Комментарий к Федеральному закону от 4 мая 2011 г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (постатейный)

А. Н. Борисов, 2022

Книга представляет собой четвертое издание постатейного комментария к Федеральному закону от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в редакции внесенных в него изменений, в том числе Федеральными законами от 6 декабря 2021 г. № 4ОЗ-ФЗ и от 30 декабря 2021 г. № 490-ФЗ. Проведен сравнительный анализ с положениями «предшественника» -Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Использован самый широкий круг законодательных и иных нормативных правовых актов РФ. Четвертое издание книги обусловлено внесением концептуальных изменений в комментируемый Закон Федеральным законом от 27 декабря 2019 г. № 478-ФЗ в рамках внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности (изменения вступили в силу с 1 января 2021 г.) и Федеральным законом от 11 июня 2021 г. № 170-ФЗ в связи с принятием Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (подавляющая часть изменений вступила в силу с 1 марта 2022 г.). Книга предназначена, прежде всего, для правоприменителей – руководителей и работников организаций, индивидуальных предпринимателей, являющихся лицензиатами и соискателями лицензий, а также должностных лиц лицензирующих органов. Книга также будет полезна всем, кто интересуется вопросами регулирования лицензирования отдельных видов деятельности в России. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Комментарий к Федеральному закону от 4 мая 2011 г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (постатейный) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Введение

В период формирования нового российского законодательства, т. е. на рубеже 90-х гг. прошлого века, лицензирование отдельных видов деятельности устанавливалось нормативными правовыми актами различной юридической силы — законами, указами, постановлениями. В этой сфере действовало около 150 нормативных актов, принятых только на уровне России. При этом в законодательстве отсутствовали определение лицензирования и общие правовые нормы, регламентирующие этот процесс. Это приводило к недопустимому расширению перечня видов деятельности, подлежащих лицензированию, чрезмерному ужесточению требований к лицензиату, завышению лицензионных сборов, что отрицательно сказывалось на развитии малого бизнеса и экономических реформ в целом.

Частично эти проблемы были решены Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. № 1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности»[18] (признано утратившим силу Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. № 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности»[19]), которым в целях проведения единой государственной политики в области лицензирования отдельных видов деятельности и обеспечения защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства были утверждены Порядок ведения лицензионной деятельности и Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, и органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности.

С 1 января 1995 г. вступила в силу часть первая ГК РФ, в п. 1 ст. 49 которой устанавливалось, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). В связи с этим в п. 19 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»[20] разъяснялось, что после введения в действие данного Кодекса виды деятельности, подлежащие лицензированию, могут устанавливаться только законом. После внесения Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ[21] изменений в п. 1 ст. 49 ГК РФ установлено, что в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Приведенная норма п. 1 ст. 49 ГК РФ в первоначальной редакции явилась основанием для разработки законопроекта, который внесен в Государственную Думу Правительством РФ (проекту присвоен № 96019399—2) и который принят в качестве Федерального закона от 25 сентября 1998 г. № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон 1998 г. о лицензировании). В качестве целей законопроекта в Пояснительной записке к нему декларировалось обеспечение единой государственной политики в области лицензирования, установление общих правовых и организационных основ ведения лицензионной деятельности, а также обеспечение тем самым государственного контроля за деятельностью в области лицензирования в целях защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства.

В свою очередь, в целях упорядочения и упрощения порядка лицензирования на территории РФ, определения единого предельного перечня лицензируемых видов деятельности и сокращения числа лицензируемых видов деятельности разработан новый законопроект, который внесен в Государственную Думу также Правительством РФ (проекту присвоен № 76645—3) и который принят в качестве Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон 2001 г. о лицензировании) на смену Закона 1998 г. о лицензировании. Разработчиками указанного законопроекта отмечалось, что ключевым условием развития экономики является усиление предпринимательской активности, устранение административных барьеров на пути ведения бизнеса, создание режима максимального благоприятствования для его развития; недостатки, сложившиеся в сфере осуществления лицензирования отдельных видов деятельности, превратили процесс получения лицензии в один из таких барьеров; лицензирование как одна из важных форм государственного регулирования должно препятствовать вхождению в рынок неподготовленных и недобросовестных хозяйствующих субъектов и призвано служить защите законных интересов граждан, обороне и безопасности государства.

Наконец, Планом мероприятий по реализации Программы развития конкуренции в Российской Федерации на 2009–2012 годы, утв. распоряжением Правительства РФ от 19 мая 2009 г. № 691-р «Об утверждении Программы развития конкуренции в Российской Федерации»[22] и Планом мероприятий по совершенствованию государственного управления в 2009–2010 годах, утв. распоряжением Правительства РФ от 3 декабря 2009 г. № 1862-р[23], в рамках подготовки предложений по унификации порядка лицензирования видов деятельности, упрощению процедур лицензирования, дальнейшему сокращению перечня лицензируемых видов деятельности была запланирована разработка новой редакции Закона 2001 г. о лицензировании.

Такой законопроект разработан с учетом результатов мониторинга влияния мер государственного регулирования, связанных с лицензированием, на развитие предпринимательства, проведенного в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 3 мая 2006 г. № 639-р[24] в период с 2006 по 2008 г., выявившего ряд проблем в действующей системе лицензирования. Законопроект внесен в Государственную Думу также Правительством РФ (проекту присвоен № 414451—5) и принят в качестве Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — комментируемый Закон) на смену Закона 2001 г. о лицензировании.

В Пояснительной записке к указанному законопроекту отмечалось, в частности, следующее:

из-под действия Закона 2001 г. о лицензировании выведено лицензирование в 13 сферах деятельности, в которых оно осуществляется в соответствии с иными федеральными законами. Порядок лицензирования конкретных видов деятельности, установленный иными законами, позволяет лицензирующим органам по своему решению не только приостанавливать действие лицензии, но и аннулировать ее. Кроме того, стоимость лицензии в этих случаях во много раз превышает стоимость лицензии, которая предоставляется в соответствии с Законом 2001 г. о лицензировании. Увеличение финансовых затрат на получение такой лицензии обусловлено необходимостью соискателем лицензии и лицензиатом оплачивать проведение экспертиз и получение различного рода заключений. Во многих законах отсутствует возможность продления срока действия лицензии, в том случае если продление предусмотрено, то оно проводится в порядке получения лицензии, что также приводит к значительному увеличению финансовых затрат. Практически во всех законах, устанавливающих иной по сравнению с Законом 2001 г. о лицензировании порядок лицензирования, отсутствует норма об установлении исчерпывающих перечней лицензионных требований и документов, представляемых соискателями лицензии. В результате лицензирующие органы по своему усмотрению принимают решение о необходимости соблюдения того или иного требования или представления документов, при этом перечни требований и документов могут изменять также по своему усмотрению. Анализ законодательства РФ, регулирующего вопросы лицензирования отдельных видов деятельности, и практика его применения показали возможность применения единого унифицированного порядка лицензирования;

учитывая специфику осуществления лицензирования видов деятельности в отдельных сферах, в качестве переходного периода проектом Закона сохранены некоторые положения, обеспечивающие более плавный переход к общему порядку лицензирования в таких сферах. В частности, в шести сферах деятельности порядок лицензирования, установленный федеральными законами, регулирующими отношения в биржевой деятельности, страховой деятельности, деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, деятельности инвестиционных и негосударственных пенсионных фондов, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, сохраняется без изменений. Вместе с тем в семи сферах деятельности в отношении осуществления лицензирования в области использования атомной энергии, предоставления услуг связи, телевизионного и радиовещания, частной детективной (сыскной) деятельности и частной охранной деятельности, образовательной деятельности по реализации основных и дополнительных образовательных программ различного уровня и направленности, а также по реализации программ профессиональной подготовки в законах, регулирующих указанные отношения, могут быть установлены особенности лицензирования;

проектом Закона определяются и разграничиваются полномочия органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ в области лицензирования. При этом предусматривается, что полномочия по лицензированию органами исполнительной власти субъектов РФ могут осуществляться только в случае делегирования им в установленном законом порядке полномочий России в этой сфере государственного регулирования;

одним из важных положений проекта Закона является дальнейшее сокращение перечня лицензируемых видов деятельности в связи с наличием иных методов регулирования, в том числе аккредитации, аттестации специалистов, контроля и надзора за соблюдением требований технических регламентов, включая обязательную сертификацию и декларирование соответствия продукции. В частности, предлагается отменить лицензирование следующих видов деятельности с одновременным введением уведомительного порядка начала предпринимательской деятельности: по изготовлению протезно-ортопедических изделий по заказам граждан, по производству и реализации специального игрового оборудования, по обеспечению авиационной безопасности, по изготовлению и ремонту средств измерений, по экспонированию и коллекционированию оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию, деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), медицинской и фармацевтической деятельности. Лицензирование деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники предлагается отменить с момента вступления в силу соответствующих технических регламентов;

проектом Закона предусматривается новое определение наименований многих подлежащих лицензированию видов деятельности, направленное на исключение возможности произвольного толкования составляющих их содержание работ и услуг. Многие самостоятельные виды лицензируемой деятельности объединены по сферам экономической деятельности, в наименовании укрупненных по сферам деятельности видов лицензируемой деятельности указываются составляющие их работы и услуги. Исчерпывающие перечни таких работ и услуг будут устанавливаться в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемых Правительством РФ. Таким образом, при сокращении общего числа лицензируемых видов деятельности расширяется возможность выбора хозяйствующим субъектом конкретных работ и услуг, которые он планирует осуществлять при получении лицензии. Соответственно, сокращаются его издержки, связанные с необходимостью получения нескольких лицензий;

проектом Закона также вводятся нормы, направленные на совершенствование процедур лицензирования. В частности, устанавливается бессрочное действие лицензии, что позволит исключить процедуру продления срока ее действия и, соответственно, снизить финансовые и материальные издержки лицензиатов. При необходимости действие лицензии может быть прекращено по заявлению лицензиата. Лицензии, полученные до вступления в силу Закона, по истечении срока их действия по заявлению лицензиата станут бессрочными;

проектом предусматривается уточнение и дополнение понятийного аппарата. Вводится определение «место осуществления лицензируемого вида деятельности». При отсутствии четкого определения такого объекта в лицензию должны были быть вписаны все объекты, на которых или в которых осуществлялись лицензируемые виды деятельности. Требование о внесении таких объектов в документ, подтверждающий наличие лицензии, и необходимость его переоформления при изменении адресов этих объектов приводили к тому, что в данном документе указывались в том числе здания и сооружения, не принадлежащие лицензиату и на которых (в которых) он только оказывал услуги (например, оказание услуг охраны или транспортных услуг). В целях исключения указанной правовой коллизии проектом Закона предусмотрено, что в лицензию могут быть вписаны только объекты, принадлежащие лицензиату на любом законном основании и имеющие почтовый адрес, а также к ним должны быть установлены лицензионные требования;

в проекте Закона реализуются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»[25]в части установления особенностей организации и проведения лицензионного контроля. Предметом лицензионного контроля устанавливается определение возможности соблюдения соискателем лицензии лицензионных условий, лицензиатом — соблюдения лицензионных требований. Лицензиат в плановом порядке будет проверяться по истечении одного года со дня принятия решения о выдаче ему лицензии, поскольку именно в первый год велики риски нанесения им ущерба при осуществлении лицензируемого вида деятельности. В дальнейшем лицензиат будет проверяться в обычном порядке — по истечении трех лет со дня окончания последней плановой проверки;

проектом Закона установлен перечень прав и обязанности должностных лиц лицензирующих органов, а также предусмотрено, что в случае несоблюдения своих обязанностей данные лица несут ответственность в соответствии с законодательством РФ;

в целях упрощения документооборота при лицензировании проектом Закона предусматривается, что с 1 января 2011 г. соискатель лицензии и лицензиат будут вправе направлять в лицензирующий орган заявления и документы для получения и переоформления лицензии, а также получать уведомления и другие документы, направление которых предусмотрено проектом Закона, в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, в порядке, установленном Правительством РФ;

с 1 января 2011 г. лицензирующий орган должен осуществлять в электронной форме некоторые процедуры лицензирования, например получение заключений федеральных органов исполнительной власти, предоставление которых предусмотрено законодательством РФ, формирование лицензионного дела, реестра лицензий, информационного ресурса по вопросам лицензирования;

в целях своевременного выявления проблем лицензирования проектом Закона предусматривается проведение ежегодного мониторинга эффективности лицензионной деятельности органов государственной власти на основе единых показателей эффективности и методики их расчета;

проект Закона направлен на упорядочение системы лицензирования на территории РФ, исключение возможности применения множества правовых норм, регламентирующих процедуры лицензирования. Принятие Закона позволит сократить масштабы административного влияния на предпринимательскую деятельность, связанного с лицензированием;

дополнительных расходов федерального бюджета, необходимых для реализации предусматриваемых проектом Закона положений, не потребуется.

За время действия комментируемого Закона в его положения вносились изменения более чем 40 законодательными актами. Наиболее значимые изменения, носящие концептуальный характер, внесены Законом 2019 г. № 478-ФЗ в рамках внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности (изменения вступили в силу с 1 января 2021 г.) и Законом 2021 г. № 170-ФЗ в связи с принятием Закона 2020 г. о государственном контроле (подавляющая часть изменений вступила в силу с 1 марта 2022 г.).

Законом 2019 г. № 478-ФЗ в рамках внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности внесены изменения в ряд законодательных актов РФ. В пояснительной записке к проекту указанного Закона отмечалось следующее:

законопроект разработан в целях совершенствования лицензионной деятельности в России в части перевода лицензирования в электронную форму. Законопроект предусматривает внедрение «реестровой модели» в сфере лицензирования отдельных видов деятельности. В частности, предполагается отказ от предоставления лицензий в бумажном виде в пользу внесения записи о предоставлении лицензии в реестр лицензий. Ознакомление заинтересованных лиц с фактом наличия у заявителя лицензии осуществляется посредством обращения к соответствующим реестрам лицензий, которые являются открытыми и общедоступными;

действующими положениями ст. 21 комментируемого Закона предусмотрен свободный доступ к сведениям, содержащимся в реестрах лицензий. При этом данным Законом установлено, что свободный доступ к сведениям, содержащимся в реестрах лицензий, ограничивается в интересах сохранения государственной или служебной тайны в соответствии с законодательством РФ. Законопроект не предполагает раскрытия каких-либо иных сведений, помимо информации, предусмотренной комментируемым Законом;

принятие проекта федерального закона позволит значительно упростить процедуры лицензирования и получения информации о лицензировании для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также приведет к уменьшению документооборота в данной сфере. При этом за получение выписки из реестра лицензий в виде электронного документа предлагается не взимать государственную пошлину.

Законом 2021 г. № 170-ФЗ в связи с принятием Закона 2020 г. о государственном контроле (данный Закон заменил собой Закон 2008 г. о защите прав при осуществлении государственного контроля) внесены изменения в ряд законодательных актов РФ. В отношении изменений, внесенных в комментируемый Закон, разработчиками их проекта отмечалось следующее:

в целях адаптации к новым подходам государственного контроля (надзора) вносятся изменения в комментируемый Закон. С учетом сфер действия Закона 2008 г. о защите прав при осуществлении государственного контроля и Закона 2020 г. о государственном контроле положения законопроекта в сфере лицензирования направлены на систематизацию действующего отраслевого законодательства, предусматривающего осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением лицензионных требований;

продолжает осуществляться в соответствии с нормами Закона 2008 г. о защите прав при осуществлении государственного контроля государственный контроль (надзор) в отношении семи лицензируемых видов деятельности, государственный контроль (надзор) в отношении одного лицензируемого вида деятельности (частная охранная деятельность) осуществляется в соответствии с отраслевым законодательством;

государственный контроль (надзор) в отношении остальных предусмотренных комментируемым Законом лицензируемых видов деятельности осуществляется в соответствии с Законом 2020 г. о государственном контроле. При этом в отношении 18-ти лицензируемых видов деятельности осуществляется самостоятельный федеральный государственный лицензионный контроль, в отношении остальных лицензируемых видов деятельности проверка соблюдения лицензионных требований осуществляется в рамках отдельных видов федерального государственного контроля (надзора) в соответствии с федеральными законами о видах контроля;

к главным изменениям, в частности, относится замена оценкой соответствия лицензионным требованиям, проводимой в качестве государственной услуги, внеплановой проверки соискателя лицензии или в случае изменения условий лицензии лицензиата. Данное изменение обусловлено тем, что осуществление контрольных (надзорных) мероприятий предполагается в отношении лиц уже на стадии осуществления ими конкретной деятельности. Вместе с тем, оценка соблюдения лицензионных требований при получении лицензии происходит до начала осуществления лицензируемого вида деятельности;

законопроект с учетом положений Закона 2020 г. о государственном контроле предусматривает возможность установления процедуры периодического подтверждения соответствия лицензиата лицензионным требованиям с исключением проведения в этом случае плановых проверок. Процедура периодического подтверждения соответствия предусмотрена в отношении пяти лицензируемых видов деятельности, среди которых производство лекарственных средств, деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, иные виды деятельности;

предлагаемые законопроектом изменения также направлены на развитие реестровой модели в сфере лицензирования. В частности предусматривается: замена процедуры переоформления лицензии на процедуру внесения изменений в реестр лицензий; переход на предоставление исключительно бесплатных электронных выписок из реестра лицензий; возможность принятия лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии в электронном формате посредством утверждения вносимой в реестр лицензии записи о предоставлении лицензии; возможность ведения лицензионного дела в электронном формате в информационной системе, в которой ведется реестр лицензий; возможность внесения изменений в реестр лицензий (например, в случае изменения адреса места нахождения лицензиата, номера телефона, адреса электронной почты и т. д.) посредством использования информационной системы, в которой ведется реестр лицензий, непосредственно лицензиатом;

законопроектом устанавливается приоритет электронной подачи в лицензирующий орган заявления о предоставлении лицензии, о внесении изменений в реестр лицензий;

принимая во внимание специфику лицензируемых видов деятельности, законопроектом уточняется понятие «место осуществления лицензируемого вида деятельности», поскольку такое место может идентифицироваться не только адресом, но и иными данными (например, кадастровый номер участка или координаты);

среди преимуществ, устанавливаемых законопроектом для соискателей лицензии и лицензиатов, предусматривается: возможность сокращения срока предоставления лицензии; предоставление лицензии в отношении части работ, услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, если выявлено несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям в отношении отдельных из заявляемых работ, услуг; упрощенный для лицензиатов порядок внесения изменений в реестр лицензий в случае изменения наименования лицензируемого вида деятельности, перечня работ, услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, а также в случае переименования географического объекта, переименования улицы, площади или иной территории, изменения нумерации, в том числе почтового индекса; возможность приостановления действия лицензии в части работ, услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности и осуществляемых лицензиатом;

также предусматривается сохранение лицензии лицензиата в случае его реорганизации в форме присоединения к другому юридическому лицу;

необходимо отметить, что предусмотренные изменения направлены, в том числе, на реализацию мероприятий общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике, одобренного на заседании Правительства РФ 23 сентября 2020 г., и предусматривающего снижение административной нагрузки для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере лицензирования;

положения законопроекта в сфере лицензирования затронут 52 лицензируемых вида деятельности, входящих в сферу действия комментируемого Закона, в том числе два вида деятельности, которые осуществляются органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с собственными полномочиями, а также четыре вида деятельности, которые осуществляются субъектами РФ в рамках исполнения ими переданных полномочий России;

применение законопроекта охватывает порядка 600 тысяч лицензий, выданных федеральными лицензирующими органами и лицензирующими органами исполнительной власти субъектов РФ. Наиболее массовыми сферами, которых коснутся положения законопроекта о лицензировании, являются образовательная деятельность (120 тыс. лицензий), медицинская деятельность (103,5 тыс. лицензий), перевозки пассажиров автомобильным транспортом (64,8 тыс. лицензий) и фармацевтическая деятельность (62,4 тыс. лицензий).

4 мая 2011 года

№ 99-ФЗ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(в ред. Федеральных законов от 18 июля г. 2011 № 242-ФЗ, от 19 октября 2011 г. № 283-ФЗ, от 21 ноября 2011 г. № 327-ФЗ, от 25 июня 2012 г. № 93-ФЗ, от 28 июля 2012 г. № 133-ФЗ, от 4 марта 2013 г. № 22-ФЗ, от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ, от 21 июля 2014 г. № 255-ФЗ, от 14 октября 2014 г. № ЗО7-ФЗ, от 29 декабря 2014 г. № 458-ФЗ, от 31 декабря 2014 г. № 519-ФЗ, от 29 июня 2015 г. № 160-ФЗ, от 13 июля 2015 г. № 213-ФЗ, от 13 июля 2015 г. № 216-ФЗ, от 13 июля 2015 г. № 263-ФЗ, от 27 октября 2015 г. № 292-ФЗ, от 30 декабря 2015 г. № 430-ФЗ, от 30 декабря 2015 г. № 431-ФЗ, от 29 июля 2017 г. № 216-ФЗ, от 29 декабря 2017 г. № 451-ФЗ, от 31 декабря 2017 г. № 5ОЗ-ФЗ, от 29 июля 2018 г. № 249-ФЗ, от 3 августа 2018 г. № 316-ФЗ, от 3 августа 2018 г. № 323-ФЗ, от 30 октября 2018 г. № 386-ФЗ, от 27 декабря 2018 г. № 498-ФЗ, от 15 апреля 2019 г. № 54-ФЗ, от 17 июня 2019 г. № 148-ФЗ, от 26 июля 2019 г. № 240-ФЗ, от 2 августа 2019 г. № 282-ФЗ, от 2 августа 2019 г. № 298-ФЗ, от 27 декабря 2019 г. № 478-ФЗ, от 27 декабря 2019 г. № 481-ФЗ от 27 декабря 2019 г. № 492-ФЗ, от 18 февраля 2020 г. № 21-ФЗ, от 31 июля 2020 г. № 270-ФЗ, от 30 апреля 2021 г. № 123-ФЗ, от 30 апреля 2021 г. № 128-ФЗ, от 26 мая 2021 г. № 156-ФЗ, от 11 июня 2021 г. № 168-ФЗ, от 11 июня 2021 г. № 170-ФЗ, от 2 июля 2021 г. № 349-ФЗ, от 6 декабря 2021 г. № 403-ФЗ и от 30 декабря 2021 г. № 490-ФЗ)

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Комментарий к Федеральному закону от 4 мая 2011 г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (постатейный) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

18

СЗ РФ. 1995. № 1. Ст. 69.

19

СЗ РФ. 2002. № 9. Ст. 928.

20

РГ. 1996.13 августа. № 152.

21

pravo.gov.ru. 2014. 5 мая.

22

СЗ РФ. 2009. № 49 (ч. II). Ст. 6037.

23

СЗ РФ. 2009. № 22. Ст. 2736.

24

СЗ РФ. 2006. № 19. Ст. 2143.

25

СЗ РФ. 2008. № 52 (ч. I). Ст. 6249.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я