Стратегическое развитие предприятий гостиничных услуг на основе репутационного потенциала

Анна Шатрова, 2016

Разработана схема развития гостиничного предприятия по спирали, отражающая взаимосвязь стратегии развития предприятия, рыночной стоимости бизнеса и эффективности использования ресурсного потенциала во времени. Предложен организационно-экономический механизм управления ресурсным потенциалом предприятий рынка гостиничных услуг, а также методика оценки эффективности его использования. Предназначена научным работникам, преподавателям вузов, студентам экономических и технических специальностей, специалистам по управлению гостиничными предприятиями.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Стратегическое развитие предприятий гостиничных услуг на основе репутационного потенциала предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Введение

Развитие интеграционных процессов в экономике предполагает высокий уровень развития сферы услуг, в частности рынка гостиничных услуг. Согласно данным Всемирной туристской организации, на долю индустрии гостеприимства приходится около 9 % мирового валового внутреннего продукта (ВВП), 5 % всех налогов, 7 % мировых инвестиций, общее число занятых превышает 230 млн человек1.

Гостиничный бизнес — один из самых быстро и успешно развивающихся в России, ежегодно прирост составляет 15–20 %. Открывающиеся перспективы роста объемов предоставления услуг делают этот сектор весьма привлекательным для инвестиций и приложения предпринимательской активности. В настоящее время для развития мировой гостиничной индустрии характерна глобализация и интеграция бизнеса, проявляющиеся в создании крупных корпораций и гостиничных сетей. В мире сложилось более 300 гостиничных сетей, вышедших за рамки национальных границ. На их долю приходится более 50 % гостиничных номеров в мире (7 млн номеров из 13 млн)2.

На сегодняшний день необходимо решить ряд проблем: выживание и обеспечение роста конкурентоспособности отечественных гостиничных предприятий в борьбе с международными брендами и малыми предприятиями сферы гостеприимства; сокращение финансирования строительства проектов гостиничных комплексов в период мирового финансового кризиса; тенденция персонификация и индивидуализация обслуживания, а также диверсификация и демократизация гостиничной индустрии.

Практически все международные и российские гостиничные сети, независимо от их рейтинга, испытывая на себе постоянное давление жесткой конкурентной борьбы, ищут возможности для увеличения ресурсного потенциала и упрочения деловой репутации.

Современные научные исследования ресурсного потенциала сосредоточены преимущественно в области промышленного производства. Недостаточно глубоко изучено управление ресурсным потенциалом сферы услуг как фактора, в значительной мере определяющего качество и эффективность деятельности предприятия рынка гостиничных услуг.

Уровень репутации компании становится необходимым условием роста рыночной стоимости бизнеса, а также является главным фактором формирования некопируемых конкурентных преимуществ и компетенций, внедрения стратегий развития предприятий рынка гостиничных услуг.

Несмотря на значительный вклад индустрии гостеприимства в развитие мировой и национальной экономики, исследование этой отрасли началось относительно недавно — со второй половины ХХ столетия, поэтому в данной сфере имеется целый ряд недостаточно изученных и дискуссионных аспектов. Особенно актуальны эти вопросы для России. Одна из важнейших проблем в отечественной сфере гостеприимства — обеспечение конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, в том числе за счет повышения качества управленческих решений и использования ресурсного потенциала предприятий рынка гостиничных услуг (РГУ).

Необходимость решения ряда проблем организаций рынка гостиничных услуг, таких как обеспечение роста конкурентоспособности в борьбе с международными брендами и малыми предприятиями сферы гостеприимства, сокращение финансирования строительства проектов многофункциональных комплексов в период мирового финансового кризиса; тенденция персонификация и индивидуализация обслуживания, а также диверсификация и демократизация гостиничной индустрии, обусловили актуальность темы исследования.

Методические аспекты повышения эффективности предприятий сферы услуг исследуются в работах таких зарубежных ученых, как Х. Ворачек, К. Гренроос, Л. Григолли, Ф. Котлер, Р. Малери, М. Мескон, Нильс-Горан Оливье, А. Роберт, Дж. Уокер, Д. Чеполларо.

Над проблемами развития рынка услуг работают коллективы исследователей профильных научно-исследовательских институтов и вузов России. Из большого количества работ можно выделить труды М.С. Абрютиной, А.С. Новоселова, Е.В. Щербенко, Л.Б. Нюренбергер, Н.Н. Терещенко, А.Н. Чаплиной, М.В. Хайруллиной, О.А. Ябровой и др. Исследования указанных авторов содержат теоретические идеи и методологические подходы к решению вопросов развития рынка услуг, однако требуется обобщение теории, методологии и практики с учётом новых тенденций и инновационного вектора развития экономики страны, многоспектрового характера сферы гостиничных услуг.

В течение 1995–2015 гг. появилось много работ за рубежом и в России, посвященных проблемам повышения потенциала организаций. Среди них работы зарубежных ученых по исследованию ресурсов и потенциала организаций в условиях рынка И. Ансоффа, Дж. Питерса, Б. Райана, Р. Форестера, Р. Акоффа, П. Друкера, А. Файоля, Д. Харбора. Работы российских ученых — Л.И. Абалкина, А.Н. Анчишкина, Э.М. Короткова, Ю.М. Забродина, А.П. Градова, К.И. Варламова, Е.П. Ефимова, М.И. Круглова, З.П. Румянцевой, А.Д. Чудновского, Н.И. Кабушкина, В.Г. Смирновой, А.Н. Чаплиной и др.

Вопросами повышения эффективности управления предприятиями рынка гостиничных услуг посвящены работы современных российских исследователей: М.В. Кобяк, К.С. Горяинова, Р.И. Даоод, С.А. Михайлова, А.В. Ксенофонтова, И.В. Никифорова, М.Г. Амировой, О.А. Пекарской, Г.М. Амосовой и др.

Динамичность изменений современной ситуации на рынке диктует действия на опережение, и гостиничным предприятиям для выживания и роста необходимы новые методики развития и управления ресурсным потенциалом.

В монографии исследуются управленческие отношения, возникающие в процессе формирования и эффективного использования ресурсного потенциала предприятий рынка гостиничных услуг (ПРГУ), с учетом его деловой репутации и репутационного потенциала, где одной из характеристик результативности деятельности хозяйствующего субъекта является рост рыночной стоимости бизнеса. Они изучаются на примере предприятий рынка гостиничных услуг г. Красноярска.

Кроме того, рассматриваются: положения теорий рыночной экономики, управления социально-экономическими системами, стратегического менеджмента, маркетинга; управление предприятиями гостиничного комплекса; развитие теории и методики управления ресурсным потенциалом предприятий рынка гостиничных услуг; исследования в области организационной культуры, организационного поведения, теории организаций, управления персоналом, психологии труда, менеджмента, межкультурных коммуникаций.

Информационной основой исследования послужили материалы научно-практических конференций; концепции, изложенные в современных научных исследованиях; материалы периодической печати; нормативно-методические и законодательные акты государственных органов управления.

В качестве информационных источников использованы официальные материалы Федеральной службы государственной статистики, материалы региональных органов власти, материалы справочно-правовых систем «КонсультантПлюс» и «Гарант», официальная отчетность гостиничных предприятий, ресурсы глобальной информационной сети Интернет, публикации в специализированных отраслевых изданиях.

В качестве научного инструментария использованы методы и приемы системного, логического и экономического анализов, синтеза управленческих решений и подходов: в основе исследования — элементы экономико-математического моделирования и метод экспертных оценок. Для обоснования выдвинутых положений применялись системный, компетентностный, процессный, синергетический, адаптивный и другие подходы, а также принципы интеграции, последовательности, взаимосвязанности, эффективности, уникальности, измеримости и др.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Стратегическое развитие предприятий гостиничных услуг на основе репутационного потенциала предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Всемирная туристская организация. Статистические данны е: сайт. Режим доступа: http://www.russiatourism.ru/contents/statistika/ (дата обращения: 17.06.2016).

2

Обзор российского рынка гостиничных услуг: сайт. Режим доступа: http://www. marketcenter.ru/ content/doc–2–11780.html (дата обращения: 13.05.2016).

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я