1. книги
  2. Книги о войне
  3. Борис Александрович Алмазов

Военная история казачества

Борис Александрович Алмазов (2024)
Обложка книги

Военная история казачества от возникновения казачьих общин до воинской службы иррегулярных казачьих войск Российской Императорской Армии. (первая часть до 1800 года "Поход на Индию" Книга выходила в издательстве "Эксмо" в 2008 г.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Военная история казачества» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

эллино — скифы, аланы, анты, гунны

В местах образования первых казачьих общин, на землях современной России и Украины, человек проживал с древнейших времен. Именно здесь в Косенках найдена стоянка древнего человека, который 20 тысяч лет охотился в долине Дона. Есть основания предполагать, что именно здесь в степях между Волгой и Дунаем человек одомашнил коня. Мы начнем рассказ с более позднего времени, с тех времен, о которых нам сообщают письменные источники, когда в Северном Причерноморье, в Приазовье и на Дону процветали эллинские города — государства полисы.

Основаны они были греками, но очень скоро население в них стало смешанным большинство составляли “ эллинизированные варвары”, то есть степняки, усвоившие эллинскую культуру. Вначале это были эллино-скифы, а затем родственные скифам сарматы или аланы. Благодаря им основной силой городов полисов стало конное ополчение. От прочих степняков кочевников этих воинов отличало то, что они были гражданами причерноморских греческих городов — государств, с демократическим устройством. Они избирали правителей — архонтов, судей и военачальников всех рангов. Военную службу считали первейшей и почетнейшей обязанностью гражданина полиса, поэтому боевой дух конников был очень высок.

А причем тут казаки? Может быть и ни причем, вот только гражданское устройство станичных обществ, почему-то очень напоминает античный город — полис. И не имеет ничего общего с тем, как были устроены общества в окружавших казачьи владения княжествах и царствах. Откуда, казалось бы, должны были заимствовать государственное устройство казаки. Если они, действительно, были беглыми…

Крупнейшие объединения полисов Приазовья и Дона — Боспорское царство союзничало с Римской империей их объединенные войска воевали в Закавказье. Войска пополнялись воинами аланами и антами (праславянами) с громадных территорий от современного Воронежа и Киева до Кавказских гор.

В первые века новой эры из Южной Скандинавии двинулись племена готов, поселились среди алан, но встретили жесточайшее сопротивление славян — антов, живших к западу от алан. Со временем, степные готы “грейтунги” или остготы тоже стали федератами Рима и воевали в Закавказье, Сирии и Месопотамии с вытеснившими парфян персами.

Многое из культурного наследия скифов сохранилось у казаков: кафтаны с откидными рукавами, которые носились, чуть ли не до 18 века, высокие папахи с матерчатым верхом, изображение “небесного оленя” — священную эмблему скифов, которая до сегодняшнего дня красуется на историческом гербе донских казаков. А еще приемы владения конем, оружием, да и само оружие, например скифскую булаву и арбалет.

В 370 г.н.э. на Северном Кавказе и на Дону появились гунны, которые подчинили себе алан и антов и с их помощью разбили готов. Они захватили Таманский полуостров и Крым, многое разрушили, но, как считают археологи, не затронули общественное устройство местных народов. Преемственность культур степных народов не прервалась

Вместе с гуннами из района нынешней Тюмени переселилось племя “сибыр”,давшее имя не только огромной части современной России,но и растворившись в среде антов — славян, населявши северо-запад Великой степи дало им свое имя,которое произносилось как “севрюки”, по имени этой значительной части степного населения, составлявшим впоследствии чуть ли не треть донского и украинского казачества названы часть современной Украины — Северщина, Северский, ( а не северный!) Донец, Новгород Северский и др.

В V веке значительная часть гуннов, алан, готов во главе с Атиллой, ушла в завоевательный поход на Запад, положив начало великому переселению народов, но в степи остались многочисленные племена гуннов: утигуры, кутригуры, оногуры, и др. На Дону существовало их большое объединение Ака-Чери,что в переводе означает “главное войско” Примечательно что именно так называли свое сообщество донские казаки в 16-17 веках «Главная войска» А казаков Нижнего Дона, отличавшихся от остальных внешним видом и особенностями речи, до XX века кликали “качурами”.(тюркски. — кочевники.)

Объединение племен на Северном Кавказе в 6 веке создали савиры, их называли еще суварами, серобами…Они отвоевали у персов почти все Закавказье. Их имя слышится в объединениях казачьих ватаг — товариществ, которые звались “сербо”.

В VI веке огромное влияние на судьбы народов населявших Великую степь имел Тюркский каганат, объединявший множество племен, родственных по языку. Просуществовав не долго, как государственное объединение, он распался, но тюрки входившие в него создали новые государства, расположенные, отчасти, на территории современных казачьих краев.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я