Здоровый дошкольник. Интеграция физического и эстетического воспитания

Баатр Егоров

В книге представлен опыт экспериментальной работы коллектива детского сада №215 города Москвы по построению физкультурной и эстетической деятельности ребенка дошкольного возраста. Описываются теоретические основы, содержание экспериментальной работы по данной проблеме, представлены конспекты занятий.Методические рекомендации предназначены для дошкольных работников и учреждений, работающих в экспериментальном режиме.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Здоровый дошкольник. Интеграция физического и эстетического воспитания предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Баатр Егоров, 2020

ISBN 978-5-0050-1434-4

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Автор-составитель:

Егоров Баатр Борисович, кандидат педагогических наук

Здоровый дошкольник. Интеграция физического и эстетического воспитания. Методические рекомендации

Оглавление

Введение

Взаимосвязь эстетического и физического воспитания дошкольников

Вопросы эмоционального и физического здоровья дошкольников

Основные направления работы по оздоровлению детей дошкольного возраста

Развитие речи и творчества дошкольников

Влияние работы со сказками на состояние здоровья детей

«Сказки о здоровье»

Конспекты занятий по развитию речи

Тематический комплекс «Снегурочка»

Тематический комплекс «Как жили люди на Руси»

Сценарии праздников

Приложение

Введение

В последнее время после моих лекций воспитатели просят поделится практическим материалом, накопленным на протяжении последних двадцати лет нашими экспериментальными детскими садами. В ходе эксперимента коллективами детских садов были подготовлены методические материалы, и мы приняли решение опубликовать самые интересные из них.

И так, начнём. В 2001 году в Институте дошкольного образования и семейного воспитания Российской академии образования была открыта экспериментальная площадка по теме «Организация развивающей оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста» под руководством заведующего лабораторией, кандидата педагогических наук Егорова Баатра Борисовича и ведущего научного сотрудника, доктора медицинских наук Лукоянова Юрия Ефремовича.

В этой книге представлен опыт экспериментальной работы детского сада №215 ЗАО г. Москвы. Эта книга называлась «Искусство и здоровье». Соавторами этой книги стали научный руководитель ГЭП Б. Б. Егоров, методист ГЭП Ю. Е. Пересадина и старший воспитатель И. В. Штефанюк

В настоящем пособии авторы обобщили свой экспериментальный опыт работы по проблеме «Взаимосвязь физического и эстетического воспитания дошкольников».

В ходе экспериментальной работы авторы попытались доказать, что в системе воспитания ребенка-дошкольника физкультурная и эстетическая деятельность способны органично дополнять друг друга. Такое соединение не только возможно, но и целесообразно, поскольку оно может произвести двухсторонний положительный эффект, так как оба эти вида воспитания взаимно обогащают и дополняют друг друга.

По нашим многолетним наблюдениям положительное оздоровительное влияние на детский организм оказывают: расширение речевых возможностей детей (развитие речи); игры на развитие способности к общению, в том числе и речевому; театрализованные игры с элементами сказкотерапии; пение и голосовые игры, представляющие собой тренинг голосового аппарата; обогащение запаса художественных впечатлений посредством общения с разными видами искусства (музыка, поэзия, живопись).

Особую признательность за долгую совместную экспериментальную работу хочу выразить коллективу детского сада №215 ЗАО г. Москвы и лично заведующей детским садом Луговкиной Т. В.

Взаимосвязь эстетического и физического воспитания дошкольников

Егоров Б. Б., к.п.н, научный руководитель,

Пересадина Ю. Е., методист ГЭП

В современных условиях развития общества проблемы состояния психического и физического здоровья подрастающего поколения являются наиболее важными. Особенно актуальны данные проблемы для детей дошкольного возраста, так как именно этот период, по данным современных исследователей, является важнейшим для формирования основных психических и физических качеств и свойств личности.

Комплексные исследования показывают, что хронические патологии дошкольников находятся на крайне высоком уровне. По данным Института возрастной физиологии РАО в школу приходит около 20% детей, имеющих нарушения психического здоровья пограничного характера. В настоящее время у дошкольников диагностированы в 15—20% случаях хронические заболевания, в 50% различные функциональные отклонения. За последние 10 лет состояние здоровья дошкольников значительно ухудшилось по сравнению со сверстниками 80-х годов. За последние 5 лет заболеваемость детей дошкольного возраста увеличилась в 1,9 раз. Примечательна высокая частота у современных дошкольников отклонений в состоянии центральной нервной системы — до 88—92%. Около 50% детей дошкольного возраста нуждаются в психокоррекции.

Как показали результаты медицинского обследования дошкольников,

в структуре имеющейся у них патологии, первое место занимают различные отклонения в состоянии двигательной системы (28%). На втором месте — заболевания нервной системы (17%).

Среди детей, посещающих детские дошкольные учреждения в возрасте до 7 лет, в 13,5% случаев выявлены отклонения в физическом развитии.

Таким образом, проблема неблагополучия в состоянии здоровья детей приобретают массовый характер.

В то же время изолированное, «оторванное» друг от друга рассмотрение вопросов эстетического и физического воспитания неоправданно и неестественно. Нарушение закона единства духовных и физических сил ребенка, их многообразные проявления в различных видах и формах деятельности ведет не просто к односторонности развития, а к необратимому искажению развития, делает невозможным гармоничное формирование личности дошкольника.

В исследованиях, посвященных взаимосвязи эстетического и физического воспитания, подчеркивается мысль о том, что в системе воспитания ребенка-дошкольника физкультурная и эстетическая деятельность способны органично дополнять друг друга. Такое соединение не только возможно, но и целесообразно, поскольку оно может произвести двухсторонний положительный эффект, так как оба эти вида воспитания взаимно обогащают и дополняют друг друга.

Эстетическое воспитание о единстве духовного и физического в развитии ребенка-дошкольника

Гармоническое развитие ребенка — основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих воспитательных задач, среди которых особое место занимают вопросы эстетического и физического воспитания.

Если в практическом плане мы в основном ориентируемся на игровые формы деятельности, то в теоретическом аспекте не следует ограничивать влияние эстетического воспитания на оздоровление детей и зону взаимодействия физического и эстетического воспитания рамками игры

и механического сочетания элементов двух воспитательных направлений.

Еще древнегреческие мыслители говорили о необходимости разностороннего воспитания свободного человека, которому необходимо обладать многими духовными и физическими достоинствами.

Классическую формулу античности «в здоровом теле — здоровый дух», определяющую кардинальное направление воспитания в древности, можно сформулировать и «от обратного»: «здоровое тело есть порождение здравого рассудка». Иными словами, помимо собственно физических и закаливающих упражнений, укрепляющих здоровье ребенка, система эстетического и физического воспитания должна быть ориентирована на формирование в детском сознании такого идеала, при котором ребенок сам будет стремиться к укреплению своего здоровья. Разумеется, совершенно осознанный и рациональный характер такая деятельность может приобрести лишь в более старшем возрасте, однако начало формирования мышления, сориентированного на физическое здоровье как необходимый атрибут человеческого существования, следует отнести к дошкольному периоду.

Само физическое здоровье никогда не понималось древними греками как безусловная и самодостаточная ценность, а лишь как одно из условий человеческого счастья, и как фактор, способствующий добродетели. Так, Гекатон в I книге «О добродетелях» говорит, что «неумственные добродетели», к числу которых он относит и такие качества, как здоровье и силу, лишь сосуществуют с «умственными». «В самом деле, — утверждает он, — здоровье сосуществует и способствует такой умственной добродетели, как здравомыслие, подобно тому, как свод бывает крепок, когда он умело возведен. Неумственные добродетели называются так потому, что не требуют умственного признания и встречаются даже у дурных людей, — таковы здоровье и мужество».

Физическое совершенство может быть бездуховным — в том случае, когда оно является самоцелью, не сообразуясь с эстетическими и этическими установками; эстетическое же чувство устремляет человека к физическому совершенству естественным образом и с необходимостью предполагает его как неотъемлемую часть гармонического идеала.

Иначе говоря, сам культ красоты, внедряемый в сознание ребенка продуманной системой эстетического воспитания, неизбежно требует его распространения и на область человеческого тела, диктует необходимость укрепления здоровья как одного из средств достижения гармонии телесной и духовной красоты. По-своему ту же идею выразил А. П. Чехов в своем знаменитом изречении: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». В данном случае русский писатель обращается именно к античному идеалу человека, вслед за гуманистами эпохи Возрождения, И. Гете, и многими другими мыслителями.

Один из основных принципов античной эстетики и античного мира в целом был сформулирован в надписи на храме Аполлона в Дельфах: «Ничего сверх меры». Этой идее в современной терминологии более всего соответствует принцип разумной достаточности. Проиллюстрировать его можно примером из того же Диогена Лаэртского, где он рассказывает о воспитательной системе одного из знаменитых философов-киников, Диогена Синопского: «Диоген воспитывал сыновей Ксениада, обучал их кроме всех прочих наук ездить верхом, стрелять из лука, владеть пращой, метать дротики, а потом, в палестре, он велел наставнику закалять их не так, как борцов, но лишь настолько, чтобы они отличались здоровьем и румянцем».

Еще одним ярким образцом совмещения интеллектуального, эстетического и физического воспитания в Древней Греции являются так называемые гимнасии (где, как известно, помимо изучения философии, политики, литературы и т.д., дети активно занимались гимнастикой и др. физическими упражнениями) и Ликей Аристотеля, располагавшийся при одном из таких гимнасиев. Не случайно даже свои философские взгляды Аристотель и его последователи излагали не в помещении перед сидящей аудиторией, а во время прогулок по саду, окружавшему Ликей (за что представители этой школы получили наименование «перипатетиков — от гр. «перипатос» — прогулка).

Насколько важен в воспитательном процессе третий элемент формирования личности — этический — особенно отчетливо видно на «отрицательных» примерах, т.е. там, где этот аспект сознательно отвергнут.

Наиболее радикальную форму взаимосвязи эстетизма и физического совершенства в сочетании с полным отрицанием этики мы находим в философии Ницше, конкретно — в его учении о сверхчеловеке. И хотя данный пример являет собой образец перверсивного единства телесного и духовного, само стремление человека найти опору для преодоления физического недуга (Ницше, как известно, отличался крайне слабым здоровьем, что и послужило одним из факторов его обращения к идее «сверхчеловека») именно в эстетических принципах весьма показательно и также свидетельствует о тесной взаимосвязи рассматриваемых нами процессов.

Другим красноречивым примером того же рода может служить судьба японского последователя Ницше, писателя Юкио Мисимы, который, обладая крайне слабым здоровьем и хилым телосложением, уже в зрелом возрасте активно занялся физическими упражнениями именно потому, что этого требовали его эстетические и этические воззрения (Мисима пытался возродить самурайский образ жизни), и добился выдающихся спортивных результатов.

Однако и он, придя к абсолютизации силы и физического совершенства и фактически исключив из своей системы традиционные этические нормы, приходит к тем же печальным результатам, что и Ницше.

Таким образом, развитие личности ребенка можно представить как триединый процесс интеллектуально-эстетического, физического и этического развития, в котором эстетическая и этическая составляющие оказывают на физический компонент важное коррегирующее и направляющее воздействие.

В трудах передовых представителей философии и педагогики XVII — XVIII в., таких, как Руссо, Шиллер, Гете, Гельвеций, Дидро, также остро поставлен вопрос о необходимости воспитания многосторонней, гармонически развитой личности.

Жан Жак Руссо на первый план выдвигал чувственный опыт как источник познания, в связи с чем большое значение придавал сенсорному воспитанию. В своем романе «Эмиль, или о воспитании» он пишет: «Есть упражнение…, которое служит укреплению тела, совершенно не задевая рассудка: плавать, бегать, прыгать… но разве у нас только руки и ноги? Не упражняйте же только силы, упражняйте все чувства…» «Жить не значит дышать, это значит действовать; это значит пользоваться нашими органами, нашими чувствами, нашими способностями, всеми частями нас самих… Не тот человек всех больше жил, который насчитывает наибольшее число лет, а тот, который всех больше чувствовал жизнь»

Большое внимание вопросам развития у детей эстетического чувства уделял в своих работах великий чешский педагог Ян Амос Коменский. Например, в своем известном руководстве по воспитанию детей первых шести лет «Материнская школа» Я. А. Коменский, описывая, каким образом следует приучать детей к жизни, среди прочих занятий, способствующих их развитию, выделяет рисование и музыку, которая необходима детям для того, чтобы «их слух и сердце услаждались созвучием и гармонией…».

Джон Локк, выдвинув тезис о решающем значении воспитания в формировании личности, на первый план поставил вопросы физического воспитания, телесного и духовного закаливания детей. Так, говоря о гармоничности здорового духа в здоровом теле, он считал, что это «полное описание счастливого состояния в этом мире». «Кто обладает и тем и другим, тому остается желать немногого; а кто лишен хотя бы одного, того лишь мало может компенсировать, что бы то ни было иное».

Иоганн Генрих Песталоцци, являясь создателем теории элементарного образования, также настаивал на гармоническом развитии всех сил и способностей человека. Он писал, что необходимо развивать силы ребенка к наблюдению и речи через «наблюдение им самого себя, своего тела».

Проблема единства и взаимосвязи эстетического и физического воспитания отражена и в трудах немецкого философа И. Канта. Он рассматривал проблему взаимосвязи между чувством и действием, пытался показать, как этическое связано с эстетическим.

Один из исследователей эстетики спорта Остероуд, анализируя эстетические взгляды Гегеля, приходит к выводу, что философ рассматривал спорт как вид искусства.

Дошкольное детство — период оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. В то же время это важный этап в формировании здоровья, общей выносливости и работоспособности, двигательных навыков и умений. Эстетическое воспитание в детском саду осуществляется в различных видах деятельности: музыкальной, изобразительной, театрализованной, художественно-речевой, а также через ознакомление с окружающим миром и др.

Основными задачами эстетического воспитания являются: формирование и развитие способности ребенка к эстетическому восприятию и переживанию, способности к творчеству по законам красоты к созданию эстетических ценностей.

В монографии «Система эстетического воспитания» под редакцией Н. А. Ветлугиной авторы ставят перед воспитателями задачу — научить детей воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное в жизни и в искусстве, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности. Н. А. Ветлугина устанавливает связь между эстетическими чувствами и различными видами движений. Так, она рекомендует применять танцевальные упражнения, игры, которые помогают развивать чувство ритма, красоту, легкость, грациозность, точность, изящество, а также улучшают осанку, координацию, амплитуду движений.

Яркие художественные произведения способны вызывать глубокие чувства, эмоциональный отклик, воздействуя на эстетическую сторону души, становятся источником и средством воспитания (Н. А. Ветлугина, И. А. Дзержинская, Л. Н. Комиссарова, Л. С. Фурмина). Известный детский художник Леонид Владимирский говорит о том, что очень важно, какие книги дети читают в детстве и с какими картинками. Он считает, что «детские книжки — это первая Третьяковская галерея для ребенка», поскольку прежде чем ребенок попадет в музеи, на выставки, посмотрит альбомы по искусству, первая его встреча с прекрасным состоится в процессе знакомства с книгой.

Музыкальное воспитание — важная составная часть эстетического воспитания в детском саду. Многие педагоги указывают, что музыка, кроме эстетических задач, решает и задачи физического развития. Специальные физиологические исследования выявили влияние музыки на различные функциональные системы человека.

Рядом исследований было показано, что восприятие музыки ускоряет сердечные сокращения, повышает темп респирации. Было обнаружено усиливающее действие музыкальных раздражителей на пульс, дыхание в зависимости от высоты, силы звука и тембра (И. М. Догель, И. Р. Тарханов). Частота дыхательных движений и сердцебиения изменяется в зависимости от темпа, тональности музыкального произведения. В.М Бехтерев, подчеркивая эти особенности, доказал, что если установить механизмы влияния музыки на организм, то можно вызвать или ослабить возбуждение. Под действием музыки изменяется тонус мышц, моторная активность (И. Н. Спиртов, Б. Г. Ананьев и др.). Физиологическое воздействие музыки на человека основано на том, что нервная система, а с ней и мускулатура, обладают способностью усвоения ритма. Музыка как ритмический раздражитель стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и в вегетативной сфере. Между ритмом движения и ритмом внутренних органов существует определенная связь.

Одним из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях, являются музыкально-ритмические движения.

Впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог, пианист и композитор Эмиль Жак-Далькроз. Его система ритмического воспитания получила широкое распространение. Метод Далькроза основан на использовании специально подобранных тренировочных упражнений, направленных на развитие у детей музыкального слуха, памяти, внимания, ритмичности, пластичной выразительности движений. Э. Далькроз доказал, что возможно перевести музыкальный ритм в пластические движения человеческого тела, поскольку ритм музыки теснейшим образом связан с моторной, мышечной реактивностью человека. Именно им впервые был введен термин «ритмическая гимнастика». Далькроз считал, что необходимо обучать всех детей ритмической гимнастике и развивать в них глубокое «чувствование», проникновение в музыку, творческое воображение, формировать умение выражать себя в движениях.

Параллельно с направлением Э. Далькроза шло развитие системы Франсуа Дельсарта, который пытался установить определенную взаимосвязь между эмоциональными переживаниями человека, навеянными музыкой и его жестами, мимикой. Работы Дельсарта и его последователей легли в основу теории выразительного движения и оказали влияние на развитие балета, пантомимы, послужив фундаментом ритмопластических движений.

Широкое распространение система музыкальных движений получила в нашей стране. Большой вклад в развитие ритмики внесли ученица Далькроза Н. Г. Александрова и ее последователи — В. А. Гринер, М. А. Румер, Е. А. Румер, Е. В. Конорова, Н. П. Збруева, Н. А. Метлов, В. Е. Яновская, З. К. Шушкина и др.

Еще И. М. Сеченов подчеркивал, что «слуховые ощущения имеют перед другими то важное преимущество, что они уже в раннем детстве ассоциируются самым тесным образом с мышечными — в груди, гортани, языке и губах, т.е. с ощущениями при собственном разговоре». Об этой связи слуховых ощущений с мышечными И. М. Сеченов упоминает и при характеристике музыкальных ощущений. Таким образом, указывая на связь слухового и мышечного анализаторов, И. М. Сеченов подчеркивал, что обучать музыкальным навыкам — значит обучать движениям.

А. Н. Крестовников в книге «Очерки по физиологии физических упражнений» указывает на влияние музыки на функциональную деятельность человеческого организма. Так, например, выполнение движений в сопровождении музыки характеризуется несколько большей деятельностью дыхательного аппарата, увеличением амплитуды и глубины дыхания, а также повышенным поглощением кислорода.

В работе выдающегося русского ученого В. М. Бехтерева «Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства» констатируется наличие динамики музыкального переживания ребенка. Как было установлено, вначале заметное воздействие на маленького ребенка оказывает ритм, а затем уже звуковысотные сочетания и тембр, поэтому музыкальное развитие целесообразно осуществлять с помощью разнообразных видов движения путем постепенного усложнения музыкального материала.

Наблюдения показали, что особенно сильное влияние оказывает музыка на эмоциональную сферу ребенка, повышая его интерес к занятиям, создает бодрое радостное настроение.

Музыка оказывает положительное влияние и на формирование двигательных навыков у детей. Особенно это заметно в движениях, требующих согласованности, ритмичности при их выполнении. Так, в ходьбе и беге, проводимых под музыку, у детей уменьшалась свойственная им неравномерность длины шага. Протяженность мелодии, ритм музыки помогали им лучше соразмерять свои движения с заданным темпом. Обследования по другим видам движений (подпрыгивание, подбрасывание и ловля мяча) также свидетельствуют, что музыка, ярко выявляющая характер движения, помогает более правильному их выполнению.

По мнению Б. М. Теплова, восприятие музыки в раннем возрасте «совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими временной ритм музыки».

Таким образом, музыка способна вызвать импульсивные отклики в движении ребенка.

В работах о музыкально-ритмическом воспитании Н. Г. Александровой, М. А. Румер, В. А. Гринер, Н. А. Ветлугиной, А. В. Кенеман, А. Н. Зиминой и др. отмечается, что связь между музыкой и движением не ограничивается их согласованностью общего характера. Развитие музыкального образа, сопоставление контрастных и сходных музыкальных построений, ладовая окрашенность, особенности ритмического рисунка, динамических оттенков, темпа — все это отражается в движении. Поэтому основным программным требованием в развитии музыкально-ритмических движений, по мнению исследователей, является передача в движении характера произведения.

Как отмечает Н. А. Евстратова, движения вытекают из музыки и с ней согласовываются. Музыка отражает характер движения, которое, в свою очередь, способно передать характер музыкального произведения. Движения под музыку, таким образом, способствуют физическому развитию и оздоровлению детей, в частности, в формировании правильной осанки, регулировании физической нагрузки, развитии умений в основных движениях и таких физических качеств, как выносливость, гибкость, ловкость, координация и точность движений.

На важную роль музыкально-ритмических занятий в эстетическом и физическом воспитании дошкольников указывается в работах Н. А. Ветлугиной, Т. Т. Ротерс, Е. П. Раевской, Г. Н. Соболевой, З. Н. Ушаковой, С. И. Бекиной, Т. П. Ломовой, Е. Н. Соковниной и др.. Движение развивает эмоциональность и образность восприятия музыки, чувство ритма, мелодический и гармонический слух, ощущение музыкальной формы. Движения, органически связанные с содержанием произведения, способствуют целостному его восприятию. С другой стороны, наряду с задачами эстетического воспитания, в процессе музыкально-ритмических занятий решаются задачи общего физического развития, оздоровления. У детей совершенствуется координация движений, улучшается осанка, повышается тонус, что создает бодрое, радостное настроение и благоприятно сказывается на состоянии организма в целом.

Однако задачи той и другой работы различны. В физическом воспитании движение служит средством развития организма ребенка, исправления физических недостатков, привития ему ряда жизненно необходимых навыков. На музыкальных занятиях движение является средством выразительности, с помощью которого дети учатся передавать характер музыкального образа.

Определенную связь между эстетическим и физическим воспитанием можно проследить на занятиях по изобразительной деятельности.

В. Б. Косминская отмечает, что занятия по изобразительной деятельности, кроме умственного, нравственного, эстетического воспитания, способствуют и физическому развитию, в том числе поднятию жизненного тонуса, созданию бодрого, жизнерадостного настроения. В процессе изобразительной деятельности активно формируется зрительная память ребенка, развивается мускулатура кисти и пальцев, вырабатывается правильная посадка.

Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова также отмечают, что, производя то или иное движение в рисовании, ребенок испытывает мышечнодвигательные ощущения: он чувствует положение карандаша в руке, силу сжимания и разжимания рычагов ножниц, воспринимает движение руки с карандашом по бумаге, силу давления на комок глины при раскатывании. Также дошкольники начинают осознавать зависимость изображения от производимого движения, зависимость качества и характера изображения от качества и характера движения.

Физическое воспитание и его связь с эстетическим

Известно, что движения оказывают эффективное влияние на все без исключения психические функции. В специальных исследованиях отечественных и зарубежных психологов (Выготский Л. С., Запорожец А. В., Фарфель В. С., Пиаже Ж. и др.) показано наличие прямой корреляции между количеством и качеством двигательной активности и проявлениями восприятия, памяти, мышления и эмоций у детей разного возраста. Движения влияют на состояние психики и степень разносторонности развития ребенка (Гуркина А. П., Литвинова Е. Н.).

Крупнейший ученый-педагог, доктор медицины и хирургии, основоположник отечественной теории физического воспитания П. Ф. Лесгафт признавал физическое развитие только во взаимосвязи с умственным, нравственным и эстетическим развитием. Процесс выполнения физических упражнений П. Ф. Лесгафт рассматривал как единый одновременный процесс духовного и физического совершенствования. Он отмечал, что «нравственное (этическое) и эстетическое развитие человека явится само собой, как наследствие строго проведенного умственного и физического образования».

Занятия физической культурой предоставляют неограниченные возможности для эстетического воспитания личности. В самом содержании физической культуры заложены предпосылки для раскрытия, совершенствования лучших человеческих качеств, активности и творчества. Это, прежде всего, воспитание умения воспринимать и понимать прекрасное в движениях человеческого тела, в совершенстве его линий, форм, развитие выносливости, силы, ловкости, проявление воли, характера, упорства, мужества, смелости.

В работах о физическом воспитании П. А. Рудика, В. В. Белорусовой, Г. И. Кукушкина и др. отмечается его органичная связь с эстетическим. Так, в работе «Теория физического воспитания» под ред. Г. И. Кукушкина, П. И. Жукова, И. М. Коряковского были отмечены следующие стороны данной взаимосвязи:

— в процессе физического воспитания формируются определенные нравственно-эстетические качества;

— прекрасен облик гармонично развитого человека;

— важно умение объективно понимать и оценивать прекрасное и стремиться к нему.

Н. В. Алябьева выделяет следующие задачи эстетического воспитания, решаемые на занятиях физической культурой:

— развитие способности эстетически воспринимать и правильно оценивать красоту в сфере физической культуры;

— формирование эстетики, культуры в отношениях детей друг с другом и воспитателями.

Исследователь подчеркивает эстетическую сторону физических упражнений — естественность, свободу, непринужденность, раскрепощенность, ритмичность, выразительность движений, правильную осанку. В работе со старшими дошкольниками акцент делается на качество выполнения, изящество и грацию движений. С этой целью привлекается широкий арсенал упражнений под музыкальное сопровождение.

Как отмечают многие исследователи (Т. И. Осокина, В. Г. Фролов, Е. А. Тимофеева, Л. С. Фурмина, Э. Я. Степаненкова и др.), одним из важных средств воспитания эстетического вкуса является окружающая обстановка: инвентарь, оборудование, красивая спортивная форма. Кроме того, занимаясь на воздухе, дети приобщаются к красоте природы.

Мысль о тесной взаимосвязи физического и эстетического воспитания нашла отражение в учебном пособии А.В.Кенеман, Д.В.Хухлаевой «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста». В нем авторы указывают на то, что в процессе физического воспитания, кроме задач укрепления здоровья, закаливания организма, всестороннего физического развития, следует поощрять развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать и правильно оценивать прекрасное, «воспитывать стремление к эстетически оправданному поведению, непримиримости по отношению к грубому в действиях, словах, поступках». Иначе говоря, авторы говорят о необходимости развития у дошкольников «эстетики движений», включая в это понятие точность, слаженность, ловкость, выразительность.

Рассматривая вопрос об использовании музыки на физкультурных занятиях, А.В.Кенеман и Д.В.Хухлаева пишут: «Введение музыки в подвижные игры должно прежде всего оправдывать ее эстетически воспитательную роль: важно, чтобы дети двигались в соответствии с характером и формой музыкальных произведений, в противном случае могут разрушаться образовавшиеся у них навыки».

Ряд авторов отмечают прямую связь между эстетическим воспитанием и выработкой правильной осанки у детей, при этом подчеркиваются такие качества, как грациозность, изящность, естественность, непринужденность (А. И. Фомина, М. Н. Воротова, Б. Шор, Е. П. Стромская, Т. В. Бубнова, Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Л. Н. Комиссарова, Л. С. Фурмина и др.).

Во многих работах обращается внимание на существование тесной взаимосвязи между эстетическим развитием, воображением и творческими способностями. Некоторыми исследователями было установлено, что такая связь отмечается и в результате обучения движениям (Р. И. Жуковская, Е. М. Дубянская, В. С. Мухина, В. Т. Кудрявцев, Н.Н.Ефименко и др.).

Таким образом, физическое и эстетическое воспитание не только возможно соединить, но такое соединение даст двухсторонний положительный эффект. С одной стороны, физическое воспитание будет создавать реальную базу для возникновения и упрочения многообразных эстетических переживаний. С другой стороны, эстетическое воспитание будет направлять, как бы «одухотворять», облагораживать физическое совершенствование.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Здоровый дошкольник. Интеграция физического и эстетического воспитания предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я