1. книги
  2. Книги о войне
  3. Борис Александрович Алмазов

Военная история казачества

Борис Александрович Алмазов (2024)
Обложка книги

Военная история казачества от возникновения казачьих общин до воинской службы иррегулярных казачьих войск Российской Императорской Армии. (первая часть до 1800 года "Поход на Индию" Книга выходила в издательстве "Эксмо" в 2008 г.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Военная история казачества» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Служилые, вольные, гулящие, воровские…

Путаница, сопровождающая всю историю казачества, в понимании их как социальной группы, этноса или особой формы военной службы, возникла не случайно, и разобраться в ней, не учитывая исторической обстановки на протяжении четырех столетий, невозможно.

Итак, XIII век — «бродники» ( и, может быть, «бологовцы» на Галичине?)становятся союзниками монголов, пришедших на Русь. Возможно, это одно из племен, растворившихся в казачестве, как и неведомые чиги, сабиры, берендеи (Если они вообще были).

Золотая Орда поглощает половцев, живших на Дону и на Днепре, а также остатки печенегов, торков, черных клобуков — это тоже предки современных русских, в том числе и казаков.

Очень интересно замечание итальянского путешественника Рубрука, кто в 1253 году совершил путешествие в Золотую Орду и дошел до Каракорума в северной Монголии (южнее озера Байкал). Он застал хана Батыя, и проехал длинный путь из Крыма через донские степи к Астрахани. Сопровождал их на пути к столице Золотой Орды Сараю на Итиле (на Волге) сын Батыя — Сартак, что имел ставку на Нижнем Дону. «… на пути между ним и отцом, — сообщает Рубрук, — мы ощущали сильный страх: именно русские, венгры и аланы, рабы их (татар), число которых у них весьма велико, собираются зараз по 20 или 30 человек, выбегают ночью с колчанами и луками и убивают всякого, кого только застанут ночью. Днем они скрываются, а когда их лошади утомляются, они подбираются ночью к табунам лошадей на пастбищах, обменивают лошадей, а одну или двух уводят с собою, чтобы в случае нужды съесть. Наш проводник сильно боялся такой встречи». Ну, чем не казачья ватага? Повторяю, это 1253 год! То-есть, почти на 200 лет раньше первого упоминания о казаках в русских летописях.

Век XIV-тый, предки казаков на службе в Золотой Орде или на службе в Польско Литовском государстве. Характерно, что и на Руси, и в Польше их считают татарами. Как, впрочем, татарами называют и другие народы, покоренные монголами.

Принятие ислама Золотой Ордой (1312 г.), «татарская замятия» — чудовищная гражданская война в Орде — от Причерноморья до Китая. Последовательное разорение казачьих земель, оказавшихся в центре столкновений в Золотой орде и во всем мире чингизидов.

1382 — Мамаево разорение — кровавый поход по казачьим городкам на Дону, Днепре и Хопре. Нашествие Темир-Аксака (Тамерлана), сражения с золотоордынскими войсками в районе Воронежа. Нашествие на Донские и Днепровские земли хана Тохтамыша. Эпидемия чумы.

Образование новых этносов, бегство предков казаков в Крым, Турцию, Польшу, Московское государство, на Север.

ХV век — возвращение, сильно изменившегося, казачьего населения на Днепр, Волгу, Дон, к старым, едва сохранившимся, коренным казачьим общинам, таким как на Тереке, на Яике.

Именно это время в традиционной русской истории считается временем возникновения казачества. Здесь узел проблем и вопросов, повлекший за собою всю последующую путаницу и неразбериху.

Как соотносилось коренное население Старого поля и новой волна своих поселенцев? Кто они были? И те, кто остался, и те, кто возвращался? Имеют ли современные казаки, традиционно, ведущие свою родословную от тех времен, отношение ко всему этническому многообразию, существовавшему в Старом поле? Ведь казачество, как этнос, существовало к XV веку уже минимум три столетия. Все эти вопросы пока без ответа. Скажем осторожно, современный отсчет жизни казачества начинается с упоминания казаков в русских летописях. Кстати, совершенно непонятно, какими были они — те люди, что именуются казаками? Как выглядели? К каким народам относились?

Скорее всего, как и прежде, этнический состав Великой Степи или Старого поля был очень пестрым. Русские летописи, русские документы, особенно позднейшего времени, говорят в основном о выходцах из Московии. Причем, основу составляют «розыски», то есть документы о поиске и поимке беглых. Но ведь ими не исчерпывается все население Степи! И вот еще один вопрос, далеко не праздный; было ли в Степи постоянное население? Вероятно, правильный ответ на него таков: русского постоянного населения в это время, в Степи не было, хотя некоторые выходцы из Руси жили в Старом поле иногда по несколько десятков лет. Именно о них писали летописи, потому что именно они, «московские люди», интересовали составителей документов.

Но ведь были и другие! Существовали «донские татары», упоминаются «черкасы» (а не черкесы), мордва, еще мелькают «аланы», «козаровцы»? Кто это? Какое отношение имеют они к современным народам? Ведь, скажем, многие народы мира не имеют никакого отношения к тем, чье имя они носят сегодня.

Вероятно, наиболее продуктивной точкой зрения, тем направлением, где возможны новые поиски и открытия, будет та, по которой принять за основу нужно одно обстоятельство: великорусская нация складывалась из многих народов на широчайших пространствах. Причем, если днем рождения великорусской нации можно считать 8 сентября 1380 года, когда стоящие на Куликовом поле войска владимиро-суздальских князей, под водительством московского князя Дмитрия Донского, впервые провели в сознании будущих русских границу «мы — они», то эта же граница прошла в сознании живших на Дону и Днепре казаков, где тоже закладывается граница «мы — они» между казаками и татарами, между казаками и поляками, между казаками и турками, между казаками и русскими. Но в понятие «мы» для казаков входит и Русское государство, главной отличительной чертой которого является Православие.

Процесс, начавшийся с обособления великорусской, украинской и белорусской наций, шел на всей территории, населенной нынче русскими и украинцами. Поэтому можно сказать, что из всей мозаики племен, родов и переселенцев и на Дону, и на Яике, и на Тереке тоже складывается, ни турецкая, ни татарская, а великорусская нация. Как на Днепре — ни литовская, ни польская, а украинская. Правда, есть черты, какие позволяют казакам ощущать общность гораздо большую, чем с остальным населением России или Речи Посполитой. До XVI века казаки малороссийские, казаки донские, терские, волжские и яицкие осознают себя единым целым, и только грозные и трагические события XVI столетия проведут меж ними черту и сделают одних частью украинского народа, других — русского.

Именно XVI век — та граница, за которой о казачестве отчасти можно говорить как о сословии с особыми этнографическими чертами. Но, чтобы разобраться в событиях этого очень сложного времени, нужно уточнить основные моменты той социальной пестроты, которая сопутствовала понятию «казак» в XVI веке. История донесла до нас дату одного из «возвращений» казаков на покинутую родину.

В 1503 году вернулись «от турок»( скорее всего с территории Крымского ханства на берегах Азовского моря) на Северскую землю казаки, которых именовали то «Белгородские» (по месту их нового проживания), то «Азовские» (по тому, откуда они пришли), В 1518 году они заключили договор с князем Василием III о боевом союзничестве. Так началась казачья пограничная служба Московскому государству. Но «служилые» казаки существовали на Руси и в других местах. К ним, в первую очередь, должны относиться «городовые казаки», то есть компактно проживающие в городах, пришедшие сюда от «татарской замятии», степняки.

Служилые казаки, в силу взятых на себя обязательств, становились особой социальной группой. Они несли службу и потому “обеливались” — освобождались от всяких налогов. Служба их всячески поощрялась и потому социальная разница между служилыми казаками и «детьми боярскими» (дворянами) стиралась. Это происходило тем быстрее, что многие казаки за службу на территории Московского государства жаловались поместьями и землею — то есть становились дворянами и помещиками. Возникает даже целое понятие «беломестные казаки», то есть не платящие за службу налогов и управляемые своим выбранным «беломестным атаманом». Общины «беломестных казаков» были в Пугивле, в Курске, в Ельце — на границе со степью, и выполняли функции пограничной защиты.Служилый француз Яков Маржорет так определяет социальное расслоение казаков, бывшее при Борисе Годунове: «Из казаков, которые владеют землями и не покидают гарнизоны, наберется от 5 тысяч до 6 тысяч, владеющих оружием, тогда как на Волге, на Дону, на Днепре и других реках находилось от 8 до 10 тысяч настоящих казаков, которых царь может использовать на войне». Это свидетельство современника любопытно тем, что француз точно paзделяет казаков «служилых» и «настоящих».

Со времен Грозного казаки получали за службу земельные «дачи». В 1571 году Разрядный приказ поручил набрать в Пугивле и Ряжске «тысячу человек казаков конных, а служить им з земли без денег». В городах обстановка становится сложной: Грозный, Годунов, «Смута» — потому власти заинтересованы в надежных гарнизонах. Постоянно с границы оттягиваются «сторожи из детей боярских», а на их место «прибраны» казаки. Для обеспечения их выделяется земля «служити ведено казакам сторожевая служба с земель, а земель им велено дати по 20 четь человеку, a на сторожах им велено быти о дву конь, или к коню мерин добр».

Казаки на сторожах занимались, исключительно, военным делом, потому земельного обеспечения не хватало. В 1577 г. казаки потребовали уровнять их в поместных окладах с рязанскими «детьми боярскими», что и было исполнено. Россия была заинтересована в привлечении из степи казаков на службу.

Конец ознакомительного фрагмента.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я