Нэй. Сердце Сошо

Вадим Альфредович Вятсон, 2020

Ну что ж, продолжим. Каракрас остался на месте. Межевой Вал также протекает по середине мира. А Королевский Лес все также притягивает к себе всех, кто ищет аккумы и приключения. И Нэй Вейн не исключение. Он отслужил. Он вырос. Он достиг многого, к чему стремился. Встретил новых друзей и новых врагов. И он влюбился! Мы те, какими нас делают демоны наших душ, но демонам наших сердец это безразлично. Потому что любовь правит миром… Это вторая книга из цикла "Нэй".

Оглавление

7. О дилижансах

Система дилижансов появилась в Ликсии лет триста назад.

И сначала, как и везде, всё предприятие основывалось на крови и положении человека в обществе.

Поэтому третий класс повозок предназначался для низшей крови — сошо, простолюдинов и низкого воссияния.

Второй класс для вполне обычного воссияния — мелких дворянчиков, промышленного и купеческого сословия, просто путешественников или тех, кто ищет приключения.

А вот первый класс существовал для высокого воссияния и аристократии.

Идея была понятна, и дилижансы очень быстро стали очень популярны, особенно третьего и второго класса. А вот с первым классом начались проблемы.

Проблемы в финансовом смысле.

Еще задолго до появления дилижансов, и с дилижансами никак не связанными, стали возникать вопросы к платежеспособности аристократии. Удивительное дело, но обладание высоким общественным положением часто никак не помогало финансовому обеспечению этой самой аристократии. Иначе говоря, с каждым годом ее платежеспособность падала.

Дилижансы просто подняли ту проблему, из-за которой они и появились. У людей высшего сословия, и не только, просто исчезла или начала исчезать возможность передвигаться по Ликсии на своем личном транспорте — карете, тарантасе, кибитке, фургоне и так далее и тому подобное.

Лошади были, были и хрики, но их стоимость и содержание…

Дилижансы были призваны решить эту проблему, но решили ее отчасти.

То есть, если за третий и второй класс компания получала вполне живые деньги, то за первый класс аристократия и те, кто мог там ездить, предпочитали расплачиваться векселями, доверенностями и прочей ерундой, которая как таковой деньгами не являлась. И выбить эти деньги из векселей было просто невозможно, но и отказать вельможам и порой даже принцам было сложно.

В общем, первый класс был в постоянном убытке. Но при этом возникла ситуация, когда те, кто может платить за комфорт первого класса, не могли в нем ездить из-за своего низшего положения в обществе и крови.

И тогда лет семьдесят назад компания полностью изменила правила перевозок.

Ничего личного, только бизнес.

В то время в Мальвиноре уже появились рестораны, в которых пускали не по крови, а по финансовому состоянию. Если человек может заплатить за обед, ужин, завтрак сто и более дукатов, то какая разница, кто он по крови? Правда, эта открытость пока не получила особого распространения до сих пор (рестораны эти, например, очень дорогие даже для обычного обеда), но именно эту идею открытости и провозгласила компания, к тому времени закрепившаяся на рынке, усилившаяся и даже в названии «Дилижанс — для всех» ставшая пропагандировать свои изменения.

Теперь все классы дилижансов разделялись не по крови и титулам, а по финансовому признаку.

Третий класс стал самым дешевым от трех до пяти дукатов. Чистая поездка без всяких дополнений и почти удобств в самом дилижансе. Единственное, что компания обеспечивала, — это ночлег, который входил в стоимость билета, на постоялых дворах. Но за все остальное требовалось платить дополнительно.

Второй класс уже обещал больше комфорта за плату от пятнадцати до двадцати пяти дукатов. Здесь уже вполне себе сносный дилижанс с еще не убитыми напрочь рессорами и более комфортный ночлег, ужин и даже определенная страховка, если с вещами клиента что-нибудь случится в дороге, но не более ста дукатов.

Первый класс вобрал в себя все, что может вобрать себя высший разряд. И это всего-то за плату от шестидесяти до восьмидесяти дукатов. Это и лучшие номера на постоялых дворах, ужин, достойный королей, и комфорт дилижанса — бархат и шелк (и ни одного клопа, которые, оказывается, тоже очень любят путешествовать), и кресла, способные изменять положение на полулежачие, в которых было так удобно дремать в дороге. А главное — полная безопасность ценностей и страховка вещей клиентов на полную, но реальную стоимость. И еще первый класс стал единственным в компании, за который она брала только живые деньги (за третий и второй класс нередко бралась расписка с клиента, что плата будет внесена по прибытии на место), то есть никаких обещаний, векселей и доверенностей.

Можешь заплатить за комфорт?

Милости просим!

Нет?

Пожалуйте в классы пониже и пожиже.

Изменение удивило, кого-то даже шокировало. Особенно тех, кто любил почти что на халяву прокатиться, всего лишь заявив о своем титуле и праве, но компания была непреклонна. Да и популярность первого класса среди новых нуворишей оказалась просто сногсшибательна, что доказало правоту изменений.

Что касается ограблений, то компания сделала все, чтобы полностью обезопасить первый класс от любых поползновений недобропорядочных личностей.

Во-первых, штат, обслуживающий дилижанс первого класса, был доведен до трех человек. Это два кучера (как и в двух других классах) и боевой маг, для которого была сделана специальная кабина позади дилижанса. Говорят, была мысль нанимать двух магов, чтобы они страховали друг друга, но они сами по себе стоят хороших денег, а это значило увеличение стоимости проезда для клиентов, поэтому от этой мысли отказались.

Вторым шагом для уменьшения затрат стало заключение компанией договоров со всеми армейскими формированиями (кроме Орденов Меченосцев, Боевого Братства и Тайной канцелярии, ну сами думайте, почему) о разрешении использования эмблем этих формирований при движении дилижанса. Само собой только в том случае, если в самом дилижансе едет человек или служащий в таком подразделении или вышедший в отставку. Это тоже сыграло свою роль в обеспечении безопасности. Разрешенное использование эмблемы давало понять любому потенциальному грабителю, что он будет иметь дело не просто с отдельным человеком, а со всем подразделением, с ним связанным. И, кстати, пара показательных порок, устроенная армейским командованием, когда была задета честь их мундира, у многих отбила охоту к грабежам первого класса…

А вот два других класса грабили с регулярной периодичностью. Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что компания худо-бедно занималась безопасностью и этих классов. Но всякое ведь бывает.

Она ведь не виновата, что кто-то решил сэкономить на комфорте и безопасности, перевозя приличную сумму денег, а об этом узнали со стороны. Компания ведь открыто заявляет: не возите деньги самостоятельно, доверьтесь профессионалам! Дорого? Да! Но потом локти кусать не придется.

И, в-третьих, сами дилижансы делались добротными, крепкими и способными выдержать даже небольшую осаду. При их постройке применялся принцип — «мой дилижанс — моя крепость». Это ведь не Хранители, чья легкость Дракаров вошла в притчу во языцех — «надежные как Дракар». Тут требовался другой подход: не просто надежно, а супернадежно, потому что за спиной нет Хранителей.

И с тех пор, за семьдесят или чуть более лет, в дилижансах первого класса было перевезено множество людей любых кровей и титулов. Тут были и купцы, и Принцы, Велорды и просто работяги, которые умудрились накопить или заработать и вот таким образом потратить такое большое, но временное счастье. И таких примеров можно привести множество. Главное, чтобы были деньги, которыми клиент может расплатиться. А все остальное не важно, или почти не важно.

Есть легенда, что как-то в одном дилижансе ехали чиновник высокого ранга и человек, который очень долго пытался добиться аудиенции у этого чиновника.

Повезло?

***

Но вот чего никогда еще не случалось за это время, так это того, что в первом классе решил попутешествовать сошо!

Сошо, конечно, путешествовали и передвигались дилижансами компании, но предпочитали менее дорогие классы.

А тут впервые в истории.

Причем сошо, отслуживший в Граничном патруле! Да еще и выкупил весь дилижанс первого класса! Точнее, они вдвоем выкупили, э…

Служащий немного запутался. Появились-то они втроем в конторе компании. Два человека и огромный орч с жерновами на груди и спине. Поинтересовались, возможно ли заказать тяжеловозную повозку для их общего друга орча, и выкупили весь дилижанс первого класса, когда узнали, что такой заказ сделать возможно.

Это шестьсот дукатов выложили сразу! И еще в сотню повозка обошлась. У служащего в голове зашумело.

Точнее, оплатили не деньгами. Тот, который сошо, удивительное дело, предложил на выбор или горсть синьки, синих аккумов, ну или они деньгами расплачиваются. Служащий особо размышлять не стал, а позвал господина начальника Мальвинорского вокзала, который неплохо разбирался в аккумах. Ну и, конечно, выбрал аккумы, они, да, не редкость на рынке, но в ладони сошо аккумов явно было больше по стоимости, чем плата за проезд.

У Нэя порой бывало… этакая молодецкая глупость или жуткое транжирство. Как в этот раз с дилижансом. Но он был уверен, что с сошо мало кто согласился бы ехать в одном дилижансе первого класса, пусть и нравы стали свободнее, поэтому они с Файнсом и решили выкупить все места, чтобы никаких вопросов не возникало.

А так все чин чином. И комфорт как в поездке, так и на постоялых дворах. И сейф центральный, не такой, как у Хранителей, но тоже достойный и защищенный. И маг в кабине позади.

И всю дорогу в шашки резались.

Вот всегда бы так, спокойно, приятно и без вопросов…

И никаких проблем.

Так бы всю жизнь в дороге бы и провел.

Не. К концу поездки это однообразие искренне надоело. И Орса как глоток свежего воздуха, пусть и с вопросами и проблемами.

Так. И что за послание?

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я