Девять детективных историй как девять поединков, каждый из которых заканчивается великолепным ходом сыщика. Дуэли, охота, непреднамеренные убийства и расчетливые злодеяния отражаются в зеркале времен: запутанные преступления девятнадцатого столетия и нынешнего века будут расследовать Ванзаров и другие любители загадок. Сборник рассказов перенесет вас в дореволюционный Петербург и Италию во время пандемии, а также познакомят с удивительным творческим миром Антона Чижа – мастером детективного жанра.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дуэль со смертью предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Пульчинелла
…И все-таки Варвара вляпалась в карантин. Как сырник в сметану.
Путешествуя весной 2020 года по Северной Италии, и замечая, как эпидемия нарастает и становится хуже, она еще понадеялась. Конечно, на авось. «Авось» не вывез, а подвел. Окончательно — в аэропорту Guglielmo Marconi[3]. В который она примчалась уже после объявления тотального карантина.
Стоило так спешить, чтобы узнать приятную новость: рейсы в Россию отменены. Все до одного.
Девушка на стойке информации, пряча доброту под маской, сообщила, что туристов будет забирать чартер. Когда — точно неизвестно. Не раньше чем дня через три. Или четыре. Как прилетят, так сразу. Если не отсюда, то из Милана. Это же почти рядом. Триста километров, какие пустяки.
В общем, Варвара застряла в Болонье.
Всему виной была жадность. Не та жадность, что толкает девушку от бутика к распродаже. Варвара страдала редким и тяжким типом жадности: жадность научная. Попав по гранту в Италию, она, что называется, дорвалась, набирая еще и еще материалы для кандидатской диссертации. Как какой-нибудь жадина Панталоне. Или скупой рыцарь. И все равно казалось мало. Жадность, как известно, наказуема. Порой в России, иногда в Италии. И вот возмездие: Варвара осталась бедной сироткой перед табло, на котором горел красный столб отмены вылетов.
Куда деваться? Города не знает, друзей нет. Ехать в Болонский университет, который стоял в планах, — бесполезно. Все закрыто, студентов и преподавателей разогнали на карантин. Надо искать гостиницу. Хоть бы кто помог одинокой девушке…
Желающие нашлись сразу, стоило Варваре выйти на стоянку. Около ее кроссовок затормозило такси. Водитель на чудовищном итало-английском спросил, куда синьорину подвезти. Варвара ответила на слишком правильном итальянском, что нужен недорогой отель. Совсем скромный. Сраженный родной речью в устах туристки, водитель выскочил из машины, распахнул дверцу и элегантно зашвырнул дорожный баул в багажник.
В машине пахло смесью табака и дешевого одеколона. С зеркальца заднего вида свешивался вымпелок с сине-красными полосами, белым крестом и надписью «BFC1909». Полосатыми наклейками были украшены дверцы и приборная доска. Не иначе таксист ярый болельщик, тиффози.
Какое место занимает местный клуб в чемпионате Италии, играет ли в нем красавчик Рональдо, Варвара не имела ни малейшего представления. Футбол был последним пунктом списка ее интересов. Причем вписан самым мелким шрифтом.
Развернувшись на сиденье, таксист обещал отвезти в отличный отель с самыми выгодными ценами.
Варвара не питала иллюзий насчет отелей, рекомендованных таксистами. Вежливо улыбнулась и ответила:
— Grazie!
— Откуда приехала такая красивая девушка? — спросил водитель и подмигнул. Чего делать не стоило.
Варвара привыкла, что к ней подкатывали не только такси: такова судьба блондинки в кудряшках. Цвет и завитки были натуральными, то есть от природы и предков. В ней был смешан варварский коктейль кровей стольких народов, что ничего, кроме блонда или жгуче-черного, вырасти не могло.
Блонд обогнал. Варвара была блондинкой. Милым котенком, которого рука тянется приласкать или обидеть. Вот только вид был обманчив. Глупый самец, посчитавший Варвару легкой добычей, быстро жалел об этом. Порой жалел больно. Глупец видит внешность. А на ней не написано, кто она такая. На Варваре вообще не было надписей. Она не носила футболок с принтами. Считая их выражением неуверенности и внутренних комплексов.
Варвара ответила, что приехала из Милана. Чтобы пресечь расспросы.
Такси резво тронулось, водитель завел разговор. Которого нельзя было избежать. Раз ее везли в «лучший отель в городе».
— Какие сериалы смотрите?
На вид таксисту было хорошо за сорок, без седины, одет в простую кожанку и клетчатую рубашку, тщательно выбрит, и не сказать, что злоупотребляет кьянти. Судя по потертому кольцу — давно семьянин. Наверное, дети взрослые. А может, и внуки пошли. Такой дедушка-живчик. Все это Варвара провертела в голове почти машинально. Как проделывала с каждым незнакомцем, с которым дорога сводила больше чем на десять секунд.
Она ответила, что редко смотрит телевизор.
— А я люблю кино! Старое кино… Оно было настоящим, не то что нынешнее. — И таксист пустился в рассуждения, как велики были Бергман с Феллини и как мелки по сравнению с ними нынешние «тарантины» и прочие «ридлискотты».
Варвара вежливо кивала, не вдаваясь в подробности. Чтобы совсем не увязнуть в разговоре.
За окном проносились незнакомые улицы. Они въехали в район современных домов. Такси резко тормознуло у невысокого трехэтажного особняка. То, что это отель, сообщала бронзовая табличка, на которой красовалось название: «Rocco e i suoi fratelli»[4].
Варвара невольно улыбнулась: куда же еще мог привезти старый киноманьяк. Что не помешало содрать с ее кредитки тройную цену за поездку. Таксист всегда таксист. Особенно когда везет блондинку-туристку.
Варвара утешила себя мудростью: «не обманутый турист — не отдохнувший». Хотя туристкой себя не считала.
От предложения донести сумку она отказалась. Не от обиды. Варвара считала, что современная девушка должна показать, кто теперь в мире хозяин. А хозяин сменялся. Мир мужчин трещал по швам. Надо было подтолкнуть, чтобы рухнул окончательно. Сама Варвара толкала его не слишком усердно, но не отказывала себе в удовольствии наблюдать обиженные физиономии мужчин. Когда ущемляли их эго. И другие места… в душе, конечно. Каких у мужчин — сколько угодно. Только они не догадываются об этом. Ну ладно… Сейчас не об этом.
Варвара машинально запомнила номер такси и подошла на рецепшен.
Ей поклонился портье с роскошной шевелюрой, подернутой сединой. Маска на лице скрывала возраст. Скорее — меньше тридцати. Судя по чистому лбу. Вместо фирменного пиджака на нем был обычный, только с бабочкой. Бейдж сообщал, что к нему можно обращаться Allen.
Холл был украшен киноплакатами. Многие друзья Варвары о таких фильмах не слышали, полагая, что в древности, то есть в 40–50 годах прошлого века, люди влачили жалкое существование без смартфонов. С чем она была категорически не согласна.
Варвара сделала комплимент коллекции, заметив, что плакаты выглядят подлинными.
— Вы правы, синьорина, они настоящие. — Портье чуть поклонился. — Все с блошиного рынка… Предпочитаете сладкую жизнь?
— Скорее ночи Кабирии.
— И куда же корабль плывет?
— Где земля дрожит[5].
— Браво, синьорина, с меня коктейль!
Разговор, малопонятный для друзей Варвары, которые без гугла не знают ничего, но во всем разбираются, доставил ей нежданное удовольствие. Вот бы еще и цены оказались такими же.
Из служебного помещения портье Ален вернулся с подносом, на котором красовался бокал с красным мартини и оливкой.
Варвара чуть пригубила. Было вкусно, как вкусна победа, пришедшая по щелчку пальчиков. Кстати, не наманикюренных. Варвара считала глупостью думать о красе ногтей. Она спросила номер дня на три или четыре, до чартера.
Ален сообщил, что выбрать не из чего, у них остался один свободный, и назвал цену чрезвычайно выгодную.
Фантастика: таксист не обманул. В надежности своей кредитки Варвара не сомневалась. А с такими ценами и подавно. Да и куда тратить? Карантин.
— Живите сколько нужно, — сказал Ален, принимая у нее паспорт. — Нас всех ждет тяжелое испытание — карантин. Неизвестно, когда он кончится. Все очень плохо. Город закрывается… Если у вас закончатся деньги, поверю в кредит. Девушке, которая знает кино, нельзя не верить…
Варвара поблагодарила.
— У нас маленький отель, синьорина, и мы соблюдаем правила. Муниципалитет ввел драконовские ограничения. — И портье огласил запреты: выходить нельзя, гулять нельзя, контакты с соседями по номерам запрещены. Выходить на балкон тоже нельзя. И курить нельзя.
Ален попросил сдать на хранение зажигалку или спички. Ни сигарет, ни зажигалки у Варвары не было.
Пришло сообщение от деда, который волновался, почему нет вестей. Варвара прочла и не стала отвечать сразу. Ей хотелось оказаться в номере.
Портье заметил заставку смартфона: на старинной фотографии сидел чуть полноватый господин с умными и красивыми глазами, какие во все века сражали девичьи сердца, с русым вихром и роскошными усами вороненого отлива. Несмотря на черно-белый снимок.
— Прошу простить, не могу вспомнить этого актера немого кино, — сказал Ален, кивая на заставку экрана.
Варвара не любила, когда заглядывают ей в смартфон. Как в душу.
— Мой предок, — сказала она, пряча смартфон в карман куртки. — Из императорской России.
— Важное лицо?
— Государственный чиновник…
Портье выразил уважение к памяти о корнях. У них, итальянцев, это считается чертой национального характера: не забывать предков.
Варвара согласилась: забывать нельзя. Да и кто ж ей позволит…
Отказавшись от помощи, она затащила баул на третий этаж. Дверь номера открыл магнитный ключ. Других в маленьком, но гордом отеле не было.
Номер выглядел просто. Если не сказать убого. Как студенческое общежитие. Кровать, стол, два стула, тумбочка. Узкий платяной шкаф. Кресло, развернутое к окну, как к телевизору. Комплект из «ИКЕИ». Хоть новенький, неободранный. Телевизора, кстати, не было, что Варвару не беспокоило. Бара нет. Что хуже. Но тоже терпимо. Душ такой узкий, что мыться можно, поджав руки. Окно широкое. Поискав, Варвара не нашла штор. Ни обычных, ни римских. Полная открытость. Из украшений — два постера в рамках. На стене у стола — «Секретные материалы», на другой — средневековая гравюра.
Зато воздух чистый. Кондиционер под потолком гнал свежий ветерок.
Варвара ощутила усталость. Скинула одежду, приняла душ, окунулась в махровое облако полотенца и осталась в футболке. Без надписей.
Пахло в номере не как в гостинице, душком санитарного средства, а домашними булочками.
Она уселась с ногами в кресло и вошла в соцсеть. Первым делом написала в личку своей подруге Насте.
Настя жила за счет популярного бьюти-блога про помады, кремы, шмотки и другие бесполезные вещи. С точки зрения Варвары. Зато в Милане и других модных городах Италии Настя бывала чаще, чем в продуктовом супермаркете у метро. Общих интересов у них не было. Ну, почти. Тем не менее это не мешало им дружить со школы. Как не мешали высшее образование Варвары и начисто забытая школьная программа Насти.
«Привет! Болонью знаешь?»
«Приветики! — тут же ответила Настя. — Там есть магазик с отличными скидками на бренды. Сказать адрес?»
«Нет. Отель «Рокко и его братья». Что скажешь?»
Настя помедлила и написала:
«Не слышала. Я в «Савое Реджинси» живу. Что ты думаешь про мужчину с фамилией Фунтиков?»
Интересы Насти не слишком обширны: если не косметика, то мужчины.
«Искрометно. Но Шпунтиков — надежнее», — написала Варвара и отключилась. Толку от Насти, как всегда, было мало.
Она забралась в общий чат:
«Привет! Кто бывал в отеле «Рокко и его братья» в Болонье?»
«Никогда не слышал (смайлик)».
«Не бывала (смайлик)».
«Такой есть? (три смайлика)».
«Это ресторан? Там вкусно?»
«А кто такие братья Рокко?»
«Это новая пиццерия? Там вкусно?»
«Уродское название для кафе…»
Друзья опять не подвели: глупость на любой вкус. Зачем только с ними водиться?
Закрыв друзей, Варвара спросила у поисковика. По-итальянски спросила, пробовала и так и сяк. Поиск выдавал фильм во всех вариантах. Как будто в Болонье такого отеля не было вовсе. И сайта у него нет. И даже странички в популярнной соцсети.
Не сдаваясь, Варвара ринулась на портал бронирования. Болонья предлагала десятки отелей. Кроме того, в котором сидела она.
Оставался проверенный способ. Варвара набрала заветный номер в мессенджере. Абонент «DEED» включился так быстро, будто держал смартфон на ладони. Или сильно ждал звонка. Что было недалеко от истины.
— Де-е-ед, привет! — сказала она, привычно растягивая «е», как тянут ус.
— Боже мой, кого я слышу? Неужели дражайшая барышня Варвара изволила снизойти…
Ну да, она провинилась. Чуть-чуть. Ну подумаешь, не разговаривала с дедом три дня. Ну, замоталась… Главное, не подавать виду, что осознает вину. Еще чего! Какая вина? Везет деду такой книжный подарок, что вина сразу загладится. Дед все равно любимый. И другого нет.
— Де-е-ед, слушай, я в заточении.
— Попалась в ловушку карантина?
— Немного не рассчитала.
— Где замуровали, дорогая? В Милане?
— В Болонье…
— А вот «мои друзья, хоть не в болонии, зато не тащат из семьи…».
Дед не мог без игр. Значит, простил. А куда он денется? Еще бы не простить такую внучку. Не внучка, персик! Ну, в каком-то смысле.
— Да-да, «а гадость пьют из экономии, хоть поутру, да на свои», — поддержала она.
— Вывод: не пей гадость. И вообще не пей. Больше одного коктейля.
— Я знаю.
— Как Италия?
— Как заколдованный дворец. Все закрыто.
— Материалы для диссертации?
— Почти собрала, — соврала Варвара, зная, что дед знает, что она соврала. — Де-е-ед, слушай, я поселилась в…
И тут интернет пропал.
Ну, спасибо замечательной компании на букву «М». Иначе про них и не скажешь, как славные ублюдки на букву «эм». После этой подлости Варвара твердо решила перейти к другому оператору. Как только вернется. Нет ничего хуже, чем подставить блондинку в роуминге. Даже если она забыла положить денег на этот треклятый роуминг. Таких обид прощать нельзя.
Надеясь на чудо, Варвара потыкала в мертвый мессенджер. Чудо надежды не оправдало. Оставалось смотреть в окно.
Окно выходило на задний двор. Вернее — задний двор других домов. Напротив стоял дом не выше отеля. В брандмауэре вырезано панорамное окно, наверняка после реконструкции нескольких квартир в большую студию. Разрушить старое и сделать новое, безликое, зато открытое. Окно окаймлял балкончик, на котором еле пяткам поместиться. Но они помещались. Голые пятки яркой брюнетки. На холодном цементе. Вообще брюнетка была столь горячей, что пятки были пустяком. Вырез легкого платьица и то, что им чуть прикрывалось, было куда интересней. Для мужского взгляда. Варвара лишь подумала, что девица одета как Барби-переросток.
Брюнетка курила в глубокую затяжку.
Варвара помахала ей. Просто так.
Брюнетка улыбнулась и помахала в ответ. Бросила сигаретку и медленно повернулась, будто демонстрируя, что прикрывало платьице с тыла. И тут было на что посмотреть. Роскошные формы должны вызвать женскую зависть.
Зависти у Варвары не было и в помине. Ей стало смешно. Такая итальянская итальянка. Она еще подумала: а не щелкнуть ли ее на смартфон?
Варвара не заметила, как провалилась в сон.
Проснулась она в кресле.
На улице было темно.
Зато студия напротив залита светом. Варвара спросонья поморгала, не сразу понимая, это сон или уже нет.
Там происходило нечто странное. Крепкий, мускулистый мужчина в плотно облегающей майке, из которой лезли кусты волос, одной рукой держал брюнетку, а другой нещадно ее избивал. Рука была тяжела, брюнетку мотало, как листик на ветру. Наконец он взял ее за горло и ткнул в лицо смартфон. На котором было что-то опасное.
Задыхаясь в его лапище, брюнетка молитвенно сложила руки.
Ревность и кара за измену.
Что делать? Сидеть и помалкивать?
Варвара не умела быть безмолвным свидетелем. Она стала стучать в окно и кричать, чтобы немедленно прекратили. На таком расстоянии между двумя стеклопакетами такой крик не громче писка комара.
Нужно открыть окно. Варвара стала искать поворотную ручку, но ее не было. Окно закрыто наглухо.
Не разбивать же стекло в номере. Потом всю ночь мерзнуть. Да и кто дал ей право вмешиваться в чужую жизнь? Чего в семье не бывает? Особенно итальянской. Покричат и успокоятся. Хотя мутузить женщину с таким зверством — чисто мужская мерзость. Варвара считала, что бить женщину, даже провинившуюся, нельзя. Ну вот нельзя, и все. Табу. Ругать, обзывать, угрожать. Но руку не подымай. Иначе ты не мужчина, а баба. Ничем не лучше той, которую наказываешь. А еще растительность на груди развел.
Оставалось ерзать в кресле и смотреть.
Мужчина в майке отшвырнул смартфон и нанес такой удар, что брюнетка отлетела и лежала на ковре, скорчившись.
Варвара аж подпрыгнула: совсем перебор. Но куда там…
Волосатый поднял несчастную, выхватил нож и приставил лезвие к подбородку.
Это слишком. Даже для итальянских страстей.
Варвара вскочила и прижалась к стеклу, которое не пускало. А то бы она, конечно, перелетела через двор.
Почему брюнетка так покорна?
Куда смотрят соседи? Не могут не слышать криков…
Не опуская лезвия, волосатый говорил ей что-то, что исковеркало бешенством его не слишком приятное лицо. Брюнетка безвольно молчала. Убрав нож, он подхватил ее, отволок в глубину студии, бросил за арочный проем и сам зашел за него. Виднелись голые ноги брюнетки. Вдруг она стала быстро-быстро елозить ими, будто перебирала педали велосипеда. И так же внезапно затихла.
Из-за простенка показался волосатый. Его нож был густо заляпан красным, как и майка. В руке он держал…
Варвара шарахнулась в сторону и, держась стены, пошла к двери. Хорошо, что свет не включен…
Вниз она сбежала.
Портье Ален был занят просмотром черно-белого фильма по планшету. Он старательно не замечал футболки и босых ног. Постояльцы должны чувствовать себя как дома.
— Могу чем-то помочь, синьорина?
— Там, в соседнем доме, убили девушку, — сказала Варвара, не веря тому, что произносят уста ее. Как сказал бы дед.
— Вам показалось, синьорина.
— Ее избили и отрезали голову. — Варвара показала ладонью отрез.
Нельзя показывать на себе. Сколько раз бабушка говорила.
— Не может быть.
— Надо выйти и…
— Выходить запрещено, полный карантин.
— Тогда вызовите полицию…
Немного помолчав, Ален ответил:
— Это не поможет…
Варвара поняла причину его равнодушия:
— Вы боитесь? Боитесь мафии?
— Мафии нет. Больше нет. Как говорят. — Он помялся. — У нас тут не самый спокойный район. Мы предпочитаем не лезть в дела соседей.
— Какие дела — там преступление. Голову отрезали…
— Синьорина, мне жаль, что вам доставлено беспокойство. Ужин за наш счет.
— При чем тут ужин…
Который раз Варвара столкнулась с главным своим врагом — глупостью. Причем глупостью безнадежной и покорной. Что еще хуже.
Сделать вид, что ничего не случилось? Ну уж нет.
Невдалеке от отеля дежурил полицейский. Варвара приняла решение мгновенно. И пошла к дверям.
— Синьорина, нельзя выходить.
Толкнув дверцу, Варвара наткнулась на препятствие.
— Пожалуйста, откройте… — потребовала она.
— Синьорина, будьте благоразумны…
— Откройте, или я разобью…
— Как вам угодно…
Электрический замок прожужжал свободу. Варвара выскочила на улицу, забыв про холод. Полицейский обернулся. Он был в маске. Взгляд над маской не сулил ничего хорошего. Вот этой девушке в футболке с босыми ногами.
— Выходить нельзя. Вернитесь в помещение.
Варвара знала, что у нее несколько секунд.
— В соседнем доме убийство. Девушке отрезали голову. Я видела. Я свидетель.
От пяток до кудряшек ее просканировал строгий взгляд.
— Какой сериал смотрели?
Здесь то же самое: глупость. Причем глупость мужская, глупость при исполнении. То есть самая чугунная.
— Поверьте, я не сошла с ума: брюнетку избили и отрезали голову, — проговорила Варвара как можно спокойнее.
Полицейский кивнул:
— Будем считать, что я вас не видел. На первый раз… Вернитесь в отель, синьорина. Или сейчас же заплатите штраф полторы тысячи евро за нарушение карантина…
Таких денег Варваре было жалко. Тем более их и не было. В конце концов, какое ей дело. Пусть режут кого хотят. Эти непредсказуемые итальянцы…
Не глядя на портье, Варвара вернулась в холл и поднялась в номер. Не зажигая света, подошла к окну. В квартире напротив было темно. Наверняка заметает следы, уже замыл кровь. Как он будет выносить тело? Целиком или разрежет на куски? Или положит в холодильник?
Она жалела только об одном: забыла про смартфон. Могла бы снять и ткнуть видео в нос тупому полицейскому.
Ничего себе у них карантин начинается, что же будет дальше… Хоть бы скорее чартер домой. Как домой хочется! Домой Варваре захотелось так, как не хотелось ни в одной поездке…
Но один вопрос не давался: неужели только она видела этот кошмар? Неужели никто из жильцов отеля не смотрел в окно? Например, соседи справа и слева. Или в лучших номерах телевизор заменял окно?
Варвара приложилась к стене. Оттуда доносились шорохи и звуки. Вроде действительно работает телевизор. Хорошо, значит, она единственный свидетель.
Варвара залезла в кровать и проверила смартфон. Интернета и связи по-прежнему не было. Оставалось вытащить из баула стопку ксерокопий, которые жадно ксерила в библиотеках, и заняться чтением. Дисер важнее хорошенькой головы брюнетки.
В номер постучали. Портье принес ужин. За счет отеля.
Принципы важнее голода. Как сказал бы дед.
Она отказалась от ужина, как Ален ни уговаривал. Согласилась только на американо.
И заснула.
Проснувшись, Варвара залезала в душ, а как вылезла — выглянула в окно.
Если бы на балкон выставили брюнетку без головы, обмотанную в скотч, она удивилась бы меньше. Потому что на балконе покуривала девушка. От зарезанной новая отличалась наличием головы с огненно-рыжей шевелюрой. Прочие формы южной красоты, что спереди, что сзади, как и вырез декольте, были до удивления схожи. Правда, сигаретку она держала отстраненно, озирая окрестности.
Как показал опыт, курить на этом балконе вредно. Курить вообще вредно.
Как это понимать? Неужели волосатый держит гарем? Или новенькая просто наивная дурочка? Не знает, куда сунулась. Следов крови, конечно, не заметила. Решила: кетчуп пролит.
Предупредить, что ли?
Варвара принялась бить кулачком в стеклопакет и кричать что есть мочи.
Рыжая заметила шум, улыбнулась и приветливо помахала сигареткой.
Наивная дурочка…
Пиля ладошкой по горлу, Варвара еще тыкала пальцем в глубину студии и старательно выговаривала губами слова «убийство», «опасность» и «спасайся».
Девица смотрела на странные манипуляции, как смотрят на прыжки обезьян в зоопарке. Пока не засмеялась так, что выронила сигарету.
Обернувшись, она что-то крикнула в глубины студии.
На долю секунды Варвара оказалась проворнее: спряталась за раму, подглядывая одним глазком.
На балкончик втиснулся волосатый. Чистая майка все так же обтягивала плотное тело. Рыжая, смеясь и тыкая пальцем в Варварино окно, что-то быстро рассказывала ему, повторяя жест ладонью. Мужчина мрачно поглядывал, куда ему указывали.
Варвару пробрал нехороший холодок, холодок страха. Все-таки свидетелем быть не так легко. Особенно когда имеешь дело с мафией…
Только подумав, Варвара сразу поняла: ну конечно, это же настоящий мафиози… И морда такая омерзительная. Наверное, прячет нож за спиной.
Волосатый шлепнул девицу там, где кончалось платьишко. Рыжая послушно скрылась, болтая без остановки. Мафиози достал смартфон и, сильно жестикулируя, стал разговаривать. При этом упорно разглядывая ее окно. За которым мог скрываться свидетель.
Свидетель действительно скрывался. Варвара не могла заставить себя оторваться от стены. Она представила, как волосатый присылает подручных проверить, кто живет в номере. И что она видела.
На портье рассчитывать бесполезно: пропустит без сожалений. А ей одной выкручиваться перед бандитами, играть в дурочку.
Правильно дед говорит: «Любопытство — не порок, а проклятие». Это у них семейное…
Варвара стала лихорадочно искать решение.
Бежать? Некуда. Везде карантин. Паспорт у портье, данные известны. Пока чартер прибудет, ее успеют несколько раз прикончить. На полицию рассчитывать нельзя: они тут все местные, знакомые, братья и сестры. Мафия, одним словом… Остается один слабый шанс…
Варвара спустилась на рецепшен и одарила портье улыбкой. Иногда она умела улыбаться.
— Доброе утро, синьорина. — Ей ответили улыбкой. — Завтрак через десять минут.
— Могу попросить вас об одолжении?
— Сколько угодно, синьорина.
— Если вдруг какие-то… люди, — Варвара не стала говорить «мафиози», — будут спрашивать, кто живет в моем номере, скажите им, что номер пустой. В нем никто не живет.
— Мы не даем сведения о гостях.
— Тем лучше. Я могу на вас рассчитывать?
— Разумеется. Фанаты настоящего кино должны помогать друг другу.
— Закон омерты, не так ли?
Алан улыбнулся.
— Обещаю, синьорина, не выдать вас на растерзание мафии…
— Буду вам признательна. — Голод сообщил Варваре, что пора его накормить. — Завтраки у вас внизу?
— Обычно да. Но теперь гостям запрещено находиться вместе. Завтрак будет доставлен вам в номер. Прошу извинить, карантин…
Ну да, теперь на карантин можно списать все что угодно… Главное, чтобы не списали ее остывший труп.
Варвара только вернулась в номер, как прибыл завтрак.
Булочки был чудесны, как в детстве у бабушки.
…Варвара проснулась в темноте. Она не могла понять, сколько прошло времени и сколько сейчас. Она немного потеряла себя. Голова была чистая.
Приподнявшись на локтях, Варвара увидела свет, который щедро лился из студии напротив. Шестеренки заработали.
Не выдавая, что живет в номере, Варвара добралась в темноте в ванную и долго плескала в лицо ледяной водой. В комнату она вышла в полной боевой готовности.
На столе нашлась бутылка минералки. Наверняка оставил заботливый портье.
Варвара припала и жадно выпила до дна. Как будто с похмелья. Которого не было. И плюхнулась в кресло.
Ну, какая программа на сегодняшний вечер?
Посмотреть было на что. Посередине студии стоял мафиози. Вокруг него, прячась и не находя спасения, металась рыжая девица. Волосатый метал в нее угрожающими жестами. Рыжая отчаянно рыдала и мотала головой. Он что-то от нее требовал, она отказывалась выполнять.
Варвара вспомнила про смартфон. Надо включить на всякий случай камеру. Чтобы были доказательства.
Наставив на окно, она ткнула иконку камеры. Ничего не случилось.
Смартфон, ее надежный друг и товарищ, прошедший через библиотеки Италии, отказался работать. Ни видео снимать, ни фотки делать. Такого предательства Варвара не ожидала. Оставалось наблюдать.
«Надо что-то предпринять», — подумала она, но сил не нашлось.
Она не заметила, как рыжая куда-то делась. А мафиози передвинулся к краю комнаты и угрожал пальцем кому-то в углу. Который Варваре не был виден.
«Опять девчонку бить будут…»
Мысли текли, как масло на сковородке. Варвара впала в апатию.
Развязка случилась мгновенно. Мафиози выхватил с левого бока огромный пистолет — Варвара слабо разбиралась в марках оружия — и дал залп. Из тупого ствола рвалось пламя, оружие чуть вздрагивало.
Когда обойма кончилась, мафиози приподнял пистолет к плечу и смачно плюнул туда, где должно быть кровавое месиво. Больше от рыжей ничего не могло остаться. Только крохотный шанс, что пули легли над ней. В качестве воспитательной меры.
— Да что же это такое?
Варвара вскочила. Надо любой ценой вызвать помощь…
Ален встретил ее вежливым спокойствием:
— Добрый вечер, синьорина. Не скучаете в карантине?
— Я знаю, что в доме напротив, — сказала Варвара.
— Неужели?
— И я знаю, почему соседи не обращают внимания.
— У нас не принято лезть в чужие дела.
— Соседи молчат, потому что их нет. Весь дом — притон. Там держат проституток. Их рабовладелец… — Варвара нарочно сказала это слово вместо «сутенер», которого не помнила по-итальянски, — только что расстрелял еще одну девушку. В качестве меры устрашения.
— Мне очень жаль, — помедлив, ответил Ален.
— Надо вызвать службу спасения, может быть, она еще жива…
— Я уже объяснял вам, синьорина…
— Тогда поднимитесь со мной в номер.
Портье колебался, но согласился.
Варвара предложила не включать свет. Ведь номер пустой.
— Смотрите…
Из угла, где осталась рыжая, вышел мафиози. Он еще сжимал оружие. Другая рука была замазана кровью так, будто сунул пятерню в банку краски.
Не торопясь, мафиози обтер руку о майку. На белом осталась красная полоса, которая зачеркнула надежду: рыжая — труп.
И тут мафиози подошел к панорамному окну и вгляделся в ночь. Что-то привлекло его внимание, что-то встревожило.
Варвара сообразила и кинулась на плечи Алену, заставив лечь: дверь в номер открыта, их силуэты видны на фоне коридора.
— Убедились?
— Нет, — ответил Ален, не вставая.
— Почему?
— Может быть, синьор разделал на кухне курицу.
— Автоматическим пистолетом?
— Может быть, он любит держать оружие.
— Я видела, как он разделал очередью рыжую девицу… У него руки в ее крови. А не курицы.
— Но зачем? Мафиози так не поступают.
— Все-таки они у вас есть… Это было наказание. Рыжая не хотела делать то, что от нее требовали.
— Мафиози так не поступают. Отрежут ухо или ноздри, но хладнокровно расстрелять женщину…
— Проститутку. Уже вторую. — Варвара предпочитала точность.
— Возможно, вы правы… Но тем более это не мое дело…
— Там девиц убивают, как кур!
— Сожалею… Если полиция его возьмет, дружки придут и покончат со мной. Или сожгут отель. — Портье боялся и не скрывал этого. — Ужин принесу в номер…
Он выполз, как под огнем. Варваре осталось сделать то же самое. Ползком добралась до кресла и чуть выглянула.
Мафиози вышел на балкончик и всматривался.
Варвара перестала дышать, чтобы не выдать себя движением. Мужчина с пистолетом, в майке, замазанной кровью, постоял, плюнул в темноту и вернулся в студию. Вскоре погас свет. То, что в углу лежит труп, его, как видно, не беспокоило.
Варвара выждала, сколько могла, и захлопнула дверь номера. Что создавало иллюзию защищенности.
Она уселась на кровати. Пора отложить эмоции и начать думать.
Думать Варвара умела. Чем приводила в трепет тех, кто видел в ней блондинку.
Она коснулась бесполезного смартфона и глянула на прапрадеда. Два скромных ордена поблескивали у него на шее и в лацкане.
— А ты как бы поступил?
Предок был молчалив и величав. Словно предлагал Варваре повторить то, чем пользовался сам: «Если задача не имеет решения, значит, решение надо найти в другом месте».
И Варвара решилась. Для начала она огляделась.
В номере не было ничего необычного. Над кроватью торчал постер там, где ревностные итальянцы вешают распятие. Но это верующие католики. А в современном отеле…
На репродукции толстый горбоносый дурачок делал танцующий шаг, высоко задирая коленки. Если бы Варвара не занималась историей театра, подумала бы, что это средневековый фрик. Но она занималась. Это был Пульчинелла.
Дурачок из комедии дель арте. Средневековый уличный театр масок, про который Варвара писала диссертацию. В ансамбле Панталоне, Бригеллы, Коломбины, Тартальи, Скарамуччи, Ковьелло, Капитана и Арлекина Пульчинелле выпала роль дурачка, которому достается на орехи. А почтенная публика потешается…
Кстати, где публика?
До сих пор Варвара не заметила ни единого жильца в переполненном отеле. Так строго держат карантин?
Что теперь?
А теперь вести себя так, будто она глупышка, по-прежнему ничего не поняла.
Варвара лениво пошаталась по темному номеру, при этом разглядывая все уголки и закоулки. Ей показалась, что она заметила то, что искала. Хотя не была уверена. Могло и показаться. В сущности, никакой разницы.
Она уселась в кресло, держа перед собой смартфон. Предок был нужен для уверенности. Ведь это он придумал логическую цепочку, о которой Варваре рассказал уже дед. Передал семейную реликвию, так сказать. Логическая цепочка такая хитрая штука: начни развязывать — конец обязательно выведет. Только куда?
Взявшись, Варвара нащупала первое звено: если все окна выходят на студию, почему никто из жильцов не видел преступлений? Неужели всем все равно? Или они спят? Или умерли? Почему никто ничего не видит?
Ответ был на поверхности: потому что они смотрят и, более того, получают удовольствие. Наверняка это отель садистов. Мафии все равно, на чем зарабатывать деньги: хоть на проституции, хоть на заказанных казнях проституток для богатых клиентов.
Как же она попала сюда?
Или ее выбрали за…
За волосы и кудряшки… Скоро придет ее черед…
Пора спасать жизнь. Зрители предвкушают, как она будет корчиться в руках мафиози. Что приготовят для нее: веревку? Биту? И отрежут голову на «бис»…
Она в плену. В заключении. И выхода нет… И дед не узнает, где сложила голову его Варвара… Если вообще голову найдут…
Но пока жива. Значит, имеет право на проверку.
Варвара быстро собрала баул и спустилась вниз.
— Я хочу уехать… Прямо сейчас.
Портье был спокоен.
— Вас что-то не устроило?
— Пришло сообщение: чартер на Москву будет подан через два часа…
— Прекрасно. Оплатите счет…
Варвара приложила карточку.
Ничего. Терминал выдал сброс платежа.
А потом еще три раза.
— Операция отклонена, — сказал Ален, возвращая кредитку. — У вас есть наличные?
В кармане завалялось несколько евроцентов.
— Не может быть. У меня на счету осталось… — она не стала говорить сколько, — достаточная сумма.
— Мне жаль…
Варвара бросила баул.
— Оставляю вещи. Съезжу в банк и сниму наличные. Вызовите такси…
— Такси отменены…
— Ничего, дойду пешком. Где ближайший банкомат?
— Выходить нельзя, везде полицейские патрули… И банкоматы не работают.
— Проберусь под покровом ночи…
— Как вам угодно. — Портье нажал открывание двери.
Варвара наметила найти ближайший участок полиции. И вернуться не одна… Но выйти из отеля не смогла.
Ее никто не держал за руки. Она сама не решилась. Полицейского не было. Зато поблизости от отеля прогуливался тот самый мафиози. И не один. Выгуливал плюгавую болонку. При этом не выпускал дверь из виду. Как будто кого ждал. Он был в куртке и рубашке, на голове бейсболка. Мирный горожанин. Но Варвара знала, что руки у него в крови. Те руки, что прогуливают болонку. Наверняка забрал у убитой девушки.
Какой негодяй: мало того что женщинам головы режет, так еще собачкой прикрывается. Взял бы хоть овчарку или бультерьера, а то комок шерсти. Трус. Стыд и позор. А еще мафиози… Чего такого бояться…
Уговоры не помогли. Ноги Варвару не слушались. Стояли на месте.
Мафиози прошелся туда и обратно. Может, в самом деле выгуливает собачку?
Или она с ума сходит?
Нет, ум еще при ней. Варвара повернулась к портье:
— Как мне проживать, если карточка не работает…
— Надеюсь, это проблемы в банке. Карантин… Все наладится… Я вам верю… Любители кино должны помогать друг другу. Ужин через десять минут. Могу еще что-то сделать для вас, синьорина?
Подхватив сумку, Варвара вернулась в номер.
Что испытывает заключенный, побег которого раскрыт? Копал подкоп, а выкопал к ногам охранника. Вот что испытывала Варвара…
Надо проверить еще одно звено логической цепочки. Как бы поступил ее предок?
Ален принес ужин и пожелал приятного аппетита. Варвара дождалась, когда портье наверняка окажется внизу. Из ужина ей была нужна чайная ложка. Притрагиваться к еде и не думала.
Покопавшись в глубинах сумки, Варвара нашла то, что искала.
Варвара села перед электрической розеткой по-турецки и осторожно воткнула в дырки заколки-невидимки. Держа на кончике пальца ложку, она задержала дыхание и скинула ее на невидимки. Главное — вовремя убрать руку.
Эффект превзошел ожидания. Внизу что-то глухо бухнуло, полоска света под дверью погасла.
Варвара выскочила в коридор. Автоматические замки отключились, приоткрыв двери номеров. Варвара распахнула ближнюю. Затем следующую и следующую. Спускаться на второй этаж не имело смысла: в номерах пусто. Совсем. Голые стены. Отель пуст. Ни одного маньяка, жадного до кровавых зрелищ.
Опыт удался. Что немного запутывало логическую цепочку. Не сильно. Варвара держала ее крепко. Она заглянула в лестничный пролет. Внизу метался лучик фонаря. Бедный Ален, не может починить. Не знает, где коротнуло.
Варвара должна изображать глупышку.
Она спустилась к стойке портье.
— Что случилось?
Ален был занят щитком, в котором дергал ручки автоматов, а они отскакивали обратно.
— Ничего, синьорина, не волнуйтесь… Возвращайтесь к себе…
— Мне страшно…
— Поверьте, бояться нечего…
— А где жильцы?
— Я всех успокоил…
Звучало зловеще. В темноте со светом фонарика — особенно.
Страшно Варваре не было. Ей было весело. Ложка оказалась сильнее автоматов электрического щитка.
Варвара вздохнула, как вздыхают женщины при мучениях неумелого мужчины:
— Не буду вам мешать, синьор…
— Крайне вам благодарен…
Вернувшись в номер, Варвара примерилась скинуть ложку. Но заметила, что смартфон в сети.
Сначала она отправила сообщение в соцсеть.
Друзья бурно комментировали и веселились. Чем подтвердили бесполезность себя и соцсетей. Затем Варвара набрала деда. Но дед, как назло, был в отдалении. Не отзывался. Что иногда с ним случалось.
Оставались еще одни толковые мозги.
Варвара набрала по вотсапу последнюю лучшую подругу, которой имело смысл звонить в трудный момент. Подруга была актрисой. Причем начинающей. Без постоянного театра. Перебивалась антрепризами. Зато Кира обладала интуицией и сообразительностью. Редкой не только в театре. Как видно, набралась мудрости из пьес. После Шекспира любую проблему распутать ничего не стоит. Вот только Кира, когда была так нужна, пребывала вне сети.
Варвара была одна. Оставалось последнее: служба спасения.
Варвара набрала «113».
Усталый голос девушки спросил, что случилось.
Варвара кратко, как могла, сообщила: напротив нее отрезали женщине голову, а другую расстреляли из пистолета.
Оператор спросила, какая у нее температура, не надо ли прислать врача.
— Не врача, полицию.
— Хорошо, диктуйте адрес… — Прикрыв микрофон, оператор сказала: — Еще одна сумасшедшая иностранка! Кругом видят мафиози… Только этого нам не хватало!
— Я не знаю адреса. Живу в отеле напротив дома, где произошли убийства.
— Как называется отель?
— «Рокко и его братья»…
— Такого отеля нет в Болонье, синьорина…
— Меня привезли сюда из аэропорта на такси…
— Номер такси помните?
Варвара назвала.
— Такой номер давно не используется… Могу вам еще чем-то помочь? Может, все-таки прислать «Скорую помощь»?
Варвара прикинула появление врачей, рассказ об отрезанной голове и расстреле. И отказалась. Из психиатрической клиники сбежать трудно. Да и дед расстроится…
— Засеките положение моего мобильного и пришлите полицию, — сказала она.
— Ну конечно! Сейчас подключаем спутниковую систему НАТО! Вы там держитесь, синьорина, не болейте!
Оператор отключилась. У оператора были настоящие проблемы. А не выдуманные.
Тут Варвара чуть не хлопнула себя по лбу: как же не сообразила? Геотаргетинг!
Зайдя в бесполезные соцсети, Варвара поставила метку на сообщении…
Капелька уткнулась в глухой район Болоньи, где не было отмечено ни одного отеля. Зато было название улицы. И номер дома…
В логической цепочке осталось вытянуть последнее звено. Без чего Варвара не покинет отель. Чего бы это ни стоило.
Ложка не выдержала скачков в сети и свалилась. Включился свет. А интернет пропал.
Варвара погладила ложку, сказав: «Потерпи, малыш», и вынула невидимки из розетки, чтобы оставались невидимками. Этот фокус еще пригодится. Не нужно, чтобы синьор Ален о нем узнал.
Она успела прыгнуть в кресло, когда после краткого стука вошел портье.
— Свет появился?
— Да, проблема решена. Позвольте на всякий случай осмотреть розетки…
— Это ваш отель.
Портье прошелся, наклоняясь и тщательно рассматривая. С чем и вышел из номера. Через пять минут загудел кондиционер. А через десять вернулся синьор Ален с ужином, пахнувшим домашней итальянской едой. Такой соблазнительный.
Как ни голодна была Варвара, но помнила: «В доме врага и пища горька». Как говорил ее дед, возвращаясь из гостей.
Сев на кровати лицом к стене, как раз под гравюрой Пульчинеллы, она принялась отрывать куски булочек, сыра, ветчины и бросать в щель между матрасом и стеной. Каждый выброшенный кусок просился в рот. Но Варвара терпела.
Осмотрев тарелки, она осталось довольна: полная иллюзия, что ужин съеден. Ей не надо было делать вид, что спит. Варвара так устала от пережитого, что провалилась в сон.
Или не заметила, как съела кусочек?
Утром она выбросила завтрак под кровать. И сделала вид, что уснула. Труднее всего оказалось лежать весь день, притворяясь спящей. Но Варвара справилась: тщательно продумывала план.
Настал вечер.
Она картинно проснулась, умылась и заняла место в кресле.
На балкончике курила свежая девушка славянской красоты. Мафиози что-то кричал на нее и прогонял, как вчера рыжую. Варвара терпеливо ждала.
И дождалась. Не прошло и часа, когда из глубины студии выбежала девица, спасаясь от разъяренного мафиози. Он держал толстую веревку, которой пользовался как кнутом. Девушка уворачивалась, но мафиози умело загонял в угол. Пока не загнал и не схватил за горло. Она брыкалась как могла. Мужчина был сильнее. Придавив ее к полу коленом, он скрутил из веревки петлю, накинул и приподнял, как щенка на поводке. Шея жертвы вытянулась, а голова запрокинулась назад. Мафиози потащил ее к балкончику с явным намерением наказать строптивую девку повешением.
Надо спешить. Варвара кинула ложку на невидимки, уже торчащие из розетки. Снизу долетел приятный хлопок. Теперь, когда ее никто не мог видеть, Варвара могла действовать. В свободную розетку воткнула кипятильник, подарок деда. Дед говорил: «кипятильник — друг артиста и дипломата». Варвара всегда таскала его с собой. Не зная зачем. Кипятильник был старый, советский, тяжелый и вызывал тревожные вопросы на досмотре в аэропортах. Но как пригодился!
Набрав номер «113», Варвара сообщила оператору адрес, по которому вот-вот повесят девушку. Ей обещали прислать ближайший патруль.
Не дожидаясь полиции, она скинула ложечку. Нужен был ток.
Как только вода в стакане забулькала, Варвара схватила ножку кипятильника, подержала на воздухе, чтобы хорошенько разогрелся, и, выдернув из розетки, вонзила в пожарную сигнализацию. Завыла сирена, с потолка полился душ.
План Варвары еще не закончился. Замотав руку полотенцем, она удобно прихватила кипятильник и оглянулась в окно. Вдалеке уже сверкали полицейские мигалки, двигаясь в направлении к дому мафиози. Оставалось закончить начатое.
Промокший синьор Ален ругался, но выключить сигнализацию не мог. На Варвару взглянул и продолжил бороться со щитком.
— Простите, синьорина, не до вас.
— Разрешите побыть в холле, мне страшно одной наверху…
— Делайте что хотите.
Что хотела, Варвара уже сделала: воткнув вилку кипятильника в розетку, для удобства гостей расположенную на рецепшен. И досчитала до двадцати. Без воды кипятильник нагрелся мгновенно.
— Синьор Ален, можно вас на секунду…
Портье оставил непокорное оборудование и повернулся к ней:
— Что вам нужно?
Варвара не стала объяснять. Ткнула спиралью кипятильника в бритую щеку портье. Советский кипятильник был силен. Вопль синьора Алена перекрыла сирена пожарных, прибывших на пожар.
Презирая крики поверженного врага, который поскользнулся и барахтался в луже, Варвара зашла за стойку рецепшен и увидела то, что ожидала: монитор, на который было выведено множество камер. Большинство — из ее номера.
А пожарные уже вломились в холл.
— Где очаг пожара? — крикнул старший.
— Очаг ликвидирован, — ответила Варвара. — У нас тут раненый…
Синьора Алена подняли за руки. Он ругался так, что смутил пожарных. Больше всего злясь, что белобрысая ведьма оставила след на лице. Что было правдой: щека синьора Алена украсила алая буква «О». Будет знать, как связываться с блондинками.
Варвара увидела, как к отелю подъехал патруль полиции.
Очень кстати…
…Комната была светлой и чистой, как мысли Варвары. Она без страха смотрела в лицо коммиссарио Филиппе. А коммиссарио тщательно рассматривал ее паспорт.
С виду он относился к породе мужчин, уверенных в своей неотразимости. Подобные красавцы слишком поздно догадывались, что Варварины кудряшки совсем не то, чем они кажутся.
Как говорится, наглость — не порок, но и глупость — не добродетель. Коммиссарио глупцом не был, несмотря на чернявую смазливость. Среди красавчиков редко, но попадались умники. Варвара знала, что наткнулась на редкий экземпляр. Жаль, что комиссариат полиции не лучшее место для приятного знакомства умных людей.
Коммиссарио изучил паспорт до корочки и положил гербом на стол. И посмотрел так, как смотрят полицейские в сериалах: с откровенным намеком, что преступнице лучше покаяться, чем тратить время.
Преступницей Варвара себя не считала. А потому смотрела беззастенчиво. Как в целом невинная овечка.
Взгляд коммиссарио не удержал и моргнул. Ага, проиграл дуэль. Будет знать, с кем связался.
— Жду объяснений, синьорина, — сказал он, глянув исподлобья. Как стрельнул из-за угла напоследок.
— Каких объяснений? — спросила Варвара.
— По какой причине нанесли ранение синьору портье. Кстати, как называется этот ужасный предмет?
— Ки-пя-тиль-ник, — проговорила Варвара русскими слогами.
Коммиссарио прислушался к звукам варварской речи и не рискнул узнать, для каких ужасных целей используют в России этот предмет. Подумав, что разумно бы запретить его к ввозу в Евросоюз.
— Отвечайте на вопрос.
Мирно Варвара сделала все, что могла. Что ж, сам напросился.
— Не буду тратить ваше время, коммиссарио, на рассказы о том, как мафиози в доме напротив жестоко разделался с двумя девушками и чуть не повесил третью, — сказала Варвара со спокойствием, от которого дыхнуло русским морозом. — Когда в полицейском участке блондинка рассказывает такой бред, ее считают сумасшедшей или лгуньей. Особенно когда вам известно, что происходило на самом деле.
Коммиссарио хранил спокойствие.
— Ближе к делу, синьорина. К вашему возмутительному поступку, — сказал он.
— Немного терпения, коммиссарио. Дойдем и до моего поступка. — Варвара умела брать инициативу на себя. — Факт первый: я оказалась в отеле, названия которого нет нигде. Даже в вашей службе спасения. Почему? Допустим, он такой скромный или новый, что не успел заявить о себе. Факт второй: синьор Ален уверял, что отель полон постояльцев. Я обнаружила, что в номерах никого нет. И даже мебели. Что за странность? Вероятно, номер, в который меня поселили, предназначен для чего-то особенного. Какие доказательства? Окна нельзя открыть, на них нет штор, нет телевизора, а мой надежный смартфон отказался работать. Даже записать видео. Превратился в бесполезный кусок пластика. Не говоря уже об интернете. Так бывает, когда рядом работает сильный глушитель. Я не слишком спешу? Мой итальянский вам понятен?
Филиппе сохранял истинно английское спокойствие. Не итальянское, нет.
— Ближе к вашему поступку, синьорина.
— Ближе некуда, коммиссарио: я не могла выйти из отеля. О, этот карантин от страшного вируса: на улице полицейский, который грозит штрафом. Моя карточка не проводит платеж, но при этом портье милостиво разрешает остаться в отеле. Мало того, приносит в номер завтраки и ужины, полупансион. Какая щедрость. С чего бы вдруг? Быть может, причину надо искать в том, что я сплю как сурок после завтрака, вкусного, как у бабушки? Зачем это портье? Ограбить меня? Сексуальные домогательства к спящей девушке? Ничего подобного не происходит… Логический ответ: чтобы показывать кровавые драмы за окном. У которого так удобно стоит кресло. Показывать мне. Успеваете, коммиссарио, за развертыванием логической парадигмы?
Офицер глянул через плечо на большое окно, заделанное зеркальным стеклом.
— При чем тут портье и ваша парадигма? — спросил он.
— Хороший вопрос, — сказала Варвара. — Но мелкий. Интереснее другое: зачем показывать мне ужасы? Первая версия: какой-то сумасшедший богач заказал подпольное реалити-шоу, в котором происходят настоящие убийства. Версия простая, понятная и доказуемая: мой номер и отель напичканы камерами. Которые выводятся на монитор портье.
— Неужели?
— Да. Только одна беда: она неверная.
— Почему? — спросил коммиссарио, будто вошел во вкус.
— Для этого шоу не нужна я, зрительница. Даже если предположить, что четвертой жертвой предстояло стать мне, куда проще сразу привести меня в тот дом, ударить по затылку, бросить в подвал связанную, или как у вас поступает настоящая мафия…
— Значит, эта версия неверна. У вас есть другие, синьорина?
— Вторая не менее очевидна: синьор Ален — маньяк. Помешался на кино, не стал режиссером и тайно снимает фильм для себя. Черный фильм. Тогда моя роль понятна: бедная невинная девушка, которая попала в ловушку и не может из нее выбраться. Судьба такой героини печальна: мафиози из дома напротив поймет, что она все знает, ворвется в отель, и бедняжка погибнет в страшных муках. Вероятно, забьют бейсбольной битой.
— Почему битой?
— Нож был, пистолет был, веревка для повешения была, — ответила Варвара, загибая пальцы. — Из популярного набора убийств невинной девушки остается бита. Яд в расчет не берем, не так зрелищно…
— А почему эта версия неверна? — Коммиссарио забыл, что недавно его волновала судьба портье.
— У такого фильма должно быть начало: героиня, то есть я, ничего не подозревает, знакомится с мафиози, потом видит, как он убивает девушек, впадает в панику, не может выбраться. Ну, и так далее. У маньяков детали тщательно продуманы. А какое тут начало: ну, приехала туристка, ну, поселилась в номер, ну, показывают кровавый треш. Никакой драматургии. Но самое главное: слишком много орудий убийства. Маньяки, как вам известно, коммиссарио, предпочитают что-то одно, на чем они зациклены… Вывод: эту версию отбрасываем.
Поборов себя, Филиппе спросил:
— У вас еще есть версия, синьорита?
— Есть, — сказала Варвара.
— Что это за версия?
— Для начала пригласите таксиста, который взял меня в аэропорту. Думаю, ему скучно смотреть из-за стекла…
Коммиссарио обернулся к зеркалу, будто оно могло утешить. Зеркало равнодушно молчало. Зато распахнулась дверь, и вошел таксист. Он сменил кожанку на шерстяной пиджак с белой рубашкой, воротник которой стягивала шелковая бабочка. Таксист сел рядом с коммиссарио без лишних приглашений. Настроение его было не слишком игривым. Как будто замучил карантин.
— Прошу простить, синьорина, что не представляюсь, — сказал он.
— Переживу, профессор, — ответила Варвара.
— Почему вы называете меня профессором?
— Видела вашу фотографию на сайте Болонского университета, — сказала она, блефуя, но блеф удался. Профессор переглянулся с коммиссарио. — Надеюсь, вам не придется закапывать мой труп в подвале комиссариата?
— Какова ваша третья версия? — спросил безымянный профессор, чтобы не поддаться заманчивой идее с трупом в подвале.
— Натурный эксперимент. Так у вас это называется? Вероятно, по заказу полиции. Вы проверяете реакцию современного человека, погрязшего в сериалах и киножестокости, на столкновение с настоящей, реальной жестокостью. Как себя поведет, что будет делать, как бороться за жизнь. Для полиции такие сведения крайне важны, чтобы знать поведение свидетелей. А для вас, профессор, знания психологии человека имеют ценность сами по себе.
Профессор издал звук, будто не может проглотить лягушку, что растопырила лапки у него в горле.
— Вы выбрали в аэропорту идеальный объект эксперимента, — продолжила Варвара. — Туристка, блондинка, смазливое личико, достаточно молода. Наверняка ничего, кроме смартфона, не знает.
— Подвело электричество, — оправдался профессор.
— Электричество ни при чем. Вы оставили… подсказки. — Варвара подобрала необидное слово. Кому приятно совершать «ошибки».
— Какие?
— Такси напичкано футбольной атрибутикой, а вы всю дорогу болтали о классическом кино. И все же главная подсказка была в номере: «The X-Files» на одной стене и гравюра Пульчинеллы над кроватью. Я немного занимаюсь комедией дель арте и знаю, что Пульчинелла — дурачок, над которым смеются. За окном происходило представление, как в театре: выносят отрезанную голову, расстреливают за кулисами. Самый сложный трюк: повешение. Тут нужен тонкий страховочный трос.
— Вы и его заметили? — в печали спросил профессор.
— Заметила. — Врать Варвара умела не моргнув глазом. — Но я не Пульчинелла. Отвечая на ваш вопрос, коммиссарио: синьор Ален получил от меня плату за мое участие в эксперименте. Его плата за риск. Согласны?
Профессор правильно понял, к кому именно обращен вопрос и кто будет разгребать проблемы. Он поднялся и протянул руку:
— Благодарю, синьорина, за уроки, мы их учтем. И поправим электрический щиток.
Варвара пожала жесткие пальцы профессора.
— Любому щитку можно устроить короткое замыкание, — сказала она.
— Откуда такие знания, синьорина?
— От деда.
— Кто ваш дед?
— Он был советским пионером.
— Чему он научил?
— Как заколкой выбить пробки.
— Полезные знания.
— Логика полезней.
— Откуда у вас логика?
— От прапрадеда, профессор.
— Кто был ваш прапрадед, синьорина?
— Он был великий человек, — сказала Варвара и тряхнула головой. — Вам не кажется, что мы говорим как в фильмах Тарантино?
Профессор задумался:
— Реальность и вымысел порой теряют границы… Жажду узнать, кем был ваш предок.
Коммиссарио тоже горел желанием.
Отказать горящим мужчинам Варвара не могла. И предъявила заставку смартфона.
— Какой приятный господин, — сказал профессор, вглядываясь в старинный снимок. — В вас заметны его черты… Глаза…
— Я знаю.
— Так кто же он, раскройте тайну! — почти взмолился коммиссарио.
— Самый великий сыщик императорской России. Служил в сыскной полиции Петербурга.
— Почту за честь узнать его имя.
— Его зовут Ванзаров, — сказала Варвара. — Родион Георгиевич Ванзаров.
Коммиссарио уже видел эту фамилию.
Раскрыв паспорт, лежавший перед ним, убедился: блондинку звали Варвара Ванзарова. Он только не мог знать, какое у нее еще и отчество…
Что сказать: блондинистые кудряшки взросли на крепких мозгах ее и предков. То ли еще покажут…
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дуэль со смертью предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других