Мир природы. Четыре времени года

А. И. Иванова, 2018

Пособие входит в учебно-методический комплект «Мир, в котором я живу». В нем описаны наблюдения и эксперименты, их объекты – сезонные изменения в природе. Даны методические рекомендации по их организации. Эксперименты безопасны для детей и объектов природы, поэтому дошкольники проводят их самостоятельно под руководством педагога на участке детского сада и в групповой комнате. Пособие соответствует ФГОС ДО, адресовано воспитателям дошкольных и дополнительных образовательных учреждений.

Оглавление

Из серии: Мир, в котором я живу

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мир природы. Четыре времени года предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Ян Амос Коменский

© ООО «ТЦ Сфера», оформление, 2018

© Иванова А.И., текст, 2018

Предисловие

Сезонные наблюдения в природе, проводимые воспитанниками ДОО самостоятельно под руководством педагога, позволяют выполнить многие пункты Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Они помогают успешно решать задачи, направленные на формирование у детей представлений об окружающем мире и изменениях, происходящих в нем под влиянием естественных причин и деятельности человека.

Изучение сезонных явлений в природе стимулирует развитие любознательности, познавательных мотивации, интересов и действий, обеспечивает становление сознания, формирует правильные представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, особенностях родной природы (ФГОС ДО, п. 2.1), дает возможность строить образовательную деятельность на основе желаний каждого ребенка, когда тот проявляет активность в выборе содержания своего образования. Опираясь на развитие исследовательской активности, можно легко организовать сотрудничество детей, а также детей и взрослых, поддержать инициативу дошкольников, наладить контакты с семьей (там же, п. 1.4), обеспечить адекватность образования возрастным и индивидуальным особенностям каждого ребенка (там же, п. 1.4.8), а также учесть этнокультурные ситуации развития детей (там же, п. 1.4.9).

Природа оказывает большое влияние на художественно-эстетическое развитие детей, формирование эстетического отношения к окружающему миру, более глубокое понимание искусства — словесного, музыкального, изобразительного (там же, п. 2.1).

Следует отметить положительное влияние окружающей природы на социально-коммуникативное развитие ребенка, усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие социального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, готовности помочь живым существам при ухудшении условий их существования. Как следствие, формируются основы поведения в быту, социуме, природе. Нельзя не указать на развитие таких психологических и физиологических процессов, как память, воображение, устная речь, совершенствование крупной и мелкой моторики.

Наконец, сезонные наблюдения в природе дают богатейшие возможности для реализации многих целевых ориентиров: «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать,… способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения» (п. 4.6).

Вот почему можно рекомендовать широкое внедрение в практику работы ДОО ознакомление детей с сезонными изменениями в природе, которое опирается не только на наблюдения, но и на эксперименты.

В основу авторской концепции экологического образования дошкольников легли представления о том, что успешное осуществление этого вида деятельности возможно при условии широкого проведения опытов и наблюдений в природе. Только в этом случае узловые проблемы экологии (приспособление живых организмов к среде обитания, относительность этого приспособления, взаимосвязи организмов со средой обитания и друг с другом и др.) наполняются конкретным содержанием и становятся не отвлеченными теоретическими понятиями, а само собой разумеющимися реалиями.

Следовательно, для экологического образования и воспитания дошкольников ведущим выступает краеведческий принцип отбора материала. Опора на местный материал делает процесс обучения более эффективным, поскольку дети имеют возможность прослеживать реальные связи и зависимости в окружающей среде. Благодаря этому у них формируются четкие и осознанные представления о процессах и явлениях, протекающих в живой и неживой природе.

Настоящее пособие призвано:

— дать в руки педагога справочный материал по сезонным изменениям в природе, срокам наступления того или иного времени года, долго — и краткосрочным приметам, которые позволили бы прогнозировать развитие процессов в живой и неживой природе. Этот материал рассчитан на взрослых и служит для повышения биологической и экологической грамотности воспитателя;

— помочь организовать самостоятельную исследовательскую деятельность детей по изучению природных явлений и процессов.

Оно входит в методический комплект парциальной программы «Мир, в котором я живу», целью которого является познавательно-исследовательское развитие воспитанников ДОО. Материал, включенный в данное пособие, может быть полезным при работе по любым общеобразовательным программам, поскольку он полностью соответствует многим целевым ориентирам ФГОС ДО.

Пособие дает возможность расширять знания детей о природе и формировать представления о взаимосвязях между животными, растениями и человеком, живыми организмами и средой их обитания.

Многие приведенные в книге народные приметы облачены в художественную поэтическую форму. Они стали поговорками, легли в основу обрядов и традиций, образовали большой пласт народной культуры, который сам по себе достоин изучения. Таким образом, пособие помогает развивать представления о человеке в истории и культуре.

Среди многообразных задач, стоящих перед образовательными учреждениями любого уровня, главнейшие — формирование у обучаемых способности рассуждать, логически мыслить, делать выводы и умозаключения о скрытых свойствах объектов и процессов. Наблюдение за явлениями природы — один из наиболее эффективных способов достижения указанных целей.

Истинность выводов, сделанных ребенком при непосредственном личном контакте с природой, может быть проверена очень быстро. На это в подавляющем большинстве случаев уйдет несколько часов или, в крайнем случае, несколько дней. Возможность проверить правильность своих рассуждений способствует развитию такой важной черты личности, как способность к самоконтролю. Наблюдение за естественными процессами способствует более тесному общению человека с природой, благоприятно влияет на состояние здоровья и эмоциональную сферу ребенка.

Наблюдения в природе не требуют сложного оборудования и больших финансовых затрат, не представляют угрозы для здоровья, не предъявляют особых требований к уровню научной подготовленности детей, могут осуществляться в любое удобное для ДОО время, не нарушая хода педагогического процесса и сетки занятий, не нуждаются в специальных формах организации детского коллектива.

Наблюдения в природе дают большой простор для реализации основных принципов личностно ориентированной педагогики, выстраивания индивидуальных маршрутов. Каждый ребенок может участвовать в работе в том объеме, соответствующий его внутренним потребностям.

Автор выражает глубокую благодарность Михайленко Вере Яковлевне, директору Образовательного центра «Гармония: личность и природа» г. Новокузнецка за большую помощь при апробации материалов на базе руководимого ею комплекса МБ НОУ «Гимназия № 48 — МБДОУ д/с № 7 — Городская станция юных натуралистов».

Оглавление

Из серии: Мир, в котором я живу

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мир природы. Четыре времени года предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я