В данный сборник вошли избранные стихи Анны Дроновой – тридцатитрёхлетнего кемеровского поэта, члена Союза писателей России. Анна с рождения больна (спинальная амиотрофия), но с детства пишет, с 14 лет начала издаваться. В «Избранное» вошли как новые, ещё ни разу нигде не напечатанные стихи, так и выбранные самим автором из каждой выпущенной книги – от старшей к младшей. Сборник начинается сложными, длинными, выстраданными стихами – и завершается по-детски лёгким, но вдумчивым взглядом на жизнь.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Избранное предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© Анна Дронова, 2017
ISBN 978-5-4485-4099-8
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
1. Новые стихи
Баю-бай
Баю-баюшки-баю.
Спи на самом на краю.
Баю-баю-баюшки.
Спи на самом краешке.
А заплачешь — пощади,
гарью края не чади.
Как яйцо пасхальное,
как кольцо венчальное —
баю-баюшки-баю —
жизнь застыла на краю.
Жизнь катилась к краешку —
баю-баю-баюшки —
ай, краюхою луны,
ай, мозолями волны.
Баю-баюшки-баю.
Спи, покамест я не сплю.
Жизнь катилась посуху —
укатилась за море.
Набери-ка воздуху.
Надыши-ка памяти.
Жизнь катилась по морю —
расстелилась по миру.
А возьму-ка на руки,
понесу, как горюшко,
милое дитя моё,
маковое зёрнышко.
Ласково несомое,
живое, невесомое,
ах, зерно, зерно моё —
да с другими зёрнами —
сеять в землю чёрную.
Не могу, а надобно
(баю-баю-жалобно)
времени отдать его
(баю-баю-прядево).
Не хочу, а ведомо
(баю-баю-преданно):
отпущу когда-нибудь
баю-баю-на небо.
Не то вороны склюют.
Не то вихри отпоют.
Баю-баюшки-баю.
Спи, пока я на краю.
Баю-баю, баю-бай.
Долог путь, да близок край.
Чтобы падать было мягче,
крепче засыпай.
«Волчья душа в человечьем теле…»
Волчья душа в человечьем теле,
волчьи забавы промеж скорбей.
Я за тобою спешу, но мне ли
выйти, плуту, из твоих сетей?
Плут расставляет повсюду путы,
чтобы запутаться — так и знай!
Вечность бежит от одной минуты,
будто от волка — заяц-толай.
Там, где звериные рыщут тропы,
я пролагаю свой скорбный путь.
Волки — не рыцари, не холопы,
но каждый из нас — это волк чуть-чуть.
Там, где идут к водопою лоси,
я выступаю на смертный бой.
Волки пощады себе не просят,
хоть и хотят, как и все, домой.
Наши клыки — не острей секиры,
наши леса — не высокий храм.
Волки-собратья воюют с миром —
с малых годочков до смертных ран.
Кровью питают в бою жестоком
поле, поросшее злой травой.
То, что охотничьим кличут рогом, —
рог исключительно боевой.
Знают волчата от старой волчицы:
прут — это в будущем чей-то кнут.
Нашему брату в дары сгодится
только свобода от древних пут.
Каждому пахарю — сноп пшеницы,
каждому ратнику — щит и меч.
Нашему брату в дары сгодится
ночью луну, как жену, привлечь.
Нам недоступны слова молитвы —
голос природы велик и прост.
В час ожиданий и в час ловитвы
ловим надежду за лисий хвост.
Волку — не весело, не свирепо,
волку — больнее всего явить
душу свою… Потому что в небо
нам не смотреться, а только выть.
Нашему брату любая рана —
точно помарка в живой душе.
Нас укрывают ночные туманы,
наши шерстинки — настороже.
Мы — отщепенцы, и наша стая —
стая бродячих, но всё ж не псов.
Нашему брату молва любая —
точно зарубка в строю стволов.
Волчье лицо в человечьей маске,
в голосе смертника — хищный рёв.
Волки вверяют себя по-братски
миру — до самых его краёв.
Каждую ночь и на каждой сече,
лёгким путём выходя на бой,
будто бы оборотнем отмечен,
волк состязается сам с собой.
Евдокия1
Ах, Россия моя, Россия —
что ты смотришь, как Евдокия?
На телеге, и с двух сторон —
по солдату: — Смотри, смотри же!
Как всё то, что ты любишь, брызжет
кровью. — Смерть, подойди, порадуй! —
Не дадут отвести и взгляду.
Слышишь чей-то — не свой же — стон.
Сон. Кошмарный и долгий сон.
Евдокия, да ты сама ведь —
не опустишь глаза! Не вправе —
ибо то, что любила, в корчах
погибает на том плацу…
Так смотри же — смотри, не морщась —
ведь красавице всё к лицу.
Даже боль, даже ужас зверский…
Взять бы нож — да родному в сердце:
то, что любишь, на волю смерти
отпустить — да разве дадут?
Руки скрутят, и жилы выжмут,
и за спину: — Смотри, смотри же!
Неоструганной цепкой жердью —
совершается царский суд.
Что, Россия моя, Россия —
так и будешь, как Евдокия,
слать вопросы — да Богу в уши —
да на небо смотреть, как в печь —
смотрит хлеб? И на всё-то воля
человеческая — доколе?
Раздирая руками душу —
ничего тебе не пресечь.
На телеге тебя увозят,
а на площади всех морозит:
от зимы ли, а то от хрипов
нескончаемых, — а сама
обернулась и смотришь — ибо
тень твоя за тобою ляжет.
Умоляешь себя сама же:
— Евдокия, сойди с ума!
Да, Россия моя, Россия,
ты — последняя Евдокия.
Не бывает минувших пыток:
всё, что пытано, так и бдит
ранним утром и поздней ночью…
Богохульствуй, молись — как хочешь.
Голос скорби остёр и прыток,
колом в горле — судьба стоит.
Нет, Россия моя, Россия,
не получится Евдокиям
позабыть, каковая участь
о сю пору любимых ждёт.
Вечно помня и вечно мучась,
ты за милым идёшь по следу.
Ты на площадь придёшь к рассвету
и увидишь, как он умрёт.
Но останется. Ибо нечем
крыть. И вечен, родная, вечен
тот безмолвный бессвязный ропот,
за которым текут века —
через сто поколений, чтобы
всё вернуть на былые вехи.
Евдокия! Тот нож навеки
прикипает к твоим рукам.
Присягнувшая
Присяга, присяга.
Человеку — не стягу,
Человеку — не мечу…
Да и важно ли — герою, палачу?
Присяга, присяга
Славянам — варягам —
Калмыкам — татарам.
Всю жизнь свою — даром
Дарёную — в руки
Собрату, кому-то.
(Всю жизнь свою — будто
На колья, на прутья!)
Присяга, присяга.
Так разве что дому
Присягает дворняга.
Без клятв, по-простому.
Расписка?.. Бумага?..
— Скупая присяга!
Вернейшая — волчья —
Последняя (молча).
Последняя (поздно!).
Присяга не звёздам —
Человеку земному.
Ножом по живому.
Человеку — не знамёнам,
По-на древках разветвлённым,
Разделённым — лево, право…
Человеку, а не славам!
Человеку, а не знакам
Нарисованным, атакам
Наколдованным… (Послужим
Человеку, а не ружьям!)
Не плоти, не крови —
Душе и любви.
Зарок — на крови,
Затор — в крови.
Присяга — как фляга,
Как неба глотнула…
Присяга — не тяга:
Уже затянуло…
Присяга, порука —
Любимому (то есть —
Тебе лишь). На муку,
На счастье, на совесть…
Присяга, присяга.
Так разве что Богу
Присягает бродяга.
(Люби, да не трогай!)
Присяга, присяга.
(Оврагу — коряга,
Святому — расстрига…)
Присяга — не иго.
Не смотри, что следы
Уведут, обманут.
Полбеды, полбеды —
В тех обманах жданных.
Не смотри, что к зиме
Опадут и листья.
Есть присяга во мне —
Наичестнейшая — лисья.
Так охотнику зверь
Присягает, прячась.
И потом, и теперь
Огоньком маячит
За тобой, храня
От любой невзгоды,
Подмога — подвода —
Присяга моя.
Игра в достоинство
— 1—
Игра в достоинство,
Игра с собой.
Игра! Без воинства
Идущий бой.
Достойно ль соколом,
С судьбой шутя,
Вокруг да около
Кружить, дитя?
Достойна ль исповедь,
О лицедей,
Игрок неистовый
Среди людей?
Ведь жизнь уносится,
И на огонь,
Быть может, просится
Твоя ладонь.
Как горе-пьяница,
Исподтишка,
Быть может, тянется
Твоя рука.
— 2—
Достойно ль вороном
Лететь на все
Четыре стороны,
Вослед росе?
Мечами, распрями
Закрыв лицо,
Достойно ль ястребом —
В моё сельцо?..
Достойно ль по небу
Плутать-нестись,
Кромешным голубем
Ныряя вниз?
Игра на выдохе:
Земная персть.
Достойна ль выделки
Земная шерсть?
Ведь жизнь уступлена —
В свой первый миг!
Играй по-крупному,
Малыш-старик.
Ведь жизнь загублена —
В свой летний день.
Стрела-зазубрина,
Стрелок, мишень.
— 3—
Соколье воинство —
Ничьим силком
Не взять! Достоинство
Коня — верхом,
Бегом… Достоинство
Души — плашмя…
Игра без совести:
Твоя, моя.
Ищи пристанище,
О лиходей,
Покуда — пан ещё
Среди людей.
Ребёнок выросши —
Ползком — в цари…
На каждом игрище —
Свои бои.
— 4—
Игра в достоинство,
Игра врасплох.
Святого воинства
Лишённый Бог.
Игра в достоинство —
На страх и риск!
Не вражьи происки,
А дружный сыск.
Тоска по доблести —
Лихой порой.
Игра! Над пропастью
Бредущий строй.
Земная отповедь,
Небесный гром.
Игра! Из подпола
Растущий дом.
— 5—
Не успокоиться —
Тебе, дитё!
Игра в достоинство:
Твоё, моё.
Игра по-своему:
Широк размах!
Писца и воина
Настигший крах.
Бои без ворога —
На грани сил.
Съестного пороха
Лишённый тыл.
Поделим поровну
Запасы мук.
Взыграют вороны,
Кружась вокруг.
Земного пояса
Вскипит кора.
Игра в достоинство —
С огнём игра.
Русалка моя
В тихом омуте, где тоненькая ряска
прячет сто чертей, а не речную грязь,
в тихом омуте русалка завелась.
Расскажу тебе не выдумку, не сказку:
расскажу тебе, как в омуте моём
ты нашла свой дом, свой тихий водоём.
Ах, русалка с опьянёнными глазами —
глубоко ныряешь — не видать хвоста!
Ты в мой омут завернула неспроста.
Взбудоражила, как ряску, злую память,
потрясла второе дно моей тоски…
В целом мире — две русалочьих руки.
В целом море — лишь одна душа морская!
Ах, русалочка, зачем явилась мне?
Уплываешь безоглядно по волне.
Укоряешь — будто я не отпускаю!
Я и рада бы, да разве ж я могу?
Навья девочка на дальнем берегу.
В тихом омуте — разбуженным потоком,
говорит твоё отсутствие во мне.
Навья жёрдочка на дальней стороне.
Взбаламутила мне душу ненароком.
Ах, морока земноводная моя,
кожа тонкая — сквозная чешуя.
Ах, родная — чужеродная — моя.
В тихом омуте — пристыженные черти…
Нет соломинки — тем пуще я тону.
Ах, русалочка, дай руку — хоть одну!
Хвост твой по сердцу — не по водице чертит
круг за кругом; друг за другом — да на дно…
Ах, русалочка, с тобою — всё одно.
То ли небо — то лм море, то ли речка —
то ли сердце человеческое: глядь —
ты из сердца улетучилась опять.
И не женщина, и не ребёнок: нечто,
двуединство — чья врождённая черта!
В тихом омуте, я вижу, ни черта
не осталось от русалочьего плеска.
Что же делать? Утопиться бы, да не с кем.
Ты хвостом махнула — как рукой с холста
нарисованную красоту смахнула…
Как по берегу ударила веслом…
Ах, русалочка, с какого ты аула
и каким тебя теченьем унесло?
И откуда ты разлуки зачерпнула?
В тихом омуте, где тоненькая вязь
прячет сто чертей, а не речную грязь,
лихо в омуте: русалка извелась.
Невеста предателя
Кто — сей?
Фарисей.
С ним не ешь,
с ним не пей.
Руку жми
ему с оглядкой.
Речью — сладкий,
сердцем — падкий.
(Речью — гладкий,
сердцем — гадкий.)
Не гляди.
Не люби.
А полюбишь —
убеги.
С потрохами
всю проглотит.
Он без сердца,
но из плоти.
Он нечист,
но красив:
мятый лист,
шрифт — курсив…
Не смотри!
Да отвернись же!
Говорит —
слюною брызжет.
А хохочет —
слёзы льёт.
Душу — в клочья
изорвёт,
тело белое истреплет —
да себе же!
да немедля!
А обманет —
так взахлёб.
По сознанью —
скрёб-поскрёб.
«Он красивый!
Он пригожий!»
Он мессия,
да не божий.
В нём — ложь,
в нём — грехи,
сплошь — брожение стихий.
Он не друг,
но разве недруг?
Он подобен
свету, ветру.
Что же делать?
Как же быть?
А капелла —
волком выть.
Как помочь ему,
скажите?
Он мальчонка,
пальцы-нити…
Как с балкона
или с лоджии —
спрыгнёт же!
упадёт же!
Угораздило влюбиться
в воронёнка, но и птицы
продают себя кротам.
Ох, зачем же, ох, да сам…
Он далече —
я целее.
Но на плечи
и на шею
внятный камень
взял да лёг:
не царить тебе, царёк!
Беззащитный…
Вслед Иуде
он погибнет,
он погубит
столько губ
и столько судеб!
Кровный узел
в кровь изрубит.
У него —
жестокий норов.
Телом — лань,
а сердцем — боров.
Он сметёт
детей невинных,
а его
сметут мужчины.
Он обманчив,
он изменчив.
Старый мальчик,
хищный птенчик.
Он — табу.
Он — погибель.
Он в гробу
тебя и видел!
Не любить его
нельзя,
но кривёхонька стезя.
Не спасти его
ничем.
Ай, да сам-то, ай, зачем…
Лицедей,
лиходей.
Хоть молись.
Хоть убей.
«Кто он?» — «Милый!»
Тянет жилы,
пьёт отеческие силы…
Свет-мучитель мой служилый
да заслуженный…
Да лживый.
свет-губитель мой2
«Когда смертельнейшему врагу…»
Когда смертельнейшему врагу
целишь не в глаз, а в бровь,
сказав: «Это всё, что я могу», —
вот это и есть любовь.
«С моею душою…»
С моею душою,
как бездна, большою
в маленьком теле —
справиться мне ли?
О нас
О нас, о наследии нашем —
да следом за дедом, за прадедом-предком.
Звенит неиспитая чаша,
со звоном подкова упала — и метка
горит из-под белой рубашки.
О них, о своём и забытом,
о том, что и время едва ли излечит.
Звенит золотое копыто,
ложится крыло на согбенные плечи.
Душа прибывает без свиты.
О ней, о родной и желанной,
невесте безвременной — плакать довольно.
Горит незакрытая рана,
звенят стремена — оступаться не больно,
и жить — наконец-то не странно.
О том, что давно отболело,
но с сердцем беседует жаркою кровью.
Качаешь своей поседелой —
и путаешь вдовью любовь и сыновью.
Раз пытан — так, видно, за дело.
Вздохнут — и своею дорогой
отправятся люди — невинные судьи.
Раз пытан — так, значит, за Бога.
Не жизнь и не смерть — а концовка прелюдий,
верхушка осеннего стога.
Вершина горы или мира,
а мать говорила: ходи и не трогай.
Звенит за спиною секира —
а может, палач опоздает немного,
присев на пороге трактира?
Но время не споишь слезами —
ещё поискать бы такого служаку!
Не скроешь — оно перед нами,
не смоешь сухими трактатами всяко.
А всё же ступай — и по первому знаку
вскрывай нерадивую память.
«Наши пращуры, будто кони…»
Наши пращуры, будто кони,
в мыле, в пене, в пыли, в загоне
ржут и рвутся — держись верхом!
Корм овсом, и пшеном, и ржою…
Только небо — своё ль, чужое —
всё ж милее, чем двор и дом.
Стонут лошади, будто деды…
Ваша воля — меха-монеты,
наша воля — наждак-пятак!
Годы-горы — стеною белой…
Что б ни деялось, будем делать
всё по-своему — да не так!
Разгуляться бы ветром в поле!
Нам бы вольницу — всю бы волю
распоясали — до небес!
Наше прошлое, как кобыла,
тянет лямку свою уныло…
Наши символы — конь и крест.
Жизнь, делённая строго на две:
дань грядущему — славной жатве,
дань былому — степной золе…
Наши прадеды — наши братья!
Наше прошлое — вдовьим платьем —
чуть наброшено на Земле.
«Души натянутая нить…»
Души натянутая нить,
Души разорванная нить:
Швее не сшить.
Змее не свить.
Души оторванный рукав,
Души оборванная ткань:
Вся рвань, растянутая дрань…
Она заштопана слегка,
Вполоборота, в полстежка.
Душа-рукав, душа-рука:
Душа — надорванная…
Разговор с Мандельштамом
Дано мне тело — что мне делать с ним,
Таким единым и таким моим?
За радость тихую дышать и жить
Кого, скажите, мне благодарить?
Я и садовник, я же и цветок,
В темнице мира я не одинок.
На стекла вечности уже легло
Мое дыхание, мое тепло.
Дано мне тело — что мне делать с ним,
Таким ненужным и таким чужим?
За участь горькую дышать и жить
Кому, скажите, мессу отслужить?
Я и добыча, я же и клинок.
Мой образ слаб, мой голос одинок.
На первой из страниц небытия
Однажды ляжет подпись и моя.
Дано мне тело — кто б его забрал!
Не память, а подрезанный штурвал.
Иду за край и дальше через край.
Дано мне тело — даром забирай!
Одна в бою, последняя в строю,
вопросом риторическим встаю.
Дано мне тело — кто бы взял назад?
Дано мне тело — не моё стократ.
Берегиня
Мракобесие. — Смерч. — Содом.
Берегите Гнездо и Дом.
Мракобесие. Смерч. Содом.
Берегине — гнездо и дом.
Смерть. Братание на мечах.
А для матери — всё очаг.
Где стрела попадает в цель,
там и ставится колыбель!
Где от крови черным-черно,
там и вьётся веретено.
Где сыны бередят отцов,
там у женщины — стол и кров.
Где за пазухой нож лежит,
там у Лады в ладонях — жизнь.
Там, где горе на всех путях,
мать с улыбкой несёт дитя.
Там, где в битву идут мужи,
жёны им выплетают жизнь.
Где у князя — опять раздор,
у княгини — и дом, и двор.
Где у княжича — смертный бой,
у княгини: «Вернись домой!»
Где у князя: «Иду на Вы!»,
где спешит по пятам травы
боевитый и верный конь,
там княжна бережёт огонь.
Где солдаты, как псы, в бою
обретают судьбу свою,
там в кровавом чаду сестра
греет снадобья у костра,
чтобы вылечить раны их…
Ибо то, что глазам других —
мракобесие, смерть, Содом, —
то хозяйке — любимый дом.
Смерть
Будьте ещё печальней!
Знайте: невесты нет
в ласковой привечальне,
в опочивальне лет.
Если признаться честно
и не таить греха —
смерть — вот и вся невеста
нынче у жениха.
В свадебную обнову
облачена с утра.
Над головою снова,
снова струит фата…
Сразу — отцеловать бы!
Ёжится, гнёт своё:
все женихи до свадьбы
умерли у неё.
Все стихоплёты вместе
ей сплетали стихи,
чтобы к этой невесте
сватались женихи.
Но в её привечальне,
в исповедальне сна
только она печальна,
только она одна…
«За твою красоту…»
За твою красоту
я отдам и леса, и луга.
За твою красоту
я раздену леса донага.
За улыбку твою
я отдам и поля, и холмы.
Я сейчас прогоню
всех тюремщиков из тюрьмы.
За твою красоту
— небывалую шалую быль, —
за твою красоту
я отдам медяки и пыль.
Я тебе подарю
всю траву с перевалов моих.
Я тебе подарю
планетарии на двоих.
За твою ли красу
и за твой превеликий обман
я тебе принесу
в двух ладошках лесной туман.
За твою красоту
я отдам и края, и моря.
За твою красоту —
значит даром и значит зря.
«Расставаний наших странность…»
Расставаний наших странность:
ты уйдёшь, а я останусь.
Расстояния-печали:
ты утонешь, я отчалю.
Ты отчалишь, я — ко дну
поспешая, потону.
Дно — вот наш с тобою берег.
В рулевых душа не верит.
Дно — вот наш с тобою флот.
Всё ура-наоборот.
Смерть кому-то, нам — начало.
Вместо стылого причала —
дно — вот наш с тобою край.
Встреча будет, так и знай.
Время
Прошлое наше без края,
но от тебя до меня
тянется, почву взрывая,
время, как прото-земля.
«Прости, прощай! — и оборвётся нить…»
Прости, прощай! — и оборвётся нить.
Прости за то, что не за что простить.
Прости меня за всё — наперечёт! —
Что мною не содеяно ещё.
Прости! — рука протянута к руке.
Прости! — душа уходит налегке.
За нами — тьма, и перед нами — тьма.
Прости — за что, не ведаю сама.
Прощай! — взошла полынная звезда.
Прощай! — мы расстаёмся навсегда,
А потому в лицо не отвечай…
Прощай меня. Всегда меня прощай.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Избранное предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1
За любовную связь с насильно постриженной в монахини Евдокией, бывшей супругой императора Петра I, майор Степан Глебов был приговорён к медленной и мучительной казни — колопосажению. Евдокия обязана была присутствовать при казни, и приставленные к ней солдаты не позволяли ей отвернуться. Смерть осуждённого наступила только спустя 14 часов (примеч. автора).