В основу книги положены результаты многолетнего изучения автором психологии художественного творчества актеров и режиссеров. Рассматриваются вопросы природы творческой личности, ее особенностей и психологических механизмов творчества. Значительное внимание уделено методам исследования и практическим тренингам для коррекции и развития профессионально важных черт личности и психических состояний. Учебное пособие адресовано студентам творческих специальностей высших учебных заведений. В формате PDF A4 сохранен издательский макет.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Основы психологии художественного творчества предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
3
Психические составляющие творческого процесса актера
Ощущения
Ощущениями называются процессы отражения отдельных свойств предметов реального мира, непосредственно воздействующих на наши органы чувств. Ощущения являются первичной формой познания. На основе этих элементарных психических процессов строятся более сложные, — восприятия, представления, память, мышление, так или иначе связанные с ощущениями. Для возникновения ощущений необходим объект, действующий на наши анализаторы (воспринимающие аппараты).
Ощущения по своему происхождению и содержанию объективны, но по своей форме субъективны и зависят как от социальных структур личности (мотивов, направленности, профессионального опыта и знаний), так и от биологических особенностей, например, от степени развития сенсорных систем.
В анализаторах различают экстерорецепторы, анализирующие сигналы, поступающие из внешнего мира (зрительный, кожный, слуховой, обонятельный), и интерорецепторы, анализирующие внутреннюю информацию
(голод, жажда, равновесие, движение, состояние внутренних органов и т. д.).
Основным источником информации для зрительной системы, собирающего свыше 80 % информации внешнего мира, является глаз — орган зрительных ощущений, к которым относятся ощущения цвета и света. Ощущаемые нами цвета делятся на хроматические (например, цвета радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой. синий, фиолетовый) и ахроматические (белый, черный, серый). Цветовой тон, содержащий около 150 переходов, зависит от длины действующей на глаз световой волны.
Слуховая система дифференцирует слуховые ощущения. Ощущения звуков делятся на музыкальные и шумовые. Музыкальные звуки бывают простыми и сложными, состоящими из нескольких тонов. Один из этих тонов является основным, определяющим силу и высоту звука, другой — сопутствующим (обертон), определяющим своеобразие (тембр) звука. Музыкальные звуки образуются благодаря периодическим ритмическим колебаниям звуковых волн, а шумы — в результате нерегулярных колебаний.
Возможны случаи возбуждения слуховых ощущений зрительными, и наоборот.
Такое содружество индуцируемых ощущений разных сенсорных систем называется синестезией. Синестезия встречается у 12 % людей, «цветной слух» — у 4 %. Под «цветным слухом» понимается такой феномен, при котором звуковое ощущение (шум, тон, музыкальный аккорд) вызывает зрительный образ, световое или цветовое представление. Некоторые музыканты обладали ярко выраженным «цветным слухом» (А. Н. Скрябин, Н. А. Римский-Корсаков).
Большое значение, особенно в исполнительской деятельности человека, имеет развитие кинестетического, или двигательного, анализатора. Кинестетические ощущения вызываются раздражением нервных окончаний, заложенных в мышцах, суставах, связках и костях, а также возникающих в результате перемещения тела в пространстве, и обеспечивают организм необходимой информацией для осуществления координированных и сложных двигательных актов исполнителя, например, танцовщика.
К кожным ощущениям относятся осязательные, или тактильные (ощущения прикосновения, шероховатости или гладкости) и температурные. Рецепторы кожных ощущений расположены в коже и наружных слизистых оболочках.
Органом вкусовых ощущений, дающих человеку ощущение сладкого, горького, кислого, соленого, является поверхность языка и мягкая часть неба.
Обонятельные ощущения у человека тесно связаны со вкусовыми и подавлены, в отличие от животных, высокоразвитым зрением и слухом. Специальных вибрационных рецепторов у человека не обнаружено, хотя существуют вибрационные ощущения, промежуточные между слуховыми и кожными, но возникающие в результате отражения колебаний порядка 15–1500 Герц не ухом, а костью. Функционально-компенсаторное значение имеет вибрационная чувствительность в жизни лиц с аномальной и дефектной чувствительностью (глухих, слепоглухих). Существует неосознаваемое зрячими людьми, но свойственное слепым своеобразное ощущение восприятия препятствий, которое сродни локационно-слуховой чувствительности летучих мышей. Статическая, или гравитационная, чувствительность отражает положение в пространстве и связана с работой вестибулярной и зрительной систем. Состояние невесомости, например, может сопровождаться изменением работы зрительной системы (предметы расплываются или меняются в масштабе), вестибулярного аппарата, сдвигающего эмоциональное восприятие действительности (страх от падения, сменяемый чувством безмятежного счастья). Опыт космической и медицинском психологии показывает большое значение психорегулирующей тренировки в преодолении извращенной гравитации.
Степень чувствительности зависит от глубины интереса личности воспринимающего; внимание к объекту обычно увеличивает и остроту восприятия художником заинтересовавшего его объекта или явления.
Подструктура профессионального опыта личности также весьма значима. Известно, какой высокой степени чувствительности к малейшим изменениям звуков достигают музыканты. Художники различают в 10–15 раз больше оттенков цветов, чем лица, не связанные с живописью.
Приспособление органов ощущений к действующим на них раздражителям называется адаптацией. Положительной адаптацией называется увеличение чувствительности при слабом действии раздражителя, отрицательной — уменьшение чувствительности при действии сильных раздражителей. При переходе от света к темноте происходит темновая адаптация, а при обратном переходе — от темноты к свету — световая адаптация. Хуже человек адаптируется к слуховым и болевым раздражителям. В процессе человеческой деятельности происходит совершенствование ощущений, развитие органов чувств и связанных с ними восприятий.
Восприятие
Восприятия, как и ощущения, относятся к познавательным психическим процессам, но они являются более сложными по характеру отражаемой действительности, ибо отражают предметы и явления в совокупности их различных свойств, в целостности. Если ощущения обладают локальностью и мономодальностью отражаемого, то результатом элементарных процессов восприятия является прочтение целостного отражаемого образа.
Достаточно, например, посмотреть на три точки, чтобы обобщить воспринимаемое в единый треугольник. Поэтому восприятие нельзя свести к механической сумме ощущений, оно обладает полимодальностью и связано с разными свойствами объектов, а также с другими психическими процессами, прежде всего с памятью и мышлением, и опирается на прежний опыт личности. В состав воспринимаемого могут входить также представления, созданные воображением, что важно для психологии творческого труда художника. Воспринимая тот или иной предмет, мы хотя бы мысленно называем его, то есть, классифицируя, причисляем его к той или иной группе понятий. Следовательно, в восприятии могут быть задействованы механизмы мышления и речи.
Связь восприятия с вниманием и памятью отражается и в самом делении этих психических процессов на непроизвольные, вызываемые самими воспринимаемыми объектами, и произвольные, требующие определенных усилий. Систематическое и длительное произвольное восприятие называется наблюдением, а способность к систематическому длительному запрограммированному восприятию — наблюдательностью. Наблюдение дает художнику хороший результат, но оно должно исходить из какой-то поставленной цели и определенной художественной задачи. Поэтому основой успешного наблюдения является ясность поставленной художественной задачи. Не менее важна и подготовленность наблюдения. Даже многоопытный актер, отыскивая в окружающих явлениях и объектах все, что связано с изображаемым им персонажем, собирает необходимые материалы о личности героя, пополняет свои знания о нем.
Высокая активность мышления — осмысленность наблюдаемых фактов — следующий фактор наблюдательности. Наконец, планомерность, и систематичность не дают возможности упустить важные детали в ходе наблюдения.
В результате описанных условий может сформироваться творческая наблюдательность, характерной чертой которой является способность замечать в предметах и явлениях малозаметные, но весьма существенные, типичные признаки объекта или явления.
По И. П. Павлову, физиологическим механизмом восприятия является образ системы временных связей, вызываемых совокупным действием предметов, зависящих не от вида каждого раздражителя, а от своеобразия их связей, «рефлекса на отношение». Данные современной нейрофизиологии подчеркивают активный избирательный характер восприятии, в формировании которых участвуют так называемые «акцепторы действия» (аппараты контроля и сличения программ и ожидаемых результатов) и механизм антиципации («предвосхищение»), обуславливающие коррекцию обратных связей, привносящих регулирующий эффект в любую деятельность (П. К. Анохин, Н. А. Бернштейн).
В отличие от ощущений, восприятие обеспечивается интегральной деятельностью нескольких анализаторов, хотя один из них является ведущим. Восприятие аудиовизуальных средств информации (кинофильм, цветомузыкальная программа и т. п.) происходит при интенсивной мобилизации нескольких анализаторов.
Виды восприятия зависят от преобладания того или иного вида анализаторов, включенных в отражательный процесс.
Например, зрительное восприятие преобладает при осмотре выставки, слуховое — при прослушивании музыкального произведения. Восприятие классифицируется также и по видам самих воспринимаемых объектов. В этом случае говорят о восприятии пространства, времени, движения или человека человеком («социальная перцепция»).
Под восприятием пространства подразумевается восприятие форм предметов, их пространственных величин и отношений во всех трех измерениях.
Восприятие времени отражает длительность и последовательность явления или события, зависящих от смены психических процессов, например, время, заполненное малоинтересными событиями, кажется нам более длительным, а смена разнообразных и приятных событий воспринимается скоротечно («счастливые часов не наблюдают»). Негативные эмоции связаны с замедлением времени. Михаил Чехов писал, например, что смерть человека надо изображать как замедление и исчезновение чувства времени: «Актер, играющий смерть, должен в этом месте так построить ритмический и метрический рисунок своей роли, чтобы публика, следя за ним, чувствовала замедление времени и незаметно пришла к той точке, где замедленный темп как бы на минуту останавливается. И эта остановка дает впечатление смерти»[4].
Развернутое во времени изменение местоположения предмета вызывает восприятие движения. Различают восприятие относительного и абсолютного движения. Относительным движением называется такое, при котором одновременно воспринимается и движущий предмет, и неподвижная точка, мимо которой он движется. Об абсолютном движении говорят тогда, когда движущийся предмет воспринимается изолированно от других, например, в полном покое.
Восприятие обладает избирательностью, целостностью и предметностью, так называемой константностью предмета. Иногда предметы воспринимаются в неправильном, искаженном виде. Иллюзии, часто имеют место при восприятии геометрических предметов (см. рисунок 1). Нормальными являются также иллюзии фигуры и фона, где объект воспринимается то как фон, то как фигура.
Кроме нормальных иллюзий, бывают случайные, когда, например, человек, находящийся в состоянии жажды, принимает освещенную местность за озеро. Иллюзии надо отличать от галлюцинаций — патологических психических процессов.
Рис. 1. Иллюзии восприятия
А — одинаковые по величине линии кажутся разновеликими. Иллюзия создается различной направленностью «стрелок»;
Б — Линии верхней фигуры кажутся меньше из-за двояковогнутых сторон;
В — средние кружки одинаковы по размерам, но кажутся разными вследствие разновеликого обрамления
Как показал А. Р. Лурия, иллюзия зависит от условий жизни и общественно-исторической практики, в которых живет население данной культуры. Например, иллюзия, обычная для европейцев, живущих в условиях цивилизации в «прямоугольной» зрительной среде, почти отсутствует у африканцев, живущих в округлых хижинах. Не от расовых, а от социальных условий зависит иллюзия трапециевидного окна у зулусов, живущих в городе (64 % случаев), встречающаяся очень редко (14 %) у зулусов, живущих в деревне.
Гештальтпсихология (гештальт — образ), как направление структурализма, приписывает восприятию способность преобразовывать действие материальных раздражителей внешней среды, идеально реконструировать внешний мир, реализовывать формотворческие новообразования. Таким образом, восприятие отрывается о внешнего мира, замыкается в субъекте, лишается предметной детерминированности и сводится к сенсорной активности. С позиции теории отражения, предметность восприятия раскрывается как объективное качество, детерминированное особенностями воздействия предметов внешнего мира.
Восприятие может развиваться в процессе обучения и профессиональной творческой деятельности человека. Средства психорегуляции и психологическая тренировка могут способствовать развитию и укреплению способности сосредотачиваться на воспринимаемых объектах или выработать более точное восприятие, например, времени, путем психогигиенизации режима труда и воспитания «рефлекса на время».
Память
Память — это психические процессы, которые представляют собой следовое отражение прошлого опыта и жизнедеятельности личности, характеризующееся запоминанием, сохранением и последующим воспроизведением воспринимаемого переживаемого и сделанного. Память связана с индивидуальными психическими свойствами личности. Однако имеется тесная взаимосвязь мнемонических процессов с другими подструктурами, например, с опытом, знаниями, навыками и умениями, ибо память способствует их расширению, углублению и обогащению.
Творческая личность проявляется в своеобразии запечатления в памяти явлений окружающей действительности. Наблюдательность, внимание и воображение невозможно без запаса представлений, преобразуемых художественной деятельностью творца.
Любое проявление памяти требует запоминания, то есть запечатления воспринятого, затем сохранения, узнавания запомненного и воспроизведения.
Узнавание — это проявление памяти в ходе одновременно протекающего повторного восприятия. Воспроизведение — это проявление памяти без непосредственного повторного воздействия какого — либо объекта. Запоминание — начальный этап процесса памяти. Оно может осуществляться путем многократного стереотипного повторения материала (механический тип запоминания). Чем ближе процесс запоминания к мышлению, тем лучше запоминается материал. Такое запоминание называют смысловым, ибо в нем ведущее значение придается логическому строю мысли. Комплексные приемы запоминания нужны при запоминании наизусть по смыслу и являются основой выучивания текста роли. Здесь используется и смысловое запоминание, и ассоциативное, и неоднократное повторение текста. Однако ведущее значение имеет логика развития образа, подчиняющая себе «дословное» запоминание.
Для творческой личности необходима такая характеристика, как продуктивность памяти, которая определяется объемом памяти, быстротой запоминания, точностью воспроизведения запомненного, длительностью сохранения информации, готовностью памяти извлекать и легко воспроизводить необходимые в данный момент сведения. Продуктивность памяти зависит от состояния самого субъекта, его мотивации, установки на запоминание, индивидуальных свойств его памяти, состояния работоспособности в данный момент, а также от объективных причин — обстановки, в которой происходит запоминание, количества материала, наглядности, его осмысленности и способа подачи информации.
Запоминание может протекать в виде запечатления — прочного и точного сохранения увиденного или услышанного в результате однократного восприятия предъявленного материала.
Механизмы импринтинга (запечатления) лежат и в основе так называемой иконической памяти. Под ней подразумевается сохранение информации в виде копии (иконы) реальной действительности. Хотя время ее хранения ограничивается миллисекундами, его достаточно для извлечения информации, нужной для решения творческих задач. Иногда отсроченное воспроизведение оказывается более полным, чем воспроизведение сразу же после заучивания или запечатления: такое явление называется реминисценцией.
Имеются предположения о сходстве механизмов запечатления и воспроизведения информации мозгом с принципами реализации оптических процессов голографии, основанной на явлениях интерференции (смешивания, наслоения) некоторых структур. Так, Л. П. Гримак пишет: «Хорошо известные в психологии ассоциативные закономерности функционирования памяти хорошо согласуются с возможностью ассоциативного считывания голограмм. Именно такая организация памяти обеспечивает возможность быстрого извлечения содержащейся в ней нужной информации не путем перебора всего содержимого, а за счет использования тех связей между хранимыми образами, которые формируются при запоминании»[5].
Память развивается в процессе человеческой деятельности, и основной ее формой является произвольное запоминание, требующее волевых намерений. Но и без специальных целей и волевых усилий может происходить сохранение в памяти многократно воспринимавшейся информации. Это так называемое непроизвольное запоминание (П. И. Зинченко). Например, в системе болгарского психогигиениста Г. Лозанова установка специально сдвигается на непроизвольное внимание («слушайте музыку, а не текст»), что повышает эффективность обучения, приводя к так называемой гипермнезии («сверхзапоминанию»). Экспериментально также была доказана непроизвольность запоминания незавершенных действий, запоминавшихся лучше завершенных (так называемый «эффект Б. В. Зейгарник»).
Существуют различные приемы запоминания, называемые мнемотехникой. А. Р. Лурия в «Маленькой книжке о большой памяти» разбирает особенности памяти специалиста в этой области Шершевского, пользовавшегося, в частности, приемом «привязывания» информации, нуждавшейся в запоминании, к прекрасно знакомым ему объектам.
Различают отдельные виды памяти: словесно-логическую, образную и эмоциональную (см. рисунок 2).
Виды памяти связаны с индивидуальными психологическими свойствами и характеризуют личность творца. Наиболее важна для творческого человека так называемая образная память, заключающаяся в запечатлении и последующем воссоздании представления ранее воспринятых объектов. Поэтому образную, различающуюся по анализаторам зрительную, слуховую, моторную и т. д., память иногда называют памятью представления. Физиологической основой представления является оживление (актуализация) следов ранее возникавших чувственных образов. Представления — самостоятельные психические образования, непроецируемые вовне, чем и отличаются от психопатологических явлений, — формальных психических расстройств (галлюцинаций), при которых больной проецирует вовне образ, возникший в его сознании, и воспринимает его как реально существующий.
Рис. 2
Представления — это образы предметов и явлений, не воздействующие в данный момент на органы чувств, поэтому они характеризуют степень запечатления этих субъективных слепков объективного мира художников. В зависимости от художественных особенностей творческой личности, представления индивидуальны и по-разному передают образы ранее воспринятых объектов или явлений. Представления проявляются не столько в количественном выражении большей или меньшей точности воспроизведения, сколько в содержании отбора художественно преломленных объектов окружающей действительности.
Для этого художник должен научиться вникать в сущность наблюдаемого явления, замечать и фиксировать наблюдаемое, давать ему эмоциональную и содержательную оценку. Наблюдая и изучая жизнь, актер, например, начинает воспитывать у себя способность живо и ярко воспроизводить пережитое. С каждым разом процесс воспроизведения удается ему легче, не требуя целеполагающих усилий, а как бы непроизвольно. Таким образом, наглядно-образная память художника тренируется и развивается в самом процессе добывания и освоения творческого материала жизни.
Представления — это обобщенные образы предметов и явлений, ступени перехода от ощущения к мысли, от конкретного к абстрактному, от чувственного к логическому. В зависимости от преобладания чувственных анализаторов, преимущественно задействованных в образовании представления, различают зрительные, слуховые, двигательные, осязательные, обонятельные и прочие виды представлений.
Подобно представлениям, память классифицируется соответственно на зрительную, слуховую, двигательную, обонятельную, вкусовую и т. д.
С одного прослушивания, например, В. А. Моцарт, А. К. Глазунов, С. В. Рахманинов могли безошибочно воспроизвести сложные музыкальные произведения. Г. Доре мог точно нарисовать детали увиденной однажды фотографии. Изумительной зрительной памятью обладали русские художники И. К. Айвазовский, Ф. А. Васильев, И. И. Левитан, М. А. Врубель и др.
Люди с преобладанием слуховой памяти предпочитают услышать информацию. Они лучше усваивают материал не тогда, когда записывают, а когда слушают, ибо при включении зрительного анализатора происходит торможение слухового, и наоборот. Двигательная память необходима любому актеру — исполнителю, особенно танцору, для освоения сложных динамических вариаций и активизации кинетического анализатора, а также пианисту при разучивании произведения и чтении нот «с листа».
Эффект синестезии может проявляться в том, что в памяти, например, при восприятии зрительной информации, оживляются «энграммы» (следы) звукового ряда, способствующие припоминанию информации. У лиц со словесно-логическим типом памяти появляются общие представления о содержании услышанного или прочитанного с определенными смысловыми блок-схемами, способствующими сохранению цепочки ассоциаций.
Очень важна для художника эмоциональная память, заключающаяся в запоминании, воспроизведении и узнавании эмоций и чувств. Для актера особое значение эмоциональной памяти заключается в том, что она позволяет ему каждый раз по собственной воле воспроизводить необходимые эмоции и чувства действующего лица и переживать их заново, Толчком для проявления эмоциональной памяти являются воспоминания о каких-либо событиях, сопровождающихся переживанием. Наряду с оживлением события в памяти, восстанавливается и связанное с ним чувство — «эхо чувств». Эмоциональная память является могучим стимулом сценических эмоций, вызывающих большой эмоциональный подъем и творческое удовлетворение.
Особенности памяти человека могут изменяться в зависимости от характера его деятельности, воспитания и обучения. Творческому человеку следует стремиться к разносторонности памяти. Совершенствуя ее, надо использовать как зрительные представления в процессе запоминания и воспроизведения информации, так и развивать память, опирающуюся на слуховые и двигательные раздражители и каналы, а также использовать психологические способы оптимизации мнемонических процессов.
Природные задатки памяти разнообразны. Особую роль в деятельности актера играет эмоциональная память. «Сила эмоциональной памяти имеет большое значение в нашем деле. Чем она сильнее, острее и точнее, тем ярче и полнее творческое переживание. Слабая эмоциональная память вызывает едва ощутимые, призрачные чувствования. Они не пригодны для сцены, так как мало заразительны, мало заметны, мало доходят до зрительного зала», — указывает К. С. Станиславский[6].
Эмоциональная память поддается воспитанию и тренировке. Актер, запоминая градации эмоциональных ощущений, черпает из жизни целый ряд переходных психических состояний, определяющих ту или иную гамму разнообразнейших оттенков самочувствия. Частичной эмоциональной памятью называется та, которая вырабатывается у актеров, эксплуатирующих только наиболее отзывчивую и возбудимую часть своей памяти. Использование режиссерами такого типа актеров лишь на ограниченном участке их творческих возможностей, например, в «амплуа любовников», занижает их творческий потенциал.
Для расширения диапазона эмоциональной памяти необходимы тренировка наблюдательности и припоминание тех условий, в которых возникает чувство. Эмоциональные предпосылки зарождения чувств способны пробудить эмоциональную память. Такие возбудители названы К. С. Станиславским «манками»: «Артист должен уметь непосредственно откликаться на манки (возбудители) и владеть ими, как виртуоз клавишами рояля. Надо знать, что чем вызывается, на какого «живца» что клюнет. Надо быть, так сказать, садовником в своей душе, который знает, из каких семян что вырастет. Нельзя пренебрегать ни одним предметом, ни одним возбудителем эмоциональной памяти»[7].
Штамп мешает пробуждению эмоциональной памяти, ибо заимствуется не из жизни, способствующей рождению эмоций и чувств, а «из театральных актерских воспоминаний».
Психологическая тренировка эмоциональной памяти заключается, прежде всего, в собирании жизненных впечатлений для фиксации их различными способами, развитии отзывчивости и ее легкой возбудимости. Этому способствуют практические занятия по тренингу актерской психотехники. В. И. Немирович-Данченко советовал с этой целью вести записные книжки.
Существуют следующие мнемонические способы и приемы:
1. Логические средства оптимизации процессов запоминания. Включаемые в них логические способы оптимизации памяти, приемы логического вывода, использования аналогий, построения доказательств иногда используются и творческими людьми в их работе. Если материал, например, текст роли, плохо организован, то выстраивание модели ситуаций или единой системы поступков действующего лица не позволяет лучше запомнить эту информацию. Логические приемы надо «окрашивать» каким-то чувственным обстоятельством. Намеренно сгущая краски, мы видим обстоятельства либо в «черном», либо, наоборот, в «розовом цвете».
2. Нелогические, или абсурдные, приемы создания контрастного фона, парадоксального выражения информации, запоминания через забывание часто приемлемы в художественной деятельности. К тому, что нужно запомнить, нередко подыскивается что-то прямо противоположное, или абсурдное, и это обостряет мнемонические процессы, приводя к сверхзапоминанию (гипермнезии).
3. Метафорические приемы запоминания близки к вышеуказанным абсурдным способам запоминания. Только здесь большее значение приобретают приемы чисто художественного изображения материала с использованием представления, воображения, эмоциональных компонентов памяти, когда художник оживляет информацию конкретными событиями, примерами, либо преображает ее вымышленными ситуациями и образным рядом.
4 Изображение информации графическим способом, либо кодирование ее другим языком с использованием пометок на полях, выделения нужной информации с помощью символического, знакового оформления текста.
5 Перевоплощение в объект запоминания предполагает наличие эмпатического потенциала творческой личности. Ф. Г. Раневская, например, говорила: «Я не учу слова роли… я запоминаю роль, когда уже живу жизнью человека, которого буду играть, и знаю о нем все, что может знать один человек о другом».
6. Аутогенная тренировка предполагает психическую саморегуляцию, направленную на самовнушение хороших мнестических процессов. Неуверенность в себе, в собственной памяти, самоуничижение снижают эффективность мнемического процесса.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Основы психологии художественного творчества предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других