История восточных религий

А. М. Родригес-Фернандес, 2018

Учебное пособие по дисциплине «История восточных религий» рассчитано на студентов исторических факультетов. Оно посвящено особенностям восточных религий (преимущественно исламу) как закономерного явления в истории социальной и духовной жизни человечества. Показан процесс и обстоятельства формирования религий на Востоке с последующим воздействием их на общество. Пособие построено по проблемно-хронологическому, страноведческому принципам. Учебное пособие рекомендовано для студентов бакалавриата по направлениям подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (профиль «Историческое образование»); 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили «История и Обществознание», «История и Иностранный язык (английский)»; 46.03.01 История (профиль «Историческая политология»).

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История восточных религий предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Тема I

Основы исламского вероучения

1.1. Возникновение ислама. Догматика и культ ислама. Духовные источники ислама (лекция)

План

1. Условия возникновения ислама. Политическое положение в Аравии.

2. Коран и начало ислама. Религиозная культура и формирование исламской правовой системы.

Ислам (на арабском — покорность) — одна из наиболее распространенных мировых религий, называемая третьей мировой религией наряду с буддизмом и христианством. Мусульмане (откуда ее другое название — мусульманство) — ее последователи. Они составляют подавляющее большинство населения в странах Ближнего Востока.

Классическая исламская теория делит мир на две части: земля ислама — «дар аль-ислам» и земля не под контролем ислама — «дар аль-харб» (земля войны). В «дар аль-ислам» кроме мусульман могут жить «люди Писания», то есть монотеисты (христиане, евреи и т. д.), которые признают богооткровение. Эти монотеисты на территории «дар аль-ислам» называются «зимми». Им разрешено управлять собственными делами на условиях, что они принимают исламскую политическую гегемонию и платят налог «джизья».

«Люди Писания», живущие на территории «дар аль-харб», считаются «харби», то есть военные противники, так же как и «кафиры» — неверные. Признавалось, что на территории «дар аль-харб» существует политическая власть немусульман, но в теории рано или поздно эта территория должна быть поглощена «дар аль-ислам». Для этого надо вести джихад, который является обязанностью всех верующих, призванных защищать и пропагандировать свою религию. Джихад отнюдь не означает, что на практике нужно вести войну, хотя теоретически состояние войны существует между «дар аль-ислам» и «дар аль-харб». Универсализм в исламской концепции миропорядка означает «идеологическое распространение мирными средствами, а не путем насильственного проникновения».

Среди причин возникновения ислама в Хиджазе, области и оазисе Западной Аравии, в начале VII в. в первую очередь следует отметить начавшийся процесс распада родоплеменных отношений в среде аравийского населения и начало фрагментации общества. Ведь монотеистическая религия приходила на смену язычеству, представленному огромным пантеоном общеаравийских и местных племенных богов. Основателем ислама являлся Мухаммад из племени курайшитов, обитавшего в Мекке и ее окрестностях.

Главная священная книга — Коран. В роли основателя и пророка религии выступил Мухаммад. Пророк излагал свое учение в форме откровений, ниспосланных ему Аллахом. Мухаммад называл Бога не «рахманом», а Аллахом, то есть именем племенного божества курейшитов. Коран состоит из сур (глав), а суры — из аятов (стихов). Ранний период появления и развития ислама проходил в Мекке с 610 по 622 г., когда вокруг Мухаммада сплотились его первые ученики и последователи. Однако со временем проповеди Мухаммада вызвали отторжение, а затем и враждебность языческих соплеменников будущего пророка. Это стало причиной важнейшего события ранней истории ислама — бегства Мухаммада и его сподвижников из родной Мекки в область (оазис) и город под названием Ясриб, впоследствии названный Медина, куда они были приглашены местным населением. Это событие получило название «хиджра» (переосмысление, исход) и считается исходной датой мусульманского календаря. С течением времени в Медине создалась община верующих (мусульман), она формировалась главным образом по религиозной принадлежности, где кровнородственные связи не имели значения. Во главе этой общины стоял Мухаммад, выступавший в роли вероучителя, военачальника и верховного судьи мединских мусульман, получивших почетное название мухаджиров (спутников пророка по хиджре) и примкнувших к ним бедуинов Медины, прозванных ансарами (помощниками пророка).

Главный догмат ислама — единство бога-Аллаха, который, по Корану, «не родил и не рожден и никого не было равного ему» (сура 112). Мусульманин обязан проявлять покорность и терпение. Имущественное и социальное неравенство, в том числе рабство, представлены в Коране как божественные установления. Зато в загробном мире покорным и терпеливым праведникам обещаны райские наслаждения, а нечестивые грешники должны попасть в адское пламя. Чтобы воспитать у мусульман чувство постоянного преклонения и зависимости от Аллаха, Коран предписывает совершать пятикратную молитву, соблюдать пост, предпринимать паломничество в Мекку, ставшую главным священным центром ислама (второй по значимости — Медина, а третий — Иерусалим). Мусульманин обязан также платить налог — закат и делать пожертвования — садака.

Ислам, как и всякая религия, изменялся в соответствии с развитием общественных отношений. После арабских завоеваний было создано обширное мусульманское государство Халифат, названное так по титулу его правителей халифов (преемников) — светских и духовных владык мусульман. В государстве уже преобладали раннефеодальные, а позже развитые феодальные отношения. После смерти Мухаммада была создана вторая по значимости священная книга ислама — Сунна, священное мусульманское предание, состоящее из хадисов — рассказов об эпизодах жизни Мухаммада и его ближайших сподвижников, их поступков, высказываний и наставлений. Кодифицированная в IX в., Сунна стала священной литературой, дополнявшей и разъяснявшей Коран, и явилась одной из основ мусульманского права — шариата.

Антифеодальные движения крестьянских, плебейских и бедуинских масс получили свое идеологическое выражение в учениях различных мусульманских сект. Первой сектой в исламе были хариджиты, которые вели вооруженную борьбу во имя равенства всех мусульман, но проявляли свирепый фанатизм и крайнюю нетерпимость к ортодоксальным мусульманам.

Ислам распространялся в Халифате в VII–VIII вв. и встречал идеологическое сопротивление христианства, иудаизма, зороастризма и манихейства. Борьба с ними вызвала в конце VIII в. появление мутазилитов. Мутазилиты пытались ввести свое учение о наличии свободной воли у человека, но потерпели поражение в борьбе с поборниками мусульманского правоверия. Но последние в целях сохранения своего влияния на массы были вынуждены воспринять методы мутазилитов. Так создалось мусульманское богословие — калам (арабское, речь, слово). Основоположником калама считается Ашари (874–935). Уже в I в. мусульманской эры (хиджры) в исламе произошел раскол: мусульмане разделились на приверженцев двух основных направлений — суннизма и шиизма. Этот раскол был вызван борьбой за верховную власть в Халифате между двумя группировками господствующего класса. Шииты, являвшиеся меньшинством, были сторонниками четвертого «праведного» халифа Али (656–661), двоюродного брата и зятя Мухаммада (отсюда название «шииты» — партия сторонников); он стал первым шиитским имамом как родственник «посланника Аллаха». Большинство же мусульман остались суннитами, которые признавали омейядских (первая династия с центром в Дамаске), а затем аббасидских (их преемники, сделавшие столицей Багдад) халифов светскими государями и верховными духовными руководителями «общины верующих», то есть всех мусульман. С X в., в ходе распада Багдадского халифата, аббасидский халиф, лишившись политической власти, сохранил функции суннитского верховного имама, считавшегося защитником и охранителем вероучения ортодоксального ислама.

Коран и Сунна стали у суннитов основными произведениями религиозной литературы — священного писания и священного предания. В дополнение к ним, отражая процесс развития феодального общества, еще одной основой мусульманского правоведения (фикха) была признана так называемая иджма — единодушное решение мусульманских авторитетов по важному богословскому вопросу. Правоведы — факихи — составили своды мусульманского права — шариата. Применение адатов, то есть обычаев, регулировавших общественные отношения у некоторых племен и народностей, обращавшихся в ислам, было допущено наряду с нормами шариата.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История восточных религий предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я