Матрица счастья, или Дело на языке Жизни

Антон Язовских, 2019

Вы счастливы? Вы можете владеть этим состоянием? Вы позволяете быть настоящему в своей жизни? В основу этой книги легли личные находки автора, сделанные за несколько лет поиска, экспериментов, моделирования, ошибок и обретений. Автор исследует иллюзии и ловушки, встречающиеся на пути у многих людей, приводит художественные зарисовки, размышления и техники, которые помогают понять, как устроены потоки счастья и изобилия. Основная цель – осознать, в чем заключается природа жизненной энергии человека, и восстановить связь со своим внутренним миром, семьей, командой и делом, тем самым высвободив силы и внимание для самореализации.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Матрица счастья, или Дело на языке Жизни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Загадка райских яблок

«Упасть — дело человеческое. Остаться лежать — дьявольское».

Иеросхимонах Моисей

Думаю, Адам и Ева никогда не держали в руках яблока с древа познания добра и зла. Эту библейскую историю об Эдемском саде я предлагаю рассмотреть как притчу не имеющую одной трактовки: в ней заключено множество смыслов, поиском которых не один век заняты как мыслители, так и простые люди. Добавим и мы свою толику.

Чтобы постичь эту историю во всем ее многообразии, необходимо собрать несколько деталей сложного пазла, разбросанных в разных измерениях и временах, совершить мировоззренческий экскурс, не претендующий, впрочем, на истину и соответствие религиозным догматам и интерпретациям.

Ветхозаветное

Приняв образ умудренного психоаналитика, задам вопрос: что вы видите на картине Яна Брейгеля и Питера Пауля Рубенса «Сад Эдема»?

И сам же отвечу: это аллегория семьи, где растут дети. Здесь есть незримый Отец, всегда занятый делами, появляющийся лишь для сотворения или научения. Есть Мать-природа, оберегающая и балующая своих чад. И это только первый смысловой слой.

Теперь посмотрим на Адама и Еву не как на мужчину и женщину, а как на мужское и женское начала, присущие каждому из нас в разных пропорциях. Адама в условиях достатка солнца, воды и еды, когда весь Мир, по сути, в его распоряжении, ничто материальное не трогает: мамонтов забивать не надо, огонь добывать бессмысленно. Тело сыто и в безопасности — причин для движения нет. Его жажда иного рода — это жажда постижения смыслов, сути явлений. Вот почему возникает сюжет о наречении Адамом животных: акт наречения — это аллегория познания. Он первооткрыватель, покоритель — это суть мужского начала, стремящегося выйти за существующие рамки, взаимодействуя с материальной стороной жизни ♂. Еще находясь в утробе матери, мы начинаем познавать мир, реализуя мужское начало. А родившись, первое и весьма продолжительное время не ограничиваем себя категориями «можно» или «нельзя», делая все, что захотим, — открыто, с душой и полным погружением в момент.

Ян Брейгель, Питер Пауль Рубенс, «Сад Эдема»

У женского начала иная природа: ему свойственно стремление к ощущениям, эмоциям. Оно сконцентрировано на себе ♀. Женская часть человеческой природы пробуждается в нас чуть позже мужской, собственно, как и Ева появляется позже Адама. Вспомним, как растет ребенок. Вначале он распознает внешнюю систему координат, изучая окружающие предметы и явления. Чувства еще не развиты — в поведении доминируют первичные инстинкты, обеспечивающие выживание. Так проявляется мужское начало — познание. Следом, в считанные дни, обнаруживает себя и наша эмоциональная природа: ребенок учится чувствовать в первую очередь состояние и настроение родителей, их одобрение или неодобрение. Первой улыбкой он показывает неуверенный еще эмоциональный отклик. Такая чувственность[2], или чувственное познание, соответствует женскому началу. Связанное с эмоциональной, ментальной и духовной природой человека, оно не принадлежит телесной, материальной стороне жизни.

Мужское начало стремится к сытости, безопасности и освоению материального пространства. Женское — к удовольствию, ощущению комфорта, познанию и раскрытию своей внутренней природы.

Однако история из Эдемского сада предупреждает нас: не всякое познание и не всякое удовольствие соответствует долгосрочным жизненным интересам человека, так как их результатом может быть дальнейший дискомфорт, например, опасности или голод. То есть действие может быть не экологичным для самого человека, и за него придется дорого заплатить — например, изгнанием из рая, как Адам и Ева.

Таким образом, когда мы находимся в процессе познания своей чувственной природы, перед нами встает нравственный вопрос: что такое хорошо и что такое плохо? Отвечая на него, общество создало свод правил и назвало его моралью. Однако познание бесконечно, и мораль, догоняя эволюционное развитие человека, постоянно претерпевает изменения. Исследованием этого вопроса занято наше женское начало — именно оно, сталкиваясь с соблазнами и далее имея дело с позитивными и негативными последствиями решений, приходит к субъективному определению хорошего и плохого. В легенде библейской истории это проиллюстрировано сценой искушения: Ева принимает плод с древа познания.

В идеале закон Жизни отражен в нравственности человека: она подсказывает, что губит, а что приумножает витальную энергию. Такая нравственность идет от самой природы: она не имеет никакого отношения к социальным правилам и нормам — они лишь ее искаженное и слабое отражение. Эта подлинная нравственность требует постоянной и серьезной внутренней работы в течение всей жизни человека. Но базовую часть этой работы мы совершаем в ранние годы своего становления в родном доме — счастлив тот ребенок, чье детство проходит в полной семье, где принято уважать и развивать уникальность природы каждого человека.

Новейшее

Поговорим о втором элементе пазла — вполне приземленном и даже бытовом. Представим себе Адама и Еву как конкретных мальчика и девочку, рожденных и живущих в наше время. В самом начале земного пути — в младенчестве и раннем детстве — им важно принять нравственную точку отсчета, то есть узнать, что такое хорошо и что такое плохо. Только так они смогут обеспечить сначала физическое, а потом и социальное выживание и развитие. Основным механизмом усвоения нравственности является социализация, то есть это происходит через взаимодействие и оценки окружающих. Главную роль в этом играют родители: первично плод познания мы срываем с древа своего рода, то есть усваиваем ту мораль, которая является нормой конкретно в нашей семье.

Современные Адам и Ева, как и их библейские предки, от родителей получают четкие наставления: как жить, чем заниматься и чего не положено делать.

Последний пункт — о запретах — имеет особое значение. Многое из того, что запрещено ребенку, разрешено взрослым. К примеру, включить электроприбор в розетку, без ограничений смотреть видео в интернете, высказывать свою «решающую» точку зрения и даже пить и есть все, что захочется и когда захочется. То есть запретные плоды зреют и привлекают внимание в самом центре нашего маленького рая — в родительском доме, но недоступны, пока мы не достигнем статуса взрослого человека.

Ребенок понимает, что его боги — родители, — создав свою мораль, имеют гораздо больше свобод и возможностей, чем дети. Взрослым можно, а детям — «когда подрастете, когда поймете» и т. д. Поэтому Адам и Ева стремятся обрести равный статус, жадно усваивая родительскую модель мира со всеми ее ошибками восприятия, шаблонами реагирования, моделями поведения. В этот период жизни, так или иначе, они еще движимы своими желаниями: продолжают соответствовать внутренней природе. Но такого соответствия становится все меньше и меньше, ведь родительская система координат неизбежно содержит ошибки — часто очень серьезные, усвоив которые, дети больше не видят мир таким, какой он есть на самом деле. И как только «яблоко» съедено полностью, родителям больше нечего отдать. Дети «повзрослели». Изгнание из рая.

Глубинное

Но в чем заключается потеря рая? Только в том, что придется поменять дислокацию и самим себя обеспечивать? Конечно, нет. Весь секрет в том, что, съев «яблоко», мы теряем точку опоры для принятия малых и больших решений в жизни. Ранее наш центр находился вне нас: это были наши родители. Они определяли, что нам есть, когда спать, где и во что играть. Будучи более опытными, они видели наши предрасположенности и учитывали желания, но лишь сквозь призму собственного искаженного (скажем мягче — не самого объективного) восприятия реальности. Так или иначе, ответственность за нас несли они, и наши решения требовали их утверждения или благословения.

Переняв систему ценностей и нравственность родителей, мы так и не открыли себя. Собственно, открывать себя обычно и родители не умеют — их тоже не научили. Теперь, оторвавшись от прошлой точки опоры в их лице, мы вынуждены опереться на свой характер — усвоенную от родителей систему автоматического реагирования на происходящее в жизни. Но эта точка опоры не совершенна — характер не отражает нашей внутренней природы. Он основан на ролях, которые привыкли играть по жизни наши родители и родители родителей, — их табу и верованиях, их системе приоритетов. Так мы оказались вне рая — мы более не в ладу со своей природой: ответственность за собственную жизнь легла на нас, но возможности отвечать Жизни, полноценно реализуя себя, мы не обрели. Поэтому практически каждое важное решение добавляет нам все больше страданий. Мы выбираем не ту профессию, не то место жительства, не ту жену или мужа, не то имя ребенку. Допускаем одни и те же ошибки, выбирая не тех людей, не то время, не те слова… И все больше и больше удивляемся, почему так странно повторяем судьбу родителей и дедов. Потому что — не всегда, но очень часто — живем за них, а не за себя. И чем меньше в нашей жизни нашего, тем отчетливее мы видим в своем отражении тех, чьи жизни мы проживаем. Как назвать существование, когда мы имеем возможность жить, но не живем? Это ад.

И в зависимости от масштабов нашего несоответствия самим себе этот ад может быть крохотным или гигантским.

Вечное

Где же выход? Как обрести свой внутренний центр? Как вернуться к первоистоку, своей природе, внутреннему «хочу»? На самом деле мы знаем ответ, но в упор его не видим. Он — в наведении фокуса.

Вам наверняка знакома схема с пересечением кругов: могу, хочу, надо. Иногда, описывая некую функциональную сферу деятельности, эти круги называют немного по-другому: умею, люблю, делаю. Консультанты по бизнесу говорят о компетенциях, удовольствии и вознаграждении. На самом деле все они говорят об одном и том же: хочу и могу — это про наш внутренний мир, а надо — про наше взаимодействие с внешним миром. Их несовпадения — это основа невротических состояний, в которых большинство из нас пребывает почти всегда.

На что указывает эта распространенная схема? На то, что мы не до конца осознаем свою суть и принимаем решения, вследствие которых наши таланты не совпадают с нашими занятиями «по жизни». А еще на то, что далеко не все, что мы делаем, кому-то нужно. То есть мы рассогласованы в отношениях с собой и окружающим миром. Это отражается на здоровье, достатке, эмоциональном состоянии и духовности. И я не понимаю, почему некоторые «мастера» призывают концентрироваться на зоне совпадения этих кругов. От этого площадь несовпадения не уменьшится — это самообман. Важно научиться их совмещать — наводить фокус на Жизнь. И ключевую роль здесь играет круг «хочу», то есть наши побуждения.

Что должно произойти в идеале? Правильно! Круги должны совпасть! Ведь именно такой эффект мы ищем, наводя резкость подзорной трубы или бинокля. Точность наших решений и действий достигается совпадением того, что мы можем и хотим и чего от нас хотят другие. Любые несовпадения «хочу», «могу» и «надо», то есть компромиссы, — это путь к одному из смертных грехов: тщеславию, гордыне или унынию. Потому и смертных, что в аду нет жизни, ведь суть греха — медленный отказ от нее.

Обретение же фокуса — это истинное духовное рождение человека, момент подлинного соединения с Жизнью. Можете назвать это «крещением». И это второе рождение может отстоять от первого — физического — на много лет. А может — что бывает очень часто — не наступить вообще. Возможно, из такого понимания сюжета об Адаме и Еве я вижу не крест на Голгофе, а древо в саду Эдема, когда читаю: «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» (1 Петр 2.24), ибо «проклят всяк, висящий на древе» (Гал 3.13), то есть тот, кто сам не стал древом, не реализовал себя.

Прикладное

Что со всем этим делать? Решиться и переступить через животный страх, чтобы познать и принять свою природу. Она дана каждому из нас от рождения, уникальная, как роговица глаза или рисунок на пальцах, поэтому найти ее, следуя неким научным классификациям или тем более эталонам, невозможно. Нам попросту не с чем сравнивать свою самость. Хотя всю жизнь мы только это и делаем. Принимая то или иное решение в расфокусированном состоянии, мы, словно на костыли, опираемся на то, что находится вне нас: характеры родных и близких, мнения, социальные нормы и тренды. Между тем, сравнивать в подлинном поиске нужно только с самим собой.

Настало время перенести точку опоры решений на самый мощный фундамент — нашу внутреннюю уникальность. От природы мы полностью соответствуем себе, то есть мы попросту счастливы: наш идеальный фокус когда-то обеспечивал 100 % совпадения «могу», «хочу» и «надо». Как? Вернемся в раннее детство большинства из нас.

• Здесь мы здоровы, хорошо чувствуем, какой объем нагрузки для развития нам необходим, сколько спать и как восстанавливать силы. Мы не истязаем себя диетами, спортзалами, но при этом всегда бодры и нагружены физически.

• При этом мы в достатке. Мы выражаем себя в огромном труде обучения, усвоения, осмысления (скорее всего, никогда больше в жизни мы не будем так трудиться, изучая окружающий мир, как в этот период). Проявляем себя в творчестве, еще не осознавая, как называется то шедевральное, что мы тайно вытворяем фломастерами на новых обоях. В ответ мы получаем достаточный поток благ в виде еды, безопасности и домашнего тепла.

• Наше восприятие обострено — мы искренне и безусловно радуемся и огорчаемся, усваивая все, что встречаем на своем пути, без фильтров и оценок. Именно в это время мы выдаем те мысли, которые родители раньше записывали в особые тетради, а сегодня тиражируют на весь мир в социальных сетях — демонстрируем «мудрость не по годам».

• Мы искренни в усвоении других — в проявлении любви и принятии. В это время мы воспринимаем родных и близких, да и каждого встречного в их целостности: нежность — так нежность, грубость — так грубость, участие — так участие, безразличие — так безразличие. Так мы принимаем высочайшие законы Жизни и обретаем внутреннее разнообразие.

В детстве мы хорошо чувствуем поток — быстро понимаем, что нужно дать нашим «богам», чтобы получить желаемое, и следуем этому пониманию. «Хорошим богам» мы дарим улыбки, «плохим» — истерики. И все от души, по полной программе, до предела, по-настоящему.

Да, в детстве все было просто. Был в какой-то степени замкнутый мир — мир нашей семьи. И основная масса нужных нам благ рождалась именно там. Сейчас диапазон взаимодействия расширился далеко за пределы родного дома. Но плохо нам не от того, что с «открытым миром» сложнее договориться, а от того, что мы не умеем с ним договариваться: покинув биологическое детство, морально мы так и не научились быть взрослыми. Мы действуем не из собственного центра, а на автопилоте — из приобретенного характера, без полноценного учета нового контекста. К примеру, если мой отец видел в работодателях носителей несправедливости и вечно отстаивал свои права, я могу возвести такую борьбу в искусство, и не обязательно в той же сфере — к примеру, пойду в правоохранительные органы или в надзорную систему и буду следить за «этими ушлыми предпринимателями». В худшем случае я полностью скопирую жизненный путь отца, зарывая в землю таланты, данные мне Богом.

Возвращение в Эдем — это обретение собственного центра. Оно не случится в один момент: на пути к себе не помогут волшебные таблетки. Их попросту нет. Потребуются годы душевного и ментального труда: любое мастерство дается постепенно, по степени освоения приемов, по степени наработки практики. Нам нужно делать ровно то, что мы делали, когда учились ездить на велосипеде. Валимся направо — руль вправо, валимся налево — руль влево. Не резко, не глубоко. Не повернуть — только стабилизироваться. И так, километр за километром, мы доводим размашистое вихляние до неуловимых глазу и неосознаваемых микродвижений — это и есть мастерство.

А вот и критерии для «поворота руля»:

• Радуюсь конкретным действиям, телесным ощущениям, мыслям, Жизни — усиливаю эти причины радости. Мягко, постепенно — не меняя резко привычный уклад, обучаюсь принимать и отдавать блага, то есть быть в потоке.

• Часто раздражаюсь конкретным действиям, телесным ощущениям, мыслям, Жизни и не вижу в них перспективы своего профессионального или личного развития — убираю причины раздражения, сохраняя концентрацию на потоке.

Почему именно эти два критерия — радость и раздражение — я выделяю? Потому что они даны нам природой. Радостью откликается наш внутренний мир, когда мы не противоречим ему и реализуем свой потенциал. Раздражением он откликается, когда мы систематически действуем против своей природы. Что произойдет, если раздражения становится много? Все просто: вначале приходит лень, потом злоба, далее — хроническая лень, психосоматические заболевания, апатия и уныние. «Ноги не несут на эту работу, но до пенсии выслуги лет / перевода на должность осталось два года…» А потом один миг — и этому человеку уже ничего не надо: он оплатил здоровьем упорное движение против себя. Кто остался рад этому самоотречению?

Что касается радости, то она должна быть ровной. Не эйфория, но и не ноль. Назовем это стабильным плюсом — постоянный эмоциональный подъем, связанный с деятельностью. Радость — в большей степени духовное состояние, нежели биохимическое. Да, на уровне тела она связана с эндокринной системой, но важно понимать, что изменение гормонального фона — это не причина, а следствие нашего взаимодействия с Жизнью. Поэтому адреналиновая или алкогольная зависимость, которыми часто пытаются компенсировать постоянный недостаток радости, дают человеку лишь ее суррогат, отдаляя его от понимания своей природы и поощряя дальнейшее саморазрушение.

Будьте внимательны: эмоциональный фон по этим критериям важно отслеживать не просто в моменте, а в динамике. Чтобы не перепутать психологический дискомфорт при освоении новых навыков или естественное сопротивление изменениям с раздражением, а эйфорию — с радостью.

Эти простые критерии позволяют постепенно убрать из жизни все, что не соответствует нашей природе и отбирает физические и душевные силы. Заполнив высвобожденное время тем, что, напротив, реализует наши таланты, мы наполняем радостью каждый день.

Перспективное

Теперь важно осознать объем предстоящей работы по обретению фокуса — совмещению трех сфер: хочу, могу и надо. Мудрые предки тысячу лет назад обозначили каждое из таких рассогласований конкретным грехом.

• Масштаб гордыни характеризует размах борьбы со страстями, то есть масштаб рассогласования между желаниями и усвоенными нормами: хочу, но не надо или надо, но не хочу. Именно гордыня разрушала Раскольникова — одного из героев произведения Федора Михайловича Достоевского: «Тварь ли я дрожащая или право имею?» Чем больше человеку в ходе воспитания дается знаний и навыков на фоне поставленных и принятых им запретов и ограничений, тем большую гордыню он обретает. Он умеет брать, но не умеет отдавать. Иной раз именно эти «великие» люди строят целые империи и еще при жизни разрушают или теряют их.

• Тщеславие указывает на масштаб маниакальности человека, на размах несовпадения между его «хочу» и «могу». Это оно бросает нас в погоню за статусом и его атрибутами, за обладанием, покорением и подчинением. Чем более в детстве подавлялась наша воля самовыражения, тем большее тщеславие в нас увидит мир. Носители этого греха в своем максимальном проявлении умеют отдавать, но не умеют брать. Они сконцентрированы в большей степени на внешних атрибутах статуса: дипломах, званиях, почете, премиях и т. д.

• И, наконец, масштаб уныния человека указывает на размах программы самоуничтожения, на сбитое соотношение между «надо» и «могу». Унылый человек чаще всего встречается во все времена. В своем максимальном проявлении он обычно сидит по одну сторону экрана, когда по другую разыгрываются спектакли между гордыней и тщеславием. Чем более в детстве на него транслировали свои несбывшиеся планы и надежды и чем больше он принимал их как свой долг, отрекаясь от себя подлинного, тем масштабнее уныние, что он несет по жизни. Унылый человек не умеет ни брать, ни отдавать, а потому не интересен ни тщеславным, ни гордецам. Он неосознанно выключает себя из потока Жизни.

Присмотритесь и прочувствуйте, как многомерен ад поврежденной души! Вы нашли себя в этом пространстве? Да, в каждом из нас есть все три несовпадения, которые проявляются то состоянием жертвы (так заявляет о себе уныние), то — преследователя (знак тщеславия), то — избавителя (который несет в себе гордыню)[3]. Но понаблюдайте за своими действиями и реакциями, и вы обнаружите то, что доминирует, — основной вектор повреждения своего внутреннего мира. Используя приведенные выше критерии радости и раздражения, постепенно вы научитесь управлять своим фокусом и все в большей степени будете направлять себя по пути реализации внутреннего потенциала. Ведь сказано в Священном Писании: «Царствие Божие внутри вас есть». Оно и есть точка опоры для точных решений в малом и большом.

Оговорка

Предстоящий путь самопознания и обретения своего центра непрост, и, каким длительным он будет в вашем случае, не скажет никто, кроме вас. Я лишь постарался пробудить желание. А причину начать движение каждый выберет свою. По всему миру люди, идущие путем самопознания, прибегают к помощи духовников, менторов, наставников, используют всевозможные религиозные практики и психологические методики: на сложных этапах нужен взгляд со стороны, подсказка, импульс, чтобы выйти на новый уровень понимания происходящего. Можно, конечно, и самому методично дойти до всего, но это займет гораздо больше времени и чревато неминуемыми ошибками. Именно поэтому я создал программу индивидуального коучинга «Дело на языке Жизни», серию семинаров-тренингов и эту книгу. Ее страницы содержат необходимый объем понимания картины Мира в системе и в динамике, а также важные направляющие вопросы и упражнения. Они способны помочь вам на ключевых этапах пути.

Итак, начинаем движение к центру — возвращаемся в Эдем.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Матрица счастья, или Дело на языке Жизни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

2

Я вкладываю в слово «чувственность» именно классическое значение — способность чувствовать, ощущать, воспринимать через эмоциональное проявление. То есть современная эротическая коннотация слова, в смысле чувственного влечения к кому-либо, здесь не является доминирующей, а лишь частным случаем.

3

О состояниях, а точнее, сценариях жертвы, преследователя и избавителя, мы поговорим в одной из глав книги — «Судьба». И даже тех, кто знаком с этим подходом, там ждет нечто неожиданное.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я