофейню, куда являлся каждое утро, когда приезжал к Марии.
Удивительно, ничто не изменилось, только постарел хозяин, а тот его малолетний сын, который когда-то суетился рядом с отцом, превратился в очень солидного молодого мужчину, но не узнать его было невозможно — те же веселые, искрящиеся карие глаза.
Я заказал эспрессо.
Нельзя приехать в Италию и не пить при каждой возможности кофе.
Наверное, я так и не разрешу мучающую меня загадку, почему кофе только в этой стране настолько прекрасен? Ни здесь, ни в одной иной европейской стране кофе не растет, кофе-машины везде стоят одинаковые, но нигде больше этот напиток не обретает такой ни с чем несравнимый аромат и очарование. Может просто итальянский воздух примешивается к заварке и создает что-то неповторимое, неподражаемое, а может этому способствует всеобщее поклонение местных жителей чашечке черного напитка.
Не посмев лишить себя удовольствия проехать под стенами Верхнего Города, я сделал петлю, но уже минут через двадцать остановился у домика Марио на окраине города.
Он встретил меня в дверях, пожал руку и гостеприимно отступил вглубь помещения.
— Спасибо, что приехал. Хотя чувствую себя виноватым, может и не стоило разводить панику. Что-то нервы сдали.
— Марио, расскажи, что случилось?
— Вадим, проходи. Потом. Все потом. Ты извини, даже теперь стыдно признаваться в своих страхах и волнениях. Выпьешь?
— Да.
Прошел в гостиную, сел в кресло.
Я уже бывал в доме у Марио, как и он в моей квартире в Маленькой стране с видом на наше знаменитое озеро.
Познакомились мы несколько лет назад на побережье, в Тиррениа, под Пизой, где проводили свои отпуска.
Я не очень часто выезжаю в отпуск на курорты, но, если позволяю себе это, то предпочитаю курорты рядом с Пизой, это мои любимые места для безделья — красиво и комфортно.
Там мы столкнулись с Марио, познакомились, очень хорошо проводили время. Он был лет на пятнадцать младше меня, но, несмотря на это, мы на удивление легко находили темы для бесед, очень хорошо понимали друг друга, я бы даже сказал — подружились. В то лето он имел роман с некой Джиной, но днем с радостью сбегал от нее, отправляясь со мной на прогулку в Пизу или в поездку в мой любимый городок Лукка. Пару раз съездили даже во Флоренцию.
Марио объяснял:
— Вадим, она тупа, как пробка, но в постели богиня. Ни одной ночи с ней не пропущу, но днем — это выше моих сил. Я люблю общение, а с ней… Даже не знаю, что сказать. Обожаю курортные романы. Никаких обязательств, никаких последствий. Порой везет, и попадаются дамы, с которыми интересно и днем. Но в этот раз какой-то просто ужас!
После того лета мы с Марио созванивались, переписывались, несколько раз он приезжал ко мне в гости, я знакомил его с достопримечательностями Маленькой страны, пару раз я бывал у него, воспринимая эти поездки, как подарок — встреча с Бергамо.
Мы никогда не обсуждали наши жизни, не делились воспоминаниями или чем-то личным, всегда находились и без этого интересные темы для бесед и споров.
В этот раз, как я понял, что-то изменилось, и наша встреча определилась просьбой Марио, так или иначе, вмешаться в его жизнь.
— Марио, что случилось? — я поставил стакан на подлокотник кресла.
— Вадим, я весь в сомнениях.
— Не томи.
— Мне кажется, за мной следят. У меня ощущение, что кто-то в мое отсутствие бывает в моем доме.
— Откуда такие выводы?
— Я стал замечать в последние дни, что некоторые вещи меняют свое место во время моего отсутствия, — он явно чувствовал себя не в своей тарелке. — Ты пойми правильно, я не паникую, но иногда не могу найти записную книжку, которая всегда лежит на письменном столе. Не смотри с удивлением, в этом плане я старомоден, люблю все записывать на бумагу, как-то с недоверием отношусь ко всяким программам-планировщикам в компьютере. Все веду в своем еженедельнике. И вот три дня назад не мог его найти. Решил, что оставил на работе, а потом обнаружил его на кухне в шкафу с бокалами. Вчера, перед тем как тебе звонить, обнаружил, что с рояля, — он кивнул на инструмент, стоявший у окна, — пропали фотографии родителей. Эти снимки я так и не нашел.
Я встал и подошел к роялю.
На его крышке были расставлены фотографии в деревянных рамках. Вот Марио — маленький ребенок, вот какие-то черно-белые снимки пожилых людей, вот фото красивых морских побережий, а между ними оставленные на давно не протираемой пыли отпечатки еще двух рамок.
— Видишь? — голос Марио дрогнул.
— Да. А что ты говорил про слежку?
— Даже не знаю, прав ли я. Но, когда начались эти странности дома, я начал, как бы это сказать, оборачиваться на улице и везде, где был. Мне кажется, я несколько раз видел одну и ту же машину за своей. Мне кажется, она несколько дней ездила за мной.
— У тебя пропало что-нибудь ценное из дома?
— Нет. Ничего не пропало, кроме фото родителей. Но некоторые вещи несколько раз поменяли свое место.
— У тебя есть дома ценности?
— Нет. Самое ценное — это коллекция вина в подвале. Чтобы ее похитить, надо нанять грузовик.
— А ты часто пользуешься этой коллекцией?
— Вадим! — от возмущения он даже замер. — Ты же знаешь, я очень воздержен в этом плане!
— Извини, Марио, это профессиональная привычка задавать глупые вопросы, чтобы скрыть отсутствие нужных. Следователь не должен делать пауз, это вызывает недоверие к его способностям.
Я вернулся в кресло:
— Что ты хочешь от меня?
— Если честно, то хочу, чтобы ты нашел правдоподобное объяснение всему этому и убедил меня в нем.
— Что ж, вполне такое логичное и понятное желание. Я его разделяю. Но… Но, Марио, я не Шерлок Холмс и даже не комиссар Мегре. Их времена прошли. Сейчас все решает наука. Сняли отпечатки, провели спектральный анализ, обработали кадры с видеокамер, запихали все это в компьютер, и он вам распечатал имя преступника, список мотивов и доказательств.
— Смеешься?
— Отнюдь. Я говорю печальную правду. Дедукция ушла в литературу, если она когда-нибудь и существовала в следственном деле. Ты хочешь, чтобы я объяснил тебе, почему ты не можешь вспомнить, куда переставил или переложил свои вещи?
— Ты мне не веришь.
— Абсолютно верю. Я сам вижу, что на рояле отсутствуют снимки, которые там недавно стояли. Сразу предупреждаю, я не верю в призраки и в полтергейст. Прими это, как аксиому. Глядя на тебя, у меня возникает мысль, что ты готов во все это поверить. Это так?
— Я не знаю, что думать.
— Ты сильно устаешь в последнее время? Как у тебя дела на работе? Ты влюбился?
— Я не влюбился и не собираюсь этим грехом страдать…
— Я бы не назвал это грехом.
— На работе все хорошо, даже очень. Я сейчас планирую выиграть очень важный тендер.
— Какой?
— Реставрация Санта-Мария-Маджоре.
— Что это?
— Храм двенадцатого века в Верхнем Городе.
— Удивительно, мы столько лет знакомы, а я не знал, что ты связан со строительством.
— Не со строительством. У меня реставрационная компания, я ее создал уже больше десяти лет назад. Я выигрывал тендеры даже в Милане. Я очень известен в этом бизнесе.
— А с этим храмом в Верхнем Городе, это очень выгодно?
— Да.
— Конкуренты?
— Конечно.
— Много?
— Несколько. Но основной — один.
— А что будет с твоей компанией, если с тобой что-то случиться?
— Что? Что ты имеешь в виду?
— Не бери в голову, я просто строю предположения. Так что?
— Не знаю. Я единственный владелец. Я холост, как и ты, ты же знаешь, детей у меня нет, то есть наследников.
— Понятно.
— И что из этого следует?
— Ничего, кроме того, что я ничего не ел с утра.
— Ох, Вадим, извини. Я даже не подумал, что ты с дороги. Пойдем, поужинаем.
— С удовольствием.
— Я предлагаю…
— Нет, не предлагай. В этом городе для меня существует только Ла Брускетта.
— Не могу не разделить твой вкус.
Этот подвальный ресторанчик на углу Папы Джованни и Альдзано я знал много лет и ничего лучше не мог найти — простецкий антураж и великолепная кухня. Порой, чтобы попасть в него, даже выстаивал длинные очереди на улице, рассматривая витрины находившегося рядом магазина муранского стекла.
В этот раз мы подъехали к ресторану, когда еще не настало время основного наплыва субботних посетителей, спустились в подвал и прошли в зал через кухню. Такова уж «фишка» этого заведения — каждый клиент может при желании посмотреть, как и из чего готовится его блюдо.
Конец ознакомительного фрагмента.